Содержание конституционного права на социальное обеспечение в условиях федеративного устройства современной России
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 43 + 43 источника
- Добавлена 04.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы права на социальное обеспечение 5
1.1. История развития права на социальное обеспечение 5
1.2. Понятие права на социальное обеспечение и его место в системе прав человека 17
1.3. Нормативно-правовая основа права на социальное обеспечение 22
2. Особенности реализации права на социальное обеспечение в условиях федеративного устройства современной России 27
2.1. Реализация права на социальное обеспечение на федеральном уровне 27
2.2. Реализация права на социальное обеспечение на уровне субъектов РФ 36
2.3. Проблемы права на социальное обеспечение и пути их решения 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 51
Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее перераспределяют, определяются самими субъектами РФ.Региональные пособия в каждом районе страны свои. Их уровень зависит от местного бюджета и отношения руководителей региона к проблеме рождаемости, к вопросу полноценного материального обеспечения семей, воспитывающих детишек.В ряде областей власти стремятся не только увеличить размеры федеральной помощи из региональных средств, но и дополнить перечень пособий собственным списком:Выплатами регионального семейного (материнского) капитала, в том числе ежегодными в его рамках: ежемесячным пособием на воспитание до трёхлетнего возраста третьего, четвёртого и следующего, рожденного в семье или усыновленного этой семьёй, ребенка; программами помощи семьям, которые растят детей, с целью помочь им приобрести собственное жилье по доступным ценам; субсидиями семьям с детьми как помощь при подготовке ребятишек к школе;компенсацией стоимости проезда в городском транспорте для детей-школьников; льготными путёвками во время каникул для детей школьного возраста; льготами родителям, воспитывающим маленьких детей, при оплате ими жилищно-коммунальных услуг; бесплатными лекарствами, молочными детскими продуктами, бельём в роддомах; бесплатным посещением музеев, парков, зоопарков; денежными компенсациями уволенным при ликвидации предприятий женщинам с детьми; финансовой помощью одиноким матерям.Также пристальное внимание в текущем году уделяется жилищной поддержке молодых семей, в которых растут дети.Так, например, в регионах имеются следующие программы:1. «Снабжение жилплощадью молодых семей» - является мерой реализации программы «Жилище». Вправе подать обращение на фигурирование в проекте молодые супруги, супруги с детьми, одинокая мать или отец с ребенком, не достигшие 35 лет, неразрывно проживающие в данном регионе, обладающие состоятельностью для совершения платежей после дотации, оцененные в качестве людей, которым требуется помощь в повышении качества жительства.2. «Всеохватывающее и стабильное совершенствование в строительстве, архитектуре и дорожном хозяйстве». Благодаря содействию субсидии молодой семье на покупку жилья в субъектах РФ, можно осуществить первоначальный взнос по проекту при соблюдении правила непрерывного двухгодичного квартирования в регионе следующим категориям: нуждающимся гражданам, молодым семьям, многодетным, а также родителям, воспитывающим детей самостоятельно.3. «Накопительная ипотека». Состоит из двух последовательных этапов – самостоятельное накопление авансового взноса и назначение государственного льготирования. Суть проекта заключается в следующем: открывается в банковской организации вклад, вкладчик пополняет его на протяжении 4-6 лет ежемесячно. На отдельный счет со стороны банка поступают проценты за каждый месяц, и от бюджета субъекта РФ осуществляется денежный перевод в объеме 30% от поступившей за месяц суммы, но не больше 3 тыс. рублей. Во втором этапе оформляется кредитный займ под 6-8% годовых, и отдаются накопленные самостоятельно средства плюс проценты от банка и субсидия от государства.4. «Развитие сельских территорий». Цель проекта – привлечь молодых специалистов для труда и жизни в селе. Получить льготу вправе граждане, постоянно проживающие в данной местности, отработавшие там не менее 5 лет, имеющие 30% для внесения первоначального взноса, молодые семьи и специалисты на тех же условиях.В субъектах РФ реализуются региональные проекты«Финансовая поддержка семей при рождении детей». Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и в рамках национального проекта «Демография».С целью повышения рождаемости региональным проектом «Финансовая поддержка семей при рождении детей» предусмотрен ряд мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Для малоимущих категорий населения, нуждающихся в улучшенном питании, в регионе существует небольшая ежемесячная социальная выплата. Она предоставляется семьям с маленькими детьми до 3-х лет, беременным женщинам и кормящим мамам. Чтобы ее получить, нужно предоставить справку от врача и документы о доходах родителей. Малоимущей считается семья со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума на душу населения. Выплата предоставляется на детей, рожденных после 01.08.2014 г., находящихся на искусственном или смешанном вскармливании после того, как они достигнут 6-месячного возраста.Малоимущим семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума на душу населения предоставляется региональное пособие на ребенка. Оно выплачивается ежеквартально за текущий квартал, до 28-го числа его первого месяца. Ранее оно перечислялось ежемесячно, поэтому его часто путали с ежемесячным пособием по уходу за ребенком до 1.5 лет (федеральным)•Указанные ниже суммы выплачиваются на каждого ребенка в семье доего 16-летия (18-летия, если еще учится в школе) — родного, усыновленного, опекаемого. Но не выплачивается, если приемный родитель получает ежемесячное пособие на содержание ребенка, принятого в семью.•Назначается с месяца обращения и перечисляется за предшествующие 3 мес. (но не ранее месяца рождения ребенка).•Выплата оформляется на 24 месяца, потом заново нужно подавать документы о доходах и составе семьи.Также на сегодняшний день в регионах предусмотрены следующие виды социального обеспечения семей с детьми: пособие на детей до трех лет, для одиноких родителей; пособие на детей до трех лет, рожденных в семье военнослужащих; пособие на детей до трех лет, воспитывающихся в полной семье; пособие на детей от 3 до 18 лет, воспитывающихся матерью или отцом одиночкой; пособие на детей от 3 до 18 лет, пребывающих на воспитании в семье военнослужащего; выплаты на ребенка от 3 до 18 лет, воспитывающегося в полной семье; и др.Таким образом, субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование прав на социальное обеспечение. Однако такое регулирование должно осуществляться на уровне субъекта путем обеспечения дополнительных гарантий реализации данного права.2.3. Проблемы права на социальное обеспечение и пути их решенияВ России социальные права конституционно провозглашены и формально обеспечиваются целым комплексом гарантий в соответствии с законом. Между тем существуют немалые проблемы в законодательстве и практике его применения в отношении обеспечения социальных прав граждан. Это вызвано проблемами в экономике, социальной сфере, недостаточным бюджетным обеспечением данных прав и др. В качестве примера можно привести проблемы обеспечения права на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий и пособий (ч. 2. ст. 7 Конституции РФ).На практике нередко встречаются судебные споры по вопросам реализации права на социальное обеспечение.Так, зачастую имеют место быть споры о невыплате гражданам положенных им пособий. С. подал иск к ООО о выплате ейпособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, по рождению ребенка, возмещении морального вреда, судебных издержек. В подтверждение иска указывалось, что она работала менеджером по продажам и ушла в декретный отпуск. До настоящего времени она находится в декретном отпуске до достижения ребенком возраста 1,5 года. Однако работодатель отказался выплатить указанные пособия. Суд полностью удовлетворил требования С и обязал ООО выплатить ей указанные пособия.В другом случае, Коновалова В.В. находилась в трудовых отношениях с ООО «САМАРАГА-холдинг» на основании трудового договора №.Коновалова В.В. направила заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и выплату пособий, установленных законодательством Российской Федерации.На основании свидетельства о рождении ребенка Коноваловой В.В. была подана заявка на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.Работодатель заявления Коноваловой В.В. проигнорировал, и в настоящее время ей не выплачиваются пособия, кроме того, работодатель еще не подготовил надлежащие документы.ООО «САМАРГА-Холдинг» не находится по юридическому адресу, все обращения и необходимые заявки были отправлены заказными письмами на домашний адрес генерального директора по почте России. На звонки Коновалова В.В. на мобильном телефоне генеральный директор не отвечает.В настоящее время работодатель не ведет бизнес, его фактическое местоположение неизвестно и у Коноваловой есть основания полагать, что на его счету нет средств. В этом случае обязательство выплатить пособия переходят к Фонду социального страхования, в котором работодатель зарегистрирован как застрахованный. Расчет суммы пособий также производится Фондом социального страхования. В Фонде социального страхования ей также было отказано.Стоит обратить внимание и на судебные споры по пособиям, возникшие из-за высокой зарплаты будущей матери. Например, на постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2012 г. № А55-8188/2011. В нем суд определил, что у Фонда соцстрахования нет полномочий проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых компаниями. В том числе это касается уровня зарплаты работницы. По существу к такому же мнению пришли и судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28 мая 2012 г. № А27-5766/2011. Они подчеркнули: законодательство не содержит каких-либо особенностей и ограничений при определении работодателями размера заработной платы. Вызвать споры может и отсутствие на больничном, выданном для предъявления по месту работы внешнего совместителя, отметки со сведениями об основном месте деятельности. Рассматривая такой вопрос ФАС Дальневосточного округа принял сторону организации, так как в Порядке ничего не сказано об обязательном наличии данной отметки. Проанализировав условия и порядок реализации права на социальное обеспечение, а также судебную практику по данному вопросу, можно выделить следующие проблемы:1. В настоящее время одной из самых дискуссионных проблем правотворчества при создании отраслевого законодательства социального обеспечения, можно назвать недостаточный уровень его систематизации. В системе источников права социального обеспечения отсутствует единый нормативно закрепленный перечень базовых положений, что препятствует последовательному развитию данной отрасли законодательства. Для устранения имеющейся разобщенности, необходимо объединить все правовые норм, которые находятся в отдельных нормативных правовых актах, в единый кодификационный акт – Социальный Кодекс РФ, который систематизировал бы основные виды, порядок и условия реализации права на социальное обеспечение.2. Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод, что разработанная конструкция по разграничению компетенции в сфере реализации права на социальное обеспечение между Российской Федерацией и ее субъектами не обеспечивает равного доступа граждан к социальным благам вне зависимости от территории проживания. В связи с этой проблемой, необходимо разработать и утвердить федеральные государственные социальные стандарты в области социального обеспечения и социальной защиты. Принятие таких стандартов создаст механизм, исключающий возможность перекладывания ответственности за качество жизни с федерального центра на субъекты Российской Федерации.Таким образом, можно сделать следующий вывод. В России социальные права конституционно провозглашены и формально обеспечиваются целым комплексом гарантий в соответствии с законом. Между тем существуют немалые проблемы в законодательстве и практике его применения в отношении обеспечения социальных прав граждан. Это вызвано проблемами в экономике, социальной сфере, недостаточным бюджетным обеспечением данных прав и др.С целью совершенствования механизма реализации права на социальное обеспечение предлагаем:1. Для устранения имеющейся разобщенности, объединить все правовые норм, которые находятся в отдельных нормативных правовых актах, в единый кодификационный акт – Социальный Кодекс РФ , который систематизировал бы основные виды, порядок и условия реализации права на социальное обеспечение.2. Разработать и утвердить федеральные государственные социальные стандарты в области социального обеспечения и социальной защиты. Принятие таких стандартов создаст механизм, исключающий возможность перекладывания ответственности за качество жизни с федерального центра на субъекты Российской Федерации.Внесение вышеназванных изменений и дополнений, по нашему мнению, положительно скажется на правовом регулировании права на социальное обеспечение и его реализации в условиях федеративного устройства современной России.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1. История развития права на социальное обеспечение насчитывает более тысячи лет. В России богадельни вместе с христианством перешли из Византии. Уже в церковном уставе Святого Владимира (Мономаха) они упоминаются в качестве учреждений религиозных. В Древней Руси при каждой приходской церкви имелась богадельня, а при некоторых монастырях образовывались слободы нищих. Однако заботы правительства о надлежащей организации богаделен были до конца XVIII века весьма слабы. С развитием и укреплением государства развивалась и система социального обеспечения.2. Право на социальное обеспечение является закрепленным в Конституции и иных законах и гарантированным каждому комплексом прав, включающим в себя право на получение социальных благ при наступлении определенных в законодательстве условий и в установленных им размерах и порядке.3. Законодательство о праве на социальное обеспечение в РФ представлено различными нормативными правовыми актами, регулирующими этот комплекс общественных отношений. В их числе можно назвать: международные акты, Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты.4. Реализация права на социальное обеспечение на федеральном уровне включает в себя средств, которые обеспечивают необходимые условия нуждающимся гражданам в установленных законом случаях. Блага социального обеспечения предоставляются в различных формах и видах. К ним относятся денежные выплаты (пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет пособия по временной нетрудоспособности), услуги организаций по реабилитации, услуги по содержанию в домах-интернатах, домах престарелых, а также иные льготы и гарантии – как-то трудовые, жилищные, социальные, а также предоставление предметов потребления, социального жилья.5. Субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование прав на социальное обеспечение. Однако такое регулирование должно осуществляться на уровне субъекта путем обеспечения дополнительных гарантий реализации данного права.6. В России социальные права конституционно провозглашены и формально обеспечиваются целым комплексом гарантий в соответствии с законом. Между тем существуют немалые проблемы в законодательстве и практике его применения в отношении обеспечения социальных прав граждан. Это вызвано проблемами в экономике, социальной сфере, недостаточным бюджетным обеспечением данных прав и др.С целью совершенствования механизма реализации права на социальное обеспечение предлагаем:Для устранения имеющейся разобщенности, объединить все правовые норм, которые находятся в отдельных нормативных правовых актах, в единый кодификационный акт – Социальный Кодекс РФ , который систематизировал бы основные виды, порядок и условия реализации права на социальное обеспечение.Разработать и утвердить федеральные государственные социальные стандарты в области социального обеспечения и социальной защиты. Принятие таких стандартов создаст механизм, исключающий возможность перекладывания ответственности за качество жизни с федерального центра на субъекты Российской Федерации.Внесение вышеназванных изменений и дополнений, по нашему мнению, положительно скажется на правовом регулировании права на социальное обеспечение и его реализации в условиях федеративного устройства современной России.Список литературыНормативные правовые актыВсеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право: сборник документов. М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 460 - 464.Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17, ст. 291.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»// Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 168,Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699,Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929,Федеральный закон от 19.12.2016 N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ- 26.12.2016- N 52- (Часть V)-ст. 7493Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563,Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.Указ Президента РФ от 08.08.1998 N 923 «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка»// Собрание законодательства РФ, 17.08.1998, N 33, ст. 3957Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7774Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)// Известия ЦИК СССР и ВЦИК N 283, 06.12.1936 (утратила силу)Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990)// Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990 г.(утратила силу)Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.»)// СУ РСФСР, 1922, N 70, ст. 903(утратило силу)Научная и учебная литератураБайматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 129 – 138.Байматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. канд. юрид. наук. Тюмень 2016 г.Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина. Авторефдисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 7–8, 18.Благодир А. Л. Система права социального обеспечениядис. …канд. юрид. наук. Москва, 2014.Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. СПб., 1903. – С. 15Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001 – С. 321Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т.1. – С.748Борискова И.В.Социальные пособия в Российской Федерации//Территория науки - №3 - 2017Браун А.И. Приказы общественного призрения. Энциклопедический словарь. Т.4. СПб., 1898 – С. 74Ерочкина К. В., Давшина А. В., Фролкина И. А. Материальные отношения в области права социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50-54История социальной работы: Учебное пособие , Фирсов М. В. М.: Кронус, 2012 г. – С. 312История социальной работы: Учебное пособие, Шарин В.И. М.: Дашков и К, 2013- С. 192 Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2015. – № S5. – С. 16–20. Ключевский В. О. Императрица Екатерина II (1729-1796) / В. О. Ключевский // Русская мысль. 1896. - № 11; Сочинение. - М., 1958. - T.V. -С. 309Кострова Н.М. Права и свободы человека: российская Конституция и Европейский суд// Юридический вестник ДГУ. Т. 24. 2017. № 4.Кудряшова Е.А. Некоторые проблемы реализации пожилыми гражданами конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века) : учеб. пособие / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин . - М. : Трикста; Академический проект, 2006 - С. 212Мозолева О.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 7, 11.Олейникова С.С. Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. № 2 (15) - 2011.Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 194-197Самарина О.А. Российское законодательство о социальном обеспечении и роль в его развитии конституционного (уставного) правосудия. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Пермь, 2014.Финогенова, Ю.Ю. Пенсионное страхование [Текст] / Ю.Ю. Финогенова. – М., 2015. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 1999.Материалы правоприменительной практикиРешение Соликамского городского суда Пермского края № 2-1847/2015 от 24 сентября 2015 г. по делу № 2-1847/2015//СПС Консультант ПлюсРешение Самарского областного суда № 2-1348/2017 2-1348/2017~М-1161/2017 М-1161/2017 от 5 июля 2017 г. по делу № 2-1348/2017//СПС Консультант ПлюсПостановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2012 г. № А55-8188/2011//СПС Консультант ПлюсПостановление ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28 мая 2012 г. № А27-5766/2011//СПС Консультант ПлюсПостановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2013 г. № Ф03-6545/2012//СПС Консультант ПлюсПриложениеТаблица 1. Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФПенсионное страхование.Пенсионное обеспечение.Негосударственное пенсионное обеспечение.пенсии по труду.пенсии от государства.дополнительные пенсии.Разновидности и причины.пожилой возраст.потеря члена семьи, отвечающего за доход.пожилой возраст;инвалидность;потеря кормильца;выслуга лет;социальная пенсия.до конца жизни;срочная.Инвалидность. страховая;Накопительная..страховая .Финансирование.из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР.из средств федерального бюджета.из добровольных отчислений работника и работодателя.Организации-страховщики.ПФР или НПР (только накопительная часть).Пенсионный Фонд.Негосударственный Фонд.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17, ст. 291.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831)
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»// Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 168,
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699,
7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929,
8. Федеральный закон от 19.12.2016 N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ- 26.12.2016- N 52- (Часть V)-ст. 7493
9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563,
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
11. Указ Президента РФ от 08.08.1998 N 923 «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка»// Собрание законодательства РФ, 17.08.1998, N 33, ст. 3957
12. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7774
13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)// Известия ЦИК СССР и ВЦИК N 283, 06.12.1936 (утратила силу)
14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990)// Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990 г. (утратила силу)
15. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.»)// СУ РСФСР, 1922, N 70, ст. 903(утратило силу)
Научная и учебная литература
16. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 129 – 138.
17. Байматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. канд. юрид. наук. Тюмень 2016 г.
18. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина. Авторефдисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 7–8, 18.
19. Благодир А. Л. Система права социального обеспечениядис. …канд. юрид. наук. Москва, 2014.
20. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. СПб., 1903. – С. 15
21. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001 – С. 321
22. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т.1. – С.748
23. Борискова И.В.Социальные пособия в Российской Федерации//Территория науки - №3 - 2017
24. Браун А.И. Приказы общественного призрения. Энциклопедический словарь. Т.4. СПб., 1898 – С. 74
25. Ерочкина К. В., Давшина А. В., Фролкина И. А. Материальные отношения в области права социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50-54
26. История социальной работы: Учебное пособие , Фирсов М. В. М.: Кронус, 2012 г. – С. 312
27. История социальной работы: Учебное пособие, Шарин В.И. М.: Дашков и К, 2013- С. 192
28. Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2015. – № S5. – С. 16–20.
29. Ключевский В. О. Императрица Екатерина II (1729-1796) / В. О. Ключевский // Русская мысль. 1896. - № 11; Сочинение. - М., 1958. - T.V. -С. 309
30. Кострова Н.М. Права и свободы человека: российская Конституция и Европейский суд// Юридический вестник ДГУ. Т. 24. 2017. № 4.
31. Кудряшова Е.А. Некоторые проблемы реализации пожилыми гражданами конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11
32. Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века) : учеб. пособие / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин . - М. : Трикста; Академический проект, 2006 - С. 212
33. Мозолева О.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 7, 11.
34. Олейникова С.С. Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. № 2 (15) - 2011.
35. Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 194-197
36. Самарина О.А. Российское законодательство о социальном обеспечении и роль в его развитии конституционного (уставного) правосудия. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Пермь, 2014.
37. Финогенова, Ю.Ю. Пенсионное страхование [Текст] / Ю.Ю. Финогенова. – М., 2015.
38. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 1999.
Материалы правоприменительной практики
39. Решение Соликамского городского суда Пермского края № 2-1847/2015 от 24 сентября 2015 г. по делу № 2-1847/2015//СПС Консультант Плюс
40. Решение Самарского областного суда № 2-1348/2017 2-1348/2017~М-1161/2017 М-1161/2017 от 5 июля 2017 г. по делу № 2-1348/2017//СПС Консультант Плюс
41. Постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2012 г. № А55-8188/2011//СПС Консультант Плюс
42. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28 мая 2012 г. № А27-5766/2011//СПС Консультант Плюс
43. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2013 г. № Ф03-6545/2012//СПС Консультант Плюс