Формирование звуко – буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи на подгрупповых логопедических занятиях
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 18.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования звуко-буквенного анализа у дошкольников ………………………………………………………………… 7
1.1. Определение основных понятий …………………….………………......... 7
1.2. Онтогенез формирования звуко-буквенного анализа……..……………… 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи …………………….. ………………. 17 ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент по изучению звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи …………………………………………………………… 19
2.1. Принципы, методика и организация изучения звуко-буквенного анализа у старших дошкольников ….……………………………………………….. 19 2.2. Результаты и анализ звуко-буквенного анализа у старших дошкольников…………………………………………………………………... 22
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формирования звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на подгрупповых логопедических занятиях…………... 30
3.1. Организация и принципы логопедической работы по формированию звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на подгрупповых логопедических занятиях ………………………………………………………………………….30
3.2. Содержание логопедической работы по формированию звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на подгрупповых логопедических занятиях …..……. 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………44
Содержание методики направлено на формирование фонематического восприятия устной речи, которое предполагает развитие дифференциации на основе смыслоразличительных (фонематических) признаков, а также фонетического восприятия, не являющихся смыслоразличительными.
При разработке данной методики адаптировались некоторые приемы и методы, описанные в работах Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной.
Основные направления коррекционной работы можно разбить по блокам:
- узнавание и различение неречевых звуков;
- различение слов, близких по своему звуковому составу;
- дифференциация слогов, дифференциация фонем,
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Одновременно выполнялась работа по развитию акустического внимания и памяти, а также по формированию понятий «звук», «слово», «фраза».
Работа по формированию фонематической дифференциации начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти, на основе которых ребенок приобретает умение сравнивать свою собственную речь с эталонной речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического различения первоначально осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей формируется способность узнавать и различать неречевые звуки.
Далее проводится работа по различению слов, близких по акустическому составу, затем слогов и фонем речи.
На последнем этапе решается задача по формированию у детей навыков звукового анализа: умения определять число слогов в слове; определять и отхлопывать ритмический рисунок слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить акустический анализ гласных и согласных звуков.
Этапы развития фонематического восприятия:
1 этап развитие неречевого слуха (на материале неречевых звуков)
Дидактические упражнения включают задания:
- узнавание звучащих инструментов,
- узнавание звучащих предметов,
- узнавание действий предметов по звуку.
2 этап – развитие навыков фонематического анализа на материале:
- сходных по звуковому составу слов, фраз, звукокомплексов,
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация звуков.
Фонематический анализ и синтез при формировании опирается на определенную последовательность подбора речевого материала:
1) звуковые ряды гласных (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
2) слоги без стечения согласных (закрытые: ар, ум, он и т. д.; открытые: ко, му, ты и т. д.);
3) слоги со стечением согласных (упр, ста, ула, фта и т. д.);
4) слова без стечения согласных:
- односложные (ком, сам, он, сук и т. д.),
- двусложные (лиса, баба, кони, лупа и т. д.);
5) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (мошка, жучка, лапка, палкаа и т. д.);
6) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот, блок, флот и т. д.);
7) односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост, куст, бант, танк, пасть и т. д.);
8) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (ступа, крыло, плита, блюдо и т. д.);
9) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (краска, травка, ступка, плавки и т. д.);
10) трехсложные слова (бумага, тумбочка, скакалка, полоска и т. д.). Для повышения эффективности работы по развитию навыка фонематического анализа и синтеза используются вспомогательные наглядные средства – графические схемы слова, фишки, звуковые линейки.
Развитие навыка звукового анализа и синтеза предполагает:
- выделение в звуковом ряду гласного, затем согласного звука;
- выделение из слога гласного, затем согласного звука;
- выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
- определение позиции, количества, очередности звуков в слове;
- творческие задания, которые предлагаются на заключительных этапах работы и основаны на фонематических представлениях. Напр., придумать слова с заданным звуком, заданным числом слогов, придумать слово с заданным звуком и в заданной позиции.
Таким образом, можно выделить три этапа работы по формированию звуко-буквенного анализа у детей ФФНР.
Первый этап – знакомство с гласными звуками. Т.А. Ткаченко рекомендует на данном этапе опираться на систему символов, которые помогают зрительно запомнить артикуляцию звука и его акустические характеристики, которые необходимы при звуковом разборе слова.
Второй этап предполагает проведение работы на уточнение произношения артикуляторно простых звуков, а также на реализацию звукового анализа слогов, затем слов:
- выделять анализируемый звук в ряду других звуков, слогов, слов,
- выделять последний, начальный согласный.
На подгрупповых занятиях анализируются обратные слоги (ГС), прямые слоги (СГ), а затем односложные слова (СГС). Звуковой анализ слогов, слов проводится с использованием фишек, соответствующие цвета которых условно соотносятся с акустико-артикуляторной характеристикой звука (красной фишкой обозначаются гласные звуки, синей – твердые согласные, зеленой – мягкие согласные звуки).
Данные упражнения являются предпосылкой формирования навыка чтения и письма, фишка несет роль знакового обозначения звука, которое в позже заменяется буквой. У детей постепенно закрепляются в речи термины: звук, буква, слог, слово, гласный/согласный звук, твердый/мягкий звук, звонкий/глухой звук.
Третий этап направлен на осуществление полного звукового анализа слов. наиболее эффективным видом работы на данном этапе является задание «Живые звуки», утрированное, растянутое произнесения слов утрачивает свой смысл.
У детей формируются умения:
- различать изучаемые звуки;
- знать гласные и согласные звуки;
- знать различия между гласными и согласными звуками, различия согласных звуков по их акустико-артикуляционным признакам (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
- выделять в односложных, двусложных, трехсложных словах;
- определять позицию звука (начало, середина, конец слова);
- определять линейную последовательность звуков в слове;
- определять количество звуков в слове,
- соотносить звук с буквой,
- печать слова.
Использование разнообразных вспомогательных средств, таких как зрительные символы, презентации, развивающие компьютерные игры, помогают:
- сформировать у детей с ФФНР звуковую культуру речи,
- закрепить фонематические навыки (восприятие, представления, анализ и синтез),
- развить речь в целом,
- совершенствовать познавательные процессы,
- вызвать интерес к занятиям.
Структура подгруппового логопедического занятия по формированию звуко-буквенного анализа [11]:
подготовительный этап, цель которого подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов к восприятию и воспроизведению звуков посредством проведения артикуляционных, голосовых, дыхательных упражнений,
основной этап, цель которого:
а) развитие фонематического восприятия и представлений, способствующего формированию навыков анализа слов,
б) проведение звуко-буквенного анализа,
3) заключительный этап, цель которого закрепление навыков звуко-буквенного анализа в играх и упражнениях.
Таким образом, формирование навыков звуко-буквенного анализа организуется с учетом характера и структуры речевого дефекта. Коррекционная работа осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала. Одновременно на всех этапах ведется работа по совершенствованию звукопроизносительных способностей и фонематических процессов.
Организация коррекционных мероприятий опирается на знания онтогенеза формирования звукового анализа в норме при соблюдении дидактических принципов: наглядности, индивидуализации процесса обучения и коррекции, доступности, последовательности, а также с учетом форм и видов фонематического анализа.
Учитывая психологические особенности контингента детей, коррекционная работа сочетает в себе задания, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и проходит в игровой форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фонетико-фонематическое недоразвитие характеризуется как нарушение формирования произносительной стороны речи детей с разными видами речевых расстройств в результате недоразвития восприятия и произношения.
Ряд ученых в своих исследованиях отмечают сформированность фонематического восприятия у детей к 4 годам, ребёнок воспринимает и различает звуки на слух в собственной и чужой речи. От сформированности и уровня развития фонематического восприятия и звукопроизношения зависит успешность овладения ребенком фонематического анализа.
Дети с ФФНР с трудом овладевают фонематическими процессами, а именно навыками звукобуквенного анализа слова, который лежит в основе обучения грамоте, кроме того для большинства детей с ФФНР характерно нарушение звукопроизносительной стороны, которое определяется как дислалия, ринолалия или дизартрия.
С целью определения особенностей состояния звуко-буквенного анализа у детей с ФФНР был организован констатирующий эксперимент, в которм принимали участие 15 детей с ФФНР старшего дошкольного возраста.
По результатам исследования выявлены ряд особенностей формирования звуко-буквенного анализа у исследуемых детей:
- безошибочно выделяют гласные звуки в ударной позиции в начале слова,
- определяют согласные звуки в конце слова,
- испытывают затруднения при нахождении звука в середине слова,
- часто согласные звуки в начале слова выделяются как слог,
- выделение гласного звука в безударной позиции в конце слова определяется как слог,
- больше половины детей (53%) не выполнила задание по звуковому анализу слова, чаще использовали слоговой способ деления слова, неверно подсчитывали количество звуков, опирались на догадку,
- трудности определения звукового состава слова и последовательности звуков в слове,
- сложнее всего детям давались задания, связанные с самостоятельным называние слов с опорой на картинки с заданным количеством звуков (по схеме).
Таким образом, звуко-буквенный анализ слова у детей с ФФНР недостаточно сформирован, что свидетельствует о нарушенной деятельности слухового анализатора, который участвует в процессе восприятия и реализации аналитических операций у детей с ФФНР. Кроме того, выявленные нарушения могут быть связаны с особенностями слухоречевой памяти.
Умение производить звуко-буквенный анализ у детей с ФФНР находится на средне-низком уровне. Дети со среднем уровнем правильно выполняли задание на нахождение заданного звука в слове, его позиции, затруднялись в правильном определении последовательности звуков в слове, что влияло на составление слова из букв, испытывали сложности при звуковом разборе слова: составление схемы слова и подбор слова к схеме.
Дети с низким уровень характеризуется значительными трудностями при выполнении всех заданий, что свидетельствует о несформированности фонематических процессов у данной категории детей и требует поиска эффективных методов и приемов коррекционных мероприятий.
Правильно организованная коррекционная работа с учетом логопедических принципов, а также использованием традиционных и вспомогательных средств, позволит эффективно спланировать работу по развитию навыков звуко-буквенного анализа у детей с ФФНР, как залога успешного овладения письменной речью в школьный период.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.
Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351
Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3
Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М., 1996. – 23 с.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978
Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М., 1986.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.
Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1997
Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004. – 192 с.
Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редпроф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.
Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб., 2005. – 224 с.
Рыбакова М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1282-1284
Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97
Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.
Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003. – 126 с.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 192 с.
Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. Т.Б. Филичевой.— М., 2001. – 192 с.
Трубникова Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии: Учебно-методическое Урал.гос. пед. ун-т. [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 94 с.
Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие Урал.гос. пед. ун-т. [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 97 с.
Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.
Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009 - 456 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб.пособие для логопедов-студентов пед. Уч-щ / под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2005. – 126 c.
Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm2
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика исследования звуко-буквенного анализа
(по Р.И. Лалаевой, Н.М. Трубниковой)
1 серия – изучение звукового анализа слов
а) «Поймай звук»
Речевой материал: мак, дом, каша, рама, лама, пила, окно, шалаш, марка, обруч, шар, кольцо, карман.
Инструкция: определить наличие заданного звука в слове, хлопнув в ладоши.
б) «Найди место звука в слове»
Речевой материал: лук, рак, рыба, окна, ослик, утка, рыбак, крыло, сумка, машина, камыш, мост, букет, мотоцикл, пирамида.
Инструкция: определить позицию звука в слове (начало, середина, конец)
в) «Определение последовательности звуков»
Речевой материал: кот, суп, рама, лапа, утка, аист, крыса, лампа, картон, клумба, пижама, капуста.
Инструкция: назови последовательно все звуки в слове.
г) «Посчитай звуки»
Речевой материал: кот, суп, рама, лапа, утка, аист, крыса, лампа, картон, клумба, пижата, капуста.
Инструкция: посчитай звуки в слове.
2 серия – исследование буквенного анализа слов
а) «Покажи и назови первую букву»
Речевой материал: кот, сок, лапа, утка, аист, крыса, лампа, картон, клумба, пижама, капуста.
Инструкция: послушай слово, выдели первый звук, покажи соответствующую букву.
б) «Покажи и назови последнюю букву»
Речевой материал: кот, суп, кино, аист, кенгуру, каша, картон, игра, коты, башмак.
Инструкция: послушай слово, выдели последний звук, покажи соответствующую букву.
в) «Составь слово»
Речевой материал: кот, суп, дым, кино, аист, каша, игра, коты, лампа.
Инструкция: послушай слово, определи последовательность звуков, выложи слово из букв.
3 серия – звуковой разбор слова с опорой на схему
а) «Составь схему слова»
Речевой материал: дым, рот, нос, кино, аист, каша, коты, кошка, лента.
Инструкция: послушай слово, определи последовательность звуков, каждый звук обозначь фишкой.
б) «Подбери схему к картинке»
Картинки: дом, кит, нота, лиса, слон, мышка, миска.
Схемы:
Инструкция: выбери картинку, назови ее, определи последовательность звуков в названии картинок, охарактеризуй каждый звук, подбери соответствующую схему.
46
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.
2. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351
3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3
4. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
6. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М., 1996. – 23 с.
7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с.
8. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978
9. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М., 1986.
10. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.
12. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1997
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004. – 192 с.
15. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редпроф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
17. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.
18. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
19. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб., 2005. – 224 с.
20. Рыбакова М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1282-1284
21. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97
22. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.
23. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003. – 126 с.
24. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
25. Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 192 с.
26. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. Т.Б. Филичевой.— М., 2001. – 192 с.
27. Трубникова Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии: Учебно-методическое Урал.гос. пед. ун-т. [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 94 с.
28. Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие Урал.гос. пед. ун-т. [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 97 с.
29. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.
30. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009 - 456 с.
31. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
32. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб.пособие для логопедов-студентов пед. Уч-щ / под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2005. – 126 c.
33. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.
34. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm2
Вопрос-ответ:
Какие понятия можно отнести к формированию звуко-буквенного анализа?
К понятиям, связанным с формированием звуко-буквенного анализа, можно отнести знакомство с графикой звуков в словах, установление соответствия звука и буквы, различение звуков в словах, опознавание и анализ звуков в словах.
Как происходит онтогенез формирования звуко-буквенного анализа у дошкольников?
Онтогенез формирования звуко-буквенного анализа у дошкольников начинается с знакомства с буквами алфавита и их звуковым значением. Затем дети учатся различать звуки в словах и устанавливать соответствие между звуками и буквами. В конечном итоге, они учатся анализировать и опознавать звуки в словах.
Как можно охарактеризовать детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи можно охарактеризовать как детей, у которых проблемы с артикуляцией и различением звуков. Они могут испытывать трудности в произношении слов и опознавании звуков в словах. Эти дети нуждаются в специальной помощи и поддержке для развития своей речи.
Какими методами и приемами можно формировать звуко-буквенный анализ у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Для формирования звуко-буквенного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи можно использовать различные методы и приемы, такие как игры с звуками и буквами, упражнения на различение звуков, задания на составление слов по звукам, использование разных материалов и игрушек, которые помогают визуализировать звуки и буквы.
Почему формирование звуко-буквенного анализа является важным этапом развития речи у дошкольников?
Формирование звуко-буквенного анализа является важным этапом развития речи у дошкольников, так как оно позволяет детям развивать навыки различения звуков в словах, анализировать их состав и структуру, устанавливать связь между произношением звуков и их графическим обозначением. Эти навыки необходимы для успешного изучения грамоты и дальнейшего развития грамотности.
Какой объем работы требуется для формирования звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Для формирования звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи требуется достаточно большой объем работы. Занятия должны проводиться на индивидуальной основе и включать в себя различные игровые и упражнения, направленные на развитие звукового анализа. Кроме того, необходимо учесть особенности каждого ребенка и подходить к работе с ним индивидуально, с учетом его возможностей и потребностей.
Как формируется звуко-буквенный анализ у дошкольников?
Звуко-буквенный анализ формируется у дошкольников постепенно и проходит несколько стадий развития. На первой стадии дети начинают замечать и различать звуки речи, на второй стадии они научаются связывать звуки с буквами и распознавать их в словах. На третьей стадии происходит углубленное изучение звукового и буквенного материала, а также развитие умения анализировать слова на звуки и буквы. Важно проводить разнообразные упражнения и игры, которые помогут детям усвоить эти навыки и развить их на должный уровень.
Чем характеризуется психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризуются нарушением звуковой стороны речи. У них может наблюдаться замена, искажение или пропуск звуков, а также затруднения в распознавании и различении звуков. Такие дети часто испытывают трудности в формировании звуко-буквенного анализа. Они могут иметь ограниченный словарный запас и неумение правильно анализировать слова на звуки и буквы. Поэтому для этих детей необходимо проводить специальные логопедические занятия, направленные на развитие речевых навыков и формирование звуко-буквенного анализа.
Что такое звукобуквенный анализ?
Звукобуквенный анализ - это умение различать звуковую структуру слова и соотносить звуки с соответствующими буквами, что позволяет детям начинать осваивать графическую сторону языка.
Как формируется звукобуквенный анализ у дошкольников?
Звукобуквенный анализ формируется постепенно в процессе развития речевых способностей дошкольников. На подгрупповых логопедических занятиях используются специальные упражнения и игры, направленные на развитие звукового восприятия и ассоциативного мышления.
Какими особенностями обладают дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеют трудности в различении и правильном произношении звуков, что влияет на формирование звукобуквенного анализа. Они часто путают звуки и заменяют одни звуки другими.
Какие педагогические методы используются для развития звукобуквенного анализа у дошкольников?
Для развития звукобуквенного анализа у дошкольников используются игровые методы, упражнения по развитию слухового восприятия, ассоциативного мышления. Педагог стимулирует восприятие звуков речи и их связь с буквами, помогает детям осознать звуковую структуру слова.