Факторы определяющие развитие памяти у человека
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Четвертую группу (интерпретационных методов) составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого, т. е. от молекулярного (в широком смысле слова) до молярного. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. Взаимосвязи между частями и целыми, т. е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни определяются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем). Таким образом, в современной психологии складывается система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных). Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. К ведущим эмпирическим методам, как правило, относят такие методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода.2.1ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯЦелью исследовательской работы является оценка памяти студентов 4 курсов разных профессий, выявление их индивидуальных особенностей, разработка рекомендаций для тренировки и улучшения памяти.Для этого необходимо: проанализировать полученные данные и разработать рекомендации.Объект исследования: студенты 4 курса математического и социологического направлений.Предмет исследования: выявление факторов, которые влияют на развитие памяти и индивидуальные особенности ее.Практическая значимость: будут даны рекомендации, которые помогут улучшить развитие памяти студентов, что может повысить их успеваемость.Гипотеза: профессия влияет на память студентов и способы запоминания информации. Методы работы:- теоретический анализ литературных источников;- заучивание 10 слов (запоминание по словам, запоминание по картинкам);- статистический анализ. 2.2 ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯВыбор метода остановлен был на третьей группе методов обработки данных (эксперименты). К таким методам относятся количественный анализ и качественный анализ. Это связано с усвоением информации на слух и на зрение, а также совокупность этих методов. В процессе обучения студентов идет информация на слух от преподавателя. Так же обычно преподаватель наглядно показывает студентам информацию (слайды, картинки, карты, схемы и т.д). Выбор данных специальностей был сделан из следующих критериев: -данные специальности абсолютно разные;-у данных профессий разные методы усвоения информации.2.3 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯПо количеству правильно воспроизведенных слов, именно математики обладают лучшей памятью по сравнению с социологами (Таблица 1). МатематикиКол-во воспроизведенных словСоциологиКол-во воспроизведенных словСтудент 110Студент 18Студент 28Студент 27Студент 39Студент 38Студент 49Студент 49Студент 58Студент 55Студент 67Студент 63Студент 79Студент 77Студент 87Студент 88Студент 96Студент 95Студент 109Студент107Ср.пок-ли8,2Ср.пок-ли6,7Таблица 1. Результаты студентов по количеству правильно воспроизведенных словМатематикиКол-во воспроизведенных картинокСоциологиКол-во воспроизведенных картинокСтудент 110Студент 18Студент 28Студент 27Студент 39Студент 310Студент 49Студент 49Студент 58Студент 57Студент 67Студент 65Студент 79Студент 77Студент 87Студент 89Студент 96Студент 97Студент 109Студент 1010Ср.пок-ли8,2Ср.пок-ли7,9Таблица 2. Результаты студентов по количеству правильно воспроизведенных картинокАнализ наших результатов позволяет сделать вывод об нескольких различиях человеческой памяти. У социологов зрительная память лучше- хороший результат. У других студентов преобладает именно слуховая память, у 70% студентоврезультаты выше нормы. Сочетание хорошей зрительной и слуховой памяти показаны у 80% людей. В малом возрасте показатели зрительной и слуховой памяти показывают лучшие результаты нежели чем показатели в старшем возрасте.Это говорит о хороших качествах нашей памяти: объеме, прочности,скорости. Показатели достаточно высокие, что позволяет адекватно справляться с профессиональной деятельностью.Подводя итог выше сказанному, полученные результаты подтверждают заявленную гипотезу о том, что профессия оказывает огромное влияние на память студентов. Так же можно сказать, что лучшим способом предоставления информации будет при чтении лекций с показом презентаций, что будет наиболее оптимальным для запоминания.Так же следует отметить, что результаты по количеству правильно воспроизведенных картинок у студентов социологии лучше, чем количеству правильно воспроизведенных слов.Выявлена связь между профессией и особенностями памяти, а также способами запоминания у студентов 4 курсов разных специальностей.У студентов математиков 4 курса доминируют «абстрактные» и «символические» слова и изображения. Это значит, что они ориентированные на конкретную деятельность, на четкий и точныйРазработка данной темы послужит основой для дальнейшего изучения памяти. Методическая база будет значительно увеличена. В следующей работе планируется изучить различные стороны и аспекты памяти более глобальных групп людей.Также, запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно человек относится к содержанию выполняемой задачи. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание – необходимое условие логического, осмысленного запоминание. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦели и задачи, которые были поставлены в данной исследовательской работе были решены. Были изучена и проанализирована теоретическая литература по теме исследования, сформулированы цели, задачи и гипотеза исследования, выбраны методы эмпирического исследования, проанализированы полученные результаты и сделаны выводы, так же были даны рекомендации.Гипотеза о том, что существует определенная зависимость развития памяти от профессиональной деятельности, подтвердилась на примере студентов 4 курса разных специальностей.К процессам памяти относятся такие процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.Можно указать два основных вида памяти, выделенные по критерию времени: кратковременная память и долговременная память.Во всех умственных процессах, учебе, получении информации,а так же в различных профессиях, чувствуется необходимость улучшать качество запоминания информации. Плохое развитие природной памяти является причиной продолжительных усилий.Можно пронаблюдать огромные различия в памяти человека. З Индивидуальные свойства нашей памяти характеризуют определенную личность.Учебная деятельность - это форма индивидуальной активности человека, которая является сложной по своей структуре. На качество памяти студентов могут влиять и другие различные факторы: быстрая утомляемость, бессонница, головные боли, апатия, раздражительность, отсутствие аппетита, употребление алкоголя и т. п.Несомненно, что профессия или специализация оказывает огромное влияние на память современных студентов. Так же можно сказать, что лучшим способом предоставления информации будет при чтении лекций с показом презентаций, что будет наиболее оптимальным для запоминания. ЛИТЕРАТУРА1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Под общ. Ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 1980. - 453 с.2.Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.3.БлонскийП.П. Память и мышление. - СПб.Питер, 2001. - 288 с.4.Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 1970.5.Выготский Л.С.,Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.:ЧеРо, 2000. - С.406-419.6.Джеймс У. Психология - М., 1991.7.Добрынин Н.А. Память и ее развитие // Вопросы психологии №1, 1989. - С. 32-47.8.Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с9.Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-65210. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994 - 96 с11. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. Питер, 2001. - 245 с.12. Максименко С.Д., Клименко В.В., Соловиенко В.А. Общая психология [Текст]/Учебн.пособие. Рефл-бук – М, 2004 – 528с13. Немов Р.С. Психология.-М., «Владос», 2001. - 432 с.14.Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика[Текст]/ Учебн. пособие. ИНФРА-М – Новосибирск, 2000 – 175с 15.Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Издательство НГУ,199616. Общая психология. М., 1986.17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.:Академия, 2000.18. Психология - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.19. Психология / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2001.20. Психология/ Под ред. А.А. Крылова. - М., 2000.21. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: «ЧеРо», 2002. - 816 с.22. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций) - М.: «Владос», 1995. - 278 с.23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М.,1989.24. Трощий А. Р. Психология [Текст]/ Учебн. пособие. Автор-составитель –Ульяновск, 2011 – 194 с25. Смирнов А.А: Произвольное и непроизвольное запоминание.
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Под общ. Ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 1980. - 453 с.
2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб. Питер, 2001. - 288 с.
4. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 1970.
5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.:ЧеРо, 2000. - С.406-419.
6. Джеймс У. Психология - М., 1991.
7. Добрынин Н.А. Память и ее развитие // Вопросы психологии №1, 1989. - С. 32-47.
8. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с
9. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652
10. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994 - 96 с
11. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. Питер, 2001. - 245 с.
12. Максименко С.Д., Клименко В.В., Соловиенко В.А. Общая психология [Текст]/Учебн.пособие. Рефл-бук – М, 2004 – 528с
13. Немов Р.С. Психология.-М., «Владос», 2001. - 432 с.
14. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика[Текст]/ Учебн. пособие. ИНФРА-М – Новосибирск, 2000 – 175с
15. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Издательство НГУ,1996
16. Общая психология. М., 1986.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.:Академия, 2000.
18. Психология - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
19. Психология / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2001.
20. Психология / Под ред. А.А. Крылова. - М., 2000.
21. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: «ЧеРо», 2002. - 816 с.
22. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций) - М.: «Владос», 1995. - 278 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : В 2 т. - Т. I. - М.,1989.
24. Трощий А. Р. Психология [Текст]/ Учебн. пособие. Автор-составитель –Ульяновск, 2011 – 194 с
25. Смирнов А.А: Произвольное и непроизвольное запоминание.
Вопрос-ответ:
Какие варианты генетического метода определяют развитие памяти?
Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова, генетика поведения и индивидуальных свойств, социогенетический, исторический в исторической психологии.
Какие факторы определяют развитие памяти у человека?
Факторы, определяющие развитие памяти у человека, могут включать в себя физиологические особенности мозга, генетические предрасположенности, социокультурные факторы, образование и опыт, а также возрастные характеристики.
Какие уровни развития может охватывать генетический метод?
Генетический метод может охватывать все уровени развития памяти, начиная от нейронного уровня до поведенческого, то есть от молекулярного уровня.
Какие методы входят в четвертую группу интерпретационных методов?
В четвертую группу интерпретационных методов входят различные варианты генетического и структурного методов, которые используются для определения развития памяти у человека.
Какие варианты генетического метода могут использоваться в исторической психологии?
В исторической психологии для определения развития памяти могут использоваться такие варианты генетического метода, как исторический и социогенетический.
Какие факторы определяют развитие памяти у человека?
Факторы, определяющие развитие памяти у человека, могут быть различными. Одним из таких факторов является генетический метод, который включает филогенетический, онтогенетический и генетический в специальном смысле слова. Кроме того, развитие памяти может зависеть от индивидуальных свойств человека и его поведенческих особенностей. Также важным фактором является социогенетический исторический метод, применяемый в исторической психологии. Все эти факторы в совокупности влияют на формирование и развитие памяти у человека.
Какие варианты генетического метода существуют?
Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова, генетика поведения и индивидуальных свойств, а также социогенетический исторический метод, который широко используется в исторической психологии. Каждый из этих вариантов генетического метода изучает различные аспекты развития памяти у человека, начиная от нейронного уровня и заканчивая поведенческими проявлениями.
Что охватывает генетический метод?
Генетический метод охватывает все уровни развития памяти у человека, начиная от нейронного и молекулярного уровней и до поведенческого. Этот метод позволяет изучать различные аспекты памяти, включая физиологические и структурные особенности, генетические предрасположенности и социальные факторы, влияющие на развитие памяти у человека. Генетический метод предоставляет уникальные инструменты для анализа и интерпретации процессов формирования и функционирования памяти.
Какие факторы определяют развитие памяти у человека?
Развитие памяти у человека определяется различными факторами. Среди них можно выделить генетический фактор, связанный с индивидуальными свойствами и генетикой поведения. Также важными являются филогенетический и онтогенетический факторы, которые связаны с эволюцией и развитием индивида в процессе жизни. Кроме того, существуют структурные и социогенетические факторы, которые оказывают влияние на развитие памяти у человека.
Какие варианты генетического метода используются в изучении развития памяти?
Варианты генетического метода в изучении развития памяти включают филогенетический, онтогенетический и генетический в специальном смысле слова. Филогенетический метод изучает эволюцию памяти у различных видов. Онтогенетический метод исследует развитие памяти у индивида на протяжении его жизни. Генетический метод в специальном смысле слова связан с изучением генетики поведения и индивидуальных свойств. Также существуют социогенетический и исторический методы, которые также могут применяться для изучения развития памяти в контексте исторической психологии.
Какие уровни развития охватывает генетический метод в изучении памяти?
Генетический метод в изучении памяти охватывает все уровни развития, начиная от нейронного и молекулярного уровней до поведенческого уровня. Это означает, что данный метод позволяет исследовать, как гены и молекулярные процессы связаны с функционированием и развитием памяти у человека. Также генетический метод позволяет изучить взаимосвязь между генетикой поведения и памятью, а также исследовать индивидуальные свойства, которые могут влиять на развитие памяти.