морально-психологическая устойчивость спасателей мчс
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 07.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Морально-психологическая устойчивость спасателей мчс 4
Заключение 17
Список литературы 19
Длительное бодрствование, и периодическое лишение ночного сна по-разному переносится каждым конкретным специалистом, некоторые переносят такие циклы нормально, а у кого-то это может приводить некоторых к длительным расстройствам всего цикла «сон-бодрствование», что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии[3,с.151].
Изложенные особенности профессиональной деятельности специалистов поисково-спасательной службы предъявляют особые 18 требования к их индивидуальным психологическим свойствам[5, с. 286]. Основными из этих требований являются следующие: − спасатели должны быстро адаптироваться к условиям ЧС; − должны быть устойчивы к влиянию психотравмирующих условий ЧС; − обладать развитой способностью к принятию решений в условиях дефицита информации или дефицита времени на ее переработку; − надежно выполнять работы по ликвидации ЧС в течение длительного времени; − надежно выполнять работы с использованием индивидуальных средств защиты; − быть устойчивыми к экстремальным физическим и психологическим нагрузкам при выполнении АСР; − эффективно и безаварийно эксплуатировать технические средства и АСИ; − эффективно взаимодействовать, взаимно заменять друг друга в процессе выполнения АСР. Профессионально важные качества спасателей были выявлены в результате изучения механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), они позволяют избежать или свести до минимума это негативное влияние [1, с. 27]. Это индивидуальные психологические свойства, которые позволяют спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свой профессиональные обязанности в различных условиях, в том числе и при ликвидации ЧС[4, с. 11]. Структура профессионально важных качеств спасателей состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств: − медицинские (физиологические) качества; − социально-психологические качества; − психологические качества; − эргономические качества; − инженерно-психологические качества. К группе психологических качеств спасателей относятся такие психические процессы как внимание, память, мышление, воля и самоотношение. Возможными последствиями недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти (нарушения порядка выполнения работ, ошибки, нарушения техники безопасности), могут также вызвать неспособность специалистов к своевременному принятию решений и затруднения при адаптации специалистов к условиям ЧС, ведь мышление позволяет оценивать окружающую обстановку, происходящие в ней изменения и планировать деятельность на основе обоснованных решений [1,с.11]. Качество воли и его характеристики играют решающую роль в формировании устойчивости спасателя к воздействиям поражающих факторов и психотравмирующих условий ЧС. От уровня развития характеристик воли зависит также способность спасателя действовать в условиях, связанных с риском для здоровья и жизни. Наиболее важной характеристикой рассматриваемого качества, определяющей характер поведения спасателя в ходе выполнения работ по ликвидации ЧС, является эмоционально-волевая устойчивость. Эмоционально-волевая устойчивость это не отсутствие у человека эмоций, а соответствующая условиям степень эмоционального возбуждения. Большое значение качества воли для специалистов поисково-спасательной службы подтверждается также экспериментальными данными, согласно которым за счет оптимального уровня эмоционально-волевой устойчивости может быть полностью компенсировано недостаточное развитие других психологических профессионально важных качеств [3, с. 69].
Заключение
Особенности морально-психологической устойчивостиспециалистов поисковоспасательной службы заключаются в первоначально высоком уровне, обеспечиваемом профессиональным отбором и специфическими условиями профессиональной деятельности, способствующими постоянному развитию. Морально-психологическая устойчивостьявляется одним из наиболее важных профессиональных качеств специалистов поисково-спасательной службы. Дерево целей процесса формирования морально-психологической устойчивостиу специалистов поисково-спасательной службы отражает процесс реализация генеральной цели и требует достижения подцелей первого уровня, а также связанных с ними подцелей нижнего уровня. Модель процесса, последовательно реализуя теоретический, диагностический, формирующий и аналитический блоки, проходит следующие этапы опытноэкспериментального исследования: поисково-подготовительный, опытноэкспериментальный и контрольно-обобщающий. В ходе исследования морально-психологической устойчивостиспециалистов поисково-спасательной службы последовательно реализовывались поисковоподготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий этапы. Для достижения цели исследования применялись теоретические, эмпирические, психодиагностические, методы, методы активного социальнопсихологического обучения и количественные методы обработки эмпирических данных. Применялись стандартизированные и высоко формализованные психодиагностические методики. На основании данных констатирующего эксперимента, все обследуемые могут быть привлечены для участия в формирующем и контрольном экспериментах. Исходя из полученных данных, можно определить основные направления содержания программы повышения эмоциональной 76 устойчивости специалистов, необходимо сосредоточиться на получении сдвига среднего уровня нейротизма, ситуативной тревожности, агрессивности в сторону низкого уровня и уровня эмоциональной стабильности, нервно-психической устойчивости в сторону высокого. Предполагается, что разработка и реализация программы формирования морально-психологической устойчивостипозволит изменить данные показатели и положительно отразится на эффективности решения профессиональных задач, сформирует новые когнитивные стратегии реагирования на напряженные и экстремальные ситуации, повысит уровень поведенческой регуляции, адекватность самооценки и оценки окружающей действительности у специалистов спасательной службы. Разработанная программа формирования морально-психологической устойчивостиу специалистов поисково-спасательной службы учитывает особенности функционирования конкретного аварийно-спасательного формирования и включает в себя методы активного психо-социального научения, аутогенную тренировку, релаксацию и другие приемы саморегуляции.
Список литературы
Аболин Л.М. Психологические механизмы морально-психологической устойчивостичеловека. Казань: Казанский государственный университет, 2015. 261 с.
Аболин Л.М. Морально-психологическая устойчивостьв напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2016. 42 с.
Абрамов А.В., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. К проблеме оптимального взаимодействия спасателей в экстремальных ситуациях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 5 (61). С. 89-105.
Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Психологическая устойчивость как значимый фактор в процессе развития личности педагога // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру Материалы международного форума. 2016. С. 198-199.
Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2007. № 1. С. 59-63.
Батуков С.А. Формирование готовности спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 7. С. 10-11
Бодров В.А. Бессонова Ю.Б. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. 2005.Т. 26. № 2. С. 45-56.
Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 3-2. С. 74-75.
Долгова В.И., Гольева Г. Ю. Морально-психологическая устойчивостьличности: монография. – М.: Перо, 2014. 196 с.
Пономаренко В.А. Дьяченко М.И. О подходах к изучению морально-психологической устойчивости// Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 210.
Семенова Е.М. Тренинг морально-психологической устойчивостипедагога. М.: Издво ин-та Психотерапии, 2015. 224 с.
3
2. Аболин Л.М. Морально-психологическая устойчивостьв напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2016. 42 с.
3. Абрамов А.В., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. К проблеме оптимального взаимодействия спасателей в экстремальных ситуациях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 5 (61). С. 89-105.
4. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Психологическая устойчивость как значимый фактор в процессе развития личности педагога // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру Материалы международного форума. 2016. С. 198-199.
5. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2007. № 1. С. 59-63.
6. Батуков С.А. Формирование готовности спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 7. С. 10-11
7. Бодров В.А. Бессонова Ю.Б. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. 2005.Т. 26. № 2. С. 45-56.
8. Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 3-2. С. 74-75.
9. Долгова В.И., Гольева Г. Ю. Морально-психологическая устойчивостьличности: монография. – М.: Перо, 2014. 196 с.
10. Пономаренко В.А. Дьяченко М.И. О подходах к изучению морально-психологической устойчивости// Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 210.
11. Семенова Е.М. Тренинг морально-психологической устойчивостипедагога. М.: Издво ин-та Психотерапии, 2015. 224 с.