Активные методы обучения как средство повышения познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 7 + 7 источников
- Добавлена 17.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и классификация активных методов обучения и принципы 5
2.Значение активных методов обучения как средство повышения познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка 8
Заключение 18
Список литературы 19
Учитель может предложить придумать аналогичное задание для ребят, работающих в других группах. Стоит обратить внимание учащихся на то, что знание иностранных языков помогает при изучении родного языка.
Полезно познакомить учеников со значением и написанием наиболее употребительных иноязычных словообразовательных элементов ( гео-, поли-, аква-, -лог-, мон- и др.).
2 группа
Пользуясь словарем «Иноязычные слова», этимологическим словарем и другой справочной литературой, приведите примеры заимствованных слов, которые были «копированы». Что помогает запомнить написание подобных слов?
Предполагаемый ответ:
Слово Откуда заимствовано АренаАттестатВагонГигантДелегат От латинского слова arena – «песок, площадка, усыпанная песком».Из немецкого языка пришло в русский язык в Петровскую эпоху: attestat.Пришло в 30-е годы 19 века из английского языка: wagon.Слово заимствовано из немецкого языка в 18 веке: gigant.Слово заимствовано в русский язык через посредство польского: delegat. Вывод: Русский язык систематически пополняется заимствованными словами. Некоторые слова по-русски пишутся так же, как и в языке, из которого они были взяты.
Ребята могут предложить одноклассникам, работающим в других группах, проанализировать словарные слова, которые в учебнике русского языка предложены для запоминания, и выяснить, какие из них в русском языке пишутся аналогично языку, из которого были заимствованы.
3группа
Даны слова: рябина, баюкать, щепетильный, улитка, позор и т.д.
Проведя этимологический анализ слов, докажите верность высказывания В. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова». Подберите однокоренные слова.
Предполагаемый вариант ответа:
Слово Его происхождение Однокоренные слова Баюкать Произошло от слова «баять», то есть « говорить, рассказывать» Басня, байка Позор Образовалось от слова «зор» – посмотреть, первоначально обозначало «зрелище» Заря, узор Рябина Общеславянское название дано дереву за его пестрый облик, древним значением слова «рябой» было« пестрый, пятнистый» Рябчик, курочка – ряба, рябить Улей Произошло от слова « улита», то есть « снабжено норой» Улица, улей Щепетильный Образовано от слова «щепет», что означало «порядок по отношению к внешнему виду, мелочам» Щепка, отщепенец Вывод: В.Шереметевский был абсолютно прав, утверждая: «Орфография слова есть биография слова». Этимологический анализ слов помог проверить «непроверяемые слова».
Подобное задание помогает организовать работу по орфографии, используя «этимологическую рефлексию» (С.И. Львова), прививает интерес к познанию, расширяет кругозор.
Развитие творческих способностей учащихся – очень важное условие активизации познавательной деятельности школьников и развития их самостоятельности на уроке.
Специально организованная образовательная среда, стимулирующая воображение, повышает мотивацию, в которой школьник может развиваться самостоятельно, исследуя и творя.
Например, предлагаю учащимся придумать самим сказку – объяснение правописания какой-либо орфограммы или диктант по теме. Выполнение подобной работы дает возможность учащимся хорошо усвоить то или иное правило правописания, развивает речь, повышает мотивацию обучения.
Приведу примеры подобных работ.
Речь адвоката. (Сказка о правописании Ы и И после Ц)
Господа присяжные заседатели!Мой подзащитный, господин Ц, вовсе не ветреник, как утверждают некоторые. Он, конечно, меняет свое место, и мы видим его стоящим то рядом с И, то рядом с Ы.Но где вы видим его с И? Только в корне и словах на-ция, а в суффиксах и окончаниях он всегда только с Ы. Прошу это учесть. Помните, что цыган на цыпочках, цыкающий на цыпленка: «Цыц», не подчиняется этому правилу.
Диктант о правописании гласных в корне с чередованием зор-зар.
На заре корова Зорька горько жаловалась на жизнь.А вечером ее озарило: надо быть веселой, и все будет хорошо!Но тут началась гроза, заполыхали зарницы, и Зорька снова приуныла.
Проектная деятельность ориентирована на развитие мышления, творческих способностей учащихся, расширение кругозора. Ученик сам определяет проблему, пути ее решения, самостоятельно ищет необходимые сведения, анализирует их, сопоставляет, формулирует вывод. Учитель является только организатором и координатором, он помогает ребенку сделать «маленькое открытие».
Работа может быть выполнена в форме презентации, доклада, видеопроекта и т.д. [7]
Приведем ряд примеров:
1. Учебник правописания гласных в корне. В этом учебнике в игровой форме представлены темы о безударных гласных, проверяемых ударением, непроверяемых, гласных в корнях с чередованием. Учащимися самостоятельно сформулированы правила, придуманы упражнения, иллюстрации.
2. Исследовательская работа о взаимосвязи языков индоевропейской группы. Ученица 5-го класса на примере сопоставления написания слова мама в различных языках доказала связь между языками индоевропейской группы. Конечно, ученым это хорошо известно, но для пятиклассницы это стало ее маленьким открытием.
3. Работа по ономастике. Учащиеся исследовали, какие формы их имен использовались в литературных произведениях и о чем говорит использование авторами той или иной формы имени. Почему у Островского героиню зовут Катерина, у Толстого есть Кити и Катюша, а Блок пишет о Катьке? Данная работа была отмечена дипломом на конкурсе «Первые шаги».[3]
Таким образом, исследовательская работа не ограничивается только теми методами и формами работы, которые были представлены выше.Главное, учитель должен понимать, что использование именно активных методов и форм работы определяет подход к содержанию и освоению современной развивающей образовательной среды, повышая мотивацию учащихся в процессе обучения, потому что ученики должны не только «получить» знания, но овладеть методами познания, то есть научиться учиться.
Заключение
В результате анализа литературных источников мы заключили следующее.
В соответствии с ФГОС, современные школы в большей степени ориентированы на использование активных методов обучения. Ключевым моментом активных методов является направленность на эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала и активности детей.
Эффективное речевое взаимодействие обучающего и обучающихся, и главное – самих обучающихся, способствует действительному формированию у последних коммуникативной компетенции и качественному освоению русского языка не только как учебной дисциплины, но и как языка обучения в других сферах знания.
Очевидно, что активные методы обучения носят общедидактический характер, поэтому, прежде чем «накладывать» их на предметное образование, в том числе лингвистическое, важно понять их сущность, осознать универсальные механизмы их реализации и раскрыть их обучающий потенциал в различных предметных областях, в частности «Русский язык».
Список литературы
Виноградова Н.К. Базовая модель занятия по развитию творческих способностей учащихся. МПГУ им.В.И.Ленина. – М.
Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. «Современный урок», часть 5 (инновационные уроки). Издательство «Учитель», 2007
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001
Сараева А.Н. Как проверить «Непроверяемое» слово. – М., 2004.
Современные образовательные технологии в практике учителя мировой художественной культуры. – М., 2003.
Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция. – М., 2005.
42
8
1. Виноградова Н.К. Базовая модель занятия по развитию творческих способностей учащихся. МПГУ им.В.И.Ленина. – М.
2. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002
3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. «Современный урок», часть 5 (инновационные уроки). Издательство «Учитель», 2007
4. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001
5. Сараева А.Н. Как проверить «Непроверяемое» слово. – М., 2004.
6. Современные образовательные технологии в практике учителя мировой художественной культуры. – М., 2003.
7. Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция. – М., 2005.
Вопрос-ответ:
Какие принципы активных методов обучения существуют?
Принципы активных методов обучения включают следующие аспекты: активное включение учащихся в учебный процесс, возможность выбора учащимися собственного пути обучения, использование практических заданий и проектных работ, индивидуализацию обучения, развитие творчества и самостоятельности учащихся.
Какое значение имеют активные методы обучения для повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка?
Активные методы обучения способствуют повышению познавательного интереса учащихся на уроках русского языка, так как они позволяют учащимся активно включаться в учебный процесс, самостоятельно исследовать языковые явления, применять полученные знания на практике, развивая свои коммуникативные навыки и творческий потенциал.
Как можно классифицировать активные методы обучения?
Активные методы обучения можно классифицировать по различным критериям. Например, можно выделить проектные методы, включающие разработку и выполнение проектов учащимися, или проблемно-поисковые методы, направленные на решение оригинальных задач с использованием самостоятельной мыслительной работы. Также можно выделить игровые методы, лабораторные работы, групповую работу и другие виды активных методов обучения.
Как учитель может применять активные методы обучения на уроках русского языка?
Учитель может применять активные методы обучения на уроках русского языка, предлагая учащимся практические задания, игры, проектные работы, лабораторные эксперименты. Также важно создать условия для самостоятельного изучения учащимися языковых явлений, например, через использование интерактивных учебных пособий и компьютерных программ.
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения - это методы, которые активно включают учеников в учебный процесс, позволяют им самостоятельно исследовать материал и применять полученные знания на практике.
Какие принципы лежат в основе активных методов обучения?
Основные принципы активных методов обучения: активное участие ученика в учебном процессе, сочетание познавательной и практической деятельности, индивидуальный подход к каждому ученику, развитие творческого мышления и самостоятельности, сотрудничество и взаимодействие с одноклассниками.
Зачем используются активные методы обучения?
Активные методы обучения играют важную роль в повышении познавательного интереса учеников к учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка. Они стимулируют активность учеников, помогают им лучше усваивать учебный материал, развивают навыки самостоятельного мышления и решения проблем, улучшают коммуникативные навыки.
Какие методы обучения можно использовать на уроках русского языка?
На уроках русского языка можно использовать различные активные методы обучения, такие как: работа в парах или группах, ролевые игры, дискуссии, проектная деятельность, презентации, работа с интерактивными технологиями и другие. Эти методы помогут ученикам активно участвовать в уроке, развивать навыки коммуникации, творческого мышления и самостоятельности.