Сестринская программа укрепления здоровья младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 42 42 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 18.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сестринской деятельности при укреплении здоровья младших школьников 6
1.1 Проблема здоровья младших школьников в России 6
1.2 Современные подходы к охране здоровья детей младшего школьного возраста 11
1.3 Роль медицинской сестры в укреплении здоровья детей младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. Программа укрепления здоровья младших школьников 18
2.1 База, методы исследования, контингент испытуемых 18
2.2 Программа укрепления здоровья младших школьников 20
2.4 Оценка эффективности программы укрепления здоровья младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Динамика численности детей по группам здоровья в России 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для обучающихся 41
Касается это и школьников. Так, до обучения 32 человека отмечали у себя симптомы тревоги, апатии, депрессии (80,0%), 8 человек – не отмечали таких симптомов (20,0%). После обучения у 16 детей симптомытревоги, апатии, депрессии сохранялись (40,0%), к 24 детей – были устранены (60,0%) (рисунок 15). Рисунок . Частота возникновения у опрашиваемых апатии, депрессии, тревоги Апатия, тревога, депрессия у детей младшего школьного возраста может быть связана с учебой, с социальными факторами. Нет сомнений в том, что с данным состоянием необходимо бороться, в том числе силами медицинской сестрыВ век информационных технологий, персональный компьютер стал частью жизни практически каждого человека, в том числе и детей. Компьютерная зависимость встречается у детей любого возраста, в том числе и у детей в возрасте 9-11 лет. На рисунке 16 представлены данные о продолжительности времени пребывания опрашиваемых за компьютером в сутки. Так, видно, что до обучения компьютерная активность в сутки у 3 детей составляла 30 минут и менее (7,5%), к 8 детей – 40-60 минут (20,0%), у 16 детей – 1-2 часа (40,0%), у 13 детей – свыше 2 часов (32,5%). После обучения 16 детей стали находиться за компьютером 30 минут и менее (40,0%), 14 детей – 40-60 минут (35,0%), 6 детей – 1-2 часа (15,0%), 4 ребенка – 2 часа и более (32,5%). Иными словами, современная жизнь немыслима без компьютерной техники, но следует осознавать, что для детей младшего школьного возраста существенный объем компьютерной активности может быть крайне вреден.Рисунок . Компьютерная активность детейНаконец, были проанализированы данные о приверженности членов семьи детей к здоровому образу жизни (рисунок 17). Можно видеть, что у 20 детей близкие не поддерживают идеи здорового образа жизни (50,0%), у 8 детей поддерживают ее отчасти (20,0%), у 12 детей – придерживаются принципов здорового образа жизни (30,0%).Рисунок . Приверженность близких детей ку здоровому образу жизниВажно понимать, что роль медицинской сестры в организации здоровьесберегающей среды для детей младшего школьного возраста состоит не только в воздействии на уровень детских знаний и навыков в области здорового образа жизни, но и на уровень знаний и навыков из близких. Это связано с тем, что именно семья, наряду с образовательными и медицинским учреждениями, обществом, создает условия для формирования приверженности детей к здоровому образу жизни. Таким образом, в процессе реализации программы была отмечена ее эффективность в части формирования у детей приверженности к здоровому образу жизни, что, безусловно, благотворно повлияет на состояние их здоровья в будущем.ЗАКЛЮЧЕНИЕВсе вышеперечисленное наводит на мысли о необходимости в выстраивании более эффективной системы охраны детского здоровья. Так, все большее количество детей не имеет качественного питания. Отчасти это связано с финансовым, социальным неблагополучием семей, в которых эти дети воспитываются, отчасти – с ошибками в организации школьного питания, перегруженности школ, отчасти – с неадекватными традициями в питании семьи. Все большее число детей становится жертвами вредных привычек. Это связано как с чрезвычайной популярностью вредных веществ в стране, так и с относительной легкостью их получения. Необходимо не только повышать эффективность мер по предупреждению изготовления и распространения наркотиков, но и по снижению количества детей, которые им подвержены. Важными являются меры по борьбе с табакокурением и алкоголем. Несомненно, необходимо бороться и за повышение двигательной активности детей, за контроль их компьютерной активности и т.д.В процессе выполнения исследования мы убедились в том, что проблема охраны здоровья детей младшего школьного возраста достаточно серьезна, а роль медицинской сестры в данном вопросе значительна.В результате проделанной работы можно дать следующие рекомендации по повышению эффективности сестринской деятельности в отношении сохранения здоровья детей младшего школьного возраста силами медицинской сестры:На регулярной основе проводит исследование уровня знаний и навыков детей младшего школьного возраста в области сохранения здоровья.На регулярной основе проводить аналогичные изыскания в отношении уровня знаний и навыков родителей детей младшего школьного возраста в области сохранения здоровья.На основании полученных данных составлять программы, которые максимально освещали бы все проблемы в области сохранения здоровья етей младшего школьного возраста.В обязательном порядке вести как индивидуальные, так и групповые занятия по повышению уровня знаний, навыков и, самое главное, приверженности детей и их родителей к соблюдению норм здорового образа жизни.Принимать меры по пропаганде здорового образа жизни на все слои населения с целью формирования здоровьесберегающей среды.Проводить исследования в отдельных кластерах среды пребывания ребенка, в частности в учреждениях образования, здравоохранения, в семьях на предмет повышения эффективности здоровьесберегающей среды.Эти меры позволят в целом повысить уровень здоровья детей в стране. Полученные в результате исследования данные могут применяться как в работе практикующих медицинских сестер, так и при подготовке учебных пособий, как база для дальнейших исследований.ВЫВОДЫИсходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы:Проблема здоровья младших школьников в России сегодня стоит достаточно остро, поскольку велика доля детей с хроническими патологиями, вредными привычками, нарушенным пищевым поведением и т.д. Эта проблема имеет тяжелые последствия для демографии страны, поскольку такие дети, вступая во взрослую жизнь, имеют меньшую продолжительность жизни, фертильность.Сегодня все чаще говорит о здоровьесберегающей среде как в образовательных учреждениях, так и в семье. Большое значение для сохранения детского здоровья имеет также повышение приверженности общества к здоровому образу жизни в целом.Медицинская сестра с целью сохранения здоровья детей младшего школьного возраста должна проводит целый ряд мероприятий, в которые входят определение потребности в таких мероприятиях, выявление контингента, который нуждается в консультировании, обучение, контроль полученных результатов. Очень важно распространять свою деятельность на все слои населению, поскольку только общий благоприятный настрой на сохранение здоровья детей может дать наибольшую эффективность.На примере конкретного учреждения было показано, что роль медицинской сестры в формировании и реализации программы здоровья детей младшего школьного возраста значительна.На основании полученных данных были сформулированы предложения по повышению эффективности работы медицинской сестры по сохранению здоровья детей младшего школьного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАверьянова Н. И., Старкова И. Л., Абашева Н. М., Абашев Э. Ш. Здоровьесберегающие технологии в школе// Международный журнал экспериментального образования, 2013. – №8. – С.75-77Аверьянова Н.И., ЧиженокН.И., ЗарницынаН.Ю., Щербакова Л.И., РудавинаТ.И., Иванова Н.В. Сестринское дело в педиатрии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 сБаширова Г.И., МалиевскийВ.А. Состояние здоровья детей, обучающихся в первом классе образовательных учреждений (на примере г. Уфы) // Медицинский вестник Башкортостана, 2014. – №1. – С. 8-13.БезрукихМ.М. и др. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: Учеб.пособие для студентов высш. пед. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. – №4. – С. 56-60.ДеревянченкоС.П., ЗалевскаяА.В., ДеревянченкоА.О. Привычки питания как фактор, снижающий стоматологическое Здоровье младших школьников// Вестник Здоровье и образование в XXI веке, 2010. – №11. – С. 527. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М.: 2017. – 170 с.Караваев Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014. – №3 (58). – С. 64-70.Картон Е.А., СтасевичН.Ю., ГаньшинИ.Б., Овечкина Ж.В. Образ жизни, состояние здоровья детей младшего школьного возраста с нарушением прикуса и разработка мероприятий профилактики аномалий окклюзии// Социальные аспекты здоровья населения, 2018. – №5. – С. 6 .КасимовскаяН.А., Ефремова В.Е. Организация сестринской службы. Учебник. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 440 с.КатоликоваО.С. Сестринский уход в педиатрии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 539 с.КачаровскаяЕ.В.. Сестринское дело в педиатрии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 128 с.ЛесниковаГ.Н. Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, 2013. – №2. – С. 97-106.Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности // Эксперимент и инновации в школе, 2010. – №5. – С. 72-77.Маркова А.И., Обухова Т.И., Панфилова Э.Р. Стоматологическое здоровье и необходимость профилактики стоматологических заболеваний у детей 5-7 лет по юго-западному округу района теплый стан г. Москва за 2014 год// Здоровье и образование в XXI веке, 2014. – №4. – С. 187-189.Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся/ Е.А. Менчинская. М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.Мереченкова И. В., Купряшева Л. А. Здоровьесберегающие технологии в школе// Здоровье и образование в XXI веке, 2008. – №1. – С. 77-78.Перепелкина Т.В. Роль семейного воспитания в формировании здоровья младших школьников// Казанский педагогический журнал, 2013. – №4 (99). – С. 80-85.Петрова Н. Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы// МНКО, 2013. – №6 (43). – С. 139-140.Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261/#dst0 (дата обращения: 05.05.2019).Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 05.05.2019).Пьянкова Г. С. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2010. – №8. – С. 129-131.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.Степанова М.И., СазанюкЗ.Л., ЛапоноваЕ.Д., ЛашневаИ.П. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников// Российский педиатрический журнал, 2013. – №3. – С. 43-47.ТульчинскаяВ.Д. Сестринское дело в педиатрии /В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова; Под ред. Р.Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 383 с.Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 01.05.2019).Число детей и подростков-школьников по группам здоровья [Электронный ресурс]: ЕМИСС государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/41685 (дата обращения: 01.05.2019).Число детей и подростков-школьников по группам здоровья [Электронный ресурс]: ЕМИСС государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/41685 (дата обращения: 01.05.2019).Число детей-инвалидов (0-17 лет), состоящих под наблюдением в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь детям [Электронный ресурс]: ЕМИСС государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/41687 (дата обращения: 01.05.2019). ШакаримовА.К. Комплексная оценка пищевых приоритетов учащихся младших классов средних общеобразовательных школ // Вестник Здоровье и образование в XXI веке, 2017. – №12. – С. 315-318.ПРИЛОЖЕНИЕ А. Динамика численности детей по группам здоровья в РоссииРисунок А1 – Динамика численности детей по группам здоровья в РоссииПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для обучающихсяУважаемые участники опроса. Вашему вниманию предлагается анкета на тему «Здоровый образ жизни». Просим Вас ответить на все предлагаемые вопросы, выбрав, либо вписав (если это предполагается) верный ответВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст?6 лет7 лет8 лет9 лет10 лет11 летВы делаете утреннюю зарядку?ДаНетВы регулярно занимаетесь спортом?ДаНетСколько времени в течение дня Вы тратите на прогулки на свежем воздухе?Менее 1 часа1-2 часаСвыше 2 часовСколько времени Вы тратите на ночной сон?Менее 6 часов6-8 часов9-10 часовКакова продолжительность Вашего дня?10-12 часов13-14 часов15-16 часов17-18 часовСвыше 18 часовКак часто Вы питаетесь?2 раза в день3 раза в день4-5 раз в деньБольше 5 раз в деньКак часто Вы употребляете в пищу овощи, фрукты?Каждый деньЕженедельноЕжемесячноРеже 1 раза в месяц Как часто Вы употребляете в пищу сладости, выпечку?Каждый деньЕженедельноЕжемесячноРеже 1 раза в месяц Вы курите?ДаКурил (а), но бросил (а)НетВы принимаете алкоголь?ДаПринимал(а), но бросил(а)НетВы употребляете психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаПринимал(а), но бросил(а)НетЧасто ли Вы испытываете апатию, депрессию, тревогу?ДаНетКак много времени Вы проводите за компьютером ежедневно?До 30 минут40-60 минут1-2 часа2 часа и болееВаши близкие соблюдают здоровый образ жизни?ДаОтчастиНетСпасибо за участие в опросе!
1. Аверьянова Н. И., Старкова И. Л., Абашева Н. М., Абашев Э. Ш. Здоровьесберегающие технологии в школе// Международный журнал экспериментального образования, 2013. – №8. – С.75-77
2. Аверьянова Н.И., Чиженок Н.И., Зарницына Н.Ю., Щербакова Л.И., Рудавина Т.И., Иванова Н.В. Сестринское дело в педиатрии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с
3. Баширова Г.И., Малиевский В.А. Состояние здоровья детей, обучающихся в первом классе образовательных учреждений (на примере г. Уфы) // Медицинский вестник Башкортостана, 2014. – №1. – С. 8-13.
4. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
5. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. – №4. – С. 56-60.
6. Деревянченко С.П., Залевская А.В., Деревянченко А.О. Привычки питания как фактор, снижающий стоматологическое Здоровье младших школьников// Вестник Здоровье и образование в XXI веке, 2010. – №11. – С. 527.
7. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М.: 2017. – 170 с.
8. Караваев Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014. – №3 (58). – С. 64-70.
9. Картон Е.А., Стасевич Н.Ю., Ганьшин И.Б., Овечкина Ж.В. Образ жизни, состояние здоровья детей младшего школьного возраста с нарушением прикуса и разработка мероприятий профилактики аномалий окклюзии// Социальные аспекты здоровья населения, 2018. – №5. – С. 6 .
10. Касимовская Н.А., Ефремова В.Е. Организация сестринской службы. Учебник. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 440 с.
11. Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 539 с.
12. Качаровская Е.В.. Сестринское дело в педиатрии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 128 с.
13. Лесникова Г.Н. Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, 2013. – №2. – С. 97-106.
14. Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности // Эксперимент и инновации в школе, 2010. – №5. – С. 72-77.
15. Маркова А.И., Обухова Т.И., Панфилова Э.Р. Стоматологическое здоровье и необходимость профилактики стоматологических заболеваний у детей 5-7 лет по юго-западному округу района теплый стан г. Москва за 2014 год// Здоровье и образование в XXI веке, 2014. – №4. – С. 187-189.
16. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся/ Е.А. Менчинская. М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
17. Мереченкова И. В., Купряшева Л. А. Здоровьесберегающие технологии в школе// Здоровье и образование в XXI веке, 2008. – №1. – С. 77-78.
18. Перепелкина Т.В. Роль семейного воспитания в формировании здоровья младших школьников// Казанский педагогический журнал, 2013. – №4 (99). – С. 80-85.
19. Петрова Н. Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы// МНКО, 2013. – №6 (43). – С. 139-140.
20. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261/#dst0 (дата обращения: 05.05.2019).
21. Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
22. Пьянкова Г. С. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2010. – №8. – С. 129-131.
23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
24. Степанова М.И., Сазанюк З.Л., Лапонова Е.Д., Лашнева И.П. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников// Российский педиатрический журнал, 2013. – №3. – С. 43-47.
25. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии /В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова; Под ред. Р.Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 383 с.
26. Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 01.05.2019).
27. Число детей и подростков-школьников по группам здоровья [Электронный ресурс]: ЕМИСС государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/41685 (дата обращения: 01.05.2019).
28. Число детей и подростков-школьников по группам здоровья [Электронный ресурс]: ЕМИСС государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/41685 (дата обращения: 01.05.2019).
29. Число детей-инвалидов (0-17 лет), состоящих под наблюдением в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь детям [Электронный ресурс]: ЕМИСС государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/41687 (дата обращения: 01.05.2019).
30. Шакаримов А.К. Комплексная оценка пищевых приоритетов учащихся младших классов средних общеобразовательных школ // Вестник Здоровье и образование в XXI веке, 2017. – №12. – С. 315-318.
Вопрос-ответ:
Какая проблема с здоровьем младших школьников существует в России?
Проблема заключается в том, что у младших школьников наблюдаются различные здоровые проблемы, включая ожирение, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания органов дыхания и другие.
Какие подходы используются для охраны здоровья детей младшего школьного возраста?
Современные подходы включают комплексное медицинское обследование детей, проведение массовых прививок, проведение профилактических мероприятий по здоровому питанию и физической активности.
Какую роль играет медицинская сестра в укреплении здоровья детей младшего школьного возраста?
Медицинская сестра играет важную роль в укреплении здоровья детей, она проводит медицинские осмотры, следит за выполнением прививок, оказывает первую помощь при необходимости и организует проведение профилактических акций и мероприятий.
Что включает в себя программа укрепления здоровья младших школьников?
Программа включает в себя комплексный подход к укреплению здоровья, включающий физическую активность, правильное питание, проведение медицинских осмотров и мероприятий по профилактике заболеваний.
Какая база и методы используются для исследования контингента испытуемых?
Для исследования контингента испытуемых используются различные базы данных, включая данные медицинских учреждений и образовательных учреждений, а также проводятся анкетирование и наблюдение за детьми в процессе учебы и игр.
Какая проблема здоровья младших школьников рассматривается в первой главе?
В первой главе рассматривается проблема здоровья младших школьников в России.
Какие современные подходы к охране здоровья детей младшего школьного возраста описываются?
В статье описываются современные подходы к охране здоровья детей младшего школьного возраста.
Какую роль играет медицинская сестра в укреплении здоровья детей младшего школьного возраста?
Медицинская сестра играет важную роль в укреплении здоровья детей младшего школьного возраста.
Что рассматривается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматривается программа укрепления здоровья младших школьников и база методы исследования контингента испытуемых.
Какие области укрепления здоровья младших школьников описываются во второй главе?
Во второй главе описываются различные области укрепления здоровья младших школьников, а также база методы исследования контингента испытуемых.