Психологические исследования трех (детских) возрастов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 56 56 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологического исследования старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов 5
1.1. Характеристики дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов 5
1.2 Рассмотрение проблемы исследования в советской и зарубежной психологии 20
Глава 2. Эмпирическое исследование дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты эксперимента и их анализ 35
Заключение 50
Список использованных источников 53

Фрагмент для ознакомления

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Диагностическое обследование особенностей возрастных особенностей когнитивной сферы у старших дошкольников, младших школьников и подростков проводилось при помощи следующих методик:Методики: 1. Тест МюнстербергаЦель исследования: определить уровень избирательности внимания.Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер. Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова». Пример: рюклбюсрадостьфркнп.2. «Нарисуй историю»Сильвер.Цель: диагностика воображения.Описание: В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений. Стимульные изображения активизируют у детей фантазию, отражающуюся затем в рисунках. Многие дети при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искренность и свободу самовыражения, что связывается с преимущественно метафорическим характером теста.Инструкция: Процедура тестирования с использованием задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю». Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Оба теста могут применяться для оценки состояния детей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрослых. Время выполнения задания не ограничивается. Большинство выполняют его не более чем за 10 минут. Испытуемому должны быть предоставлены изобразительные материалы — бумага формата А 4 и простой карандаш и резинка (хотя исполь­зование иных материалов может быть допустимым, в особен­ности, если тестирование проводится во время арт-терапевтических занятий).При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.3 Методика на изучение быстроты мышления.Методика позволяет определить быстроту мышления и подвижность нервных процессов.Инструкция к тестуПеред вами слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее.Для выполнения задания дается 3 мин.4. Методика «Запоминание 10 слова»Лурия. Описание методики: Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.Инструкция: Психолог зачитывает десять слов. Когда он заканчивает читать, испытуемый должен сразу же их повторить столько, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Психолог должен читает слова медленно и четко. Когда подросток повторяет слова, психолог в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию.Психолог снова зачитывает те же самые слова, и испытуемый снова должен их повторить - и те, которые он уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке.Психолог снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Психолог просто говорит: «Еще раз».2.2 Результаты эксперимента и их анализСначала проводилось диагностическое обследование познавательной сферы у старших дошкольников. Диагностическое обследование особенностей развития внимания у дошкольников проводилось с применением тестаМюнстенберга. Результаты представлены на таблице 1.Таблица 1. – Результаты по тестуМюнстенберга.УровеньВниманиеНизкий15%Средний20%Высокий65%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 1)Рисунок 1 – Анализ показателей по тестуМюнстенберга.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования внимания у дошкольников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровняразвития внимания. Это говорит о том, что у большинства испытуемых недостаточный уровень развития внимания.Диагностическое обследование особенностей развития воображения у дошкольников проводилось с применением теста«Придумай историю» Р. Силвер. Результаты представлены на таблице 2.Таблица 2. – Результаты по тесту«Придумай историю» Р. Силвер.УровеньВоображениеНизкий85%Средний10%Высокий5%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 2)Рисунок 2– Анализ показателей по тесту «Придумай историю» Р. Силвер.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования воображения у дошкольников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровняразвития воображения. Это говорит о том, что у большинства испытуемых недостаточный уровень развития воображения.Диагностическое обследование особенностей развития мышления у старших дошкольников проводилось с применением методики«Быстрота мышления». Результаты представлены на таблице 3.Таблица 3. – Результаты по методике«Быстрота мышления».УровеньМышлениеНизкий5%Средний10%Высокий85%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 3)Рисунок 3 – Анализ показателей по методике «Быстрота мышления».Таким образом, полученные результаты диагностического обследования мышления у старших дошкольников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровнябыстроты мышленияиподвижности нервных процессов. Это говорит о том, что у большинства испытуемых недостаточный уровень развития мышления.Для исследования особенностей памяти у дошкольников мы использовали методику «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. (таблица 4).Таблица 4 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий5%3%1%1%средний3%2%9%8%высокий1%1%4%4%Представим полученные результаты графически (рисунок 4).Рисунок 10 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.ЛурияТаким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, что развитие кратковременной памяти у дошкольников находится на среднем уровне.Потом проводилось диагностическое обследование познавательной сферы у младших школьников. Диагностическое обследование особенностей развития внимания у младших школьников проводилось с применением тестаМюнстенберга. Результаты представлены на таблице 5.Таблица 5. – Результаты по тестуМюнстенберга.УровеньВниманиеНизкий15%Средний65%Высокий20%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 5)Рисунок 5 – Анализ показателей по тестуМюнстенберга.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования внимания у младших школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровняразвития внимания. Это говорит о том, что у большинства испытуемых недостаточный уровень развития внимания.Диагностическое обследование особенностей развития воображения у младших школьников проводилось с применением теста«Придумай историю» Р. Силвер. Результаты представлены на таблице 6.Таблица 6. – Результаты по тесту«Придумай историю» Р. Силвер.УровеньВоображениеНизкий5%Средний85%Высокий10%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 6)Рисунок 6 – Анализ показателей по тесту «Придумай историю» Р. Силвер.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования воображения у младших школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровняразвития воображения. Это говорит о том, что у большинства испытуемых недостаточный уровень развития воображения.Диагностическое обследование особенностей развития мышления у младших школьников проводилось с применением методики«Быстрота мышления». Результаты представлены на таблице 7.Таблица 7. – Результаты по методике«Быстрота мышления».УровеньМышлениеНизкий5%Средний85%Высокий10%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 7)Рисунок 7 – Анализ показателей по методике «Быстрота мышления».Таким образом, полученные результаты диагностического обследования мышления у младших школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровнябыстроты мышленияиподвижности нервных процессов. Это говорит о том, что у большинства испытуемых недостаточный уровень развития мышления.Для исследования особенностей памяти у младших школьников мы использовали методику «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. (таблица 8).Таблица 8 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий5%3%1%1%средний3%2%9%8%высокий1%1%4%4%Представим полученные результаты графически (рисунок 8).Рисунок 10 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.ЛурияТаким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, что развитие кратковременной памяти у младших школьников находится на среднем уровне. Далее проводилось диагностическое обследование познавательной сферы у подростков. Диагностическое обследование особенностей развития внимания у подростков проводилось с применением тестаМюнстенберга. Результаты представлены на таблице 9.Таблица 9. – Результаты по тестуМюнстенберга.УровеньВниманиеНизкий-Средний10%Высокий90%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 9)Рисунок 9 – Анализ показателей по тестуМюнстенберга.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования внимания у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровняразвития внимания. Это говорит о том, что у большинства испытуемых развитие внимания соответствует норме.Диагностическое обследование особенностей развития воображения у юношей проводилось с применением теста«Придумай историю» Р. Силвер. Результаты представлены на таблице 10.Таблица 10. – Результаты по тесту«Придумай историю» Р. Силвер.УровеньВоображениеНизкий5%Средний10%Высокий85%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 10)Рисунок 10 – Анализ показателей по тесту «Придумай историю» Р. Силвер.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования воображения у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровняразвития воображения. Это говорит о том, что у большинства испытуемых развитие воображения соответствует норме.Диагностическое обследование особенностей развития мышления у подростков проводилось с применением методики«Быстрота мышления». Результаты представлены на таблице 4.Таблица 11. – Результаты по методике«Быстрота мышления».УровеньМышлениеНизкий5%Средний10%Высокий85%Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 11)Рисунок 11 – Анализ показателей по методике «Быстрота мышления».Таким образом, полученные результаты диагностического обследования мышления у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровнябыстроты мышленияиподвижности нервных процессов. Это говорит о том, что у большинства испытуемых развитие мышления соответствует норме.Для исследования особенностей памяти у юношей мы использовали методику «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. (таблица 12).Таблица 12 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий5%3%1%1%средний3%2%4%4%высокий1%1%9%8%Представим полученные результаты графически (рисунок 12).Рисунок 12 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.ЛурияТаким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, что развитие кратковременной памяти у подростков находится на высоком уровне. Далее проведем сравнительный анализ результатов исследования когнитивной сферы у дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Результаты представлены на рисунках 13, 14, 15, 16.Рисунок 13 – Сравнительный анализ показателей по тестуМюнстенберга.Рисунок 14 – Сравнительный анализ показателей по тесту «Придумай историю» Р. Силвер.Рисунок 15 – Сравнительный анализ показателей по методике «Быстрота мышления».Рисунок 16–Сравнительный анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.ЛурияЦель эмпирического исследования достигнута, задачи решены.ЗаключениеНеобходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в ходе воспитания и обучения является «общим» местом в педагогике, психологии, дидактике и методике. Каждый ребенок отличается от другого, и поэтому любой педагог знает, что на уроке нужен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Именно тогда создаются оптимальные условия для максимально полного всестороннего развития ребенка, возникает комфортная для всех воспитанников образовательная среда, находят свое решение многие проблемы учеников, которые отличаются неуспеваемостью [5].Большинство педагогов и психологов применяют индивидуализация и дифференциация в качестве синонимов, но, по мнению А.В. Орловой, каждый из них содержит свое содержание. Дифференциация обучения предусматривает наличие у школьника возможности выбора собственного образовательного маршрута в рамках существующей системы образования. Сюда относится и выбор школы (частной или государственной, российской или зарубежной), и выбор профиля обучения (специализированные классы и школы - гуманитарные, математические и т.д.), возможность сдать экзамены экстерном, выбор факультативных предметов. Индивидуализация, в свою очередь, обучения предполагает создание условий для учета индивидуальных особенностей, обучающегося в русле выбранного им образовательного маршрута.Немецкий психолог Г. Клаус выделил следующие закономерности развития учебной деятельности, которые связаны с возрастными особенностями обучающихся: чем ребенок младше, тем в большей степени он свою учебу основывает на опыте своих действий, с возрастом доля обучения посредством рассказа и объяснения повышается;1) если сначала ребята некритично воспроизводят образцы, то позже начинают избирательным и критическим образом подходить к учебному материалу;2) доминирующие в дошкольном возрасте игровые формы учения в младшем школьном возрасте сменяются сознательной и целенаправленной учебной деятельностью;3) увеличивающаяся способность самим регулировать и ориентировать собственные поступки провоцирует осознанное предпочтение конкретных учебных предметов;4) с возрастом происходит усиление понятийной упорядоченности знаний, развиваются умственные способности и за счет этого совершенствуются познавательные предпосылки учебной деятельности, точнее сказать познавательные операции и стратегии учения, которые доказали собственную пригодность в конкретных ситуациях, все более результативно переносятся на схожие ситуации;5) с возрастом потенциально повышается настойчивость в учении и это означает, что ребята постарше могут более длительно заниматься учебой, но насколько эта способность реализуется, прежде всего обусловлено установками и интересами учащихся.Нельзя сомневаться сомнений в том, что между уроками младшего школьника, и лекцией в Вузе, обучающего студентов, имеется большая разница, основывающаяся на возрастных различиях обучаемых. Однако одновременно с этим возраст как таковой (число лет, которые прожиты человеком), играет меньшую роль, чем степень личностного развития, который достигнут за прожитое время. Так мы можем часто встречаются и 8-летние студенты, и с 18-летние шестиклассники. Существенную роль тут играют не только индивидуальные особенности этих обучающихся, так и условия, в которых происходит их социализация.Как известно, между игрой, в ходе которой в большей степени реализуется обучение ребенка дошкольного возраста, и лекцией в университете, дающей знания студенту, существует большая разница, в основе которой лежат возрастные различия субъектов образования. Однако при этом возраст как таковой (количество лет, прожитых человеком), играет меньшую роль, по сравнению с уровнем личностного развития, который достигнут за прожитый период времени. Например, педагогу может встретиться и с 14-летний студент, и с 18-летний шестиклассник. Значительную роль здесь играют не только индивидуальные особенности рассматриваемых обучающихся, но и условия, в которых происходит их социальная адаптация.Д.Б. Эльконин считал, что любой возраст отличается следующими я показателями: 1) конкретной общественной ситуацией развития или той определенной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослым в актуальный период; 2) главным или ведущим, типом деятельности. Педагогике известны несколько типов деятельности, характеризующие конкретные периоды психического развития; 3) основными психическими новообразованиями.Таким образом, учет индивидуальных особенностей детей возраста важная часть их воспитания.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2013. - 672 с.Акимова М. К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М: Знание 1992. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2008. – С. 3-4.Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2007. – С. 1-11Верцинская Н. И. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. И. Верцинская. — Минск, 1983.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. ГамезоМ.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2014 - 701 с.Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: изд-во УРАО, 2013. - 175 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с. Липкина А. И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. — М., 2014. — 382 с. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,1973. 237 с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 1987. -400 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2001. 336 с. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.Шаграева О.А. Детская психология. М.: Владос, 2001. - 319 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2013. - 672 с.
2. Акимова М. К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М: Знание 1992.
3. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2008. – С. 3-4.
4. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56.
5. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2007. – С. 1-11
6. Верцинская Н. И. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. И. Верцинская. — Минск, 1983.
7. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с.
9. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2014 - 701 с.
11. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с.
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: изд-во УРАО, 2013. - 175 с.
15. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с.
16. Липкина А. И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. — М., 2014. — 382 с.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
19. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,1973. 237 с.
20. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
21. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
22. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 1987. -400 с.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2001. 336 с.
25. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
26. Шаграева О.А. Детская психология. М.: Владос, 2001. - 319 с.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
28. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
29. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
30. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.

Вопрос-ответ:

Что изучается в психологических исследованиях трех детских возрастов?

В психологических исследованиях трех детских возрастов изучаются особенности развития старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.

Какие характеристики дошкольного возраста рассматриваются в исследовании?

В исследовании рассматриваются такие характеристики дошкольного возраста, как развитие речи, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, моторные навыки и социальное взаимодействие.

Какие проблемы исследования дошкольного возраста рассматривались в советской и зарубежной психологии?

В советской и зарубежной психологии исследовались проблемы развития интеллекта, личности и социальной адаптации в дошкольном возрасте.

Как организовано исследование трех детских возрастов?

Исследование трех детских возрастов организовано путем проведения психологических тестов, наблюдения и анализа результатов.

Какие методы использовались в исследовании трех детских возрастов?

В исследовании трех детских возрастов использовались методы наблюдения, тестирования, анкетирования и интервьюирования.

Какие возрастные группы были исследованы в психологическом исследовании?

В психологическом исследовании были изучены старший дошкольный, младший школьный и подростковый возрасты.

Что характеризует дошкольный возраст?

В дошкольном возрасте дети находятся в стадии активного психического развития, они формируют представления о мире и себе, развивают основные познавательные и эмоциональные процессы.

Какое значение имеет исследование проблемы психологии в советской и зарубежной психологии?

Исследование проблемы психологии в советской и зарубежной психологии позволяет выявить особенности и закономерности развития детей разных возрастных групп, а также способствует разработке практических рекомендаций по воспитанию и образованию детей.