Легкая атлетика как средство развития выносливости у старших классов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 63 63 страницы
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 26.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей в старшем школьном возрасте 5
1.2. Особенности методики развития выносливости у старших школьников 17
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 39
2.3. Результаты исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Фрагмент для ознакомления

К тому же, данные показатели считаются наиболее видимыми в ходе развития и легко поддаются измерениям и анализа.Для решения первой задачи применялся метод антропометрических измерений. Для установления наиболее определенных результатов было исследовано 50 детей. Измерения проводились с помощью детально проведенных измерительных приборов: весы, ростомера, сантиметровой ленты; в первой половине дня, натощак и после физиологических отправлений. Измеряемые одевались в легкую трикотажную одежду.Нами получено оценочные таблицы показателей физического развития школьников соответственно возрасту и полу. В этих таблицах указаны исследуемые показатели и их уровне развития: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. По данным авторов [28, 36] в общих оценочных таблицах физического развития («стандартах») для любого возраста и пола сформировананезависимая таблица с установленной для любого признака средней арифметической (М) и среднего квадратичного отклонения (σ), характеризующий допустимую величину колебаний от средней. Если при сравнении сведении обследования школьника выяснится, что показатели длины, массы тела и окружности грудной клетки равны величинеМ ± 1σ, тогда физическое развитие его является средним. Отклонение в сторону минуса от -1σ к -2σ (низкий и ниже среднего) должны находиться на учете у врача. Отклонение от + 1σ до + 2σ 0 выше среднего, более + 2σ - высокая, а более + 3σ - очень высокая, что требует специальных исследований. В своей работе мы использовали оценочные таблицы показателей физического развития учащихся старшего школьного возраста (таб. 1).Таблица 1.Региональные стандартизированные показатели физического развития детей школьного возрастаВозрастДлинна тела, смМасса тела, кгОбхват грудной клетки, смММММальчики7121,65,824,33,9861,03,688128,15,5627,94,9462,54,929132,65,430,25,365,44,7410137,35,633,46,067,54,8011142,56,2637,06,8269,95,2012147,06,9639,96,771,64,4613153,58,2245,18,7475,05,4814161,18,7450,88,7078,76,1415166,98,1657,210,1282,06,016173,17,0262,988,2485,34,5217178,47,665,67,887,04,0 Девочки7121,55,5423,33,6559,02,48127,05,2626,84,7459,03,29131,55,7429,04,5261,92,710137,46,1533,37,063,42,411142,87,137,07,3066,84,012149,36,840,47,0870,44,813156,26,248,57,7473,25,614159,25,4251,88,7879,45,115121,55,5423,33,6582,15,116158,05,254,66,683,44,517159,54,955,97,084,84,2Анализ результатов исследования показателей физического развития по указанной таблице обнаружил, что у обследуемых школьников по средним показателям длины тела у учащихся как в группе А, так и в группе Б равна выше среднего уровня развития. По средним показателям массы тела школьники группы Б имели уровень физического развития ниже среднего, в то время как школьники группы А - средний уровень физического развития. При индивидуальной оценке массы тела по каждому подростку, мы обнаружили более точную картину, которая характеризует один из важных показателей физического развития. Так, например выявлено, что школьники группы Б имели низкий и ниже среднего уровень развития в 58,9% случаев, а школьники группы А в 45,6% случаев.При этом, средний уровень развития первые имели - в 20,5% случаев, вторые в два раза меньше - 11,1%. В то время, как выше среднего и высокий уровень развития в первые составил - 20,6%, у вторых - 33,3% случаев. Индивидуальный анализ показателей массы тела у учащихся обеих групп выявил дисбаланс по уровню развития. Школьники обеих групп имеют дефицит массы тела у 56 - 59% случаев. При этом, средний уровень развития имеет меньшее количество школьников от 11,1% до 20,5%, за счет большого количества школьников с низким и ниже среднего уровня развития.Следует обратить внимание на высокие показатели массы тела - 33,3% учащихся группы Б. Обнаружена картина дисгармоничную развития по показателям массы тела учеников обеих групп. Аналогичные показатели выявлены по ОГК между группами - уровень ниже среднего (таб. 2).Таблица2.Показатели физического развития школьников 14-15 лет при работе на выносливость(Средние значения М ± m)Група АГрупа Бмальчикидевочкимальчики девочкиДлина тела (см)180,3±1,51170,2±1,6172,5±0,8165,4±1,4Масса тела (кг)65,5±1,656±1,368±2,460,5±1,7Окружность грудной клетки88,5±1,478,5±1,182,8±1,4576,2±1,3Экскурсия (см)89,6±1,379,8±1,485,3±1,477,5±1,2Вдох (см)92,3±1,290,7±1,589,6±1,588,6±1,5Выдох (см)88,2±0,486,5±1,681,6±0,374,5±1,6Занятия физической культурой и спортом создают общее профилактическое влияние на организм человека, увеличивают уровень его здоровья,помогаютповышению сопротивляемости организма к негативным влияниям окружающей среды, помогают отказу от вредных привычек, а увеличение уровня двигательных навыков значительноуменьшает риск травматизма. При этом по информации социологических исследований, только небольшая доля населения отвечает принципам здорового образа жизни.У большей части населения, в особенности у детей и молодежи, довольно низкая ориентация на заботу о собственном здоровье и физическом развитии. Молодые родители недостаточно внимания и времени отводят физическому воспитанию собственных детей. В общем, остается довольно низкой физкультурно-спортивная активность населения как один из основных показателей здорового образа жизни. Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта, развития морально-волевых свойств молодежи и гармонично сформированной личности на протяжении многих лет недооценивалось государством. Хотя в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная работа, как и ранее, занимает одно из ведущих мест.Рисунок 1. Сравнительная характеристика показателей физического развития школьников, занимающихся и не занимающихся повышением выносливости 14-15 летЗдоровье считаетсясущественным условием гармоничного физического развития. Хронические заболевания зачастую считаются причиной разных нарушений физического развития, в особенности у детей и подростков, приводя к уменьшению тотальных размеров тела, дефектов опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, формы грудной клетки, ног, стоп). При этомположительные социально-экономические и санитарно-гигиенические условия жизни помогают физическому развитию, и уменьшают заболеваемость не только детей, но и взрослых (рис. 1).Анализ результатов исследования функционального состояния учащихся показал, что по силе мышц спины школьники группы А(экспериментальная) имеют более высокие показатели по сравнению со школьниками группы Б (контрольная) (р <0,05) по показателю ЖЕЛ школьники группы А, имеют преимущества по сравнению с группой Б. При индивидуальной оценке показателей ЖЕЛ школьники группы А и группы Б имеют уровень развития ниже среднего в пределах от 52,8% - 58,9%. При этом школьники группы Б имеют в два раза меньше показателей по среднему уровню развития по сравнению со школьниками группы А. В первых в 8,3% случаев, у вторых - 17,6%. По показателю динамометрии мышц кисти рук как в первых так и во вторых уровень развития ниже среднего (табл. 3).Таблица3Показатели функционального состояния (М ± m)Група АЭкспериментальная Група БКонтрольная мальчикидевочкимальчики девочкиЖЕЛ3,7±0,123,5±0,223,3±0,073,1±0,32Динамометрия мышц кисти рук: левая33,2±1,1329,7±0,1228,9±0,9725,9±0,6Динамометрия мышц кисти рук:правая36±1,1333±0,1932,5±0,9730,7±0,2Динамометрия мышц спины69,4±1,659,6±0,4561,6±2,5555,7±0,34Анализ состояния здоровья детей в динамике отражает то, что с возрастом осуществляетсяповышение доли детей, имеющих отклонения в физическом развитии, увеличивается дефицит массы тела, который отмечают в школьном возрасте у 15% детей.Распространенность высокого артериального давления в 10-14-летних находится на уровне 4,2% у мальчиков и 6,9% у девочек, а к 15-17 годам увеличивается до 15 и 10% соответственно. Характерной чертойнынешней патологии в этом возрасте считается учащение перехода острых форм заболеваний в хронические. Так, во время учебы распространение хронических заболеваний у школьников повышается в 1,5 раза.Анализируя соматометрические показатели у детей в возрасте 14-15 лет необходимо отметить, что масса тела довольно тесно коррелирует с длиной (р ≤ 0,05). Выявлено, что в данной возрастной группе, масса и длина тела у юношей является большей, чем у девушек. Сравнивая показатели окружности и экскурсии грудной клетки нами установлено, что высокие показатели у мальчиков, которые занимаются спортом.На базе данного анализа можно установить, что при целенапрвленном воздействии определенных физических упражнений физическое развитие детей среднего школьного возраста было выше, чем у детей, занимающихся по обычной программе. Так, физическое развитие меньше среднего было замечено всего у двух детей из экспериментальной группы, в то время, как у школьников из контрольной группы –таких было 8. Окружность грудной клетки была больше практически на 2 см, а показатели спирометрии на 400 см3.Помимоэтого, сила кистей также была более отмечена у детей, занимающихся спортом: кисти правой - 4,6 кг, левой - 2,1, сословный - 17,7 кг (рис.2).Рисунок 2. Показатели функционального состояния школьников 14-15 летНевысокие показатели физического развития и силового тестирования вызванные различными факторами. В частности, в последние годы во многих регионах России, наблюдается увеличение интенсивности воздействия на человека неблагоприятных химических, физических и биологических факторов внешней среды [5, 16]. Доказано, что неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно действовать как на организм в целом, так и на отдельные органы и ткани. Кроме экологических проблем, которые негативно влияют на состояние здоровья детей, актуальной остается проблема выраженной гипокинезии, которая присуща современным детям школьного возраста. К тому же, хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает их здоровью, приводит к низкойработоспособности, неуверенности и разочарования [20]. Многие исследователи указывают на проблему питания. Состояние можно оценить, как таковой, что не способствует укреплению их здоровья и профилактике заболеваний [14]. Кроме того, следует упомянуть и пагубное влияние алкоголя и никотина на молодой организм детей, многие из которых имеют вредные привычки (ученики 10-11 классов). Тем более, современные исследования позволяют утверждать, что в организме человека нет таких органов и тканей, нет такой системы, на которые не влияет алкоголь [10, 11].Заметим, что негативная тенденция физического состояния и здоровья детей, недостаточный уровень физической подготовленности школьников, необходимых для нормальной жизнедеятельности, приводит к истощению образовательного потенциала, снижение стрессоустойчивости, замедление развития творческих способностей у детей, падение нравственного уровня межличностных отношений. Укрепления здоровья и увеличение уровня физической подготовки не только детей, но и всех категорий людей, считается сегодня одной из наиболее острых проблем цивилизованных государств.Главное место в структуре заболеваемости подростков 15-17 лет отводятся болезням органов дыхания, травмы и отравления, болезни нервной системы.За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз инаходится на уровне 20-25% от общего их числа, в итоге чего 50-60% выпускников школ имеют конкретные ограничения в выборе профессии. В особенностизначительный уровень уменьшенияосуществляется в 4-5-х классах, обуславивается началом нового этапа обучения и существенным возрастанием учебной нагрузки, которые происходятв самый уязвимый возрастной период подростков, то есть период пубертата.Для изучения уровня формирования выносливости у детей старшего школьного возраста совершались следующие тесты:вис на гимнастической перекладине (с), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз),поднимание туловища в положение сидя из исходного положения лежа на гимнастическом мате, руки за головой за 1 минуту (количество раз);тест Руфье;прыжки на скакалке (количество раз за 1 минуту).Эксперимент проводился на уроках физической культуры, которые проходили три раза в неделю. Условия проведения эксперимента были одинаковыми для всех учащихся.Результаты исследования уровня развития выносливости учениковконрольной и экспериментальной группы выявили существенные различия в подготовленности испытуемых (табл. 4). Таблица 4.Уровень развития выносливости детей среднего школьного возраста№Тесты Контрольная группаЭкспериментальнаягруппаТР1Вис на перкладине45,82±8,6 52,68±3,12,55< 0,052Отжимания44,50±15,07 53,1±17,82,42< 0,053Пресс (кол-во раз за 1 мин.)42,0±7,42 52,0±9,932,69< 0,054Тест Руфье4,6±2,43 3,26±1,832,94< 0,055Прыжки на скакалке100±15,47 132±14,02 3,15< 0,05При выполнении прыжков на скакалке ученики экспериментальной группы показали лучшую динамическую выносливость чем их оппоненты (Т = 2,55; Р <0,05). При этом, результаты корреляционного анализа показали наличие сильнойвзаимосвязи статической силовой выносливости с динамической силовой выносливостью (r = 0,883). Также сильная статистическая взаимосвязь наблюдается при исследовании взаимосвязи динамической силовой выносливости и скоростно-силовой выносливости (r = 0,858). Средняя статистическая взаимосвязь была получена между показателями статической силовой выносливости и скоростно-силовой выносливости (r = 0,536), а также наблюдалась средняя статистическая взаимосвязь показателей сразу трех видов выносливости с показателем общей физической работоспособности: статическая силовая выносливость (r = 0,609) динамическая силовая выносливость (r = 0,551) скоростно-силовая выносливость (r = 0,524). Между показателем координационной выносливости и показателями: динамической выносливости (r = 0,239), скоростно-силовой выносливости (r = 0,315) и общей физической работоспособности (r = 0,212) наблюдался слабая статистическая взаимосвязь.Для выявления достоверности различий мы использовали расчет по t - критерию Стюдента, в результате которого очевидно, что во всех тестах вычисленное значение t - критерия больше порогового значения. Итак, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, есть достаточно оснований для того, чтобы утверждать, что развитие физических качеств у школьников, занимающихся спортом выше, чем у подростков, не посещающих спортивные секции.Итак, проблема формирования здоровья является важной составляющей комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков, которая исходит из того, что среди факторов, формирующих здоровье и производят наиболее сильное влияние на процессы роста и развития организма, который растет, следует четко отличать и выделять благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска) факторы. К числу благоприятных факторов по формированию здоровья относят рациональный режим суточной деятельности, адекватное и сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям, наличие гигиенических навыков и здоровый образ жизни.Выводы по второй главе Проявление определенного двигательного качества в существенной степени находится в зависимости от особенностейкомпозиции скелетных мышц, что является наследственно обусловленным признаком индивидуальности человека и котораяостается неизменной в течение жизни даже в случае активной спортивной деятельности.Все абсолютные показатели массы и длины тела детей в исследуемых группах, а также данные, приобретенные в результате силового тестирования, дают возможность утверждать, что абсолютные показатели у мальчиков и девочек 14-15 лет, которые занимаются по методике повышения выносливости, превышают аналогичные показатели школьников, которыезанимаются по обычной школьной программе.В частности обычный «сидячий» ритм жизни нынешнего школьника определяется низкой физической активностью, следовательно, формирование установки на занятия физической культуройсчитаетсясущественным аспектом обучения детей.Самым эффективным временем для развития физической активности считается школьный период. Существенным значениемобладает эмоциональная привлекательность физических нагрузок, значит, в спортивной физиологии,как правило, рекомендуется применять игровую деятельность. Собственно в игре командное и предметное взаимодействие помогает оптимальному формированию физических и психологических характеристик детей.В половом аспекте наблюдается превалирование данных ребят над результатами девушек, за исключением прыжков на скакалке, где наблюдается противоположная тенденция - результаты девушек лучше показатели ребят. Следует отметить, что отмеченные различия имеют достоверный характер.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема оптимизации уровня физической подготовки школьников считается доволь актуальной для современных общеобразовательных школ России. Известно, что в последнее время резко ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей и молодежи. Жизнедеятельность организма обусловлена целым рядом биологических и социальных факторов. Изменения окружающей среды приводят к изменениям организма, который живет в этой среде и постоянно приспосабливается к ней.Физическое состояние характеризуется наличием или отсутствием заболеваний, функциональных нарушений, устойчивостью к негативным факторам внешней среды, физической работоспособностью, степенью развития прикладных и двигательных умений (физическая подготовленность), физическим развитием (показателям антропометрии, соматотипу, долей активной и жировой ткани). Акцент на широкое внедрение дифференцированного физического обучения школьников ставит ряд серьезных вопросов телосложения в контексте адаптации школьников к физическим нагрузкам, учитывая их индивидуальные, морфофункциональные возможности и социально-природные условия проживания (село и город, равнина и горная местность). Данные такого характера крайне необходимы для разработки оптимальных режимов физических нагрузок, включая повышение выносливости и дифференцированных нормативов физической подготовки школьников разного возраста.Учитывая специфику физического развития ученика старшего школьного возраста на уроках физической культуры дозирование и нагрузки следует выбирать, учитывая индивидуальныеспособности. По ходуисполнения задания, учителя должны внимательно следить за учениками, с целью предупреждения случаев ухудшения состояния здоровья школьников. Желательно научить учеников информировать учителя об ухудшении состояния самочувствия. Такорганизм подростков по некоторым параметрам близок к уровню взрослых, однако, своеобразие данного возраста заключается в относительной слабости, несовершенства нервной и гуморальной регуляции, лабильности и неустойчивости регуляции вегетативной системы, дисгармонии в темпах увеличения сердца, сосудов и тела, и все это предопределяет высокую чувствительность организма к разным влияниям. Физическое развитие и пубертат являются различными сторонами единого процесса биологического созревания организма и влияют на физическую подготовленность учащихся. Половое созревание в организме подростков приводит к глубоким изменениям в характере и скорости увеличения длины тела и интенсификации деятельности его некоторых органов и систем. Поэтому, по-разному осуществляется развитие физических навыков, наблюдается стремительный рост показателей одних качеств (силы, скоростно-силовых способностей, выносливости) и наоборот, замедление других - ловкости, гибкости. Для учителей физической культуры в работе сстаршими школьниками обязательными и главными факторами по оптимизации учебного процесса является умение быстро и правильно произвести оценку уровня физического развития. Соблюдение требований общей и школьной гигиены, правильная организация учебно-воспитательной деятельности и отдыха, правильное сбалансированное питание, занятия физической культурой и спортом считаются главными условиями для того, чтобы "переходный" этазакончился без сложных функциональных расстройств и сопряженных с нимтрудностей.Сравнительный анализ уровня формирования выносливости установил ряд важных различий между подготовкой контрольной и экспериментальной групп учеников старших классов, при этом уровень формирования динамической силовой выносливости, в частности при выполнении теста - прыжки на скакалке, где ученики экспериментальной группы установили лучший результат, который подтвержден статистическими расчетами (Р <0,05). Корреляционный анализ взаимосвязи разных видов выносливости учеников старшего школьного возраставыявил существенную статистическую взаимосвязь между статической силовой выносливостью и динамичной силовой выносливостью (r = 0,883), а кроме того, между динамичной силовой выносливостью и скоростно-силовой выносливостью (r = 0,858). Средняя статистическая взаимосвязь установлена между статической силовой выносливостью и скоростно-силовой выносливостью (r = 0,536), общей физической работоспособностью и сразу тремя видами выносливости: статической силовой выносливостью (r = 0,609), динамической силовой выносливостью (r = 0,551), скоростно-силовой выносливостью (r = 0,524). Между другими видами выносливости отмечается слабая статистическая взаимосвязь.Список использованных источниковБальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. куль- туры, 2000. – 275 с.Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2009. – 218 с. Булич Э. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. – К.: Олимп. л-ра, 2003. – 424 с. Вейнберг Р. С. Психологія спорту: підручник [для спеціальних навч. закладів] / Р. С. Вейнберг, Д. Гоулд. – К.: Олімп. л-ра, 2001. – 335 с. Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся / Л. В. Волков. – К.: Рад. школа, 1988. – 183 с. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник [для студ. и препод. вузов физ. восп. и спорта] / Л. В. Волков. – К.: Олімп. л-ра, 2005. – 296 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – В 4-х т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 2. – С. 244–258. Глазырин И. Д. Физическая культура : учеб. пособие [для уч-ся 3 кл. общеобразоват. учрежд.] / И. Д. Глазырин, Т. А. Лопатик. – М.: Гуманит. изд. 12. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с. Губа В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 120 с. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. – Минск: Народна асвета, 1978. – 88 с. Данько Г.В. Проблемы индивидуализации тренировочного процесса в борьбе: Метод.рекомендации. К., 2008. 40 с.Детская спортивная медицина. Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М: Медицина, 2001. - 560 с.Дорохов Р. Н. Спортивная морфология: учеб. пособие [для высш. и средн. спец. заведений физ. культ.] / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с. Драев К. Двигательньїе тестьі в зарубежных странах // Физическая культура в школе - №6. - 1991. - С. 3.Ермаков В. А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дис. на соиск. науч. степени доктора пед. н.: [спец.] 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" / В. А. Ермаков. – Тюмень, 1996. – 41 с. Единак ​​Г. А. Генетические маркеры и современные тенденции физического воспитания / Г. А. Единак ​​// Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2001. - № 4. - С. 91-94.Земляков В.Е. К вопросу определения работоспособности и специальной вьшосливости в циклических видах спорта. - Теория и практика ф.к.. - 1990. - №7. - 202 с.Зубаль М. В. Организационно-методические основы совершенствования физических качеств юношей 7-17 лет в процессе физического воспитания: метод.реком / В. Зубаль, Г. А. Единак. - Кам "Каменец-Подольский ЧП Буйницкий А. А., 2008. - 156 с.Интегральная индивидуальность человека и ее развитие: монография / Под ред. Б. А. Вяткина. – М.: ИПРАН, 1999. – 327 с. Карпеев А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: монография / А. Г. Карпеев. – Омск: СибГАФК, 1998. – 322 с. ВІСНИК №129, ТОМ 1 178 Кабанов А.Н. Сила и вьшосливость наших мышц. // К.: Здоровье, 2011.. -134 с.Карпенко В.Б. Организация учебного процесса направленная на развитие вьшосливости школьников 13-18 лет на уроках физической культури. -Теория и практика. - 2010. - №10. - С. 13 - 18Келлер B.C. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов // Теория спорта. К.: Вища школа, 1987. С. 66 — 100.Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. Львов, 1993. 270 с.Коваленко Т. Г. Социально-биологические основы физической культуры : монография / Т. Г. Кова- ленко. – Волгоград : ВГУ, 2000. – 224 с. Кравчук А. И. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4–7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности / А. И. Кравчук // Пути управления технической подготовкой спортсменов : сб. науч. тр. – Омск : ОГИФК, 1980. – С. 14–15. Кротов Г. В. Дифференцированное программирования развития двигательных способностей девушек начальной школы с учетом соматотипа: Автореф. дис. на добыты.наук. степени канд. пед. н. : [Спец.] 13.00.02 «Теория и методика обучения (физ. Культура, основы здоровья") "/ Г. В. Кротов. - М., 2010. - 21 с.Кравчук Т.М. Влияние режима двигательной активности на уровень развития выносливости старшеклассников / Санжарова Н.М., Кравчук Т.М., Голенкова Ю.В. // Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко. - Чернигов: ЧНПУ, 2013. - Вып. 112. Т.1. - 178-182 с. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: В 2 т. - Т. 1. / Т.Ю. Круцевич. - М .: Олимпийская литература, 2003. - 424 с. Летунов С.П. Материалы к обоснованию теории развития выносливости. // Мотылянская Р.Е. Теория и практика. - 2011. - №1. - С. 28 - 34.Линець М. М. Основи методики розвитку рухових якостей: навч. посіб. / М. М. Линець. – Л. : Штабар, 1997. – 272 с. Любомирский Л. Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста : автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра биол. н. : [спец.] 03.00.13 "Физиология человека и животных" / Л. Е. Любомирский. –М., 1989. – 35 с. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 241 с. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - М., 1997. - 304 с.Матвеев А. П. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособ. [для студ. пед. ин- тов и учащихся пед. уч-щ] / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. – М. : Просвещение, 1991. – 191 с. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособ. [для спецкурса] / В. С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с. Методика оценки морфофункционального статуса и физической подготовленности детей 7–10-летнего возраста разных типов конституции: метод. пособ. / Под ред. В. Ю. Давыдова, А. И. Шамардина, В. М. Ченегина, Н. В. Крохи]. – Волгоград : ВГИФК, 1995. – 48 с. Морозова Н. И. Методика ориентации на занятия видами спорта, связанными с проявлениями выносливости / Н. И. Морозова // Теория и практика физической культуры. – 1987. – № 2. – С. 32. Основы валеологии: учебник / Под общ. ред. акад. В. П. Петленко. – К.: Олімп. л-ра, 1998. – Кн. 1. – С. 116–188. Платонов В.Н. Булатова М.М. Силовая подготовка спортсмена (часть 1) Учебно-методическое пособие. - К.: КГИФК, 2012. -51 с.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 2010. 584 с.Платонов В.Н., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена. К.: Олімпійська література, 1995. 320 с.Приймаков А.А., Евгеньева Л.Я. Физиологическая характеристика борьбы. К., 1988. 18 с.Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: монография / Под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психол. АПН СССР ; Педагогика, 1988. – 336 с. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий : монография / В. М. Русалов. – М.: Наука, 1979. – 352 с. Сергиенко Л. П. Основы спортивной генетики: учеб. пособ. / Л. П. Сергиенко. – К. : Вища школа, 2004. – 631 с. Соломонко А. В. Эффективные средства и методы развития силовых и скоростно-силовых качеств мальчиков младшего школьного возраста: автореф. дис. на соиск. науч. степени канд. пед. н.: [спец.] 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздорови- тельной физической культуры" / А. В. Соломонко. – К., 1989. – 24 с. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий: тексты / Б. М. Теплов. – М.: Наука, 1988. – 278 с. Теория и методика физического воспитания. Общие основы теории и методики физического воспитания: учебник [в 2-х томах / под ред. Т. Ю. Круцевич]. - М.: Олимп.л-ра, 2008. - Т. 1. - 391 с.Теория и методика спорта. Учебное пособие / Под ред. Ф.П. Суслова, И.С. Холодова. - М., 1997. - 415 с.Федорак О. В. Уроки физической культуры для мальчиков-подростков: коррекция физического состояния на основе учета типа соматической конституции / В. Федорак, Г. А. Единак. - Кам "Каменец-Подольский ЧП Зарицкий А. М., 2005. - 64 с.Физическая культура в школе (молодому специалисту): учеб. пособие. [Для студ. высших учеб. заведений] / В. Г. Ареф "ев, Г. А. Единак. - 3-е изд. перераб. и полным. - Кам "Каменец-Подольский ЧП Буйницкий А. А., 2007. - 248 с.Физическая культура и здоровья. Программа физического воспитания учащихся общеобразовательного учебного заведения. 5-9 классы. - М.: Литера ЛТД, 2009. - 110 с.Шиян Б. М. Методика физического воспитания школьников (Практикум). Львов: Мир, 2009. 184 с. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. Ч.1. Тернополь: Учебная книга. Богдан, 2011. 248 с.Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания школьников / Б. Н. Шиян. - Тернополь: Учеб. книга - Богдан, 2001. - Ч.1. - 272 с.Худолей А. Н. Концептуальные подходы к моделированию процесса обучения и развития двигательных способностей у детей и подростков / А. Н. Худолей, О. В. Иващенко // Теория и методика физического воспитания. - 2013. - № 2. - С. 3-16. Яшанин Я. Биологические основы оптимизации тренировочных нагрузок / Я. Яшанин, Ю. Войнар, Н. Яшанин // Наука в олимп. спорте. – 2002. – № 1. – С. 54–60. КемперХ. C. Г. Лонгитюдные исследования здоровья и физической подготовки подростков и взаимодействия со спортивной деятельностью / Х. C. Г. Кемпер // Медицина спортиная. – 1973. – Т. 3. – № 2. – С. 85–102.Раджимска M. Критические подходы в развитии способностей прыжка / M. Раджимска, В.Стройник, A. Усай // Материалы 16 конференции по спортивной кинетике, Словения. – Любляна : Университет Любляны, 1999. – С. 289–291.В.СтаростаК вопросам о критических периодах в координации движения / В.Староста, П. Хайртс // Чтение спорта. – 1989. – № 6. – С. 11–16.

1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. куль- туры, 2000. – 275 с.
2. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2009. – 218 с.
3. Булич Э. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. – К.: Олимп. л-ра, 2003. – 424 с.
4. Вейнберг Р. С. Психологія спорту: підручник [для спеціальних навч. закладів] / Р. С. Вейнберг, Д. Гоулд. – К.: Олімп. л-ра, 2001. – 335 с.
5. Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся / Л. В. Волков. – К.: Рад. школа, 1988. – 183 с.
6. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник [для студ. и препод. вузов физ. восп. и спорта] / Л. В. Волков. – К.: Олімп. л-ра, 2005. – 296 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – В 4-х т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 2. – С. 244–258.
8. Глазырин И. Д. Физическая культура : учеб. пособие [для уч-ся 3 кл. общеобразоват. учрежд.] / И. Д. Глазырин, Т. А. Лопатик. – М.: Гуманит. изд. 12. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
9. Губа В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 120 с.
10. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. – Минск: Народна асвета, 1978. – 88 с.
11. Данько Г.В. Проблемы индивидуализации тренировочного процесса в борьбе: Метод. рекомендации. К., 2008. 40 с.
12. Детская спортивная медицина. Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М: Медицина, 2001. - 560 с.
13. Дорохов Р. Н. Спортивная морфология: учеб. пособие [для высш. и средн. спец. заведений физ. культ.] / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.
14. Драев К. Двигательньїе тестьі в зарубежных странах // Физическая культура в школе - №6. - 1991. - С. 3.
15. Ермаков В. А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дис. на соиск. науч. степени доктора пед. н.: [спец.] 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" / В. А. Ермаков. – Тюмень, 1996. – 41 с.
16. Единак Г. А. Генетические маркеры и современные тенденции физического воспитания / Г. А. Единак // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2001. - № 4. - С. 91-94.
17. Земляков В.Е. К вопросу определения работоспособности и специальной вьшосливости в циклических видах спорта. - Теория и практика ф.к.. - 1990. - №7. - 202 с.
18. Зубаль М. В. Организационно-методические основы совершенствования физических качеств юношей 7-17 лет в процессе физического воспитания: метод. реком / В. Зубаль, Г. А. Единак. - Кам "Каменец-Подольский ЧП Буйницкий А. А., 2008. - 156 с.
19. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие: монография / Под ред. Б. А. Вяткина. – М.: ИПРАН, 1999. – 327 с.
20. Карпеев А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: монография / А. Г. Карпеев. – Омск: СибГАФК, 1998. – 322 с. ВІСНИК №129, ТОМ 1 178
21. Кабанов А.Н. Сила и вьшосливость наших мышц. // К.: Здоровье, 2011.. -134 с.
22. Карпенко В.Б. Организация учебного процесса направленная на развитие вьшосливости школьников 13-18 лет на уроках физической культури. - Теория и практика. - 2010. - №10. - С. 13 - 18
23. Келлер B.C. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов // Теория спорта. К.: Вища школа, 1987. С. 66 — 100.
24. Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. Львов, 1993. 270 с.
25. Коваленко Т. Г. Социально-биологические основы физической культуры : монография / Т. Г. Кова- ленко. – Волгоград : ВГУ, 2000. – 224 с.
26. Кравчук А. И. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4–7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности / А. И. Кравчук // Пути управления технической подготовкой спортсменов : сб. науч. тр. – Омск : ОГИФК, 1980. – С. 14–15.
27. Кротов Г. В. Дифференцированное программирования развития двигательных способностей девушек начальной школы с учетом соматотипа: Автореф. дис. на добыты. наук. степени канд. пед. н. : [Спец.] 13.00.02 «Теория и методика обучения (физ. Культура, основы здоровья") "/ Г. В. Кротов. - М., 2010. - 21 с.
28. Кравчук Т.М. Влияние режима двигательной активности на уровень развития выносливости старшеклассников / Санжарова Н.М., Кравчук Т.М., Голенкова Ю.В. // Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко. - Чернигов: ЧНПУ, 2013. - Вып. 112. Т.1. - 178-182 с.
29. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: В 2 т. - Т. 1. / Т.Ю. Круцевич. - М .: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
30. Летунов С.П. Материалы к обоснованию теории развития выносливости. // Мотылянская Р.Е. Теория и практика. - 2011. - №1. - С. 28 - 34.
31. Линець М. М. Основи методики розвитку рухових якостей: навч. посіб. / М. М. Линець. – Л. : Штабар, 1997. – 272 с.
32. Любомирский Л. Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста : автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра биол. н. : [спец.] 03.00.13 "Физиология человека и животных" / Л. Е. Любомирский. –М., 1989. – 35 с.
33. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 241 с.
34. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
35. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - М., 1997. - 304 с.
36. Матвеев А. П. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособ. [для студ. пед. ин- тов и учащихся пед. уч-щ] / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. – М. : Просвещение, 1991. – 191 с.
37. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособ. [для спецкурса] / В. С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с.
38. Методика оценки морфофункционального статуса и физической подготовленности детей 7–10-летнего возраста разных типов конституции: метод. пособ. / Под ред. В. Ю. Давыдова, А. И. Шамардина, В. М. Ченегина, Н. В. Крохи]. – Волгоград : ВГИФК, 1995. – 48 с.
39. Морозова Н. И. Методика ориентации на занятия видами спорта, связанными с проявлениями выносливости / Н. И. Морозова // Теория и практика физической культуры. – 1987. – № 2. – С. 32.
40. Основы валеологии: учебник / Под общ. ред. акад. В. П. Петленко. – К.: Олімп. л-ра, 1998. – Кн. 1. – С. 116–188.
41. Платонов В.Н. Булатова М.М. Силовая подготовка спортсмена (часть 1) Учебно-методическое пособие. - К.: КГИФК, 2012. - 51 с.
42. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 2010. 584 с.
43. Платонов В.Н., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена. К.: Олімпійська література, 1995. 320 с.
44. Приймаков А.А., Евгеньева Л.Я. Физиологическая характеристика борьбы. К., 1988. 18 с.
45. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: монография / Под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психол. АПН СССР ; Педагогика, 1988. – 336 с.
46. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий : монография / В. М. Русалов. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
47. Сергиенко Л. П. Основы спортивной генетики: учеб. пособ. / Л. П. Сергиенко. – К. : Вища школа, 2004. – 631 с.
48. Соломонко А. В. Эффективные средства и методы развития силовых и скоростно-силовых качеств мальчиков младшего школьного возраста: автореф. дис. на соиск. науч. степени канд. пед. н.: [спец.] 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздорови- тельной физической культуры" / А. В. Соломонко. – К., 1989. – 24 с.
49. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий: тексты / Б. М. Теплов. – М.: Наука, 1988. – 278 с.
50. Теория и методика физического воспитания. Общие основы теории и методики физического воспитания: учебник [в 2-х томах / под ред. Т. Ю. Круцевич]. - М.: Олимп. л-ра, 2008. - Т. 1. - 391 с.
51. Теория и методика спорта. Учебное пособие / Под ред. Ф.П. Суслова, И.С. Холодова. - М., 1997. - 415 с.
52. Федорак О. В. Уроки физической культуры для мальчиков-подростков: коррекция физического состояния на основе учета типа соматической конституции / В. Федорак, Г. А. Единак. - Кам "Каменец-Подольский ЧП Зарицкий А. М., 2005. - 64 с.
53. Физическая культура в школе (молодому специалисту): учеб. пособие. [Для студ. высших учеб. заведений] / В. Г. Ареф "ев, Г. А. Единак. - 3-е изд. перераб. и полным. - Кам "Каменец-Подольский ЧП Буйницкий А. А., 2007. - 248 с.
54. Физическая культура и здоровья. Программа физического воспитания учащихся общеобразовательного учебного заведения. 5-9 классы. - М.: Литера ЛТД, 2009. - 110 с.
55. Шиян Б. М. Методика физического воспитания школьников (Практикум). Львов: Мир, 2009. 184 с.
56. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. Ч.1. Тернополь: Учебная книга. Богдан, 2011. 248 с.
57. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания школьников / Б. Н. Шиян. - Тернополь: Учеб. книга - Богдан, 2001. - Ч.1. - 272 с.
58. Худолей А. Н. Концептуальные подходы к моделированию процесса обучения и развития двигательных способностей у детей и подростков / А. Н. Худолей, О. В. Иващенко // Теория и методика физического воспитания. - 2013. - № 2. - С. 3-16.
59. Яшанин Я. Биологические основы оптимизации тренировочных нагрузок / Я. Яшанин, Ю. Войнар, Н. Яшанин // Наука в олимп. спорте. – 2002. – № 1. – С. 54–60.
60. Кемпер Х. C. Г. Лонгитюдные исследования здоровья и физической подготовки подростков и взаимодействия со спортивной деятельностью / Х. C. Г. Кемпер // Медицина спортиная. – 1973. – Т. 3. – № 2. – С. 85–102.
61. Раджимска M. Критические подходы в развитии способностей прыжка / M. Раджимска, В.Стройник, A. Усай // Материалы 16 конференции по спортивной кинетике, Словения. – Любляна : Университет Любляны, 1999. – С. 289–291.
62. В.Староста К вопросам о критических периодах в координации движения / В.Староста, П. Хайртс // Чтение спорта. – 1989. – № 6. – С. 11–16.


Вопрос-ответ:

Какие анатомо-физиологические особенности детей в старшем школьном возрасте влияют на их выносливость?

В старшем школьном возрасте дети проходят активный период роста и развития. Их мышцы становятся сильнее и более выносливыми, сердечно-сосудистая система улучшается, а легкие способны более эффективно поставлять кислород органам и тканям. Все эти физиологические особенности способствуют повышению выносливости в этом возрасте.

Какие особенности методики развития выносливости у старших школьников можно выделить?

Методика развития выносливости у старших школьников должна быть направлена на укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшение функциональности легких, развитие общей физической подготовленности и укрепление мышц. Она должна включать в себя разнообразные виды аэробных нагрузок, такие как бег, плавание, езда на велосипеде, а также упражнения с использованием силы и выносливости.

Какие методы исследования были использованы в данном исследовании на тему развития выносливости у старших школьников?

В данном исследовании были использованы методы физического тестирования, анкетирования и наблюдения за физическими показателями школьников. Они позволили оценить уровень выносливости участников и выявить эффективность применяемой методики.

Какая организация исследования была использована в данной статье?

В данной статье исследование было организовано в форме эксперимента. Участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа не занималась упражнениями на выносливость, а экспериментальная группа проходила специальную методику развития выносливости. После определенного периода времени были сравнены результаты обеих групп.

Какие анатомо-физиологические особенности есть у детей в старшем школьном возрасте?

Анатомо-физиологические особенности у детей в старшем школьном возрасте включают изменения в росте и развитии мышц, сердечно-сосудистой системе и дыхательной системе.

Какие особенности методики развития выносливости у старшеклассников?

Особенности методики развития выносливости у старшеклассников включают комбинацию тренировок силовых и кардионагрузок, постепенное увеличение интенсивности тренировок и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Какие методы исследования использовались в данном исследовании?

В данном исследовании использовались методы функциональной диагностики и наблюдения, а также анкетирования старшеклассников для оценки их физической выносливости.

Как организовывалось исследование по развитию выносливости у старшеклассников?

Исследование организовывалось путем проведения специальных физических тренировок, которые были разработаны с учетом особенностей старшеклассников, и последующего анализа результатов тренировок.

Какие результаты были получены в исследовании развития выносливости у старшеклассников?

В результате исследования было выявлено, что регулярные тренировки легкой атлетики способствуют развитию выносливости у старшеклассников и улучшению их физического состояния.

Какие анатомо-физиологические особенности детей в старшем школьном возрасте влияют на развитие выносливости?

В старшем школьном возрасте у детей происходят значительные изменения в организме, которые могут влиять на развитие выносливости. Это включает увеличение объема легких и сердца, улучшение системы кровообращения, повышение энергетического обмена в мышцах и др.