Фрагмент для ознакомления
Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.Например, речевая зарядка: Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? Вот так, вот так, весело шагали.Налетели комары, мы их отгоняли.Вот так, вот так, мы их отгоняли.Рассердились и потом шишки в них кидали,вот так, вот так, шишки в них кидали.Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,позабыли мы про шишки, и домой помчались.шагаем отгоняем руками комаровкидаем «шишки»побежали Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае используюем транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала предлагаем детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, используем моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, используют систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»Рисование голосом.Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках. Песенное творчество. В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями. Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.Работа над песней (ее условно можно разделить на несколько этапов)1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);пояснение непонятных слов;чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;разгадывание загадок, ребусов;вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.2 этап – разучивание песни.Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение даютя как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.Для того чтобы дети быстро запомнили песню можно помогать указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)Играем с детьми в «Подсказку»: руководитель поет песню с остановками и ждет, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагает отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращает внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях нужно больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.3 этап – исполнение песни.Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков. Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:дети любят петь,научились владеть своим голосом,понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностейза 4 года (2014-2015,2015-2016,2016-2017,2017-2018г.г.) показала следующие результаты:годвозрастНачало годаКонец года2014-2015МладшийВысокий – 0%Средний – 47% Низкий – 53%Высокий – 11%Средний – 45% Низкий – 44%2015-2016СреднийВысокий – 11% Средний – 56% Низкий – 32%Высокий – 26%Средний – 54%Низкий – 20%2016-2017СтаршийВ – 40%СР – 55%Н – 5%В – 43%СР – 52%Н – 5%2017-2018гПодготовительный Высокий – 38% Средний –57 % Низкий – 5%Высокий – 66% Средний – 33% Низкий – 1%ЗаключениеСочетание музыки и слова помогают детям выразить свои эмоции, чувства и переживания. На занятия по развитию певческих навыков дошкольники активно участвуют в исполнительской деятельности, что помогает им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не снизило интерес к ней, а, наоборот, повысило. Работа музыкального руководителя повышает интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а сама песня прочно вошла в жизнь детей.Дошкольники поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и ее смысл.Решающая роль в процессе развития вокальных навыков принадлежит преподавателю, который своим словом оценивает действия воспитанника, объясняет, корректирует, приводит пример верного звучания. И в результате у воспитанника вырабатываются и развиваются слуховые и мышечные ощущения. Подводя итоги работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.Список использованной литературы:Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 1996.Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. - М., 1989.Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. Ветлугиной. - М., 1972. Шацкая, В. Н. Музыкально- эстетическое воспитание юношества [Текст] / В. Н. Щацкая. - М. : Педагогика, 1975.Алимская, Л.Ф. Художественно - педагогическое общение учителя и учеников на уроках музыки в школе [Текст] / Л.Ф. Алимская // Образование на пороге нового тысячелетия : сб. науч. ст. - Балашов, 1999. - С. 9-10.Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой [Текст] / А. Артоболевская - М. : Сов. композитор, 1985.Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей [Текст] / М. Н. Баринова. - Л., 1961.Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст] / С.И. Бекина. - М. : Просвещение, 1984.Боякова, Е.В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников [Текст] / Е.В. Боякова. -М., 2000.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, А. М. Кенеман. - М.,1982.Вендрова, Т. Е. Пусть музыка звучит [Текст] / Т. Е. Вендрова. - М : Просвещение, 1990.Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Провещение, 1990.Вопросы музыкальной педагогики [Текст] : сб. ст. Вып. 2 / ред. - сост. В.И. Руденко. - М., 1980.Гейнрихс, И. Музыкальный слух и его развитие [Текст] / И. Гейнрихс. - М. : 1978.Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А. Л. Готсдинер. - М., 1993.Гродзенская, Н.Л. Слушание музыки в начальной школе (1-4 классы) [Текст] / Н.Н. Гродзенская. - М. : АПН РСФСР. - 1962.. Дзенушкайте, С.А. Наш дом [Текст] / С.А. Дзенушкайте. - М : Педагогика,1987.Дзержинская, Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст] / Л. Дзержинская. - М.,1985.Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988.Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / под. ред. В.И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1983.Дубровина, В.И. Руководство процессом музыкального воспитания [Текст] / В. И. Дубровина. - М., 1988.19. Жак-Далькрос, Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства [Текст] : лекции / Э. Жак-Далькрос. - М., 1922.Железнов, С. Развитие музыкальных способностей [Текст] / С. Железнов. - М. : Глянц, 1998.Зенатти, А. Музыкальное воспитание в современном мире [Текст] / А. Зенатти. - М., 1973.Зильберквит, М.А. Музыка и ты [Текст] / М. А. Зильберквит. - М. : Сов. композитор, 1987.Кабалевскиьй, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984.Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М., 1977.Кабалевский, Д. Про трех китов и про многое другое [Текст] / Д. Кабалевский. - М.: Детская литература, 1970.Кленов, А. Там, где музыка живет [Текст] / А. Кленов. - М. : Педагогика, 1986.Комисарова, Л. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / Л. Комиссарова, Э. Костина. - М. : Просвещение, 1986.Кононова, Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н. Кононова. - М. : Просвещение, 1982.Метлов, Н. Музыка детям [Текст] / Н. Метлова. - М., 1983.Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1982.ьМихайлов, М. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М. Михайлов. - Ярославль,ь1997.Музыка - детям [Текст] : сб. ст. Вып. 3 / сост. Л. Михеева. - Л. : Музыка, 1976.Музыка - детям [Текст] : сб. ст. Вып. 4 / сост. Л. Михеева. - Л.:Музыка, 1981.Музыка - детям [Текст] : сб. ст. Вып.1 / сост. Л. Михеева. - Л. : Музыка, 1970.Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под ред. О.П. Радыновой. - М. : Просвещение; Владос, 1985.Радынова, О. Слушаем музыку [Текст] / О. Радынова. - М., 1991.Материалы Интернет-ресурсов:1. www.cronao.ru/aktualnyj-pedagogicheskij-opyt/doshkolnoe-obrazovanie2. www.ipkrs.bsu.edu/sourse/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/kirichenko.pdf3. www.rudocs.exdat.com/docs/index-333705.html4. www.dslivenka6.gvarono.ru/metod/rubanova-oi/vokal_krujok-otchet.pdf5. www.festival.1september.ru/articles/604265/
Вопрос-ответ:
Какие вокальные навыки развиваются у дошкольников в процессе индивидуальных занятий?
В процессе индивидуальных занятий в дошкольных учреждениях развиваются основные вокальные навыки, такие как дыхание, речь, интонация, артикуляция, мелодичность и ритмичность пения.
Какое значение имеют вокальные навыки в музыкальной педагогике?
Вокальные навыки имеют важное значение в музыкальной педагогике, так как они позволяют развивать и формировать музыкальные способности, а также развивать коммуникативные и эмоциональные навыки у детей.
Что является основной проблемой развития вокальных навыков у дошкольников?
Одной из основных проблем развития вокальных навыков у дошкольников является недостаточное внимание к индивидуальным занятиям, которые помогают учиться правильно дышать, развивать музыкальные способности и общаться через музыку.
Какие методы можно использовать при развитии вокальных навыков у дошкольников?
При развитии вокальных навыков у дошкольников можно использовать различные методы, такие как вокальные упражнения, игры с ритмом и мелодией, индивидуальные занятия с педагогом, а также использование музыкальных инструментов.
Какие особенности индивидуальных занятий по развитию вокальных навыков у дошкольников?
Индивидуальные занятия по развитию вокальных навыков у дошкольников позволяют педагогу работать с каждым ребенком индивидуально, учитывая его особенности и потребности. Такие занятия создают благоприятную обстановку для развития голоса и объективного оценивания прогресса каждого ребенка.
Зачем развивать вокальные навыки у детей дошкольного возраста?
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста имеет множество положительных аспектов. Вокал позволяет развивать речь, артикуляцию, ритмическое чувство, слух и координацию движений. Кроме того, пение способствует эмоциональному и эстетическому развитию ребенка, улучшает его самовыражение и общение со сверстниками. Вокальные навыки могут быть полезными для детей в дальнейшем при изучении музыки или даже при выборе профессии.
Что такое вокальные навыки в музыкальной педагогике?
В музыкальной педагогике вокальные навыки относятся к умению петь, контролировать голос, правильно дышать и исполнять музыкальные произведения. Вокальные навыки включают в себя такие аспекты, как чистота и высота звука, дикция, выразительность и музыкальное фразирование. Развитие вокальных навыков помогает детям научиться правильно использовать свой голос и передавать эмоции через пение.
Почему индивидуальные занятия важны для развития вокальных навыков у дошкольников?
Индивидуальные занятия играют важную роль в развитии вокальных навыков у дошкольников. Во-первых, индивидуальные занятия позволяют педагогу сосредоточиться на конкретных особенностях каждого ребенка и работать над их улучшением. Во-вторых, индивидуальные занятия дают возможность развивать индивидуальные музыкальные способности и интересы ребенка. В-третьих, индивидуальные занятия обеспечивают необходимую концентрацию и вовлеченность ребенка в процесс обучения.
Какие могут быть теоретические основы развития вокальных навыков у дошкольников?
Теоретическими основами развития вокальных навыков у дошкольников являются понятия музыкальной педагогики и проблемы развития вокальных навыков.