Особенности воспитания детей от 1 до 3 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования воспитания детей раннего возраста 5
1.1. Воспитание и его роль в становлении личности 5
1.2 Основные особенности развития детей раннего возраста 9
1.3 Виды воспитания детей до 3 лет 13
2. Семья как микросреда для развития и воспитания ребенка 19
2.1 Особенности семейного воспитания детей раннего возраста 19
2.2 Методика экспериментального исследования и результаты констатирующего эксперимента
2.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей раннего возраста 26
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 1 34
Приложение 2 37
Детям с гиперактивностью показаны более активные игры: так малыши смогут выплеснуть избыток энергии на детской или спортивной площадке с помощью батутов, турников, скакалок, горок.В этом возрастном периоде методика взаимодействия значительно отличается в зависимости от пола малыша: именно на данном этапе дети начинают постигать половые различия. Первоначально они улавливают гендерные различия по одежде и прическе, и только затем по поведенческим деталям. Взаимоотношения в маленьких детских группах также начинают складываться исходя из половой принадлежности.На этой ступени развития ребенка нужно объяснить малышу, что различия по полу - это совершенно естественно, и что отличия не делают человека хуже или лучше. В этот период ребенок начинает идентифицировать себя с тем или иным полом и родителям также следует понять, что мальчиков настоящими делают не пистолеты и машинки, а девочек - не бантики и платья.Поэтому нет причин ругать мальчика за интерес к куклам, равно как не стоит запрещать девочкам игры с игрушечным автодромом или солдатиками.Чтобы избежать некоторых ошибок, предлагаем рекомендации родителям по воспитанию детей.Советов по воспитанию детей:1. Поддержка родителей.Замечайте даже любую маленькую победу своего карапуза, начиная от первых шагов и не заканчивая никогда. Подбадривая любого человека (что говорить о детях) у него рождается желание делать все больше и лучше. Рекомендации по воспитанию детей объединялись педагогами и психологами, и не зря этот пункт стоит на первом месте.2. Принимайте детей такими, какие они есть и любите просто так.Каждый человек индивидуален и не стоит “примерять свою рубашку” на малыша. Возможно Ваша дочь не захочет заниматься балетом (как мама мечтала), но полюбит футбол или шашки. А сынок будет спокойным и будет красиво рисовать, вместо занятий боксом, который так хотел освоить отец.3. Позвольте малышу выбрать свою дорогу в жизни.Ваша задача, как родителей, выслушать, предостеречь и порадоваться или подбодрить (в случае неудачи). Не мешайте процессу развития личности, приобретения опыта, выявления талантов.4. Малышу просто необходимы испытывать тактильные ощущения.Обнимайте кроху не менее 9 раз в день, ходите за руки, просто прикасайтесь друг к другу это только укрепит близкие отношения между Вами.5. С малых лет приучайте кроху к разнице между добром и злом.Не стоит воспитывать детей в розовых очках. Беря во внимание советы по воспитанию детей, быть может, Вы исключите нежелательные ситуации. Конечно не стоит рассказывать в красках о преступлениях, однако суть должна быть донесена.6. Стимулируйте проявление любознательности.Правильно когда ребенок интересуется разными вещами, книгами. Из него вырастет разносторонне развитая личность. Какие же советы родителям детей дошкольного возраста можно предложить, если сын или дочь мало интересуются чем-то масштабным, неизвестным? Начинайте с малого, начинайте образование с занимательных рассказов и обрывайте его на самом интересном. Любопытство возьмет верх над детьми и Вы получите желаемый результат.7. Режим и дисциплинаКак ни странно режим и дисциплина, очень помогают маленькому человеку чувствовать себя уверенно. Ведь он точно знает что за чем следует и готов к выполнению задачи. Малыш, который ложится спать в разное время и встает когда захочет, капризен и недружелюбен.8. Не запрещайте слишком многое, а лучше поставьте рамки дозволенного и позвольте малышу выполнять желаемые действия опираясь на них. Если любит дочь рисовать на обоях, ну что ж, выделите ей часть стены для художества. И Вы спокойны и девочка занята полезным делом.9. Не забывайте, что дети развиваются через игру. Позволяйте играть столько, сколько им необходимо. Любая мама, посмотрев на свое чадо, поймет когда можно прерывать игру чтобы заняться обучающим процессом.10. Общаясь со сверстниками дошкольник сравнивает их с собой, но играя с детьми постарше мальчишки и девчонки учатся коммуникации.11. Если Вы хотите что-то донести до ушей дошкольника, не нужно кричать (тем более с другой комнаты). Установите зрительный контакт с крохой, опуститесь на колено, чтобы вы были одного роста, тогда слова достигнут адресата. Очень важно слушать ребенка, когда он Вам что-нибудь говорит.12. Приучайте с раннего возраста к самостоятельности. Маленькие дети очень любят помогать маме по дому, возложите несложные задачи на сына или дочь. Хвалите за проявление инициативы в любом деле.13. Научитесь говорить “нет”, твердое “нет”, без всяких колебаний. Если раз выстоите под натиском капризов и слез, то в следующий раз будет проще. В конце концов дите поймет, что Вас не сломить.14. Не скрывайте свои чувства. Пусть то будет любовь или гнев, страх или спокойствие Вы вправе испытывать и высказывать свои ощущения. Тем самым родители показывают, что чувства скрывать не нужно, ими можно делиться с близкими.15. Почаще читайте. Лучше читайте каждый день, сделайте свой ритуал в одно и то же время, в том же месте. Чтение книг сближает, особенно когда после прочтения следует обсуждение.Разносторонне воспитать маленького человека, привить ему правильные моральные ценности позволят следующие рекомендации:1. Постарайтесь чаще устраивать прогулки на свежем воздухе. Общение с контактными животными, наблюдение за птицами, насекомыми и красивыми природными ландшафтами — все это станет хорошей предпосылкой для нравственного развития ребенка и воспитания в нем эстетического восприятия окружающего мира.2. Во время или после прогулки ребенку непременно захочется поделиться новыми эмоциями и переживаниями. Родители непременно должны выслушать малыша, показать важность его ощущений и ответить на все возникшие вопросы.3. Очень полезно будет попросить кроху изобразить то, что он увидел или подробно рассказать об увиденном. Так, нарисованные картины станут прямым выражением мироощущения ребенка, а словесные описания позволят значительно расширить словарный запас.Следуя этим рекомендациям родители могут стать ближе с детьми и избежать многих конфликтных ситуаций. Воспитание дошкольников отличается от подросткового, но важность участия обоих родителей в росте и развитии тех и других велико.Установив теплые, дружеские отношения в раннем возрасте, подросток может быть уверен в поддержке со стороны мамы и папы.Самый главный фактор, который поможет в воспитании счастливого ребенка, это родительская любовь. Любите сыночка и дочку просто так, за то что они есть на свете, уважайте его мнение, точку зрения, прислушивайтесь и советуйтесь. Будьте счастливы.ЗаключениеДля ребенка раннего возраста родительское мнение является самым важным. По этой причине родителям необходимо научиться понимать проблемы малыша, не отмахиваться от них, совместно приходить к общему решению. Параллельно стоит учить ребенка дисциплине и ответственности за каждый свой поступок.Домашнее воспитание детей легче строить на небольших понятных заданиях: покормить питомца, полить цветок, убрать игрушки. Кроме воспитательного момента у ребенка также будет закладываться правильная самооценка: он начнет считать себя нужным и полезным членом семьи.Анализ литературы позволил сделать вывод, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым, построенное на взаимодействии.Исходя из современной ситуации родительства (разрыв межпоколенных связей, отсутствие модели взаимодействия родителей и детей в семье, устаревание стратегий воспитания, отсутствие обучения родителей, отсутствия совместной деятельности в семье), возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.Список литературы1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие/ авт. - сост. Белкина Л. В. – Воронеж: Учитель, 2016. – 236с.2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.3. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Проспект, 2002. – 414 с. 14.Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 2007. - 224 с.4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. 224 с.5. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие/ О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 128с.6. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 1. – С. 5-107. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2014. – 416 с.8. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб.: Питер, 2013. – 276 с.9. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.10. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.11. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – с.66 – 77.12. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.13. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.14. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2008. - 112 c.15. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия. - Волгоград: Учитель, 2010.- 127с.16. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк. учреждений/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Владос, 2014. – 172с.17. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-718. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 2008 - № 4. – С.14-16.19. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и восприятия детей от рождения до трех лет: Пособиедля педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. - 144 с.20. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2014. - №3. – С.16-18.21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.22. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.Приложение 1Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.5 - несомненно, да (очень сильное согласие);4 - вобщем, да;3 - и да, и нет;2 - скорее нет, чем да;1 - нет (абсолютное несогласие)1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.10. Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях.11. В нашей семье часто бывают конфликты.12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее).13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.14. Я его (ее) очень редко ругаю.15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.16. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня.17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.18. Я не разделяю его (ее) увлечений.19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.29. Я всегда сочувствую своему ребенку.30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.31. Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить.32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).37. Я предъявляю к нему много требований.38. По характеру я мягкий человек.39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.42. Мне нравится его (ее) характер.43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.45. Считаю, что мой долг - оградить его (ее) от всяких опасностей.46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.50. Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы.51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.54. Я приветствую его (ее) поведение.55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.Приложение 2Полученные данные по всем родителям1.Шкала Нетребовательность – требовательность: 9 родителей – требовательны, 8 нетребовательны, 2 – промежуточные результаты.2.Шкала Мягкость - строгость: 8 родителей придерживаются строгости в воспитании, 5 – мягкость, 7 -промежуточные результаты.3.Шкала Автономность: контроль – 14 родителей склонны к излишнему контролю за ребенком, 3 – автономны,3 – промежуточные результаты.4.Эмоциональная дистанция-близость: 6 родителей эмоционально дистантны по отношению к ребенку, 8 – высокие балы по шкале близости, 6 – средние балы по шкале близости;5.Шкала Отвержение – принятие: 3 родителей набрали высокие балы по шкале отвержения, 5 промежуточные результаты, 2 – средние баллы по шкале принятия, 10 – высокие балы по шкале принятия;6.Отсутствие сотрудничества – сотрудничество: 10 родителей набрали высокие балы по шкале отсутствие сотрудничества, 3 – средние по шкале отсутствие сотрудничества, 3 – средние по шкале сотрудничество, 4 родителей – высокие баллы по шкале сотрудничество;7.Тревожность за ребенка: 11 родителей – излишне тревожны за ребенка;8.Непоследовательность – последовательность: 16 родителей - непоследовательны в своих действиях, 4 – последовательны;9.Воспитательная конфронтация в семье – наблюдается у 7 семей;10.Удовлетворенность отношениями с ребенком – отмечается 8 родителями, высокая неудовлетворенность – 6 родителей.
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие/ авт. - сост. Белкина Л. В. – Воронеж: Учитель, 2016. – 236с.
2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
3. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Проспект, 2002. – 414 с. 14.Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 2007. - 224 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. 224 с.
5. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие/ О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 128с.
6. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 1. – С. 5-10
7. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2014. – 416 с.
8. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб.: Питер, 2013. – 276 с.
9. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
10. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
11. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – с.66 – 77.
12. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
13. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
14. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2008. - 112 c.
15. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия. - Волгоград: Учитель, 2010.- 127с.
16. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк. учреждений/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Владос, 2014. – 172с.
17. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7
18. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 2008 - № 4. – С.14-16.
19. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и восприятия детей от рождения до трех лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. - 144 с.
20. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2014. - №3. – С.16-18.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.
22. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные особенности развития детей от 1 до 3 лет?
Развитие детей от 1 до 3 лет характеризуется быстрым ростом и развитием познавательных функций, развитием речи и моторики, формированием эмоционально-личностной сферы.
Какую роль играет воспитание в становлении личности ребенка?
Воспитание играет важную роль в становлении личности ребенка, поскольку через воспитание формируются ценности, нормы и правила поведения, развивается эмоциональная сфера и устанавливаются социальные связи.
Какие виды воспитания детей до 3 лет существуют?
Существуют разные виды воспитания детей до 3 лет, включая авторитарное воспитание, демократическое воспитание, партнерское воспитание и т.д. Каждый вид воспитания имеет свои особенности и подходит для определенных семейных ситуаций.
Какие особенности семейного воспитания детей раннего возраста?
Особенности семейного воспитания детей раннего возраста включают близкие эмоциональные связи ребенка со своими близкими, преобладание образования по образцу, наличие режима и рутинных действий, значительное влияние семейных традиций и ценностей на развитие ребенка.
Какими методиками исследования были получены результаты констатирующего эксперимента по воспитанию детей раннего возраста?
В исследовании воспитания детей раннего возраста были использованы методики наблюдения, анкетирования родителей, психологические тесты и эксперименты. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить влияние различных методов воспитания на развитие детей.
Какие теоретические основы и методология используются при исследовании воспитания детей от 1 до 3 лет?
При исследовании воспитания детей от 1 до 3 лет используются различные теоретические подходы, такие как психоаналитическая теория, психосоциальная теория, когнитивная теория. Основная методология включает наблюдение, эксперименты, опросы и интервью.
Какая роль играет воспитание в становлении личности ребенка?
Воспитание играет важную роль в становлении личности ребенка. Оно помогает формировать его ценностные ориентации, социальные навыки, эмоциональное развитие. Воспитание также способствует развитию самостоятельности, творческого мышления и умений распознавать и регулировать свои эмоции.
Какие основные особенности развития детей от 1 до 3 лет?
Основными особенностями развития детей от 1 до 3 лет являются: быстрый физический рост и развитие двигательных навыков, активное развитие речи и общения, формирование социальных навыков и игровой активности, развитие познавательных способностей и памяти.