Формирование произносительных умений и навыков сонорных звуков [л] и [р] у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Заказать уникальную курсовую работу- 65 65 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 15.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией
1.1 Определение основных понятий темы ……………………...8
1.2 Классификация фонем русского языка ……………………12
1.3 Онтогенез становления звуков речи у детей в норме …….13
1.4 Онтогенез развития фонематического слуха у детей в норме …………………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе ………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования произнесения соноров [л] и [р], фонематических процессов, моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрией ……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика нарушения произнесения звуков [л] и [р] и других фонетических компонентов языка у детей с дизартрией ……………………...27
2.3 Особенности фонематических процессов у детей с дизартрией …..29
2.4 Соотнесение дефектов произнесения звуков [л] и [р] с недоразвитием фонематических процессов у детей с дизартрией …………………………….34
Выводы по 2 главе ………………………………………………………..36
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по коррекции звуков [л] и [р] у детей с дизартрией
3.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции звуков [л] и [р] у детей с дизартрией ………………………………39
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции произнесения сонорных звуков [л] и [р] у детей с дизартрией ……………………………….40
3.2.1 Формирование моторного праксиса и речевых кинестезий с учетом структуры клинического дефекта ………………………………………………41
3.2.2 Формирование произносительных умений и навыков соноров [л] и [р] и других фонематических компонентов языка …………………………….43
3.2.3 Формирование фонематических процессов на материале соноров [л] и [р] ……………………………………………………………………….......44
3.2.4 Формирование контроля за произнесением соноров [л] и [р] …..47
3.2.5 Закрепление умений и навыков произнесения соноров [л] и [р] на материале различных ситуаций общения ……………………………………..48
Выводы по 3 главе ………………………………………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..50
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………....61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………………65
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с.
2. Астахова Н.Ю, Андросова Г.А. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144 – 150
3. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед - 2009 - №5 - С. 26
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.
5. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351
6. Винарская Е. Н. О слуховом самоконтроле процесса устного высказывания // Вероятностное прогнозирование, — М.: Провещение.- 1977. — С.123–127.
7. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3
8. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
10. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с
11. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М., 1996. – 23 с.
12. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с.
13. Иванова-Лукянова, Г.Н. Интонация и синтаксис / Г.Н. Иванова-Лукянова// Филологические науки. – 1987. -№4. –С. 42-48.
14. Карелина И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии // Дефектология. - 1996. - №5. – С. 22 – 24
15. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология. 2000. №1. – С. 24 – 20
16. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М., 1986.
17. Киселёва В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с.
18. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
19. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с.
20. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.
21. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1997
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
23. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004. – 192 с.
24. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия).// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2000. – 192 с.
26. Лопатина, Л.В. Нарушение интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией/ Л.В. Лопатина, Л.А Позднякова// Логопедия. -2004. -№1. –С. 53-60.
27. Лопатина, Л.В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией/ Л.В. Лопатина// Логопедия. -2005. –№3. –С. 28-32.
28. Лопатина, Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией/ Л.В. Лопатина// Психолингвистика и современная логопедия. –М.: Экономика, 1997. С. 268-273
29. 5 Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/ Л.В. Лопатина. –СПб: РГПУ им. А.Г. Герцена, изд-во «Союз», 2004. -192 с.
30. Мазманян, М.А. Роль интонации в развитии речи ребенка/ М.А. Мазманян, Э.А. Александрян// Исследование языка и речи. –М.: МГПИИЯ, 1997. –Т.60. –С. 107-110
31. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34 -48.
32. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редпроф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
33. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.
34. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // Под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002. – 200 с.
36. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003
37. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб., 2005. – 224 с.
38. Петрякина, В.И. Интонация/ В.И. Петрякина// Современный русский язык. Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Под ред. Л.А. Новикова. –СПб: Изд-во Лань, 1999. –С. 122-147
39. Позднякова, Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стретой формой дизартрии/ Л.А. Позднякова// Логопед в детском саду. -2005. -№5. –С. 57-60
40. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
41. Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с.
42. Рыбакова М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1282-1284
43. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
44. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 118.
45. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97
46. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.
47. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003. – 126 с.
48. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
49. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155
50. Тугова Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями/ Н.А. Тугова// Дефектология. -1995. -№2. –С. 53-56
51. Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 192 с.
52. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. Т.Б. Филичевой.— М., 2001. – 192 с.
53. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.
54. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
55. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009 - 456 с.
56. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
57. Чихладзе, Л.О. Особенности развития восприятия и речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием младшего школьного возраста/ Л.О. Чихладзе// Школьный логопед. -2005. -№2.
58. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.
59. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с.
60. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm2
Вопрос-ответ:
Что такое произносительные умения и навыки сонорных звуков?
Произносительные умения и навыки сонорных звуков относятся к способности выполнять устную речь с использованием звуков "л" и "р". Эти звуки считаются сонорными, так как при их произношении воздух проходит свободно через резонансные полости рта и носа. Формирование этих умений и навыков важно для правильного и четкого произношения русского языка.
Что такое легкая степень псевдобульбарной дизартрии?
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - это некоторое нарушение функции артикуляционного аппарата, которое проявляется в слабости и неправильном контроле движений языка, губ и гортани при формировании звуков речи. Это состояние может привести к неразборчивой речи и затруднениям в произношении определенных звуков.
Какие основные понятия относятся к фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей с дизартрией?
Основные понятия, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей с дизартрией, включают формирование звуков речи, произносительные умения и навыки, артикуляционный аппарат, слабость и неправильный контроль движений языка, губ и гортани, а также неразборчивость и затруднения в произношении определенных звуков.
Какие звуки относятся к сонорным звукам русского языка?
Сонорные звуки русского языка включают звуки "л" и "р". При их произношении воздух проходит свободно через резонансные полости рта и носа, создавая характерный звук. Они играют важную роль в формировании произносительных умений и навыков детей и являются основой правильного и четкого произношения русской речи.
Каковы основные понятия, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей с дизартрией?
Основные понятия, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей с дизартрией включают определение дизартрии, псевдобульбарной дизартрии, произносительных умений и навыков, сонорные звуки л и р.
Какие фонемы русского языка классифицируются?
Фонемы русского языка классифицируются на согласные и гласные звуки, а также на звонкие и глухие согласные.
Как происходит становление звуков речи у детей в норме?
Становление звуков речи у детей в норме происходит в процессе онтогенеза. Сначала дети выполняют артикуляционные движения без вырабатывания речевого звука, затем происходит формирование звука, его контроль и стабилизация.
Как развивается фонематический слух у детей в норме?
Фонематический слух у детей в норме развивается на протяжении онтогенеза. На начальном этапе дети различают только громкость и высоту звука, затем они начинают различать звуки по длительности и тембру, а в дальнейшем - по тону и интенсивности.
Каково теоретическое обоснование проблемы изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией?
Теоретическое обоснование проблемы изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией заключается в изучении определенных понятий и общих закономерностей развития звуков речи и фонематического слуха у детей в норме, а также в классификации фонем русского языка и понимании основных понятий, связанных с дизартрией.
Какие умения и навыки формируются у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в отношении произношения сонорных звуков л и р?
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии формируются произносительные умения и навыки, связанные с правильным произнесением сонорных звуков л и р. Эти звуки относятся к группе звуков, которые требуют особого внимания и тренировки. В процессе специальных занятий и тренировок дети учатся правильно артикулировать звуки л и р, улучшают свою произносительную моторику и развивают способность слушать и воспроизводить звуки верно.