Образ города: визуальная культура и урбанистика
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 11.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Город как предмет культурологии и урбанистики 7
1.1 Концепт «город» в координатах истории 7
1.2 Город как социальное пространство 13
2 Париж как культурная столица 19
2.1 Париж – город культуры и интеллигенции 19
2.2 Место русской культуры в общественной жизни Парижа 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Экзотичные амфитеатры парка современной скульптуры на левом берегу Сены образуют зону социальной привлекательности, игры.Культурную жизнь Парижа можно представить в качестве совокупности формирующихся институциализированных и неинституциализированных форм, цель которых состоит в осуществлении производства, сохранения и воспроизведения форм художественного освоения действительности, как на личностном уровне, так и на уровне города. Поэтому сюда могут быть отнесены не только произведения искусства, выступающих носителями ценностей, но и все художественные элементы, созданные в городе. То есть, «парижский миф» – это культурное пространство, «событие» (М. Бахтин), соединяющее прошлое и настоящее, экстраполирующее будущее. «Парижский миф» способствует пониманию города как формы, «ограды, крепости, помогающих выстоять перед Пустыней, Степью, Лесом»; как город – Космос, который «противостоит Хаосу, очеловеченное пространство, антропологически оформленное бытие, человеческое измерение космоса. Город – граница, отделяющая культуру от варварства, жизнь от смерти, бытие от небытия». Исходя из этого, Париж может пониматься в качестве некоего семиотического пространства, наполненного смыслами, знаками и символами, раскрывающие со-бытийность его культурного пространства, его диалогичность. Париж – это центр, способствующий развитию человеческой цивилизации, формирующий образ жизни; это – сложная, многофункциональная, поликультурная система, информационный транслятор в контексте диалогичности культур; образ и архетип; культурный текст; концепт.2.2 Место русской культуры в общественной жизни ПарижаСовременные научные исследования содержат многочисленные сведения о роли российской интеллигенции в интеграционных процессах формирования культурного пространства Парижа: адаптируясь в чуждых социально-экономических и правовых условиях, русская эмиграция «добилась огромных достижений в условиях науки и культуры, которые сегодня совершенно справедливо воспринимаются в качестве международного достояния». Можно с абсолютной уверенностью утверждать о том, что культурно-историческое наследие наших соотечественников во Франции, развивающееся на протяжении последних трех столетий, по своей образной символичности, значимости для российско-французского диалога культур, мировой культуры, в целом, представляет собой совершенно уникальное явление. Проблемы территориально-поселенческого аспекта русской эмиграции в Париже связны с вопросами в области urban studies, с новыми идеямиизучения городского пространства. Так, на основе произведений мемуаристики русской литературной эмиграции «первой волны», а также воспоминаний русской интеллигенции, проживающей в Париже в рассматриваемый период, а также с привлечением концепции «ментальных карт» К. Линча, С. Милграмма, становится возможным представить ментальную репрезентацию Парижа (социальную карту мнений), в частности, в форме имплицитных оценок, мнений,словесных высказываний. «Социальная карта мнений» способна демонстрировать «коды» городского пространства, в результате чего собирательный образ Парижа на их основе предполагает совокупность восприятия объектов города (в данной работе не целесообразно рассматривать графическое отображение города на карте). Обобщенный анализ изображения «парижского текста» у русской интеллигенции рассматриваемого периода содержит как когнитивные, так эмоциональные и интуитивные компоненты, имеющие статус коллективных представлений, символически сочетающих верования и знания, культивируемые и распространяемые благодаря культуре. Париж воспринимался и интерпретировался русскими на основе собственного менталитета, духовных констант, ассоциаций. Это позволяло репрезентировать столицу в качестве мифа, а ее культурные составляющие выражать не в материальной, а в ментальной форме. «Социальные карты» Парижа, таким образом, превращались в систему пространственных смыслов. Таким образом, Париж становился Парижем только в тех случаях, когда наши соотечественники, видя определенные объекты, автоматически вспоминали то, что читали или слышали о них ранее; в противоположных случаях происходило изучение пространства Парижа заново. В частности, в воспоминаниях русской интеллигенции содержатся сведения о необыкновенной динамике, сверхоживленности городской жизни, не стихающей даже ночью, публичности и открытости общественных заведений; восхищение освещением Парижа; был также отмечен высокий уровень парижских магазинов, расцвет театров, а также феномен парижских кафе – «самых веселых мест Парижа», – которые изначально для русских служили источниками информации, а иногда и центрами политической жизни. Созерцанию пространства Парижа помогал и открытый, свободный, без перегородок, дизайн парижских кафе, способствующий более полному знакомству с текстом столицы. В целом, Париж у русской интеллигенции рубежа веков воспринимался с позиции «концепции маски». М. Волошин видел «маску» в каждой детали одежды парижан, считывал ее в образе мыслей и характере движений, ощущал в интонации местных жителей. Однако, по его мнению, в стремлениях к сокрытию чего-либо, люди намного больше обнажают «наготу своей души». Кроме того, во многих трудах младоэмигрантов «парижский текст» понимался как феномен, помогающий распознать особенности мировосприятия, специфику рецепции локального городского пространства, выступающего в качестве сложных семиотических структур, содержащих своеобразие национального менталитета. Если говорить о русском влиянии на пространство Парижа с точки зрения урбанистики, то первым его проявление стало возведение моста Александра III (1896-1900 гг.) и его торжественное открытие Э. Лубе (1900 г.), что для парижанстало символом мирного союза народов, величия и гуманности русского царя.В целом, главная миссия русской эмиграции рубежа веков состояла в сохранении культуры для будущей России, а также в знакомстве западной культуры с российской: «быть может, никогда ни одна эмиграция не получала от нации столь повелительного наказа – нести наследие культуры». Русские традиции постепенно интегрировались в пространство Парижа, что предопределило моду на «русское», в том числе и в области одежды. Русский стиль стал появляться в индустрии парижской моды уже после визита Николая II в Париж (1896). В начале ХХ в. княжной М.К. Тенишевой была организована выставка в зале Общества современных художников на улице Комартэн изделий декоративно-прикладного творчества: «выямчетых» эмалей, кустарных изделиий мастеров из Талашкино, а также работ Н.К. Рериха, И.Я. Билибина и А.В. Щусева. Таким образом, пройдя все вышеперечисленные этапы и став объектом социально-культурной жизни парижан, русский мир проник в городское пространство Парижа, привнеся огромный вклад в формирование концепции «Парижского мифа», в процесс становления Парижа в качестве «мировой культурной столицы», способствуя развитию процесса диалога культур, взаимодействия стран. Все индустрии Парижа (писательское, издательское дело и средства массовой информации), все виды искусств, мода, туризм, спорт и др. преобразились вследствие влияния русского мира и стали источником инноваций, благодаря которому как культура, так и экономика Парижа повысили свою конкурентоспособность. Так, оставаясь носителями отечественной культуры, представители русской интеллигенции сделали ее достоянием Франции: некоторые результаты русского творчества признали флагманом французской культуры. Деятельность русских парижан повысила многообразие культурной жизни Парижа, а также его интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов:Концепт «город» анализируется через интеграцию различных учений, их понимания в зарубежной и отечественной науке. Рассматриваются современные теории городского пространства как социально-культурного феномена. Автор подчеркивает важность междисциплинарного подхода к анализу концепта «город», который, в свою очередь, не отрицает, а акцентирует внимание на необходимости поиска парадигмы исследования данной предметной области, определения общей модели постановки проблем и путей ее решения. Пространство города, интегрирующее в себе различные типы и формы отношений на различных этапах исторического развития социума, содержит социальные связи, определяющие его генезис как специфического субъекта социокультурной динамики, в частности, в рамках урбанистического развития. С этой точки зрения важность представляет проведенный анализ бытия пространства города в культуре, его образов, знаков, символов, играющих заметную роль не только в статуировании самого города как особого социального организма, но и в формировании культурной парадигмы общества. В работе проблемы формирования пространства столиц были изучены на примере пространства Парижа рубежа конца XIX – начала ХХ вв. Данный период был выбран потому, что представлял удивительное время и в отечественной истории, и в отечественной культуре. В целом, в работе представлены принципы культурологического подхода к изучению пространства Парижа, заключающийся в изучении его концептуальных значений и смыслов. Культурологическая основа исследования пространства Парижа, идентифицированная благодаря выделению параметров его концепта, структуры и субстрата позволили представить столицу как систему с присущими ему чертами открытого, диалогичного, функционального и мобильного пространства, автономного существования, целостного восприятия внутренних и внешних значений, структурного конгломерата компонентов среды, стабильного развития, темпорального определения существования города. Культурологическая интерпретация пространства Парижа позволила также раскрыть актуальные тенденции культурфилософского постижения города в векторе социальных отношений в городской среде, а так же многообразие элементов субстратного уровня города.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. Опыт построения образа города – Петербурга Достоевского – на основе анализа литературных традиций / Н. П. Анциферов. – М., 2009. – С. 16Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода / Н. П. Анциферов. – Л., 2017.– С. 9-11Ахмедова Л.С. Текст в городе. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды / Л. С. Ахмедова // Вестник ОГУ. – Оренбург: ОГУ, 2009. – № 2. – С. 165-169.Барт Р. Основы семиологии // Барт Р. – М.: Академ. проект, 2008.Бодрийяр Ж. Kool Killer, или Восстание посредством знаков / Ж. Бодрийяр // Символический обмен и смерть. – М., 2009. Вайль П. Гений места / П. Вайль. – М.: ООО «Издательство Айстрель». – 2010.– 480 с.Вебер М. Город / М. Вебер. – СПб: Наука и школа, 2013. – 136 с.Волошин М. Лица и маски (Письма о Парижском театре) Рождение масок / М. Волошин. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 210 с. .Гельфонд А.Л. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога / А. Л. Гельфонд // Приволжский научный журнал. – Н.Новгород: ННГАСУ. – 2010. – № 4. – С. 147-152.Гурин С. П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты / С. П. Гурин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.сомк.ru/НТМL/gurin_dос.нтмДобрицына И. А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.Дуцев М.В. Современный город как пространство диалога / М.В. Дуцев // НИИТИАГ Современная архитектура мира.– Вып. 2, 2012. – С. 221-244.Зиммель Г. Проблема социологии / Г. Зиммель// Западноевропейская социология XIX-начала XX вв. – М.: Изд. Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. – 520 с. Зиммель Г. Человек как враг / Г. Зиммель // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 114-119.Зитте К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А. В. Иконников. – М.: КомКнига, 2006. – 352 с. – 410 с. Комова В. А. Столица как социокультурный феномен / В. А. Комова // Дискуссия. – 2014. – № 8 (49). – С. 24-28.Куланж Ф. Гражданская община древнего мира / Ф. Де Куланж. – СПб.: Популярно-научная библиотека, 1906. – 459 с.Лефевр А. Социальное пространство / А. Левефр – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html (дата обращения:04.05.2019).Лотман М. Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / М. Ю. Лотман // История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство, 2002.– 768 с.Мастеница Е.Н. Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход / Е.Н. Мастеница // Петербургские исследования: сборник научных статей. − СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. − Вып. 3. − С. 128-147.Медведков Ю. В. Человек и городская среда / Ю. В. Медведков. – М.: Наука, 1978. – 216 с.Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. / С. Милгрэм. – СПб.: Питер, 2000. – 338 с.Николаева Е. В. Фракталы городской культуры / Е. В. Николаева. – СПб.: Страта, 2014. – 264 с., С. 178.Парк Р. Экология человека / Р. Парк // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 1.– 424сПивовар Е. И. Российское зарубежье: социально-экономический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии / Е. И. Пивовар. – М. 2018. – 190 с.Самойлова И. В. Культура французского языка в жизненном пространстве российского быта : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. – Саранск, 200. – 135 с., С. 5. Содж Э. Постметрополис. Критические исследования городов и регионов / Э. Содж // Логос. – 2003.– № 6(40). – С.133-150. Тённис Ф. Общность и общество / Ф. Тённис // Социологический журнал. – 1998. – № 3/4. – С. 207- 229.Фархатдинов Н. Г. Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусства / Н. Г. Фархатдинов // Социологическое обозрение.– 2008. – Т. 7. – № 3. – С. 55-69, С. 61Федотов Г. П. Лицо России / Г. П. Федотов // Свободные голоса. СПб., – 2018. – № 1.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Пер. с итал. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.
1 Анциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. Опыт построения образа города – Петербурга Достоевского – на основе анализа литературных традиций / Н. П. Анциферов. – М., 2009. – С. 16
2 Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода / Н. П. Анциферов. – Л., 2017.– С. 9-11
3 Ахмедова Л.С. Текст в городе. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды / Л. С. Ахмедова // Вестник ОГУ. – Оренбург: ОГУ, 2009. – № 2. – С. 165-169.
4 Барт Р. Основы семиологии // Барт Р. – М.: Академ. проект, 2008.
5 Бодрийяр Ж. Kool Killer, или Восстание посредством знаков / Ж. Бодрийяр // Символический обмен и смерть. – М., 2009.
6 Вайль П. Гений места / П. Вайль. – М.: ООО «Издательство Айстрель». – 2010.– 480 с.
7 Вебер М. Город / М. Вебер. – СПб: Наука и школа, 2013. – 136 с.
8 Волошин М. Лица и маски (Письма о Парижском театре) Рождение масок / М. Волошин. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 210 с. .
9 Гельфонд А.Л. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога / А. Л. Гельфонд // Приволжский научный журнал. – Н.Новгород: ННГАСУ. – 2010. – № 4. – С. 147-152.
10 Гурин С. П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты / С. П. Гурин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.сомк.ru/НТМL/gurin_dос.нтм
11 Добрицына И. А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.
12 Дуцев М.В. Современный город как пространство диалога / М.В. Дуцев // НИИТИАГ Современная архитектура мира.– Вып. 2, 2012. – С. 221-244.
13 Зиммель Г. Проблема социологии / Г. Зиммель// Западноевропейская социология XIX-начала XX вв. – М.: Изд. Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. – 520 с.
14 Зиммель Г. Человек как враг / Г. Зиммель // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 114-119.
15 Зитте К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с.
16 Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А. В. Иконников. – М.: КомКнига, 2006. – 352 с. – 410 с.
17 Комова В. А. Столица как социокультурный феномен / В. А. Комова // Дискуссия. – 2014. – № 8 (49). – С. 24-28.
18 Куланж Ф. Гражданская община древнего мира / Ф. Де Куланж. – СПб.: Популярно-научная библиотека, 1906. – 459 с.
19 Лефевр А. Социальное пространство / А. Левефр – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html (дата обращения:04.05.2019).
20 Лотман М. Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / М. Ю. Лотман // История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство, 2002.– 768 с.
21 Мастеница Е.Н. Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход / Е.Н. Мастеница // Петербургские исследования: сборник научных статей. − СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. − Вып. 3. − С. 128-147.
22 Медведков Ю. В. Человек и городская среда / Ю. В. Медведков. – М.: Наука, 1978. – 216 с.
23 Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. / С. Милгрэм. – СПб.: Питер, 2000. – 338 с.
24 Николаева Е. В. Фракталы городской культуры / Е. В. Николаева. – СПб.: Страта, 2014. – 264 с., С. 178.
25 Парк Р. Экология человека / Р. Парк // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 1.– 424 с
26 Пивовар Е. И. Российское зарубежье: социально-экономический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии / Е. И. Пивовар. – М. 2018. – 190 с.
27 Самойлова И. В. Культура французского языка в жизненном пространстве российского быта : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. – Саранск, 200. – 135 с., С. 5.
28 Содж Э. Постметрополис. Критические исследования городов и регионов / Э. Содж // Логос. – 2003.– № 6(40). – С.133-150.
29 Тённис Ф. Общность и общество / Ф. Тённис // Социологический журнал. – 1998. – № 3/4. – С. 207- 229.
30 Фархатдинов Н. Г. Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусства / Н. Г. Фархатдинов // Социологическое обозрение.– 2008. – Т. 7. – № 3. – С. 55-69, С. 61
31 Федотов Г. П. Лицо России / Г. П. Федотов // Свободные голоса. СПб., – 2018. – № 1.
32 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Пер. с итал. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.
Вопрос-ответ:
Какие амфитеатры образуют зону социальной привлекательности?
Экзотичные амфитеатры парка современной скульптуры на левом берегу Сены образуют зону социальной привлекательности.
Что представляет собой город в контексте культурологии и урбанистики?
Город рассматривается как объект исследования в рамках культурологии и урбанистики.
Каким образом Париж проявляется как город культуры и интеллигенции?
Париж славится своей культурной и интеллигентной средой, как символ города культуры и интеллигенции он привлекает множество творческих людей и туристов.
Какое место занимает русская культура в общественной жизни Парижа?
Русская культура имеет свое место в общественной жизни Парижа и вносит свой вклад в разнообразие культурной сцены города.
Как город визуальной культуры влияет на урбанистику?
Город визуальной культуры играет важную роль в формировании урбанистической среды и влияет на развитие городского пространства, создавая его уникальный образ.
В чем заключается роль города в визуальной культуре и урбанистике?
Город играет важную роль в визуальной культуре и урбанистике. Он является основным объектом исследования и творчества в этих областях. Визуальная культура изучает и описывает визуальные аспекты города, такие как архитектура, искусство на улицах, графика и дизайн. Урбанистика занимается планированием и организацией городской среды, включая развитие инфраструктуры, жилищной политики и социальных аспектов города.
Как можно определить концепт города в координатах истории?
Концепт города в координатах истории включает в себя множество аспектов. Он зависит от времени и места, а также от культурных, политических и экономических обстоятельств. Город в истории может рассматриваться как пространство власти, как центр торговли и промышленности, как место социальных взаимодействий и культурного развития. Со временем концепт города претерпевал изменения, исходя из потребностей и условий общества.
Какой статус имеет Париж как культурная столица?
Париж имеет статус культурной столицы, так как является одним из центров мировой культуры. Город привлекает творческие люди из разных стран благодаря своему богатому историческому наследию, музеям, театрам и искусствоведческим университетам. Париж славится своими художественными коллекциями, архитектурой и культурным наследием, что делает его важным центром культурного туризма и обмена идеями.