Становление государства и государственного управления в Древней Руси

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 22 22 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 10.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1.Теории происхождения древнерусского государства 5
Глава 2.Социальная дифференциация у восточных славян 19
Глава 3.Государственный механизм Киевской Руси 21
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Особое внимание следует обратить на деятельность первых князей. В IX в. у восточных славян появляется государство. К концу IX в. по «Повести временных лет» прослеживается факт противостояния двух центров формирующейся русской государственности – Новгорода и Киева. Объединение началось с севера, когда в 882 г. (условно) князь Олег (вместе с малолетним сыном Рюрика) начал подчинение восточнославянских племен за пределами Новгорода, захватил Киев, сделал его столицей, объединив северных и южных славян. С этого времени считают существование Древнерусского государства, династии Рюриковичей. В 882 году по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути им были захвачены Смоленск и Любеч, там ему власть и удалось установить собственную власть и поставить на княжение своих людей. Далее Олегом с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов был захвачен Киев, правившие там Аскольд и Дир были убиты, а Киев объявлен столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»). Олегу также удалось покорить древлян, северян и радимичей, двумя последними союзами до этого уплачивалась дань хазарам. В результате победоносного похода на Византию состоялось заключение первых письменных договоров в 907 и 911 гг., предусматривавших льготные условия торговли для русских купцов (речь идет об отмене торговой пошлины, обеспечении починки судов, ночлеге), решения вопросов правового и военного характера. Племена радимичей, северян, древлян, кривичей должны были выплачивать дань. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 г. и правил до 945 г.Игорем были совершены военные походы на Византию. Первый, в 941 году, не принес положительных результатов. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился подписанием договора, подтвердившего многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, однако беспошлинная торговля была отменена. Около 962 года возмужавшим Святославом власть была принята. Сначала он подчинил вятичей (964). В 965 году Святославом был совершен поход на Хазарский каганат, взяты штурмом города Саркел, Семендер и столица Итиль. На месте города Саркела построена крепость Белая Вежа. Также Святославрм были осуществлены два похода в Болгарию. Святослава убили в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.Таким образом, по мере образования государства выстраивалась система взаимоотношений с населением, стала производиться продукция, собирались налоги, появляется институт военной службы. Самая первая форма господства и подчинения – это дань полюдье. По мере того, как развивалось крупное землевладение и укреплялось государство, происходили изменения и форм эксплуатации, их дифференциация — в одних случаях дань становилась податью, взимаемой в пользу князя, государства; в других — феодальной рентой, выплачиваемой феодалу. В X веке в Киевской Руси происходит усиление феодализации. Это проявилось в том, что племенные вожди и старейшины начали наступать на общинные земли. Поэтому в Киевской Руси осуществлялся интенсивный процесс формирования частной собственности на землю («обояривание» земель).Впериод Киевской Руси земледелие, давно уже ставшее у восточных славян главной отраслью хозяйства, начинает стремительно продвигаться вперед. В эпоху Киевской Руси достигает своего расцвета ремесленное производство.Естественный результат развития торговли заключался в возникновении денежной системы.Таким образом, российская государственность в эпоху первых киевских князей развивалась от установления даннической зависимости до утверждения киевской власти на местах посредством назначения туда наместников, формирования новой общности, основанной на территориально-общинных принципах. Период правления первых Киевских князей историки условно обозначают с IX по конец X века. Первый киевский князь - Олег (862-912 г.г.). Вопрос относительно его происхождения является дискуссионным: согласно позиции некоторых историков, он был родственником могучего Рюрика, однако есть мнение о том, что Олег был предводителем дружины. Пока еще Игорь не достиг взрослого возраста, Олег выполнял функции правителя. И все же, именно Олегом было осуществлено объединение крупнейших городов Руси – Новгорода и Киева. Эта дата в отечественной истории рассматривается как начало Древнерусского государства. От своего предшественника князя Рюрика Олег отличается тем, что придал Новгороду статус основного города, во многом по причине торговых и экономических связей. Но столицей был Киев, соответственно, именно поэтому государство называлось Киевской Русью. Внутренняя политика князя носила весьма последовательный характер: в основном Олег боролся за то, чтобы присоединить другие племена восточных славян к молодому государству, причем в этом деле он весьма преуспел: состав Руси пополнился крупными племенами северян, вятичей, кривичей, радимичей и др. В тот период в качестве главного противника Руси выступили печенеги – степные племена, которые отличались большой воинственностью. Олегу удалось добиться усиления границ Руси, отразить натиск печенегов. Таким образом, в историю Олег вошел как весьма успешный во внешней политике правитель Киевской Руси. Игорь был сыном Рюрика (хотя и этот факт ставится под сомнение некоторыми историками). Период его правления: 912 по 945 год. Изначально Игорь был наместником в Киеве, пока власть была в руках князя Олега. В период правления этого киевского князя не были достигнуты какие-то яркие успехи. Внутренняя политика была основана на удержании племен в составе Руси силой и усилении княжеской власти. Однако многие племена отказывались от уплаты дани. Основным политическим инструментом князя Игоря была сила, именно ее он и использовал для покорения племен. Причиной гибели князя стал древлянский сепаратизм: древляне были недовольны своим положением и приняли решение взбунтоваться против княжеской власти. В ответ на это Игорь решил обложить их данью, что в итоге и привело к его гибели: древляне жестоко расправились с князем и его дружиной, когда последние возвращались, чтобы взять дань во второй раз. Жена князя Игоря Ольга Мудрая (945-960 г.г.) провела первую реформу налоговой системы на Руси. Внутренняя политика Ольги привела к тому, что появились места для сбора дани (погосты) и был установлен фиксированный размер дани (уроки). Это привело к стабилизации финансовой системы государства.Важное направление политики княгини - месть племени древлянам за смерть своего мужа и непослушание. И княгине Ольге удалось добиться усмирения древлян. Ольга использовала для достижения своих целей жестокие методы: физически уничтожала древлян: на пиру, в бане и, конечно же, широко известный случай с привлечением птиц, которые сожгли сотни древлян. Ольга самостоятельно возглавила оборону от печенегов, не дав степному племени покорить Русь. Кроме того, княгиня приняла христианство, что справедливо рассматривается как начало христианизации Руси, по крайней мере именно при Ольге начинается процесс проникновения христианства и христианских идей на Руси. Святослав Игоревич (960-972) был поистине выдающимся киевским князем. Однако относительно его внутренней политики известно немногое, поскольку на протяжении большей части времени Святослав находился в военных походах, где им были достигнуты поистине большие успехи. Однако можно выделить и такие достижения: так, Святослав продолжил начатую его предшественниками линию по укреплению обороноспособности Руси, сделав границы более безопасными. Также Святослав, мечтая о могуществе Древнерусского государства, стремился превратить Русь в империю. Киевскому князю удалось разгромить Хазарский каганат (который, кстати, перестал существовать после этого) и Волжскую Булгарию. Историки полагают, что если бы у него было больше ресурсов, то эти территории вполне могли контролироваться Русью и далее. Однако Святослав оставил разгромленные земли и решил напасть на Византию. Но война с Византией не увенчалась успехом.Относительно внешней политики первых князей можно сказать, что она была направлена на борьбу со Степью, степными народами. В целом, первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IХ-ХVI вв.). В нем можно говорить о выделении двух этапов – киевского и московского. Как полагают историки, прародина славян в расцвет бронзового века (середина II тысячелетия до н.э.) представлена Центральной и Восточной Европой. Отсчет истории восточных славян и русского этноса как славянской ветви следует начинать с I тысячелетия до н.э. Именно тогда славянские племена Среднего Поднепровья вступили в борьбу за собственную независимость, занимались строительством крепостей, впервые столкнулись с киммерийцами. Кроме того, первичные формы славянского героического эпоса начали зарождаться именно в вышеуказанный период. ЗаключениеИтак, основной теорией происхождения государственности в Древней Руси является норманнская теория,которая основана на том, что на Русь государственность была привнесена извне, тогда как славянские народы находились на низкой ступени развития. Однако исторические факты, исследования говорят об ограниченности и радикальности норманнской теории.Итак, первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. Огромное влияние на развитие восточных славян оказали соседи. Особое значение для истории Древней Руси имела борьба Руси со степью. Постоянная угроза со стороны кочевников, Хазарского каганата способствовала тому, что славяне начали объединяться в племенные союзы, чтобы более эффективно защищаться. В этих условиях происходило становление государственности, общественного строя восточных славян. В VII - IX вв. восточные славяне переживали процесс разложения родо-племенного строя: родовая община трансформировалась в соседскую. Соседская община была основана не на кровности родства, а на территориальной близости проживания. Это способствовало формированию института частной собственности. Однако на данном этапе еще невозможно говорить о сильно выраженном неравенствеДалее начинается процесс выделения родоплеменной знати – вождей, князей, старейшин. Соответственно, они стали окружать себя дружиной. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности, формированию более сложной общественной организации.Образование Древнерусского государства – это закономерный исторический процесс, обусловленный ходом предшествующего развития основ государственности у восточных славян. Важно выделить социально-политические предпосылки его образования, а именно, речь идет об усложнении внутриплеменных отношений, формировании межплеменных союзов. Список литературыАнохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси . [электронный текстовый документ] //http://janaberestova.narod.ru/anohin.htm[дата обращения: 08.05.2019].Белозеров Б. П. Философия права [Электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Б. П. Белозеров, А. О. Вербовой, М. Э. Жаркой; С.-Петерб. ун-т упр. и экон.. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2011.Георгиева Т.С. История русской культуры. – М.: Юрайт, 2008. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2008. Иконникова Г.И. Философия права: учебник для вузов / Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. — Москва: Юрайт, 2010. — 351 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9916-0809-1История России: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Орлова. – М., 2003. [электронный текстовый документ] //www.gumer.info [дата обращения: 08.05.2019].История мировой экономики./Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2002. С. 111-112.Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб.: Евразия, 2009.Николаев Д. С. Легенда о призвании варягов и проблема легитимности власти в раннесредневековой историографии // Именослов: история языка, история культуры / Отв. ред. Ф. Б. Успенский. — М., 2011. — С. 183—198.Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв. [электронный текстовый документ] // http://www.rusarch.ru/kuchkin2.htm [дата обращения: 08.05.2019].Табейкина Е.К. Концепция «норманнизма» и ее критика. [электронный текстовый документ]// www.na-journal.ru/1-2015-gumanitarnye-nauki/551-koncepcija-normanizma-i-ee-kritika [дата обращения: 08.05.2019].Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. // Вопросы языкознания, 1982, № 4 — 5. Философия права. Курс лекций. В 2-х тт. [Электронный ресурс] : . — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014.Формозов А.А. К спорам о Ломоносове-историке. // А. А. Формозов. Классики русской литературы и историческая наука. М., Гриф и К, 2012. С. 25-49Хачатуров Р.Л. Несостоятельность норманской теории происхождения древнерусского права.[электронный текстовый документ]// http://naukarus.com/nesostoyatelnost-normanskoy-teorii-proishozhdeniya-drevnerusskogo-prava [дата обращения: 08.05.2019].Язычество и Древняя Русь / Е.А. Аничков. – М.: Изд-во Индрик, 2008.


1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси . [электронный текстовый документ] //http://janaberestova.narod.ru/anohin.htm [дата обращения: 08.05.2019].
2. Белозеров Б. П. Философия права [Электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Б. П. Белозеров, А. О. Вербовой, М. Э. Жаркой; С.-Петерб. ун-т упр. и экон.. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2011.
3. Георгиева Т.С. История русской культуры. – М.: Юрайт, 2008.
4. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2008.
5. Иконникова Г.И. Философия права: учебник для вузов / Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. — Москва: Юрайт, 2010. — 351 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9916-0809-1
6. История России: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Орлова. – М., 2003. [электронный текстовый документ] //www.gumer.info [дата обращения: 08.05.2019].
7. История мировой экономики./Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2002. С. 111-112.
8. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб.: Евразия, 2009.
9. Николаев Д. С. Легенда о призвании варягов и проблема легитимности власти в раннесредневековой историографии // Именослов: история языка, история культуры / Отв. ред. Ф. Б. Успенский. — М., 2011. — С. 183—198.
10. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв. [электронный текстовый документ] // http://www.rusarch.ru/kuchkin2.htm [дата обращения: 08.05.2019].
11. Табейкина Е.К. Концепция «норманнизма» и ее критика. [электронный текстовый документ]// www.na-journal.ru/1-2015-gumanitarnye-nauki/551-koncepcija-normanizma-i-ee-kritika [дата обращения: 08.05.2019].
12. Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. // Вопросы языкознания, 1982, № 4 — 5.
13. Философия права. Курс лекций. В 2-х тт. [Электронный ресурс] : . — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014.
14. Формозов А.А. К спорам о Ломоносове-историке. // А. А. Формозов. Классики русской литературы и историческая наука. М., Гриф и К, 2012. С. 25-49
15. Хачатуров Р.Л. Несостоятельность норманской теории происхождения древнерусского права.[электронный текстовый документ]// http://naukarus.com/nesostoyatelnost-normanskoy-teorii-proishozhdeniya-drevnerusskogo-prava [дата обращения: 08.05.2019].
16. Язычество и Древняя Русь / Е.А. Аничков. – М.: Изд-во Индрик, 2008.

Вопрос-ответ:

Какой механизм развития государства и государственного управления изучается в статье?

Статья изучает становление государства и государственного управления в Древней Руси.

Какие теории происхождения древнерусского государства рассматривает статья?

Статья рассматривает различные теории происхождения древнерусского государства в своей первой главе.

Как проявлялась социальная дифференциация у восточных славян, согласно статье?

Статья описывает проявление социальной дифференциации у восточных славян в своей второй главе.

Какой механизм был в государственном управлении Киевской Руси?

Статья рассматривает государственный механизм Киевской Руси в своей третьей главе.

Какие полномочия и права имел князь Киевский?

Князь Киевский имел право принимать новые законы, изменять старые, собирать налоги с населения, взимать судебные сборы и уголовные штрафы, а также иметь влияние на церковные дела, согласно статье.

Какое государственное устройство было в Древней Руси?

В Древней Руси существовало княжеское государство, в котором высшей властью обладал князь.

Какие функции выполнял князь в Древней Руси?

Князь имел право принимать новые законы и изменять старые, собирать налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Он также влиял на церковные дела.

Что такое боярский совет в Киевской Руси?

Боярский совет был органом государственного управления в Киевской Руси. Он состоял из князя и высшей знати (бояр) и принимал решения по важным вопросам государственной политики.

Какие формы социальной дифференциации были у восточных славян?

У восточных славян была развита земледельческая и крестьянская община, возникли различные сословия, такие как княжеская, боярская и купеческая знать.