связь успешности в обучении с личностными особенностями
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 30.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретические аспекты изучения успешности в обучении и личностных особенностей 5
1.1. Понятие успешности в обучении 5
1.2. Характеристика личностных особенностей. Особенности личности м младшем школьном возрасте 9
Глава II. Эмпирическое исследование связи успешности в обучении с личностными особенностями 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
Заключение 28
Список литературы 30
На третьем этапе проводился анализ результатов, их статистическая обработка, формулировка выводов по исследованию.2.2. Результаты исследованияРезультаты оценки успешности учебной деятельности младших школьников представлены в таблице 1. В таблице отражена средняя оценка по основным предметам.Таблица 1Результаты оценки успешности учебной деятельности младших школьников№ Ф.И.Пол ВозрастУспешность№ Ф.И.Пол ВозрастУспешность1А.К.Ж9,73,514О.Е.Ж9,83,52Б.П.М9,53,815П.А.М9,44,33Г.Н.Ж9,93,316Р.А.Ж9,94,54Д.Е.М9,83,017С.Б.Ж9,73,55Д.Т.Ж9,33,318С.Ц.Ж9,104,36Е.К.Ж9,84,019С.Я.М9,24,37Ж.А.М9,63,520Т.А.Ж10,03,88К.О.М9,103,021Т.В.М10,33,39К.Р.Ж9,74,522У.Л.М9,65,010Л.И.М10,03,523Э.Т.Ж9,83,811М.Г.М9,84,324Ю.Г.Ж9,44,012Н.Д.Ж9,63,325Я.И.М10,14,313О.В.М9,54,526Я.Т.Ж9,94,3Среднее значение, М3,8Стандартное отклонение, σ0,5Результаты оценки успешности учебной деятельности младших школьников показали, что учащиеся в основном хорошо успевают по всем предметам. Те не менее, разброс значений достаточно большой и охватывает преимущественно удовлетворительные и хорошие оценки.Соотношение испытуемых с разным уровнем успеваемости представлено на рисунке 1.Результаты оценки успеваемости в группе младших школьниковпоказали, что большинство детей (по 30,8%) учатся стабильно хорошо или хорошо и удовлетворительно. У многих (23,1%) стабильно удовлетворительная успеваемость. У3-х ребят (11,5%), стабильно хорошая успеваемость. Отлично учится один школьник (3,8%).Рис. 1. Соотношение испытуемых с разным уровнем успеваемости.Результаты по методике многофакторного исследования личности Кеттелла у младших школьников представлены в таблице 2. Таблица 2Результаты по методике многофакторного исследования личности Кеттелла (баллы)№АВСDЕFGНIОQ3Q41554773567353296482724527236437773847374445546357433586585558435668766384733667944583764756845526655454696774679553861036846574367411586775446566127583764763431366784788458314945574656432154366255755721657835495556317553465767544187678476572631986668554648420744364853655218634935677342228766677546523945969652465243566373677442567768467465526385555736357М6,05,65,55,65,75,55,65,75,14,55,34,4σ2,11,41,61,91,91,61,91,41,51,61,61,6Результаты методики показали, что в среднем, в группе детей все факторы выражены в пределах нормы. Стандартные отклонения также небольшие и не выходят за пределы средних оценок.Факторный профиль младших школьников представлен на рисунке 2.Рис. 2. Факторный профиль младших школьников (стены).По относительным данным более всего у школьников выражен фактор E (склонность к самоутверждению). То есть они проявляют склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, стремятся к лидерству и доминированию. Хорошо выражены факторы А (общительность) и O (тревожность). То есть дети общительны, социально приспособлены, отличаются богатством и яркостью эмоциональных проявлений, дл них характерно переживание тревоги, предчувствие неудач, подавленность, подверженность различным страхам.Младшие школьники достаточно возбудимы, активны (фактор D), сентиментальны, доверчивы (фактор I),нервно напряжены (фактор Q4)уверенны в себе(фактор C). У них нормальный уровень вербального интеллекта (фактор В).Дети проявляют среднюю склонность к риску (фактор F), ответственность (фактор G) и социальную смелость (фактор Н).Результаты по методикеисследования самооценки личности С.А.Будасси представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты по методикеисследования самооценки личности С.А.Будасси№ Ф.И.Пол ВозрастСО№ Ф.И.Пол ВозрастСО1А.К.Ж9,70,0214О.Е.Ж9,8-0,382Б.П.М9,50,315П.А.М9,40,683Г.Н.Ж9,90,0416Р.А.Ж9,9-0,324Д.Е.М9,8-0,5817С.Б.Ж9,70,155Д.Т.Ж9,30,3218С.Ц.Ж9,100,886Е.К.Ж9,80,9219С.Я.М9,20,467Ж.А.М9,60,1220Т.А.Ж10,00,78К.О.М9,10-0,721Т.В.М10,30,219К.Р.Ж9,70,3822У.Л.М9,60,7210Л.И.М10,00,3123Э.Т.Ж9,80,3511М.Г.М9,80,5324Ю.Г.Ж9,4-0,512Н.Д.Ж9,6-0,7225Я.И.М10,10,5413О.В.М9,50,3426Я.Т.Ж9,90,35Среднее значение, М0,20Стандартное отклонение, σ0,47Результаты по методикеисследования самооценки личности С.А.Будасси показали, что в среднем у испытуемых средняя адекватная самооценка, они считают, что в какой-то мере достигают в реальности характеристик, соответствующих их идеалу.Соотношение младших школьников с разным уровнем самооценки отражено на рисунке 3.Рис. 3. Соотношение младших школьников с разным уровнем самооценки.Результаты соотношения показали, что у большинства детей (50%) средняя адекватная самооценка, они считают, что в какой-то мере достигают в реальности характеристик, соответствующих их идеалу. У 19,2% детейнеадекватно заниженная самооценка, они считают, что их идеал для них недостижим, им характерно негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности.Также у 19,2% школьников адекватно высокая самооценка, они считают, что обладают большинством идеальных черт, но реально оценивают, как свои положительные, так и отрицательные черты. 7,7% детей отличаются неадекватно завышенной самооценкой, они гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.У одного ребенка (3,8%) адекватно низкая самооценка, он считает, что большинство идеальных черт для него недостижим, однако реально оценивает, как свои положительные, так и отрицательные черты.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи успешности в обучении и личностных особенностей младших школьников представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)Методика Шкалы rрТест Р. КеттеллаФактор А (общительность)-0,20>0,05Фактор B (вербальный интеллект)0,58≤0,01Фактор C (уверенность в себе)0,56≤0,01Фактор D (возбудимость)0,23>0,05Фактор E (склонность к самоутверждению)-0,24>0,05Фактор F (склонность к риску)0,15>0,05Фактор G (ответственность)0,48≤0,05Фактор H (социальная смелость)-0,10>0,05Фактор I (чувствительность)-0,05>0,05Фактор O (тревожность)-0,15>0,05Фактор Q3 (самоконтроль)0,72≤0,01Фактор Q4 (нервное напряжение)-0,03>0,05Методика С.А. БудассиСамооценка0,64≤0,01Результаты корреляционного анализа показали некоторые значимые взаимосвязи успешности в обучении с личностными особенностями младших школьников.С успешностью обучения положительно связаны факторы B (вербальный интеллект) (р≤0,01),C (уверенность в себе) (р≤0,01),G (ответственность) (р≤0,05),Q3 (самоконтроль) (р≤0,01) и уровень самооценки (р≤0,01). То есть, чем выше уровень развития вербального интеллекта младших школьников, чем выше их уверенность в себе, спокойствие, эмоциональная зрелость, адаптированность, ответственность, склонность к соблюдению правил,самоконтроль, организованность, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, тем выше их уровень успеваемости, и соответственно успешности обучения.ЗаключениеЦельюданной работы являлось изучение связи успешности в обучении с личностными особенностями.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтоучебная деятельность - это деятельность субъекта по освоению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, которые специально поставлены преподавателем, на основании внешнего контроля и оценки, переходящих в последствии в самоконтроль и самооценку. Успешность обучения – это умение учащегося достигать больших результатов при меньших затратах сил и времени.Основной критерий успешности обучения – умение ученика достичь наибольшего результата при наименьших энергетических затратах. Связано это с такими способностями, как: вовремя делать свои дела, для достижения цели использовать рациональные средства, чувствовать ситуацию, испытывать чувство радости, уверенности в себе, не сдаваться перед трудностями, беречь здоровье и так далее.Младший школьный возраст- начало школьной жизни, когда учебная деятельность для детей становится ведущей. Пребывание ребенка в школе связано с глубокой перестройкой всей структуры взаимоотношений между детьми. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки-создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте школа, учителя и одноклассники начинают играть все большую роль в процессе социализации ребенка. От того, насколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с педагогом и как оцениваются его успехи в учебе, зависит и успешность его социализации. Результаты эмпирического исследования показали, что большинство детей (по 30,8%) учатся стабильно хорошо или хорошо и удовлетворительно. У многих (23,1%) стабильно удовлетворительная успеваемость. У 3-х ребят (11,5%), стабильно хорошая успеваемость. Отлично учится один школьник (3,8%).В группе детей все личностные факторы выражены в пределах нормы. Более всего у школьников выражен фактор E, то есть они проявляют склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, стремятся к лидерству и доминированию. Дети общительны, социально приспособлены, отличаются богатством и яркостью эмоциональных проявлений, дл них характерно переживание тревоги, предчувствие неудач, подавленность, подверженность различным страхам.Младшие школьники достаточно возбудимы, активны, сентиментальны, доверчивы,нервно напряжены,уверенны в себе. У них нормальный уровень вербального интеллекта.У большинства детей (50%) средняя адекватная самооценка, они считают, что в какой-то мере достигают в реальности характеристик, соответствующих их идеалу. У 19,2% детей неадекватно заниженная самооценка.Также у 19,2% школьников адекватно высокая самооценка. 7,7% детей отличаются неадекватно завышенной самооценкой.У одного ребенка (3,8%) адекватно низкая самооценка.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше уровень развития вербального интеллекта младших школьников, чем выше их уверенность в себе, спокойствие, эмоциональная зрелость, адаптированность, ответственность, склонность к соблюдению правил,самоконтроль, организованность, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, тем выше их уровень успеваемости, и соответственно успешности обучения.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: личностные качества у младшихшкольников связаны с успешностью их обучения.Список литературыАнаньев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - С. 129-267.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. ... – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях [Текст] / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 438-443.Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников [Текст] / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2015. - №36. Виноградова Н.Ф. Как рe ализовать личностно-ориe нтированноe образованиe в начальной школe? [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 14-19.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Астрель, 2009. 480 с.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов // Учебная деятельность младших школьников – Томск, 1992. – С. 100-119.Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015. Кузнецов Ю.Ф. Деятельности подход к учению и основные категории педагогики [Текст] / Кузнецов Ю.Ф // Народное образование. Педагогика. – М., 2006. – №6. – С. 21-35.Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Т.Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф.. – СПб, 2011. – С. 106-109.Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Леонова. - Москва : Нац. исслед. ядерный ун-т "МИФИ", 2012. - 423 с.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова // Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников – М.: Просвещение, 1990. – 96с.Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей. – Ярославль, 1990, с. 65. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456с.Практикумповозрастнойпсихологии Автор: Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2008. – 688с.Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 480с. – С.250.Радионова, И.С. Влияние микроклимата в семье на успешность обучения младших школьников // Достижения современной науки. – 2016. – № 11. – 325с.Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720с. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2013. – 350 с.Смирнова Е.О. Психология младших школьников [Текст] / Е.О. Смирнова // Детская психология – М.,2012 – 735с.Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся [Текст] / Н.В. Соболь // Педагогическая психология. – М.,2015. − №25. – С. 53.Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. - 2017. - №12.Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская – Тула,2002. – 32с.Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Инс-т практической психологии, 2006. – 304с.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: методика. Международная педагогическая академия [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2013. – 224с.Якунин В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2000. -348 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - С. 129-267.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. ... – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
4. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях [Текст] / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 438-443.
5. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников [Текст] / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2015. - №36.
6. Виноградова Н.Ф. Как рe ализовать личностно-ориe нтированноe образованиe в начальной школe? [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 14-19.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Астрель, 2009. 480 с.
8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов // Учебная деятельность младших школьников – Томск, 1992. – С. 100-119.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015.
10. Кузнецов Ю.Ф. Деятельности подход к учению и основные категории педагогики [Текст] / Кузнецов Ю.Ф // Народное образование. Педагогика. – М., 2006. – №6. – С. 21-35.
11. Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Т.Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф.. – СПб, 2011. – С. 106-109.
12. Леонова Е. В. Методы психолого-педагогической оценки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Леонова. - Москва : Нац. исслед. ядерный ун-т "МИФИ", 2012. - 423 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583с.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова // Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников – М.: Просвещение, 1990. – 96с.
15. Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей. – Ярославль, 1990, с. 65.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456с.
17. Практикум по возрастной психологии Автор: Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2008. – 688с.
18. Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 480с. – С.250.
19. Радионова, И.С. Влияние микроклимата в семье на успешность обучения младших школьников // Достижения современной науки. – 2016. – № 11. – 325с.
20. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720с.
22. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2013. – 350 с.
23. Смирнова Е.О. Психология младших школьников [Текст] / Е.О. Смирнова // Детская психология – М.,2012 – 735с.
24. Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся [Текст] / Н.В. Соболь // Педагогическая психология. – М.,2015. − №25. – С. 53.
25. Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. - 2017. - №12.
26. Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская – Тула,2002. – 32с.
27. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Инс-т практической психологии, 2006. – 304с.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: методика. Международная педагогическая академия [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2013. – 224с.
30. Якунин В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2000. -348 с.