Использование пейзажной картины как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 01.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретическое обоснование использования пейзажной картины как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 5
1.1.1. Понятие о связной речи 5
1.1.2. Возрастные особенности развития связной речи детей 6-го года жизни 6
1.1.3. Основные трудности в развитии связной речи 9
1.1.4. Основные средства развития связной речи в ДОО 12
1.2. Использование пейзажной картины в развитии связной речи детей 6-го года жизни 15
1.2.1. Понятие о пейзажной картине 15
1.2.2. Роль использования пейзажной картины в развитии связной речи старших дошкольников 17
1.2.3. Содержание и методы использования пейзажной картины, направленные на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Условия эффективного использования пейзажной картины в развитии связной речи детей 6-го года жизни в ДОО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Мы предлагаем детям мысленно создать свою картину поопределенному плану: Расскажи, о чем будет картина? Что в ней ты выделишь? Как это будет изображено? Что будет вокруг главного, на каком фоне и какимикрасками изображено? и т.д.Это научит ребенка анализировать, сравнивать, обобщать,последовательно излагать свои мысли.В процессе ознакомления детей с произведением живописиоправдывает себя прием – «вхождение» в картину, описание событий,предшествующих и последующих изображенным.Использование этого приема связано с созданием у детейэмоционального настроения перед «вхождением» в картину, сопределенного рода установками на развернутое выразительноерассказывание. Например, при ознакомлении с картиной Н. Куприянова«Золотая осень», я им предлагаю мысленно перенестись на золотой луг,где белоствольные березы стоят в хороводе и послушать что же тампроисходит (фонограмма «Звуки леса»). Закройте глаза и представьте,что бы здесь происходило. Что вы слышите?Таким образом, мы нацеливаем детей на создание связноговыразительного рассказа определенной структуры.Произведение живописи воспринимается не только на уровнелогических умозаключений и суждений о его содержании и средствахвыразительности, но и на уровне личностного эмоциональногоотношения.Дети могут выбрать понравившуюся картину, но чащевсего не могут объяснить, чем она понравилась. Чтобы помочь детямразобраться в этом, мы использовали рассказ – образец личностногоотношения педагога к понравившейся картине. Такой рассказ имелопределенную последовательность:- картина какого художника понравилась и как онаназывается;- о чем эта картина;- какое в ней передано настроение;- что особенно понравилось в картине;- какие возникают чувства, мысли, настроение, когдасмотришь на нее.Рассказ – образец личностного отношения педагога побуждает ребенкаискать в картине что-то свое, желание высказывать это в форменебольшого рассказа.Закрепление умений эмоционально, образно высказывать суждения окартине, о форме развернутого рассказа осуществлялось в процесседидактических игр. Мы использовали их на занятиях и в свободноевремя, но после того как дети научились детально рассматриватьхудожественные произведения, воспринимать в целом их настроение,основной колорит, высказывать личностное отношение к ним.Важную роль в овладении ребенком навыками связной речи играютдидактические игры.Дидактическая игра «Художественный салон»Цель:1. Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя средства выразительности речи.2. Развивать монологическую речь детей.Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне»картины и покупают понравившиеся.Правила игры:Ребенок покупает картину, если рассказал о ней по следующемуплану:название картины,цель приобретения (в подарок маме, дедушке, товарищуна день рождения, для украшения комнаты);о чем она рассказывает;какое в ней передано настроение;как художник показал в ней главное;почему она понравилась.Для рассказа отводится определенное время. Выигрывает тот, ктокупил большее количество картин.Дидактическая игра «Выставка картин».Цель:1. Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя средства выразительности речи.2. Развивать монологическую речь детей.Двое детей оформляют из предложенных им репродукций,отличающихся по содержанию и жанру, выставку – красиворазмещают на доске. Остальные ребята продумывают рассказэкскурсовода по следующему плану:- по какому принципу размещены картины (по теме, пожанру и т.д.)- какая картина понравилась и почему;- что особенно красиво показал художник в этой картине,и каким образом (цветом, композицией и др.)Правила игры:Тот, кто красиво расположил картины (симметрично илиасимметрично) кто, верно, подобрал их по теме, жанру илицветовому сочетанию, получает значок «Лучший оформитель». Тот,кто составил интересный, последовательный рассказ по картине (всоответствии с предложенным планом), а также верно ответил навопросы детей, получает значок «Лучший экскурсовод. Тот, ктозадавал самые интересные вопросы на выставке, получает значок«Лучший зритель».Дидактические игры повышают интерес детей к живописи,формируют умение «Читать» картину, анализировать ее, учатподыскивать эпитеты и сравнения при высказывании собственныхсуждений.Самый сложный вид сочинения – сочинение рассказов по пейзажнойкартине. Хотя здесь есть наглядная опора, однако построитьсюжетный рассказ по пейзажной картине и при этом использоватьразличные выразительные средства детям довольно трудно. Успешновыполнить задание они могут, только имея значительный опыт всоставлении других видов творческих рассказов.Таким образом, овладение творческим рассказываниемобеспечивается в процессе определенной системы обучения.Системное обучение предусматривает не только усвоение, но иосознание, как структуры рассказа, так и выразительных средств и ихтворческое применение в сочинениях.На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связнойречи – «сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном»(Д.Б. Эльконин). Именно в этом возрасте в детских садах проводятспециальные занятия по обучению рассказыванию.детей учатописывать предмет, его изображение, рассказывать содержаниесюжетной картины, пересказывать литературный текст, рассказывать овиденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.Для полноценного речевого общения с окружающими одинакововажны все виды рассказов – монологов. Однако разумнее начинатьобучение рассказыванию с занятий по описанию игрушек, предметов,растений, иными словами, с формирования умения характеризоватьединичный объект.Проведенная работа еще раз показала: решение педагогическихзадач при ознакомлении дошкольников с живописью тесным образомпереплетается с решением задач по развитию образной связной речи.Среди многообразия средств обучения мы выделяемпропедевтическое обучение элементам композиции и выразительнымсредствам раскрытия образа, затем применение различных видовтворческих рассказов в определенной дидактическойпоследовательности и, наконец, использование различных мотивов вобучении детей творческому рассказыванию.Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.Чтобы понять, насколько работа по развитию связной речи была выполнена успешно, следует проверить уровень связности речи. Такой подход позволяет определить, каким детям нужны дополнительные занятия, а каким можно усложнять задачи. В целом связная речь детей делится на 3 уровня:Высокий уровень – словарный запас ребенка достаточно обширен, он без проблем выстраивает правильные относительно грамматики и логики предложения. Ребенок с высоким развитием связной речи справляется с рассказами, описаниями и сравнением предметов. Его речь последовательна, а содержание его рассказов интересное, содержательное.Ребята со средним уровнем могут строить интересные предложения, обладают высокой грамотностью. Однако когда дело касается рассказов по заданному сюжету, могут возникать проблемы: ребенок может допускать ошибки, и без помощи старшего ему не обойтись.Ребятам с низким уровнем развития связности речи слишком сложно строить рассказы по сюжетам. Их речь лишена логики и последовательности, в ней присутствуют грамматические ошибки и недочеты в смысловом аспекте.Чтобы формирование связности речи происходило надлежащим образом, процесс обучения должен быть непрерывным, причем участвовать в нем должны не только педагоги, но и родители, близкие люди. На таких занятиях можно использовать разные методы, но если они будут проводиться в игровой форме, информация будет усваиваться и запоминаться лучше.ЗАКЛЮЧЕНИЕСвязной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.Чтобы понять, насколько работа по развитию связной речи была выполнена успешно, следует проверить уровень связности речи. Такой подход позволяет определить, каким детям нужны дополнительные занятия, а каким можно усложнять задачи. В целом связная речь детей делится на 3 уровня:Высокий уровень – словарный запас ребенка достаточно обширен, он без проблем выстраивает правильные относительно грамматики и логики предложения. Ребенок с высоким развитием связной речи справляется с рассказами, описаниями и сравнением предметов. Его речь последовательна, а содержание его рассказов интересное, содержательное.Ребята со средним уровнем могут строить интересные предложения, обладают высокой грамотностью. Однако когда дело касается рассказов по заданному сюжету, могут возникать проблемы: ребенок может допускать ошибки, и без помощи старшего ему не обойтись.Ребятам с низким уровнем развития связности речи слишком сложно строить рассказы по сюжетам. Их речь лишена логики и последовательности, в ней присутствуют грамматические ошибки и недочеты в смысловом аспекте.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М: Издательский Центр «Академия», 2016Алексеева М.М., Яшина В.И.Речевое развитие дошкольников/Пособие по самостоятельной работе для студентов. - М.: Академия, 2018Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.:АСТ, 2017. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. /Пособие для воспитателя детского сада.-М: Просвещение, 2016.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на модели обучения по картине: автореферат дисс. – СПб, 2014.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам/ Пособие для логопеда, М, 2016.Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд. Проспект, 2017.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2017Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студентов средних педагогических заведений. – М.: Академия, 2016. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2018 Зубарева Н. М. дети и изобразительное искусство, - М.: Просвещение, 2017. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 2016Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2018 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 2018 Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2016. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года: Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детство – Пресс, 2014. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство – Пресс, 2017. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 2017.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М: Издательский Центр «Академия», 2016
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников/Пособие по самостоятельной работе для студентов. - М.: Академия, 2018
3. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.:АСТ, 2017.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. /Пособие для воспитателя детского сада.-М: Просвещение, 2016.
6. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на модели обучения по картине: автореферат дисс. – СПб, 2014.
7. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам/ Пособие для логопеда, М, 2016.
8. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд. Проспект, 2017.
9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.
11. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2017
12. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студентов средних педагогических заведений. – М.: Академия, 2016.
13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993.
14. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2012.
15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2018
16. Зубарева Н. М. дети и изобразительное искусство, - М.: Просвещение, 2017.
17. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 2016
18. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2018
19. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 2018
20. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2016.
21. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года: Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.
22. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство – Пресс, 2017.
23. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 2017.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет пейзажная картина в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста?
Пейзажная картина играет важную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Она может стимулировать детей к общению, развивать их воображение, способствовать расширению словарного запаса и развитию речевых навыков.
Какие возрастные особенности связаны с развитием связной речи у детей 6 лет?
Дети 6 лет находятся на этапе активного развития связной речи. В этом возрасте они начинают использовать более сложную грамматику, строят более сложные предложения и умеют связывать предложения в одну логическую последовательность.
Какие трудности возникают у детей в развитии связной речи?
У детей могут возникать различные трудности при развитии связной речи. Некоторые из них включают недостаточный словарный запас, затруднения в построении сложных предложений, проблемы с пониманием и усвоением информации, а также отсутствие навыков согласования и связывания идей.
Как можно использовать пейзажные картины для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Пейзажные картины могут быть использованы как стимул для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Детям можно задавать вопросы о том, что они видят на картинах, описывать предметы и детали на картине, описывать события, которые могли бы происходить на картине и т.д. Это помогает развивать словарный запас и речевые навыки.
Почему пейзажная картина считается эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Пейзажная картина считается эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, так как она стимулирует детей к общению и развитию речевых навыков. Картина может вдохновить детей на создание собственных историй, описание происходящего на картине или задавание вопросов о ней. Это помогает им развивать связную речь и расширять словарный запас.
Зачем использовать пейзажную картины для развития связной речи детей?
Использование пейзажной картины помогает детям старшего дошкольного возраста развить связную речь, так как она стимулирует воображение и наблюдательность, помогает расширить словарный запас и развить навыки рассказа.
Как развивается связная речь у детей старшего дошкольного возраста?
Связная речь детей старшего дошкольного возраста развивается путем усвоения правил грамматики, развития словарного запаса, умения строить логические связи в тексте и передавать свои мысли в понятной форме.
Какие возрастные особенности влияют на развитие связной речи детей 6 лет?
Дети 6 лет активно развивают связную речь благодаря усвоению более сложных грамматических конструкций, улучшению лексического запаса и умению строить более сложные и логически связные предложения.
Какие основные трудности могут возникнуть в развитии связной речи у детей?
Основные трудности, с которыми может столкнуться ребенок при развитии связной речи, включают ограниченный словарный запас, затруднения в правильном построении предложений, проблемы с логической связностью текста и трудности в передаче своих мыслей другим.
Какие средства могут помочь в развитии связной речи у детей?
Использование пейзажных картин может быть эффективным средством для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Также можно использовать игры, чтение книг, общение с родителями и сверстниками, проведение различных упражнений и тренировок.