Высшие органы государственной власти
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 07.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2. Основное о государственной власти 5
2.1 Основные понятия 5
2.2 Виды органов государственной власти 8
2.3 Принципы органов государственной власти 10
3. Государственная власть в Российской Федерации 14
3.1. Президент Российской Федерации 14
3.2. Высшие органы законодательной власти в Российской Федерации 17
3.3. Высшие органы исполнительной власти в Российской Федерации 22
3.4. Высшие органы судебной власти в Российской Федерации 25
4. Заключение 29
5. Список используемой литературы 31
Фактически снова сформированы таможенная и налоговая службы, учреждения по регистрации собственности.От имени власти Президента в качестве "координирующего" вектора выступают полномочные представители Президента России в федеральных округах. Они должны реализовать "взаимодействие" федеральных органов исполнительной власти с такими же органами в субъектах Российской Федерации, а также с учреждениями местного самоуправления и социальными объединениями.Полномочные представители наделяются и контрольными функциями относительно соблюдения федерального законодательства, распоряжений и указов главы государства, распоряжений и постановлений Правительства РФ. В случае обнаружения в местных нормативных правовых актах положений, которые противоречат Конституции России и федеральным законам, полномочные представители вносят собственные представления президенту о приостановлении действия этих актов.В качестве должностных лиц, подотчетных напрямую президенту государства, полномочные представители получают и непосредственные рычаги влияния на местные администрации. Под их кураторством функционируют окружные отделения Главного контрольного управления Президента России и контрольные инспекции для реализации комплексных проверок субъектов Российской Федерации. В поле зрения данных учреждений находятся, в первую очередь, проблемы регионального экономического развития, эксплуатации федерального имущества и средств федерального бюджета в регионах. Конституция России подходит к определению правового положения учреждений исполнительной власти следующим образом. В ст. 83, п. «д», и ст. 110, п. 2 Конституции указано только на порядок назначения министров и на то, что в состав Правительства России включаются лишь федеральные министры. Неполноценность конституционного регламентирования должен был восполнить вышеупомянутый Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно этому Указу Президента усложняется положение федеральных учреждений исполнительной власти в силу изменения правового статуса некоторых министерств: внутренних дел, обороны, иностранных дел, а также определенных ведомств. К примеру: государственной архивной службы, информации и иных. Министерства подведомственны юридически Правительству РФ, однако фактически они становятся «президентскими учреждениями», так как подведомственны и Президенту.Итак, в основание определения сути исполнительной власти заложена теория (принцип) разделения властей. Сутью же исполнительной власти является исполнение законов. Органы исполнительной власти – это министерства России и другие учреждения, такие, к примеру, как государственные комитеты России, федеральные службы России, агентства, федеральные надзоры России. Указ Президента России «О структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепляет посредством перечисления все соответствующие учреждения.Таким образом, исполнительная власть в качестве одной из ветвей государственной власти имеет ряд особенностей, собственно и определяющих ее суть и основные черты. Сутью исполнительной власти является соблюдение законов. Это система учреждений государственного управления, которые выстроены иерархически, наделены властными полномочиями и осуществляют их с целью гарантии нормального функционирования социума. Также это возможность и право должностного лица принимать решение, которое осуществляет подчиненный сотрудник (весь персонал) под ответственностью и контролем этого должностного лица.3.4. Высшие органы судебной власти в Российской ФедерацииОрганы, которые реализуют правосудие, - еще одна разновидность государственной власти, которая занимает особое место и в механизме власти государства, и в системе сдержек и противовесов. Особенная роль суда характеризуется тем, что он является арбитром в спорах о праве. Лишь судебная власть, но никак не исполнительная или законодательная, реализует правосудие. В этом гарантии независимости суда, свобод и прав граждан и государственности в целом. Необходимо отметить, что суд не просто реализует принцип справедливости в практике правоприменения, но и является своеобразным арбитром в ходе законотворчества (чего не было в советское время). Таким образом, суд выступает в качестве сдержки и противовеса относительно двух других видов власти. При этом у суда присутствуют определенные преимущества в сравнении с законодательной властью в отношении оперативности приведения правопорядка в соответствие с нормами. Суд, обращаясь к толкованию права и Конституции, может использовать аналогию права и аналогию закона, т. е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, а и духом закона, принципами и аксиомами права. Здесь говорится, в первую очередь, об исключительных, экстремальных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других видов власти, которые, в конечном итоге, гарантировали бы главенство справедливости и права в социуме. Требуется сказать, что в недемократических государствах, например в СССР, суд рассматривался только как орган, охраняющий социалистическое общество, государство и граждан от незаконных действий, ответственности же государства перед гражданами не придавалось надлежащего значения. Прерогативы суда ограничивались точным использованием закона, суд не имел права устранять даже в полной мере очевидные недостатки публикуемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере свобод и прав личности. Значимая характерная черта судебной власти, определяющая ее справедливость, заключается в особенной процедуре (методах) реализации. Она сведена к тому, чтобы, как говорил видный отечественный государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, одинаковые для обеих сторон, разбирать требования и права каждой и окончательно постановить собственный приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как независимость, состязательность, гласность, коллегиальность.Анализ законодательства России о суде дает возможность охарактеризовать понятие «суд» в качестве органа власти государства, который уполномочен осуществлять одну из ее разновидностей — судебную власть. Судебную систему России представляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Действующие в России суды являются единой системой, стройность и устойчивость которой гарантируется: ее конституционным закреплением; действием на всей территории страны единых правил и принципов судопроизводства; однообразным использованием всеми судами отечественного законодательства и международно-правовых норм, уставов (конституций) и иных законов субъектов Российской Федерации; обязательностью соблюдения на всей территории России судебных постановлений, которые вступили в законную силу; законодательным утверждением единства статуса судей; финансированием мировых судей и федеральных судов средствами федерального бюджета. Судебная власть реализуется на основании единых для всех судов страны демократических принципов, определяемых Конституцией России и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Конституция России содержит главу 7 «Судебная власть», определяющую круг органов, которые обладают правомочиями реализовать правосудие в стране, способы осуществления судебной власти, требования к лицам, могущих являться судьями, основы правового положения судей, некоторые принципы реализации судопроизводства, компетенцию и порядок образования высших судебных учреждений — Конституционного Суда России, Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда России, а также принципиальные начала комплектования и устройства органов прокуратуры.Деятельность суда ориентирована на всемерное укрепление правопорядка и законности, на профилактику преступлений и других правонарушений и преследует цель защиты личности и государства от любых посягательств. Важнейшие функции (направления деятельности) судов: реализация правосудия; конституционный контроль; контроль обоснованности и законностидействий и решений государственных учреждений и должностных лиц; исследование и обобщение судебной практики; разработка рекомендаций по совершенствованию законов и других нормативно-правовых актов; разъяснение современного законодательства; другие функции согласно законодательству России.Самой важной функцией судебной власти является реализация правосудия. Правосудие можно охарактеризоватьв качестве осуществляемой исключительно судом от имени государства деятельности по разрешению и рассмотрению гражданских, уголовных и других юридических дел в устанавливаемомзаконодательством процессуальном порядке. Правосудие реализуется путем конституционного, административного, гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства и основывается на конституционных началах, а также закрепляемых в Законе о судебной системе принципах. Порядок судопроизводства урегулирован процессуальными нормами. При реализации правосудия суд, будучи учреждением судебной власти, не формулирует общеобязательных правил, а использует их для разрешения возникающих правовых споров. В соответствии с иными функциями судебные учреждения в определенных законом случаях уполномочены разъяснять, толковать правовые нормы, признавать их недействительными, а также реализовывать некоторые другие полномочия.Рассмотрев систему, функции и основные принципы судебной власти, можно заключить, что – принципы правосудия характеризуют содержание и смысл всех норм законодательства, которые регламентируют порядок деятельности и организации судов, характеризуют способы и средства, при помощи которых осуществляются поставленные перед судами задачи. При возникновении коллизии норм права, пробелов в законе, который регламентирует порядок судопроизводства и судоустройства, противоречия определенных норм принципам реализации правосудия всегда необходимо использовать нормы - принципы, так как именно они обладают руководящим значением и определяют смысл всякого закона.Подведем итоги данной главы. Разделение властей на ветвиявляется функциональным разрезом единой власти государства и не говорит о многовластии. В демократическом правовом государстве власть едина, поскольку ее единственным источником выступает народ. Потому можно говорить лишь о разграничении полномочий между ветвями неделимой единой власти государства.Разделение властей на практике дает возможностьуспешно выполнятьважнейшие государственные полномочия каждой ветви, исключать концентрацию власти в руках одного государственного органа или человека, которая ведет к коррупции и злоупотреблениям. Отсюда становится очевидной исходная основа взаимоотношений между ветвями власти в России — правовое утверждение принципа разделения властей.Так как государственная власть является единой, то ее ветви непрерывно взаимодействуют, что приводит к борьбе, столкновению, соперничеству. Чтобы не случилосьабсолютного поглощения одной ветви власти другой, формируется система сдержек и противовесов. Ее сущность заключается в том, чтобы уравновесить власти, не позволитькакой-либо из них быть бесконтрольной.4. ЗаключениеГосударственная власть - средство руководства социумом, основывающееся на авторитете силы. Она является политической и публичной. Публичная государственная власть может руководить всем социумом в целом, а будучи в то же время политической, она осуществляет волю политических сил, находящихся у власти. Выражаясь по-другому, власть государства – это его возможность подчинить себе составные элементы социума, принимая в качестве основы методы принуждения. Власть государства является развитой тогда, когда ее создание и реализация имеет правовой характер, если она гарантирует и признает свободы и права человека, формируемые социумом, если власть государства включается в систему правовой культуры общества. Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.В конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.С принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.Существование трех важнейших видов власти государства, а именно исполнительной, судебной и законодательной утверждает их самостоятельное выполнение определенными организациями власти государства. Следовательно, сосредоточение данных трех видов в одних руках ведет к неограниченному сосредоточению власти у владеющего ей учреждения, формируя условия для утверждения политического диктаторского режима. Реализация одной из трех разновидностей власти государственным учреждением подразумевает взаимоограничение и взаимодействие в собственных полномочиях с иными органами государства. Итак, существует три категории власти: - законодательная; - судебная; - исполнительная. Они взаимодействуют друг с другом в пределах своей компетенции. Законодательная власть – осуществляет в интересах граждан государственную власть. Исполнительная власть – осуществляет функцию управления. Судебная власть – обеспечивает господство права.Рассмотрев устройство высших органов государственной власти по Конституции России, можно сделать вывод, что данные органы действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают успешное функционирование государства, и, в первую очередь, защиту прав человека во взаимодействии. Однако в реальности государство может только создать условия, претворить которые в жизненно важные ценности может лишь человек. Потому государственная власть должна стремиться сформировать у граждан ответственное отношение к собственному предназначению, ресурсам и возможностям.Взаимодействие всех видов органов власти государства требуется для оптимального функционирования собственно государства. Принцип разделения властей в сегодняшней России признается, конституционно закрепляется и применяется для формирования и функционирования институтов государства. Однако система сдержек и противовесов не сформирована в полной мере. Формирование нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из наиболее значительных проблем России. 5. Список используемой литературыКонституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 14.10.2005). – Справочная система гарант.Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации »от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 01.06.2005). – Справочная система гарант.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 26.02.2019) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант ПлюсБаранов М.Л. Конституционно-правовые основы деятельности Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти. // Право и жизнь, 2013. – С. 47Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. – М., 2014. – С. 174Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – С.634. – (Университеты России).Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. С. 138М.В.Баглай, Конституционное право Российской Федерации, М., 2007.Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2008. – с. 18 – 40.Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2017. – С. 167Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 1072 с. Разделение властей как один из принципов правового государства / Бялт В.С., Лойт Х.Х. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 2. С. 57 Самойлюк, Р.Н. Признаки и понятие методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 41Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398Структура функций судебной власти. / Герасимова А.А. // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2011. - № 1. - С. 26 Судебная власть как самостоятельный объект правовой реальности. / Сачков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2012. - № 10. - С. 35 Чичерин Б. Н. Работы разных лет. Конституционный вопрос в России - Москва: Директ-Медиа, 2011. – С. 186
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации »от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 01.06.2005). – Справочная система гарант.
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005). – Справочная система Гарант.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
5. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 26.02.2019) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант Плюс
6. Баранов М.Л. Конституционно-правовые основы деятельности Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти. // Право и жизнь, 2013. – С. 47
7. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. – М., 2014. – С. 174
8. Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
9. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – С.634. – (Университеты России).
10. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. С. 138
11. М.В.Баглай, Конституционное право Российской Федерации, М., 2007.
12. Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33
13. Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2008. – с. 18 – 40.
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2017. – С. 167
15. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 1072 с.
16. Разделение властей как один из принципов правового государства / Бялт В.С., Лойт Х.Х. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 2. С. 57
17. Самойлюк, Р.Н. Признаки и понятие методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 41
18. Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398
19. Структура функций судебной власти. / Герасимова А.А. // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2011. - № 1. - С. 26
20. Судебная власть как самостоятельный объект правовой реальности. / Сачков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2012. - № 10. - С. 35
21. Чичерин Б. Н. Работы разных лет. Конституционный вопрос в России - Москва: Директ-Медиа, 2011. – С. 186
Вопрос-ответ:
Какие виды органов государственной власти существуют?
Существует несколько видов органов государственной власти, таких как исполнительная, законодательная и судебная власть.
Кто является главой государства в Российской Федерации?
Главой государства в Российской Федерации является Президент. Он руководит исполнительной властью и выполняет ряд других полномочий.
Какие принципы основаны на работе органов государственной власти?
Органы государственной власти работают на основе нескольких принципов, включая принцип разделения властей, принцип соблюдения конституционных прав и свобод граждан, принцип коллегиальности и др.
Какие высшие органы законодательной власти существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации высшими органами законодательной власти являются Федеральное Собрание, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации.
Какие высшие органы судебной власти существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации высшими органами судебной власти являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
Какие основные понятия следует знать о государственной власти в Российской Федерации?
Основными понятиями, связанными с государственной властью, следует знать: Высшие органы государственной власти, виды органов государственной власти, принципы органов государственной власти.
Кто является Президентом Российской Федерации?
Президентом Российской Федерации является глава государства, который избирается гражданами России населением на основе универсального, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он исполняет функции главы смешанной формы правления, включающей элементы президентской республики и парламентаризма.
Какие высшие органы законодательной власти существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют два высших органа законодательной власти: Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, и Президент Российской Федерации, который вносит законопроекты в Федеральное Собрание и имеет право на отдельные законодательные инициативы.