Деятельность мед сестры по обучению пациентов с пиелонефритом методам вторичной профилактики на амбулаторно-поликлиническом этапе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 49 49 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПИЕЛОНЕФРИТ 11
1.1 Определение 11
1.2 Эпидемиология, этиология, патогенез 11
1.3 Классификация 19
1.4 Клинические проявления 21
1.5 Диагностика 23
1.6 Дифференциальная диагностика 24
1.7 Принципы лечения 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 27
2.1 Понятие профилактики заболеваний 27
2.2 Роль медицинской сестры в профилактике пиелонефрита 29
2.3 Вторичная профилактика ИМП 30
2.4 Понятие санитарной грамотности 33
2.5 Методология исследования 35
2.6 Рекомендации по повышению эффективности профилактики 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Фрагмент для ознакомления

По определению ВОЗ (2012) «Санитарная грамотность тесно связана с общей грамотностью населения. Она подразумевает наличие мотивации, знаний и умений, направленных на получение, понимание, оценку и применение медицинской информации, необходимой для формирования собственных суждений и принятия решений, касающиеся профилактики заболеваний и укрепления здоровья с целью поддержания или улучшения качества жизни на всех ее этапах» [16].
Низкая санитарная грамотность негативно сказывается на состоянии индивидуального и общественного здоровья и ассоциируется:
с малым интересом к мероприятиям по укреплению здоровья и выявлению заболеваний;
с рискованными формами поведения (высокими показателями курения, наркомании и частоты несчастных случаев);
с низкой приверженностью своевременному лечению;
с высокой частотой первичных и повторных госпитализаций;
с высокими показателями заболеваемости и преждевременной смертности.
Поэтому низкая санитарная грамотность населения находится в прямой связи с высокими затратами системы здравоохранения. Так, например, в 2009 г. низкая санитарная грамотность населения обошлась Канаде более чем в 8 млрд. долларов США, или примерно в 5% всего бюджета медико-санитарной помощи в стране [16].
Высокая санитарная грамотность является важным фактором в предупреждении заболеваний и, прежде всего, инфекционных. Люди, обладающие высоким уровнем санитарной грамотности:
более устойчивы к неблагоприятным внешним факторам;
быстрее адаптируются к новой обстановке;
легче восстанавливают физические и душевные силы;
скорее возвращаются к нормальному состоянию.
Следовательно, санитарная грамотность – это ключевая детерминанта здоровья, ценный ресурс, как для индивидуума, так и для общества в целом. А вложенные усилия в повышение уровня санитарной грамотности возвращаются весомой отдачей в виде здоровья и благополучия, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества [16].

Методология исследования

В свете изложенного путем анонимного анкетирования нами было проведено исследование санитарной грамотности пациенток с пиелонефритом, обратившихся за амбулаторной помощью.

База исследования: медицинский центр ______________________, предоставляющий медицинскую помощь более чем по 40 направлениям, в том числе «урология».

Выборка респондентов: для исследования была создана случайная репрезентативная выборка из 30 респондентов женского пола в возрастной группе от 18 до 24 лет (возрастная медиана - 21 год).

Цель исследования: определение уровня санитарной грамотности относительно ИМП.

Время проведения: февраль - март 2019 г.

Методы исследования: анкетирование и статистическая обработка данных.

Результаты исследования:

Анализ анкетирования показал, что 76,7% (23) опрошенных имеют смутные представления о степени опасности ИМП для здоровья (рис. 10).



Рис. 10. Считаете ли Вы ИМП опасным заболеванием?

При этом периодически симптомы ИМП отмечают 53,3% (16), 16,7% (5) болеют часто, а 30% (9) – очень редко (рис. 11).



Рис. 11. Часто ли вы болеете ИМП?

У 40% (12) респондентов заболевание длится около одной недели и очень долго – у 23,3% (7) (рис. 12).



Рис. 12. Долго ли длится болезненное состояние?
В первые дни заболевания к медицинской помощи прибегают 70% (21) участников опроса, а 30% (9) – не обращаются за ней вовсе (рис. 13).



Рис. 13. Обращаетесь ли вы за медицинской помощью при первых симптомах ИМП?

Рис. 14. Как вы считаете, чем опасны ИМП в первую очередь?

Ничего не слышали об осложнениях ИМП 73,3% (22) опрошенных, 16,7% (5) показали осведомленность о возможных тяжелых осложнениях и всего лишь 10% (3) полагают, что осложнения могут привести к развитию почечной недостаточности и гибели человека (рис. 14).


Рис. 15. Что, на ваш взгляд, является лучшей мерой профилактики ИМП?

Лучшей мерой профилактики ИМП 63,3% (19) назвали здоровый образ жизни, 16,7% (5) – соблюдение гигиенических приемов, а 20% (6) - регулярный прием антибиотиков (рис. 15).



Рис. 16. Считаете ли вы себя достаточно информированным в вопросе профилактики ИМП?

Достаточно информированными в вопросе профилактики ИМП назвали себя 63,3% (19) участников опроса, а 36,7% (11) осознают, что не обладают достаточными знаниями в этой области (рис. 16).

Вывод:

Амбулаторные пациенты медицинского центра __________________ продемонстрировали достаточно низкий уровень санитарной грамотности, а средний медперсонал - слабую реализацию способности проводить их гигиеническое обучение.
Оказалось, что подход пациентов к своему здоровью остается по-прежнему традиционно инертным. Они не проявляют к нему должный интерес, а медработники не занимаются в достаточной мере их гигиеническим воспитанием и обучением, не информируют об особенностях ИМП, важности своевременного обращения к врачу и лечения, а также не объясняют им значение и необходимость проведения элементарных профилактических мер.
В вопросе здоровьесбережения пациенты полагаются на медработников, а медработники, в свою очередь, не стремятся к повышению уровня санитарной грамотности пациентов.
Сохраняющиеся высокие показатели распространенности пиелонефрита среди населения свидетельствуют о необходимости активизации в Российской Федерации профилактической образовательной работы среднего медперсонала в целях повышения уровней санитарной грамотности и информированности пациентов относительно ИМП.
Таким образом, информирование и обучение пациентов методам вторичной профилактики пока не стали приоритетными задачами среднего медперсонала медицинского центра_______________________ при организации медицинского обслуживания пациентов с ИМП.

Рекомендации по повышению эффективности профилактики

По результатам проведенного исследования для повышения эффективности вторичной профилактики пиелонефрита могут быть использованы следующие возможности:

Принятие к сведению средними медицинскими работниками достаточно низкого уровня санитарной грамотности пациентов при разработке профилактических программ ИМП, что позволит сделать их более результативными.

Расширение участия медицинских сестер в профилактических образовательных мероприятиях с целью повышения информированности пациентов о мерах по снижению риска развития ИМП и, в частности, пиелонефрита путем повышения уровня санитарной грамотности и усиления контроля состояния своего здоровья.

Изыскание новых форм пропаганды здорового образа жизни среди пациентов (создание агитбригад, проведение тематических театрализованных представлений, круглых столов, организация активов гигиенического обучения, коллективный просмотр видеоматериалов).

Регулярные посещения средним медперсоналом диспансерных пациентов с ИМП в условиях быта и проведение с ними и членами их семей бесед профилактического и обучающего содержания.

Размещение в достаточном количестве наглядных материалов (плакатов и памяток), информирующих о проявлениях ИМП и методах их профилактики в поликлиниках, амбулаториях, санаторно-курортных учреждениях (приложения 1, 2, 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Клинические наблюдения последних лет демонстрируют увеличение обращений за урологической помощью молодых лиц, чаще женщин детородного возраста, с ИМП, среди которых лидирующее место занимает пиелонефрит [1].
Пиелонефрит является одной из самых распространенных патологий и представляет собой серьезную медицинскую проблему (Лопаткин Н.А., Аполихин О.И., 2004). По мнению ряда авторов (Лоран О.Б., 2004; Hooton Т.М. et all., 2004) на его долю приходится >50% всех урологических заболеваний. По данным Амосова А.В. и Аляева Ю.Г. (2005) в Российской Федерации ежегодно ИМП регистрируется в 1000 случаях на 100 тыс. населения. Лоран О.Б. (2005) и Авдошин В.П. (2006) считают, что распространенность ХП варьирует от 8 до 20%C и имеет грозную тенденцию к росту. Воробьев А.И. (2004) отмечает, что частота выявления пиелонефрита зависит от санитарной грамотности населения, уровня жизни и доступности медицинских услуг [8].
Нерациональная терапия и неправильный уход при РИМП приводят к длительному, трудоемкому и дорогостоящему лечению. Поэтому пиелонефрит представляет собой не только медицинскую, но и экономическую проблему, которая выражается в росте стоимости медицинской помощи, увеличении времени нетрудоспособности и развитии инвалидности, особенно у женщин детородного возраста (Страчунский Л.С., 2000; Аляев Ю.Г., 2002; Мазо Е.Б., 2003; Вишневский А.Е., Пушкарь Д.Ю., Лоран О.Б., 2005) [11].
В основе деятельности медицинской сестры по гигиеническому обучению пациентов с пиелонефритом на амбулаторно-поликлиническом этапе лежит сестринский процесс, направленный на удовлетворение их потребностей в специальных знаниях. Приступая к итоговой оценке выполнения плана по гигиеническому обучению принципам вторичной профилактики пиелонефрита, следует начинать с оценки повседневных познавательных потребностей пациента, устанавливая, насколько была достигнута цель при их удовлетворении. При не достижении цели планируются либо новые сестринские вмешательства, либо изменение самой цели. Гигиеническое обучение пациентов с ИМП считается эффективным, если оно проводится в установленные сроки поэтапно и постоянно анализируется в целях выявления новых проблем.
Проведенное анкетирование продемонстрировало достаточно низкий уровень санитарной грамотности пациентов, а также слабую реализацию способности среднего медперсонала медицинского центра ____________________________ проводить их гигиеническое обучение на амбулаторно-поликлиническом этапе.
Сохраняющийся высокий уровень распространенности ИМП, в частности, пиелонефрита в Российской Федерации свидетельствует о необходимости активизации средним медперсоналом работы по гигиеническому обучению в целях повышения уровней санитарной грамотности и информированности пациентов об особенностях этой патологии. Принятие к сведению средними медицинскими работниками достаточно низкого уровня санитарной грамотности населения при разработке профилактических программ ИМП позволит сделать их более результативными.

В процессе выполнения дипломной работы:

Изучены эпидемиология, этиология, патогенез, клинические проявления, принципы лечения и вторичной профилактики ИМП.

Изучен сестринский процесс по гигиеническому обучению пациентов с пиелонефритом методам вторичной профилактики на амбулаторно-поликлиническом этапе.

Исследован уровень санитарной грамотности в группе пациенток с пиелонефритом, обратившихся за амбулаторной урологической помощью в медицинский центр __________________

Разработаны рекомендации по повышению эффективности вторичной профилактики ИМП.

Таким образом, поставленные в дипломной работе задачи выполнены, а цель ее достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №907н от 12.11.2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология»».
Антимикробная терапия и профилактика инфекций почек, мочевыводящих путей. Федеральные клинические рекомендации. М., 2017.
Антимикробная терапия и профилактика инфекций почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов / Лопаткин Н.А., Аполихин О.И., Пушкарь Д.Ю. и др. / Российские национальные рекомендации. - М., 2014.
Зайцев А.В., Тупикина Н.В. Рецидивирующая инфекция мочевых путей - междисциплинарная проблема // Урология. - 2014. - № 19. – С. 36–44.
Зайцев А.В., Колонтарев К.Б. Антибимикробная терапия инфекций мочевыводящих путей // Урология. – 2017. - №4. С. 91–96. 
Ибишев Х.С. Некоторые аспекты лечения персистирующей инфекции нижних мочевых путей // Урология. - 2014. - №5. – С. 30–34.
Инфекции мочевыводящих путей у детей, взрослых, беременных: цистит, пиелонефрит, бессимптомная бактериурия: клинические рекомендации / Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации. – М., 2014.
Клинические рекомендации по диагностике и лечению пиелонефрита / Российское общество урологов. - М., 2016.
Клинические рекомендации по урологическим инфекциям / Европейская ассоциация урологов. - М., 2016.
Клинические рекомендации «Применение диетического и функционального питания в лечебно-профилактических и реабилитационных программах» / ФБГУ РНЦ МРиК Министерства здравоохранения Российской Федерации. – М., 2015.
Лопаткин Н.А., Пугачев А.Г., Аполихин О.И. Урология: учебник для вузов. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2016. – 506 с.
Набер К.Г. Антибактериальная терапия и профилактика инфекций мочевыводящих путей // Урология. – 2014. - №6. – С. 5-13.
Раснер П.И., Васильев А.О., Пушкарь Д.Ю. Воспалительные заболевания органов мочевой системы // РМЖ. 2016. №23. С. 1553-1561.
Урология. Клинические рекомендации / под ред. Ю.Г. Аляева, П.В. Глыбочко, Д.Ю. Пушкаря. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
Убедительные факты. Санитарная грамотность / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. Код доступа: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
Guidelines on Urological Infections, European Association of  Urology / M. Grabe, T.E. Bjerklund-Johansen, H. Botto [et al.]. – EAU, 2014. – 126 p.
Falagas M.E., Vouloumanou E.K., Togias A.G., Karadima M., Kapaskelis A.M., Rafailidis P.I., Athanasiou S. Fosfomycin versus other antibiotics for the treatment of cystitis: a meta-analysis of randomized controlled trials. J Antimicrob Chemother 2018; 65(9): 1862–77.
Köves B., Cai T., Veeratterapillay R., Pickard R. et al. Benefits and Harms of Treatment of Asymptomatic Bacteriuria: A Systematic Review and Meta-analysis by the European Association of Urology Urological Infection Guidelines Panel. Eur Urol 2017 Jul 25. pii: S0302–2838(17)30602–4. DOI: 10.1016/j.eururo. 2017.07.014.
Naber K.G., Cho Y.H., Matsumoto T. et al. Immunoactive prophylaxis of re- current urinary tract infections: A metaanalysis // Int. J. Antimicrob. Agents. 2016, Feb. Vol. 33 (2). P. 111–119.

























ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.






Приложение 2.

ПРОФИЛАКТИКА ПИЕЛОНЕФРИТА



Приложение 3.













6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №907н от 12.11.2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология»».
2. Антимикробная терапия и профилактика инфекций почек, мочевыводящих путей. Федеральные клинические рекомендации. М., 2017.
3. Антимикробная терапия и профилактика инфекций почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов / Лопаткин Н.А., Аполихин О.И., Пушкарь Д.Ю. и др. / Российские национальные рекомендации. - М., 2014.
4. Зайцев А.В., Тупикина Н.В. Рецидивирующая инфекция мочевых путей - междисциплинарная проблема // Урология. - 2014. - № 19. – С. 36–44.
5. Зайцев А.В., Колонтарев К.Б. Антибимикробная терапия инфекций мочевыводящих путей // Урология. – 2017. - №4. С. 91–96.
6. Ибишев Х.С. Некоторые аспекты лечения персистирующей инфекции нижних мочевых путей // Урология. - 2014. - №5. – С. 30–34.
7. Инфекции мочевыводящих путей у детей, взрослых, беременных: цистит, пиелонефрит, бессимптомная бактериурия: клинические рекомендации / Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации. – М., 2014.
8. Клинические рекомендации по диагностике и лечению пиелонефрита / Российское общество урологов. - М., 2016.
9. Клинические рекомендации по урологическим инфекциям / Европейская ассоциация урологов. - М., 2016.
10. Клинические рекомендации «Применение диетического и функционального питания в лечебно-профилактических и реабилитационных программах» / ФБГУ РНЦ МРиК Министерства здравоохранения Российской Федерации. – М., 2015.
11. Лопаткин Н.А., Пугачев А.Г., Аполихин О.И. Урология: учебник для вузов. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
12. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2016. – 506 с.
13. Набер К.Г. Антибактериальная терапия и профилактика инфекций мочевыводящих путей // Урология. – 2014. - №6. – С. 5-13.
14. Раснер П.И., Васильев А.О., Пушкарь Д.Ю. Воспалительные заболевания органов мочевой системы // РМЖ. 2016. №23. С. 1553-1561.
15. Урология. Клинические рекомендации / под ред. Ю.Г. Аляева, П.В. Глыбочко, Д.Ю. Пушкаря. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
16. Убедительные факты. Санитарная грамотность / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. Код доступа: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
17. Guidelines on Urological Infections, European Association of Urology / M. Grabe, T.E. Bjerklund-Johansen, H. Botto [et al.]. – EAU, 2014. – 126 p.
18. Falagas M.E., Vouloumanou E.K., Togias A.G., Karadima M., Kapaskelis A.M., Rafailidis P.I., Athanasiou S. Fosfomycin versus other antibiotics for the treatment of cystitis: a meta-analysis of randomized controlled trials. J Antimicrob Chemother 2018; 65(9): 1862–77.
19. Köves B., Cai T., Veeratterapillay R., Pickard R. et al. Benefits and Harms of Treatment of Asymptomatic Bacteriuria: A Systematic Review and Meta-analysis by the European Association of Urology Urological Infection Guidelines Panel. Eur Urol 2017 Jul 25. pii: S0302–2838(17)30602–4. DOI: 10.1016/j.eururo. 2017.07.014.
20. Naber K.G., Cho Y.H., Matsumoto T. et al. Immunoactive prophylaxis of re- current urinary tract infections: A metaanalysis // Int. J. Antimicrob. Agents. 2016, Feb. Vol. 33 (2). P. 111–119.


Вопрос-ответ:

Что такое пиелонефрит?

Пиелонефрит - это воспалительное заболевание почек, которое обычно вызвано бактериальной инфекцией.

Какие симптомы может проявлять пиелонефрит?

Симптомы пиелонефрита могут включать боль в поясничной области, повышенную температуру, частое мочеиспускание, а также общую слабость и утомляемость.

Как можно диагностировать пиелонефрит?

Для диагностики пиелонефрита могут использоваться такие методы, как анализ мочи, анализ крови, ультразвуковое исследование почек, а также компьютерная томография.

Какую роль играют медицинские сестры в профилактике пиелонефрита?

Медицинские сестры играют важную роль в профилактике пиелонефрита, они помогают пациентам понять причины заболевания, обучают им методам вторичной профилактики и помогают им контролировать своё здоровье.

Как проходит лечение пиелонефрита?

Лечение пиелонефрита может включать прием антибиотиков, а также соблюдение режима питья и отдыха. В некоторых случаях может потребоваться госпитализация.

Что такое пиелонефрит?

Пиелонефрит - это воспалительное заболевание почек, которое в основном вызвано инфекцией. Оно характеризуется воспалением почечных чашечек и тазов, а также паренхимы почек.

Какие симптомы присутствуют при пиелонефрите?

Симптомы пиелонефрита могут включать боль в области почек, повышенную температуру, частое мочеиспускание, ощущение усталости и слабость. У некоторых пациентов могут появиться также тошнота, рвота и боли внизу живота.

Как проводится диагностика пиелонефрита?

Диагностика пиелонефрита включает общий анализ мочи, биохимический анализ крови, ультразвуковое исследование почек, компьютерную томографию и другие методы. Также может быть назначена бактериологическая культура мочи для определения возбудителя инфекции.

Какую роль играет медицинская сестра в профилактике пиелонефрита?

Медицинская сестра играет важную роль в профилактике пиелонефрита. Она может проводить обучение пациентов методам вторичной профилактики, например, по поводу соблюдения гигиены мочеполовой системы, режима питья и приема препаратов. Также сестра может контролировать выполнение рекомендаций и наблюдать за пациентами.

Какие методы вторичной профилактики могут быть использованы при пиелонефрите?

Методы вторичной профилактики при пиелонефрите могут включать применение антибиотиков для профилактики рецидивов инфекций, режим питья для поддержания нормальной мочеобразовательной функции и предотвращения застойных процессов, соблюдение гигиены мочеполовой системы и регулярные контрольные обследования. Все эти методы должны быть согласованы с лечащим врачом и медицинской сестрой.