Задачи, содержание, формы и методы самовоспитания
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 19.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Содержание и задачи самовоспитания 5
2. Формы и методы самовоспитания 9
Заключение 14
Библиография 16
Регулярно заставляя себя что-то делать, с каждым разом человеку значительно легче подчиняться собственной воле, и постепенно недостаток волевых усилий ликвидируется.Самоконтроль – это умениеконтролировать собственные поступки и действия, а также закреплять свое состояние для предупреждения нежелательных последствий.Самонаказание основано на самоконтроле за следованиемустановленным правилам.Не используя этот метод, человек, отступив хотя бы однажды от намеченного плана, не ощутитсоответствующего сожаления,и сможет снова поступить так же, тем самым отдаляя себя от достижения желаемой цели.Подвергая самого себя наказанию, человек наряду со стремлением избежать его в дальнейшем, прилагает значительные усилия по его исполнению, что имеет достаточно большое значение для совершенствования личности.Самоотчет – отчет перед самим собой о выполненных деяниях и поступках, осознание через анализирование собственных чувств, переживаний, их значения для самого себя и для общества, как в настоящий момент, так и в прошлом или будущем.Обобщая рассмотренное в данном параграфе, можно сказать, что для планомерного воспитания в себе желаемых качеств необходимо соблюдать определенный порядок действий. Во-первых, требуется осознать свой образ жизни и осмыслить значимость осуществляемой деятельности, чтобы выявить проблемные аспекты, которые требуют совершенствования. Далее необходимо составить четкую программу самовоспитания и выбрать методы и средства для ее грамотной реализации (самоубеждение, самовнушение, самокритика, самоободрение, самопринуждение, самоограничение, самоприказ, самонаказание и т.д.).И наконец приступить к практическому осуществлению намеченной программы для достижения поставленных целей.Также немаловажно, чтосамовоспитание должно быть гармонично включено в целостный процесс формирования личности. Основноймомент перехода воспитания в самовоспитание наступает, когда человек хочет и умеет работать над собой, когда сформированы его мотивы, цели и выбраны методы самовоспитания.ЗаключениеТаким образом, на основании всего вышеизложенного в работе, можно сформулировать следующие выводы.Самовоспитание – деятельность человека, направленная на развитие собственной личности в соответствии с сознательно установленными целями, сформированными идеалами и убеждениями.Для реализации процесса самовоспитания предполагается наличие определенного уровня развития личности, ее самосознания, способности к самоанализу при сознательном соотнесении своих поступков с поступками окружающих. Правильное отношение человека к своим потенциальным возможностям, адекватность самооценки, умение видеть свои слабые стороныобуславливают зрелость человека и готовность к осуществлению самовоспитания.При самовоспитании предполагается использование таких приемов, как самообязательство, самоотчет, осмысление собственной деятельности и поведения, а также самоконтроль. Процесс самовоспитанияреализуется на основе сформулированных человеком целей, определенной программы действий, контроля за выполнением этой программы, оценки достигнутых результатов исамокоррекции.В условиях динамичного развития обществаувеличивается значение нравственных аспектов во всей жизнедеятельности людей.В мире бытует всеобщее мнение о том, что нравственный идеал провоцирует человека к подражанию, а для запуска процесса самовоспитания требуетсяобразец нравственно воспитанной личности, соответствующий таким показателям, как трудолюбие, творческое отношение к деятельности, высокий уровень поведенческой культуры.Деятельность по нравственному самовоспитанию личности продуктивна при комплексном подходе, который включает в себяпедагогическое обследование, использование разнообразных методов самовоспитания,принятие участия в социальных отношениях,усиленноевовлечение в трудовую и творческую деятельность с учетом имеющихся позитивных качеств и умений,развитие объективной самооценки,использование методиксамостимуляциихорошего поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).Результативность процесса самовоспитания определяется с помощью последующей личностной самооценки.Таким образом, самовоспитание является обязательной частью всестороннего развития личностных качеств. Самовоспитание помогает человеку справиться с собственными слабостями, избавиться от плохих привычек, сформировать критичное отношение к себе и своей деятельности, то есть научиться видеть, где стоит приложить больше усилий, а с чем смириться, либо же выбрать другой путь для продолжения своей деятельности.БиблиографияБайлук, В.В. Воспитание и самовоспитание [Текст] / В.В.Байлук// Педагогическое образование в России. – №1.– 2014.– С.156-159.Бузарова, Е.А. Психология личностного и профессионального развития, самовоспитания и самообразования[Текст] / Е.А.Бузарова // Вестник Адыгейского государственного университета. – №3.– 2005.– С.136-142. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: Учебное пособие / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 559 c.Ларионова, И.А. Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста[Текст]/ И.А.Ларионова // Педагогическое образование в России. – №2.– 2013. – С.14-17. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития[Текст] / В.Г.Маралов. – М.: Академия, 2004. – 252с.Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности[Текст]: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. – 739 c.Оплетин, А.А. Теории и концепции саморазвития личности в трудах психологов[Текст]/ А.А.Оплетин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – №6 (112).– 2014.– С.135-140. Селевко, Г.К. Сделай себя сам[Текст] / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2001. – 188с.
2. Бузарова, Е.А. Психология личностного и профессионального развития, самовоспитания и самообразования [Текст] / Е.А.Бузарова // Вестник Адыгейского государственного университета. – №3. – 2005. – С.136-142.
3. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: Учебное пособие / П.С.Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 559 c.
4. Ларионова, И.А. Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста [Текст] / И.А.Ларионова // Педагогическое образование в России. – №2. – 2013. – С.14-17.
5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г.Маралов. – М.: Академия, 2004. – 252с.
6. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности [Текст]: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. – 739 c.
7. Оплетин, А.А. Теории и концепции саморазвития личности в трудах психологов [Текст] / А.А.Оплетин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – №6 (112). – 2014. – С.135-140.
8. Селевко, Г.К. Сделай себя сам [Текст] / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2001. – 188 с.
Вопрос-ответ:
Какие задачи решает самовоспитание?
Самовоспитание помогает человеку развивать свои личностные качества, формировать желаемое поведение и управлять своей жизнью. Кроме того, оно помогает развивать волю, самодисциплину, самоконтроль и самосознание.
Что такое самоконтроль и зачем он нужен?
Самоконтроль - это умение контролировать свои поступки и действия. Он необходим для того, чтобы мы могли быть более ответственными и дисциплинированными в своей жизни. Самоконтроль помогает нам достигать поставленных целей и избегать нежелательных последствий.
Что такое самонаказание и как оно основано на самоконтроле?
Самонаказание - это практика наказания себя за свои ошибки или неправильные поступки. Оно основано на самоконтроле, так как мы сами себя контролируем и решаем, какое наказание нам нужно применить. Самонаказание помогает нам исправлять свои ошибки, улучшать свое поведение и развивать самодисциплину.
Что значит "регулярно заставляя себя что-то делать"? Как это помогает волевым усилиям?
"Регулярно заставляя себя что-то делать" означает, что мы устанавливаем себе определенные обязательства и придерживаемся их. Это помогает развивать волевые усилия, потому что с каждым разом нам становится все легче подчиняться своей воле. Регулярное выполнение своих обязательств позволяет нам усиливать свою волю и достигать поставленных целей.
Какие формы и методы самовоспитания существуют?
Существует множество форм и методов самовоспитания. Некоторые из них включают установление целей, планирование, медитацию, самоконтроль, самонаблюдение, самоанализ, самовнушение и т.д. Каждый человек может выбрать подходящие для себя формы и методы самовоспитания в зависимости от своих потребностей и целей.
Какие задачи решает самовоспитание?
Самовоспитание помогает человеку развивать личностные качества, формировать положительные привычки, укреплять волю, развивать самоконтроль и самодисциплину.
Какие формы и методы используются в самовоспитании?
В самовоспитании используются различные формы и методы, такие как самоконтроль, самонаблюдение, самоанализ, самонаказание, самопоощрение, самосовершенствование, саморазвитие и другие.
Как самоконтроль помогает развивать волю?
Самоконтроль является умением контролировать собственные поступки и действия. Регулярное применение самоконтроля помогает укреплять волю и постепенно ликвидировать недостаток волевых усилий.
Что такое самонаказание и как оно основано на самоконтроле?
Самонаказание - это форма самоконтроля, при которой человек наказывает себя за нежелательное поведение или действия. Оно основано на осознании последствий своих поступков и желании избежать негативных последствий.
Какие результаты может дать самовоспитание?
Самовоспитание может привести к развитию личностных качеств, формированию положительных привычек, укреплению воли, развитию самоконтроля и самодисциплины. Оно помогает достичь личностного роста и самосовершенствования.
Какие задачи решает самовоспитание?
Задачи самовоспитания заключаются в формировании и развитии личности, обучении себя принципам морали, самоконтроля, самодисциплины и самоуправления. Через самовоспитание человек старается развивать свои положительные качества и преодолевать отрицательные черты, чтобы стать лучшей версией себя.
Какими формами и методами осуществляется самовоспитание?
Формы самовоспитания могут быть разнообразными: обучение, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самоподдержка и т.д. В основе методов самовоспитания лежат такие принципы, как постепенность, систематичность, последовательность, самодисциплина и целеустремленность. Это может включать установление конкретных правил и регламентов для себя, привлечение кураторов и менторов, изучение литературы и самообразование.