методика проведения уроков
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 10.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Методика проведения уроков "Чтения" в школе для детей с интеллектуальными нарушениями 5
2. Реализация коррекционной направленности работы на уроках чтения 9
Заключение 14
Список литературы 15
На первых порах обучения, пока сам процесс систематической работы является для детей довольно трудным, а недостаточное развитие мышления затрудняет процесс установления логических связей между воспринимаемыми объектами, больше всего приходится пользоваться предметными картинками. Использовать предметные картинки можно в упражнениях, содержащих такие задания, как анализ данного предмета, сравнение его с аналогичным предметом. Постепенно вводятся и более сложные картинки «Зимние забавы», пейзажи различных времён года.
При беседе по картинам времён года учитель может ставить вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Какое небо?
- Чем покрыта земля?
- Какие деревья?
- Что можно сказать о солнце?
- Каких цветов больше всего (белого, жёлтого, зелёного, пёстрого)?
- Чем можно заниматься в это время года (купаться, загорать и т.д.)?
Далее даются примерные задания:
а) Составление предложений о природе.
б) Составление небольшого рассказа по опорным словам, словосочетаниям, выражениям.
в) Работа над образностью речи: красочные выражения, сравнения.
Дан словарь: Зима - пушистый, серебристый снег; сверкающий иней; прозрачный воздух; голый, холодный лес; трескучий мороз; ледяной ветер. Осень – золотые, осенние дни; высокое, ясное небо; моросящий дождь; перелётные птицы; увядшая, пожелтевшая травка. Весна – мокрый, серый снег; проталина; весёлые ручьи; тёплый ветер; ласковое солнце; голубое небо; сосульки. Лето – знойное лето; жара; горячее солнце; длинные дни; пёстрые луга; зелёный лес. [10]
Кроме этого, необходимо использовать образные выражения из прочитанных стихотворений и рассказов по этой теме («лес оденется листвою», «небесная лазурь», «звенит капель», «мороз косматый», «листья сыплются дождём»). На обобщающих уроках по темам нужно шире использовать работу с картиной, пословицами, загадками.
Загадки: Что за звёздочки такие
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (снежинки) [4]
В заключении отметим, что уроки при использовании технологии системно-деятельностного подхода стали намного интереснее. Дети на таких уроках раскрываются с разных сторон, проходят занятия легко, учащиеся не утомляются, а напротив, им интересно получать новые знания или закреплять ранее изученное.
Заключение
В результате анализа литературных источников можно сделать следующие выводы.
Устные высказывания умственно отсталых школьников страдают схематичностью. К смысловым ошибкам, присущим нашим воспитанникам следует отнести также пропуски существенных моментов и замену их несущественными, включение деталей, не имеющих прямого отношения к теме высказываний, нарушение логической последовательности изложения. Принимая во внимание отличительные особенности речевой деятельности умственно отсталых школьников, следует предъявить к практическим упражнениям по развитию речи следующие требования:
1. Необходимо создавать соответствующие условия для того, чтобы у учащихся возникла потребность пользоваться речью. Это более успешно достигается в тех случаях, когда процессы речевой деятельности связываются с процессами наблюдения реальной действительности или практической деятельности учащихся.
2. Следует иметь в виду, что умственно отсталые школьники с трудом воспринимают содержание картин, как изображение реального жизненного факта. Причина этого кроется в том, что изображение на картине, каким бы оно не было красочным, обеднено по сравнению с реальной действительностью. Так отсутствуют звуки, запахи, а главное реально развивающиеся действия.
Система вопросов, посредством которых учитель руководит работой учащихся, должна быть направлена на то, чтобы помочь им выделить основные моменты, учесть необходимые детали и возможно отчётливее понять сюжет в целом.
Список литературы
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2001
Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 2012
Закрепина А. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь // Дошкольное воспитание, 2012 г., № 1., С. 57
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2013
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 2009
Логинова В.В. Роль дидактической игры в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018
Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. - М, 2002
Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М., 2000
Эпли, Николас Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди / Николас Эпли. - М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2015. - 256 c.
42
13
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2001
3. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 2012
4. Закрепина А. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь // Дошкольное воспитание, 2012 г., № 1., С. 57
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2013
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 2009
7. Логинова В.В. Роль дидактической игры в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018
8. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013
9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. - М, 2002
10. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М., 2000
11. Эпли, Николас Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди / Николас Эпли. - М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2015. - 256 c.