сравнительное правоведение
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 19.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1 Гражданское общество как предмет философских учений. 5
Глава 2. Правосознание и правовая культура 10
1.Правосознание в гражданском обществе. 10
2. Гражданское общество и гражданская культура 16
3 Сравнительный анализ гражданского общества в различных странах. 19
Глава 3. Развитие гражданского общества на современном этапе. 25
Заключение. 32
Список литературы: 36
Стоит отметить, что в таких странах как Иран и СаудовскаяАравия работают профессиональные учреждения религиозного контроля и инспекции, которые без применения правосудия могут привлечь к религиозным санкциям за отклонение от правил в сфере торговли, нарушения норм общественного порядка или норм,установленных моралью.Во вторую группу входят такие страны как: Ливия, Пакистан, Судан. Несмотря на то, что действия религиозного права не является здесь столь всеобъемлющей как в рассматриваемой нами первой категории, но все же остается весьма значительной, так как в последние десятилетия даже встречаются тенденции к развитию. Прежде всего принципы и нормы религиозного права оказывают существенное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность политического механизма этих государств. Так военный режим в таком государстве как Пакистан оправдывает отказ от всеобщих выборов тем, что они не могут соответствовать основным исламским принципам. Например в 1977 году Ливии Коран в обществе был объявлен как общий закон, который в полном своем объеме заменял Конституцию. В странах второй категории религиозное право без каких-либо изменений продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются религиозные суды.Еще одну большую категорию составляют правовые системы большинства арабских стран, таких как: Египт, Сирия, Ирак, Ливан, а также ряда государств Африки (таких как Сомали, Мавритании) и Азии (например, Афганистан).Их конституционное право устанавливает, как правило, особые положения ислама и религиозного права. Так Конституция многих из стран предусматривает, что руководителем страны может быть только человек исповедующий ислам, а религиозное право является источником законодательства. Данные конституционные нормы практически реализуется в других отраслях права, а также судоустройства. Но в тоже время в некоторых из стран таких как Ирак и Сирия встречается определенная демократия мусульманско-правовых положений семейного законодательства.В заключении также стоит отметить, что важное положение занимают правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен. Интересное брачно-семейное законодательство отказывается от ряда основополагающих институтов религиозного права. Например, в Тунисе запрещена законодательнаяполигамия, а семейный кодекс Народно-Демократической республики Йемен в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.Религиозные правовые форма неразрывно связана с религией, которая оказывает до сих пор большоевлияние на общество данных стран. Из всех существующих мировых религий ислам, является наиболее тесной с политикой религией.Взаимодействие права и государства тесно пересекается друг с другом. Соединяющим звеном здесь является религиозное право. При этом оно не соглашается с воздействием на современное правовое развитие стран Дальнего Востока через правовую идеологию и правовую психологию. Под правовой психологией,стоит понимать, совокупность чувств, настроений, ощущений, представлений и иллюзий, связанных с правовыми явлениями в социуме. Она состоит на основе практического жизненного опыта человека и характеризует стихийно складывающиеся отношение к праву, когда в сфере права человек руководствуется в основном эмоциями психологическим состоянием.Правовая психология в своей совокупности представляет из себя некую целостность чувств, настроений, желаний, характерных для определенной группы людей или для всего социума.Она заключает в себе те жизненные отношения, которые происходят в самом социуме, в различных социальных группах, формирует некие обычаи и традиции граждан, их культуру. Можно сделать вывод о том, что сфера действия религиозного права как идеологическойсоставляющей значительно больше, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Не зря во многих стран из поколения в поколения курс на конкретизацию норм религиозного права и их фиксация в действующем законодательстве. В таких странах как. Иран, Пакистан, Ливия, Судан сфера действия закона охватывает не только «личный статус», но и уголовное право и процесс, а также отдельные виды финансово - экономических правоотношений и даже институты государственного права.Похожая практика развития правовых семей ряда стран в последние годы вносит популярные коррективы и в структуру действующего здесь религиозного права.§ 2 Индусское право, право Дальнего Востока и Африки.Данная правовая семья зародилась еще с древних времен. Это не только право зародившееся для народа Индии, но и право общины, которая в таких странах Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, и так далее которые исповедует индуизм. Одним из основных моментоврелигии индуизма является то, что все люди с момента своего рождения делятся на иерархические подклассы, каждая из которых имеет свою индивидуальную систему основных прав и обязанностей. Данная кастовой система деления людейоснована на философской, религиозной и социальной системе индуизма. При этом каждый индивид обязан вести себя так, как это установлено в социальной касте, к которой он относится. В основе контроля над поведением допускается обычай. Позитивное индусское право регулируется обычным правом, в котором существенный вес имеет религиозная доктрина. Она устанавливается нормами поведения, в соответствии с ней меняются или толкуются обычаи. Обычаи весьма различны. Все касты или подкаста следует своим индивидуальным обычаям. На собраниях каст путем голосования решаются вопросы местногозначения, опираясь при этом на социальное мнение. Наиболее тяжким наказанием считается исключение из касты. В случае, если нет конкретной правовой нормы по определенному вопросу, судьи решают его по нормам морали и нравственности.При этом в данных странах присутствует законадательство и правоприменительная практика. Стоит отметить, что судебные прецеденты не считаются источниками права. Даже когда имеется законодательство, судья не должен применять его ригористически. Ему предоставлено широкийвыбор, чтобы всеми различными способами примерить справедливость и власть.Еще меньшее значение, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебный прецедент. Отсюда следует, что в период, правления британской колонизации, стандартное индусское право не заключалось не на нормах закона не на судебных прецедентах.В период британской колонизации зависимость народа к индусскому праву претерпело существенные изменения. В данной области право собственности и обязательные права традиционно заменены нормами общего права. Семейное или наследственное право и другие обычаи не получили существенных изменений. В 1864 году закончились судебные прецеденты. Несмотря на это правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Некоторые его институты и нормы изменялись модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не возникло. В тоже время Конституция 1950 года отодвинула систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Несмотря на этоглавным законом применялись только к индусам.§ 3 Социалистическая правовая семья.К социальной правовой семье относятся правовые семьи, которые составляют, или точнее во многом составляли, еще одну большую правовую семью.На социалистические правовые системы стран Европы, Азии,Латинской, а также Америки, главной составлявшей сталсоветский лагерь. Национальные правовые системы присутствуют в современной Кубе и Китае.Отсюда следует, что на примере права СССР можно изучить основные черты, присущие данной правовой семье.Советское право имеет в себе известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно обширно сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду свою структуру. Для данного права характерна концепция правовой нормы, которая абсолютно ничем не отличается от французской и немецкой концепции. Отсюда следует,что многие западные ученые, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве отдельную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы.Социалистические юристы одновременно защищают противоположный тезис. Для них право - это дополнение, отражение определенной экономической структуры.Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и так далее) фактически выражали, прежде всего, и главным образом, волю и интересы партийно-государственного аппарата.Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для советского права неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по современным вопросам. Советский юрист, любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны были постоянно обращаться к ним.Советское право восприняло от старого русского права такую концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в романо-германской правовой системе. Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя не признать оригинальности советского права. По внешнему виду в нем сохранены категории и институты романо-германской системы. Однако по своему существу они коренным образом обновлены. В обществе нового типа, основанном наиной экономической системе, и руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы.Советская система права по внешнему виду остается такой же что и система романо-германского типа. Существуют и существенные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советские авторы возражали, чтобы отличия в системах права сводились только к формальным моментам, без рассмотрения содержания отраслей права. В государстве социалистическом и не социалистическом встают различные проблемы, марксистско-ленинские учения требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены основные правовые черты всех правовых семей современного мира. В заключении хотелось бы сказать, что, наверное, не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много плюсов можно отметить у романо-германской правовой системы. Принципы свойственные романо-германской правовой семье, которые юристы и ученые правоведы могут найти в законе широко распространены. Данные принципы демонстрируют нам подчинение права велению справедливости в том виде, в котором она представлена в определенный момент. Данные принципы раскрывают характер основных прав юристов, а также нормы закона.Однако благодаря своему авторитету законодатель может устанавливать ряд новых формул. Например, статья 2 Гражданского кодекса Швейцарии регламентирует, что реализация какого-то конкретного права запрещается, если оно напрямую превышает пределы, установленные нормами морали и нравственности или социальной и экономической целью права.Стоит отметить, что нормы морали, которые установлены в современном обществе, так же, как и нормы нравственности каждого отдельного индивида пересекаются юридически со всеми рассматриваемыми нами в данной работе нормативно-правовыми актами. Отсюда следует, что мораль также является основой законодательной базы по данной проблематике.Данной правовой семье характерна гибкость, которая заключается в том, что юристы не должны соглашаться с решением той или иной проблемы, которая в социальном плане является несправедливым. Осуществляя действия на основе данных принципов права. Они работают на основе принципов права и действуют на основе делегированных им полномочий.Реализуя поиск права вместе, каждый в своей конкретной сфере и с использованием своих способов, правоведы данной правовой системы преследуют цель достижения общего идеала, а именно достичь по каждому вопросу вывода, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания интересов каждого человека и общества в целом. Отсюда следует, что под важными источниками права надо видеть общие принципы, содержащиеся в нормативно-правовых актах и вытекающие из них. Сегодня регламенты не подвергаются контролированию с точки зрения их соответствию законодательству. Несмотря на это государственный совет Франции все равно несет на себе функции проверки закона и аннулируют регламенты, которые противоречат общим принципам права, которые регламентируются Конституцией Франции.На сегодняшний день романо-германская правовая семья трактует доктрину составляющий весьма жизненный источник права. Рассматриваемая нами доктрина влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Примером может служить толкование закона. Законодатель чаще всего использует только те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает ее предложения. Правовые нормы четко кодифицированы. У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к практике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентов при реализации норм права.В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Список литературы:Нормативные актыКонституции зарубежных государств: Учебное пособие. – М.: Право и закон, 1998.Малаков В.В. Конституции зарубежных государств. – М.: БЕК.Маклаков Ю.Б. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. – 4-е изд. Перераб и допол.:ВолтерсКлавер. – 2003. Учебная литература Абдуллаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2006.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Форум–Инфа. 1998.Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник. – М: Юрист,1999.Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Юстинформ. - 2001. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2002.Основы марксизма-ленинизма. Учебное пособие. – М.: 1959. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. Учебник. – Норма, 2005. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Том 3. – М.: БЕК, 1999. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Учебник для вузов. – 4-е изд., обнов. и дораб. – М.: Норма, 2007.
I Источники права
1. Конституция Российской Федерации
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.10.1994 №51-ФЗ // "Российской газете" .1994. № 238-239
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ.1996. № 25. С. 2954.
5. Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // CЗ РФ.1998 г. № 31 ст. 3824.
6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997 г. № 39. ст. 4465.
Учебная литература:
1. Аузан А. А. Три лекции о гражданском обществе. М.: Полит.Ру, ОГИ, 2006. С.284
2. Алексеев С.С., Теория государства и права. М.: Норма, 2005. С.616.
3. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. С. 30
4. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991 С.188
5. Бекяшев К. А. Международное публичное право: Учебное пособие для вузов М.: Изд-во Проспект, 2005. С.784-788.
6. Власов В.И Теория государства и права, 2002. С.512
7. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство. С.450
8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. - М.: Экзамен, 2005. С.592
9. Домрин А., Румянцев О. Два необходимых конституционных условия построения социального государства в России // Конституционный вестник, 2013, №.3
10. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996. С.205
11. Кокорев Л. Д. Понятие, задачи и соотношение профессиональной этики юриста и следственной этики С.137
12. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред.проф. и проф. В.Д. Перевалова.2-е изд.
13. Кумыкова Л. Г. Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания : Автореф. дис…канд. юрид. наук. –Н.,2006 С.189
14. Лазарева В.В. Общая теория права и государства— М.: Юрист, 2001. С.520
15. Лейста О.Э. История политических и правовых учений: Учебник Под ред. М.: Юридическая литература, 1997. Глава 15.
16. Лукашова Е.А. Социалистическое правосознание и законность. Юридическая литература. М., 1986. С.95
17. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966.
18. Могильницкий Б. Г. Гражданское общество и историческое сознание // Гражданское общество и региональное развитие (научно-практическая конференция, 22.04.1994, Томск). Томская Областная Дума и Томский государственный университет, 1995, С. 6.
19. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998 С.627
20. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков/Российский фонд реформ. Проект «Правовое образование в школе»-М.:изд.дом «новый учебник». 2003 С. 415
21. Сафин Р.С., Сучкова Т.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2006.С. 289
22. Соколов И.Я Профессиональное сознание юристов М.,1988 С.224
23. Соколов С.В. - Социальная философия 13.2. Капиталистическая формация.
24. Строговича М.С. Проблемы судебной этики.1984 .С.135
25. Титаренко А. И. Марксистская этика: М., 1980.С.272
26. Уледов А.К. Структура общественного сознания. 1968, С.70.
27. Федоренко К.Г, Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права // Философия права. 2002. С.42
28. Червонюка В. И. Элементарные начала общей теории права: / — Право и закон, М.: КолосС, 2003. С.100
29. Якушев А.В Теория государства и права М.: «Приор-издательство», 2003
30. Якобсон Л. И. Будущее гражданского общества: исследование и проектирование // Гражданское общество в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 5-7.