Античный театр
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 04.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Рождение и развитие античного театра 5
1.1. Происхождение и особенности античного театра 5
1.2. Функциональная структура древнегреческого театра 8
1.3. Сакральная природа античного театра 14
Глава 2. Особенности работы античного театра 21
2.1. Античные драматурги 21
2.2. Организация театральных представлений 24
2.3. Актеры и зрители 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Эти события отразились на сцене театра Софоклом. Интересно, что основное внимание в своих трагедиях Софокл уделяет не богам, а человеку, его страстям, переживаниям, мыслям. Глубоко человечными являются созданные Софоклом образы Электры, Эдипа, Антигона. [11, с. 27]В трагедиях Софокла отражаются нравственные и гражданские идеалы античной рабовладельческой демократии. Творчество Софокло имело высокую гуманистическую направленность. При Софокле на сцене появляется третий актер и уменьшается роль хора. Основное внимание уделяется индивидуальной игре актеров и диалогам.При Софокле появились живописные декорации, что сделало трагедию более органичной и живой. Драматург отказался от сценических эффектов, которыми активно пользовался Эсхил. [13, с. 95]Большую роль в развитии античного театра сыграл Еврипид. В его творчестве отразился рост общественных противоречий, возникших во время Пелопонесской войны и кризис полисной системы. Звучание героической темы в его трагедиях заметно снижается, но усиливается внимание к явлениям окружающего мира и внутреннему миру человека.Еврипид в целях эмоционального воздействия на зрителей ввел в свои драмы сцены физических страданий, смерти, безумия. Хор в его драмах уже не имел такой сильной связи с развитием сюжета.Античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла наивысшего расцвета в творчестве Аристофана. В период интенсивного нарастания социальных противоречий внутри афинского общества комедиограф выступил страстным защитником демократии и выразителем дум и чаяний крестьянства. Аристофан превратил театр в средство борьбы за общественные идеалы. Таким образом, творчество античных драматургов существенно повлияло на развитии античного театра.2.2. Организация театральных представленийНеобходимо подчеркнуть, что античный театр всегда находился в государственном ведении. На праздниках Дионисий устраивались агоны (агонии) – состязания драматургов. Обычно в этом конкурсе принимали участие три трагических и три комических поэта. Каждый трагик должен был представить на конкурс трилогию – три трагедии, связанные единым сюжетом, и одну сатирическую драму. [4, с. 87]Таким образом, тетралогия состояла из трилогии и сатирической драмы. Состязания проходили три дня. Тетралогия разыгрывалась каждый день с утра. Произведение комического поэта, который участвовал в состязании - вечером. В день всего проходило пять произведений. К участию в состязаниях допускались только новые произведения. Те произведения, которые игрались ранее, шли вне конкурса.Архонт (в Афинах высшее должностное лицо) предоставлял драматургам хор. Сначала обучали хоревтов и писали музыку они сами, но потом это делали профессиональные учителя.[14, с. 95]Богатый покровитель искусства – хорег – брал на себя все финансовые издержки, связанные с подготовкой хора. Также он платил за театральный реквизит.Для организации драматических состязаний требовалось всего шесть хорегов (три для комедий и три для тетралогий). Следует подчеркнуть, что обязанность хорега была весьма почетной. В древности считали, что он находится под особенным покровительством Диониса.В государственном архиве Афин хранился особый протокол (дидаксикалий), в котором фиксировались результаты состязаний. Выборные лица судили на состязаниях. Для драматургов устанавливались три награды. Потрепевшим поражение считался автор постановки, которая заняла третье место. Зато победитель получал гонорар и венок из священного плюща, что считалось очень почетным.Интересно, что в состязаниях драматургов Софокл побеждал 24 раза, а Эсхил – 13 раз. Еврипид получил пять раз награду, причем последнюю – посмертно.[4, с. 210]Таким образом, участники хора в период к подготовке к праздникам, освобождались от несения военной и государственной службы. Хорег, подготовивший хор, который победил на состязаниях, мог в честь этой победы воздвигнуть памятник. На нем писали имя победившего драматурга, имя хорега, название пьесы и дату состязания. 2.3. Актеры и зрителиВажнейшим вопросом для теоретиков театра, актеров, драматургов, режиссеров является вопрос о коммуникации в театре, о способе общения зрителя и актера. В этом отношении опыт такого театрального образования, как хор дает многое к пониманию драмы и причин популярности античного театра.Структурное противопоставление хора актерам и зрителям свидетельствует о его важной роли как посреднического, переходного образования между зрительской массой и протагонистом. Внешний вид был также знаковым в этом отношении. Хоревты носили одежды, наподобие актерских, но котурнов они не надевали, так как должны были быть подвижны. Феспид, как известно, был единственным актером в своих трагедиях. Перием хора сопровождалась его партия. [6, с. 49]Естественный процесс специализации жанров привел к уходу хора из античного театра. Развитие трагедии приводило к уменьшению значения хора и увеличению числа актеров.Актеры, как и драматурги, принимали большое участие в городской жизни, они могли выступать в роли послов, занимать государственные должности. Интересно, что в античном театре немые роли исполняли статисты, а женские роли всегда исполнялись мужчинами. Актеры должны были не только хорошо декламировать, но и обладать вокальными данными. Это объяснялось тем, что в наиболее патетических местах драмы исполнялись арии.[6, с. 50]В античном театре актеры прекрасно владели основами танца и искусством жестикуляции. Они традиционно пользовались масками, поэтому в их игре была исключена мимика.Театральная маска была основным элементом в театральной традиции. Это был атрибут наряда всех лиц, которые участвовали в драматическом представлении.[12, с. 17]Маски нужно было использовать в связи с тем, что актеры от зрителей находились на большом расстоянии, и их выражения лиц было трудно различить.Думается, по размеру маска была немного больше головы человека, носящего ее. Маска должна была плотно сидеть, иначе она могла спадать во время движения и препятствовать исполнению роли. В то же время маска должна была оставлять свободное протсранство вокруг ушей актера, чтобы он мог слышать других участников.[12, с. 18]Чтобы голос исполнителя мог звучать свободно, в маске делали большое отверстие для рта. С закрытым ртом маска изготавливалась для «немых» персонажей.Цвет маски миел значение. Мудрость передавалась голубым цветом, ярость и раздражение – багровым, болезнь – желтым, хитрость – рыжим. Исполнение мужчинами женских ролей требовало особенных масок, так как женские лица изображались более светлыми.Костюмы трагических актеров имитировали пышные одежды жрецов Диониса, которые их носили во время церемоний. Нередко театральный хитон, имевший длинные рукава и сшитый из льняной ткани, доходил до пят.[11, с. 28] Двух видов были плащи: хламида (короткий плащ, застегивающийся на плече) и гиматий (широкий плащ, который укладывался складками вокруг тела). Каждый персонаж имел особенную одежду, на которой были вышиты рисунки – звезды, цветы, деревья, арабески, спирали, фигуры животных и людей.Строго регламентированы были места для разных категорий зрителей. Первый, ближайший к орхестре ряд был отведен высшим должностным лицам государства (архонтам, стратегам, навархам), верховному жрецу бога Диониса и его служителям, победителям Олимпийских и Панафинейских игр. Им, восседавшим в персональных, украшенных резьбой мраморных креслах (проэдриях), жетоны были не нужны. За креслами, отделенными кольцевым проходом, располагался нижний ярус для наиболее обеспеченной публики (богатые землевладельцы, купцы, ростовщики). Каждый сектор этого яруса был помечен одной буквой, начиная с «Α» (альфа). [5, с. 46]Металлические жетоны, лишенные каких-либо изображений и помеченные одной буквой на обеих сторонах, служили пропусками на средний ярус. Буквы на этих жетонах обозначали клинообразные секторы для зрителей со средним достатком (зажиточных горожан, земледельцев, ремесленников, ветеранов армии и флота и пр.). Драматические представления шли в течение всего дня. Зрители прямо в театре обедали. Они облачались в раздничные одежды, украшали голову венками из плюща.Следует отметить, что афинская публика была очень непосредственной и восприимчивой. Если представление ей нравилось, то зрители выражали свое одобрение криками и аплодисментами. Но если пьеса не нравилась, зрители начинали громко свистеть, щелкать языками, стучать ногами. Были случаи, когда по требованиям зрителей непонравившаяся им пьеса прекращала идти и начиналась другая.[5, с. 47]Таким образом, можно сказать, что во многом успех или неудачу постановки, а также вторческую карьеру драматурга определяло мнение публики.ЗаключениеАнтичную культуру отличала любовь к театральным зрелищам, которые всегда находили своего зрителя и оказывали на него воспитательное влияние своей масштабностью, ритуальностью, самой возможностью выразить себя на публике. В трудах античных мыслителей, принадлежащих к разным периодам античной истории, подчеркивается, что театр выступает школой для взрослых и взрослеющих, где зрителей наставляли в правильном понимании событий через демонстрацию одобряемых образцов мышления и поведения. Античность оставила огромное наследие в области искусства и литературы. Античное театральное наследие продолжало и продолжает жить в европейском театре. Во времена своего расцвета античный театр (греческий и римский) был народным театром. Все свободное городское население собиралось в дни праздников. Велика была политическая и культурная роль античного театра. Он не отгораживался от жизни, поднимая религиозные, литературные, философские, исторические, педагогические вопросы. Театр смог поставить свое искусство на службу обществу.Постепенно в центре внимания античной трагедии стал человек со своим богатым внутренним миром. Столкновение характеров создавало драматические конфликты, доставляя зрителям эстетическое наслаждение.Изучение античного театра дает возможность проследить его развитие от первых ступеней до расцвета в творчестве великих греческих и римских драматургов.Сочинения античных драматургов разных периодов являлись не только отражением критических взглядов поэтов на современную им образовательную систему, но и представляли собой попытки визуализировать идеальные практики обучения и воспитания. Педагогический дискурс античного театра является феноменом, который существенно повлиял на возникновение фундаментальных образовательных идеалов и их преломление в разные исторические периоды. Детальное рассмотрение корпуса текстов, в которых драматурги выступают как наставники, зрители как ученики, а сам театр как образовательное пространство, дает возможность рассматривать античный театр как образовательное пространство и генератор педагогического дискурса эпохи. Список использованных источников и литературыИсточникиАристотель. Политика. – М.: Мысль, 1983. – 375 с.Геродот. История. – Л.: Наука, 1972. – 599 с.Эсхил. Трагедии. – М.: Искусство, 1978. – 367 с.ЛитератураАнненский И. История античной драмы / И. Анненский. – СПб.: Гиперион, 2003. – 416 с.Гоева Н.П. Зритель в истории античного театра: динамика роли и функций / Н.П. Гоева // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2013. - №1-2. – С. 46-57.Гоева Н.П. Коммуникативные функции хора в античном театре / Н.П. Гоева // Культура и цивилизация. – 2013. - №1-2. – С. 49-59.Домина Ю.В. Социальная функция классического античного театра: диалектика ритуального очищения и гражданского воспитания / Ю.В. Домина // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2011. - №1 (31). – С. 31-36.Кулишова О.В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2014. – 320 с.Павленко А. Теория и театр / А. Павленко. – СПб.: Изд-во СПГУ, 2006. – 238 с. Поляков Е.Н. Архитектура древнегреческих театров / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. - №2 (43). – С. 9-31. Поляков Е.Н. Древнегреческий театр – история зарождения / Е.Н. Поляков, Т.О. Иноземцева // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. - №1 (42). – С. 9-30. Поникаровская М.В. Трагическая маска в древнегреческом театре / М.В. Поникаровская // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2015. - №23. – С. 17-26.Портнова Т.В. Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление / Т.В. Портнова // Наука и образование сегодня. – 2016. - №6 (7). – С. 95-97. Санженаков А.А. Античный театр в свете понятия «катарсис» / А.А. Санженков // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - №427. – С. 91-95. Сатина И.В. Античный театр как пространство философского диалога / И.В. Сатина, С.А. Калугина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2018. - №1 (27). – С. 115-121. Трубочкин Д.В. Античный театр / Д.В. Трубочкин. – М.: Театральная Школа Константина Райкина, 2015. – 48 с. Чистюхин И.Н. Вакх-Дионис-Аполлон: мифопоэтическая природа античного театра / И.Н. Чистюхин // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. – М.: CreateSpace, 2016. – С. 9-11. Чистюхин И.Н. Этимология терминов античного театра / И.Н. Чистюхин // Антропологич театральности: человек в искусстве и театре. Сборник научных статей. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017. – С. 26-39.
Источники
1. Аристотель. Политика. – М.: Мысль, 1983. – 375 с.
2. Геродот. История. – Л.: Наука, 1972. – 599 с.
3. Эсхил. Трагедии. – М.: Искусство, 1978. – 367 с.
Литература
4. Анненский И. История античной драмы / И. Анненский. – СПб.: Гиперион, 2003. – 416 с.
5. Гоева Н.П. Зритель в истории античного театра: динамика роли и функций / Н.П. Гоева // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2013. - №1-2. – С. 46-57.
6. Гоева Н.П. Коммуникативные функции хора в античном театре / Н.П. Гоева // Культура и цивилизация. – 2013. - №1-2. – С. 49-59.
7. Домина Ю.В. Социальная функция классического античного театра: диалектика ритуального очищения и гражданского воспитания / Ю.В. Домина // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2011. - №1 (31). – С. 31-36.
8. Кулишова О.В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2014. – 320 с.
9. Павленко А. Теория и театр / А. Павленко. – СПб.: Изд-во СПГУ, 2006. – 238 с.
10. Поляков Е.Н. Архитектура древнегреческих театров / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. - №2 (43). – С. 9-31.
11. Поляков Е.Н. Древнегреческий театр – история зарождения / Е.Н. Поляков, Т.О. Иноземцева // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. - №1 (42). – С. 9-30.
12. Поникаровская М.В. Трагическая маска в древнегреческом театре / М.В. Поникаровская // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2015. - №23. – С. 17-26.
13. Портнова Т.В. Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление / Т.В. Портнова // Наука и образование сегодня. – 2016. - №6 (7). – С. 95-97.
14. Санженаков А.А. Античный театр в свете понятия «катарсис» / А.А. Санженков // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - №427. – С. 91-95.
15. Сатина И.В. Античный театр как пространство философского диалога / И.В. Сатина, С.А. Калугина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2018. - №1 (27). – С. 115-121.
16. Трубочкин Д.В. Античный театр / Д.В. Трубочкин. – М.: Театральная Школа Константина Райкина, 2015. – 48 с.
17. Чистюхин И.Н. Вакх-Дионис-Аполлон: мифопоэтическая природа античного театра / И.Н. Чистюхин // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. – М.: CreateSpace, 2016. – С. 9-11.
18. Чистюхин И.Н. Этимология терминов античного театра / И.Н. Чистюхин // Антропологич театральности: человек в искусстве и театре. Сборник научных статей. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017. – С. 26-39.
Вопрос-ответ:
Каково происхождение и особенности античного театра?
Античный театр имеет свое происхождение в древнегреческой культуре. Особенностью античного театра является его связь с религиозными и мифологическими представлениями, а также использование масок и хора.
Какова функциональная структура древнегреческого театра?
Функциональная структура древнегреческого театра включает в себя оркестру, которая служила для хоровых песен и танцев, сцену, на которой происходили действия, и параклина — здание, используемое для гримерки и переодевания.
В чем заключается сакральная природа античного театра?
Сакральная природа античного театра проявляется в его связи с религиозными обрядами и мифологическими представлениями. Театр считался священным местом, где происходило воплощение богов и героев, а театральные представления служили для поклонения им.
Какие были особенности работы античного театра?
Особенности работы античного театра включают наличие известных драматургов, таких как Софокл и другие, организацию театральных представлений, включающую подготовку актеров и декораций, а также взаимодействие между актерами и зрителями.
Какие были основные события, отраженные на сцене театра Софоклом?
На сцене театра Софоклом отражались основные события из греческой мифологии и истории, включая битвы, трагические судьбы героев и взаимоотношения между богами и людьми.
Каково происхождение и особенности античного театра?
Античный театр имеет свои корни в древнегреческой культуре. Он развился из древних религиозных обрядов и празднеств, какими были дионисийские празднества. Основными особенностями античного театра являются его театрализованность, разделение актеров и зрителей обозначением оркестры и трибун, а также использование маскировки и костюмов.
Какова функциональная структура древнегреческого театра?
Древнегреческий театр состоял из нескольких основных частей. Первой была оркестра - круглое пространство в центре театра, где актеры исполняли свои роли. На оркестре стояли хоровые певцы и танцовщики. За оркестром находились зрительские трибуны. Также театр включал в себя сцену (скена), где происходило действие пьесы, и постройку в виде храма, известную как хора.
Какова сакральная природа античного театра?
Сакральная природа античного театра заключалась в его связи с религиозными и мифологическими представлениями древних греков. Театр был тесно связан с культом бога Диониса, бога вина, веселья и плодородия. Проведение дионисийских празднеств и постановка театральных представлений были способами чтения бога и поклонения ему.
Кто были античными драматургами?
Античные драматурги были писателями, которые создавали древнегреческие пьесы. Известными античными драматургами были Софокл, Эсхил, Еврипид. Их пьесы отличались глубокими философскими и моральными вопросами, а также высоким художественным качеством.
Как организовывались театральные представления в античности?
В античности театральные представления организовывались городскими государствами Греции. Часто представления проводились во время дионисийских празднеств и включали в себя несколько пьес, представленных специальными труппами актеров. Зрители собирались на трибунах и смотрели представление, которое включало в себя драму, комедию или трагедию.