Формирование у младших школьников умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в младшем школьном возрасте 5
1.1 Сущностные характеристики понятия самооценки и оценки поведения окружающих у младших школьников 5
1.2 Психологические аспекты формирования умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в младшем школьном возрасте 8
Глава 2. Формирование адекватной самооценки и оценки поведения окружающих у младших школьников 13
2.1 Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки и оценки поведения окружающих младших школьников 13
2.2 Формирование адекватной самооценки и оценки поведения окружающих младших школьников в учебной деятельности 13
2.3 Описание педагогического опыта по формированию самооценки и умения оценивать поведение окружающих у младших школьников 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Главная задача самооценки – самоконтроль обучающегося, его саморегуляция, самостоятельная экспертиза творческой деятельности и стремление к достижению лучшего результата.Важность самооценки состоит не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейших действий.2.3 Описание педагогического опыта по формированию самооценки и умения оценивать поведение окружающих у младших школьниковАдекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная), напротив, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.Поскольку самооценка складывается под влиянием окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить её можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливости их оценки. Особенно важно помочь ребенку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в свою ценность, свои возможности, в себя в целом.В целях повышения уверенности в себе, снижения эмоционального напряжения у младших школьников, формирования адекватной самооценки и оценки окружающего поведения рекомендуется проводить коррекционно-развивающую работу, используя следующие средства: психогимнастика, арттерапия, игротерапия.Метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры называется игротерапией. Игра оказывает сильнейшее влияние на развитие личности ребенка, она способствует созданию близких, доверительных отношений между участниками, снимает тревогу, напряженность, страх перед окружающим миром, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий, повышает самооценку.Благодаря установлению положительного эмоционального контакта достигается психокоррекционный эффект игровых занятий. Игра корригирует неуверенность в себе, страхи, подавляемые эмоции, увеличивает диапазон действий с предметами, доступных ребенку, расширяет способности детей к общению.Рекомендуется использовать в своей работе недирективную и директивнуюигротерапию. Директивная (направленная игротерапия) предполагает выполнение педагогом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, а также активное участие в игре взрослого. Недирективнаяигротерапия (ненаправленная) проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, которое позволяет решить одновременно все главные коррекционные задачи.В недерективнойигротерапии на первый план выходят идеи коррекции личности ребенка путём формирования адекватной системы отношений между взрослым и ребенком, ребенком и его сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.Цель игры в недирективнойигротерапии – помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки, успехи и трудности, осознать самого себя. В педагогической практике игротерапию рекомендуется использовать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Основным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении. Во время групповой игротерапии у детей формируется способность к оцениванию собственного поведения и поведения окружающих – его сверстников и взрослых, участвующих в игре.Групповая игротерапия помогает младшему школьнику осознать своё реальное Я; развивать потенциальные возможности и повышать самооценку; уменьшить чувство вины и беспокойство; отрегулировать агрессивные тенденции, страхи, внутренние конфликты.Терапия искусством – арт-терапия – это эффективные метод формирования адекватной самооценки и способности оценивать поведение окружающих с помощью творческой и изобразительной деятельности.В педагогической практике с младшими школьниками целесообразно использовать следующие виды арт-терапии: библиотерапия (чтение); вокалотерапия (пение);, кинезиотерапия (танцы, коррекционная ритмика); музыкотерапия (воспитание через музыку); изотерапия (воздействие средствами изобразительного искусства).Основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности младшего школьника через развитие способности самопознания и самовыражения.Через рисунок младшие школьники могут больше раскрыться, а, следовательно, раскрыть свои художественные способности, повысить самооценку, научиться оценивать продукты художественной деятельности других людей. Рисования – это творческий акт, который позволяет школьнику ощутить и понять самого себя, свободно выразить собственные чувства и мысли, освободиться от сильных переживаний и конфликтов, свободно выражать надежды и мечты, развивать эмпатию, быть самим собой.С детьми младшего школьного возраста рекомендуется применение следующих типов заданий рисуночной практики:предметно-тематические задания – рисование на заданную тему, предметом изображения выступает человека и его отношения с окружающими людьми и предметным миром;образно-символические задания – изображение абстрактных действий в виде созданных воображением образов: удивление, гнев, радость;Упражнения и игры с изобразительным материалом – экспериментирование с карандашами, красками, пластилином, бумагой, мелом с целью изучения их экспрессивных возможностей и физических свойств. Эффект данного типа заключается в уменьшении у детей эмоционального напряжения, повышения уверенности в себе.Метод, при котором участники общаются и проявляют себя без помощи слов, называется психогимнастикой. Это комплекс эффективных упражнение, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики, снятие напряжения, формирование адекватной самооценки и умений оценивать окружающих. Данный метод способствует повышению уверенности детей в себе, развивает способность позитивного отношения к другим людям, способствует формированию коммуникативных навыков, снижает эмоциональное напряжение и создает ситуации успеха.Таким образом, при применении в работе с детьми младшего школьного возраста приемов психогимнастики, арт-терапии и игротерапии у детей формируются умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ЗаключениеМладший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный для формирования самооценки, включающей в себя оценку самого себя, своего положения в коллективе, своей деятельности, отношения к другим его членам, и оценки поведения окружающих. От уровня самооценки и оценки поведения окружающих зависит активность личности, её участие в деятельности коллектива, ее стремление к самовоспитанию.Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оцениваютэти результаты всегда окружающие взрослые – учитель,родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Способностьреагировать на себя с точки зрения других развиваетсяв общении со взрослыми и сверстниками, а также в коллективной деятельности.Как известно, различают адекватную (или реальную)самооценку и неадекватную – завышенную или заниженную. Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, ксамокритичности и требовательности к себе, формируетуверенность в своих силах, определенный уровеньпритязаний личности. Неадекватная самооценка можетпривести к искажению уровня притязаний, к общейконфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддиктивному поведению.Ближе к концу первого класса, как отмечает ряд исследователей, многие дети начинают давать себе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретнымвидам деятельности. Экспериментальное изучение самооценки на рубежестаршего дошкольного и младшего школьного возрастов свидетельствует, что именно в этот период происходит качественный скачок в изменении отношенияребенка к самому себе. Если самооценка дошкольникацелостна, т.е. ребенок выделяет себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младшихшкольников уже более объективна, обоснованна, рефлексивна и дифференцированна.Большое влияние на развитие самооценки оказываетшкольная оценка успеваемости. Ориентируясь наоценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяяпредставителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, посуществу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.Список использованной литературы:Баймухаметова В.Р. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста/ В.Р. Баймухаметова, Е.В. Николаев// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - №10-2. – С.336-340Бекова Д. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на этот процесс/ Д.Бекова// Рефлексия. – 2014. - №3. – С.26-30Боркова А.Д. Проблема взаимосвязи успешности обучения и самооценки в младшем школьном возрасте/ А.Д.Боркова// Международный студенческий научный вестник. – 2016. - №6. – С.84Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника/ Э.В. Витушкина// Начальная школа. – 2014. - №4. – С.31-36Дубровина Л.А. Формирование самооценки младших школьников/ Л.А. Дубровина, М.В. Забавнова, А.О. Добрынина// Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. - №10. – С.16-19Дубченко Н.О. Самооценка как компонент развития личности младшего школьника/ Н.О. Дубченко, Е.Е. Лупанова, А.Е. Нугманова// Евразийский союз ученых. – 2016. - №2-1(23). – С.32-34Ермоленко Ю.И. Роль самооценки младшего школьника в обучении/ Ю.И. Ермоленко, А.Ю. Забелина// Новая наука: от идеи к результату. – 2016. - №12-2. – С.61-63Забусова Е.И. Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте/ Е.И. ЗАбусова// Символ науки. – 2016. - №10-2(22). – С.131-133Когут К.Я. Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте/ К.Я. Когут// Уникальные исследования XXIвека. – 2016. - №11(11). – С.40-45Комлик Л.Ю. Особенности самооценки у современных детей младшего школьного возраста/ Л.Ю. Комлик, Н.М. Копылова, А.С. Нестерова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - №10-2. – С.341-342Константинова Н.И. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте/ Н.И. Константинова// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. - №6(15). – С.98-103Ларина А.Б. Структура и функции познавательной самооценки младшего школьника/ А.Б.Ларина// Вестник Балтийского Федерального университета им. И.Канта. Серия: философия, педагогика, психология. – 2015. - №11. – С.130-135Пирмагомедова Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие/ Э.А. Пирмагомедова, А.Т.Нагиева, Г.К.Сулейманова// Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №2(51). – С.110-113Рябышева Е.Н. Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Е.Н. Рябышева// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014. - №9(53). – С.80-86Савинова Е.Ю. Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности/ Е.Ю. Савинова// Гуманитарные исследования. - 2014.–- №2(50). – С.170-174Семакова Е.В. Самооценка младшим школьником совладающего поведения в зависимости от особенностей психического здоровья/ Е.В. Семакова// Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №3. – С.644Слизкова Е.В. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания/ Е.В. Слизкова, Е.С. Еганова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №2-2. – С.184-186Степанова М.Ю. Влияние физического развития на самооценку в младшем школьном возрасте/ М.Ю.Степанова, Д.А. Федерякин// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. - №27. – С.80-85Теплинская К.А. Исследование влияния успешности обучения на самооценку в младшем школьном возрасте/ К.А. Теплинская, А.А. Попова// Развитие современного образования: теория, методика, практика. – 2016. - №1(7). – С.146-149Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника/ А.Т. Фатуллаева// Среднее профессиональное образование. – 2017. - №3. – С.12-19


1. Баймухаметова В.Р. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста/ В.Р. Баймухаметова, Е.В. Николаев// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - №10-2. – С.336-340
2. Бекова Д. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на этот процесс/ Д.Бекова// Рефлексия. – 2014. - №3. – С.26-30
3. Боркова А.Д. Проблема взаимосвязи успешности обучения и самооценки в младшем школьном возрасте/ А.Д.Боркова// Международный студенческий научный вестник. – 2016. - №6. – С.84
4. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника/ Э.В. Витушкина// Начальная школа. – 2014. - №4. – С.31-36
5. Дубровина Л.А. Формирование самооценки младших школьников/ Л.А. Дубровина, М.В. Забавнова, А.О. Добрынина// Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. - №10. – С.16-19
6. Дубченко Н.О. Самооценка как компонент развития личности младшего школьника/ Н.О. Дубченко, Е.Е. Лупанова, А.Е. Нугманова// Евразийский союз ученых. – 2016. - №2-1(23). – С.32-34
7. Ермоленко Ю.И. Роль самооценки младшего школьника в обучении/ Ю.И. Ермоленко, А.Ю. Забелина// Новая наука: от идеи к результату. – 2016. - №12-2. – С.61-63
8. Забусова Е.И. Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте/ Е.И. ЗАбусова// Символ науки. – 2016. - №10-2(22). – С.131-133
9. Когут К.Я. Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте/ К.Я. Когут// Уникальные исследования XXI века. – 2016. - №11(11). – С.40-45
10. Комлик Л.Ю. Особенности самооценки у современных детей младшего школьного возраста/ Л.Ю. Комлик, Н.М. Копылова, А.С. Нестерова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - №10-2. – С.341-342
11. Константинова Н.И. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте/ Н.И. Константинова// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. - №6(15). – С.98-103
12. Ларина А.Б. Структура и функции познавательной самооценки младшего школьника/ А.Б.Ларина// Вестник Балтийского Федерального университета им. И.Канта. Серия: философия, педагогика, психология. – 2015. - №11. – С.130-135
13. Пирмагомедова Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие/ Э.А. Пирмагомедова, А.Т.Нагиева, Г.К.Сулейманова// Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №2(51). – С.110-113
14. Рябышева Е.Н. Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Е.Н. Рябышева// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014. - №9(53). – С.80-86
15. Савинова Е.Ю. Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности/ Е.Ю. Савинова// Гуманитарные исследования. - 2014.–- №2(50). – С.170-174
16. Семакова Е.В. Самооценка младшим школьником совладающего поведения в зависимости от особенностей психического здоровья/ Е.В. Семакова// Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №3. – С.644
17. Слизкова Е.В. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания/ Е.В. Слизкова, Е.С. Еганова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №2-2. – С.184-186
18. Степанова М.Ю. Влияние физического развития на самооценку в младшем школьном возрасте/ М.Ю.Степанова, Д.А. Федерякин// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. - №27. – С.80-85
19. Теплинская К.А. Исследование влияния успешности обучения на самооценку в младшем школьном возрасте/ К.А. Теплинская, А.А. Попова// Развитие современного образования: теория, методика, практика. – 2016. - №1(7). – С.146-149
20. Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника/ А.Т. Фатуллаева// Среднее профессиональное образование. – 2017. - №3. – С.12-19


Вопрос-ответ:

Какие умения формируются у младших школьников в процессе оценивания своего поведения?

У младших школьников формируются умения осознанного и адекватного оценивания своего поведения. Они научаются распознавать свои сильные и слабые стороны, анализировать свои поступки и их последствия, а также планировать будущее поведение на основе этих оценок.

Какие характеристики входят в понятие самооценки у младших школьников?

Понятие самооценки у младших школьников включает в себя такие характеристики, как уверенность в своих силах, оценка своих достижений и возможностей, осознание своих эмоций и эмоциональной реакции на окружающих, а также самооценку своего внешнего вида и соответствия общепринятым стандартам красоты.

Какие аспекты влияют на формирование умений оценивать поведение окружающих у младших школьников?

Формированию умений адекватно оценивать поведение окружающих у младших школьников способствуют такие аспекты, как наблюдение и анализ поведения других людей, осознание различных вариантов поведения в разных ситуациях, развитие эмпатии и понимания чужой позиции, а также взаимодействие с разными типами личности и вариантами поведения.

Почему формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих важно в младшем школьном возрасте?

Формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих важно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личности, активно взаимодействуют с окружающими и сталкиваются с различными ситуациями в социальной среде. Умение оценивать свое поведение и поведение других людей помогает им реагировать на ситуации адекватно, принимать самостоятельные решения и принимать ответственность за свои поступки.

Почему важно формировать у младших школьников умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих?

Формирование у младших школьников умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих является важной задачей, потому что позволяет развивать их самосознание, самооценку и социальные навыки. Умение адекватно оценивать себя и окружающих помогает ребенку лучше понимать свои действия, контролировать свое поведение, а также взаимодействовать с другими людьми на основе справедливой оценки.

Какие основные характеристики понятия самооценки и оценки поведения окружающих у младших школьников?

У младших школьников самооценка - это субъективное мнение о себе, которое может быть положительным или отрицательным. Оценка поведения окружающих - это способность ребенка судить о действиях других людей и их соответствии нормам и ценностям. В младшем школьном возрасте дети начинают осознавать свое "Я" и оценивать свои поступки, а также становятся более способными понимать и анализировать поведение других людей.

Какие психологические аспекты влияют на формирование умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих у младших школьников?

Формирование умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих у младших школьников зависит от таких психологических аспектов, как самосознание, эмоции, социальное восприятие и понимание норм и правил поведения. Самосознание позволяет ребенку осознать свое "Я" и оценивать свои поступки. Эмоции влияют на то, как ребенок воспринимает и оценивает поведение окружающих. Социальное восприятие и понимание норм и правил помогают ребенку сравнивать свое поведение с поведением других людей и адекватно оценивать себя и окружающих.

Какие умения формируются у младших школьников для адекватной оценки собственного поведения и поведения окружающих?

У младших школьников формируются следующие умения: анализировать свои поступки и действия, сравнивать их с определенными нормами и ценностями, осознавать свои ошибки и принимать ответственность за них, понимать, как их поведение влияет на других и собственную жизнь, а также учитывать мнение и оценку окружающих.