Планирование и организация обучения сестринского персонала на рабочем месте.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 100 100 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 19.07.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты обучения сестринского персонала на рабочем месте 10
1.1 Цель, задачи, принципы, организационные основы, преимущества обучения персонала на рабочем месте 10
1.2 Методы, формы, средства обучения персонала на рабочем месте 20
1.3 Анализ особенностей обучения сестринского персонала на рабочем месте на основе современных исследований 29
ГЛАВА 2 Особенности обучения сестринского персонала на рабочем месте на примере ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» 38
2.1 Анализ системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» 38
2.2 Оценка эффективности обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» 47
ГЛАВА 3 Мнение медицинских сестер о структуре, полноте, эффективности, путях оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» 63
3.1 Организация, материалы исследования 63
3.2 Общая характеристика контингента испытуемых 63
3.2 Предложения по оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93

Фрагмент для ознакомления

Особенности обучения на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» состоят в том, что в нем совмещается как плановая работа с персоналом (работающим и поступающим на работу), так и работа в различных форс мажорных условиях, при выявлении тех или иных проблем сестринского ухода.На примере анализа знаний и навыков медицинских сестер по вопросам надлежащего внешнего вида были получены сведения, показывающие эффективность методов обучения на рабочем месте, их важность в части совершенствования сестринского ухода за пациентами.ГЛАВА 3Мнение медицинских сестер о структуре, полноте, эффективности, путях оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница»3.1Организация, материалы исследованияИзучение мнения медицинских сестер о структуре, полноте, эффективности, путях оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» было проведено с использованием анкеты, представленной в таблице А2, Приложении А.В опросе участвовало 64 медицинские сестры из различных подразделений ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница». 3.2Общая характеристика контингента испытуемыхВ опросе приняло участие 64 медицинские сестры, все – женщины (64 человека, 100,0%) (рисунок 24).Рисунок 24–Распределение респондентов по полуРаспределение медицинских сестер по возрасту представлено на рисунке 25. Можно видеть, что большая часть сестер – это специалисты в возрасте 31-35 лет (19 человек, 29,7%), 26-30 лет (16 человек, 25,0%), 36-45 лет (12 человек, 18,8%). Менее всего опрашивалось медицинских сестер в возрасте 25 лет и менее (9 человек, 14,1%), в возрасте 46-50лет (8 человек, 12,5%). Таким образом, контингент респондентов в целом довольно возрастной, что неминуемо должно сказываться на опыте работы у опрашиваемых.Рисунок 25– Распределение респондентов по возрастуУровень образования медицинских сестер представлен на рисунке 26. Так, лишь 3 медицинские сестры имеют высшее образование (4,7%), а 61 опрошенная медицинская сестра – среднее специальное образование (96,3%).Рисунок 26– Распределение респондентов по уровню образованияРаспределение респондентов по опыту работы представлено на рисунке 27. Из рисунка следует, что больше всего медицинских сестер имеет опыт работы 11-15 лет (22 человека, 34,4%), несколько меньшее количество – 6-10 лет (16 человек, 25,0%) и 16-20 лет (13 человек, 20,3%). Менее всего было опрошено медицинских сестер с опытом 1-5 лет (5 человек, 7,8%), 21-25 лет (5 человек, 7,8%), 26 лет и более (3 человека, 4,7%).Рисунок 27– Распределение респондентов по опыту работыРаспределение респондентов по квалификационной категории представлено на рисунке 28. Рисунок 28– Распределение респондентов по квалификационной категорииМожно видеть, что более всего респондентов не имеют квалификационной категории. Это 30 человек, 47,0%. На втором месте медицинские сестры с высшей квалификационной категорией (14 человек, 21,9%), на третьем месте – медицинские сестры с первой квалификационной категорией (12 человек, 18,8%), на третьем – медицинские сестры с второй квалификационной категорией (8 человек, 12,5%).Таким образом, в рамках исследования было изучено мнение медицинских сестер о системе обучения на рабочем месте. При этом контингент испытуемых был подобран так, чтобы повысить репрезентативность выборки, сделать результаты наиболее достоверными.Большая часть медицинских сестер полагает, что обучение на рабочем месте либо не требуется (25 человек, 39,1%), либо требуется только неопытным молодым специалистам (23 человека, 35,9%). Только 16 медицинских сестер считает, что обучение нужно (25,0%), что чрезвычайно мало (рисунок 29).Рисунок 29– Мнение медицинских сестер о необходимости обучения на рабочем месте Причины, по которым медицинские сестры посещают занятия в учебно-методическом кабинете разнообразны (рисунок 30).Рисунок 30– Причины, по которым медицинские сестры посещают занятия в учебно-методическом кабинете Из рисунка следует, что более всего медицинских сестер выполняет требования администрации (32 человека, 50,0%), также высока доля тех, кто приходит на занятия «за компанию» (18 человек, 28,1%). Только 14 медицинских сестер мотивированы получать новые знания (21,9%).Темы, которые медицинские сестры хотели бы обсудить на занятиях, указаны на рисунке 31.Это был открытый вопрос и каждый участник мог указать несколько тем. Так, алгоритм действий при авариях с биологическими жидкостями пациента интересовал 54 медицинские сестры из 64 (84,4%), работа с новым оборудованием – 53 медицинские сестры из 64 (82,8%), алгоритм действий при нападении пациента – 52 медицинские сестры из 64 (81,3%), новые методы профилактики инфекционных заболеваний – 48 медицинских сестер из 64 (75,0%), алгоритм оказания первой доврачебной помощи – 26 медицинских сестер из 64 (40,6%), новые методы предупреждения стресса – 19 медицинских сестер из 64 (29,7%).Иными словами, прослеживается четкий интерес медицинских сестер к охране собственной жизни и здоровья, к предупреждению инфицирования гемоконтактными инфекциями, появлению стрессовых расстройств, в том числе синдрома эмоционального выгорания и т.д.Рисунок 31– Темы, которые медицинские сестры хотели бы обсудить на занятияхМнение медицинских сестер по поводу тем занятий, которые следует исключить, либо минимизировать в целом перекликается с предыдущими данными. Так, большая часть сестер считает, что меньше всего им необходимы данные о профилактике ИППП (60 сестер, 93,8%), новых медикаментозных препаратах (53 сестры, 82,8%), достижениях в области различных отраслей медицины, например о новых методах резекции прямой кишки (52 сестры, 81,3%). Также велика доля медицинских сестер, которые считают лишними занятия по профилактике ОРЗ, гриппа (29 человек, 45,3%), основам организации здравоохранения (26 человек, 40,6%), безопасности жизнедеятельности, в частности медицинскому обеспечению населения при ЧС различного уровня (рисунок 32).Таким образом, медицинские сестры выделяют довольного большой круг проблем, которые в целом крайне важны для того, чтобы повысить эффективность сестринской деятельности и должны изучаться в рамках системы непрерывного образования медицинских сестер, обучения медицинских сестер на рабочем месте.Рисунок 32– Мнение медицинских сестер по поводу тем занятий, которые следует исключить, либо минимизировать Причины, по которым медицинские сестры выбрали те или иные темы, которые следует исключить, либо минимизировать представлены на рисунке 33. Можно отметить, что большая часть медицинских сестер говорит о бесполезности лекций и необходимости сосредоточения обучения на практическом компоненте (60 человек, 93,8%). Также популярными были такие аргументы как неактуальность темы для медицинской сестры (39 человек, 60,9%), слишком хорошо знакомые, часто повторяющиеся темы (26 человек, 40,6%), низкая актуальность предлагаемых сведений (19 человек, 29,7%). Рисунок 33– Причины, по которым медицинские сестры выбрали те или иные темы, которые следует исключить, либо минимизироватьМнение медицинские сестер об оптимальной продолжительности занятий представлено на рисунке 24. Рисунок 34– Мнение медицинские сестер об оптимальной продолжительности занятийИз рисунка следует, что больше всего медицинских сестер считают, что оптимальными являются занятия продолжительностью 20 минут (22 человека, 34,4%), а также 15 минут (19 человек, 29,7%), 30 минут (13 человек, 20,3%). Небольшая часть медицинских сестер предпочла бы заниматься 25 минут (8 человек, 12,5%), 60 минут (2 человека, 3,1%). Предпочитаемая медицинскими сестрами частота занятий указана на рисунке 35. Можно сделать вывод, что более всего медицинских сестер предпочитает заниматься 2 раза в месяц (48 сестер, 75,0%), также велика доля тех сестер, которые делают заниматься 1 раз в месяц (12 человек, 18,8%). Меньше всего медицинских сестер готовы заниматься 3 раза в месяц (4 сестры, 6,3%).Рисунок 35– Предпочитаемая медицинскими сестрами частота занятийГоворя о надлежащем организаторе обучения медицинских сестер на рабочем месте (рисунок 36), медицинские сестры чаще всего указывают приходящего специалиста (22 человека, 34,4%), старшую медицинскую сестру (19 человек, 29,7%), главную медицинскую сестру (13 человек, 20,3%). Среди прочих назывался также главный врач (6 человек, 9,4%) и боле опытный сотрудник (4 человека, 6,32%).Только 32 медицинские сестры желают получить высшее образование в области сестринского дела (50,0%) (рисунок 37).Рисунок 36 – Мнение медицинских сестер о надлежащем организаторе обучения медицинских сестер на рабочем местеРисунок 37 – Желание медицинских сестер получить высшее образованиеТолько 31 медицинская сестра высказал желаниеповысить квалификацию (48,4%) (рисунок 38).Использование медицинским сестрами принципов самообразования указано на рис. 39. Можно видеть ,что самообразование остается на низком уровне – только 12 сестер сами изучают интересующие проблемы (18,8%), делают это иногда (30 человек, 46,9%). Не занимаются самостоятельно 22 человека (34,4%) (рисунок 39).Рисунок 38 – Желание медицинских сестер получить высшую квалификационную категорию Рисунок 39 – Использование медицинскими сестрами принципов самообразованияВ целом медицинские сестры оценили уровень развития системы обучения на рабочем месте как положительную. Так, лишь 3 человека поставили 1 балл (4,7%), 3 человека – 2 балла (4,7%), 11 человек – 3 балла (17,2%). Хорошо оценили систему обучения 29 человек (45,3%), отлично – 18 человек (28,1%) (рисунок 40).Удовлетворение существующей системой обучения медицинских сестер на рабочем месте их потребности в информации оказалось не абсолютным. Так, полностью положительно ответили только 36 медицинских сестер (56,3%), отчасти положительно – 20 медицинских сестер (31,3%), отрицательно – 8 медицинских сестер (12,5%). Иными словами, нынешняя система имеет ряд недостатков.Рисунок 40 – Оценка респондентами системы обучения медицинских сестер на рабочем местеРисунок 41 – Удовлетворение существующей системой обучения медицинских сестер на рабочем месте их потребности в информацииЧтобы снизить их число медицинские сестры предлагают ряд мер, представленных на рисунке 42.Рисунок 42 – Меры, предлагаемые респондентами для совершенствования системы обучения медицинских сестер на рабочем месте Так, из рисунка следует, что следует:Актуализировать программы обучения, сделать их интересными – 12 медицинских сестер (18,8%).Снизить число обязательных занятий для сестер с большим опытом – 26 медицинских сестер (40,6%).Расширить спектр обучающих программ – 38 медицинских сестер (59,4%).Чаще приглашать на занятия сторонних специалистов – 50 медицинских сестер (78,1%).Материально-техническое обеспечение – 59 медицинских сестер (92,2%).Расширить базу учебно-методического кабинета – 62 медицинские сестры (96,9%).Таким образом, мы выяснили, что система обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» при всей ее эффективности имеет ряд недостатков как то:Однообразие тем.Направленность обучения больше на потребности молодых сотрудников.Частое повторение одним и тех же тем.Отсутствие мотивационной программы для медицинского персонала в части получения высшего образования, повышения квалификационной категории, самостоятельных занятий. Недостаточная материально-техническая база.Однообразие преподавательского состава, отсутствие на занятиях интересных докладчиков, специалистов. Низкая актуальность ряда сведений как с точки зрения новизны, так и с точки зрения объекта их воздействия. 3.2Предложения по оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница»Сказанное выше позволяет нам сформулировать ряд предложение по оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница». К таким предложениям можно отнести:В рамках медицинской организации.Изучить мнение медицинских сестер о составе и методах проведения обучения на рабочем месте. Согласно полученным данным пересмотреть график и состав занятий. Обязательные компоненты занятий перевести в разряд тем для самостоятельного изучения с последующим контролем объема их усвоения. С этой целью подготовить методические пособия, памятки и т.д.Расширить спектр предлагаемых тем для обучения.Принять меры по привлечению к занятиям специалистов в различных областях, например, юристов (к вопросу о нападении на медицинский персонал), инфекционистов (к вопросу об инфекционной безопасности), психологов и т.д.Использовать при обучении на рабочих местах стандартные операционные процедуры (чек-листы, блок-схемы, регламенты, положения, рабочие инструкции и пр. документы) конкретной медицинской организации.Принять меры по расширению технической базы кабинета. В рамках российской системы здравоохранения в целом:Разработать и внедрить полноценный стандарт проведения обучения на рабочем месте. В стандарте описать цель, задачи, методы, базовые направления, принципы построения, сроки проведения обучения на рабочем месте и т.д.Провести изучение системы обучения на рабочем месте среди медицинских организаций, объединить опыт в рекомендациях по проведению обучения на рабочем месте, которые были бы выстроены по принципу современных национальных руководство по различным направлениям медицины.Разработать и поддерживать электронный ресурс, который бы содержал необходимые материалы. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:Системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» имеет как свои достоинства, так и недостатки. Среди достоинств можно выделить эффективность, многокомпонентность, охват широкого круга обучающихся.Среди недостатков можно выделить больший уклон в сторону обучающихся – новичков, низкий уровень состава обучения, отсутствие интересного преподавательство состава, мотивационной системы для медицинского персонала, недостаточное материально-техническое оснащение.На основании полученных была разработана группа предложений по оптимизации системы обучения сестринского персонала на рабочем месте в ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница».ЗАКЛЮЧЕНИЕМною были изучены теоретические и практические аспекты обучения медицинских сестер на рабочем месте. В теоретической части удалось раскрыть особенности формирования системы обучения, ее целей, задач, методов, средств и т.д. Было отмечено, что обучение сестринского персонала на рабочем месте – это сложная, многогранная и, к сожалению, не регламентированная должным образом система, которая во многом оставлена на усмотрение работодателя, требует тщательного анализа, доработки, нормативно-правовой и методической поддержки. Такой внимание к данной системе обусловлено ее исключительной гибкостью, специфичностью, эффективности. Практическая часть на базе ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» позволила на реальном примере показать, что у каждой системы есть положительные и отрицательные стороны. В частности были выявлены с одной стороны, эффективность системы, с другой – ее монотонность, однобокость, приверженность к обучению вновь прибывших сотрудников без учета интересов и потребности в новой информации у их более опытных коллег.Проделанная работа наводит на мысль, что обучение на рабочем месте – это прекрасный, тонкий, чуткий инструмент, который позволяет своевременно, качественного, эффективно реагировать на все изменения в системе здравоохранения, доносить до сестринского персонала актуальные новинки. Эта система не заменяет и не дублирует систему профессиональной подготовки в рамках непрерывного последипломного образования, однако дает возможность закрыть такие их недостатки как громоздкость и дороговизна. Нет никаких сомнений в том, что система обучения на рабочем месте, в том числе, позволяет повысить эффективность адаптации сестринского персонала к рабочему месту в момент поступления нового сотрудника. Полученные данные могут быть полезны практикующим медицинским сестрам-организаторам, применяться для составления методических, учебных пособий, использоваться как база для проведения более масштабного исследования. Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать ряд выводов:Обучение на рабочем месте, как и любой другой вид обучения, имеет своей целью передачу знаний, навыков, однако данный тип обучения связан с целым рядом преимуществ, в частности с относительной мобильность, простотой, легкостью применения, чуткой реакцией на нужды организации.При обучении на рабочем месте применяются как общепедагогические, так и специальные методы обучения, формы и средства которого отвечают потребностям обучающихся, организации.Анализ особенностей обучения медицинских сестер на рабочем месте показал, что большая часть исследователей сходится на том, что это достаточно широко распространенная практика, которая, позволяет существенным образом повысить профессиональные компетенции сотрудников. Одновременно в данной системе есть ряд существенных недостатков, большая часть их которых имеет нормативное происхождение, связана с отсутствием системности. На примере ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» были выявлены особенности обучения сестринского персонала на рабочем месте, проведен анализ системы обучения, оценена ее эффективность. Результаты позволили заключить, что система многоаспектна, многофакторна, позволяет решать большое число проблем в профессиональной подготовке медицинских сестер. Изучение мнения медицинских сестер ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница» об особенностях обучения на рабочем месте показало, что при всех преимуществах она имеет такие недостатки как однообразие тем, направленность обучения больше на потребности молодых сотрудников, частое повторение одним и тех же тем, отсутствие мотивационной программы для медицинского персонала в части получения высшего образования, повышения квалификационной категории, самостоятельных занятий, недостаточная материально-техническая база, однообразие преподавательского состава, отсутствие на занятиях интересных докладчиков, специалистов., низкая актуальность ряда сведений как с точки зрения новизны, так и с точки зрения объекта их воздействия. Опираясь на полученные сведения, были разработаны предложения по повышению качества обучения сестринского персонала на рабочем месте в рамках ГАУЗ «Сабинская центральная районная больница».Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКI. Нормативные правовые актыРоссийская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. – 1993. – № 237.Российская Федерация. Министерства здравоохранения Российской Федерации. Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных у научных организациях [Текст]:[приказ Министерства здравоохранения РФ: от 3 августа 2012 г. №66-н] // Российская газета. – 2012. – № 215.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации[Текст]:[федер. закон РФ: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (часть 1). –Ст. 7598.Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации[Текст]:[федер. закон РФ: от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48. –Ст. 6724.II. Специальная литератураАндреева В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб.пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с. БашковаВ.Б. Обучение молодого специалиста на рабочем месте – рабочая папка медицинской сестры // Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты.– Самара: Изд.-во СГМУ, 2010. – С. 49-50.Блохина М.В. Об организации обучения сестринского персонала на рабочем месте// Общественное здоровье и здравоохранение.– 2006. – №1. – С. 67-69. Блохина М.В., ВахШ.М. Экспертные оценки – составная часть обучения медицинского персонала на рабочем месте// Общественное здоровье и здравоохранение. – 2006. – №1. – С. 69-70. Борисов Ю.Ю. Теория сестринского дела: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 34.03.01 – Сестринское дело. – Краснодар: Цифровая типография «Юг-Принт»(ИП Гусаков А. В.), 2014. – 121 с.Дуласмурэн Д., Заяа З., Оюнтуал Р. Влияние направленного обучения новых медицинских сестер на рабочем месте на их чувства удовлетворенности// Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы 4 Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социальной помощи в поликлиническомзвене (2-4 декабря 2015 г.). – Улан-Удэ: Изд.-во ВСГУТУ,2015. – С. 124-125.Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб.– М.: Росстат,2017. – 170 с.Зорина Е.В., ТамковичЕ.Г., Воропаева Н.И., МудроваЛ.А., Фатьянова О.П., Быстрова Л.Ю. Совершенствование профессиональных знаний медицинских сестер черех переподготовку и обучение на рабочем месте // Главная медицинская сестра. – 2015. – № 6. – С. 113-118. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.КрючковаН.Ю. Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер ЦПКРЗ многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению // Омский научный вестник. – 2013. – №1 (118). – С. 148-150. Лазарева Л.А., Колесникова Г.А. Обучение специалистов сестринского дела медицинской организации на рабочем месте// Наука в современном информационном обществе.– 2016. – № 11. – С. 41-43.ЛаРоккоС.А. Обучение медсестер в США // Медицинская сестра. – 2010. – №8. – С. 41-43. Лескова Т.М., Груздева Л.С. Непрерывное обучение как основа эффективной реализации механизмов системы менеджмента качества // Вестник ЗабГУ. – 2018. – №8. – С. 119-127.ЛогвиноваО.В. Организация непрерывного обучения среднего медицинского персонала// Вестник РУДН. Серия: Медицина. – 2008. – №6. – С. 177-183.МатвейчикТ.В. Организация сестринского дела: учеб.пособие. – Минск: Выш. школа, 2006. – 301 с.Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации// Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т.7. – №2 [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Науковедение». – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/09EVN215.pdf (дата обращения: 12.04.2019). Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medsestre.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).Основы сестринского дела: учеб.для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ И.З. Аббясов, С.И. Двойникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с.Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования/ Под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.ПеневаС.П. Обучение медицинских сестер, направленное на уменьшение агрессии на рабочем месте// Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: сборник материалов XII Региональной научно‐практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. – Тула: Изд‐во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. – С. 169-174. ПоздеевВ.И. Организация профессионального обучения персонала на предприятии // Научный вестник МГТУ ГА. – 2012. – №181. – С. 103-107.Пьяных А.В., Абрамова Н.А. Обучение медицинского персонала на рабочем месте // Медицинская сестра. – 2007. – №8. – С. 14-15. РыжухинаИ.Ю. Развитие инновационных технологий обучения на рабочем месте// Россия: тенденции и перспективы развития. – 2011. – №6-2. – С. 674-677.Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб.пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.Слободской А.Л. Обучение персонала организаций: учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 124 с.СтукенТ.Ю., Лапина Т.А. Обучение молодых работников на рабочем месте: инвестиции в специфические компетенции или ликвидация пробелов в базовой подготовке?// Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2015. – №1. – С. 108-114.СячинаТ.Ю. Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2016. – №180. – С. 81-86. ТуркулецН.К. Обучение на рабочем месте: преимущества и недостатки// Управление развитием персонала. – 2011. – №3. – С. 180-185.Устинов А.Б. Обучение на рабочем месте: панацея или пережитки прошлого?// Управление развитием персонала. – 2013. – № 2. – С. 120-125. Хрущева Н.И. Обучение на рабочем месте // Медицинская сестра. – 2009. – №6. – С. 36-38. Чернышова Т.Н., БабешковаЕ.В. Корпоративное обучение как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // OeconomiaetJus. – 2017. – №4. – С. 104-109.ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблицаА1Анкета для опроса медицинских сестерУважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается анкета на тему «Внешний вид медицинской сестры». Просим Вас дать полный и максимально правдивый ответ на все вопросы. Анкетирование анонимное. Успехом Вам!Ваш пол?МужскойЖенскийВаш возраст?25 лет и менее26-35 лет36-45 лет46-55 лет56 лет и болееВаш опыт работы по специальности?Менее 1 года2-5 лет6-10 лет11-15 лет16-20 лет20 лет и болееУкажите какой цвет Вы считаете наиболее подходящим для медицинской одежды?КрасныйОранжевыйЖелтыйЗеленыйГолубойСинийФиолетовыйБелыйЧерныйСвой вариант _________________________________________________Какие украшения Вы используете на рабочем месте (можно несколько вариантов ответа)?СережкиКольцаБраслетыЦепочкиСвой вариант _________________________________________________Какой головной убор Вы используете на рабочем месте?НикакойШапочкаКосынкаБанданаСвой вариант _________________________________________________Какую обувь Вы предпочитаете на рабочем месте?Туфли на каблукеТуфли без каблукаБосоножкиТапочки, шлепанцыПользуетесь ли Вы парфюмом на рабочем месте?ДаИногдаНетКакой стиль в косметике Вы предпочитаете на рабочем месте?ЯркийУмеренныйМинималистичныйНе использую косметикуИспользуете ли Вы дезодорант?ДаИногдаНетКак Вы считаете, какой вариант жестикуляции лучше подойдет для общения с пациентами?Эмоциональная, размашистаяУмереннаяСдержанная, минималистичнаяНе использую жесты в работе Какую мимику Вы используете при работе с пациентами?УмереннаяДружелюбнаяВраждебнаяСтрогаяНедовольнаяСкептическаяПечальнаяКакую позу Вы использует при общении с пациентами?ОткрытаяЗакрытаяРуки на бедрах, на коленяхСпасибо за участие в опросе! Полученные данные чрезвычайно важны для нас!Таблица А2Таблица 8Анкета для медицинских сестерАНКЕТАУважаемые коллеги. Нами проводится исследование на тему «Организация обучения сестринского персонала на рабочем месте». Просим Вас принять участие в опросеВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст?25 лет и менее26-30 лет31-35 лет36-45 лет46-50 летВаше образование?Среднее специальноеВысшееВаш опыт работы?1-5 лет6-10 лет11-15 лет16-20 лет21-25 лет26 лет и болееВаша квалификационная категория?Нет категорииВтораяПерваяВысшаяСчитаете ли Вы необходимым проходить обучение на рабочем месте?ДаТолько для новых или неопытных медицинских сестерНетЗачем Вы проходите обучение на рабочем месте?Так требует администрация Потому, что его проходят остальные сестрыСчитаю, что мне это необходимоУкажите, какие темы Вам наиболее важны при обучении? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________На какие темы, по Вашему мнению, не следует тратить свое время? ________________________________________________________________________________________________________________________________________Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какова должна быть продолжительность занятия в минутах? ____________Сколько занятий должно быть в месяц? ________________________________Кто, по Вашему мнению, должен организовывать и проводить обучение медицинских сестер на рабочем месте? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Желаете ли Вы получить высшее образование?ДаУ меня уже есть высшее образованиеНетЖелаете ли Вы повысить свою квалификационную категорию?ДаУ меня уже есть высшая категорияНетИспользуете ли Вы самостоятельные занятия для получения новой информации?ДаИногдаНетОцените качество обучения медицинских сестер на рабочем месте?1 балл2 балла3 балла4 балла5 балловСчитаете ли Вы, что обучение на рабочем месте удовлетворяет все Ваши потребности в информации?ДаОтчастиНетЧто, по Вашему мнению, необходимо сделать для повышения качества обучения медицинских сестер на рабочем месте? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе! ПРИЛОЖЕНИЕ БТаблица Б1Пример памятки для медицинских сестерУважаемые коллеги! Внешний вид для медицинской сестры исключительно важен. Ниже перечислены базовые принципы соблюдения надлежащего вида медицинской сестройОсновные требования к одежде медицинского работника стандартизированы. Это, прежде всего, чистота, практичность, простота, отсутствие чрезмерных украшений. Вся одежда должна быть не только чистой, но и отглаженной. Под медицинский костюм одевается одежда, соответствующая деловому стилю. Эта одежда не должна выставляться за пределы медицинского костюма. Важно использовать современные ткани, которые дольше сохраняют презентабельный внешний вид, лучше стираются. Обувь – это исключительно важная часть внешнего облика каждой медицинской сестры. Обувь должна быть для вас удобной, желательно выбирать обувь без каблуков, чтобы возможно было перемещаться бесшумно. Обувь должна быть моющейся, незаметной, т.е.быть выполненной в светлых тонах.Необходимым элементом внешнего облика медицинской сестры можно назвать чистые волосы, которые должны быть собраны в прическу. Важно постоянное ношение медицинской сестрой медицинского головного убора. Руки медицинской сестры должны быть чистыми, ухоженными. Недопустимыми являются накладные ноги, а также ногти с ярким лаком, имеющие большую длину, украшения. Макияж у медицинской сестры в целом допустим, однако он не должен привлекать внимание, должен быть натуральным.При подборе парфюмерии медицинской сестре необходимо исключать средства, которые обладают резким или специфическим запахом, т.к. они могут вызвать у пациентов аллергическую реакцию. Важно ежедневно следовать гигиеническим мероприятиям, т.е. принимать душ, проводить гигиену ротовой полости, применять неароматизированне дезодоранты.Все аксессуары, например очки, а также украшения должны иметь лаконичный дизайн, не выделяться, иметь небольшие размеры. Украшения не допускаются при работе с пациентами, в ряде режимных отделений. Большое значение имеет мимика, жестикуляция, поведение, и прочие средства невербального общения медицинской сестры. Так, одним из универсальных средств невербальной коммуникации является улыбка. Улыбка должна быть спокойной, сдержанной, но дружелюбной, адекватной ситуации, не должны вызывать раздражение у собеседника.Важно следить за выражением лица. Оно должно быть спокойным, уверенным, дружелюбным, настраивать на сотрудничество. Пациенты обычно смотрят на выражение лица медицинской сестры, когда она делает перевязку, сообщает о тяжести и прогнозе заболевания. Следовательно, важно научить контролировать выражение своего лица, особенно в тех случаях, когда манипуляции или сообщаемые новости вызывают неприятные эмоции. Это позволяет смягчить чувство страха у пациента.Нет никаких сомнений в том, что каждая деталь внешнего вида медицинской сестры формирует ее профессиональный имидж, профессиональный имидж лечебно-профилактического учреждения, выполняет определенные функции в лечебно-диагностическом процессе. Только медицинская сестра, которая соответствует современным этико-деонтологическим нормам в области внешнего вида может в полной мере рассчитывать на положительный контакт с пациента, а, значит, и на эффективность сестринского ухода.Успехов в профессиональной деятельности!ПРИЛОЖЕНИЕ ВТаблица В1Чек-листЧЕК-ЛИСТ «Внешний вид медицинской сестры»Принят гигиенический душ: Да НетВолосы чистые, аккуратно уложены: Да НетНогти чистые, аккуратно подстрижены: Да НетРуки без повреждений, раны, ссадины заклеены пластырем: Да НетХалат или медицинский костюм чистый, наглажен, белого, пастельных зеленого или синего цветов: Да НетШапочка медицинская чистая, наглаженная, соответствует цвету халата, костюма: Да НетОбувь без каблука или на низком каблуке, закрытая, нейтрального цвета, легко моется: Да НетУкрашения сняты, в работе не используются: Да НетПарфюм не используется: Да НетИспользуется дезодорант без запаха: Да НетКосметика минимальная или отсутствие: Да НетБейдж имеется: Да Нет

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Российская Федерация. Министерства здравоохранения Российской Федерации. Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных у научных организациях [Текст]: [приказ Министерства здравоохранения РФ: от 3 августа 2012 г. № 66-н] // Российская газета. – 2012. – № 215.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (часть 1). – Ст. 7598.
4. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.

II. Специальная литература

1. Андреева В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2. Башкова В.Б. Обучение молодого специалиста на рабочем месте – рабочая папка медицинской сестры // Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты. – Самара: Изд.-во СГМУ, 2010. – С. 49-50.
3. Блохина М.В. Об организации обучения сестринского персонала на рабочем месте // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2006. – № 1. – С. 67-69.
4. Блохина М.В., Вах Ш.М. Экспертные оценки – составная часть обучения медицинского персонала на рабочем месте // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2006. – № 1. – С. 69-70.
5. Борисов Ю.Ю. Теория сестринского дела: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 34.03.01 – Сестринское дело. – Краснодар: Цифровая типография «Юг-Принт» (ИП Гусаков А. В.), 2014. – 121 с.
6. Дуласмурэн Д., Заяа З., Оюнтуал Р. Влияние направленного обучения новых медицинских сестер на рабочем месте на их чувства удовлетворенности // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы 4 Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социальной помощи в поликлиническом звене (2-4 декабря 2015 г.). – Улан-Удэ: Изд.-во ВСГУТУ, 2015. – С. 124-125.
7. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. – М.: Росстат, 2017. – 170 с.
8. Зорина Е.В., Тамкович Е.Г., Воропаева Н.И., Мудрова Л.А., Фатьянова О.П., Быстрова Л.Ю. Совершенствование профессиональных знаний медицинских сестер черех переподготовку и обучение на рабочем месте // Главная медицинская сестра. – 2015. – № 6. – С. 113-118.
9. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
10. Крючкова Н.Ю. Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер ЦПК РЗ многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению // Омский научный вестник. – 2013. – № 1 (118). – С. 148-150.
11. Лазарева Л.А., Колесникова Г.А. Обучение специалистов сестринского дела медицинской организации на рабочем месте // Наука в современном информационном обществе. – 2016. – № 11. – С. 41-43.
12. ЛаРокко С.А. Обучение медсестер в США // Медицинская сестра. – 2010. – № 8. – С. 41-43.
13. Лескова Т.М., Груздева Л.С. Непрерывное обучение как основа эффективной реализации механизмов системы менеджмента качества // Вестник ЗабГУ. – 2018. – № 8. – С. 119-127.
14. Логвинова О.В. Организация непрерывного обучения среднего медицинского персонала // Вестник РУДН. Серия: Медицина. – 2008. – № 6. – С. 177-183.
15. Матвейчик Т.В. Организация сестринского дела: учеб. пособие. – Минск: Выш. школа, 2006. – 301 с.
16. Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т. 7. – № 2 [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Науковедение». – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/09EVN215.pdf (дата обращения: 12.04.2019).
17. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.
18. Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medsestre.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).
19. Основы сестринского дела: учеб. для студентов сред. проф. учеб. Заведений / И.З. Аббясов, С.И. Двойникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
20. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с.
21. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования / Под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
22. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.
23. Пенева С.П. Обучение медицинских сестер, направленное на уменьшение агрессии на рабочем месте // Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: сборник материалов XII Региональной научно‐практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. – Тула: Изд‐во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. – С. 169-174.
24. Поздеев В.И. Организация профессионального обучения персонала на предприятии // Научный вестник МГТУ ГА. – 2012. – № 181. – С. 103-107.
25. Пьяных А.В., Абрамова Н.А. Обучение медицинского персонала на рабочем месте // Медицинская сестра. – 2007. – № 8. – С. 14-15.
26. Рыжухина И.Ю. Развитие инновационных технологий обучения на рабочем месте // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2011. – № 6-2. – С. 674-677.
27. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
28. Слободской А.Л. Обучение персонала организаций: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 124 с.
29. Стукен Т.Ю., Лапина Т.А. Обучение молодых работников на рабочем месте: инвестиции в специфические компетенции или ликвидация пробелов в базовой подготовке? // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – С. 108-114.
30. Сячина Т.Ю. Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2016. – № 180. – С. 81-86.
31. Туркулец Н.К. Обучение на рабочем месте: преимущества и недостатки // Управление развитием персонала. – 2011. – № 3. – С. 180-185.
32. Устинов А.Б. Обучение на рабочем месте: панацея или пережитки прошлого? // Управление развитием персонала. – 2013. – № 2. – С. 120-125.
33. Хрущева Н.И. Обучение на рабочем месте // Медицинская сестра. – 2009. – № 6. – С. 36-38.
34. Чернышова Т.Н., Бабешкова Е.В. Корпоративное обучение как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Oeconomia et Jus. – 2017. – № 4. – С. 104-109.

Вопрос-ответ:

Какие преимущества имеет обучение персонала на рабочем месте?

Обучение персонала на рабочем месте имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно позволяет сотрудникам получить знания и навыки непосредственно при выполнении своих обязанностей, что увеличивает их эффективность. Во-вторых, обучение на рабочем месте обычно более практичное и связано с реальными ситуациями, что помогает лучше усваивать материал. Кроме того, такой вид обучения позволяет осуществлять непрерывное обновление знаний и навыков, так как новая информация может быть сразу же применена на практике. Наконец, обучение на рабочем месте способствует развитию коммуникационных навыков и сотрудничеству в коллективе, что важно для эффективной работы.

Какие методы и формы обучения сестринского персонала на рабочем месте используются?

Обучение сестринского персонала на рабочем месте может проводиться с использованием различных методов и форм. К ним относятся: обучение наставничеством, когда опытные сестры помогают новым сотрудникам освоиться на рабочем месте; симуляционное обучение, которое включает в себя использование медицинских симуляторов и компьютерных программ; обучение через проблемы, когда сотрудникам предлагается решить практические задачи; обучение в группе, проводимое преподавателями или тренерами; самообучение с использованием различных материалов и ресурсов. Комбинирование разных методов и форм обучения позволяет достичь наилучших результатов и удовлетворить разные потребности персонала.

Какие принципы организации обучения сестринского персонала на рабочем месте существуют?

Организация обучения сестринского персонала на рабочем месте основывается на нескольких принципах. Во-первых, обучение должно быть связано с конкретными задачами и обязанностями сестринского персонала, чтобы сотрудники могли применить полученные знания сразу же на практике. Во-вторых, обучение должно быть индивидуализированным, учитывать потребности и уровень подготовки каждого сотрудника. В-третьих, обучение должно быть систематизированным и структурированным, чтобы обеспечить последовательность и прогрессивность обучения. Наконец, обучение должно быть ориентировано на решение реальных проблем и ситуаций, с которыми сестринский персонал сталкивается в работе.

Какую цель имеет задача планирования и организации обучения сестринского персонала на рабочем месте?

Целью задачи планирования и организации обучения сестринского персонала на рабочем месте является повышение профессиональных компетенций сестринского персонала, обеспечение качественного и безопасного медицинского обслуживания пациентов, а также улучшение работы медицинских учреждений.

Какие преимущества имеет обучение персонала на рабочем месте?

Обучение персонала на рабочем месте имеет следующие преимущества: более высокая эффективность обучения, поскольку обучение происходит в непосредственной работе с реальными задачами; повышение мотивации персонала, так как обучение непосредственно связано с профессиональной деятельностью; лучшее усвоение знаний и навыков благодаря практическому применению полученной информации.

Какие методы и формы обучения персонала на рабочем месте используются в сестринском деле?

В сестринском деле для обучения персонала на рабочем месте применяются следующие методы и формы: обучение наставниками, мастер-классы, симуляции, обратная связь, электронные обучающие программы, групповые и индивидуальные тренинги, изучение литературы и т.д.

Какие особенности обучения сестринского персонала на рабочем месте можно выделить на основе современных исследований?

Современные исследования выявили следующие особенности обучения сестринского персонала на рабочем месте: важность разнообразных форм обучения, включая практические симуляции и кейс-методы; необходимость персонального подхода к обучению каждого сотрудника; важность обратной связи и регулярного оценивания результатов обучения.

Какие организационные основы лежат в основе обучения сестринского персонала на рабочем месте?

Организационные основы обучения сестринского персонала на рабочем месте включают: разработку программы обучения с учетом потребностей и целей учебного процесса; определение квалификационных требований и компетенций, которые должен освоить персонал; организацию системы контроля и оценки результатов обучения.