Взаимосвязь тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 10.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности и школьной мотивации у младших школьников 5
1.1. Проблема тревожности младших школьников 5
1.2. Особенности школьной мотивации в младшем школьном возрасте 11
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 21
Заключение 31
Список литературы 33
Нормальный, адекватный уровень тревожности наблюдается по шкалам несоответствия ожиданиям окружающих и физиологической сопротивляемости стрессу.Соотношение учащихся с разным уровнем школьной тревожности отражено на рисунке 2.Рис. 2. Соотношение учащихся с разным уровнем школьной тревожности.Судя по результатам, большинство детей имеют несколько повышенный (40%) или высокий (32,5%) уровень тревожности в школе. Эти дети испытывают негативные, тревожащие эмоции в отношении школьной жизни, в основном это – переживания взаимоотношений со сверстниками и страх ситуаций оценки знаний. Более четверти группы школьников (27,5%) не имеют школьной тревожности.Таким образом, характерными тревожащими факторами у младших школьников являются взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми в школе, ситуации проверки знаний, ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,фрустрация потребности в достижении успеха. Результатыопределения школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты определения школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой№Баллы Уровень №Баллы Уровень118Внешняя мотивация2128Высокий216Внешняя мотивация2224Средний317Внешняя мотивация2316Внешняя мотивация427Высокий2417Внешняя мотивация512Низкий2529Высокий624Средний2614Низкий728Высокий2713Низкий826Высокий2814Низкий928Высокий2927Высокий1019Внешняя мотивация3023Средний1120Средний3125Высокий1212Низкий3227Высокий1315Внешняя мотивация3326Высокий1428Высокий3423Средний1521Средний3521Средний1612Низкий3619Внешняя мотивация1729Высокий3727Высокий1827Высокий3824Средний1923Средний3911Низкий2023Средний4024СреднийСреднее значение, М21,4Стандартное отклонение, σ4,9Результаты диагностики показали, что в целом у младших школьников нормальная мотивация к обучению, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.Соотношение учащихся с разным уровнем школьной мотивации отражено на рисунке 3.Рис. 3. Соотношение учащихся с разным уровнем школьной мотивации.Судя по результатам, большинство детей (35%) имеют высокий уровень школьной мотивации, у них сформировано отношение к себе как к школьнику, отмечается высокая учебная активность. 27,5% учащихся имеют средний нормальный уровень школьной мотивации. 20% детей имеют внешнюю мотивацию, у них отмечается положительное отношение к учебной деятельности, но более сильными являются внешние мотивы учения, которые связаны с потребностями ребёнка в общении со сверстниками, с учителями, в их оценке и одобрении, с желанием занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений, но не с самим учебным процессом. У 17,5% школьников отношение к себе как к школьнику не сформировано.Результаты по методикам«Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»(Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты по методике определения направленности на приобретение знаний и на отметку№Направленность на знания Направленность на отметку№Направленность на знанияНаправленность на отметку14721511236226735723374952467567257116682648759276881072825987291061065304611573164124732871356336111411634451561035510163736261748377618583865194839462051040711Среднее значение, М5,67,3Стандартное отклонение, σ1,61,3Результаты диагностики показали, что в среднем у младших школьников средний уровень направленности на приобретение знаний.Чаще всего школьники отмечают, что для них учеба – это познание нового, отметки зависят от тщательности подготовки к уроку, они легко включаются в учебу после каникул, интересуются новыми учебниками, однако отмечают, что их желание готовить домашнее задание зависит от того, выставляют ли за него отметки. Только у 9 человек (22,5%) отмечается высокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний.У младших школьников высокий уровень направленности на отметку.Их существенно беспокоят оценки за успеваемость. У 25 человек (62,5%) отмечается высокая степень выраженности мотивации на отметку.По результатам двух тестов были выделены группы детей: 1) с высоким уровнем направленности на знания и на отметку; 2) с доминирующей направленностью на знания;3) с доминирующей направленностью на отметку;4) с низким уровнем направленности на знания и на отметку. Соотношение учащихся с различной направленностью отражено на рисунке 4.Рис. 4. Соотношение учащихся с различной направленностью учения.Соотносительные результаты показали, большинство учащихся (50%) имеет доминирующую направленность учебной деятельности на отметку. Для них не так важны знания, сколько получение хорошей оценки и избегание плохой оценки. Им не интересно учиться и отвечать без оценок.Четверть группы испытуемых школьников имеют низкий уровень направленности и на знания и на отметку. Их мало интересуют полученные знания и оценка своей учебной деятельности.15% школьников имеют высокий уровень направленности и на знания и на отметку. Они заинтересованы в получении знаний, а также в получении оценок за учебную деятельность.10% учащихся имеют доминирующую направленность учебной деятельности на знания. Для них важно получение знаний, независимо от того, будут ли они оценены.Таким образом, даже к концу младшего школьного возраста ведущим мотивом учения для школьников является отметка. Для проверки взаимосвязи успеваемости, школьной мотивации с различными компонентами школьной тревожности был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализаПараметры Школьная мотивацияНаправленность на знанияНаправленность на отметкуОбщий уровень школьной тревожности-0,64-0,41-0,09Переживание социального стресса-0,26-0,14-0,20Фрустрация потребности в достижении-0,07-0,08-0,11Страх самовыражения-0,47-0,25-0,06Страх ситуации проверки знаний-0,48-0,310,34Страх не соответствовать ожиданиям -0,64-0,47-0,27Низкая сопротивляемость стрессу-0,29-0,270,11Проблемы в отношениях с учителями-0,59-0,420,02Значимые взаимосвязи представлены в корреляционной плеяде на рисунке5.Общий уровень тревожности отрицательно взаимосвязан с учебной мотивацией (r=-0,64; р˂0,01) и направленностью на знания (r=-0,41; р˂0,01). То есть, чем больше выражена у младших школьников школьная тревожность, тем меньше они направлены на получение знаний и тем хуже их отношение к школе и учебному процессу.Страх ситуации проверки знанийСтрах самовыраженияОбщий уровень школьной тревожностиСтрах не соответствовать ожиданиям окружающихПроблемы и страхи в отношениях с учителями- сильная отрицательная взаимосвязь (р<0,01);- слабая положительная взаимосвязь (р<0,05).Рис. 5. Корреляционная плеяда.Страх самовыражения отрицательно взаимосвязан с учебной мотивацией (r=-0,47; р˂0,01). То есть, чем больше у младших школьников выражен страх самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, тем хуже их отношение к школе и учебному процессу.Страх ситуации проверки знаний отрицательно взаимосвязан с учебной мотивацией (r=-0,48; р˂0,01) и положительно взаимосвязан с направленностью на отметку (r=0,34; р˂0,05). То есть, чем больше у младших школьников выражена тревогиа в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей, тем выше их направленность на получение хорошей отметки и тем хуже их отношение к школе и учебному процессу. В свою очередь сильная направленность на положительное оценивание усугубляют тревогу и страх перед проверкой знаний.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих отрицательно взаимосвязан с учебной мотивацией (r=-0,64; р˂0,01) и направленностью на знания (r=-0,47; р˂0,01). То есть, чем больше выражена у младших школьников тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, тем меньше они направлены на получение знаний, тем хуже их отношение к школе и учебному процессу.Проблемы и страхи в отношениях с учителями отрицательно взаимосвязаны с учебной мотивацией (r=-0,59; р˂0,01) и направленностью на знания (r=-0,42; р˂0,01). То есть, чем хуже отношения у младших школьников с учителями, тем меньше они направлены на получение знаний и тем хуже их отношение к школе и учебному процессу.Таким образом, тревожность у младших школьников существенно снижает мотивацию учебной деятельности, направленность на получение знаний, саму потребность в познании. Направленность детей на отметку существенно повышает уровень страха и тревоги при проверки знаний. Поэтому тревожному ребенку следует предложить помощь: спросить есть ли какие-то затруднения в предметах или ребенок чего-то не понимает в устройстве школы, есть трудности с одноклассниками. Можно предложить при сохранении конфиденциальности поговорить о затруднениях, которые испытывает школьник. Родители могут помочь, укрепляя у ребенка веру в себя, предлагая различные способы вместе провести время, придумывать и предлагать ребенку занятия, которые могут наполнять его силами и уверенностью. Иногда, чтобы успокоиться помогают простые занятия — это может быть любой спорт, в котором ребенок успешен, творческие занятия: рисование, конструирование, моделирование или же просто прогулки с собакой, которые нравятся ребенку.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с целью изучения взаимосвязи тревожности ишкольной мотивации у детей 2-3 класса.В ходе теоретического изучения проблемы было подчеркнуто, что младший школьный возрасттревожность трактуется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность развивается с раннего детства, у младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения. У младших школьниковтревожность возникает вследствие нарушенных отношений с родителями и ситуаций в школе. Школьная тревожность выражается в негативных переживаниях у детей, связанных со школой, которые в неблагоприятных условиях могут перерасти в более серьезную форму – невроз, фобии, психосоматические расстройства.Тревожность может быть фактором, который тонизирует деятельность учащегося, дает возможность преодолевать жизненные препятствия, барьеры. Однако интенсивность тревожности не должна превышать индивидуального порога, после которого она начинает оказывать дезорганизующее влияние на учебную мотивацию.В результате эмпирического исследования выяснилось, что в среднем по группе учащихся уровень школьной тревожности выше среднего. Характерными тревожащими факторами у младших школьников являются взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми в школе, ситуации проверки знаний, ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,фрустрация потребности в достижении успеха. В целом у младших школьников нормальная мотивация к обучению, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.Большинство учащихся имеет доминирующую направленность учебной деятельности на отметку. Четверть группы испытуемых школьников имеют низкий уровень направленности и на знания и на отметку. Их мало интересуют полученные знания и оценка своей учебной деятельности. Только 15% школьников имеют высокий уровень направленности и на знания и на отметку. Они заинтересованы в получении знаний, а также в получении оценок за учебную деятельность. У 10% учащихся доминирующая направленность учебной деятельности на знания. Для них важно получение знаний, независимо от того, будут ли они оценены. То есть даже к концу младшего школьного возраста ведущим мотивом учения для школьников является отметка. Результаты корреляционного анализа показали, что школьная тревожность существенно снижает мотивацию учебной деятельности и направленность на получение знаний. Направленность детей на отметку существенно повышает уровень страха и тревоги при проверки знаний. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: высокий уровень тревожности отрицательно влияет на уровеньразвития учебной мотивации младших школьников.Список литературыАбульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. №1. - С. 32 - 41.Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256с.Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972.-С. 7-44.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: АСТ, 2001. – 800 с.Захаров И.А. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – Вып. 5 (83).Кузнецов Д.А. Демобилизующая тревожность // Школьный психолог, изд-во «Первое сентября», 2005. - №2. - С.17 – 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2015. – 352 с.Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 32с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 456с.Половникова Н. А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников// Учёные записки. - 2012.-277с.Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192с.Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. - Москва: Питер, 2016. - 286 с.Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Знание, 2009. – 116 с.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия.Социология.Психология.Педагогика. – 2013.Вып.2 - С. 43 – 52. Скороходова Н. Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием [Текст] / Н. Ю. Скороходова // Народное образование, 2006, № 4. – С. 193-203.Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников // Психология развивающейся личности. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 3-е изд,, перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация "Логос", 2012. – 320с.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. - СПб: Иматон, 1999.
1. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. №1. - С. 32 - 41.
2. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256с.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.
4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972.-С. 7-44.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: АСТ, 2001. – 800 с.
7. Захаров И.А. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
8. Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – Вып. 5 (83).
9. Кузнецов Д.А. Демобилизующая тревожность // Школьный психолог, изд-во «Первое сентября», 2005. - №2. - С.17 – 20.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2015. – 352 с.
11. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 32с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 456с.
13. Половникова Н. А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников // Учёные записки. - 2012. - 277с.
14. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
15. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192с.
16. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
17. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
18. Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. - Москва: Питер, 2016. - 286 с.
19. Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Знание, 2009. – 116 с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
21. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. Вып. 2 - С. 43 – 52.
22. Скороходова Н. Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием [Текст] / Н. Ю. Скороходова // Народное образование, 2006, № 4. – С. 193-203.
23. Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников // Психология развивающейся личности. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.
24. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 3-е изд,, перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация "Логос", 2012. – 320с.
25. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. - СПб: Иматон, 1999.
Вопрос-ответ:
Какие особенности мотивации у детей младшего школьного возраста?
Особенности школьной мотивации в младшем школьном возрасте включают высокую значимость внешних стимулов, подверженность следованию правилам и ожиданиям со стороны учителей и родителей, сильное желание соответствовать общепринятым нормам поведения в классе.
Какова проблема тревожности у младших школьников?
Проблема тревожности у младших школьников заключается в их предрасположенности к чувству беспокойства и волнения, которое может возникать из-за разных факторов, таких как новая социальная среда, требования учебы, ожидания родителей и окружающих.
Как связаны тревожность и школьная мотивация у детей 2-3 класса?
Взаимосвязь тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса заключается в том, что тревожность может повлиять на мотивацию ребенка в обучении. Высокий уровень тревожности может снизить интерес к учебе, возникнуть страх неудачи и препятствовать развитию полноценной мотивации.
Как организовано исследование взаимосвязи тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса?
Для исследования взаимосвязи тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса была проведена анкетная работа с участниками исследования. Они отвечали на вопросы, касающиеся уровня тревожности и мотивации при обучении.
Каковы результаты исследования взаимосвязи тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса?
Результаты исследования показали, что существует отрицательная взаимосвязь между уровнем тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса. То есть, чем выше уровень тревожности, тем ниже мотивация к учебе у детей данного возраста.
Какие особенности тревожности у младших школьников?
У младших школьников особенности тревожности могут проявляться в виде беспокойства, напряженности, страхов, сниженной самооценки, слабой уверенности в себе, а также физических проявлений, таких как плохой сон, головные боли, бессонница и др.
Какие особенности школьной мотивации у младших школьников?
У младших школьников особенности школьной мотивации могут проявляться в виде интереса к учебе, стремления к достижению успеха, удовлетворенности учебным процессом, а также в виде низкой мотивации, дезинтереса к учебе, страха неудачи и т.д.
Как организовано исследование взаимосвязи тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса?
Исследование проводилось среди детей 2-3 классов. Были использованы специальные методы и инструменты для измерения уровня тревожности и уровня школьной мотивации у детей. Результаты этих измерений были сводны и проанализированы для выявления взаимосвязи между тревожностью и школьной мотивацией.
Каковы результаты исследования взаимосвязи тревожности и школьной мотивации у детей 2-3 класса?
Результаты исследования показали, что существует взаимосвязь между тревожностью и школьной мотивацией у детей 2-3 классов. Было обнаружено, что дети с высоким уровнем тревожности имеют низкую школьную мотивацию, а дети с низким уровнем тревожности имеют высокую школьную мотивацию.
Где можно найти больше информации по данной теме?
Дополнительную информацию по данной теме можно найти в списке литературы, который представлен в конце статьи.
Какая связь между тревожностью и школьной мотивацией у детей младшего школьного возраста?
Тревожность может оказывать отрицательное влияние на школьную мотивацию у детей младшего школьного возраста. Дети, которые испытывают высокую тревожность, могут быть менее заинтересованы в учебе, не проявлять активности и мотивации к учебным заданиям. Тревожность может также снижать уровень концентрации и внимания у детей, что также негативно сказывается на их школьной мотивации.
Какие особенности школьной мотивации у детей младшего школьного возраста?
Школьная мотивация у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Дети в этом возрасте осознают важность получения образования и начинают стремиться к достижению успеха в учебе. Однако, их мотивация может быть связана не только с желанием учиться, но и с привлекательностью учебных заданий, вознаграждениями и похвалой со стороны учителя. Кроме того, дети младшего школьного возраста могут испытывать больший интерес к социальным аспектам учебы, таким как общение с другими детьми.