Культура древнего Египта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 09.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Значимость древнеегипетской культуры 4
1.1. Основные черты культуры Древнего Египта 4
1.2. Наследие культуры Древнего Египта 7
Глава 2. Составляющие культуры Древнего Египта 9
2.1. Письменность и литература 9
2.2. Изобразительное искусство 12
2.3. Музыка 16
2.4. Религия 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Такие выводы Бадж сделал из египетских текстов разных периодов. Например, он приводит цитаты, в которых говорится об «главенствующем Боге», который «сотворил вселенную и все сущее в ней…Он – Творец мира… отец богов и отец отцов всех божеств. Он заставил Свой голос звучать и появились божества, и боги стали существовать после того, как Он заговорил устами Своими. Он создал людей и изваял богов». [22, с. 98]Наряду с главенствующим создателем всего и вся существовали в представлении египтян и боги, которых создал «отец Богов» для управления определенной областью в мироустройстве земной жизни. Так, государством правила богиня Маат, олицетворяющая божественный Порядок и Истину. Она отражала вселенские законы гармонии и Природы. По ее законам должны были жить все люди на земле, начиная с простого смертного до владыки Древнего Египта – фараона. Принципы Богини были смыслом жизни и долгом чести каждого египтянина. Это ключевое понятие в мировоззрении и философии древних египтян. В честь Маат был построен город Сет-Маат, в переводе с древнеегипетского – «Место Истины». В самом названии города наглядно видно его высокое значение для Древнего Египта. Не случайно он находился под непосредственным управлением фараона и содержался за счет государства. Время создания города точно не известно. Некоторые источники говорят о фараоне Аменхотепе, фараоне XVIII династии (1527-1506 гг. до н.э.), как об основателе города. [6, с. 63]По преданиям и письменным свидетельствам человек после того как прекращает свой жизненный путь предстает в Чертоге Двух Истин перед великим Осирисом и богами-покровителями номов Египта. Он произносит слова «Исповеди отрицания». Там он перечисляет те грехи, которые не совершал в жизни, заканчивая свою исповедь словами: «Я чист, я чист, я чист, я чист». [7, с. 30]После этого бог Анубис взвешивает сердце человека. На одну чашу весов кладется сердце, на другую – перо богини Маат, как богини истины и справедливости. Если сердце умершего отягощено грехами, оно оказывается тяжелее пера Маат и тогда оно отдается на съедение чудовищу Амеметит. Но если человек при жизни руководствовался голосом собственного сердца и действовал в согласии с ним, следуя законам истины и справедливости, то его сердце оказывается таким же легким, как перо богини Маат. В результате человек побеждал смерть и воскресал, чтобы вести счастливую жизнь на вечно плодородной земле, в полях Иалу, в окружении своих родных и близких. По сути человек должен был постоянно думать о том, правильно ли он живет, поступает, действует. Мудрецы Древнего Египта наставляли в этом народ, так утверждается в письменах. Следуя советам великих мудрецов, египтяне не только старались сами жить по законам Маат, но и устройство государства следовало тем же принципам, поэтому у них была превосходно развита правовая система, гарантировавшая справедливость во всем. [14, с. 30]Фараон так же должен был представлять сущность Маат, поэтому часто его изображали с символом богини – пером. И согласно словам древнеегипетского мудреца Аменемопе Маат присутствует везде, сопровождает человека во всем. В египетских «письменах» отводится большое значение истине как одному из главных смыслов жизнеустройства человека на земле. Понятие Истины как жизнеутверждающий принцип существования человека в мироустройстве бытия было основополагающим и главенствующим в мировоззрении египтян. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии. Подобно богам, фараон, который выполнял роль наместника бога на земле, должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка». [7, с. 31] Ведь порядок часто понимался как правопорядок, справедливость, а боги и фараоны – как владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири, начиная с эпохи Древнего царства, выступают в роли жрецов истины, что соответствовало их судейским обязанностям. Понятие «Маат» становится центральным в египетской этике. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей и что сами боги есть часть их существования. Так, например, были божества, имевшие чисто земной характер, или боги, которые покровительствовали отдельным областям и городам Египта. Боги могли олицетворять и различные понятия, такие, как музыку – бог Айхи, мудрость и знания – бог Тахути, творческое слово – бог Ху, радость, веселье и любовь – богиня Баст и т.п. [20, с. 708]Интересна была трактовка образов богов. Очень часто египтяне изображали их в виде священных животных, например, бог Пта, древний бог художников Мемфиса, чтился в образе священного быка Аписа; Гатор – богиня неба и любви – в образе коровы; Собк, местное божество Фаюма – в образе крокодила; Горус, бог солнца – в виде кобчика; Баст, богиня Бубастиса – в образе кошки; Тот, бог мудрости – в виде ибиса или павиана; Анубис, бог смерти – в виде шакала. Культ богов призван был неукоснительно соблюдать все ритуалы и совершать жертвоприношения. В недрах египетской культуры создана была система мировосприятия, связанная с представлениями о загробном мире. Эта тема всегда занимала центральное место в египетской религии. Жизнь египтян целиком была посвящена подготовке к смерти и последующей вечной жизни. Обилие захоронений и характер их оснащения говорит о развитии культа мертвых и создании сложной системы верований в загробную жизнь. Основная роль в ней отводилась погребальному ритуалу, цель которого заключалась в сохранении тела умершего и обеспечении его загробного существования. Вся жизнь древних египтян была проникнута верой в лучшую жизнь на небе. Этот фундаментальный принцип древнеегипетской культуры давал надежду на вечную жизнь и индивидуальное бессмертие, так как они были религиозными людьми и свято верили в жизнь за порогом смерти, в некоем «небесном Египте». Мироустройство людей Древнего Египта дает пример праведности, послушания и справедливости во имя Богов.[7, с. 31]Огромное культурологическое значение имел обряд бальзамирования умерших. Он был доведен египтянами до совершенства. Он, несомненно, активно и глубоко повлиял на развитие медицинских естественно-научных знаний египтян. Процесс бальзамирования позволял досконально изучить строение и функционирование внутренних органов человека, понуждал искать наиболее эффективные средства, обеспечивающие максимально продолжительное время сохранения тела умершего. Так, одна из религиозных идей повлияла на развитие культуры Древнего Египта. [11, с. 87]Таким образом, в религиозном смысле египтяне как и народы других древних цивилизаций были политеистами, т. е. многобожниками. По утверждению известного английского египтолога У. Баджа в Древнем Египте насчитывалось около 5 тыс. различных божеств. В каждой из 42 провинций (номов) был свой главный бог, символическое имя которого и носил данный ном. Существовали, например, Номы Зайца, Волка, Двух Стрел и т. д. Огромную роль для древних египтян играл культ солнца, олицетворяя собой небесную огненную стихию. Центром данного культа являлся Гелиополь, иначе называемый «город солнца». Постепенно культ самого солнца превращается в культ бога солнца, именуемого Ра. Особенно проявил свое значение культ солнца во времена правления фараона Эхнатона. Он утвердил единым верховным богом государства Атона – бога солнечного диска, но после смерти Эхнатона это место вновь занял Амон-Ра. Попытка фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) утвердить единого бога Атона по всей империи с применением силовых методов закончилась полным провалом. ЗаключениеДревний Египет стоял у истоков культуры и религии человечества. Во всех сферах жизни его достижения впечатляющи и нетленны. В неразрывной связи и взаимовлиянии развивались религия и культура Древнего Египта. Он заложил основы государственности и семьи, создал самобытную социальную и политическую систему общественной жизни, великие архитектурные творения, поражающие воображение и в настоящее время.Древний Египет является древнейшим государством на земле, первой в мире цивилизацией. Именно египтяне одни из первых претендовали на мировое господство. Культура этой страны уникальна, таинственна и непостижима. Историей Древнего Египта тяжело не восхищаться. Она завораживает своими тайнами и загадками. За время своего существования эта страна сформировала особую самобытную культуру, истоки которой затерялись еще в самой древности. Именно Древнему Египту мы обязаны изобретением материала для письма, именуемого «папирусом». Из Египта этот материал переместился в Финикию и Палестину. Именно сохранившиеся по сей день папирусы свидетельствуют о многих научных знаниях древних египтян. Например, в математических папирусах прослеживаются элементы алгебры, решения различных уравнений. Было в то время множество геометрических достижений. Именно они были тесно связаны со строительством и земледелием. Дошли до нашего времени изображения созвездий, созданные жрецами. Также сохранились некоторые географические и медицинские труды египетского народа. Жрецы усиленно изучали строение человеческого организма, благодаря чему они успешно бальзамировали тела своих правителей после смерти. [11, с. 97]Главную роль в жизни древних египтян занимала религия. Это видно из того, что именно жрецы были как духовными, так и умственными вождями египетского народа. Любая деятельность, в какой-либо степени была связана с религией. Вся египетская литература, все изобразительное искусство были проникнуты религиозной идеологией. Какие-либо научные открытия обычно не требовали теоретического подтверждения; их выдавали как откровения свыше. Древние египтяне наделяли сверхъестественной силой некоторые предметы и явления природы. Во всем они видели воплощение божества, они верили, что весь мир населен богами, богинями и духами. Древние египтяне считали, что фараон также наделен божественной силой, как при жизни, так и по смерти. Они верили, что судьба страны зависит от благополучия земной жизни их правителя и от его блаженства после смерти. Об этом свидетельствуют гигантские богатые усыпальницы, сооруженные специально для загробной жизни фараона. [14, с. 74]Впоследствии, чтобы навеки запечатлеть бессмертие и могущество царя, на камнях, из которых строились пирамиды, высекали тексты заупокойного царского ритуала. Данная традиция началась после смерти фараона Унаса, в конце V династии. Именно на его гробнице впервые появились «Тексты пирамид», содержащие почти 300 глав, как коротких, так и огромных, состоящих из множества абзацев. Считается, что тексты эти составлены были гелиопольскими жрецами для того, чтобы фараону удалось спастись от ужасного гниения тела, чтобы избежать гибели его души, чтобы, поднявшись к звездам, он сумел занять уготованное ему место среди богов. Данные тексты являются самой древнейшей письменностью в человеческой истории. Написаны они с помощью иероглифов, которые впоследствии становятся лишь символами мифического языка. Поначалу северо-восточная часть Африки была поделена приблизительно на 40 номов (регионов), каждый из которых обладал независимостью и самостоятельностью. Но благодаря тому, что между ними быстро развивалась торговля, через центры догосударственных образований были образованы различные торговые пути, что привело к объединению данных номов. Было создано единое государство. В этот период культы различных богов упорядочиваются. Были сформированы основные теологические концепции: гелиопольская, гермопольская и мемфисская. Цивилизация Древнего Египта является колыбелью всех цивилизаций. Для многих ученых и философов являлись бесценным сокровищем многие египетские мысли (научные, мистические и практические), которые они хотели сделать достоянием своей культуры. Культура Древнего Египта в некоторых проявлениях доживает до сего времени, но в основном сейчас она является неотъемлемой частью исторических и духовных традиций египтян.Список использованных источников и литературыИсточникиГеродот. Греко-персидские войны / Геродот. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 320 с.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Электронный ресур. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454001000 (дата обращения: 7.05.2019)ЛитератураАльдред С. Египтяне. Великие строители пирамид / С. Альдред. – М.: Центрполиграф, 2004. – 421 с.Батуркина В.В. Письменность Древнего Египта / В.В. Батуркина // Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин. – Рязань: РГМУ им. академика И.П. Павлова, 2016. – С. 18-21.Васильев А.В. Египет и египтяне / А.В. Васильев. - М.: Классика плюс, 2000. -352 с.Вейс Г. История культуры народов мира / Г. Вейс. - М.: Эксмо, 2005.- 144 с.Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры / В.В. Глебкин. – М., 2000. – 256 с.Груздева Е.Ю. Изучение культуры Древнего Египта в России на рубеже XIX – XX века / Е.Ю. Груздева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. - №4. – С. 275-278.Древний Египет / составитель В. В. Солкин. – М.: АРТ-РОДНИК, 2005. – 480 с.Кормышева Э.Е. Древний Египет / Э.Е. Кормышева. - М.: Весь мир,2005. - 192 с.Кравцов Н.А. Взаимодействие государства и искусства в Древнем Египте / Н.А. Кравцов // TERRAECONOMICUS. – 2011. - №3. – С. 84-87.Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и средневековье / отв. ред. Т.А. Шеркова. – М.:Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центр египтологических исследований РАН, 2009. – 496 с.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта /М.Э. Матье. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2010. – 656 с.Османкина Г.Ю. Значение богов в культуре Древнего Египта / Г.Ю. Османкина // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии. Сборник трудов XIV международной научно-практической конференции / научн. ред. Л.М. Дмитриева. – Омск: ОГТУ, 2015. – С. 30-32.Османкина Г.Ю. Канон изобразительного искусства древних египтян как синехология культуры // Омский научный вестник. – 2009. - №4 (79). – С. 223-226.Османкина Г.Ю. Образ линии «порядка» в архитектуре Древнего Египта // Омский научный вестник. – 2014. - №3 (129). – С. 240-246. Писарчик Л.Ю. Взаимосвязь науки и искусства в Древнем Египте / Л.Ю. Писарчик // Вестник ОГУ. – 2003. - №6. – С. 25-32. Ромах О.В. Семиозис женских культов космогонического цикла в культуре Древнего Египта / О.В. Ромах, М.С. Стерликова // Аналитика культурологи. – 2010. - №3 (18). – С. 98-105.Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов / В.В. Солкин. - М.: Алетейя, Новый Акрополь, 2001.-448 с. Сугаипова Р.А. Материальная культура Египта эпохи Древнего царства (архитектура, живопись, скульптура) / Р.А. Сугаипова, Цуцулаева С.С. // Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов «Наука и молодежь» / отв. ред. М.Р. Нахаев. – Грозный: ЧГУ, 2018. – С. 706-708. Тураев Б.А. Древний Египет / Б.А. Тураев. – М.: Академия фундаментальных исследований, 2018. – 184 с.Уайт Д. Боги и люди древнего Египта / Д. Уайт. - М.: Центрополиграф, 2004. - 324 с. Ходж С. Искусство Древнего Египта / С. Ходж. – М.: Арт-Родник, 2010. – 128 с. Чершынцева М.А. Музыка в синкретической культуре древних цивилизаций (на примере Древнего Египта и Междуречья) / М.А. Чершынцева // Вопросы культурологи. – 2010. - №6. – С. 59-65. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта / А.Н. Швечиков // Вестник Тамбовского университета. – 2009. - №2 (70). – С. 68-74.

Источники
1. Геродот. Греко-персидские войны / Геродот. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 320 с.
2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Электронный ресур. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454001000 (дата обращения: 7.05.2019)

Литература
3. Альдред С. Египтяне. Великие строители пирамид / С. Альдред. – М.: Центрполиграф, 2004. – 421 с.
4. Батуркина В.В. Письменность Древнего Египта / В.В. Батуркина // Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин. – Рязань: РГМУ им. академика И.П. Павлова, 2016. – С. 18-21.
5. Васильев А.В. Египет и египтяне / А.В. Васильев. - М.: Классика плюс, 2000. - 352 с.
6. Вейс Г. История культуры народов мира / Г. Вейс. - М.: Эксмо, 2005.- 144 с.
7. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры / В.В. Глебкин. – М., 2000. – 256 с.
8. Груздева Е.Ю. Изучение культуры Древнего Египта в России на рубеже XIX – XX века / Е.Ю. Груздева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. - №4. – С. 275-278.
9. Древний Египет / составитель В. В. Солкин. – М.: АРТ-РОДНИК, 2005. – 480 с.
10. Кормышева Э.Е. Древний Египет / Э.Е. Кормышева. - М.: Весь мир,2005. - 192 с.
11. Кравцов Н.А. Взаимодействие государства и искусства в Древнем Египте / Н.А. Кравцов // TERRA ECONOMICUS. – 2011. - №3. – С. 84-87.
12. Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и средневековье / отв. ред. Т.А. Шеркова. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центр египтологических исследований РАН, 2009. – 496 с.
13. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта /М.Э. Матье. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2010. – 656 с.
14. Османкина Г.Ю. Значение богов в культуре Древнего Египта / Г.Ю. Османкина // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии. Сборник трудов XIV международной научно-практической конференции / научн. ред. Л.М. Дмитриева. – Омск: ОГТУ, 2015. – С. 30-32.
15. Османкина Г.Ю. Канон изобразительного искусства древних египтян как синехология культуры // Омский научный вестник. – 2009. - №4 (79). – С. 223-226.
16. Османкина Г.Ю. Образ линии «порядка» в архитектуре Древнего Египта // Омский научный вестник. – 2014. - №3 (129). – С. 240-246.
17. Писарчик Л.Ю. Взаимосвязь науки и искусства в Древнем Египте / Л.Ю. Писарчик // Вестник ОГУ. – 2003. - №6. – С. 25-32.
18. Ромах О.В. Семиозис женских культов космогонического цикла в культуре Древнего Египта / О.В. Ромах, М.С. Стерликова // Аналитика культурологи. – 2010. - №3 (18). – С. 98-105.
19. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов / В.В. Солкин. - М.: Алетейя, Новый Акрополь, 2001. - 448 с.
20. Сугаипова Р.А. Материальная культура Египта эпохи Древнего царства (архитектура, живопись, скульптура) / Р.А. Сугаипова, Цуцулаева С.С. // Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов «Наука и молодежь» / отв. ред. М.Р. Нахаев. – Грозный: ЧГУ, 2018. – С. 706-708.
21. Тураев Б.А. Древний Египет / Б.А. Тураев. – М.: Академия фундаментальных исследований, 2018. – 184 с.
22. Уайт Д. Боги и люди древнего Египта / Д. Уайт. - М.: Центрополиграф, 2004. - 324 с.
23. Ходж С. Искусство Древнего Египта / С. Ходж. – М.: Арт-Родник, 2010. – 128 с.
24. Чершынцева М.А. Музыка в синкретической культуре древних цивилизаций (на примере Древнего Египта и Междуречья) / М.А. Чершынцева // Вопросы культурологи. – 2010. - №6. – С. 59-65.
25. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта / А.Н. Швечиков // Вестник Тамбовского университета. – 2009. - №2 (70). – С. 68-74.