Исследование способов запоминания учебной информации у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 02.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследования способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста 5
1.1 Педагогическая диагностика способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста 5
1.2 Педагогические приемы формирования способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста 8
1.3 Педагогические средства формирования способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста 10
ГЛАВА 2. Исследование способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста 16
2.1 Организация исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Таблица 6
Показатели запоминания картинок из 6 предложенных, задание 2
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 - - 1 5 - 2 4 3 3 1 3 4 - 4
Как видно из таблицы 6 показатели исследования произвольной кратковременной памяти: воспроизведение реальных изображений: у детей с 1 группы находятся в диапазоне средних и низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне высоких и средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная кратковременная память.
Таблица 7
Показатели запоминания 2-ух новых картинок, добавленных к 6 предложенным, задание 3
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 6 - 1 3 2 2 1 3 3 - 5 4 - -
Как видно из таблицы 7 показатели исследования произвольной оперативной памяти: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная оперативная память.
Таблица 8
Показатели запоминания картинок, которые были предложены для запоминания до добавления новых, задание 4
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 - - 1 9 1 2 1 6 3 - 2 4 - 1
Как видно из таблицы 7 показатели исследования произвольной оперативной памяти: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная оперативная память.
Таблица 9
Показатели запоминания перемены мест всех картинок, задание 5
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 2 1 1 7 1 2 1 - 3 - 6 4 - 2
Как видно из таблицы 9 показатели исследования произвольной кратковременной памяти: воспроизведение порядка элементов: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне высоких и средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная кратковременная память.
Таблица 10
Показатели запоминания места 2-ух картинок из 4 предложенных, задание 6
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 8 - 1 2 - 2 - 6 3 - 1 4 - 3
Как видно из таблицы 10 показатели исследования произвольной кратковременной памяти: воспроизведение порядка элементов: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне высоких и средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная кратковременная память.
Таблица 11
Показатели запоминания места 2-ух картинок из 6 предложенных, задание 7
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 9 - 1 1 1 2 - 4 3 - 3 4 - 2
Как видно из таблицы 11 показатели исследования произвольной кратковременной памяти: воспроизведение порядка элементов: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне высоких и средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная кратковременная память.
Таблица 12
Показатели срисовывания геометрических фигур по памяти, задание 8
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 3 1 1 5 2 2 2 1 3 - 6 4 - -
Как видно из таблицы 12 показатели исследования произвольной невербальной памяти: воспроизведение геометрических фигур: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная невербальная память.
Таблица 13
Показатели запоминания картинок при перекидывании из одной стопки в другую, задание 9
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 4 - 1 4 1 2 2 4 3 - 4 4 - 1
Как видно из таблицы 13 показатели исследования произвольной вербальной памяти: называние реальных изображений: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная вербальная память.
Таблица 14
Показатели запоминания картинок при перекидывании из одной стопки в другую, иной набор картинок, задание 10
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 9 - 1 1 1 2 - 2 3 - 4 4 - 3
Как видно из таблицы 14 показатели исследования произвольной вербальной памяти: называние реальных изображений: у детей 1 группы находятся в диапазоне низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне высоких и средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развита зрительная вербальная память.
Таблица 15
Показатели опосредованного запоминания, задание 11
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 - 1 1 1 1 2 8 4 3 1 3 4 - 1
Как видно из таблицы 15 показатели исследования зрительного опосредованного запоминания: у детей 1 группы находятся в диапазоне средних оценок, тоже самое можно сказать про показатели детей с нормальным развитием, которые находятся в диапазоне средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы и у нормально развивающихся сверстников опосредованное запоминание находится на среднем уровне.
Таблица 16
Показатели выполнения задания по поиску отличий, задание 12
Количество баллов Дети 1 группы Дети с нормальным развитием 0 - - 1 2 - 2 6 4 3 2 2 4 - 4
Как видно из таблицы 16 показатели исследования произвольного внимания: у детей 1 группы находятся в диапазоне средних и низких оценок, тогда как показатели детей с нормальным развитием находятся в диапазоне высоких и средних оценок. Можно предположить, что у детей 1 группы хуже, чем у нормально развивающихся сверстников развито зрительное внимание.
При этом для детей 1 группы характерно то, что они хуже выполнили все задания в сравнении со своими нормально развивающимися сверстниками (рис. 5)


Рис. 5. Баллы, набранные детьми из 1 и 2 групп при выполнении разных заданий

Большинство детей 1 группы справились с заданием ниже среднего уровня, тогда как дети с нормальным развитием – выше среднего. При выполнении задания дети 1 группы путали предметы, неверно указывали их называли.
Экспериментальное исследование выявило у детей 1 группы значительные нарушения произвольной памяти, о чем свидетельствует то, что для выполнения заданий детям задержкой развития требуется больше времени, чем детям с нормальным развитием, задания выполняются с ошибками.
Результаты эксперимента показали, что качественная характеристика выполнения заданий позволила выявить гораздо более низкий уровень выполнения задания в условиях словесной инструкции.
Также у детей 1 группы ошибки наблюдались еще в самом начале выполнения заданий на диагностику памяти. Для них характерен медленный темп и, собственно, ошибки в решении заданий, трудности запоминания зрительных образов. Такие трудности этих детей можно связать с неточным восприятием инструкции экспериментатора, с маленьким объемом памяти, неустойчивостью произвольной памяти.
У детей с нормальным развитием отмечались несущественные индивидуальные колебания в объеме запоминания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сформированность произвольной памяти у детей 1 группы не соответствует возрастной норме. Отставание в формировании памяти у детей 1 группы в старшем дошкольном возрасте обуславливает неподготовленность базы для следующего этапа возрастного развития (младший школьный возраст).
У детей младшего школьного возраста 1 группы обнаружена продуктивность запоминания наглядного материала, уровень произвольной памяти несколько выше, чем уровень речевой памяти. Дети 1 группы заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по всем показателям зрительного запоминания.
Сравнение зрительного восприятия у детей 1 группы и с нормальным развитием показало, что между ними выявляются существенные различия.
Результаты исследования восприятия пространства детей 1 группы сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальным развитием, они хуже.
Во время исследования, у детей 1 группы отмечалась недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживалась замедленность, застревание на одной позе.
В результате эксперимента было установлено, что дети 1 группы обладают менее развитой кратковременной и долговременной произвольной памятью по сравнению с детьми с нормальным развитием.
Целенаправленная работа с использованием дидактических игр и обучения детей моделированию продуктивной деятельности способствует повышению памяти у младшего школьного возраста и обеспечивает активизацию формирования предпосылок к учебной деятельности.
В результате исследования была доказана гипотеза: у детей 1 группы имеет место несформированность функций памяти, в работе рассматривался такой вид памяти как произвольная. Преодоление несформированности функций памяти может быть более эффективным при условии использования специальных средств, направленных на формирование у младшего школьного возраста предпосылок для развития памяти, в том числе произвольной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: Пер. с англ./Перевод Алексеенко Н. Ю.; Под ред. и с предисл. Е. Н. Соколова. – М.: Мир, 1983.
Актуальные проблемы развития задержки психического развития детей./ Под редакцией Лебединской К.С. М., 2002
Баженова Н.Б. Развитие памяти в процессе социализации личности : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол.н.: Спец. 22.00.06 / Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. – Тюмень, 1997.
Безруких М.М. Возрастные особенности развития произвольных движений у детей и подростков / Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А.Баранова, Л.А.Шевлягиной. М., 2000. С.222-228
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
Борякова Н.Ю., «Клиническая и психолого-педагогическая характеристикака детей 1 группы», www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003
Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.6 – М., 2004.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007
Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000
Зинченко Т.П. Психология памяти. – Дубна: Дубна, 2002.
Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных младшего школьного возраста./ Под ред. Л.П. Носковой - М.: Педагогика, 2001.-657с.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2005
Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под Редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 2002.-728с.
Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1980. – №3.
Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. – 1977. – №2. – С.3-12.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «Владос», 2006.
Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - 1 - с. 258
Специальная психология: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы: Учебное пособие / Под ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.
Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород. 1994.

Приложение
Геометрические фигуры














2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: Пер. с англ./Перевод Алексеенко Н. Ю.; Под ред. и с предисл. Е. Н. Соколова. – М.: Мир, 1983.
2. Актуальные проблемы развития задержки психического развития детей./ Под редакцией Лебединской К.С. М., 2002
3. Баженова Н.Б. Развитие памяти в процессе социализации личности : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол.н.: Спец. 22.00.06 / Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. – Тюмень, 1997.
4. Безруких М.М. Возрастные особенности развития произвольных движений у детей и подростков / Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А.Баранова, Л.А.Шевлягиной. М., 2000. С.222-228
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
6. Борякова Н.Ю., «Клиническая и психолого-педагогическая характеристикака детей 1 группы», www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003
8. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.6 – М., 2004.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007
10. Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000
11. Зинченко Т.П. Психология памяти. – Дубна: Дубна, 2002.
12. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.
13. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных младшего школьного возраста./ Под ред. Л.П. Носковой - М.: Педагогика, 2001.-657с.
14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
15. Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
16. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2005
17. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г
18. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под Редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 2002.-728с.
19. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1980. – №3.
20. Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. – 1977. – №2. – С.3-12.
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «Владос», 2006.
22. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - 1 - с. 258
23. Специальная психология: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
24. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
25. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы: Учебное пособие / Под ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.
26. Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
27. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород. 1994.


Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к исследованию способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Существуют различные теоретические подходы к исследованию способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста. Некоторые из них основаны на психологических теориях, например, теории развития у Дж. Пиаже и теории обучения у Л. С. Выготского. Другие подходы учитывают индивидуальные особенности детей, исследуя их предпочтения в использовании различных стратегий запоминания.

Как проводится педагогическая диагностика способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Педагогическая диагностика способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста может проводиться с помощью различных методов. Например, педагог может использовать наблюдение за поведением ученика во время изучения и запоминания учебного материала, проводить беседу с учениками, задавать им вопросы о способах запоминания, применять тесты и тестовые задания.

Какие педагогические приемы помогают формировать способы запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Существует множество педагогических приемов, которые помогают формировать способы запоминания учебной информации у младшего школьного возраста. Некоторые из них включают использование интерактивных методов обучения, таких как игры и ролевые игры, различные виды ассоциативных карт, рассказывание историй и создание памяток или альбомов по изучаемой теме. Педагог также может применять мнемотехники и мелодии для помощи в запоминании учебной информации.

Какие педагогические средства помогают формировать способы запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Для формирования способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста могут быть использованы различные педагогические средства. Например, использование учебных пособий с цветной иллюстрацией и подробными объяснениями, презентации и видеоматериалы, интерактивные доски или компьютерные программы с заданиями на запоминание. Также могут быть использованы различные игры и игрушки, а также модели и схемы для наглядности и запоминания информации.

Какие теоретические подходы существуют к исследованию способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Существуют различные теоретические подходы к исследованию способов запоминания учебной информации у младших школьников. Один из них основывается на педагогической диагностике, которая позволяет определить индивидуальные особенности каждого ребенка и его предпочтительные способы запоминания. Другой подход связан с использованием педагогических приемов, которые помогают формировать способы запоминания учебной информации. Третий подход включает в себя применение педагогических средств, таких как учебные пособия и различные образовательные материалы, с целью развития способов запоминания.

Как проводится педагогическая диагностика способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Педагогическая диагностика способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста включает в себя наблюдение и анализ поведения и реакций детей при работе с учебными материалами. Педагог может проводить различные задания, тесты или игры, чтобы выявить особенности запоминания каждого ребенка. Также может использоваться беседа с ребенком, чтобы получить информацию о его предпочтительных способах запоминания.

Какие педагогические приемы помогают формировать способы запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Существуют различные педагогические приемы, которые помогают формировать способы запоминания учебной информации у младшего школьного возраста. Например, можно использовать игры, рассказы, рифмы или песни, которые помогут детям запоминать информацию более эффективно. Также можно применять визуальные средства, такие как рисунки или диаграммы, чтобы помочь детям визуализировать и запомнить информацию. Важно выбирать приемы, которые подходят каждому отдельному ребенку и его индивидуальным особенностям.

Какие теоретические подходы используются в исследовании способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

В исследовании способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста используются различные теоретические подходы, такие как психологический, педагогический и нейробиологический подходы. Психологический подход позволяет изучить ментальные процессы, связанные с запоминанием информации. Педагогический подход нацелен на разработку методов и приемов, помогающих младшим школьникам эффективно запоминать учебный материал. Нейробиологический подход изучает нейрофизиологические основы запоминания.

Какие педагогические приемы применяются для формирования способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста?

Для формирования способов запоминания учебной информации у младшего школьного возраста применяются различные педагогические приемы. Это могут быть игровые формы обучения, использование наглядных материалов, проведение практических занятий, применение мнемотехники и ассоциативных методов. Также важно создавать условия для активного участия младших школьников в процессе запоминания, например, задавать им вопросы, привлекать к диалогу, использовать ритуалы и повторение материала.