История создания конституции РФ 1993г.
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 09.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации 6
1. Этапы развития Конституции Российской Федерации 6
2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года 18
ГЛАВА II. . Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации 28
1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года 28
2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений 36
3. Конституционное развитие России 50
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Кроме того, она является гарантией стабильности политического и общественного строя. Для дальнейшей жизнеспособности конституционных норм необходимо разрешить как правовые, так и доктринальные проблемы в рамках процедур изменения конституционных положений.§3. Конституционное развитие РоссииКонечно, создать идеальную модель конституции невозможно. В ее тексте всегда будут преобладать интересы различных политических сил, принимающих участие в ее создании, которые порой не совпадают с потребностями и целями развития и укрепления российской государственности. Но жизнь все равно не стоит на месте. Необходимо постоянно что-то делать, менять, совершенствовать. Это относится и к российской Конституции.Современное состояние российской действительности характеризуется продолжением экономического кризиса, социальной нестабильностью, политическими противоречиями в обществе и государстве. Опыт становления и развития институтов современного общества в России после принятия Конституции РФ 1993 г. свидетельствует о том, что они нуждаются в совершенствовании. В противном случае большинство из них могут остаться декларативными.Происходящие объективные процессы становятся отправной точкой в исследовании различных государственно-правовых и общественно-политических событий и явлений, побуждают к научному поиску, переосмыслению накопленного теоретического потенциала, к разработкам новых течений, идей, концепций, объясняющих происходящие преобразования на основе теории и практики государственного строительства. Именно это определяет необходимость совершенствования экономической, политической, социальной и идеологической систем российского общества посредством разработки и реализации конституционных идей. Конституционная реформа, представляя собой своего рода полигон для трансформации взглядов и убеждений, способна выполнить историческую миссию не только преобразования государства и права, но и реализации новых конституционных идей. Нуждаются в разработке, концептуальном оформлении и теоретическом обосновании вопросы пересмотра Конституции, нужна логически завершенная модель механизма внесения поправок и изменений в Конституцию страны и в региональные конституционные акты. От решения данной задачи во многом зависит дальнейший ход конституционных реформ, установление их этапов и направлений, их содержания, значения и функциональной характеристики.В ноябре 2008 г. Президентом России были предложены первые поправки к Конституции РФ. Появилось два закона: Закон о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", который увеличил срок полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет, а Государственной Думы с 4 до 5 лет; и второй - Закон о поправке к Конституции РФ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", которым было введено правило о том, что к Государственной Думы относится заслушивание отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Д.А. Медведев сказал, что "речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов". Они, скорее, дают необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования.Следующие поправки были внесены в Конституцию РФ в 2014 г. Федеральным конституционным законом "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Четвертая - Законом "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".Можно разделить позицию тех ученых, которые считают, что речь должна идти о принятии новой Конституции России. Ни толкованием текста Основного Закона Конституционным Судом РФ, когда без вторжения в текст Конституции Судом выявляются ее новые, скрытые потенциальные возможности, заложенные в духе Конституции, ни изданием законов, конкретизирующих и устраняющих неясности в ее тексте, ограничиться нельзя. Это может привести как к ее демократизации, так и к авторитаризму, что создаст предпосылки обхода конституционных норм.Практически в каждой главе Конституции находят недостатки и противоречия, причем критика конституционных положений усиливается в зависимости от характера и предмета исследования правовой области. По мнению Л.Д. Воеводина, Конституция, провозгласившая правовое государство, разделение властей и широкие, неотчуждаемые права человека и гражданина, по многим своим позициям оказалась фиктивной. Социально-экономические права граждан были либо вообще упразднены (право на труд), либо значительно ограничены (право на образование, медицинское обслуживание) по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Демократия еще в большей степени обрела черты элитарности.Под сомнение ставится и реальность некоторых провозглашенных Конституцией принципов. К примеру, российское правовое государство как конституционная модель, считает ряд исследователей, еще далеко от своего окончательного оформления и практического осуществления, что это не более чем цель государственно-правового строительства, к которой необходимо стремиться.Довольно большая проблема - разделение властей. Никакого баланса разделения властей Конституция не ввела. Деление в ст. 10 всех государственных органов на три группы по принципу разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная) создает проблемы, которые трудно разрешаются. Невхождение Президента РФ в эту триаду привело к тому, что ряд авторов пишут о президентской власти как о самостоятельной форме власти, хотя это выходит за рамки Конституции. Закрепленное в вышеназванной статье Конституции положение о реализации государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную на практике оказалось неисполнимым. Конституционно-правовой статус Президента позволяет ему быть как бы вне системы разделения властей. Конституция РФ наделяет Президента весьма широким кругом прав, который, по сути, охватывает все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти. Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции. В руках Президента сосредоточены громадные властные полномочия на федеральном уровне, а из 137 статей Конституции непосредственно с Президентом связано около 30. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (п. 3 ст. 80).В триаду ветвей власти не вписываются такие государственные органы, как Центральный банк России, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата РФ и ряд других органов. Реализация принципа разделения властей должна обеспечить сбалансированность их взаимоотношений, которая является своеобразной гарантией защиты общества от опасной концентрации власти в руках какого-либо органа или должностного лица.Угроза для гарантии конституционного принципа разделения властей исходит также от претензий политических партий на формирование исполнительной власти, избирательных комиссий по выборам представительных и других органов. В равной степени сомнительной, в условиях отсутствия серьезной политической конкуренции, является и способность этой политической партии быть единственным выразителем интересов российского народа, так как противоречия между значительной частью чиновничества и обществом уже сейчас выглядят очевидными. И это происходит на фоне того, что практически все властные структуры в стране столкнулись с катастрофическим падением доверия к себе. Как показал опрос "Левада-центра", проведенный через неделю после выборов в Государственную Думу седьмого созыва, лишь 22% избирателей доверяют Государственной Думе; Совету Федерации - 24%; Правительству - 26%, а политическим партиям всего лишь 12%. На существующие противоречия между властью и народом указывают 36% респондентов. А с учетом того, что такое противоречие во многом совпадает с конфликтами между чиновниками и гражданами, между бедными и богатыми, а также между олигархами и остальным обществом, почти 70% россиян фиксируют явные общественные противоречия. Все прочие конфликты рассматриваются россиянами как менее значимые.Конституция РФ заложила своеобразную модель организации государственной власти: взаимодействие между Президентом и парламентом, парламентом и Правительством, Президентом и Правительством содержит возможности широчайшего участия Президента в осуществлении прерогатив законодательной и исполнительной власти.Наделение Президента неограниченными полномочиями ведет к ослаблению роли высшего органа народного представительства. Причем порой законодательная власть сама отдает свои полномочия (к примеру, передача Президенту права представлять на пост аудиторов Счетной палаты в палаты Федерального Собрания). Президент представляет Совету Федерации для назначения на должность кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей, Председателя Конституционного Суда и двух его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ. Практически все правоохранительные органы федерального уровня находятся в организационной зависимости от Президента РФ, который назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, судей федеральных судов и пр.Представляется, что необходимо перераспределить полномочия между Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ. Мы имеем Президента с неограниченными полномочиями и безвластный парламент. Президент в любой момент вправе распустить Государственную Думу, а сам Президент может быть отстранен от должности только при совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, т.е. практически в нереальных ситуациях. Учитывая, что Государственная Дума - предельно политизированный орган, где конституционное большинство сосредоточено в руках одной партии, а именно Дума должна дать первичную уголовно-правовую оценку деяниям Президента, его отрешение от должности практически нереально.Необходимо совершенствование конституционно-правового статуса Правительства РФ. Следует модернизировать гл. 2 Конституции РФ, посвященную правам и свободам человека и гражданина. В научной литературе высказываются предложения о внесении в Конституцию РФ нормы об избирательной системе, о принципах внешней политики государства и т.д.Конституция - это нормативный правовой акт, рассчитанный на долгосрочную перспективу, и изменение ее в случае возникающих условий, не отличающихся масштабом и устойчивостью, неразумно. Поэтому решающее значение для обоснования необходимости конституционной реформы или отсутствия таковой имеют глобальные и федеральные условия.По своему содержанию условия являются экономическими, политическими, социальными, духовными и правовыми. Следует отметить, что указанные условия могут выражаться в правовой форме. Однако и собственно правовые факторы (правовая система и система права, система правовых средств, разграничение сферы регулирования между отдельными отраслями, особенности принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов и т.д.) оказывают самостоятельное и серьезное влияние на возможности проведения конституционной реформы.Социально-экономические условия: в соответствии с основными показателями социально-экономического положения регионов Российской Федерации в условиях санкций ведущей является тенденция экономического роста, замедление темпов инфляции, положительная динамика в жилищном строительстве. Вместе с тем преждевременно было бы утверждать, что развитие экономики Российской Федерации сдерживается несовершенством положений ее Конституции. Такие основополагающие начала рыночной экономики, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равные принципы и защита частной, государственной, муниципальной собственности, концепция собственности на природные ресурсы, свобода предпринимательской деятельности и т.д., все закреплены вКонституции. Они нашли также детальное развитие в отраслях права, предметом регулирования которых являются соответствующие отношения. Эффективность этих положений зависит как от степени влияния государства (посредством усиления его социальной роли) на экономику, так и от надлежащей реализации положений Конституции в текущем законодательстве.Политические условия: произошло формирование Государственной Думы, не составляющей оппозиции Президенту РФ. Состоявшиеся в 2018 г. выборы Президента РФ показали высокую степень доверия граждан к действующему главе государства. Произведена реорганизация Правительства; повышена персональная ответственность министров; идут доработка пенсионной реформы, реформы жилищно-коммунального комплекса, медицины, образования, предполагающие активные действия всех ветвей власти по их осуществлению.Ответ на вопрос сформировался ли правовой механизм проведения конституционной реформы является особо значимым применительно к радикальному изменению Конституции. В статье 135 Конституции определено, что положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" ведут к принятию новой Конституции. Для этого необходимо созвать Конституционное Собрание, но еще не принят федеральный конституционный закон о порядке его созыва и работы, хотя проект такого закона неоднократно вносился в Государственную Думу. Интерес к названной проблеме, на наш взгляд, находится в прямой зависимости от политической ситуации в стране.Таким образом, сегодня формируются как научные, так и социально-экономические, политические предпосылки развития общества и, как следствие, начала нового этапа в развитии России. Следует, однако, отметить, что положения Конституции РФ, закрепляющие основы экономической системы, содержат необходимый потенциал для дальнейшего развития в русле рыночной экономики, но темпы и эффективность развития зависят от совершенствования конституционных положений, определяющих систему власти и взаимоотношение различных ее ветвей в Российской Федерации.Необходимо изучать разнообразные пути решения конституционных проблем, формулировать и развивать прогрессивные конституционные идеи, отвечающие современным потребностям общества и государства, совершенствовать конституционные положения, вносить изменения в действующие законы. Как справедливо отмечает Н.С. Бондарь: "Реальность, действенность конституции является важнейшим фактором устойчивого и эффективного развития современной государственности. Но ее фактическое влияние на общественную практику сопряжено с трудностями и противоречиями, которые зачастую вызваны неготовностью или нежеланием следовать конституционным принципам и нормам. Требуется кропотливая заинтересованная и долговременная совместная работа институтов гражданского общества и публичной власти, чтобы конституция стала реальным регулятором общественных отношений и имела прямое действие, в том числе в ее восприятии политической элитой". Таким образом, конституционные идеи, независимо от того, направлены они на устранение недостатков и противоречий в самой Конституции Российской Федерации либо на развитие норм текущего конституционного законодательства, должны быть в высшей степени обоснованы аргументами, теоретическими конструкциями, реалиями общественной жизни и должны вестись в русле взвешенных дискуссий, проводимых специалистами и политиками.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд выводов:- оперативность политического решения о проведении конституционной реформы и ее динамика будут зависеть от успеха осуществления масштабных преобразований социально-экономического и политического характера;- содержание конституционной реформы будет направлено не на выдвижение "программных" положений, а на закрепление в Конституции уже достигнутого, что будет отражать особенности конституционного развития Российской Федерации;- проведение конституционной реформы существующим составом органов государственной власти (при условии успешной реализации целей социально-экономической реформы) позволит закрепить в общественном сознании взаимосвязь между конституционными преобразованиями и общим политическим курсом;- недостатки существующего Основного Закона и предполагаемая политическая динамика таковы, что более обоснованной будет являться разработка новой конституции, а не внесение изменений в уже существующую;- характер взаимоотношений между Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ свидетельствует о высокой степени внутриполитической стабильности в обществе, поэтому принятие новой Конституции РФ не повлечет серьезной дестабилизации общества и государства;- в правоведении сегодня явно недостаточно межотраслевых исследований, касающихся возможности реформирования текущего законодательства, способов его изменения в связи с изменениями, вносимыми в Конституцию РФ;- существует необходимость соответствия Конституции РФ сложным правовым процессам, происходящим в сфере развития текущего законодательства;- правовой механизм проведения конституционной реформы находится в стадии формирования.Подготовка конституционной реформы может базироваться на разработке и осуществлении специальной федеральной программы, не только предусматривающей создание организационной, правовой и экономической основы конституционной реформы, но и охватывающей проведение мониторинга развития положений Конституции РФ в текущем законодательстве, а также целевые научные исследования. По такому пути, на наш взгляд, должно происходить конституционное развитие России.ЗаключениеВ заключение дипломной работы необходимо выделить следующее.Законность, приоритет прав и свобод человека и прочие привычные для юристов принципы сложились в российском конституционномзаконодательстве далеко не сразу. Так, Конституция РСФСР 1918 г. носила отчетливо классовый характер. Ее основная задача заключалась в установлениидиктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства.Две последующие Конституции («сталинская» и «брежневская») выглядели менее радикально, но все же основывались на принципах, открыто отрицавшихсаму суть правового и конституционного государства. В советских конституциях устанавливалось единство власти вместо системы сдержек и противовесов,провозглашались права трудящихся вместо прав человека, правление единойгосударственной партии вместо народного суверенитета, многопартийной системы и демократических выборов, государственная идеология вместо свободыи плюрализма мнений, атеизм вместо свободы совести, закреплялась и охранялась государственная собственность на средства производства вместо гарантий частной собственности. Учредительные акты выполняли преимущественнопропагандистские, а не регулятивные функции. Конституция 1993 г., зафиксировавшая отказ от коммунистической идеологии и руководящей роли Коммунистической партии, по своим существенным характеристикам сопоставимас учредительными актами западных государств. Но и эта Конституция, как показывает практика, далеко не всегда демонстрирует свою эффективность.В результате поэтапной конституционной реформы 1992-1993 гг., омраченной противостоянием Верховного Совета и Президента, вылившейся в вооруженные столкновения 3-4 октября 1993 г., на референдум был вынесенпроект Конституции РФ, испытавший большое влияние первоначального президентского проекта. 12 декабря 1993 года на всеобщем референдуме 58,4%избирателей проголосовали за новую Конституцию РФ.Можно констатировать, что в истории конституционного развития страны завершился советский период. Неопровержим тот факт, что основная «гонка» велась между проектом Конституционной Комиссии и проектом Президента РФ.Проведенный анализ проектов Конституции показывает: на тот момент они доказали, что российское общество вполне перспективно в плане конституционного развития. Президентский проект, став победным, был вынесен на всенародный референдум не без поправок и изменений. Произошел некий синтез положений нескольких проектов.Содержание главы 9 Конституции РФ закрепляет две формы конституционного правотворчества – принятие Федеральным Собранием поправок к главам 3–8 либо принятие новой Конституции через созыв Конституционного Собрания при пересмотре положений глав 1, 2, 9. Конституция РФ предусматривает усложненный порядок пересмотра в отношении всех нормативных предписаний, содержащихся в главах 1, 2, 9, непосредственно не определяя их предмет. Во-первых, конституционная поправка в силу прямого указания ч. 2 ст. 16 Конституции РФ не может противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, т. е. положениям главы 1 Основного закона, которую принято именовать «малой Конституцией» или «Конституцией в Конституции». Во вторых, конституционная поправка должна соответствовать смыслу положений, содержащихся в главах 2 и 9 Конституции РФ, так как конституционный законодатель именно с содержанием этих норм (наряду с положениями главы 1 Основного закона) связал существование самой Конституции РФ 1993 г., поэтому никакие иные положения не должны умалять их значение, отступать от их содержания и, тем более, вступать с ними в противоречие.В третьих, конституционная поправка всегда должна соответствовать исходному предметному содержанию глав 3–8.Конституционной поправкой может быть оформлено изменение правового регулирования глав 3–8 Конституции РФ вплоть до введения в эти главы новых норм и институтов при условии, что таковые укладываются в первоначальный предметный характер соответствующей (корректируемой) главы Основного закона и не противоречат положениям глав 1, 2, 9. Введение же в Конституцию РФ новых глав, равно как такое изменение содержания глав 3–8, которое бы изменяло их смысл и первоначальный предмет, путем принятия поправок недопустимо и может оформляться лишь пересмотром Конституции РФ в целом.Глава 9 Конституции РФ характеризует смешанный порядок изменения конституционных положений: а) Положения глав 1, 2, 9 могут быть изменены только в порядке принятия новой конституции российского государства, но в настоящее время эта процедура невозможна в связи с отсутствием федерального конституционного закона о Конституционном Собрании. б) Положения глав с 3 по 8 могут быть изменены в порядке внесения поправок, принятие закона о которых нуждается в одобрении законодательными органами субъектов РФ. в) Внесение изменений предусматривается в отношении ч. 1 ст. 65 Конституции РФ и осуществляется в упрощенном порядке: либо на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ или федерального конституционного закона появлении в составе РФ нового субъекта, либо на основании указа Президента РФ об изменении наименования субъекта РФ. На сегодняшний день Конституция обеспечивает законность и правопорядок в стране. Кроме того, она является гарантией стабильности политического и общественного строя. Для дальнейшей жизнеспособности конституционных норм необходимо разрешить как правовые, так и доктринальные проблемы в рамках процедур изменения конституционных положений.Практически в каждой главе Конституции находят недостатки и противоречия, причем критика конституционных положений усиливается в зависимости от характера и предмета исследования правовой области.Конституционные идеи, независимо от того, направлены они на устранение недостатков и противоречий в самой Конституции Российской Федерации либо на развитие норм текущего конституционного законодательства, должны быть в высшей степени обоснованы аргументами, теоретическими конструкциями, реалиями общественной жизни и должны вестись в русле взвешенных дискуссий, проводимых специалистами и политиками.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд выводов:- оперативность политического решения о проведении конституционной реформы и ее динамика будут зависеть от успеха осуществления масштабных преобразований социально-экономического и политического характера;- содержание конституционной реформы будет направлено не на выдвижение "программных" положений, а на закрепление в Конституции уже достигнутого, что будет отражать особенности конституционного развития Российской Федерации;- проведение конституционной реформы существующим составом органов государственной власти (при условии успешной реализации целей социально-экономической реформы) позволит закрепить в общественном сознании взаимосвязь между конституционными преобразованиями и общим политическим курсом;- недостатки существующего Основного Закона и предполагаемая политическая динамика таковы, что более обоснованной будет являться разработка новой конституции, а не внесение изменений в уже существующую;- характер взаимоотношений между Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ свидетельствует о высокой степени внутриполитической стабильности в обществе, поэтому принятие новой Конституции РФ не повлечет серьезной дестабилизации общества и государства;- в правоведении сегодня явно недостаточно межотраслевых исследований, касающихся возможности реформирования текущего законодательства, способов его изменения в связи с изменениями, вносимыми в Конституцию РФ;- существует необходимость соответствия Конституции РФ сложным правовым процессам, происходящим в сфере развития текущего законодательства;- правовой механизм проведения конституционной реформы находится в стадии формирования.Подготовка конституционной реформы может базироваться на разработке и осуществлении специальной федеральной программы, не только предусматривающей создание организационной, правовой и экономической основы конституционной реформы, но и охватывающей проведение мониторинга развития положений Конституции РФ в текущем законодательстве, а также целевые научные исследования. По такому пути, на наш взгляд, должно происходить конституционное развитие России.Список использованной литературыНормативные правовые актыФедеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 3 октября.Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Российская газета. – 2014. – 24 марта.Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – 20 декабря. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // Российская газета. – 1994. – 23 июля.Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 21 июля. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7 ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»// Собр. законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»//Собр. законодательства РФ.. Ст. 1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»//Собр. законодательства РФ.. 2014. № 6. Ст. 548.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11 ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//Собр. законодательства РФ.. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4202. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 25 февраляПостановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // РГ. 2008. 6 ноября; Закон РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и Закон РФ о поправке к Конституции РФ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". URL: http://www.duma.gov.ru.Научная литератураАбдуллоев И.Р. Из истории реформирования политической системы в Таджикистане // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2015. № 3. С.224Авакьян С.А. Конституция России : природа, эволюция, современность // Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://base.garant.ru/1776651/3/#block_300Авакьян С. А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 23. С. 9.Авакьян С. А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 2–9. Андрианова В.В. Динамика развития прав человека в новейшем конституционном законо-дательстве России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 3. С.30.Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционная легитимность государственной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 6.Боброва Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 33–378.Бойцова Л. В. Конституционная юстиция. Теория интерпретации и демократический процесс // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2017. № 2. С. 3. Бондарь Н.С. Правосудие: ориентация на Конституцию. М.: Норма; Инфра-М, 2018. С. 14 - 15.Бондарь Н. С. Социоисторический динамизм Конституции – без переписывания конституционного текста // Журн. конституц. правосудия. 2018. № 2. С. 22–34.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2017. С. 212 - 220.Гаджиев Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в Конституции Российской Федерации и возможно сти ее совершенствования / под ред. К. Г. Гагнидзе. М., 2018. С. 22.Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ // Современное право. 2017. № 9. С.30.Кокорхоева Д.С. Модель федерализма в России 1990-х годов : институциональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2018. № 1. С. 80-87. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 15 / под общ.ред. С. А. Филатова [и др.]. М., 2016. С. 200–204.Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 - 1993). М.: Изд-во МГУ, 2017.С.54.Орловский Э.С. Размышления о сахаровской Конституции // Конституционные идеи А.Сахарова (сборник под ред. Л.Баткина). СПб, 2017. C.182. Саратовский проект Конституции РФ // Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/saratov (дата обращения:01.03.2017).Современное состояние и перспективы развития Конституции 1993 года // Проблемы права. 2017. N 4. С. 53.Соловьева О. Люди устали от стабильности // Независимая газета. 13.07.2017. С. 4.Проект Конституции РФ, подготовленный по решению Политсовета Российского Дви-жения демократических реформ. Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/101203/#sub_para_N_23444 (дата обращения:04.03.2017). Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии академика А.Д.Сахарова // Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/1024 (дата обращения: 27.02.2017). Проект Конституции РФ, подготовленный рабочей группой под руководством Шахрая С.М. Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/101202/#sub_para_N_22446Степанченко В.И. О предпосылках разработки Конституции Российской Федерации 1993 года и изменениях в нормах Конституций СССР и РСФСР в 90-е годы прошлого века // Юридическая наука. 2018. № 3. С.58-64. Тарабан Н. А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. С. 11. Хальметов А.И. Влияние конституционных проектов на текст Основного закона при его создании // APRIORI. Cерия : гуманитарные науки. URL: www.apriori-journal.Чердаков, С.В. К вопросу о возможности пересмотра Конституции Федеральным Собранием Российской Федерации / С.В. Чердаков // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 4. – С. 2-6.Материалы судебной практикиПостановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1995. – № 2-3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 9 ноября. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 14 декабря.Учебная и справочная литератураКонституционное право России: Учебник. Екатеринбург, 2018. С. 62.Лучин В.О. Указное право в России. М., 2017. С. 11.Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права: в 2-х томах. Т. 1. / М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2017. –С.127.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4 е изд., доп. М., 2019. С. 563
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 3 октября.
2. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Российская газета. – 2014. – 24 марта.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – 20 декабря.
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // Российская газета. – 1994. – 23 июля.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 21 июля.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7 ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»// Собр. законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2.
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»//Собр. законодательства РФ.. Ст. 1.
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»//Собр. законодательства РФ.. 2014. № 6. Ст. 548.
9. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11 ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//Собр. законодательства РФ.. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4202.
10. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 25 февраля
11. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // РГ. 2008. 6 ноября; Закон РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и Закон РФ о поправке к Конституции РФ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". URL: http://www.duma.gov.ru.
Научная литература
13. Абдуллоев И.Р. Из истории реформирования политической системы в Таджикистане // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2015. № 3. С.224
14. Авакьян С.А. Конституция России : природа, эволюция, современность // Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://base.garant.ru/1776651/3/#block_300
15. Авакьян С. А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 23. С. 9.
16. Авакьян С. А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 2–9.
17. Андрианова В.В. Динамика развития прав человека в новейшем конституционном законо-дательстве России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 3. С.30.
18. Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционная легитимность государственной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 6.
19. Боброва Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 33–378.
20. Бойцова Л. В. Конституционная юстиция. Теория интерпретации и демократический процесс // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2017. № 2. С. 3.
21. Бондарь Н.С. Правосудие: ориентация на Конституцию. М.: Норма; Инфра-М, 2018. С. 14 - 15.
22. Бондарь Н. С. Социоисторический динамизм Конституции – без переписывания конституционного текста // Журн. конституц. правосудия. 2018. № 2. С. 22–34.
23. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2017. С. 212 - 220.
24. Гаджиев Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в Конституции Российской Федерации и возможно сти ее совершенствования / под ред. К. Г. Гагнидзе. М., 2018. С. 22.
25. Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ // Современное право. 2017. № 9. С.30.
26. Кокорхоева Д.С. Модель федерализма в России 1990-х годов : институциональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2018. № 1. С. 80-87.
27. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 15 / под общ. ред. С. А. Филатова [и др.]. М., 2016. С. 200–204.
28. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 - 1993). М.: Изд-во МГУ, 2017.С.54.
29. Орловский Э.С. Размышления о сахаровской Конституции // Конституционные идеи А.Сахарова (сборник под ред. Л.Баткина). СПб, 2017. C.182.
30. Саратовский проект Конституции РФ // Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/saratov (дата обращения:01.03.2017).
31. Современное состояние и перспективы развития Конституции 1993 года // Проблемы права. 2017. N 4. С. 53.
32. Соловьева О. Люди устали от стабильности // Независимая газета. 13.07.2017. С. 4.
33. Проект Конституции РФ, подготовленный по решению Политсовета Российского Дви-жения демократических реформ. Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/101203/#sub_para_N_23444 (дата обращения:04.03.2017).
34. Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии академика А.Д.Сахарова // Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/1024 (дата обращения: 27.02.2017).
35. Проект Конституции РФ, подготовленный рабочей группой под руководством Шахрая С.М. Официальный сайт Конституции РФ [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/active/101202/#sub_para_N_22446
36. Степанченко В.И. О предпосылках разработки Конституции Российской Федерации 1993 года и изменениях в нормах Конституций СССР и РСФСР в 90-е годы прошлого века // Юридическая наука. 2018. № 3. С.58-64.
37. Тарабан Н. А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. С. 11.
38. Хальметов А.И. Влияние конституционных проектов на текст Основного закона при его создании // APRIORI. Cерия : гуманитарные науки. URL: www.apriori-journal.
39. Чердаков, С.В. К вопросу о возможности пересмотра Конституции Федеральным Собранием Российской Федерации / С.В. Чердаков // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 4. – С. 2-6.
Материалы судебной практики
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1995. – № 2-3.
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 9 ноября.
42. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 14 декабря.
Учебная и справочная литература
43. Конституционное право России: Учебник. Екатеринбург, 2018. С. 62.
44. Лучин В.О. Указное право в России. М., 2017. С. 11.
45. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права: в 2-х томах. Т. 1. / М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2017. –С.127.
46. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4 е изд., доп. М., 2019. С. 563
Вопрос-ответ:
Каковы были этапы развития Конституции Российской Федерации?
Этапы развития Конституции Российской Федерации можно выделить следующие: 1) Создание и принятие Конституции РСФСР в 1978 году; 2) Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году; 3) Процесс изменения и пересмотра положений Конституции Российской Федерации.
Какова процедура изменения действующей конституции Российской Федерации?
Процедура изменения действующей конституции Российской Федерации включает несколько этапов. Сначала необходимо внести предложение о внесении поправок в Конституционный Собор или федеральный орган государственной власти. Затем поправки рассматриваются и принимаются на различных уровнях власти, включая Государственную Думу и Совет Федерации. Наконец, принятые поправки должны быть утверждены референдумом или законодательным органом. Все изменения должны соответствовать основным принципам и ценностям, закрепленным в Конституции.
Какие положения Конституции Российской Федерации были изменены и пересмотрены?
Конституция Российской Федерации была изменена и пересмотрена неоднократно. Некоторые из основных изменений включают: внесение поправок, касающихся президентской власти и сроков пребывания на посту президента; изменения в системе государственной власти и федеративных отношений; расширение прав и свобод граждан; введение и изменение механизмов защиты конституционных прав и т.д. Каждое изменение и пересмотр положений Конституции должно быть проведено в соответствии с установленной процедурой.
Как происходит внесение поправок в Конституцию Российской Федерации?
Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации происходит по определенному порядку. Сначала необходимо провести обсуждение и разработку поправок, после чего предложение о внесении поправок подается на рассмотрение в орган государственной власти. Далее происходит их рассмотрение и принятие на различных уровнях власти, а затем поправки должны быть утверждены референдумом или законодательным органом. Все изменения должны соответствовать основным принципам и ценностям, закрепленным в Конституции.
Какая история развития Конституции Российской Федерации?
История развития Конституции Российской Федерации начинается с момента создания СССР и пройденных этапов конституционной реформы в стране. Это включает в себя период создания Конституции Российской Федеративной Социалистической Республики в 1918 году, принятие Конституции СССР в 1924 году, переход к Конституции Российской Федерации в 1978 году и в конечном итоге принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.
Как происходило принятие Конституции Российской Федерации 1993 года?
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года проходило в условиях политического кризиса в стране. В декабре 1993 года был проведен всеобщий референдум, на котором большинство граждан высказались в поддержку руководства страны и новой Конституции. В результате принятия Конституции РФ, проведены основные конституционные реформы, которые оказались значительными и важными для дальнейшего развития страны.
Как происходит процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года?
Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года предусматривает несколько этапов. Сначала инициатива по изменению Конституции может исходить от Президента Российской Федерации, от Федерального собрания или от субъектов Российской Федерации. Затем изменения должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа членов каждой палаты Федерального собрания. В случае утверждения изменений они должны пройти конституционную экспертизу Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации. После этого изменения публикуются и вступают в силу.
Какие этапы развития прошла Конституция Российской Федерации?
Конституция Российской Федерации прошла несколько этапов развития. Вначале была принята Конституция РСФСР 1978 года, которая действовала до 1993 года. Затем, после развала СССР и образования Российской Федерации, была принята новая Конституция РФ в 1993 году. Она прошла несколько изменений и поправок в последующие годы. В 2020 году были внесены очередные поправки в Конституцию РФ.