Влияние миграционных процессов на интеграцию между странами ЕАЭС

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 49 49 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 06.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Также большинство государств сами выступаютучастниками в процессе миграции, в качестве государств назначения, происхождения и транзита, иливыступают во всех этих качествах одновременно.Формат евразийской интеграции представляет собой и неоднородное миграционное пространство, в котором в роли важнейшего связующего звена между странами- участницами выступает Россия. В рамках интеграционного объединения динамичные миграционные потоки ориентированы прежде всего на Российскую Федерацию. Международная миграция в РФ на протяжении длительного времени обусловливала постоянный приток населения в страну из других государств-членов ЕАЭС. По данным Евразийской экономической комиссии, за последние пять лет демографический потенциал РФ в обмене населением со странами ЕАЭС увеличился более чем на 400 тыс. человек. В Российскую Федерацию идет миграционный приток населения абсолютно из всех стран евразийской интеграционной группировки — Беларуси, Казахстана, Армении. При этом самым крупным миграционным донором России выступает Казахстан, из которого в 2017 году в страну на постоянное место жительства прибыло больше 70 тыс. человек или около 40% общего количества прибывших иммигрантов в рамках ЕАЭС.Оценивая тенденции миграционного взаимодействия России со странами евразийской интеграции, нельзя не усчитывать динамику процессов в сфере экономики. Не случайно поэтому, что в последние годы под воздействием экономической рецессии население России продолжало увеличиваться за счет миграционного обмена с другими странами ЕАЭС, но величина миграционного прироста стала устойчиво сокращаться. По нашим оценкам, в течение пятилетнего периода 2012-2016 гг. сальдо постоянной международной миграции населения в РФ со странами регионального интеграционного объединения уменьшилось более чем на 40 тыс. человек, или в 1,7 раза, что означает ослабление миграционной привлекательности и аккумулирующей роли России в ее миграционных связях с другими участниками евразийской интеграции.В формате ЕАЭС в Российскую Федерацию направлены не только самые значительные потоки долговременных мигрантов, но и крупномасштабные потоки трудовой иммиграции. Так, только в 2018 г. на работу в Россию въехало свыше 800 тыс. трудовых мигрантов из государств евразийской интеграции.Нестабильное экономическое развитие последних лет стало причиной замедления притока трудовых мигрантов в Российскую Федерацию. Однако в рамках ЕАЭС Россия по-прежнему остается основной «принимающей стороной» трудовых мигрантов, центрами притяжения в которой являются преимущественно крупные города и городские агломерации с нехваткой рабочей силы по ряду профессий и специальностей.Появление на евразийском пространстве новых центров притяжения трудовых мигрантов свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем направления миграционных потоков на евразийском пространстве могут диверсифицироваться, и Россия может столкнуться с нарастанием конкуренции за трудовые ресурсы на региональном уровне.Свои особенности имеют миграционные процессы в Республике Беларусь. В рамках ЕАЭС Беларусь выступает в качестве второго важнейшего центра притяжения мигрантов. Кроме относительно высокого уровня жизни и потребности рынка труда в рабочей силе миграционную привлекательность Республики Беларусь определяют выгодное географическое положение страны, занимающей центральное место в Европе, благоприятное трансграничное сообщение, сходные с рядом зарубежных стран гео- климатические условия, исторически сложившаяся социокультурная близость населения Беларуси и государств, ранее входивших в состав бывшего СССР, отсутствие серьезных проблем у выходцев из этих стран в адаптации к языковой и социальной среде.Миграционный обмен Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья происходит на фоне волнообразной динамики подвижности населения при положительном для страны сальдо миграции, что связано как с динамикой социально-экономического развития РБ, так и с ростом политической и социальной нестабильности в странах ближнего и дальнего зарубежья.В обмене населением с ближним зарубежьем результаты миграции населения в Беларуси из года в год остаются положительным. Начиная с 2008 года, отмечается положительный миграционный прирост не только со странами СНГ, но и в миграционном обмене населением с государствами дальнего зарубежья. Вместе с тем, в миграционном взаимодействии на пространстве евразийской интеграции фиксируется снижение результатов стационарной миграции в миграционных связях с Российской Федерацией и, напротив, стабильное увеличение миграционного сальдо с Республикой Казахстан.Наиболее масштабные миграционные потоки белорусских граждан направлены на российский рынок труда. На долю России приходится около 60% от общего объема выезда трудовых мигрантов из Республики Беларусь. Выезд на работу в Россию остается стабильным на протяжении ряда лет, причем в последние годы наблюдается всплеск интереса к российскому направлению трудоустройства. Это объясняется прежде всего невозможностью белорусской рабочей силы пробиться на западные рынки труда из-за ограничительных мер ряда западных стран и большой конкуренции со стороны иностранных работников из других стран.Экспорт рабочей силы из Беларуси за пределы страны характерен для всех областей республики. При этом основной поток трудовых мигрантов, выезжающих по зарегистрированным договорам и контрактам, направляется из Минска. Это связано с тем, что в столице сосредоточено подавляющее большинство фирм, имеющих лицензии на трудоустройство за рубежом. Кроме того, здесь сконцентрирована значительная часть студенческой молодежи, являющейся активным участником международного трудового обмена.Отличительной особенностью занятости трудовых мигрантов из Республики Беларусь во время работы за границей является их преимущественное трудоустройство на рабочих местах, связанных с применением физического труда. Лидирующими сферами приложения труда белорусских граждан является занятость в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг и досуга. При этом большинство выезжающих из РБ трудовых мигрантов имеют рабочие специальности.На глобальном рынке труда Беларусь для своего экономического роста и развития помимо экспорта трудовых ресурсов за рубеж привлекает и использует иностранную рабочую силу. Трудовые мигранты прибывают в белорусскую экономику из более чем 30 государств мира. В отличие от России, где масштабы привлечения иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья не столь значительны, как из стран ближнего зарубежья, соотношение работников, приехавших в Беларусь из стран СНГ и других государств мира, одинаковое и составляет примерно по 50%. Среди стран дальнего зарубежья можно выделить ряд стран, наиболее активно поставляющих работников на белорусский рынок труда. Анализ сложившихся масштабов привлечения и использования в Республике Беларусь иностранной рабочей силы показывает, что в настоящее время объемы импорта трудовых ресурсов в стране таковы, что не оказывают заметного давления на национальный рынок труда. Иными словами, трудовые мигранты из-за рубежа не представляют значительной конкуренции с местным населением за имеющиеся свободные рабочие места.Сложность и противоречивость миграционного взаимодействия России и Беларуси со странами евразийской интеграции закономерно выдвигают на первый план немало конкретных вопросов, касающихся дальнейшего развития их международного сотрудничества в миграционной сфере.Внастоящее время государственная миграционная политика в странах Союза осуществляются изолированно, а иногда асинхронно. Каждая страна пытается регулировать миграцию исключительно в своих собственных интересах. Страны-доноры стараются отправить за границу максимально возможное количество трудовых мигрантов, чтобы получить от них больше денежных переводов. В лучшем случае, принимающие страны пытаются привлекать дешевую рабочую силу, периодически пытаясь влиять на ее качество. Каждое государство проводит свою собственную визовую политику в отношении третьих стран. На национальном уровне миграционная политика проводится без согласования общих и национальных интересов, координации единичных и системных мероприятий, проводимых странами в миграционной сфере, что чревато возникновением различного рода серьезных издержек в экономической, политической, социальной и гуманитарной сферах взаимодействия.К проблемным вопросам расширения интеграционного сотрудничества государств-участников ЕАЭС в сфере миграции относится незавершенность разработки правового обеспечения миграционных процессов, отсутствие унифицированной правовой системы, регулирующей трудовую миграцию. Важной задачей является определение согласованной позиции государств - участников ЕАЭС в отношении правовых, экономических и организационных механизмов содействия организованному привлечению и использованию иностранной рабочей силы.Вниманиятребует решение комплекса задач в области пенсионного обеспечения и социального страхования трудящихся-мигрантов на территории государств-членов интеграционного объединения. Необходимо принятие отдельного международного договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов государств ЕАЭС и обеспечивающего их равные права и гарантии в пенсионной сфере на всей территории Союза.Отсутствие или недостаточная правовая урегулированность вопросов пенсионного обеспечения при осуществлении трудовой деятельности в других государствах-членах является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда. В этой связи вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории стран ЕАЭС является крайне актуальным. На сегодняшний день в государствах-членах действуют разные пенсионные системы. Основное отличие заключается в разных подходах к финансированию пенсионной системы и распределению пенсионных средств. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: по пенсионному возрасту, размерам, источникам пенсионных отчислений и другим параметрам. Проблемными являются вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов из одной страны в другую.Особую значимость в расширении интеграционного взаимодействия в миграционной сфере приобретают вопросы координации деятельности участников интеграционной группировки в области установления визовых режимов с соседними странами, углубления сотрудничества в области пограничного контроля, проведения совместных действий по охране границ интеграционной группировки, формирования единой системы иммиграционного контроля, действующей внутри Союза.В комплексе вопросов общего миграционного пространства ЕАЭС весьма остро стоят проблемы создания надежной информационной базы, характеризующей развитие миграционных процессов в формате евразийской интеграционной группировки. К ключевым задачам в этой области относится решение вопросов учета объемов и структуры трудовой миграции, которая лишь частично отражается статистикой. Отсутствие полномасштабного учета процессов движения трудовых ресурсов затрудняет понимание миграционной ситуации и структуры миграционных потоков в целом по Союзу, искажает общие масштабы трудовой миграции и оценки ее воздействия на экономическое развитие стран евразийской интеграции.Влияниена официальную трудовую миграциюоказывают особенности рынка труда илиформы занятости, куда были привлеченытрудовые мигранты. Так, например,значительное количество официальныхтрудовых мигрантов из Кыргызстана былопривлечено для работы в аграрном секторе, вчастности при уборке урожаев в Алматинскойобласти. На привлечение специалистов изРоссии оказало влияние развитие в Казахстаненефтегазового сектора. Большое числопривлеченных трудовых мигрантов из этойстраны работало в этом секторе экономики,в частности, в Западно-Казахстанской,Атырауской областях.Свступлениемв действие ЕАЭС соглашение между странамио правовом статусе трудящихся мигрантови членов их семей предусматривает снятиеограничений в части допуска граждан на рыноктруда стран ЕАЭС, отмену квотирования,отмену обязательных разрешений на работутрудовым мигрантам, более либеральныйпорядок миграционного учета.Свободныйпереток иностранной рабочей силы долженопределенным образом регистрироваться иучитываться. В рамкахЕАЭС должны использоваться иные рычагирегистрации нахождения иностраннойрабочей силы в стране. Например, использование таких инструментов, которыене являлись бы тормозом, а наоборот,стимулировали бы трудовых мигрантоврегистрировать свою занятость в другойстране. Одним из таких инструментов врамках ЕАЭС должно быть их международноесоциальное страхование.Система социального страхования – этоособо специфическая сфера деятельностигосударства. Дляее успешногофункционирования необходимо учитыватьтакие основные принципы страхования, какпринцип «пространства и времени», принцип «объективности риска» и т.д. Если эти принципы относительнолегко учитываются в рамках одной страны,то в международных рамках их учетпринимает особую специфичность. Специфика заключается в субъектестрахования и типа риска, который долженбыть подвергнут страхованию. Особоважным моментом должен быть учет того,что в проведении и/или реализации страховойдеятельности должны быть заинтересованы как страховщик, так и страхователь.Заинтересованность стран-участницЕАЭС в проведении международного страхованиятрудовых мигрантов заключается втом, что государства (страны) посылающиетрудовых мигрантов, не остаютсявнешними безучастными сторонами, астановятся непосредственными участниками,защищающими трудовых мигрантовв стране где они работают. Одной изважных положительных сторон являетсявозможность посылающих государств болеечетко проследить переводы, пересылаемыетрудовыми мигрантами из страны в страну.При международном страхованиипосылающие государства имеют возможностьулучшить их систему налогообложения.Немало положительных сторон исоответственно заинтересованности должнобыть при создании системы международногострахования и у стран принимающихтрудовых мигрантов.Прежде всего, это проявляется ввозможности социально защитить трудовыхмигрантов за счет международного фондасоциального страхования, а не за счетбюджетных средств.Наличие признанного в международнойпрактике страхового полиса, которыйтрудовые мигранты могли бы получать приуплате ими незначительного страховогоплатежа, позволило бы государственныморганам принимающих стран контролироватьтрудовую миграцию в ее положительномконтексте: как гуманную заботу огражданах другой страны, а не как инструментнаказания.Применение системы международногосоциального страхования и защиты трудовыхмигрантов позволило более полно легализоватьнеформальную занятость и соответственноувеличить поступления в бюджет.Для трудовых мигрантов положительнойили привлекательной стороной созданиясистемы социального страхованиядолжна явиться возможность официальнополучить помощь при возникновениястрахового случая в стране пребывания.Повышение информированности трудовыхмигрантов о том, что за счетнезначительного страхового платежа онибудут обеспечены страховой защитой,превышающей эти платежи должно внекоторой степени заинтересовать их, атакже их работодателей стать участникамиданной системы.Наличие признанного в международнойпрактике страхового полиса должноповысить уверенность трудового мигранта втом, что он застрахован также и его родинойили страной исхода.Создание международного фонда социальногострахования и защиты трудовыхмигрантов в странах ЕАЭС имеет объективныеосновы, которые базируются на законахмиграции, таких как закон гравитации в егопространственно-временном контенте, законгравитации в его культурном, языковом,историческом контенте и в целом наэкономических связях.Возможные этапы организации иреализации международной системы социальногострахования и защиты трудовыхмигрантов в рамках ЕАЭС таковы.Этап 1. Проведение глубокого научного исследования по трудовой миграции в ЕАЭС. Определение типа и объема рисков. Проведение актуарных расчетов.Разработка механизма функционированиямеждународной системы социальногострахования и защиты трудовых мигрантов.Правовая база. Финансовые институты,Организационная структура. Техническоеобеспечение и т.д. Подготовка окончательногоотчета.Этап 2. Проведение диалогов иобсуждение результатов отчетов на высоком уровне.Этап 3. Апробация.Этап 4. Реализация системымеждународного социального страхованиятрудовых мигрантов в рамках ЕАЭС.Выводы по третьей главе:Перспективами развития ЕАЭС на ближайшие несколько лет являются: устранение оставшихся барьеров на уже действующих общих рынках товаров и труда, реализация планов интеграции рынков услуг и капитала; углубление интеграции рынка лекарств и медизделий; завершение формирования общих рынков нефти и газа; реализация соглашения об общем электроэнергетическом рынке, разработанного в 2018 г.; введение маркировки, цифровой прослеживаемости и идентификации товаров, их увязка с транспортной прослеживаемостью; реализация транзитного потенциала ЕАЭС, включая создание транспортно-логистических систем, сопряженных с Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП); создание телевидения ЕАЭС.Необходимо сближение законодательств государств-членов ЕАЭС в области правового регулирования трудовой миграции, учитывая опыт Европейского Союза, несмотря на то, что на текущий момент ЕАЭС отказывается формулировать даже в качестве цели гармонизацию трудового права. В рамках Евразийского экономического союза может быть найдена желаемая модель интеграции, которая станет тем более эффективной, чем больше она сможет перенять лучший опыт, накопленный в других региональных интеграционных объединениях, таких как ЕС, при учете правовых традиций, сложившихся на Евразийском пространстве за последние десятилетия.Свободное передвижение трудовых мигрантов, принятое в рамках соглашения при создании ЕАЭС не должно предполагать отсутствие учета их регистрации или их неформальную занятость. В целях решения данного вопроса должны быть созданы системы их социального страхования, которые в определенной степени будут своего рода индикаторами их официальной и/или формальной занятости.Список литературыУстав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. N 1, 1994Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями от 29.05.2014) // СПС КонсультантПлюсСоглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (ред. от 03.03.2015) // СПС КонсультантПлюсФедеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 07.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 5 ст. 653Алиев С.Б. Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического союза // Практика интеграции. ЕЭИ №4(29) ноябрь 2015. С. 65-72.Валеев Р. М., Курдюков Г. И. Международное право. М.: Статут. 2017. С. 214.Вешкурова А.Б., Копылова НА. Регулирование процессов внешней трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе // Труд и социальные отношения. 2017. №2. С. 19-30.Вишневская Н.Г. Рынок труда стран СНГ: Сравнительный анализ конъюнктурных особенностей // Региональная экономика: Теория и практика. 2015. № 37. С. 58–71.Данилова И.А. Возрастные структуры населения в странах ЕАЭС // Демографический потенциал стран ЕАЭС: VIII Уральский демографический форум. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. Т. II. С. 81–85.Демографический ежегодник Республики Беларусь: Статистический сборник / Под ред. И.В. Медведева. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. С. 131.Дмитриева Г. К. Международное частное право. М.: Проспект. 2015. С. 180.Евразийский экономический союз в цифрах: Краткий статистический сборник / Отв. ред. Д.Б. Байжуманов. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2018. С. 17.Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: Теория и практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. С. 21–28.Интеграционный барометр ЕАБР – 2018. Доклад № 46 / И.В. Задорин [и др.]. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. 108 с.Клупт М. А. Социальные различия в отношении к иммиграции в России и странах Запада // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 112–120.Кузнецов И. М. Отношение населения к мигрантам в Республике Татарстан // Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте. М., 2017. С. 45–55.Маевский Д.П., Сигарева Е.П. Динамика и структура международной миграции в Республике Беларусь в контексте интеграции в ЕАЭС // Народонаселение. 2017. N3. С. 75-89.Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 282-283.Миропольский Д.Ю., Якшибаева Г.В. Состояние и перспективы развития трудовой миграции России с государствами-членами ЕАЭС как фактор устойчивого социально-экономического развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. №4 (112). С. 29-37. Мокин К. С., Барышная Н. А. Общественное восприятие миграции в контексте социальных отношений: миграция – ресурс или угроза? // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 3. С. 3–10.Мукомель В. И. Отношение россиян к мигрантам и миграции // Социокультурные и социоструктурные факторы межэтнической напряжённости в регионах Российской Федерации: результаты исследования. М., 2016. С. 49–65.Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. С. 22.Население России 2015: двадцать третий ежегодный демографический доклад / Отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 300.Общественное мнение – 2017. М.: Левада-Центр, 2018. С. 171.Оганян К. М. Психология восприятия мигрантов в России // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Сборник материалов III Всероссийской научной Интернет-конференции. Ставрополь, 2014. С. 38–40.Оставная А. Н. Мигранты в восприятии россиян. Анализ результатов исследований общественного мнения // Научные труды КубГТУ. 2017. № 6. С. 286–293.Петров Е. Прием на работу граждан государств ЕАЭС // Практический бухгалтерский учет. 2018. № 2. С. 26 - 35.Праневич А.А. Факторы конкурентоспособности малых стран и особенности их формирования в Республике Беларусь // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. № 26-1. С. 86-92. Регаме А. Образ мигрантов и миграционная политика в России // Антропологический форум. 2014. № 13. C. 389–406.Соколов Н. В. Работящие, но чужие: парадокс восприятия мигрантов массовым сознанием (по результатам исследований в Санкт-Петербурге) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 80–96.Социальные факторы межэтнической напряженности в России. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 184.Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. М., 2017. С. 46-47.Степанов В. В. Общественное восприятие миграции и мигрантов в современной России // Миграция и мигранты в России и мире: опыт социально-антропологических и этнографических наблюдений. М., 2015–2016. С. 112–117.Уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии. Оценка потребностей мигрантов и общин и управление рисками / П. Казмеркевич [и др.]. Астана: Международная организация по миграции (МОМ), 2017. С. 18.Шухно С.С. Два года Евразийскому экономическому союзу: основные достижения и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 6. С. 3-14.Эндрюшко А. А. Отношение россиян к азербайджанским мигрантам // Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте. М., 2017. С. 56-66.Ястребова А. Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации. М.: ВАКО. 2014. С. 336.Алексеев М. Восприятие масштабов миграции в России: этнорегиональные измерения и психология цифр // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0293/analit05.phpДемографический прогноз до 2035 года: Изменение численности населения по вариантам прогноза // Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#Иммигранты из стран СНГ в Россию: любим, но… Не ждем! // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3304. 10.02.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116061Миграционная политика: вопросы и ответы // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3331. 21.03.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116121Мухаметшина Е. Отношение к мигрантам в России ухудшается – «Левада-центр» // Ведомости. 27.04.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/04/28/687871-otnoshenie-migrantamuhudshaetsyaОтдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации с распределением по регионам // ГУВМ МВД РФ: Официальный сайт. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_news/temp/__1517237587_9045/SAYT_2-RD_17kv4.xlsxПутин: русские и украинцы – один народ // RT. 27.10.2016 URL: https://russian.rt.com/russia/news/328567-putin-russkie-i-ukraincyСтатистические сведения по миграционной ситуации. Официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России. (Электронный ресурс]. URL: https://guvm.mvd.ruТроицкая О. Евразийский союз и миграция. Российское агентство по международным делам. Доступно по ссылке: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=544#topШахотько Л.П. Сложное демографическое будущее Беларуси // Демоскоп Weekly. 2015. № 649–650. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/tema01.phpEsipova N., Ray J., Pugliese A. Number of Potential Migrants Worldwide Tops 700 Million // Gallup. URL: https://news.gallup.com/poll/211883/number-potentialmigrants-worldwide-tops-700-million.aspxMigration and Remittances: Recent Developments and Outlook Special Topic: Global Compact on Migration, April 2018. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/992371492706371662/MigrationandDevelopmentBrief27.pdfSoros G. How to Save Europe. Keynote speech at ECFR's Annual Council Meeting in Paris 29 May 2018 // European Council on Foreign Relations. URL: http://www.ecfr.eu/article/commentary_how_to_save_europeWorld Migration Report 2018 // International Organization for Migration. URL: http://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2018_en.pdfРешение Московского городского суда от 24 апреля 2017 г. по делу № 7-5403/2017 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Список литературы

1. Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. N 1, 1994
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями от 29.05.2014) // СПС КонсультантПлюс
3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (ред. от 03.03.2015) // СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032
5. Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 07.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 5 ст. 653
6. Алиев С.Б. Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического союза // Практика интеграции. ЕЭИ №4(29) ноябрь 2015. С. 65-72.
7. Валеев Р. М., Курдюков Г. И. Международное право. М.: Статут. 2017. С. 214.
8. Вешкурова А.Б., Копылова НА. Регулирование процессов внешней трудовой миграции в Евразийском экономиче¬ском союзе // Труд и социальные отношения. 2017. №2. С. 19-30.
9. Вишневская Н.Г. Рынок труда стран СНГ: Сравнительный анализ конъюнктурных особенностей // Региональная экономика: Теория и практика. 2015. № 37. С. 58–71.
10. Данилова И.А. Возрастные структуры населения в странах ЕАЭС // Демографический потенциал стран ЕАЭС: VIII Уральский демографический форум. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. Т. II. С. 81–85.
11. Демографический ежегодник Республики Беларусь: Статистический сборник / Под ред. И.В. Медведева. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. С. 131.
12. Дмитриева Г. К. Международное частное право. М.: Проспект. 2015. С. 180.
13. Евразийский экономический союз в цифрах: Краткий статистический сборник / Отв. ред. Д.Б. Байжуманов. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2018. С. 17.
14. Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: Теория и практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. С. 21–28.
15. Интеграционный барометр ЕАБР – 2018. Доклад № 46 / И.В. Задорин [и др.]. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. 108 с.
16. Клупт М. А. Социальные различия в отношении к иммиграции в России и странах Запада // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 112–120.
17. Кузнецов И. М. Отношение населения к мигрантам в Республике Татарстан // Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте. М., 2017. С. 45–55.
18. Маевский Д.П., Сигарева Е.П. Динамика и структура международной миграции в Республике Беларусь в контек¬сте интеграции в ЕАЭС // Народонаселение. 2017. N3. С. 75-89.
19. Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 282-283.
20. Миропольский Д.Ю., Якшибаева Г.В. Состояние и перспективы развития трудовой миграции России с государ¬ствами-членами ЕАЭС как фактор устойчивого социально-экономического развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. №4 (112). С. 29-37.
21. Мокин К. С., Барышная Н. А. Общественное восприятие миграции в контексте социальных отношений: миграция – ресурс или угроза? // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 3. С. 3–10.
22. Мукомель В. И. Отношение россиян к мигрантам и миграции // Социокультурные и социоструктурные факторы межэтнической напряжённости в регионах Российской Федерации: результаты исследования. М., 2016. С. 49–65.
23. Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. С. 22.
24. Население России 2015: двадцать третий ежегодный демографический доклад / Отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 300.
25. Общественное мнение – 2017. М.: Левада-Центр, 2018. С. 171.
26. Оганян К. М. Психология восприятия мигрантов в России // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Сборник материалов III Всероссийской научной Интернет-конференции. Ставрополь, 2014. С. 38–40.
27. Оставная А. Н. Мигранты в восприятии россиян. Анализ результатов исследований общественного мнения // Научные труды КубГТУ. 2017. № 6. С. 286–293.
28. Петров Е. Прием на работу граждан государств ЕАЭС // Практический бухгалтерский учет. 2018. № 2. С. 26 - 35.
29. Праневич А.А. Факторы конкурентоспособности малых стран и особенности их формирования в Республике Беларусь // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. № 26-1. С. 86-92.
30. Регаме А. Образ мигрантов и миграционная политика в России // Антропологический форум. 2014. № 13. C. 389–406.
31. Соколов Н. В. Работящие, но чужие: парадокс восприятия мигрантов массовым сознанием (по результатам исследований в Санкт-Петербурге) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 80–96.
32. Социальные факторы межэтнической напряженности в России. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 184.
33. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. М., 2017. С. 46-47.
34. Степанов В. В. Общественное восприятие миграции и мигрантов в современной России // Миграция и мигранты в России и мире: опыт социально-антропологических и этнографических наблюдений. М., 2015–2016. С. 112–117.
35. Уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии. Оценка потребностей мигрантов и общин и управление рисками / П. Казмеркевич [и др.]. Астана: Международная организация по миграции (МОМ), 2017. С. 18.
36. Шухно С.С. Два года Евразийскому экономическому союзу: основные достижения и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 6. С. 3-14.
37. Эндрюшко А. А. Отношение россиян к азербайджанским мигрантам // Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте. М., 2017. С. 56-66.
38. Ястребова А. Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации. М.: ВАКО. 2014. С. 336.
39. Алексеев М. Восприятие масштабов миграции в России: этнорегиональные измерения и психология цифр // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0293/analit05.php
40. Демографический прогноз до 2035 года: Изменение численности населения по вариантам прогноза // Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
41. Иммигранты из стран СНГ в Россию: любим, но… Не ждем! // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3304. 10.02.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116061
42. Миграционная политика: вопросы и ответы // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3331. 21.03.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116121
43. Мухаметшина Е. Отношение к мигрантам в России ухудшается – «Левада-центр» // Ведомости. 27.04.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/04/28/687871-otnoshenie-migrantamuhudshaetsya
44. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации с распределением по регионам // ГУВМ МВД РФ: Официальный сайт. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_news/temp/__1517237587_9045/SAYT_2-RD_17kv4.xlsx
45. Путин: русские и украинцы – один народ // RT. 27.10.2016 URL: https://russian.rt.com/russia/news/328567-putin-russkie-i-ukraincy
46. Статистические сведения по миграционной ситуации. Официальный сайт Главного управления по вопросам мигра¬ции МВД России. (Электронный ресурс]. URL: https://guvm.mvd.ru
47. Троицкая О. Евразийский союз и миграция. Российское агентство по международным делам. Доступно по ссылке: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=544#top
48. Шахотько Л.П. Сложное демографическое будущее Беларуси // Демоскоп Weekly. 2015. № 649–650. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/tema01.php
49. Esipova N., Ray J., Pugliese A. Number of Potential Migrants Worldwide Tops 700 Million // Gallup. URL: https://news.gallup.com/poll/211883/number-potentialmigrants-worldwide-tops-700-million.aspx
50. Migration and Remittances: Recent Developments and Outlook Special Topic: Global Compact on Migration, April 2018. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/992371492706371662/MigrationandDevelopmentBrief27.pdf
51. Soros G. How to Save Europe. Keynote speech at ECFR's Annual Council Meeting in Paris 29 May 2018 // European Council on Foreign Relations. URL: http://www.ecfr.eu/article/commentary_how_to_save_europe
52. World Migration Report 2018 // International Organization for Migration. URL: http://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2018_en.pdf
53. Решение Московского городского суда от 24 апреля 2017 г. по делу № 7-5403/2017 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Вопрос-ответ:

Какие государства являются участниками в ЕАЭС?

В ЕАЭС участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.

Каким образом миграционные процессы влияют на интеграцию в ЕАЭС?

Миграционные процессы оказывают влияние на интеграцию в ЕАЭС, так как они создают динамичные миграционные потоки между странами-участницами и формируют миграционное пространство, в котором важную связующую роль играет Россия.

Какие роли государств могут принимать в миграционных процессах в ЕАЭС?

Государства могут выступать в миграционных процессах в разных ролях: государства-участники могут быть источником миграции, страной назначения или транзитной страной. Некоторые государства могут одновременно играть несколько ролей.

Каков формат евразийской интеграции и как он отображается в миграционном пространстве?

Формат евразийской интеграции представляет собой неоднородное миграционное пространство, в котором Россия играет важную связующую роль между странами-участницами ЕАЭС. В этом пространстве формируются динамичные миграционные потоки и происходят миграционные процессы.

Какое значение имеют миграционные потоки для интеграции в ЕАЭС?

Миграционные потоки имеют важное значение для интеграции в ЕАЭС, так как они способствуют экономическому и культурному обмену между странами-участницами и способствуют развитию интеграционных связей.

Какие государства являются участниками в процессе миграции в рамках ЕАЭС?

В рамках ЕАЭС участвуют государства-члены: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Они выступают в качестве государств назначения, происхождения и транзита мигрантов.

Какова роль России в процессе интеграции и миграции в рамках ЕАЭС?

Россия играет важную роль в качестве связующего звена между странами-участницами ЕАЭС. Она принимает большую часть мигрантов, является одновременно государством назначения, происхождения и транзита миграционных потоков.

Каков формат евразийской интеграции и миграционного пространства в ЕАЭС?

Формат евразийской интеграции представляет собой неоднородное миграционное пространство. Оно охватывает страны-участницы ЕАЭС: Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию. В роли связующего звена между этими странами выступает Россия.