Представление Ивана Грозного о государстве
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 16.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Иван Грозный в полемике с Андреем Курбским об идеальном государстве и боярских изменах, абсолютизации власти 12
Глава 2. Анализ позиции Ивана Грозного в полемике с Андреем Курбским относительно истинного христианского самодержавия и обязанностях подданных 17
Глава 3.Характеристика представлений Ивана Грозного о соотношении светской и религиозной власти в государстве, Божьем и царском суде 21
Заключение 26
Список литературы 27
Неограниченная монархия с ярко выраженным элементом тирании и деспотизма – вот идеал Ивана Грозного в сфере управления. Сильно разнятся взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского также в вопросах, касающихся воевод. Иван Грозный считает, что и они должны выказывать беспрекословное подчинение. Глава 3.Характеристика представлений Ивана Грозного о соотношении светской и религиозной власти в государстве, Божьем и царском судеНаконец, мы обратимся к рассмотрению представлений Ивана Грозного относительно соотношения властей в государстве, Божьем и царском, светском суде, их отождествлении в концепции первого русского царя.Согласно позиции Ивана Грозного, в его власти карать по своему усмотрению. Однако при этом он нигде не упоминает о том, что Божий суд выше суда земного. Соответственно, если царь есть посланник Бога и правитель в земном царстве, то он и должен быть единоличным оплотом государственной власти. Бояре занимают подчиненную роль, не выполняя полезных функций в механизме государственного управления. Особое внимание в контексте рассматриваемой темы следует обратить на религиозность царя. Несмотря на известную религиозность Грозного (царь постоянно посещал богослужения, оказывал покровительство монастырям, совершал исповеди и т.п.), это не помогало царю справиться со вспышками гнева и собственными прихотями, страстями. Он мог позволить себе казнить без видимых причин, убивать людей даже и в церкви, разорять церкви, заниматься развратом. Смиренным и кающимся Иван Грозный был лишь на словах, тогда как на деле являлся богоотступником, самовластным тираном. И все же, как показывает полемика с Курбским, он всегда мог найти своим поступкам оправдание, считая, что если государем что-то совершается, то совершается исключительно по воле Бога. Здесь же следует заметить, что Иван Грозный, по сути, стремится довести до абсолюта византийскую идею относительно симфонии властей и земном правителе как наместнике Бога. На первом этапе, который охватывает весь XIV век, усилия московских идеологов были направлены на то, чтобы оправдать политику местных князей и возвеличение Москвы, Москва рассматривалась как первый и главный город Руси. Второй этап, который начинается по существу в конце XIV в. и продолжается до середины XV в., характеризуется тем, что началось противостояние между Москвой и Константинополем, тогда же стали формироваться представления о «Русском царстве». На третьем этапе (середина XV — третья четверть XVI в.) на базе успехов централизаторской политики осуществляется создание концепции Московского царства: Москва понимается в качестве центра православного христианства, «нового града Константина», следовательно — нового «Иерусалима», нового «Рима», нового «Сиона»; московские правители были весьма озабочены тем, чтобы найти «римские» корни в своей генеалогии — чтобы повысить международный престиж царской династии. Церковная политика этого периода непосредственно работала на то, чтобы не только следить за чистотой веры, но и обосновать тезис о том, что Русскую землю охраняют Божественные силы. Венец Московских идеологических предприятий – это, конечно же, Степенная книга царского родословия и сама идеология правления Ивана Грозного.В ходе переписки можно увидеть, что напряжение царя нарастает, он все больше раздражается на непокорность опального боярина, который осмеливается спорить с ним относительно справедливости его правления. Иван Грозный отвергает все обвинения, выдвинутые Курбским: то говорит, что это неправда; то сваливает вину на самого Курбского и советников; то просто смеется над его обвинением, предлагая князю обратиться к себе; то просто с раздражением обзывает и ругает Курбского. Специфика Русского государства такова, что в нем есть тесная связь между религиозным пониманием монархии и защитой от перерождения единовластия в деспотизм. Однако и на этот вопрос у Ивана Грозного существовал собственный ответ. Он проводит резкую границу между отшельничеством, монашеством, священством и царской властью: «ино же святительская власть, ино же царское правленіе». Да еще Иван Грозный ставит себя на равных с Богом, считая, что имеет полное право карать всех по собственному усмотрению. Модель управления Ивана Грозного, в целом, является типичной для эпохи Средневековья, вполне согласующейся с нормами той эпохи: «А жаловати есмя своихъ холопей вольны, а и казнити вольны же есмя».Итак, в переписке оппонентов можно выделить определенный политико-правовой предмет, его составляющие. Во-первых, спор касается «истинного христианского самодержавства» или «святорусского царства», а если мы переведем данные понятия на современный язык, то Курбский и иван Грозный спорят относительно государства и модели правления. Вторая область дискуссии – это Божий суд. «Истинное христианское самодержавство» в концепции Ивана Грозного базируется на ортодоксальном православии. Царь стремится к тому, чтобы последовательно развить идеи Филофея «Москва — третий Рим», Максима Грека, Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова и других теоретиков, которые указывали на то, что прочное единое государство может иметь только монархическую форму правления. Суть этой концепции заключается в формуле: «Не можно царю без грозы были, как конь под царем без узды, так и царство без грозы». Здесь приводится пример с «кротким» царем греческим Константином, который уступил власть собственным вельможам, что и привело к падению Константинополя в 1453 г. В отличие от слабовольного греческого царя, Иван Грозный смог, по его словам, добиться укрощения изменников боярских, установить опричнину.Иваном Грозным отождествлялись церковь и вера с истинным православным самодержавием. Для Ивана Грозного ситуация такова, что царь защищает святую веру, но не заботится о личном благе. Предательство бояр – это доказательство их способности разорять церкви, идти против Бога, совершать иные безбожные деяния.Курбский же предлагает Ивану Грозному модель «святорусского царства». Эта модель управления существовала в период правления Избранной рады. Но, отвечая на аргументы Курбского, Иван Грозный отрицает возможность заимствований западного опыта, ограниченной монархии. Иван Грозный абсолютно непреклонен в вопросе участия бояр в государственном управлении. "Божий суд" в концепции Ивана Грозного и Андрея Курбского – это также очень важный аспект. Этим судом, ссылаясь на одни и те же библейские источники, страшили друг друга оба политических оппонента. Иван Грозный не мог наказать Курбского, жившего в Речи Посполитой, хотя и угрожал «достать» изменника и за границей. Курбский, хотя и желал поражения России в Ливонской войне, не мог даже надеяться на возврат себе прежнего положения и имущества, потерянного вместе с Родиной. Маловероятно и то, что стороны спора надеялись переубедить друг друга. Значит, у противников оставалась только идея правосудия, торжества справедливости, воплощенная в теологической форме. Итак, «Божий суд» для обоих авторов — это концепция торжества справедливости, правосудия. Тем не менее, концепции Божьего суда у Курбского и Ивана Грозного сильно отличаются.Иван Грозный стремился обосновать божественное происхождение власти царя, тезис о непогрешимости правителя. Соответственно, любой изменник царя является изменником веры и предателем Бога.Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Иван Грозный довел до максимальной степени византийскую идею относительно царя как наместника Бога на земле. Русский царь полагал, что при условии ограничения монархии наступает состояние хаоса, которым могут воспользоваться бояре, многочисленные советники ради собственных интересов и обогащения. Единственным средством спасения от боярских измен Иван Грозный считал единоличное, самодержавное правление с элементами деспотизма. Согласно представлениям Ивана Грозного, справедливый государь должен быть религиозным, но все же, это не мешает ему карать инакомыслящих, желающих нанести вред государству. Исполнение воли государя носить обязательный характер, поскольку воля царя – от Бога. Таким образом, Иван Грозный был сторонником концепции отождествления Божьего и царского суда. ЗаключениеТаким образом, в переписке с князем Курбским Иван Грозный предстает как могущественный, всевластный правитель, который выступает за неограниченную самодержавную власть. Согласно позиции Ивана Грозного, он сам есть законный правитель, наместник Бога на земле, а значит, почти равный ему. Справедливое и стабильное государство основывается на беспрекословном подчинении воле государя. Если бояре предают своего правителя, то они идут против Бога и Божественной воли. Твердость, решительность и даже жестокость Иван Грозный считает непеременными атрибутами мудрого правления. В государстве не может быть места разделению властей, делегированию полномочий, поскольку Иван Грозный не признает, что ему нужны советники. Наоборот, все советники им позиционируются как враги, которые стремятся к личному обогащению. Главный долг царя как наместника Бога – защищать государство от таких бояр, очищать государственную систему от изменников и инакомыслящих, так как это прямо угрожает стабильности и благополучию народа. Иными словами, модель управления Ивана Грозного является средневековой неограниченной монархией с ярко выраженным элементом деспотизма и тирании. Иван Грозный отвергает возможность сочетания в государстве власти церковной и царской, царской и боярской, военной. Царь имеет полное право карать людей по своему усмотрению на правах Божьего избранника. Божий суд царь отождествляет с царским судом. Иван Грозный в полемике с Андреем Курбским резко критикует модель ограниченной монархии, черты либерализма в государственном правлении. Список литературыИсточникиГосударственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции / Подгот. текста и коммент. А.А. Зимина. М., 1978. Вып. 3. С. 429—433.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.htmlПослания Ивана Грозного. М.; Л., 1951.Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1883. Т. 4. С. 36.Сочинения князя Курбского. Т. I. Сочинения оригинальные / Подгот. к печати Г.З. Кунцевич. Под смотрением С.Ф. Платонова // РИБ. СПб., 1914. Т. 31. С этого издания по постановлению Императорской Археографической комиссии был опубликован и отдельный оттиск под названием «Переписка князя Курбского с царем Иоанном Грозным» (СПб., 1914).ЛитератураБахрушин С.В. Иван Грозный.- М., 1945.Белов Е.А. Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.// http://thelib.ru/books/e_a_belov/ob_istoricheskom_znachenii_russkogo_boyarstva_do_konca_xvii_veka.htmlЗимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964. Зимин А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1982.Карамзин Н.М. История государства Российского.// http://royallib.ru/book/karamzin_nikolay/istoriya_gosudarstva_rossiyskogo.htmlКлючевский В.О. Курс русской истории.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/Морозов Б.Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в сборнике конца XVI—начала XVII века // АЕ за 1986 год. М., 1987. С. 277—289.Платонов С.Ф. Иван Грозный.// http://pirat.ca/viewtopic.php?t=9847Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2006. // http://modernlib.ru/books/skrinnikov_ruslan/ivan_grozniy/readСоловьёв С.М. История России. В 18 т. – М., 1993. Т. 6./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtmlТатищев В. История российская.// https://www.e-reading.club/book.php?book=55891Устрялов Н. Г. Сказания князя Курбского. СПб., 1833. Ч. I; 2-е изд. СПб., 1842; 3-е изд. СПб., 1868.Флоря Б.Н. Новое о Грозном и Курбском // История СССР. 1974. № 3. Юзефович Л.А. Стефан Баторий о переписке Ивана Грозного и Курбского // Археографический ежегодник за 1974 год. М., 1975.
Источники
1. Государственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции / Подгот. текста и коммент. А.А. Зимина. М., 1978. Вып. 3. С. 429—433.
2. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.html
3. Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951.
4. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1883. Т. 4. С. 36.
5. Сочинения князя Курбского. Т. I. Сочинения оригинальные / Подгот. к печати Г.З. Кунцевич. Под смотрением С.Ф. Платонова // РИБ. СПб., 1914. Т. 31. С этого издания по постановлению Императорской Археографической комиссии был опубликован и отдельный оттиск под названием «Переписка князя Курбского с царем Иоанном Грозным» (СПб., 1914).
Литература
6. Бахрушин С.В. Иван Грозный.- М., 1945.
7. Белов Е.А. Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.// http://thelib.ru/books/e_a_belov/ob_istoricheskom_znachenii_russkogo_boyarstva_do_konca_xvii_veka.html
8. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964.
9. Зимин А.А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1982.
10. Карамзин Н.М. История государства Российского.// http://royallib.ru/book/karamzin_nikolay/istoriya_gosudarstva_rossiyskogo.html
11. Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/
12. Морозов Б.Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в сборнике конца XVI—начала XVII века // АЕ за 1986 год. М., 1987. С. 277—289.
13. Платонов С.Ф. Иван Грозный.// http://pirat.ca/viewtopic.php?t=9847
14. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2006. // http://modernlib.ru/books/skrinnikov_ruslan/ivan_grozniy/read
15. Соловьёв С.М. История России. В 18 т. – М., 1993. Т. 6./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
16. Татищев В. История российская.// https://www.e-reading.club/book.php?book=55891
17. Устрялов Н. Г. Сказания князя Курбского. СПб., 1833. Ч. I; 2-е изд. СПб., 1842; 3-е изд. СПб., 1868.
18. Флоря Б.Н. Новое о Грозном и Курбском // История СССР. 1974. № 3.
19. Юзефович Л.А. Стефан Баторий о переписке Ивана Грозного и Курбского // Археографический ежегодник за 1974 год. М., 1975.
Вопрос-ответ:
Какие были основные представления Ивана Грозного о государстве?
Иван Грозный полагал, что государство должно быть абсолютным и централизованным, сильной вертикальной властью, в основе которой лежат истинные христианские принципы.
Как Иван Грозный представлял себе идеальное государство?
Для Ивана Грозного идеальное государство представляло собой государство, где власть принадлежит только царю, боярское дворянство ничего не решает и слушает только приказы монарха.
Какие представления о светской и религиозной власти в государстве были у Ивана Грозного?
Иван Грозный считал, что религиозная власть должна быть подчинена светской истинному христианскому царю, и только он имеет право решать вопросы веры и благочестия.
С чем связана полемика Ивана Грозного с Андреем Курбским?
Полемика Ивана Грозного с Андреем Курбским была связана с боярскими изменами и попытками ослабить централизованную власть монарха, а также с противоположными представлениями о роли религии в государстве.
Какие обязанности подданных Иван Грозный предписывал?
Иван Грозный считал, что подданные должны быть верным и покорным населением, выполнять указы и распоряжения монарха без возражений и сомнений.
Какие мысли Ивана Грозного по поводу идеального государства?
Иван Грозный полагал, что идеальное государство должно быть абсолютно подчинено царской власти. Он выступал за абсолютизацию власти и отрицание прав и привилегий боярства.
В чем заключались измены боярства по мнению Ивана Грозного?
По мнению Ивана Грозного, боярское сословие совершало измены, стремясь ограничить его государственную власть. Он считал, что бояры пытаются нарушить единство и целостность государства.
Какая позиция Ивана Грозного относительно истинного христианского самодержавия и обязанностей подданных?
Иван Грозный считал, что истинное христианское самодержавие предполагает покорность и безусловное повиновение подданных царской власти. Он считал, что подданные должны безоговорочно исполнять его приказы.
Каковы представления Ивана Грозного о соотношении светской и религиозной власти в государстве Божьем и царском суде?
Иван Грозный считал, что светская власть должна быть подчинена религиозной власти в государстве Божьем. Он также полагал, что царский суд должен решать все споры и конфликты на основе христианских принципов и нравственных норм.
Какие идеи Ивана Грозного относительно государства были неограниченными?
Иван Грозный выступал за полную абсолютизацию власти в государстве. Он отрицал права и привилегии боярства и считал, что подданные должны безоговорочно повиноваться царской власти. Таким образом, его идеи о государстве были неограниченными и подразумевали полную подчиненность всего населения государственной власти.
Какие представления Ивана Грозного были об идеальном государстве и боярских изменах?
Иван Грозный полагал, что идеальное государство должно быть абсолютной монархией, где вся власть сосредоточена в руках царя. Он считал, что бояры устраивают измены и сочиняют клеветнические письма, поэтому необходимо укрепить свою власть и бороться с оппозицией.