Развитие ловкости у школьников на занятиях по волейболу
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 74 + 74 источника
- Добавлена 21.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ 5
1.1 Психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста 5
1.2.Характеристика ловкости и особенности развития учащихся среднего школьного возраста 13
1.3. Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Задачи исследования и методы исследования 20
2.1.1. Педагогический эксперимент 20
2.1.2.Тестирование физической подготовленности 21
2.1.3.Методы математической статистики 23
2.2.Организация исследования 23
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3.1. Анализ результатов исследования на начальном этапе 25
3.2.Методика развития ловкости у средних школьников на занятиях по волейболу 28
3.3.Контрольные результаты 36
ВЫВОДЫ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМНДАЦИИ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Анализ различных видов физических упражнений показывает, что структура обучения технико-тактическим действиям в волейболе основана на специальных подводящих (облегчающих освоение техники) и подготовительных упражнениях (развивающих специальные физические качества), а общеразвивающие упражнения служат для развития двигательных способностей.
Результаты контрольных испытаний, полученные на основе сравнения показателей в начале экспериментального исследования и на его заключительном этапе, подтверждают определенный, рост уровня выполнения контрольных нормативов развития ловкости.
Положительная динамика прослеживается в росте среднего балла выполнения контрольных испытаний в конце исследования по сравнению с его началом. Таким образом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс специальных упражнений, направленный на развитие ловкости является эффективным.
Для применения комплекса упражнений, направленных на развитие ловкости у средних школьников на занятиях по волейболу необходимо руководствоваться рекомендациями:
Создать необходимых условий для развития ловкости;
Ознакомить учащихся с целью занятия и ожидаемым результатом;
Разработать определенный план, с помощью которого будет осуществляться внедрения комплекса упражнений;
Целенаправленно использовать методы и приемы сопряженного характера;
Опираться на дидактические принципы: сознательности, активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, последовательности и прочности;
Формировать интерес к самостоятельным занятиям, данным видом спорта.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМНДАЦИИ
Одной из ведущих задач исследования являлось более эффективное использование различных комплексов упражнений для повышения результативности развития ловкости школьников. Для этого изменялись характеристики выполняемых движений и условия, в которых выполнялись упражнения: изменялись темп, объем и ритм движений, исходные и конечные положения, способ выполнения действия, комбинирование с другими упражнениями.
Перспективы продолжения исследования в данном направлении могут быть связаны с техникой выполнения различных упражнений при изучении технических приемов игры в волейбол, с подбором оптимальных средств, форм и методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых, а также с формированием системы двигательных навыков в волейболе как комплекса технических приемов и тактических действий.
Некоторые дети во время выполнения упражнений или в игре, отворачиваются от летящего мяча, даже если он просто подскакивает вверх, они втягивают голову в плечи, нагибаются, и в итоге он им падает куда-то на спину, плечо или голову, в худших случаях попадает по лицу.
Во время ударов тоже сжимаются, закрывают лицо, уворачиваются от мяча. В общем определении страх — это отрицательная эмоция, вызванная ожидаемой болью, опасностью или злом, реальным или воображаемым. В волейболе страх, как правило, связан с возможностью ошибиться, показаться «неумехой» перед сверстниками или проиграть. Страх также определяют, как неуверенность в себе, сомнения, переживания, негативные мысли или ощущения.
Страх в волейболе редко приносит пользу. В большинстве случаев он приводит к таким последствиям, как потеря концентрации, уверенности, мышечного напряжения, потеря ритма, чувства контроля, нерешительность, ожидание ошибки.
Прежде чем научиться не бояться отбивать мяч, нужно уметь его ловить. Первое упражнение, для отработки умения ловить мяч, это подбросить мяч невысоко над собой и поймать обеими руками в стойке «волейболиста». После того как обучающимся будет легко выполнять это упражнение, можно его усложнить, подбрасывая мяч вверх как можно выше над собой и так же поймать обеими руками в стойке волейболиста, ноги на ширине плеч, напряжены и немного согнуты в коленях.
Второе упражнение состоит в том, чтобы научиться ловить мяч после отскока от стены. Обучающиеся встают перед стеной в стойке волейболиста и кидают мяч в стену невысоко над головой, после отскока об стену, ловят мяч обеими руками. После того как обучающимся будет легко выполнять второе упражнение, можно увеличить расстояние от стены и выполнять бросок мяча выше, после отскока от стены, мяч ловить обеими руками в стойке волейболиста.
Третье задание заключается в перекидывании мяча в паре друг другу, поочередно перекидывать друг другу мяч, ловить двумя руками. Для усложнения третьего упражнения в паре, выполнить его с применение бега в паре, аналогично перекидывая мяч в движении.
Эти три не сложных в выполнении упражнения не только помогут научиться ловить мяч, не бояться его, но и ориентироваться траектории полета мяча. Чтобы закрепить все приобретенные в процессе обучения ловле мяча навыки, можно организовать не сложную игру в пионербол, которая предшествует игре волейбол. Основные правила игры в пионербол, такие же как в волейболе, только подача мяча осуществляется броском одной руки, а прием мяча не отбиванием, а ловлей обеими руками.
Это поможет обучающимся научиться играть в команде, соблюдать правила и ориентироваться на площадке относительно траектории полета мяча.
Техника игры в волейбол включает в себя несколько приемов: стойки, перемещения, верхняя подача мяча, нижняя подача мяча, передачи мяча, блок мяча перед сеткой. Основная стойка волейболиста — это стойка, при которой ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью. В волейболе на начальном этапе обучения школьников, необходимо многократное повторение стойки в недвижимом положении. После усвоения этого приёма, можно переходить для закрепления стойки в активном положении. Для этого обучающимся необходимо выполнять групповые перемещения в стойке волейболиста приставными шагами, боком, лицом и спиной вперёд. Выполнять упражнения поочередно, чтобы закрепить стойку волейболиста. Стойка волейболиста настолько элементарное и легко выполнимое упражнение, что недооценивается многими новичками. Однако не доведённое выполнение её до автоматизма не позволяет обучающемуся полностью продемонстрировать свой игровой потенциал. При выполнении приемов обучающимся приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимыми уточнениями в технике их выполнения. Когда две команды волейбола собраны, и участники заняли свои игровые позиции, первое, с чего начинается игра, — это, конечно же, со свистка и подачи мяча. Подачи мяча бывают двух видов, верхняя и нижняя, для школьников, которые только начинают свое обучение, лучше всего осваивать нижнюю подачу через сетку. Она не требует, такой сильной сноровки и силы удара как верхняя. Положение при нижней подаче, поставить ноги на ширине плеч, выдвинуть ногу вперед, у левшей это правая нога, у правшей левая нога, ноги в коленях немного согнуты. При выполнении нижней подаче требуется сжать кисть в кулак, большой палец отвести в сторону. Если он располагается сверху кулака, то траектория мяча окажется непредсказуемой, и он улетит за линию игрового поля. Рекомендуется образовать ровную плоскость кулака, поскольку удар приходится именно на эту часть. При выполнении подачи рука должна двигаться параллельно полу и обязательным условием является соблюдение прямой линии, начиная с момента замаха и заканчивая маховым движением в сторону площадки. Маховые движения рукой необходимо производить плавно. Когда рука доходит до уровня, остановить движение руки, иначе мяч попадет в потолок. Верхняя подача мяча, требует гораздо больше сноровки и усилий, сила удара значительно выше, чем при нижней подаче мяча, поэтому она подходит, для уже более опытных школьников, которые освоили нижнюю подачу. Положение ног при верхней подаче, такое же, как и при нижней, на ширине плеч. Спина ровная, плечи распрямлены, правая рука поднята вверх за спину и согнута под углом 45 градусов. При верхней подаче левой рукой мяч подбрасывается вверх, для удара правой рукой. Высота подбрасывания мяча у каждого своя, при обучении школьников, чтобы определить удобную высоту для подачи, нужно несколько раз подбросить мяч вверх. Важно, чтобы мяч был подброшен ровно вверх и чуть вперед. Он не должен крутиться вокруг своей оси. Иначе по нему сложно будет попасть, а после попадания он может перекрутиться и улететь вовсе не туда, куда планировалось. Размахнуться, легкое движение бьющей рукой назад, выгнуть корпус, не оттопыриваем кисть. Ударное движение делается на выпрямленных ногах, удар должен прийтись в центр мяча центром ладони. Пальцы растопырены для наибольшей площади охвата. Кисть в момент удара жестко закреплена в запястье. Удар должен быть хлестким и выпрямленной рукой. Для лучшей тренировки школьников верхней подаче, следует начать обучение не далеко от сетки, чтобы отработать технику приема, постепенно отходя дальше от сетки, пока подачи не начнут получаться за лицевой линией, как положено по правилам. Следующие приемы, применяемые при игре в волейбол это прием мяча. Техники приемы мяча осуществляются с разных позиции и делятся на: нижний прием мяча, верхний прием мяча. Нижний прием подачи мяча осуществляется с позиции стойки волейболиста. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Следует следить, чтобы у обучающихся вес тела был чуть смещен на носки, это нужно чтобы быть готовым сделать шаг вперед. Руки параллельно полу и перпендикулярно корпусу. Держать зрительный контакт с мячом, следя за рукой подающего: куда она направлена при подаче, туда и полетит мяч. Как только подающий игрок подбрасывает мяч, принимающий игрок начинает короткие перемещения, чтобы увеличить стартовую скорость. Рассмотрим подробнее касания рук мяча при приеме нижней подачи мяча. Кулак одной руки обхватывается пальцами другой руки, большие пальцы вплотную друг к другу, но не накладываются друг на друга. Предплечья должны располагаться в одной плоскости. Во время касания мяча, движения ног должны быть завершенные. Нижний прием мяча, очень сложный для начинающих при обучении игре в волейбол, потому что скорость и сила подачи мяча может быть значительно больше, чем обычном верхнем пасе. Поэтому для тренировки нижнего приема, обучающихся ставят в пары и поочередно друг другу совершают пасы с отработкой нижнего приема. Верхний прием мяча отличается от нижнего приема тем, что руки вытянуты вверх над головой, локти разведены наружу. Кисти напряжено и жестко зафиксированы. Указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник — ими и осуществляется прием. Прием мяча верхний происходит над головой, таким образом, чтобы мяч оказался прямо над лбом. При верхнем приеме в основном задействованы три пальца на каждой руке — большой, указательный и средний. Мягко принимаем мяч на пальцы кистей рук и разгибаем руки в локтях, в не большом прыжке пасуем мяч отталкивая его, получается игрок создает эффект пружины при сгибая руки в локтях и ноги в коленях, и в небольшом прыжке пасую мяч соперникам. В верхнем приеме мяч должен касаться именно пальцев рук, а не ладоней, касаясь их мягко и беззвучно. Для тренировки этого приема обучающиеся, каждый самостоятельно подкидывает мяч над головой, чтобы почувствовать прием мяча пальцами рук, набивая его над лбом. Передача мяча или по-другому пас мяча, является аналогичным верхнему приему мяча над головой. Передача осуществляется сопернику через волейбольную сетку не касаясь ее, или игроку своей команды для розыгрыша направляющего удара на поле команды соперников. Нападающий удар мяча в волейболе, это точный удар по мячу через сетку на поле соперника, между собой игроки команд называют этот удар «срезать мячом». Для начинающих обучение игре волейбол — это сложный прием, выполнение которого лучше учиться после того, как остальные приемы уже усвоены и отработаны. После обучения и тренировки всех приемов, можно проводить первую командую игру, соблюдая все правила, отслеживая за каждым игроком правильность выполнения приемов.
При обучении к каждому ученику нужен индивидуальный подход, ребенок может не проявлять интереса к игре, показывая свое нежелание к обучению. Но на самом деле за этим поведением может скрываться, что у ученика не получается выполнять те или иные приемы игры. Поэтому так важно проработать технику приемов игры с каждым, показывая правильность выполнения на своём примере. Командные игры сплачивают между собой игроков одной команды, не только на игровом поле, но и в дальнейших отношениях между сверстниками. Некоторым школьникам победа в игре над командой соперника дает вкус лидерства, поэтому при повторных проведениях командного волейбола нужно менять между собой игроков в команде. Выделяя сильных игроков, ставить их с игроками по слабее. Спорт и, в частности, игра в волейбол развивает не только физические способности детей, но и такие качества как смелость, упорство, настойчивость и быстро реагировать на изменение ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агашин, Ф.К. Биомеханика ударных движений [Текст]: учебное пособие / Ф.К. Агашин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 207 с.
Агинако, Л. Обучение техническим элементам волейбола [Текст] / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2013. - № 6. - С. 19-22.
Алиханов, И.А. Физическая подготовка [Текст] / И.А. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 2003. – 21с.
Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Г. Арефьев. - М.: Спорт, 2012. - 382 с.
Баранов Л.В., Фергюсон Б.Ж.; Волейбол.- М.: ООО «Издательство АСТ» « Издательство Астрель», 2004. – 44 с.
Барбара, Л.В. Волейбол [Текст]: учебное пособие / Л.В. Барбара, Б.Ж. Фергюсон. - М.: АСТ, 2014. - 271 с.
Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. - «Физкультура, образование и наука», 2000. – 368 с.
Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры [Текст]: учебное пособие / А.В. Беляев. - М.: СпортАкадемПресс, 2011. - 298 с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
Бутенко, Б.И. Специализированная подготовка волейболиста [Текст]: учебник / Б.И. Бутенко. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 442 с.
Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст]: методическое пособие / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 99 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Издательский центр «ФиС», 2008. – 331 с.
Виленский, М.Я. Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.Я. Виленский, В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2012. - 104 с.
Волейбол [Текст]: учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 368 с.
Волейбол. Справочник. – М.: «Физкультура и спорт», 1984. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 112 с.
Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - 1981. - 120 с.
Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. – Красноярск: КГПИ, 1991, – 240 с.
Воробьев Н.П. Спортивные игры. – М., «Просвещение», 1973. – 45 с.
Ворсина, Е.Н. Физическое воспитание [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Ворсина. - Минск: Асар, 2015. - 219 с.
Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.– 288 с.
Гончарова, Е.Д. Урок волейбола [Текст] / Е.Д. Гончарова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 9. - С. 41-44.
Грибачева, М.А. Критерии оценки при обучении волейболу [Текст] / М.А. Грибачева // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 10-14.
Григорьев О.А. Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе. 2001. - № 6. – 46 с.
Довбыш В.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения волейболу // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 1. - 60-65 с.
Донской, Д.Д. Движения спортсмена [Текст]: очерки по биомеханики спорта / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 197 с.
Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. - М.: «Физкультура и спорт», 2003. -160 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2008. – 382 с.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 382 с.
Железняк Ю.Д. Кунянский В.А. Чачин А.В.; Волейбол. Методическое пособие по обучению игре- М.: Teppa-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 45-80 с.
Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М: Физкультура и спорт, 2006. - 308 с.
Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М.: Терра-Спорт, 2005. - 112 с.
Железняк, Ю.Д. Волейбол. У истоков мастерства [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 36 с.
Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2013. - 520 с.
Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 192с.
Железняка Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства. Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер / Под ред. - М.: Академия, 2010. – 400 с.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки // Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 2004. – 44 с.
Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 2013. - 588 с.
Зациорский В.М. Основная спортивная методология. - М., 1989.
Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении [Текст] / Л.М. Иванова // Омский научный вестник. - 2015. - № 9. - С. 158-167.
Ивойлов, А.В. Волейбол для всех [Текст]: учебное пособие / А.В. Ивой- лов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 168 с.
Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов [Текст]: учебное пособие / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 246 с.
Изотов, В. Методика обучения технике волейбола [Текст] / В. Изотов // Спорт в школе. - 2013. - № 7. - С. 57-58.
Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 45 с.
Каменев, В.В. Обучение волейболу [Текст] / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2011. - № 10. - С. 20-22.
Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие / Ю.Н. Клещев.– М.: Спорт Академ Пресс, 2008. – 33 с.
Коджапиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. Методическое пособие. М.Дрофа, 2003. – 24-40 с.
Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков – 2007. – 60 с.
Коц Я. М. Физиологические основы (двигательных) качеств / Спортивная физиология. - М.: ФиС, 1996. - 178 с.
Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Круцевич. - Киев: Аврора, 2012. - 355с.
Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям [Текст]: учебное пособие / А.Н. Лапутин. - Киев: Здоров'я, 1986. - 216 с.
Лапутин, А.Н. Технические средства обучения [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. Культуры / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 80 с.
Лысенко, В.В. Практикум по спортивной метрологии [Текст]: учебное пособие / В.В. Лысенко, Т.М. Михайлина, В.А. Долгова и др. - Краснодар: КГАФК, 2014. -179 с.
Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания» 1-11 классы, М. 2006.- 70 с.
Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012. - 171 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 210 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 2000. – 56 с.
Носко, Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук. / Н.А. Носко. - Киев, 1986. - 22 с.
Озолин, Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: [Текст]: лекция / Н.Г. Озолин. - М.: ГЦОЛИФК, 2004. - 33 с.
Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 352 с.
Перлъман, М.С. Специальная физическая подготовка волейболистов [Текст]: методическое пособие / М.С. Перльман. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 168 с.
Петров, П.К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 289 с.
Правдин, В.А. Волейбол - игра для всех [Текст]: учебное пособие / В.А. Правдин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 242 с.
Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры [Текст]: учебник / М.В. Прохорова. - М.: Альянс, 2013. - 288 с.
Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Киев, 1987. - 19 с.
Слипушко, Е.А. Подвижные игры в учебно-тренировочном процессе волейболистов [Текст]: учебное пособие / Е.А. Слипушко, Ж.М. Борзилова, А.Н. Гальченко. - Донецк, 2011. - 42 с.
Спортивные игры: техника, тактика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2001. - 520 с.
Суханов, А.В. Системно-структурный подход во время анализа типичных вариантов нападающих ударов [Текст] / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 70-71.
Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов факультетов физ. воспитания пед. ин-тов / Под. ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 360 с.
Фурманов, А.Г. Волейбол [Текст]: учебное пособие/ А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 184 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
Чехова, О.С. Уроки волейбола [Текст]: учебное пособие / О.С. Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 301 с.
Чехова, О.Ю. Основы волейбола [Текст]: учебник / О.Ю. Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Результаты контрольных упражнений (тестов) контрольной экспериментальной групп (до эксперимента)
Тест
№ рес-та
Бег на
60 м
(сек.)
Подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз)
Прыжок в длину с места (м)
Передача мяча сверху двумя руками в цель (кол-во раз)
Подача мяча сверху одной рукой (кол-во раз)
Прием мяча снизу отбивающим ударом (кол-во раз)
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ 1. 10 8,7 4 10 3,30 3,50 6 11 7 7 6 13 2. 10,6 9,6 9 18 2,80 3,30 10 12 4 5 11 15 3. 10,9 10,9 11 9 2,90 2,70 8 9 6 4 5 7 4. 8,7 10,5 6 4 3,90 3,60 7 10 6 6 9 10 5. 9,9 9,7 10 8 3,40 3,90 12 8 5 9 15 12 6. 9,6 10,6 18 11 3,20 2,80 11 7 9 6 8 5 7. 10,7 10,4 17 13 3,30 2,90 7 11 9 8 10 11 8. 9,7 8,6 5 6 3,50 3,30 9 6 8 9 13 6 М= 10 9,9 10 10 3,3 3,2 8,7 9,1 6,7 6,7 9,5 9,9 ( = 0,77 0.8 4.91 4,56 0,39 0,42 2,11 2,46 1,75 1,75 3,86 3,5
Приложение 2.
План конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу для экспериментальной группы учащихся
Тема: Обучить технике передачи мяча в парах сверху и снизу Цель: Развитие ловкости, прыгучести, координации.
Задачи:
1 .Образовательная
Обучить технике передачи мяча в парах
Развивающий
Развитие ловкости, прыгучести, точности
Воспитательная
Часть
урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания Подготовительная часть 15 мин 1 1. Построение. Рапорт. Сообщение задач. 1мин Дежурный сдает учителю рапорта о готовности 2. Строевые упражнения 1-2- поворот на право 3-4- поворот налево 5-6- поворот кругом 7-8- поворот на право Ходьба на носках, руки за пояс
Ходьба на пятках, руки за голову.
Ходьба на внешней стороны стопы.
Ходьба на внутренней стороны стопы. 2мин учащихся к занятию. Равномерный бег ОРУ в движении:
наклон и повороты головы;
круговые вращения прямыми или согнутыми руками вперед-назад, поочередно синхронно; 2мин
5мин наклоны и повороты туловища;
махи согнутыми и прямыми ногами;
выпады согнутыми ногами вперед, в стороны; влево - вправо. Следить за осанкой и дыханием учеников Спина прямая не сутулится 2
Основная часть 40 мин Прыжок вверх с разбега толчком обеих ног.
Бег 5Х6 м.
Ударное движение — бросок набивного мяча в пол
Кувырок вперёд с выпрыгиванием вверх для постановки блока
Передача мяча в парах снизу и сверху.
Скачки « бег на одной ноге».
Игровая часть 20 мин 20 мин Выше прыжки.
Спина прямая.
Стараться выполнять точную передачу. Сильнее бросок. Выполнить группировку при кувырке.
При беге на одной ноге движения выполнять как можно шире и чаще 3
Заключительная часть 5 мин Построение, подведение итогов.
Домашнее задание 3мин
2мин Утром и вечером.
Приложение 3.
Специальные упражнения волейболистов в парах. волейболисты встают на расстоянии 5-7 метров друг от друга.
Приседая, бросить мяч двумя руками от груди.
Стоя спиной, бросить мяч двумя руками сбоку.
Стоя спиной в стойке ноги врозь. Передача мяча между ног с наклоном.
Стоя лицом к партнёру, мяч за спиной. Наклоняясь вперёд бросить мяч.
Зажав мяч стопами ног, бросить его ногами в прыжке партнёру.
Сидя лицом друг другу, упереться ступнями ног. Мяч держать двумя руками на уровне груди. По команде каждый старается, отклоняясь назад вырвать мяч.
Приложение 4
Примерный комплекс специальных упражнений волейболистов по круговой системе
Прыжки в положении сидя «лягушка»
Передача мяча в парах с отскоком от стены
Передача мяча над собой
Переход из и.п. стоя в и.п. лёжа с касанием мяча
Передача в стену с приниманием и.п. упор лёжа
Жонглирование в и.п. лёжа на животе
Перепрыгивание через скамейку
Изменение и.п. без опоры на руки
Упражнения с эспандером
Растяжка икроножных мышц
Выпады вперёд, с опорой на шведской стенке
Нижняя передача мяча с отскоком от стены
Сгибание рук в и.п. стоя
Нападающий удар с отскоком от стены
Упражнение на координациюв
38
2. Агинако, Л. Обучение техническим элементам волейбола [Текст] / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2013. - № 6. - С. 19-22.
3. Алиханов, И.А. Физическая подготовка [Текст] / И.А. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 2003. – 21с.
4. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Г. Арефьев. - М.: Спорт, 2012. - 382 с.
5. Баранов Л.В., Фергюсон Б.Ж.; Волейбол.- М.: ООО «Издательство АСТ» « Издательство Астрель», 2004. – 44 с.
6. Барбара, Л.В. Волейбол [Текст]: учебное пособие / Л.В. Барбара, Б.Ж. Фергюсон. - М.: АСТ, 2014. - 271 с.
7. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. - «Физкультура, образование и наука», 2000. – 368 с.
8. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры [Текст]: учебное пособие / А.В. Беляев. - М.: СпортАкадемПресс, 2011. - 298 с.
9. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
10. Бутенко, Б.И. Специализированная подготовка волейболиста [Текст]: учебник / Б.И. Бутенко. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 442 с.
11. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст]: методическое пособие / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 99 с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Издательский центр «ФиС», 2008. – 331 с.
13. Виленский, М.Я. Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.Я. Виленский, В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2012. - 104 с.
14. Волейбол [Текст]: учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 368 с.
15. Волейбол. Справочник. – М.: «Физкультура и спорт», 1984. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 112 с.
16. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - 1981. - 120 с.
17. Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. – Красноярск: КГПИ, 1991, – 240 с.
18. Воробьев Н.П. Спортивные игры. – М., «Просвещение», 1973. – 45 с.
19. Ворсина, Е.Н. Физическое воспитание [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Ворсина. - Минск: Асар, 2015. - 219 с.
20. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.– 288 с.
21. Гончарова, Е.Д. Урок волейбола [Текст] / Е.Д. Гончарова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 9. - С. 41-44.
22. Грибачева, М.А. Критерии оценки при обучении волейболу [Текст] / М.А. Грибачева // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 10-14.
23. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе. 2001. - № 6. – 46 с.
24. Довбыш В.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения волейболу // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 1. - 60-65 с.
25. Донской, Д.Д. Движения спортсмена [Текст]: очерки по биомеханики спорта / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 197 с.
26. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. - М.: «Физкультура и спорт», 2003. -160 с.
27. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2008. – 382 с.
28. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 382 с.
29. Железняк Ю.Д. Кунянский В.А. Чачин А.В.; Волейбол. Методическое пособие по обучению игре- М.: Teppa-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 45-80 с.
30. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М: Физкультура и спорт, 2006. - 308 с.
31. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М.: Терра-Спорт, 2005. - 112 с.
32. Железняк, Ю.Д. Волейбол. У истоков мастерства [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 36 с.
33. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2013. - 520 с.
34. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 192с.
35. Железняка Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства. Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер / Под ред. - М.: Академия, 2010. – 400 с.
36. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки // Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 2004. – 44 с.
37. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 2013. - 588 с.
38. Зациорский В.М. Основная спортивная методология. - М., 1989.
39. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении [Текст] / Л.М. Иванова // Омский научный вестник. - 2015. - № 9. - С. 158-167.
40. Ивойлов, А.В. Волейбол для всех [Текст]: учебное пособие / А.В. Ивой- лов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 168 с.
41. Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов [Текст]: учебное пособие / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 246 с.
42. Изотов, В. Методика обучения технике волейбола [Текст] / В. Изотов // Спорт в школе. - 2013. - № 7. - С. 57-58.
43. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 45 с.
44. Каменев, В.В. Обучение волейболу [Текст] / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2011. - № 10. - С. 20-22.
45. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие / Ю.Н. Клещев.– М.: Спорт Академ Пресс, 2008. – 33 с.
46. Коджапиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. Методическое пособие. М.Дрофа, 2003. – 24-40 с.
47. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков – 2007. – 60 с.
48. Коц Я. М. Физиологические основы (двигательных) качеств / Спортивная физиология. - М.: ФиС, 1996. - 178 с.
49. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Круцевич. - Киев: Аврора, 2012. - 355с.
50. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
51. Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям [Текст]: учебное пособие / А.Н. Лапутин. - Киев: Здоров'я, 1986. - 216 с.
52. Лапутин, А.Н. Технические средства обучения [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. Культуры / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 80 с.
53. Лысенко, В.В. Практикум по спортивной метрологии [Текст]: учебное пособие / В.В. Лысенко, Т.М. Михайлина, В.А. Долгова и др. - Краснодар: КГАФК, 2014. -179 с.
54. Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания» 1-11 классы, М. 2006.- 70 с.
55. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012. - 171 с.
56. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 210 с.
57. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
58. Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 2000. – 56 с.
59. Носко, Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук. / Н.А. Носко. - Киев, 1986. - 22 с.
60. Озолин, Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: [Текст]: лекция / Н.Г. Озолин. - М.: ГЦОЛИФК, 2004. - 33 с.
61. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 352 с.
62. Перлъман, М.С. Специальная физическая подготовка волейболистов [Текст]: методическое пособие / М.С. Перльман. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 168 с.
63. Петров, П.К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 289 с.
64. Правдин, В.А. Волейбол - игра для всех [Текст]: учебное пособие / В.А. Правдин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 242 с.
65. Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры [Текст]: учебник / М.В. Прохорова. - М.: Альянс, 2013. - 288 с.
66. Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Киев, 1987. - 19 с.
67. Слипушко, Е.А. Подвижные игры в учебно-тренировочном процессе волейболистов [Текст]: учебное пособие / Е.А. Слипушко, Ж.М. Борзилова, А.Н. Гальченко. - Донецк, 2011. - 42 с.
68. Спортивные игры: техника, тактика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2001. - 520 с.
69. Суханов, А.В. Системно-структурный подход во время анализа типичных вариантов нападающих ударов [Текст] / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 70-71.
70. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов факультетов физ. воспитания пед. ин-тов / Под. ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 360 с.
71. Фурманов, А.Г. Волейбол [Текст]: учебное пособие/ А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 184 с.
72. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
73. Чехова, О.С. Уроки волейбола [Текст]: учебное пособие / О.С. Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 301 с.
74. Чехова, О.Ю. Основы волейбола [Текст]: учебник / О.Ю. Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 208 с.
Вопрос-ответ:
Какие психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста влияют на развитие ловкости на занятиях по волейболу?
Дети среднего школьного возраста находятся в периоде интенсивного роста и развития, поэтому у них происходят изменения в организме, которые могут влиять на ловкость. В данном возрасте происходят множественные изменения в мышечной и нервной системе, улучшается координация движений и повышается быстрота реакции. Вместе с тем, дети среднего школьного возраста все еще находятся в процессе формирования своего тела и физических способностей, поэтому развитие ловкости является важным заданием на занятиях по волейболу.
Что такое ловкость и какие особенности развития ловкости учащихся среднего школьного возраста?
Ловкость - это способность человека быстро и точно выполнять сложные движения. В среднем школьном возрасте дети активно развиваются физически и психологически, что способствует улучшению ловкости. Однако, ученики этого возраста могут иметь разные уровни развития ловкости в зависимости от физических особенностей и тренированности. Некоторые дети могут иметь недостаточно развитые координацию и точность движений, поэтому занятия по волейболу направлены на развитие и улучшение ловкости учащихся среднего школьного возраста.
Какие особенности развития ловкости можно выделить на занятиях по волейболу?
Занятия по волейболу способствуют развитию таких аспектов ловкости, как быстрота реакции, координация движений, точность и сила ударов. Во время тренировок проводятся специальные упражнения и игры, которые направлены на улучшение данных навыков. Также, волейбол развивает такие важные аспекты ловкости, как гибкость, пластичность движений и способность быстро изменять направление движения. Постепенно, учащиеся достигают лучшей ловкости и мастерства в игре.
Какие психофизиологические особенности у детей среднего школьного возраста?
В детском возрасте происходит интенсивное развитие нервной системы, что приводит к формированию новых способностей и навыков. У детей среднего школьного возраста наблюдается повышенная активность и подвижность, улучшенная координация движений, быстрое восстановление сил после физической нагрузки.
Как можно описать ловкость и особенности ее развития учащихся среднего школьного возраста?
Ловкость - это способность быстро и точно выполнять движения с высокой степенью координации. Учащиеся среднего школьного возраста характеризуются быстрым развитием координационных способностей и координационной сферы, улучшенными реакциями и повышенной точностью движений.
Какие особенности развития ловкости можно выделить на занятиях по волейболу?
На занятиях по волейболу особенно эффективно развивается ловкость, так как этот вид спорта требует быстрых и точных движений. В процессе тренировок учащиеся развивают координацию, чувство равновесия и пространственную ориентацию, что положительно сказывается на их ловкости.
Какие задачи и методы использовались в исследовании на данную тему?
В исследовании были поставлены следующие задачи: изучить психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста, описать характеристику ловкости и ее развития у учащихся данной возрастной группы, выявить особенности развития ловкости на занятиях по волейболу. Методы исследования включали анализ литературы, наблюдение, анкетирование и физические тесты.
Зачем нужно развивать ловкость у школьников на занятиях по волейболу?
Развитие ловкости у школьников на занятиях по волейболу имеет несколько целей. Во-первых, это способствует улучшению координации и подвижности, что полезно для общей физической подготовки. Во-вторых, это развивает такие важные навыки, как быстрота реакции, точность движений и способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям игры.