Образовательный и развивающий потенциал виртуальной экскурсии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 18.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Виртуальная экскурсия: понятие, отличительные признаки 8
1.1 Современный «умный музей»: теоретические аспекты изучения 8
1.2 Виртуальные экскурсии как составляющая часть «умных музеев» 9
2 Прикладной характер виртуальных экскурсий 16
2.1 Функции виртуальных экскурсий 16
2.2 Образовательные возможности виртуальных экскурсий 18
3 Виртуальные экскурсии: практический аспект 21
3.1 Цифровые технологии в процессе реализации экскурсий 21
3.2 Предложения по совершенствованию экскурсионной работы современных музеев 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Фрагмент для ознакомления

Трехмерное виртуальное изображение было создано при помощи метода онлайн-фотограмметрии, позволившим виртуально посетить зал Юпитера из любой точки мира.Несмотря на большую стоимость процессов оцифровки, сегодня более пятиста музеев мира загрузили около пятнадцати тысяч оцифрованных предметов в сервис «SketchFab» – аналог «YouTube» для 3D-моделей. В частности, музеем Дарвина, печатаются гипсовые объекты для экспозиции, создаются витрины с художественными реконструкциями животных в трехмерном пространстве. Сегодня, изготовление при помощи 3D-принтера копии дорогостоящи, поэтому такая возможность предоставляется только посетителям с ограниченными возможностями. Поэтому, руководство музея решило создавать мультимедийные объемные модели, которые «рассказывают» сами о себе, без участия экскурсовода. К примеру, цифровые копии бюстов неандертальцев анимируют с помощью датчиков «Kinect», которые могут распознавать более сорока эмоций посетителей и в реальном времени накладывать их на трехмерные интерактивные аватары.В перспективе должны быть реализованы и новые возможности для межмузейного взаимодействия, начиная виртуальными кросс-музейными экспозициями и заканчивая сетью «виртуальной памяти», объединяющей музейные фонды. К примеру, в Государственном музейно-выставочном центре «Росфото» вся коллекция представлена в цифровом виде. В этом же центре располагается и репозиторий, который не только объединяет хранителей, исследователей и кураторов различных проектов, но способствуют изданию информации о предметах в машиночитаемом виде. Репозиторий представляет собой качественный источник информации с абсолютно свободным и открытым для всех желающих доступом.3.2 Предложения по совершенствованию экскурсионной работы современных музеевПри осуществлении экскурсионной деятельности необходимо оптимизация ее информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями современности. В связи с этим необходима работу по повышению квалификационных навыков сотрудников по данному направлению, овладению системой обмена научно-методической информацией с ведущими мировыми музеями. С целью оптимизации экскурсионной деятельности предлагаем создать Образовательно-развлекательный компьютерный центр, состоящий из:- главного информационного компьютерного центра, предназначенного для обычных посетителей музея и специалистов, пришедших музей с целью общего ознакомления. Необходимо еще большее распространение информационных киосков в «виртуальными экскурсиями», которые помогают посетителям принимать решение о возможном маршруте осмотра музейного комплекса, либо ограничиться знакомством с «виртуальной коллекцией» определенного музея.Тему виртуальности можно расширить до информационных зон, которые будут включать киоски, мониторы с видеофильмами, музейный магазин (на данный момент согласно опросам посетителей таких зон явно недостаточно). В данный зонах можно организовать предоставление платных услуг, к примеру, распечатку цветных репродукций понравившихся изображений; изготовление коллажных изображений с понравившимися произведениями искусства, сувенирной продукции и т.п.Данные информационные зоны могут служить и местом отдыха посетителей, которые могут присесть, просматривая определенный видеофильм или виртуальную экскурсию. Кстати такая практика уже внедрена в функционирование «Русского музея» Санкт-Петербурга.Музейная практика показывает, что в музеях необходимо оборудовать информационные зоны с открытым доступов к различным ресурсам, в частности:- к электронному каталогу;- к электронным каталогам крупных отечественных музеев;- к тематическим ресурсам сети Интернет;- к библиотечным ресурсам крупнейших библиотек России; - к методическим разработкам крупных музеев;Основным содержанием данного центра должны стать получение информации при помощи компьютеров и электронных аттракционов с игровыми программами, по тематике близкими к изобразительному искусству и архитектуре. При помощи различных видов тестовых программ должна предоставляться возможность проверки своих знаний в области искусства. Правильные ответы посетителей должны вознаграждаться призами – сувенирной продукцией. Главная задача, сохранив увлекательность столь популярных у детей и молодежи компьютерных игр, придать им менее агрессивный, учебно-познавательный и образовательный характер. Оснащением данного центра должны стать 10-12 компьютеров, а также игровые автоматы, аттракционы.- просмотрового, выставочного и методического центров, предназначенного для экспертов и специалистов в сфере музейного дела и искусствоведения - методического центра, может быть, который объединит в себе всю методическую работу отечественных музеев.Для оснащения данного центра потребуется компьютерное оснащение с периферийным оборудованием (принтерами, сканерами, цифровыми фотокамерами, записывающими устройствами), подключенных к единой компьютерной сети музея, имеющими доступ к общим базам данных, хранящимся на серверах.Основными составляющими данной сети будут являться- информационные зоны залов;- информационные зоны фондов открытого доступа;- компьютерные классы открытого доступа.Это позволит осуществлять проведение:- мультимедийных презентаций выставок;- презентации «программ-гидов», которые должны быть разработаны для всех экспозиций музея и устанавливаться непосредственно в выставочном зале. Для удобства посетителей и с целью их более полного информационного обслуживания планируется создание специальных «информационных зон» в залах музея, оснащенных компьютерным оборудованием, позволяющим не только легко получить информацию, просмотреть виртуальную экскурсию по временным выставкам и постоянной экспозиции, но и распечатать нужную информацию. В таком информационном киоске посетитель сможет ознакомиться с компакт-дисками, разработанными в музее, а дети – совершить экскурсию по «виртуальному музею».Тематика информационного наполнения может быть разнообразной. В сложившейся ситуации в целях популяризации и пропаганды мирового искусства нетрадиционными для музея средствами, может запустить собственный выпуск документально-художественных фильмов и программ о шедеврах мирового искусства, а также организовать цикл передач на федеральных телеканалах.Таким образом, оптимизация виртуальной деятельности музея будет способствовать более качественному и доступному изучению коллекций мировой и отечественной культуры, позволит получить более глубокие знания об истории мирового искусства, необходимые в рамках всестороннего развития личности, обеспечения процессов социализации личности.Выводы по 3 Главе. Эффективность работы музеев, функционирующих в условиях информационного общества XXI в., находятся в прямой зависимости от реализации традиционных форм, включения новых методических приемов осуществления социально-культурной и образовательной деятельности. Исследование показало, что магистральный путь развития музеев в их единстве научно-экспозиционной и образовательной деятельности, способствует их восприятию не только в качестве музеев мирового масштаба, но и как центров духовной жизни, опирающихся на ценности и использующей их как средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения, а в частности молодежи, как людей, которые внесут огромный вклад в дальнейшее развитие музейного дела.ЗАКЛЮЧЕНИЕАрт-пространство «умного» музея – это своеобразный феномен топоса и временного континуума арт-практик, а также рецепция этих практик в интеграционном развитии с IT-технологиями и Интернетом вещей. Современные процессы цифровизации, трансофрмируя пространство творчества и со-творчества зрителей/реципиентов, превращают их в акты специфического взаимодействия с музейным пространством в широком смысле, что способствует формированию особой постмедийной эстетики проводимых экскурсий.В перспективе, как нам видится, будет только возрастать роль практик проведения виртуальных туров, их еще большего синтеза с цифровыми технологиями, который станет тем фундаментом, на котором будет строиться эстетика будущего «умного» музея. Автор также подчеркивает, что музеи одними из первых начали реализовывать тенденции цифровизации в своей практике. Цель применения цифровых технологий в музеях состоит в аккумулировании передовых знаний и практического опыта по внедрению и использования информационных технологий во всех направлениях деятельности музеев и популяризация этих знаний в сфере культуры. Специалисты в области музееведения ставят сегодня перед собой ряд задач, которые кратко можно сформулировать следующим образом: апробация и разработка перспективных технологий и методик их применения в музейной деятельности; анализ возможностей и потенциальной пользы использования тех или иных достижений IT в музеях; осуществление экспертной работы в области IT и мультимедиа; участие в разработке и корректировке нормативно-правовой базы, касающейся использования IT в сфере культуры; популяризация знаний в области применения технологий цифровизации и интернета вещей в музейной деятельности и повышение цифровой грамотности среди сотрудников учреждений культуры России в целом и др., а самое главное – способствовать расширению функций образовательных методик, способствуя повышению грамотности разных слоев населения, обретению осмысленного представления о неприкосновенном запасе культурно-исторической памяти, ее трансляции из поколения в поколение, являясь актуальным аспектом в деле формирования смыслового единства, формирования национально-государственного самосознания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлександрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22-26.Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М. А. Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.- 792с.Григорьева Д. Г. «Умный город: перспективы и тенденции развития / Д. Г. Григорьева // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. – № 10(21). – С. 101-125.Знаменский А. В. Модернизация музейной деятельности / А. В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. – № 10. –. С. 70-75.Калинина Л. Л. Информационное пространство музея / Л. Л. Калинина. – М. : МЦФЭР. – 2016. – 120 с.Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. - М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136с.Киссель О. М. Современные средства отображения в пространстве музея / О. М. Киссель. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 130 с.Комлев Ю. Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 22.Кравченко М. В. Краеведческий туризм как библиотечный брэнд / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2013. – № 4. – С. 20–27.Куделькин В.А. Создание «умного музея» / В.А. Куделькин, С.Ю. Верединский, Е.П. Фомин. – Самара : Изд-во Самарского государственного экономического ун-та, 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.integra-s.com/presscenter/scientificwork/. – (Дата обращения: 15.04.2019).Куприяновский В. П. Smart City: применение ГИС- и FM-технологий в реализации социокультурной политики / Куприяновский В.П., Синягов С.А., Тищенко П.А .– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=7436&SECTION_ID=251. - (Дата обращения: 15.03. 2019).Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (Дата обращения: 11.05.2019).Матюхина Б. А. Экскурсионная деятельность / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – М.: Альфа–М. – 2011. – 224 с.Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В. Ю. Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 1988.- 218с.Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности / Н.В.Нагорский. – СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1998.– 258с.Никитина Н.А. Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] / Н.А. Никитина // Инфоурок. – 2014. – 28 сентября. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=186808 (Дата обращения: 13.05. 2019).Николаев Б. Сети «умного музея». Белгородский проект инновационного подхода / Б. Николаев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2010_7/art184.htm. – (Дата обращения: 11.04.2019).Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея / Д. Я. Ноль. – М.: СПб., 2014. – 140 с.Савуляк Т. Объединяя прошлое и настоящее. Виртуальная экскурсии как форма познавательной деятельности / Т. Савуляк // Музейная дело. – 2014. – № 9. – С. 38-40.Салтыкова Н. А. Трехмерное моделирование территории городов в муниципальном управлении. Использование платформы CITY-3D для визуализации и моделирования развития территории / Н.А. Салтыкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisa.ru/52495.html. – (Дата обращения: 03.02.2019).Сапанжа О. Развитие представлений о музейной коммуникации / О. Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 249-250.Шутен Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.– 1999.– № 2 (200). – С. 28-29.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22-26.
2 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М. А. Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.- 792с.
3 Григорьева Д. Г. «Умный город: перспективы и тенденции развития / Д. Г. Григорьева // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. – № 10(21). – С. 101-125.
4 Знаменский А. В. Модернизация музейной деятельности / А. В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. – № 10. –. С. 70-75.
5 Калинина Л. Л. Информационное пространство музея / Л. Л. Калинина. – М. : МЦФЭР. – 2016. – 120 с.
6 Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. - М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136с.
7 Киссель О. М. Современные средства отображения в пространстве музея / О. М. Киссель. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 130 с.
8 Комлев Ю. Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 22.
9 Кравченко М. В. Краеведческий туризм как библиотечный брэнд / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2013. – № 4. – С. 20–27.
10 Куделькин В.А. Создание «умного музея» / В.А. Куделькин, С.Ю. Верединский, Е.П. Фомин. – Самара : Изд-во Самарского государственного экономического ун-та, 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.integra-s.com/presscenter/scientificwork/. – (Дата обращения: 15.04.2019).
11 Куприяновский В. П. Smart City: применение ГИС- и FM-технологий в реализации социокультурной политики / Куприяновский В.П., Синягов С.А., Тищенко П.А .– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=7436&SECTION_ID=251. - (Дата обращения: 15.03. 2019).
12 Куставинова З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (Дата обращения: 11.05.2019).
13 Матюхина Б. А. Экскурсионная деятельность / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – М.: Альфа–М. – 2011. – 224 с.
14 Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В. Ю. Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 1988.- 218с.
15 Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности / Н.В.Нагорский. – СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1998.– 258с.
16 Никитина Н.А. Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] / Н.А. Никитина // Инфоурок. – 2014. – 28 сентября. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=186808 (Дата обращения: 13.05. 2019).
17 Николаев Б. Сети «умного музея». Белгородский проект инновационного подхода / Б. Николаев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2010_7/art184.htm. – (Дата обращения: 11.04.2019).
18 Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея / Д. Я. Ноль. – М.: СПб., 2014. – 140 с.
19 Савуляк Т. Объединяя прошлое и настоящее. Виртуальная экскурсии как форма познавательной деятельности / Т. Савуляк // Музейная дело. – 2014. – № 9. – С. 38-40.
20 Салтыкова Н. А. Трехмерное моделирование территории городов в муниципальном управлении. Использование платформы CITY-3D для визуализации и моделирования развития территории / Н.А. Салтыкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisa.ru/52495.html. – (Дата обращения: 03.02.2019).
21 Сапанжа О. Развитие представлений о музейной коммуникации / О. Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 249-250.
22 Шутен Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.– 1999.– № 2 (200). – С. 28-29.

Вопрос-ответ:

Что такое виртуальная экскурсия и какие у нее отличительные признаки?

Виртуальная экскурсия - это способ путешествия и изучения различных мест и объектов с помощью цифровых технологий. Отличительными признаками виртуальной экскурсии являются возможность посещения мест, находящихся в других географических районах или временных эпохах, интерактивность, возможность получения образовательной информации и взаимодействия с окружающей средой.

Какие теоретические аспекты изучаются в контексте современного умного музея?

В контексте современного умного музея изучаются теоретические аспекты, связанные с использованием новейших технологий в музейной практике, созданием интерактивных экспозиций, развитием цифровых медиа и образовательных программ. Также исследуются вопросы организации и управления музеями, создании виртуальных выставок и других современных форм экспозиции и коммуникации с посетителями.

Как виртуальные экскурсии вписываются в концепцию умных музеев?

Виртуальные экскурсии являются одной из составляющих частей умных музеев. Они позволяют создать виртуальные выставки, а также предоставить посетителям возможность путешествовать и изучать места, которые им не доступны в реальной жизни. Таким образом, виртуальные экскурсии позволяют сделать музейные коллекции и исторические объекты доступными для максимально широкой аудитории.

Какие функции выполняют виртуальные экскурсии?

Виртуальные экскурсии выполняют ряд функций. Во-первых, они предоставляют возможность путешествовать и открывать для себя новые места. Во-вторых, они являются средством образования и обучения, так как позволяют получать информацию о местах и объектах, прослушивать лекции, просматривать видеоматериалы и т.д. Кроме того, виртуальные экскурсии могут быть использованы для развлечения и отдыха.

Что такое виртуальная экскурсия?

Виртуальная экскурсия - это путешествие или осмотр места или объекта, которое происходит в виртуальной среде с использованием компьютерных технологий. В отличие от обычной экскурсии, виртуальная экскурсия позволяет людям исследовать и изучать места и объекты, находясь в комфортабельных условиях своего дома или офиса.

Какие преимущества имеет виртуальная экскурсия в сравнении с обычной экскурсией?

Виртуальная экскурсия имеет несколько преимуществ по сравнению с обычной экскурсией. Во-первых, она позволяет изучать места и объекты удаленно, без необходимости физического присутствия. Во-вторых, виртуальная экскурсия позволяет более детально изучить объект или место, так как виртуальные технологии могут предоставить много информации и различные виды визуализации. В-третьих, виртуальная экскурсия доступна в любое время и в любом месте, что делает ее более гибкой и удобной для пользователей.

Какие возможности предоставляют виртуальные экскурсии для образования?

Виртуальные экскурсии имеют большой образовательный потенциал. Они могут быть использованы в учебных целях для изучения различных тем, таких как история, география, искусство и т.д. Виртуальные экскурсии могут также помочь расширить знания студентов, предоставив им доступ к информации, которую они могут изучать и анализировать. Благодаря виртуальным экскурсиям студенты могут погрузиться в интерактивное обучение и получить новые знания и навыки.

Какие функции выполняют виртуальные экскурсии?

Виртуальные экскурсии выполняют различные функции. Одна из основных функций - предоставление возможности исследовать и изучать места и объекты, которые могут быть недоступны для прямого посещения. Они также могут служить для просмотра и изучения уникальных коллекций и экспозиций в музеях и галереях. Кроме того, виртуальные экскурсии могут использоваться в качестве средства обучения и развития навыков у студентов и обучающихся.

Что такое виртуальная экскурсия и какие у нее отличительные признаки?

Виртуальная экскурсия - это возможность путешествовать и изучать различные места и объекты, не выходя из дома. Отличительными признаками виртуальной экскурсии являются присутствие интерактивности, возможность управления просмотром и углом обзора, а также наличие различных мультимедийных элементов, таких как текст, изображения, аудио и видео материалы.