Идеально-культурно исторические типы П.Сорокина

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 12.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.П. Сорокин и его вклад в развитие научного знания 5
1.1.Биография ученого 5
1.2.Концепция культурно-исторических типов П. Сорокина в контексте культурологического знания 8
Глава 2.Культурно-исторические типы по П.А. Сорокину 21
2.1.Идеациональная культура 21
2.2.Чувственная или сенситивная культура 25
2.3.Идеалистическая культура 27
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Культура являлась второй природой, которая творилась людьми в их общественной практике. Однако важно сказать об определенности культурного созидания тем, как человек относился к природе. Человек находился в большой зависимости от природы, таким образом, человек был неспособен к четкому отделению себя от природного пространства. В качестве примера можно рассмотреть древнескандинавскую поэзию, в которой уподобляются части тела явлениям неживой природы. Голова называлась «небом», пальцы — «ветвями», вода — «кровью земли», камни и скалы — «костями», траву и лес — «волосами земли». Это не просто условные метафоры, это отражение особого понимания мира, при котором нет четкой противоположности между телом человека и миром. Переходы носили текучий и неопределенный характер. Сознание человека ощущало неразрывную связь с природой. Человек ощущал свою принадлежность природе, роду, понятиям, связанным с поземельными отношениями» . Таким образом, отношение человека к природе в средние века было не отношением субъекта к объекту, а, скорее, нахождением самого себя во внешнем мире, восприятием космоса в качестве субъекта. Человеком усматривались во Вселенной те же качества, какими он сам обладал. Отсутствовали четкие границы, разделяющие индивида и мир; находя в мире собственное продолжение, он вместе с тем и в себе обнаруживает Вселенную. Они «как бы взаимно смотрятся друг в друга». Отсутствие ярко выраженной противоположности между человеком и природой способствовало появлению иной оппозиции – культура-природа.В целом, коренная трансформация пространства средневекового человека произошла после перехода к христианству. И космическое, и социальное, и идеологическое пространство подверглись иерархизации. Собор представлял собой символ Вселенной, структура которого была подобна космическому порядку. Организация пространства собора обладала и собственной временной определенностью. Вселенная являлась системой концентрических сфер. Дуализм средневековых представлений, «резко расчленявший мир на полярные пары противоположностей», выполнял функцию группировки этих противостоящих одна другой категорий по вертикальной оси: небесное находится в противостоянии с земным, Бог противостоит дьяволу, который является хозяином преисподней, осуществляется сочетание понятия верха с такими понятиями, как благородство, чистота, добро, тогда как понятие низа обладает оттенком неблагородства, нечистоты, зла и грубости. Все эти принципы нашли яркое воплощение в средневековом искусстве.2.2.Чувственная или сенситивная культураКак полагал П. Сорокин, эта культура противоположна идеациональной. Она была представлена в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры обретает доминирующие позиции в Западной Европе, включая и XX столетие. Сенситивному искусству свойственно жить, развиваться в мире чувств. Задача культуры и искусства в том, чтобы доставлять удовольствие, достигнуть признания и влияния. Соответственно, в рамках данной культуры происходит рождение натурализма, отсутствует символизм. Однако, как считал Сорокин, такое искусство становится «музеем социальной патологии». Период становления чувственной культуры сопровождался такими явлениями, как гармонизация правовых отношений, укреплениенравственных основ общества, однако в период упадка западной культуры поведение людей стремительно меняется. Мораль и право подвергаются девальвации, утрачивая функцию объединения. В сфера права установление такого типа культуры сопровождалось сменой теоретической парадигмы. Изменилось понимание личности в государстве, усилилась значимость прав. Ярким примером являются политические учения Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и других представителей философии Нового времени. В эпоху Нового времени появились многие актуальные правовые концепции. В частности, следует выделить политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса.В 1698 году состоялся выход в свет поистине великой работы Дж. Локка – «Двух трактатов о правлении». Локк тремился создать альтернативное политико-правовое учение. Во втором трактате Локк обосновывается собственное понимание сущности государства. Он доказывает, что в первоначальном естественном состоянии все люди являются свободными, равными. И все же, свобода и равенство носят формальный характер. Людям сложно ужиться друг с другом, не допуская нарушения естественных прав, предоставленных по природному закону. Люди обладают правом на жизнь и на свободу до такой степени, пока эти наши права не приводят к нарушению свободы и естественных прав других людей. Однако без элемента принуждения люди не могут эффективно и правильно использовать свои естественные права. Для этого нужно объединение, заключение общественного договора. Этот договор направлен на обеспечение естественных прав посредством учреждения государства, которое будет принимать соответствующие законы. Это приведет к образованию целой системы безопасности. При этом условии теоретическая свобода будет ограничена, недействительная свобода увеличена.Согласие людей является единственной основой, на которую может опираться государственная власть. В условиях религиозного диктата идеациональной культуры, конечно же, подобные идеи не могли бы родиться и стать актуальными.Также этот тип культуры ориентирован на практическую пользу, на материалистическое понимание мира, общества, исторического процесса, соответственно, материалистические течения в философской мысли обрели особую значимость.П.А. Сорокин ранее других философов и культурологов обратил внимание на побочное явление такого типа культуры – а именно, речь идет о формировании общества потребления. И действительно, сейчас мы можем говорить о том, что такое общество сформировалось, в обществе потребления XXI столетия в моде происходят постоянные процессы лихорадочного обновления, что направлено на то, чтобы заставить человека постоянно приобретать и приобретать новые вещи, которые ещё более модные, актуальные и т.п. В целом, в современном мире знаковое потребление товаров и услуг приобретает огромное значение, причём товары воспринимаются как символы престижа и повышения социального статуса. 2.3.Идеалистическая культураЭта культура основана на связи сверхчувственного и сверхрационального аспектов, она является промежуточной и переходной между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.Именно так и происходило в золотой век Древней Греции, как считает П.А. Сорокин. Древняя Греция – это блестящий пример расцвета культуры, философии, именно здесь зародились Олимпийские игры. Кроме того, Древняя Греция – это родина демократии. В аспекте политического устройства, структуры государственных органов существовало разделение греческих полисов V-IV вв. до н. э. на следующие типы, а именно, речь идет о полисах с демократическим устройством и полисах, которые имели олигархическое правление. Демократический или олигархический строй определялся такими факторами, как социально-экономические отношения, традиции государственного управления, которые в этих полисах сформировались. Например, те полисы, где присутствовали высокий уровень экономического развития, интенсивное сельское хозяйство, развитое ремесло, активная торговля, склонялись к демократическим формам устройства. Дело в том, что демократической строй в большей мере способствовал развитию торговли, ремесла и экономики в целом. Что касается олигархии, то она была направлена на поддержание консервативной аграрной экономики, архаических традиций общественных отношений. Как пример олигархии можно рассматривать политическую организацию Спарты. Древнегреческой скульптуре и архитектуре принадлежит особое место в шедеврах античного наследия. Эти произведения искусства были направлены на прославление посредством художественных средств красоты человеческого тела, его идеала. Эти произведения отличаются плавностью линий, изяществом, однако мастерство древнегреческих скульпторов было столь велико, что они могли посредством холодного камня передавать все оттенки эмоций и чувств, придавать фигурам особенный смысл, они словно бы оживали, были наполнены внутренней динамикой, особой чувственной красотой.Особое внимание Сорокин уделял примеру культуры Возрождения.В эпоху Возрождения философы и мыслители выдвинули два главных ориентира, касающихся соотношения «человек – мир»:равноправие небесного и земного миров для человека как принадлежащего обоим универсумам;культ творческой деятельности.Господствовавший в эпоху Возрождения антропоцентрический гуманизм провозгласил человека венцом мироздания и преобразователем Вселенной В тесной связи с философской картиной мира находится и эстетика эпохи Возрождения. В первую очередь, антропоцентризм выдвинул совершенно иное понимание красоты человеческого тела, более того, телесная оболочка человека приобрела особую значимость.Во-вторых, мышление эпохи Возрождения отличалось «скульптурностью», под которой лежал антропоцентризм, являющийся основой философской картины мира эпохи Ренессанса. В эту эпоху индивидуальная человеческая личность утверждала себя, и самоутверждение её носило преимущественно творческий характер. Также важно отметить, что философская картина мира эпохи Ренессанса утвердила значимость «человеческого зрения как такового», полностью освободившись от космологии и теологии, царивших в философских картинах мира эпох античности и средневековья соответственно.Одним из важнейших достижений эпохи Ренессанса стала философия гуманизма, противопоставленная схоластическому мировоззрению Средневековья, в основе которой были заложены культ разума и антропоцентризм, материалистическое понимание действительности. На рубеже 14-15 вв. во Флоренции зародился «гражданский гуманизм».Концепция идеального политического и общественного устройства также была предложена Т. Мором. В его «Утопии» описывается республика, управляемая выборными должностными лицами, которых подданные называют «отцами». Вся жизнь в этой выдуманной Томасом Мором стране регулируется государством. Отсутствует частная собственность, деньги. Хозяйство основано на всеобщей трудовой повинности. И прежде всего для всех (или почти всех) обязательно отработать определенный срок в сельском хозяйстве. Эти утопические идеи актуальны для современных государств, где царит культ частной собственности и культ денег, где мало обращается внимания на реализацию принципа выборности. Похожая модель идеального государства была описана и Т. Кампанеллой.Кампанелла рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Проблема неравенства – вот что в наибольшей мере волновало Кампанеллу. Кампанелла пришел к выводу: существующий строй является поистине несправедливым. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равными между собой. В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидирована частная собственность; труд же является общей повинностью, а также главной потребностью человека. Таким образом, мыслители эпохи Возрождения предложили собственные проекты преодоления проблемы социального неравенства, несправедливости в общественно-политическом устройства государства.То есть, человек стал восприниматься как активный субъект, способный влиять в том числе и на политику, общественное устройство. Это в корне изменило процесс развития европейского мировоззрения. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Теория социокультурной динамики и культурно-исторических типов П. Сорокина является на сегодняшний день одной из самых тщательно разработанных систем развития культуры и человеческого общества. Теория Сорокина уникальна охватом всех критериев и факторов социально-культурного развития, а именно, речь идет об искусстве, религии, науке, мировоззрении и т.п. Культурно-исторические типы у Сорокина являются автономными и духовно непроницаемыми друг для друга организмами.Сорокин во многом усовершенствовал все циклические концепции культуры, дав им солидное научное обоснование. Эта теория актуальна и сейчас. В частности, представляются правильными взглядами Сорокина на проблему культуры будущего, которая будет носить интегративный характер. Процесс культурной глобализации заставляет думать, что Сорокин совершенно верно указал магистральное направление развития человечества будущего, а именно, речь идет об интеграции культур, стирании границ культурной и национальной идентичности. В концепции культурно-исторических типов наибольшими преимуществами обладает идеалистический тип культуры, так как ему присущ синтетический характер. Глобализация в определенной мере способствует взаимообогащению культур. Таким образом, все зависит от интенсивности процесса культурной глобализации. П. Сорокин также предупреждал об опасности очередного культурного кризиса, отмечая, что преодоление культурного кризиса связано, в первую очередь, с опережающим развитием духовной культуры. Духовная культура – особая область культурного пространства, которая обладает особыми характеристиками. В первую очередь, эта культурная форма не ориентирована на практическую регуляцию поведения человека, более того, она неутилитарна. Список литературыВасиленко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// https://cyberleninka.ru/article/n/idei-a-s-lappo-danilevskogo-v-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokina-1Голосенко И. А. Становление. Ранний этап биографии П. Сорокина. // Рубеж (альманах социологических исследований). — 1991. — № 1. — С. 33-46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.htmlЛебедев С. Культура и религия в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// http://www.pravoslavie.ru/122.htmlПоляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история.// http://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/variantyi-periodizatsii-istorii.htmlСорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14. Сорокин П.А. Символы в общественной жизни // П. Сорокин. Ранние сочинения. 1910-1914. СПб., 2014. https://www.twirpx.com/file/1592096/ Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1992.– С. 427–504.Тихонова П. А. Социология П. А. Сорокина. — М., 1999.

1. Василенко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// https://cyberleninka.ru/article/n/idei-a-s-lappo-danilevskogo-v-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokina-1
2. Голосенко И. А. Становление. Ранний этап биографии П. Сорокина. // Рубеж (альманах социологических исследований). — 1991. — № 1. — С. 33-46.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
4. Лебедев С. Культура и религия в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// http://www.pravoslavie.ru/122.html
5. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история.// http://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/variantyi-periodizatsii-istorii.html
6. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14.
7. Сорокин П.А. Символы в общественной жизни // П. Сорокин. Ранние сочинения. 1910-1914. СПб., 2014. https://www.twirpx.com/file/1592096/
8. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1992.– С. 427–504.
9. Тихонова П. А. Социология П. А. Сорокина. — М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какова биография ученого П. Сорокина?

Питирим Александрович Сорокин родился 2 февраля 1889 года в России. Он был известным американским социологом и культурологом русского происхождения, который внес значительный вклад в развитие научного знания. После революции в России в 1917 году, Сорокин выехал в США, где преподавал на Гарвардском университете и был основателем и директором Центра исследования ценностей. Он умер 10 февраля 1968 года.

Какова концепция культурно-исторических типов по П. Сорокину?

Концепция культурно-исторических типов П. Сорокина связана с его идеей о разнообразии культурных ценностей и типов культурного развития. Сорокин предложил классификацию культур по их доминирующим ценностям и ориентациям. В его работе он выделил три основных типа: идеациональную культуру, чувственную (сенситивную) культуру и идеалистическую культуру. Каждый из этих типов имеет свои характерные черты, ценности и способы восприятия мира.

Какие типы культурных развития выделяются в концепции П. Сорокина?

В концепции П. Сорокина выделяются три типа культурного развития: идеациональная культура, чувственная (сенситивная) культура и идеалистическая культура. Идеациональная культура характеризуется преобладанием идей, идеологий, духовных ценностей и внутреннего мира человека. Чувственная (сенситивная) культура основана на сенсорном восприятии окружающего мира, наслаждении и эмоциональных переживаниях. Идеалистическая культура объединяет оба аспекта предыдущих типов, сочетая в себе идеи и эмоции, рациональность и сенсуальность.

Какие типы культуры предлагает П.Сорокин?

П. Сорокин предлагает три типа культуры: идеациональную, чувственную и идеалистическую.

Какие из этих типов культуры можно назвать "идеальными"?

Все три типа культуры по П.Сорокину можно назвать "идеальными".

Какие особенности имеет идеациональная культура?

Идеациональная культура характеризуется преобладанием идеалов, формированием ценностей на основе разума и знания, ориентацией на высшие идеи и цели.

Чем отличается чувственная культура от идеалистической?

Чувственная культура основана на ощущениях, эмоциях и интуиции. В то время как идеалистическая культура стремится к осуществлению идеалов и утверждению принципов справедливости и добра.

Какую роль играет культура в жизни людей?

Культура является второй природой, создаваемой людьми в их общественной практике. Она определяет особенности мышления, поведения, ценностей и взаимодействия людей.

Кто такой П. Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин - известный российский и американский социолог, основоположник социологической теории и исследований в области культурологии и социальной мобильности. Родился в 1889 году в России, в 1923 году эмигрировал в США. Сорокину принадлежит концепция культурно-исторических типов.

Какую роль играет культура в концепции П. Сорокина?

Для П. Сорокина культура играет важную роль в обществе. Он считал, что культура является второй природой, создаваемой людьми в их общественной практике. Культура определяет установки, ценности и нормы поведения людей, а также формирует их идеи и чувства. Концепция культурно-исторических типов П. Сорокина позволяет классифицировать разные типы культурного развития и изучать их влияние на общество.