Роль церковно-археологических музеев 19 века в деле охраны культурного наследия России.
Заказать уникальную курсовую работу- 55 55 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 16.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Церковно-археологические музеи и их роль в охране памятников культуры: исторический опыт России
Глава 2. Софийский собор Новгородского Кремля
2.1. Строительная история Новгородской Софии и главные особенности внешнего и внутреннего убранства
2.2. Новгородская София как антирелигиозный музей. Достопримечательности, росписи и иконы Софийского собора
Заключение
Список литературы
Приложение
И действительно, «следы другой строительной традиции проявились не только во время работ в Св. Софии. Уже в церкви Дмитрия Солунского во Пскове 1143-44 гг. мы находим иной строительный материал - плинфу с клеймами. Для Новгорода - это черта необычная. Клейма встречаются и в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове, и в церкви на берегу Волхова в Старой Ладоге» (11).
В целом, можно сделать вывод о том, что ремонт полов и синтрона в середине XII в. и украшение их мозаичными плитами раскрывают черты «более широкого культурного явления, связанного со строительными традициями киево-черниговских земель и политической ролью новгородских архиепископов, которые с середины XII в. оказывают сильное влияние на судьбу новгородской вечевой республики» (11).
Последнее переустройство, представляющееся особенно крупным и важным в истории Новгородского Софийского собора, было произведено в главной принадлежности алтаря, его святая святых, месте совершения литургии - центральном престоле Св. Софии Новгородской.
Таким образом, домонгольские главные строительные переустройства можно условно разделить на несколько этапов.
В середине XI в. в последние годы строительства собора меняется первоначальный замысел - возводятся двухэтажные галереи и изменяются конструкции лестничной башни. Однако мастера не закончили работу, так как возникла необходимость в дополнительном укреплении западной части.
Следующий строительный этап относится к возобновлению каменного зодчества Новгорода в начале XII века - времени зарождения новгородской архитектурной школы и следованию торжественности и величию искусства Киева XI-XII вв. Тогда строится первоначальный синтрон (11).
Далее, архитектурные работы, вызвавшие изменения Софии Новгородской, связаны с деятельностью новгородского архиепископа Нифонта и иной киево-черниговской строительной традицией. Она проявилась прежде всего в укладке мозаичного пола по всему периметру собора (храмы Северо-запада мозаикой не украшались), в достройке и оформлении мозаичными плитами синтрона и в возведении ковчега - ступени из плинфы вокруг древнего каменного престола (11). К середине - второй половине XII века относятся несколько полов, в том числе из плит. Последний был обнаружен в алтарной части собора.
В 10-х гг. XIII в., когда, вернувшись из паломничества в Константинополь, новгородский архиепископ Антоний (Добрыня Ядрейкович) привез с собой «меру Гроба Господня», начинается заключительный этап первоначальных архитектурных перестроений Софии Новгородской. Святая святых собора подвергается изменениям, в частности, обстраиваются кирпичом и расписываются столбцы, поддерживающие верхнюю плиту престола, увеличиваются размеры трапезы до «меры Гроба Господня» (11).
После вторжения татаро-монголов первый крупный ремонт имел место в 1276 году, когда обрушилась северная галерея, и понадобилось заново её отстраивать.
Несмотря на то, что София подвергалась неоднократным изменениям, собор всё же сохранил свой первоначальный облик, тогда как другие Софийские соборы (в Киеве, Полоцке и Константинополе) значительно изменились со времени их постройки.
Изучение архитектурной истории Новгородской Софии представляет особую значимость, поскольку, как справедливо отмечал А. Жервэ, «каждое из строительных деяний, совершенных в Св. Софии Новгородской, служит богатейшим археологическим, историческим и литургическим источником по изучению истории Господина Великого Новгорода и особенностей древнерусского государства в целом» (11).
Историко-архитектурное значение Новгородской Софии также представляется огромным, поскольку она «является одним из главных представителей замечательной группы русских зданий XI века, выстроенных в архитектурном типе пятинефных крестово-купольных церквей». К этому типу, не встречающемуся в русской архитектуре за пределами XI века, относятся еще София в Киеве, София в Полоцке и церкви Ирины и Георгия в Киеве. Среди всех этих пятинефных соборов хорошо сохранились только Софийские соборы в Киеве и Новгороде (3, с. 1).
В 1893 году была осуществлена реставрация собора В. Сусловым. Тем не менее, как утверждают Н. Брунов и Н. Травин, в ходе реставрации «была искажена прекрасная древняя архитектура здания. В. Суслов покрыл стены собора толстым слоем прочнейшей, местами цементной, штукатурки, под которой древние архитектурные формы оказались буквально погребенными. При этом штукатурка конца XIX века равномерно покрывает разновременные части здания, создавая иллюзию того, что они построены все в одно время, и сильно затрудняя изучение древних архитектурных форм собора» (3, с. 2).
Во время Великой Отечественной войны Софийский собор очень сильно пострадал. Покрытия куполов содраны, внутри все разграблено и сожжено, главный купол и находившаяся на нем замечательная древняя фреска разрушены снарядом, боковая абсида и своды в нескольких местах пробиты снарядами (10).
После войны собор был полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 году он был передан РПЦ и 16 августа 1991 года освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 гг. была произведена реставрация куполов собора.
2.2. Новгородская София как антирелигиозный музей. Достопримечательности, росписи и иконы Софийского собора
В 1929 году Новгородская София стала антирелигиозным музеем, происходило это в годы становления советской власти. В этом году распоряжением властей собор был закрыт для совершения богослужений и возникла мысль об использовании собора в качестве антирелигиозного музея. Однако здесь нельзя говорить о том, что это была попытка создания в знаменитом историческом памятнике некоего научного учреждения, каким являлся Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе в Петрограде. В Новгороде тех лет для осуществления подобного проекта не существовало ни людей, ни необходимых материальных средств (37, с. 332).
Как отмечал С.М. Смирнов, «вся затея исходила из кругов так называемых воинствующих безбожников, которым не по нутру были все тогдашние изыскания и открытия в области древнерусского искусства и которые ратовали за скорейшее разоблачение и ниспровержение всех вообще памятников, которые, по их мнению, приносили несомненный вред, способствуя распространению «опиума для народа» Что все это происходило именно таким путем, говорит дальнейшее развитие событий вокруг Софийского собора. Разработка детального плана музейного устройства Софийского собора после прекращения в нем церковных служб была едва ли по силам новгородскому Губмузею в тогдашнем его составе да и не «по чину», как говорится, учитывая особое значение Софийского собора в Новгороде как памятника всероссийского. Обязательно требовались указание и руководство со стороны направляющих музейных центров Москвы или Ленинграда, как это делалось всегда в подобных случаях. Но ничего подобного организовывать и не пришлось, так как в один прекрасный день в Губмузей явился человек и предъявил бумагу за подписью и с печатями, удостоверяющую, что он назначается заведующим новгородским антирелигиозным музеем, бывшим Софийским собором (37, с. 333).
Впоследствии Софийский собор (до 1991 года) действовал как музей общего типа, не осуществляя каких-либо функций антирелигиозной пропаганды.
Софийский собор является одной из важнейших достопримечательностей не только Новгорода, но и России. Росписи и фрески, врата и звонница, а также другие составляющие Софии Новгородской – предмет восхищения не только паломников, но и обычных туристов. Более того, Софийский собор на сегодняшний день является важнейшим церковно-археологическим музеем, выполняя функцию сохранения древностей.
Софийский собор был свидетелем многих исторических событий. Здесь хранилась новгородская казна, на палатях располагалась великолепная библиотека, сохранившая древние рукописи и старопечатные книги. В Софийском соборе хранятся новгородские святыни: Чудотворная икона Богоматери Знамения (XII в.) и Святые мощи новгородского епископа Никиты, великолепные иконостасы с иконами XV-XVII вв., бронзовые Магдебургские врата XII в.
У бронзовых ворот Софийского собора два названия: Магдебургские - по месту изготовления, и Сигтунские - по преданию, которое рассказывает о захвате их новгородцами как военного трофея в боях за шведскую крепость Сигтуну ещё в 1187 году. На воротах присутствуют не только рельефные изображения сцен из Ветхого и Нового Заветов, но и фигурки немецких мастеров-литейщиков Риквина и Вайсмута (9; 41; 25).
На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковой росписи ХII века, но и многочисленные надписи, нацарапанные в разное время посетителями храма - молитвенные обращения и записи «из жизни новгородцев», в том числе и «вечное» из серии «имя собственное с глаголом «писал»». Настоящим проявлением средневекового вольнодумства стала надпись, сделанная, по всей видимости, не слишком увлеченным богослужением прихожанином (ХII век): «Яким стоя усне, а лба о камень не ростепе» (См.: 39; 40).
С 1991 года Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, описанные выше, а также Успенский и Рождественский иконостасы с иконами ХV-ХVIII веков, гробницы с мощами основателя собора - новгородского князя Владимира Ярославовича(сына Ярослава Мудрого), святых Никиты и Федора, икона ХII века - хранительница города - «Знамение Божьей матери», паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым, и пр. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв. (9)
У восточной стены Кремля возвышается Звонница. Первые воспоминания о ней связаны с 1437 годом, когда Волхов подмыл кремлёвскую стену во время наводнения, и Звонница рухнула в реку. Потом она была восстановлена. Рядом на специальном постаменте установлены колокола, снятые с Софийской Звонницы за несколько дней до оккупации города гитлеровцами. Теперь они уже не пригодны для звона, но сохранили свою историческую ценность. Самый крупный колокол - Праздничный. В него звонили только по особо торжественным случаям, он отлит в ХVII веке, весит - 26,5 тонны. Есть ещё Воскресный колокол (ХIХ век) и вседневные (ХVII-ХVIII вв.).
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты росписи центрального купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть предположение, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке (48).
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:
Икона Божией Матери «Знамение»
Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
К числу других достопримечательностей Софийского собора Новгородского Кремля также стоит отнести:
Царское моленное место. Оно было установлено по приказу царя Ивана IV Грозного. Новгородские мастера работали над его изготовлением около двух лет.
Паникадило главного купола. Известно, что оно немецкой работы (изготовлено Нюренбергскими мастерами в 1600 году), а подарено было собору царём Борисом Годуновым.
Алексеевский крест был воздвигнут архиепископом Алексием в память о погибших в великой в истории Отечества битве – Куликовской (См.: 44).
Ризница Софийского собора является одной из самых богатейших в России, несмотря на то, что она была разграблена при Иване Грозном. В двух её палатах сосредоточены священные предметы, драгоценные вещи и старина, а в двух других комнатах, помимо разных золотых и серебряных сосудов, драгоценных панагий, митр, серебряных рипид, хранятся облачение святителя Никиты (XII век), в котором он был найден при обретении его мощей после 450 лет пребывания в земле, посох святителя Никиты, княжеская шапка деревянная с вырезанным четырёхконечным крестом, обложенная пунцовым атласом с золотым и серебряным шитьём, относится к XIII веку, три деревянных потира, найденные в стене Яковлевского собора в 1846 году, покровы с мощей святых Никиты и Иоанна и т.д (29, с. 81-82).
Многие ценности из ризницы Софийского собора были похищены или утрачены. То же самое касается и библиотеки собора. Множество редчайших старопечатных книг было также похищено в разное время из библиотеки собора, обладавшей большим количество драгоценных изданий (34).
Заключение
Начиная со второй половины XIX столетия проблема охраны культурных ценностей и деятельности, создания церковно-археологических обществ и музеев оставалась актуальной. С середины XIX века, если судить по определениям Священного Синода, перед Церковью встал вопрос о церковных древностях, которые утрачивали от времени свою целостность и вид. Именно с этого времени стали создаваться при епархиях церковно-археологические комитеты и комиссии, началось изучение и описание церковных святынь и, наконец, создание епархиальных древлехранилищ (всего было открыто около 50 древлехранилищ) (5; 26). На сегодняшний день, конечно же, большее внимание уделяется делу охраны культурного наследия России, а деятельность церковно-археологических музеев поощряется.
Софийский собор играет важнейшую роль в деле охраны культурного наследия. И не только потому, что сам собор представляет собой уникальный памятник древнерусского зодчества. Дело в том, что в Софийском соборе хранятся удивительные редчайшие церковные предметы, многие из которых включены в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1992 года и сам Софийский собор также был включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Также стоит отметить, что в соборе Софии Премудрости Божией воссоздана и работает библиотека, в которой содержатся не только древние издания и инкунабулы, представляющие особую значимость для научной работы, но и богослужебная литература, издаваемая сегодня (34). При Софийском соборе работает Воскресная школа.
С момента своего освящения Софийский собор являлся усыпальницей. Большая часть сохранившихся погребений находится в Мартирьевской или Златой паперти. По погребениям Софийского собора можно проследить всю древнюю историю Новгорода. Например, в Мартирьевской паперти покоится архиепископ Антоний, который привёз в Новгород многие православные святыни, в том числе и «Гроб Господень» (видимо, частицу или зарисовку), а также оставил ценнейшие записки о Византии накануне её захвата крестоносцами в 1204 году (29, с. 112).
Список литературы
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969.
Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. - Киев, 1982.
Брунов Н., Травин Н. Собор Софии в Новгороде.//Сообщения института Истории и теории архитектуры. Вып. 7. – М., 1947.
Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. - М., 2001.
Вигилянский В., иерей. Опять о музеях и о церкви.// www.bogoslov.ru
Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. - М., 1966. Т. 3.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике./Христианская библиотека// http://mystudies.narod.ru/
Господин Великий Новгород: Софийский собор и другие архитектурные достопримечательности./Электронный ресурс//http://www.bg-znanie.ru/
Давыдов С.Н. Восстановление Софийского собора в Новгороде в 1945-1948 гг. // Практика реставрационных работ. Вып. 1. – М., 1950.
Жервэ А. Страницы строительной истории Софии Новгородской./А. Жервэ//София. № 1, 1999.
Житенёв С.Ю. Церковная археология. Краткий исторический очерк./С.Ю. Житенев//Православный паломник. № 5(36), 2007.
История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983.
История русской архитектуры. 2-е изд. - М., 1956.
История русского искусства: В 12-ти т. - М., 1953. Т. 1.
История русского искусства : В 2-х т. - М., 1978. Т. 1.
Каргер М.К. Новгород. 4-е изд. с коммент. Г. М. Штендера. - Л., 1980.
Комеч А.И. Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве.//В кн.: Древнерусское искусство: Худож. культура домонг. Руси. - М., 1972.
Кресальный Н.И. Софийский заповедник в Киеве. - Киев, 1960.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М., 1973.
Логвин Г.Н. София Киевская: (Альбом). - Киев, 1971.
Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. - М., 1976.
Никитина Ю.И. Софийский собор. - Л., 1980.
О деревянной Софии Новгородской.// http://www.novgorod.ru/
Пелевин Ю.А. Софийский собор в Новгороде./Электронный ресурс// http://artclassic.edu.ru/
Первушин М. Храм при при музее или музей при храме?//Встреча. № 3(13), 2000.
Пескова А.А., Раппопорт П.А., Штендер Г.М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы.//СА. № 3, 1982.
Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., 2005.
Райков Г.П. Софийский собор Великого Новгорода. – СПб., 2007.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986.
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970.
Раппопорт П.А. Археологические исследования памятников древнего новгородского зодчества. - Л., 1982, № 1 (11).
Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII в. Каталог памятников. - Л., 1982.
Савушкина Н. Библиотека Софийского собора./Н. Савушкина//София. № 1, 2004.
Семенов А.И. Новгородский Софийский собор - исторический памятник XI века. - Новгород, 1958.
Сиволап Т.Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX – начало XX вв.)/Т.Е. Сиволап//Триумф музея. – СПб., 2005.
Смирнов С.М. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее./С.М. Смирнов//Новгородский исторический сборник. Вып. 6(16). – СПб., 1997.
Сотникова С.И. Музеология. – М., 2004.
Софийский собор в Великом Новгороде.// http://www.servistur.ru/rest/novgorod/museums/sofia/
Софийский собор в Великом Новгороде. Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/
Столова Г. Память из рода в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)/Г. Столова//София. № 2, 2001.
Сферическая панорама Софийского собора Великого Новгорода// http://www.360cities.net/
Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. – М., 2005.
Царевская Т. Крест главного купола Софийского собора./Т. Царевская//София. № 4, 2004.
Штендер Г.М. Архитектура домонгольского периода.//В кн.: Новгород: Сб. к 1100-летию города. - М., 1964.
Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии/Г.М. Штендер//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. - М., 1977.
Штендер Г.М. К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания) /Г.М. Штендер// Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 2. – М., 1982.
Энциклопедия «Википедия». Софийский собор// http://ru.wikipedia.org/
Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2004.
Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. - М., 1977.
Приложение
Софийский собор Вид с юга Май 2002 г.
Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По Г. М. Штендеру
Планы Софийских соборов. 1 - киевского, 2 - новгородского, 3 - полоцкого.
Магдебургские врата
Роспись в барабане центрального купола
Центральный купол собора с голубем
Из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде
Богоматерь Знамение. Новгород, Софийский собор
Двухсторонняя икона из Софийского собора в Новгороде
Кратир из Софийского собора в Новгороде. Серебро. 12 в.
Серебряный сион из Софийского собора в Новгороде. 11-12 вв
39
1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969.
2.Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. - Киев, 1982.
3.Брунов Н., Травин Н. Собор Софии в Новгороде.//Сообщения института Истории и теории архитектуры. Вып. 7. – М., 1947.
4.Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. - М., 2001.
5.Вигилянский В., иерей. Опять о музеях и о церкви.// www.bogoslov.ru
6.Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. - М., 1966. Т. 3.
7.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
8.Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике./Христианская библиотека// http://mystudies.narod.ru/
9.Господин Великий Новгород: Софийский собор и другие архитектурные достопримечательности./Электронный ресурс//http://www.bg-znanie.ru/
10.Давыдов С.Н. Восстановление Софийского собора в Новгороде в 1945-1948 гг. // Практика реставрационных работ. Вып. 1. – М., 1950.
11.Жервэ А. Страницы строительной истории Софии Новгородской./А. Жервэ//София. № 1, 1999.
12.Житенёв С.Ю. Церковная археология. Краткий исторический очерк./С.Ю. Житенев//Православный паломник. № 5(36), 2007.
13.История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983.
14.История русской архитектуры. 2-е изд. - М., 1956.
15.История русского искусства: В 12-ти т. - М., 1953. Т. 1.
16.История русского искусства : В 2-х т. - М., 1978. Т. 1.
17.Каргер М.К. Новгород. 4-е изд. с коммент. Г. М. Штендера. - Л., 1980.
18.Комеч А.И. Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве.//В кн.: Древ¬нерусское искусство: Худож. культура домонг. Руси. - М., 1972.
19.Кресальный Н.И. Софийский за¬поведник в Киеве. - Киев, 1960.
20.Лазарев В.Н. Древнерусские моза¬ики и фрески. - М., 1973.
21.Логвин Г.Н. София Киевская: (Альбом). - Киев, 1971.
22.Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. - М., 1976.
23.Никитина Ю.И. Софийский собор. - Л., 1980.
24.О деревянной Софии Новгородской.// http://www.novgorod.ru/
25.Пелевин Ю.А. Софийский собор в Новгороде./Электронный ресурс// http://artclassic.edu.ru/
26.Первушин М. Храм при при музее или музей при храме?//Встреча. № 3(13), 2000.
27.Пескова А.А., Раппопорт П.А., Штендер Г.М. К вопросу о сло¬жении новгородской архитек¬турной школы.//СА. № 3, 1982.
28.Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., 2005.
29.Райков Г.П. Софийский собор Великого Новгорода. – СПб., 2007.
30.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986.
31.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970.
32.Раппопорт П.А. Археологические исследования памятников древ¬него новгородского зодчества. - Л., 1982, № 1 (11).
33.Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII в. Каталог памятников. - Л., 1982.
34.Савушкина Н. Библиотека Софийского собора./Н. Савушкина//София. № 1, 2004.
35.Семенов А.И. Новгородский Софийский собор - исторический памятник XI века. - Новгород, 1958.
36.Сиволап Т.Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX – начало XX вв.)/Т.Е. Сиволап//Триумф музея. – СПб., 2005.
37.Смирнов С.М. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее./С.М. Смирнов//Новгородский исторический сборник. Вып. 6(16). – СПб., 1997.
38.Сотникова С.И. Музеология. – М., 2004.
39.Софийский собор в Великом Новгороде.// http://www.servistur.ru/rest/novgorod/museums/sofia/
40.Софийский собор в Великом Новгороде. Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/
41.Столова Г. Память из рода в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)/Г. Столова//София. № 2, 2001.
42.Сферическая панорама Софийского собора Великого Новгорода// http://www.360cities.net/
43.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. – М., 2005.
44.Царевская Т. Крест главного купола Софийского собора./Т. Царевская//София. № 4, 2004.
45.Штендер Г.М. Архитектура домон¬гольского периода.//В кн.: Новгород: Сб. к 1100-летию го¬рода. - М., 1964.
46.Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии/Г.М. Штендер//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. - М., 1977.
47.Штендер Г.М. К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания) /Г.М. Штендер// Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 2. – М., 1982.
48.Энциклопедия «Википедия». Софийский собор// http://ru.wikipedia.org/
49.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2004.
50.Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. - М., 1977.
Вопрос-ответ:
Какую роль играли церковно-археологические музеи 19 века в сохранении культурного наследия России?
Церковно-археологические музеи 19 века играли важную роль в сохранении культурного наследия России. Они собирали, сохраняли и изучали предметы религиозного и художественного значения, а также памятники архитектуры и искусства. Благодаря этим музеям были сохранены многие иконы, редкие рукописи, наряды священнослужителей и другие ценные артефакты.
Какие особенности внешнего и внутреннего убранства Новгородской Софии?
На протяжении своей истории София прошла через несколько этапов строительства и реконструкций. Внешне она представляет собой монументальное здание с пятью куполами, внутри которого расположены храмы, капеллы и алтари. Внутреннее убранство Софии украшено росписями и рельефами, представляющими сцены из Библии и жизнь святых. Особое внимание уделено иконам, которые являются настоящими шедеврами русской иконописи.
Как Софийский собор Новгородского Кремля превратился в антирелигиозный музей?
После Октябрьской революции 1917 года Софийский собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Религиозные символы были уничтожены или удалены, росписи были перекрашены, а сам храм был использован для проведения антирелигиозных выставок и мероприятий. Это продолжалось до 1991 года, когда София была возвращена Русской православной церкви и снова стала действующим храмом.
Какие достопримечательности росписи и иконы можно найти в Софийском соборе?
В Софийском соборе можно увидеть множество достопримечательностей росписи и иконы. Одна из самых известных - это "Софийская Мадонна", написанная в 14 веке и считающаяся одной из самых древних русских икон. Также здесь можно увидеть различные сцены из Библии и жизни святых, изображенные на стенах и сводах храма. Росписи выполнены в различных стилях и отражают разные периоды искусства.
Какая роль церковно-археологических музеев 19 века в охране культурного наследия России?
Церковно-археологические музеи 19 века играли важную роль в охране культурного наследия России. Они собирали и хранили ценные артефакты, а также проводили исследования и реставрации исторических памятников. Благодаря им было возможно сохранить множество уникальных церковных сооружений и предметов, которые сейчас являются важным источником информации о русской истории и культуре.
Какая была роль церковно-археологических музеев в охране памятников культуры?
Церковно-археологические музеи выполняли множество функций в охране памятников культуры. Они осуществляли сбор и систематизацию исторических материалов, проводили исследования и реставрации церковных сооружений и предметов, а также осуществляли запись и сохранение уникальных артефактов. Это позволяло сохранить и передать будущим поколениям наследие русской культуры и истории.
Какие основные особенности внешнего и внутреннего убранства Новгородской Софии?
У Новгородской Софии есть несколько особенностей внешнего и внутреннего убранства. Внешне собор снабжен мощными укрепительными системами - сводчатыми дощатыми наружными обшивками и массивными кладками на огнивах. Внутри сохранились уникальные фрески, выполненные мастерами 12-13 веков, и иконы, созданные в разные периоды времени. Это делает Новгородскую Софию значимым объектом искусства и истории.
Какую роль играл Новгородский Софийский собор на протяжении времени?
Новгородский Софийский собор играл различные роли на протяжении времени. В свое время он был церковью, в которой совершались религиозные обряды и проводились богослужения. В период Советской власти он был превращен в антирелигиозный музей, где хранились ценные исторические артефакты. В настоящее время он является объектом культурного наследия и туристической достопримечательностью, которая привлекает множество посетителей.
Вопрос
Ответ
Какую роль играли церковно-археологические музеи 19 века в охране культурного наследия России?
Церковно-археологические музеи 19 века великолепно выполняли свою роль в охране культурного наследия России. Они собирали, сохраняли и изучали ценные артефакты, связанные с историей и культурой России, включая церковные объекты и иконы. Эти музеи не только позволяли широкой публике узнать о религиозном наследии страны, но и способствовали сохранению исторических памятников и их возвращению к религиозному назначению.
Какие основные особенности внешнего и внутреннего убранства Софийского собора Новгородского Кремля?
Внешнее убранство Софийского собора Новгородского Кремля характеризуется простотой и строгостью. Основные черты архитектурного стиля собора - арочные окна, белое покрытие стен, башенная украса и зубчатые края. Внутри собора, его интерьеры украшены красочными фресками, изображениями святых и церковных сцен. Также находятся знаменитые иконы, такие как Иверская и Семистрельная Божьей Матери.
Почему Новгородская София была объявлена антирелигиозным музеем?
Во времена советской власти Новгородская София была объявлена антирелигиозным музеем с целью прославления атеизма и широкого атеистического пропаганды. Церковь Софии была закрыта для богослужений и превращена в музей, где были выставлены антирелигиозные материалы и артефакты. Это было частью кампании по уничтожению и преследованию верующих и церквей, которая протекала в те годы.