Государственное регулирование национальной экономики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 06.06.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1.Характеристика рыночной экономики и необходимость государственного регулирования 3
2 Государственное регулирование рыночной экономики 11
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Объектами таких целевых программ являются отрасли: аграрный сектор, промышленный, продовольственный и т.д, так же учет территориальность регионов , социальные условия, направления научных исследований. Планирование можно подразделить на макроэкономический уровень, который включает в себя государство в целом, и на микроэкономический, который включает в себя и государство, и семью, как единицу хозяйственной деятельности.
2. Бюджетное регулирование. Обеспечивает государственное потребление, господдержку важных отраслей народного хозяйства, финансирует региональные программы и поддерживает систему отдельных предпринимательских структур и социальных групп.
3. Государственное потребление — это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: в первую очередь, это поддержка самого государственного аппарата, которому так же необходимы определённые товары и услуги, во- вторых, это обеспечение производства общественных товаров, то есть стимулируется совокупный спрос, развитие человеческого капитала, в третьих, это улучшение качества самого товара, путем постановки целям производителям и т.д.
4. Государственный заказ обеспечивает предприятия гарантированным сбытом товаров, освобождает их от риска неплатежей, дает возможность использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, предоставлением различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.), что хорошо сказывается на развитие той или иной отрасли экономического рынка.
5. Селективная финансовая поддержка  регионов, предприятий или целых отраслей связано с использованием бюджетных средств для достижения определенных целей:
- оздоровление отраслей, переживающих кризис (например: помощь в виде субсидий);
-поддержки деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; - выравнивания экономических показателей и уровня жизни в целом в различных районах страны (увеличение в том или ином районе прожиточного минимума)
- поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого бизнеса например);
- проведение в жизнь крупных экологических или других хозяйственных программ.
6. Денежно-кредитное регулирование  направлено не только на защиту и устойчивость национальной валюты, ее покупательной способности, но и на управление инфляцией; укрепление банковской системы страны, создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах.
7. Приватизация и национализация собственности — еще один из способов государственного регулирования, которые решает сразу несколько социально-экономических задач: во-первых, обеспечивают поступление денежных средств в бюджет за счет продажи государственной собственности частным физическим и юридическим лицам, во-вторых имеют возможность направить эти средства в другие сектора экономики; в третьих способствуют привлечению частного капитала в совместный с государством бизнес.
Для поддержания стабильности в экономике важной функцией государства становится разработка не только краткосрочных экономических программ, но и долгосрочных (на 5 и более лет) программ экономического и социального развития. Государство создает также центральный орган управления экономикой. Централизованно формируется государственный бюджет, обозначается цель системы, общие задачи, планируется выделение ресурсов, устанавливает нормативы, сроки и т.д.
Тремя главными формами планирования является директивное, индикативное и стратегическое планирование.
Директивное (императивное) планирование означает централизованное руководство задачами и планами предприятий, оно ограничивает их инициативу, что снижает эффективность производства (в этом случае бывает остановка в развитие и создание каких либо новых технологий производства, то есть предприятия перестают совершенствоваться);
Индикативное (рекомендательное) планирование предполагает установление государством основных макроэкономических показателей, которые ориентируют предприятия на выполнение планов, обеспечивая их при этом необходимой информацией, и мероприятий по их осуществлению (в этом же случае государство выступает как «наблюдатель», то есть анализируя обстановку оно только рекомендует показатели, но не как не обеспечивает их)
По масштабам подразделяют на отраслевое индикативное планирование, региональное и планирования на предприятии (бизнес-планирование).
Программирование национальной экономики это сложнейший процесс в который входят:
1. проведение комплексного анализа состояния национальной экономики
2. определение наиболее важных проблем
3. способы решения этих проблем
4. разработка отдельных стратегических программ с учетом влияния всех совокупных внешних и внутренних факторов
Планирование и программирование взаимосвязаны с прогнозированием. Здесь важную роль играют правильно подобранные методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.
Механизм функций, форм, методов государственного регулирования прописывается в экономической политике государства, с помощью которой государство способно регулировать рынок. Постоянное анализ ситуации в экономике, прогнозирование результатов той или иной программы позволяют государству балансировать состояние внутренних и внешних рынков.


Заключение

Проблемы государственного регулирования экономики на сегодняшний день является весьма актуальной и находиться под пристальным вниманием как мировых ученых, так и политических деятелей. На протяжении прошедшего столетия шли споры между представителями разных экономических школ о необходимости и степени вмешательства государства в рыночную экономику. Вследствие своей особой роли в обществе государство во все времена в той или иной степени регулировало экономические отношения, но роль государства была различной в разных экономических системах.
Анализируя воздействие государства на экономику в условиях смешанной и командной экономических систем, напрашивается вывод о необходимости оптимального сочетания государственного управления с рыночным механизмом. Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночных механизмов, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных и кредитно-денежных рычагов, с помощью законодательной базы. В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые часто весьма плодотворны в своём сочетании.
При этом роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств и влиять на внутриэкономические процессы через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы. Основные актуальные функции государства – это функции регулирования, справедливости и эффективности.  Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все, для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.


Список использованных источников и литературы


Государственная экономическая политика: учебное пособие. – М.: Тупчиенко В.А. Юнити-Дана, 2010. – 663 с.
Государственное регулирование экономики М.: Морозова Т.Г. Юнити-Дана, 2012. – 255 с.
Государственное регулирование экономики/: учеб. пособие / под ред. В.В. Завадовский. – Новосибирск: изд-во РАНХиГС СИУ, 2013.– 213с.
Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Е. Мысиной. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.- (Бакалавриат).
Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2017
Лукина, П.О. Роль государственного бюджета в реализации фискальной политики государства / П.О. Лукина // Научно-практические исследования. – 2017. – №9(9). – С. 67-68.
Негрий, А.А. Основные направления фискальной политики РФ / А.А. Негрий // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. – 2017. – С.403-404.
Рыночное и государственное регулирование переходной экономики / Отв. ред. Русановский В.А. – Саратов.: Изд. центр СГСЭУ, 2015. – 130 с.
Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 534 с.
Современные тенденции развития экономики. – Ульяновск: Разнодежина Э.Н., Камалтдинова Р.М., Филиппова И.А. УлГТУ, 2011. – 119 с.
Экономика: учебник. – М.: Гребнев Л.С. Логос, 2011. – 408 с.
Экономическая теория. – М.: Дашков И. К., Войтов А.Г. , 2016. – 391 с.

Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2015.
Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010.
Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2012.



1. Государственная экономическая политика: учебное пособие. – М.: Тупчиенко В.А. Юнити-Дана, 2010. – 663 с.
2. Государственное регулирование экономики М.: Морозова Т.Г. Юнити-Дана, 2012. – 255 с.
3. Государственное регулирование экономики/: учеб. пособие / под ред. В.В. Завадовский. – Новосибирск: изд-во РАНХиГС СИУ, 2013.– 213с.
4. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Е. Мысиной. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.- (Бакалавриат).
5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2017
6. Лукина, П.О. Роль государственного бюджета в реализации фискальной политики государства / П.О. Лукина // Научно-практические исследования. – 2017. – №9(9). – С. 67-68.
7. Негрий, А.А. Основные направления фискальной политики РФ / А.А. Негрий // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. – 2017. – С.403-404.
8. Рыночное и государственное регулирование переходной экономики / Отв. ред. Русановский В.А. – Саратов.: Изд. центр СГСЭУ, 2015. – 130 с.
9. Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 534 с.
10. Современные тенденции развития экономики. – Ульяновск: Разнодежина Э.Н., Камалтдинова Р.М., Филиппова И.А. УлГТУ, 2011. – 119 с.
11. Экономика: учебник. – М.: Гребнев Л.С. Логос, 2011. – 408 с.
12. Экономическая теория. – М.: Дашков И. К., Войтов А.Г. , 2016. – 391 с.

Вопрос-ответ:

Что такое государственное регулирование национальной экономики?

Государственное регулирование национальной экономики - это комплекс мер, которые принимаются государством для управления экономическими процессами в стране с целью достижения определенных социально-экономических целей.

Какие основные причины необходимости государственного регулирования рыночной экономики?

Основные причины необходимости государственного регулирования рыночной экономики включают решение проблем и ограничений, связанных с рыночной несовершенной конкуренцией, неравномерным распределением доходов, внешними шоками, нестабильностью цен и инфляцией, снижением уровня занятости и другими социально-экономическими проблемами.

Какие инструменты используются государством для регулирования рыночной экономики?

Для регулирования рыночной экономики государство может использовать различные инструменты, включая фискальную политику (изменение налогов, государственных расходов и дефицита), монетарную политику (управление денежным предложением и процентными ставками), торговую политику (введение таможенных пошлин и квот), регулирование цен и другие меры.

Какие отрасли являются объектами государственного регулирования?

Объектами государственного регулирования могут быть различные отрасли экономики, такие как аграрный сектор, промышленность, продовольственная промышленность и др. Также учитываются территориальные особенности регионов и социальные условия.

Что такое планирование в экономике и как оно связано с государственным регулированием?

Планирование в экономике представляет собой процесс определения целей развития и стратегий их достижения. Оно тесно связано с государственным регулированием, так как помогает определить приоритеты и направления развития экономики и дает основу для принятия соответствующих регулирующих мер.

Что такое государственное регулирование национальной экономики?

Государственное регулирование национальной экономики - это система мер, принимаемых правительством страны для управления экономическими процессами, с целью обеспечения устойчивого развития экономики и достижения определенных социально-экономических целей.

Какие особенности имеет рыночная экономика?

Рыночная экономика характеризуется свободным обменом товаров и услуг между производителями и потребителями, конкуренцией, частной собственностью, ценообразованием на основе спроса и предложения. В такой экономической системе роль государства ограничена, но при этом оно все равно необходимо для регулирования определенных аспектов экономики.

Почему государственное регулирование рыночной экономики необходимо?

Государственное регулирование рыночной экономики необходимо для достижения различных целей: стабилизации экономики, снижения инфляции, обеспечения роста ВВП, создания рабочих мест, минимизации негативных воздействий экономических кризисов и многое другое. Без государственного вмешательства могут возникнуть различные дисбалансы и проблемы, которые могут негативно повлиять на экономику и общество в целом.

Какие методы применяются для государственного регулирования рыночной экономики?

Для государственного регулирования рыночной экономики могут применяться различные методы, такие как налоговая политика, денежно-кредитная политика, антимонопольное регулирование, тарифное регулирование, административное регулирование, инвестиционная политика и другие. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной ситуации и задачи.

Какие отрасли экономики подвергаются государственному регулированию?

Государственное регулирование может охватывать различные отрасли экономики, такие как аграрный сектор, промышленность, продовольственная отрасль и т.д. Также учитываются территориальные особенности регионов и социальные условия. Государство разрабатывает целевые программы и меры, направленные на развитие и поддержку этих отраслей.

Что такое рыночная экономика и почему она требует государственного регулирования?

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на свободной конкуренции, спросе и предложении товаров и услуг. В такой экономике государство не контролирует производство и распределение товаров и услуг. Однако, рынок не всегда саморегулирующийся, и может возникать неэффективность и несправедливость. Поэтому, государственное регулирование необходимо для создания равных условий конкуренции, защиты прав потребителей, регулирования отраслей и стимулирования экономического роста.

Как государственное регулирование влияет на рыночную экономику?

Государственное регулирование имеет различные инструменты, которые могут влиять на рыночную экономику. Например, государство может вводить налоги и субсидии, контролировать цены, устанавливать правила и стандарты для деятельности компаний. Такие действия могут быть направлены на защиту прав потребителей, стимулирование инвестиций, поддержку определенных отраслей экономики и создание равных условий конкуренции.