Институализация формирования финансовой грамотности школьников и пути повышения ее уровня на материальных МБОУ
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 14.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения финансовой грамотности в социологии 6
1.1. Финансовая грамотность школьников как условие успешной социализации: понятие и основные характеристики 6
1.2. Концептуальные особенности изучения финансовой грамотности школьников в рамках теории экономической социологии 13
Глава 2. Анализ финансовой грамотности школьников на примере МБОУ Федоровская СОШ им. Е.Г.Тутаева Кайбицкого района Республики Татарстан (на материалах социологического исследования) 21
2.1.Особенности формирования финансовой грамотности в МБОУ Федоровская СОШ им. Е.Г.Тутаева Кайбицкого района Республики Татарстан 21
2.2.Основные проблемы в формировании финансовой грамотности школьников и пути совершенствования 43
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Большинство указало, что в школе нет такого предмета как финансовая грамотность – 100 % респондентов ответило отрицательно. Большинство учеников интересует, как сберегать деньги – 41 % и как увеличить доход – 37 %, при этом 21 % интересует, как управлять деньгами. Только 2 % учеников посещают дополнительные занятия о финансовой грамотности.Большинство учеников сталкивается с проблемой «Как сделать так, чтобы хватило на все» – 88 %.Финансовая грамотность школьников в Фёдоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева осуществляется только в курсе обществознания и математики.Задача повышения финансовой грамотности школьников состоит в необходимости разработки и внедрения образовательного курса финансовой грамотности, создания методического обеспечения.Задачами совершенствования образования Фёдоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева являются:дальнейшее развитие Фёдоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева как центра взаимодействия с родителями, местным сообществом;создание инновационной среды, способствующей развитию государственно-общественного управления образованием и расширения самостоятельности Фёдоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева;повышение информированности общественности, компетентности руководителей в вопросах государственно-общественного управления,расширения самостоятельности Фёдоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева, в том числе в вопросах введения дополнительных программ связанных с повышением финансовой грамотности школьников;развитие различных форм государственно-общественного управления образованием с учетом современных требований к качеству образования;формирование организационной и нормативно-правовой основы преподавания предметов с вязанных с финансовой грамотностью.Введение специального модуля финансовой грамотности предполагает использование гибридных форм электронного обучения по повышению финансовой грамотности, что предполагает: самостоятельную сетевую работу школьников с открытыми образовательными ресурсами в процессе освоения курса финансовой грамотности; дистанционную форму планового онлайн-взаимодействия с учителем; дискуссионные обсуждения проблем посредством видеовзаимодействия, коллективного общения в сети (на форумах, в чатах и блогах).Выражаю благодарность своему научному руководителю________________!Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета 2012 – 31 декабря.
2. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ document/118377
Научная литература на русском языке
3. Абрамова С.Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы // Известия Уральского государственного университета. – Сер. 3, Общественные науки. 2009. №4. С. 133–141.
4. Архив отдела кадров Фёдоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева 2016-2018 гг.
5. Банникова Н.В. Финансовая грамотность в школе // Научный альманах 2018.№ 10-1. С. 103-105.
6. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла: Сборник материалов / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2016.
7. Гуляева Т.И., Чистякова М.К., Ильина И.В. Повышение финансовой грамотности школьников //методические рекомендации / Орел, 2018.
8. Данные Министерство образования и науки Республики Татарстан // [Электронный ресурс]: http://mon.tatarstan.ru/
9. Дмитриева О.Ю. Основные направления повышения финансовой грамотности молодежи / О.Ю. Дмитриева, Ю.П. Дмитриев, О.В. Кириллова, Н.А. Дмитриева // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. С.24–28
10. Капшутарь М.А., Сорокина Н.Е. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации Екатеринбург 22 января 2018 г.
11. Кармановский А.В. Формирование готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения / А.В. Кармановский // Диссертация. – [Электронный ресурс] http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-nepreryvnomu-professionalnomu-obrazovaniju-v.html
12. Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. С. 53.
13. Кривонос О. В. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания и математики // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив-плюс», 2016. — № 1 (18). С. 142–146 С. 143.
14. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) [Текст] / О.Е. Кузина // Деньги и кредит. 2012. №1 С. 68–72.
15. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России [Текст] / О. Е. Кузина // Вопросы экономики.2015. № 8 С. 129 – 148.
16. Кузьминов Я.И. и др. Российское образование– 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. М.: 2008..
17. Лозован Н.В. Финансовая грамотность как важное условие успешной социализации личности школьника // В сборнике: Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования Материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2018. С. 211-212.
18. Макаренко А.С. Книга для родителей // [Электронный ресурс]: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm
19. Министерство образования и науки Республики Татарстан // [Электронный ресурс]: http://mon.tatarstan.ru/
20. Минфин России Исследование измерения уровня финансовой грамотности // [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/evaluation/
21. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения Российского региона: экономико-социологический анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.03 [Текст] / Моисеева Дарья Викторовна. – Волгоград, 2017.
22. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015.
23. Результаты социологического исследования НАФИ (по заказу Всемирного банка). – М., 2011.
24. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36–45.
25. Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика.- 2017. -№2 (37). С.22-29. С. 26.
26. Рядовой Н.Н. Непрерывное профессиональное образование как фактор инновационного развития производства // Диссертация. – [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/nepreryvnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-proizvodstva
27. Свидетельство о регистрации Фёдоровская СОШ имени Е.Г. Тутаева // [Электронный ресурс]: https://edu2you.ru/place/152808
28. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// [Электронный ресурс]: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html
29. Французова О.А. Финансовая грамотность школьников в условиях активно развивающейся информационной среды В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика сборник научных статей. 2017. С. 43-48.
30. Шамшович В.Ф. Непрерывное образование как отличительная особенность современного общества // Проблемы современного педагогического образования 2017. № 56-7. С. 243-245.
Научная литература на иностранном языке
31. Lusardi A, Mitchell O. The Economic Importance of Financial Literacy: Theory and Evidence. Journal of Economic Literature, American Economic Association. 2014;52(1):5-44. [Электронный ресурс]: http://www.nber.org/papers/w18952.pd
32. Furnham A., Wilson E., Telford K. The meaning of money: the validation of a short money-types measure. Personality and Individual Differences, 2012, vol. 52, pp. 707-711. DOI:10.1016/j.paid.2011.12.020. Р. 707
33. Shim S., Xiao J.J., Barber B.L., Lyons A.C. Pathways to life success: a conceptual model of financial well-being for young adults. Journal of Applied Developmental Psychology, 2009, vol. 30 (6), pp. 708-723. Р. 711
34. Huston S.J. Measuring financial literacy. The Journal of Consumer Affairs, 2010, no. 2, vol. 44, рр. 296-316. Р. 304.
35. Kiliyanni A.L., Sivaraman S. The perception-reality gap in financial literacy: evidence from the most literate state in India. International Review of Economics Education, 2016, vol. 23, pp. 47-64. URL: http://dx.doi. org/10.1016/j.iree.2016.07.001
Вопрос-ответ:
Почему важно формировать финансовую грамотность у школьников?
Формирование финансовой грамотности у школьников является важным условием успешной социализации. Оно позволяет школьникам развивать навыки планирования и управления финансами, принимать обоснованные решения в финансовых вопросах, понимать основные понятия и принципы работы с деньгами. Это помогает им стать самостоятельными и ответственными в области финансов.
Какими методами можно повысить уровень финансовой грамотности школьников?
Существует несколько методов и подходов, которые помогают повысить уровень финансовой грамотности школьников. Это включает в себя введение специальных уроков или курсов по финансовой грамотности в учебную программу, проведение практических занятий и тренингов, организацию финансовых игр и соревнований, создание школьных проектов, связанных с финансами и экономикой.
Какие основные характеристики финансовой грамотности школьников?
Основные характеристики финансовой грамотности школьников включают в себя умение планировать и управлять своими финансами, осознание стоимости и ценности денег, понимание основных финансовых понятий и терминов, умение принимать обоснованные решения в финансовых вопросах, навыки бюджетирования и ведения учета доходов и расходов, понимание финансовых рисков и умение их минимизировать.
Какую роль играет финансовая грамотность школьников в процессе их социализации?
Финансовая грамотность школьников играет важную роль в процессе их социализации. Она помогает им стать самостоятельными и ответственными в финансовых вопросах, развивает навыки планирования и управления деньгами, учит принимать обоснованные решения, осознавать свои финансовые потребности и цели. Это помогает им успешно адаптироваться в обществе и достигать личных финансовых целей.
Какие основные характеристики финансовой грамотности школьников?
Основные характеристики финансовой грамотности школьников включают понимание базовых понятий и принципов финансовой системы, умение планировать бюджет и управлять личными финансами, а также критическое мышление в отношении финансовых решений.
Какая роль финансовой грамотности в успешной социализации школьников?
Финансовая грамотность является важным условием успешной социализации школьников, поскольку она помогает развивать навыки управления финансами, позволяет принимать осознанные финансовые решения и избегать долговой нагрузки.
Какие особенности изучения финансовой грамотности школьников в рамках теории экономической социологии?
В рамках теории экономической социологии изучение финансовой грамотности школьников базируется на представлении общества как социальной системы, в которой финансовая грамотность является одним из важных социальных ресурсов. Такой подход позволяет изучать влияние социальных институтов и структур на формирование финансовой грамотности школьников.
Какими методами можно повысить уровень финансовой грамотности школьников?
Для повышения уровня финансовой грамотности школьников можно использовать различные методы, такие как внедрение специализированных уроков и программ по финансовому образованию, организация практических занятий по планированию бюджета и управлению личными финансами, проведение финансовых игр и тренингов.
Какими путями можно институализировать формирование финансовой грамотности школьников?
Формирование финансовой грамотности школьников можно институализировать путем введения специальных уроков по финансовому образованию в школьную программу, создания финансовых клубов и ассоциаций, участия в финансовых олимпиадах и конкурсах. Также важную роль играет активная поддержка и вовлечение родителей в процесс формирования финансовой грамотности.
Что такое финансовая грамотность школьников?
Финансовая грамотность школьников - это способность школьников управлять своими финансами, понимать основные финансовые концепции и принимать финансовые решения на основе знаний и навыков.
В чем заключаются основные характеристики финансовой грамотности школьников?
Основные характеристики финансовой грамотности школьников включают в себя понимание базовых финансовых понятий (доход, расход, бюджет и т.д.), умение составлять и контролировать личный бюджет, умение планировать и прогнозировать финансовые потоки, а также разумное отношение к деньгам и осознанное потребление.
Какие пути повышения уровня финансовой грамотности школьников на материальных МБОУ 3?
Для повышения уровня финансовой грамотности школьников на материальных МБОУ 3 можно использовать различные подходы. Например, введение специальных уроков по финансовой грамотности, организация практических занятий и тренингов, участие в проектах и конкурсах по финансовой грамотности, а также привлечение финансовых экспертов для проведения лекций и семинаров.