Образовательный и развивающий потенциал виртуальной экскурсии
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 18.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Виртуальная экскурсия: понятие, отличительные признаки 8
1.1 Современный «умный музей»: теоретические аспекты изучения 8
1.2 Виртуальные экскурсии как составляющая часть «умных музеев» 9
2 Прикладной характер виртуальных экскурсий 16
2.1 Функции виртуальных экскурсий 16
2.2 Образовательные возможности виртуальных экскурсий 18
3 Виртуальные экскурсии: практический аспект 21
3.1 Цифровые технологии в процессе реализации экскурсий 21
3.2 Предложения по совершенствованию экскурсионной работы современных музеев 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Трехмерное виртуальное изображение было создано при помощи метода онлайн-фотограмметрии, позволившим виртуально посетить зал Юпитера из любой точки мира.Несмотря на большую стоимость процессов оцифровки, сегодня более пятиста музеев мира загрузили около пятнадцати тысяч оцифрованных предметов в сервис «SketchFab» – аналог «YouTube» для 3D-моделей. В частности, музеем Дарвина, печатаются гипсовые объекты для экспозиции, создаются витрины с художественными реконструкциями животных в трехмерном пространстве. Сегодня, изготовление при помощи 3D-принтера копии дорогостоящи, поэтому такая возможность предоставляется только посетителям с ограниченными возможностями. Поэтому, руководство музея решило создавать мультимедийные объемные модели, которые «рассказывают» сами о себе, без участия экскурсовода. К примеру, цифровые копии бюстов неандертальцев анимируют с помощью датчиков «Kinect», которые могут распознавать более сорока эмоций посетителей и в реальном времени накладывать их на трехмерные интерактивные аватары.В перспективе должны быть реализованы и новые возможности для межмузейного взаимодействия, начиная виртуальными кросс-музейными экспозициями и заканчивая сетью «виртуальной памяти», объединяющей музейные фонды. К примеру, в Государственном музейно-выставочном центре «Росфото» вся коллекция представлена в цифровом виде. В этом же центре располагается и репозиторий, который не только объединяет хранителей, исследователей и кураторов различных проектов, но способствуют изданию информации о предметах в машиночитаемом виде. Репозиторий представляет собой качественный источник информации с абсолютно свободным и открытым для всех желающих доступом.3.2 Предложения по совершенствованию экскурсионной работы современных музеевПри осуществлении экскурсионной деятельности необходимо оптимизация ее информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями современности. В связи с этим необходима работу по повышению квалификационных навыков сотрудников по данному направлению, овладению системой обмена научно-методической информацией с ведущими мировыми музеями. С целью оптимизации экскурсионной деятельности предлагаем создать Образовательно-развлекательный компьютерный центр, состоящий из:- главного информационного компьютерного центра, предназначенного для обычных посетителей музея и специалистов, пришедших музей с целью общего ознакомления. Необходимо еще большее распространение информационных киосков в «виртуальными экскурсиями», которые помогают посетителям принимать решение о возможном маршруте осмотра музейного комплекса, либо ограничиться знакомством с «виртуальной коллекцией» определенного музея.Тему виртуальности можно расширить до информационных зон, которые будут включать киоски, мониторы с видеофильмами, музейный магазин (на данный момент согласно опросам посетителей таких зон явно недостаточно). В данный зонах можно организовать предоставление платных услуг, к примеру, распечатку цветных репродукций понравившихся изображений; изготовление коллажных изображений с понравившимися произведениями искусства, сувенирной продукции и т.п.Данные информационные зоны могут служить и местом отдыха посетителей, которые могут присесть, просматривая определенный видеофильм или виртуальную экскурсию. Кстати такая практика уже внедрена в функционирование «Русского музея» Санкт-Петербурга.Музейная практика показывает, что в музеях необходимо оборудовать информационные зоны с открытым доступов к различным ресурсам, в частности:- к электронному каталогу;- к электронным каталогам крупных отечественных музеев;- к тематическим ресурсам сети Интернет;- к библиотечным ресурсам крупнейших библиотек России; - к методическим разработкам крупных музеев;Основным содержанием данного центра должны стать получение информации при помощи компьютеров и электронных аттракционов с игровыми программами, по тематике близкими к изобразительному искусству и архитектуре. При помощи различных видов тестовых программ должна предоставляться возможность проверки своих знаний в области искусства. Правильные ответы посетителей должны вознаграждаться призами – сувенирной продукцией. Главная задача, сохранив увлекательность столь популярных у детей и молодежи компьютерных игр, придать им менее агрессивный, учебно-познавательный и образовательный характер. Оснащением данного центра должны стать 10-12 компьютеров, а также игровые автоматы, аттракционы.- просмотрового, выставочного и методического центров, предназначенного для экспертов и специалистов в сфере музейного дела и искусствоведения - методического центра, может быть, который объединит в себе всю методическую работу отечественных музеев.Для оснащения данного центра потребуется компьютерное оснащение с периферийным оборудованием (принтерами, сканерами, цифровыми фотокамерами, записывающими устройствами), подключенных к единой компьютерной сети музея, имеющими доступ к общим базам данных, хранящимся на серверах.Основными составляющими данной сети будут являться- информационные зоны залов;- информационные зоны фондов открытого доступа;- компьютерные классы открытого доступа.Это позволит осуществлять проведение:- мультимедийных презентаций выставок;- презентации «программ-гидов», которые должны быть разработаны для всех экспозиций музея и устанавливаться непосредственно в выставочном зале. Для удобства посетителей и с целью их более полного информационного обслуживания планируется создание специальных «информационных зон» в залах музея, оснащенных компьютерным оборудованием, позволяющим не только легко получить информацию, просмотреть виртуальную экскурсию по временным выставкам и постоянной экспозиции, но и распечатать нужную информацию. В таком информационном киоске посетитель сможет ознакомиться с компакт-дисками, разработанными в музее, а дети – совершить экскурсию по «виртуальному музею».Тематика информационного наполнения может быть разнообразной. В сложившейся ситуации в целях популяризации и пропаганды мирового искусства нетрадиционными для музея средствами, может запустить собственный выпуск документально-художественных фильмов и программ о шедеврах мирового искусства, а также организовать цикл передач на федеральных телеканалах.Таким образом, оптимизация виртуальной деятельности музея будет способствовать более качественному и доступному изучению коллекций мировой и отечественной культуры, позволит получить более глубокие знания об истории мирового искусства, необходимые в рамках всестороннего развития личности, обеспечения процессов социализации личности.Выводы по 3 Главе. Эффективность работы музеев, функционирующих в условиях информационного общества XXI в., находятся в прямой зависимости от реализации традиционных форм, включения новых методических приемов осуществления социально-культурной и образовательной деятельности. Исследование показало, что магистральный путь развития музеев в их единстве научно-экспозиционной и образовательной деятельности, способствует их восприятию не только в качестве музеев мирового масштаба, но и как центров духовной жизни, опирающихся на ценности и использующей их как средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения, а в частности молодежи, как людей, которые внесут огромный вклад в дальнейшее развитие музейного дела.ЗАКЛЮЧЕНИЕАрт-пространство «умного» музея – это своеобразный феномен топоса и временного континуума арт-практик, а также рецепция этих практик в интеграционном развитии с IT-технологиями и Интернетом вещей. Современные процессы цифровизации, трансофрмируя пространство творчества и со-творчества зрителей/реципиентов, превращают их в акты специфического взаимодействия с музейным пространством в широком смысле, что способствует формированию особой постмедийной эстетики проводимых экскурсий.В перспективе, как нам видится, будет только возрастать роль практик проведения виртуальных туров, их еще большего синтеза с цифровыми технологиями, который станет тем фундаментом, на котором будет строиться эстетика будущего «умного» музея. Автор также подчеркивает, что музеи одними из первых начали реализовывать тенденции цифровизации в своей практике. Цель применения цифровых технологий в музеях состоит в аккумулировании передовых знаний и практического опыта по внедрению и использования информационных технологий во всех направлениях деятельности музеев и популяризация этих знаний в сфере культуры. Специалисты в области музееведения ставят сегодня перед собой ряд задач, которые кратко можно сформулировать следующим образом: апробация и разработка перспективных технологий и методик их применения в музейной деятельности; анализ возможностей и потенциальной пользы использования тех или иных достижений IT в музеях; осуществление экспертной работы в области IT и мультимедиа; участие в разработке и корректировке нормативно-правовой базы, касающейся использования IT в сфере культуры; популяризация знаний в области применения технологий цифровизации и интернета вещей в музейной деятельности и повышение цифровой грамотности среди сотрудников учреждений культуры России в целом и др., а самое главное – способствовать расширению функций образовательных методик, способствуя повышению грамотности разных слоев населения, обретению осмысленного представления о неприкосновенном запасе культурно-исторической памяти, ее трансляции из поколения в поколение, являясь актуальным аспектом в деле формирования смыслового единства, формирования национально-государственного самосознания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлександрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22-26.Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М. А. Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.- 792с.Григорьева Д. Г. «Умный город: перспективы и тенденции развития / Д. Г. Григорьева // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. – № 10(21). – С. 101-125.Знаменский А. В. Модернизация музейной деятельности / А. В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. – № 10. –. С. 70-75.Калинина Л. Л. Информационное пространство музея / Л. Л. Калинина. – М. : МЦФЭР. – 2016. – 120 с.Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. - М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136с.Киссель О. М. Современные средства отображения в пространстве музея / О. М. Киссель. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 130 с.Комлев Ю. Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 22.Кравченко М. В. Краеведческий туризм как библиотечный брэнд / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2013. – № 4. – С. 20–27.Куделькин В.А. Создание «умного музея» / В.А. Куделькин, С.Ю. Верединский, Е.П. Фомин. – Самара : Изд-во Самарского государственного экономического ун-та, 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.integra-s.com/presscenter/scientificwork/. – (Дата обращения: 15.04.2019).Куприяновский В. П. Smart City: применение ГИС- и FM-технологий в реализации социокультурной политики / Куприяновский В.П., Синягов С.А., Тищенко П.А .– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=7436&SECTION_ID=251. - (Дата обращения: 15.03. 2019).Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (Дата обращения: 11.05.2019).Матюхина Б. А. Экскурсионная деятельность / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – М.: Альфа–М. – 2011. – 224 с.Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В. Ю. Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 1988.- 218с.Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности / Н.В.Нагорский. – СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1998.– 258с.Никитина Н.А. Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] / Н.А. Никитина // Инфоурок. – 2014. – 28 сентября. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=186808 (Дата обращения: 13.05. 2019).Николаев Б. Сети «умного музея». Белгородский проект инновационного подхода / Б. Николаев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2010_7/art184.htm. – (Дата обращения: 11.04.2019).Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея / Д. Я. Ноль. – М.: СПб., 2014. – 140 с.Савуляк Т. Объединяя прошлое и настоящее. Виртуальная экскурсии как форма познавательной деятельности / Т. Савуляк // Музейная дело. – 2014. – № 9. – С. 38-40.Салтыкова Н. А. Трехмерное моделирование территории городов в муниципальном управлении. Использование платформы CITY-3D для визуализации и моделирования развития территории / Н.А. Салтыкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisa.ru/52495.html. – (Дата обращения: 03.02.2019).Сапанжа О. Развитие представлений о музейной коммуникации / О. Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 249-250.Шутен Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.– 1999.– № 2 (200). – С. 28-29.
1 Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22-26.
2 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М. А. Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.- 792с.
3 Григорьева Д. Г. «Умный город: перспективы и тенденции развития / Д. Г. Григорьева // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. – № 10(21). – С. 101-125.
4 Знаменский А. В. Модернизация музейной деятельности / А. В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. – № 10. –. С. 70-75.
5 Калинина Л. Л. Информационное пространство музея / Л. Л. Калинина. – М. : МЦФЭР. – 2016. – 120 с.
6 Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. - М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136с.
7 Киссель О. М. Современные средства отображения в пространстве музея / О. М. Киссель. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 130 с.
8 Комлев Ю. Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 22.
9 Кравченко М. В. Краеведческий туризм как библиотечный брэнд / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2013. – № 4. – С. 20–27.
10 Куделькин В.А. Создание «умного музея» / В.А. Куделькин, С.Ю. Верединский, Е.П. Фомин. – Самара : Изд-во Самарского государственного экономического ун-та, 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.integra-s.com/presscenter/scientificwork/. – (Дата обращения: 15.04.2019).
11 Куприяновский В. П. Smart City: применение ГИС- и FM-технологий в реализации социокультурной политики / Куприяновский В.П., Синягов С.А., Тищенко П.А .– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=7436&SECTION_ID=251. - (Дата обращения: 15.03. 2019).
12 Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (Дата обращения: 11.05.2019).
13 Матюхина Б. А. Экскурсионная деятельность / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – М.: Альфа–М. – 2011. – 224 с.
14 Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В. Ю. Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 1988.- 218с.
15 Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности / Н.В.Нагорский. – СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1998.– 258с.
16 Никитина Н.А. Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] / Н.А. Никитина // Инфоурок. – 2014. – 28 сентября. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=186808 (Дата обращения: 13.05. 2019).
17 Николаев Б. Сети «умного музея». Белгородский проект инновационного подхода / Б. Николаев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2010_7/art184.htm. – (Дата обращения: 11.04.2019).
18 Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея / Д. Я. Ноль. – М.: СПб., 2014. – 140 с.
19 Савуляк Т. Объединяя прошлое и настоящее. Виртуальная экскурсии как форма познавательной деятельности / Т. Савуляк // Музейная дело. – 2014. – № 9. – С. 38-40.
20 Салтыкова Н. А. Трехмерное моделирование территории городов в муниципальном управлении. Использование платформы CITY-3D для визуализации и моделирования развития территории / Н.А. Салтыкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisa.ru/52495.html. – (Дата обращения: 03.02.2019).
21 Сапанжа О. Развитие представлений о музейной коммуникации / О. Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 249-250.
22 Шутен Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.– 1999.– № 2 (200). – С. 28-29.
Вопрос-ответ:
Что такое виртуальная экскурсия и какие у нее отличительные признаки?
Виртуальная экскурсия - это способ путешествия и изучения различных мест и объектов с помощью цифровых технологий. Отличительными признаками виртуальной экскурсии являются возможность посещения мест, находящихся в других географических районах или временных эпохах, интерактивность, возможность получения образовательной информации и взаимодействия с окружающей средой.
Какие теоретические аспекты изучаются в контексте современного умного музея?
В контексте современного умного музея изучаются теоретические аспекты, связанные с использованием новейших технологий в музейной практике, созданием интерактивных экспозиций, развитием цифровых медиа и образовательных программ. Также исследуются вопросы организации и управления музеями, создании виртуальных выставок и других современных форм экспозиции и коммуникации с посетителями.
Как виртуальные экскурсии вписываются в концепцию умных музеев?
Виртуальные экскурсии являются одной из составляющих частей умных музеев. Они позволяют создать виртуальные выставки, а также предоставить посетителям возможность путешествовать и изучать места, которые им не доступны в реальной жизни. Таким образом, виртуальные экскурсии позволяют сделать музейные коллекции и исторические объекты доступными для максимально широкой аудитории.
Какие функции выполняют виртуальные экскурсии?
Виртуальные экскурсии выполняют ряд функций. Во-первых, они предоставляют возможность путешествовать и открывать для себя новые места. Во-вторых, они являются средством образования и обучения, так как позволяют получать информацию о местах и объектах, прослушивать лекции, просматривать видеоматериалы и т.д. Кроме того, виртуальные экскурсии могут быть использованы для развлечения и отдыха.
Что такое виртуальная экскурсия?
Виртуальная экскурсия - это путешествие или осмотр места или объекта, которое происходит в виртуальной среде с использованием компьютерных технологий. В отличие от обычной экскурсии, виртуальная экскурсия позволяет людям исследовать и изучать места и объекты, находясь в комфортабельных условиях своего дома или офиса.
Какие преимущества имеет виртуальная экскурсия в сравнении с обычной экскурсией?
Виртуальная экскурсия имеет несколько преимуществ по сравнению с обычной экскурсией. Во-первых, она позволяет изучать места и объекты удаленно, без необходимости физического присутствия. Во-вторых, виртуальная экскурсия позволяет более детально изучить объект или место, так как виртуальные технологии могут предоставить много информации и различные виды визуализации. В-третьих, виртуальная экскурсия доступна в любое время и в любом месте, что делает ее более гибкой и удобной для пользователей.
Какие возможности предоставляют виртуальные экскурсии для образования?
Виртуальные экскурсии имеют большой образовательный потенциал. Они могут быть использованы в учебных целях для изучения различных тем, таких как история, география, искусство и т.д. Виртуальные экскурсии могут также помочь расширить знания студентов, предоставив им доступ к информации, которую они могут изучать и анализировать. Благодаря виртуальным экскурсиям студенты могут погрузиться в интерактивное обучение и получить новые знания и навыки.
Какие функции выполняют виртуальные экскурсии?
Виртуальные экскурсии выполняют различные функции. Одна из основных функций - предоставление возможности исследовать и изучать места и объекты, которые могут быть недоступны для прямого посещения. Они также могут служить для просмотра и изучения уникальных коллекций и экспозиций в музеях и галереях. Кроме того, виртуальные экскурсии могут использоваться в качестве средства обучения и развития навыков у студентов и обучающихся.
Что такое виртуальная экскурсия и какие у нее отличительные признаки?
Виртуальная экскурсия - это возможность путешествовать и изучать различные места и объекты, не выходя из дома. Отличительными признаками виртуальной экскурсии являются присутствие интерактивности, возможность управления просмотром и углом обзора, а также наличие различных мультимедийных элементов, таких как текст, изображения, аудио и видео материалы.