«Воспитание и развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори» + презентация к защите курсовой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 21.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Современное дошкольное образование 6
1.1 Современное дошкольное образование в России 6
1.2 Проблемы современного дошкольного образования в России 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Сущность и особенности педагогической системы М. Монтессори 17
1.1 Дошкольное воспитание и образование в педагогической системе М. Монтессори 17
1.2 Основные функции педагога в системе М. Монтессори 21
Выводы по второй главе 24
Заключение 26
Список литературы 28



Фрагмент для ознакомления

Он доброжелательным и ненавязчивым образом руководит дошкольником, становясь посредником между ним и подготовленной средой.Работа новогопедагога заключается в том, чтобы ориентировать, точнее сказатьпредоставлять руководство по применению материала, находить точные слова, облегчать и пояснять всякую работу, предотвращать потери энергии, при необходимости восстанавливать отсутствующее равновесие. В связи с этим она дает необходимую помощь, предоставляющую возможность уверенным и быстрым образом двигаться вперед в умственном развитии [7]. Образно выражаясь, педагог не просто следует «на поводу» у дошкольника, а находится рядом с ним, внимательным образом наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя собственную помощь и руководство либо же отступая на шаг назад и давая дошкольнику возможность в полной мере насладиться самостоятельной деятельностью.Педагог лишь помогает дошкольнику, создает порядок в вещах, нужных для развития воспитанника, а их весьма множество. Все данные чашечки, подносики, губки и щеточки и также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать, по словам Ю.И. Фаусек, является лишь чувством бессилия перед хаосом мира. М. Монтессори предложила расположить их в конкретной строгой логике, а воспитуемых с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, поскольку этого хотят взрослые, а в связи с этим, что так удобнее самим дошкольникам. М. Монтессори вообще полагает, что порядок органичен для малыша, однако тот не всегда способен самостоятельно его организовывать. Педагогспособен создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с воспитанниками долгие и изнурительные беседы, а предлагает им принять лишь одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Однако, чтобы работа приносила пользу, педагог предоставляетдошкольнику короткий (2-3 минуты) урок. На нем воспитательдемонстрирует, каким образом обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.Большая часть воздействий педагога происходит косвенным образом, через среду либо посредством правил, которые он придумывает совместно с воспитуемыми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает ребят и помогает взрослому наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать уникальную атмосферу, отличающуюся классы Монтессори.К главным функциям Монтессори-педагога относят: посредническую функцию, руководящую функцию, обучающую функцию, организующую функцию, диагностическую функцию и, в конце концов, защитную функцию [2].Посредническая функция. Педагог создает связь между дошкольникоми развивающей предметно-пространственной средой - подготовленной средой. Им показывается, каким образом работают с материалом, точнее сказать предоставляет образец действий с ним, ориентированных на раскрытие свойств и отношений, которые заключены в материале. Такой показ называется презентацией материала.Руководящая функция. Педагог внимательным образом наблюдает за воспитуемым и в нужный момент дает ему помощь: помогает (в случае необходимости) сделать выбор, проводит презентацию материала, показывает способ контроля и исправления ошибок. Педагогунеобходимо уметь предложить дошкольникуматериалы, которые относятся к его зоне ближайшего развития. Если помощь не требуется, педагогу не надо вмешивается в процесс деятельности малыша. Он внешне является пассивным, внутренне высоко активным.М. Монтессори подчеркивает важность тактичного руководства: «Учительнице необходимо вести ребенка, не давая ему слишком сильно почувствовать ее присутствие, так чтобы она была всегда готова предоставить желаемую помощь, но никогда не становилась бы препятствием между ребенком и его опытом» [11].Обучающая функция. Педагог дает урок тогда, когда он демонстрирует образец работы с материалом. Его действия, как и его поведение, служат примером, которому дошкольникподражает. Викарное научение является одним из основных способов овладения знаниями, умениями и навыками в системе Монтессори.Кроме того,педагог дает устный урок. Его пояснения должны быть краткими, ясными и точными, без излишних подробностей и длиннот. Им закрепляетсявсякое приобретение дошкольникав форме вербального обозначения.Одно из наиболее чаще всегоиспользуемых способов введения новых понятий так называемый трехступенчатый урок. Его описание дано в ряде работ.Организующая функция. Педагогом создается подготовленная среда, которая «должна содержать средства для самовоспитания» и предоставлять дошкольникамвозможность свободы движений, свободы выбора материала, места и длительности работы с ним и в том числе право заниматься некой полезной деятельностью индивидуально либо с партнером (партнерами).Кроме того, воспитатель заботится о порядке в организованной им пространственно-предметной среде.Для упорядочения отношений в Монтессори - группе имеется ряд правил, которые педагогу стоит обсудить с воспитуемыми. Правила должны быть разумными, немногочисленными,сформулированнымив ясной и позитивной форме, а не в виде запретов, к примеру: «Мы обходим коврик», «Мы берем материал только с полки» и т.д. Педагог ответственен за выполнение правил, следит за тем, чтобы материалы на полках всегда находились в порядке. Возвращение материала на свое место по окончании работы - это правилом, обязательное для каждого ребенка.Кроме того, надо соблюдать порядок в ходе работы: выполнять действия в определенной последовательности, доводить дело до конца, по завершении упражнений привести материал в первоначальное состояние.Диагностическая функция. Одно из главных требований, которые предъявляются к Монтессори - педагогу, состоит в умении наблюдать за поведением дошкольникаи оценивать уровень его физического и психического развития, владение техникой наблюдения. В данных целях используются самые разные способы фиксации результатов наблюдений: отчеты о наблюдении, дневники наблюдений т др.Защитная функция. Педагог должен следить, чтобы воспитанники не мешали друг другу. Монтессори - педагог выступает в качестве «ангела-хранителя» существ, которые сконцентрированы на старании [1].Подготовленная среда. Вместе со специальной профессиональной подготовкой педагога М. Монтессори придавала особое значение организации в детсаду и школе развивающей предметно-пространственной среды: «Подготовка среды и подготовка учителя есть практический фундамент нашего воспитания». Перечислим главные правила создания такой среды, которые хорошо известны Монтессори - педагогам всего мира.При подготовке среды учитываются следующие аспекты: помещение как таковое; помещение в качестве места работы; помещение в качестве общественного места [10].Выводы по второй главе1. Педагогика, базирующаяся на свободном воспитании, М. Монтессорираспространенав большинстве развитых стран; ее дидактический материал и приемы обучения, методы развития способностей стали базисом для создания более совершенных систем образования и воспитания дошкольников.2. Нопо нашему мнению, что педагогикаМ. Монтессориоптимально подходит для развития ряда ВПФ (сенсорное воспитание - это основа развития восприятия), иныеВПФ (произвольное внимание) лучше развиваются, при использовании упражнений из системы целенаправленного воспитания.3. Также как мы полагаем, не каждому дошкольнику может подойти система свободного воспитания.Так, некоторые исследования свидетельствуют, что при развитии креативности, некоторые ребятаначинают испытывать дискомфорт, когда оказываются в нерегламентированной ситуации со стороны взрослого, а иные ребята чувствуют себя вполненормально, и лишь у них наблюдается развитие креативности.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось изучение на основе анализа научных источников, теоретических аспектов исследования педагогики М. Монтессори в современном дошкольном образовании.Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Изучить современное дошкольное образование.2. Проанализировать современное дошкольное образование в России.3. Рассмотреть дошкольное воспитание и образование в педагогической системе М. Монтессори.4. Рассмотреть функции педагога в педагогической системе М. Монтессори.В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. В итальянских школах (детских садах) дошкольники разделяются на 3 возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету.Во время нахождения дошкольников в таких детских садах они обучаются различным полезным видам деятельности и получают полноценные навыки общения, которые впоследствии помогают им легко приспособиться к требованиям средних школ, а после и к учёбе в высших учебных заведениях.2. В отечественных детсадах активно используются традиционные и инновационные формы дошкольного образования и воспитания. Традиционные формы и методы направлены, как правило, на формирование у дошкольников нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Инновационные формы и методы характеризуются следующим образом: 1) усвоением максимального объема знаний; 2) максимальной творческой активностью; 3) широким спектром практических навыков и умений. К таким инновационным формам и методам деятельности воспитателя относятся компьютерные технологии.3. Педагогика, базирующаяся на свободном воспитании, М. Монтессорираспространенав большинстве развитых стран; ее дидактический материал и приемы обучения, методы развития способностей стали базисом для создания более совершенных систем образования и воспитания дошкольников.4. Нопо нашему мнению, что педагогикаМ. Монтессориоптимально подходит для развития ряда ВПФ (сенсорное воспитание - это основа развития восприятия), иныеВПФ (произвольное внимание) лучше развиваются, при использовании упражнений из системы целенаправленного воспитания.5. Также как мы полагаем, не каждому дошкольнику может подойти система свободного воспитания.Так, некоторые исследования свидетельствуют, что при развитии креативности, некоторые ребятаначинают испытывать дискомфорт, когда оказываются в нерегламентированной ситуации со стороны взрослого, а иные ребята чувствуют себя вполненормально, и лишь у них наблюдается развитие креативности.Следовательно, цель достигнута, задачи решены. Список литературыБабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом. // Теория и практика общественного развития. - № 3, 2010. – С. 132-137.Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом. История и современность. - М.; ТЦ Сфера, 2007 г. – 128 с. Зебзеева В.А., Сазонова Д.А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал. // Научно-исследовательские публикации. - № 8 (12) / 2014. – С. 161-166. Мак Тамани М. Воспитание по Монтессори. – М.: АСТ, 2018 г. – 160 с. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.Монтессори М. Дети – другие. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. - М.: Академия, 2001. - 240 с.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2007. - 480 с.Стэдинг Э. Революция Монтессори в образовании. – ИПК «Береста», 2015. – 400 с.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.
2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
3. Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом. // Теория и практика общественного развития. - № 3, 2010. – С. 132-137.
4. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом. История и современность. - М.; ТЦ Сфера, 2007 г. – 128 с.
5. Зебзеева В.А., Сазонова Д.А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал. // Научно-исследовательские публикации. - № 8 (12) / 2014. – С. 161-166.
6. Мак Тамани М. Воспитание по Монтессори. – М.: АСТ, 2018 г. – 160 с.
7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
8. Монтессори М. Дети – другие. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.
9. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
11. Стэдинг Э. Революция Монтессори в образовании. – ИПК «Береста», 2015. – 400 с.

Вопрос-ответ:

Что такое система М Монтессори?

Система М Монтессори - это педагогическая система воспитания и образования, разработанная итальянской врачом Марией Монтессори. Она основана на уважении к индивидуальности каждого ребенка и активном участии его в собственном образовательном процессе. Одной из особенностей этой системы является использование специальных развивающих материалов, которые помогают детям развивать различные навыки и умения.

Какие проблемы есть у современного дошкольного образования в России?

Современное дошкольное образование в России сталкивается с рядом проблем, в том числе: недостаточно квалифицированный персонал, несоответствие образовательных программ современным требованиям, недоступность дошкольных учреждений для некоторых слоев населения, несбалансированность учебной нагрузки, низкая эффективность использования инновационных методик и технологий. Все эти проблемы препятствуют полноценному развитию детей и качественному образованию в дошкольных учреждениях.

Какие особенности имеет педагогическая система М Монтессори в дошкольном воспитании и образовании?

Педагогическая система М Монтессори имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других методик. Она предлагает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности. В системе М Монтессори большое внимание уделяется развитию познавательных и практических навыков у детей. Также важной особенностью этой системы является использование специальных развивающих материалов, которые помогают развивать логическое мышление и моторику детей.

Каковы основные функции педагога в системе М Монтессори?

Основные функции педагога в системе М Монтессори заключаются в создании благоприятного образовательного окружения для детей, руководстве их деятельностью, помощи в самостоятельном исследовании и поиске знаний, а также в организации групповой и индивидуальной работы. Педагог в системе М Монтессори является партнером и наставником для каждого ребенка, помогая ему развиваться и обретать новые знания.

Что представляет собой система М. Монтессори?

Система М. Монтессори - это педагогическая методика развития и воспитания детей дошкольного возраста, разработанная итальянской врачом Марией Монтессори. Она основана на принципе индивидуального развития ребенка, свободного самостоятельного движения и выбора активностей. Главная цель системы - помочь ребенку развить свои интеллектуальные, эмоциональные и физические способности в соответствии с его возрастными особенностями.

Какие особенности имеет детское образование по системе М. Монтессори?

Детское образование по системе М. Монтессори отличается от традиционных методик тем, что оно ставит акцент на активное участие ребенка в образовательном процессе. Ребенок имеет свободу выбора, самостоятельно определяет, с чем и как работать. Процесс обучения базируется на реальных жизненных ситуациях и предлагает разнообразные материалы и упражнения для развития определенных навыков и умений.

Какие проблемы современного дошкольного образования решает система М. Монтессори?

Система М. Монтессори помогает решить ряд проблем, с которыми сталкиваются современные дошкольные учреждения. Она способствует индивидуальному развитию каждого ребенка, позволяет ему самостоятельно изучать мир и развивать свои способности. Система М. Монтессори также развивает у детей умение работать в группе, общаться, решать конфликты и принимать самостоятельные решения.

Какие основные функции педагога в системе М. Монтессори?

Основные функции педагога в системе М. Монтессори включают создание комфортной образовательной среды, предоставление детям свободы выбора и самостоятельного действия, наблюдение за процессом развития ребенка, оказание поддержки и помощи при необходимости. Педагог также играет роль организатора и координатора образовательного процесса, создает условия для развития творческого мышления и самооценки у детей.