Взаимосвязь тревожности и наличия акцентуаций характера у подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 28.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера. 5
1.1.Теоретические аспекты проблемы акцентуации характера. 5
1.2 Явная и скрытая акцентуация характера 7
1.3 Классификация акцентуаций по Личко А.Е. 8
2. Теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте 15
2.1 Исследования проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии 15
2.2 Психологические особенности тревожности в подростковом возрасте. 18
3. Анализ и обоснование методик , результаты исследования и рекомендации. 22
3.1. Анализ и обоснование методик. 22
3.2.Результаты исследования. 25
3.3. Рекомендации для коррекции тревожности у подростков родителям и педагогам.............................................................................................................35
Заключение 38
Список литературы………………………...…………………………………….40
Низкий и нормальный уровень тревожности преобладает у гипертимного типа акцентуации.По опроснику Личко были получены следующие результаты:График 5. Высокий и повышенный уровень тревожности и типы акцентуаций.По количественному анализу высокий и повышенный уровень тревожности выявлен у 5 возбудимых, 4 сенситивных, 2 тревожных,4 лабильных, 2 демонстративных и 2 неустойчивых. Низкий и средний уровень тревожности выявлен у 8 гипертимных подростков.Большинство испытуемых имеют такие типы акцентуации, как гипертимность, астено-невротический, сенситивный и возбудимый тип. Меньше всего у испытуемых выявлено акцентуаций, такие как: демонстративность и неустойчивость.Можно сделать вывод, что высокая и повышенная тревожность преобладает у таких типов акцентуации, как возбудимый, сенситивный, тревожно-педантичный, лабильный, также 4 человека с высоким уровнем тревожности имеют демонстративный и неустойчивые типы акцентуации. Низкий и нормальный уровень тревожности преобладает у гипертимного типа акцентуации.Стоит обратить внимание не только на подростков с высоким уровнем тревожности, но и также на подростка с очень низким уровнем тревожности по всем шкалам. Такая нечувствительность к неблагополучию несет в себе, как правило, защитный, компенсаторный характер и препятствует нормальному формированию личности.Подростки с высоким и очень высоким уровнем тревожности нуждаются в особом внимании. Такая тревожность может порождаться реальным неблагополучием подростка в более значимых областях общения и деятельности, или существовать вопреки объективному благополучному положению, при этом являясь последствием личностных определенный конфликтов, а также нарушений у подростка в развитии самооценки.Нарушения в самооценке очень значимы, так как они часто проходят мимо внимания родителей и учителей. Такие подростки нередко дисциплинированы, хорошо и отлично учатся, но такое благополучие видимое, и дается им очень тяжело, и последствия могут быть в виде срывов, если к примеру усложниться деятельность. Такие школьники как правило, имеет выраженные психосоматические, неврозоподобные и вегетативные нарушения.Повышенная тревожность проявляется конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между неуверенностью в себе и высокими притязаниями. Такой конфликт заставляет этих подростков постоянно добиваться успеха, и одновременно мешает учащимся правильно оценить его, при этом вызывая чувство постоянной неудовлетворенности, напряженности и неустойчивости.Подобные случаи требуют введения работы с такими подростками. Эта работа должна быть направлена на устранение причин, которые вызывают тревожность.Корреляционный анализ через критерий Спирмена.КорреляцииСТЛТС-оценкаМежличШкОбщаяШмишекЛичкоСТКоэффициент корреляции1,000,862**,725**,648**,748**,790**,593**,435**Знч. (2-сторон).,000,000,000,000,000,000,004N4343434343434343ЛТКоэффициент корреляции,862**1,000,745**,754**,894**,894**,650**,497**Знч. (2-сторон),000.,000,000,000,000,000,001N4343434343434343С-оценкаКоэффициент корреляции,725**,745**1,000,651**,765**,873**,747**,666**Знч. (2-сторон),000,000.,000,000,000,000,000N4343434343434343МежличКоэффициент корреляции,648**,754**,651**1,000,713**,875**,587**,462**Знч. (2-сторон),000,000,000.,000,000,000,002N4343434343434343ШкКоэффициент корреляции,748**,894**,765**,713**1,000,922**,692**,576**Знч. (2-сторон),000,000,000,000.,000,000,000N4343434343434343ОбщаяКоэффициент корреляции,790**,894**,873**,875**,922**1,000,728**,596**Знч. (2-сторон),000,000,000,000,000.,000,000N4343434343434343ШмишекКоэффициент корреляции,593**,650**,747**,587**,692**,728**1,000,795**Знч. (2-сторон),000,000,000,000,000,000.,000N4343434343434343ЛичкоКоэффициент корреляции,435**,497**,666**,462**,576**,596**,795**1,000Знч. (2-сторон),004,001,000,002,000,000,000.N4343434343434343**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).Полученные данные через критерий Спирмена, говорят о наличии статистически значимых данных, а именно обнаружена взаимосвязь между типами акцентуации характера и уровнем тревожности.Общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между выраженностью акцентуированных черт и показателями тревожности у подростков. Из полученных результатов, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между акцентуацией характера и показателями тревожности у подростков.Частные гипотезы исследования:1) У подростков с гипертимным типом акцентуации уровень тревожности будет ниже, чем у подростков с другими типами акцентуации.2) У подростков с такими типами акцентуации, как тревожный, аффективно - экзальтированный, возбудимый, неустойчивый и сенситивный уровни тревожности будут выше, чем у подростков с другими типами акцентуации.Результаты исследования, дали возможность подтвердить сформулированные положения гипотез.3.3. Рекомендации для коррекции тревожности у подростков родителям и педагогам .Большинство психологов считают, что наиболее правильный и целостный подход в коррекционной работе это работа по двум направлениям: работа с окружением и с самим ребенком.Очень важным моментом про профилактической работе и преодолению тревожности в подростковом возрасте является снятие внутренних зажимов, обретение у ребенка пластики движений и двигательной свободы. Существует очень много приемов работы с учениками: 1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Ученику предлагают мысленно связать эмоциональное, тревожное, взволнованное состояние с одним цветом, пейзажем или мелодией, каким-либо характерным жестом; расслабленное, спокойное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При возникновении сильного волнении сначала вспомнить первое, далеевторое, азатем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.2. «Приятное воспоминание». Ученику предлагают представить себе ту ситуацию, в которой он испытывал расслабление и полный покой, и как можно ярче, стараясь при этом вспомнить все ощущения, представлять себе эту ситуацию.3. «Использование роли». В трудной ситуации ученику предлагают как можно ярче представить себе образ для подражания, далее войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». (Данный прием наиболее эффективен для юношей).4. «Контроль жестов и голоса». Ученику объясняют, как по жестам и голосу и определить эмоциональное состояние человека. Рассказать, что спокойные жесты и уверенный голос могут оказыватьобратный эффект– придавать уверенность и успокаивать. Указывать на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков «Улыбка» .(Обучают управлению лица мышцами. Дают ряд упражнений, которые направлены на расслабления мышц лица. Объясняют, что улыбка снимает мышечное напряжение)5. «Дыхание». Рассказать школьнику о значении ритмичного дыхания, предложить способы использования дыхания для того, чтобы снять напряжение, к примеру, делать выдох длиннее, чем вдох; в случае возникновения сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; или сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.Работая с тревожностью, нужно акцентировать внимание на самооценке ребенка, на обучении способам снятия эмоционально и мышечного напряжения и отработке навыков владения самим собой с ситуациях, которые травмируют ребенка.1) Повышение самооценки ребенка. Для того чтобы повысить самооценку у тревожных детей В.Квинн советует оказать им поддержку, проявить заботу о них и как можно чаще оценивать позитивно их поступки и действия.Для повышения самооценки, нужно помнить ряд правил:- Прежде всего, важноназывать ребенка по имени, а также хвалить его в присутствии других взрослых и детей.- Нельзя приводить ребенка в пример и сравнивать с другими детьми.- При работе с детьми, которые страдают заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, выполняемые под строго фиксированное время. - При обращение взрослого к тревожному ребенку, необходимо установление визуального контакта.- Ребенок не должен считать себя хуже других, стоит провести беседы с детским коллективом.2) Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.Кроме игр, которые направлены на релаксацию в работе с детьми нужно также использовать и игры, в которых заложен смысл телесного контакта с ребенком. Очень хороши игры с водой, глиной и песком, разнообразные техники рисования красками (ладошками, пальцами и др.)Автор Оклендер В. советует работая с тревожностью у детей, устраивать импровизированные шоу, маскарады и просто раскрашивать лица. Участвуя ребенок расслабляется.3) Отработка навыков владения самим собой в ситуациях, которые травмируют ребенка.Эта часть коррекции заключается в обыгрывании ситуаций, которые происходили или могут произойти в будущем.Рекомендации родителям для коррекции тревожности у ребенка:1) Не предъявлять требования, соответствовать которым ребенок не может.2) Подмечать успехи и сообщать о них в присутствии других членов семьи.3) Снизить количество замечаний.4)Помогать детям в выражении своих чувств и мыслей.5) Ласка поможет ребенку обрести доверие к миру и чувство уверенности.ЗаключениеПри повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице. Ученые всего мира занимаются проблематикой регуляции подростковой тревожности, и установлением взаимосвязи между уровнем тревожности и типами акцентуации характера.Для решения поставленных задач, нами был проведен теоретический анализ по проблеме акцентуации характера и тревожности у подростков. Далее было проведено исследование на выявление взаимосвязи между показателями тревожности и типами акцентуации у подростков.В ходе которого были получены следующие результаты:1)По опроснику Шмишека большинство испытуемых имеют такие типы акцентуации, как гипертимность, эмотивность, застревающий и дистемический тип. Меньше всего у испытуемых выявлено акцентуаций, такие как :циклотимичность и педантичность.2)По наглядному анализу, можно сделать вывод, что высокая и повышенная тревожность преобладает у таких типов акцентуации, как дистемический, эмотивный, неустойчивый, застревающий аффективно –экзальтированный и тревожный.3)Низкий и нормальный уровень тревожности преобладает у гипертимного типа акцентуации.4)По опроснику Личко большинство испытуемых имеют такие типы акцентуации, как гипертимность, астено-невротический, сенситивный и возбудимый тип. Меньше всего у испытуемых выявлено акцентуаций, такие как :демонстративность и неустойчивость.5)По наглядному анализу, можно сделать вывод, что высокая и повышенная тревожность преобладает у таких типов акцентуации, как возбудимый, сенситивный, тревожно-педантичный, лабильный, также 4 человека с высоким уровнем тревожности имеют демонстративный и неустойчивые типы акцентуации.6)Низкий и нормальный уровень тревожности преобладает у гипертимного типа акцентуации.Таким образом полученные результаты показывают, что существует взаимосвязь между акцентуацией характера и показателями тревожности у подростков.Результаты исследования, дали возможность подтвердить сформулированные положения гипотез.Список литературы:1.Астапова В.М. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001, 256 с.2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. - М., - 1875.3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. - 136 с.4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М., 1979. - 288 с.5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Собр. Соч. в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т.З. - 304 с.6.Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.7. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб., 2001. - 34 с.8. Леонгарда К. "Акцентуированные личности" 1981 г.9. ЛичкоА.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.10. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.11. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 200112. Немов Р.С. Психология (психодиагностика), М.: Владос, 1999.13. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2006, №1. с. 102 - 103.14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. -М., 2000. -304с.15. Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И.Божович // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1991, 89 - 98 с.16. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и профилактика, 1998, №2, с.11-17.17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт;18. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007, 192 с.19.Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. - 312 с.20. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. М. - 2003.21. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. 2004. - 672 с.22. Х. Решмидт «Детская и подростковая психиатрия» 2001.23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006, 713 с.24. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-- М.: Просвещение, 1991.-- 303 с.25. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 - 24 с.26. Сушков Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников, 2006, №9, с. 26 - 3527. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 18-22 с28.Фельдштейн Д.И. Психология становления личностиМ., 1994, с.169-175. 29. Юнг К. Психологические типы // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, БАХРАХ, 1997.
1.Астапова В.М. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001, 256 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. - М., - 1875.
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. - 136 с.
4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М., 1979. - 288 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Собр. Соч. в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т.З. - 304 с.
6.Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
7. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб., 2001. - 34 с.
8. Леонгарда К. "Акцентуированные личности" 1981 г.
9. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
10. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.
11. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001
12. Немов Р.С. Психология (психодиагностика), М.: Владос, 1999.
13. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2006, №1. с. 102 - 103.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. -М., 2000. -304с.
15. Прихожан А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И.Божович // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1991, 89 - 98 с.
16. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и профилактика, 1998, №2, с.11-17.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт;
18. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007, 192 с.
19.Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. - 312 с.
20. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. М. - 2003.
21. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. 2004. - 672 с.
22. Х. Решмидт «Детская и подростковая психиатрия» 2001.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006, 713 с.
24. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-- М.: Просвещение, 1991.-- 303 с.
25. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 - 24 с.
26. Сушков Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников, 2006, №9, с. 26 - 35
27. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 18-22 с
28. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности М., 1994, с.169-175.
29. Юнг К. Психологические типы // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, БАХРАХ, 1997.
Вопрос-ответ:
Какие связи существуют между тревожностью и наличием акцентуаций характера у подростков?
Исследования показывают, что подростки с акцентуациями характера часто проявляют повышенную тревожность в сравнении с их сверстниками без акцентуаций. Это может быть обусловлено особенностями личности, которые приводят к чрезмерным опасениям и тревогам.
Каковы теоретические аспекты проблемы акцентуаций характера у подростков?
Теоретические аспекты проблемы акцентуаций характера включают в себя классификацию акцентуаций, их проявления и влияние на психическое состояние подростков. Личко А.Е. предложил классификацию акцентуаций, которая позволяет выявлять особенности личности подростков и определять их связь с тревожностью.
Чем отличаются явная и скрытая акцентуация характера?
Явная акцентуация характера проявляется открыто и легко заметна окружающим. Скрытая акцентуация характера, напротив, проявляется более скрыто и может быть незаметна для большинства людей. Однако, она оказывает значительное влияние на поведение и эмоциональное состояние подростка.
Какие особенности проявления тревожности в подростковом возрасте стоит отметить?
В подростковом возрасте тревожность может проявляться различными способами: повышенной обидчивостью, неуверенностью в себе, переживанием социальной оценки, беспокойством по поводу будущего и так далее. Также у подростков тревожность может сопровождаться физическими симптомами, такими как бессонница, головные боли или расстройства желудка.
Какие исследования проводились по проблеме тревожности в отечественной и зарубежной психологии?
В отечественной и зарубежной психологии было проведено множество исследований по проблеме тревожности у подростков. Они позволили выявить особенности проявления и причины тревожности, а также разработать методики для ее измерения и лечения. Некоторые исследования показали, что тревожные подростки имеют более высокий уровень акцентуаций характера.
Какие акцентуации характера могут быть у подростков?
У подростков могут быть различные акцентуации характера, такие как гипертимная, циклотимная, вялотекущая, дезадаптивная и другие. Акцентуации характера представляют собой некоторые выраженные черты личности, которые превышают обычные нормы.
Какие теоретические аспекты можно выделить в изучении акцентуаций характера?
Изучение акцентуаций характера включает в себя анализ психологической литературы, классификацию акцентуаций, а также различение явных и скрытых акцентуаций. Также важно выявить связь между акцентуациями характера и тревожностью у подростков.
Какие психологические особенности связаны с тревожностью у подростков?
Исследования показывают, что тревожность в подростковом возрасте может быть связана с такими психологическими особенностями, как переживание неуверенности, боязнь неудачи, повышенная чувствительность к внешним событиям и стрессам. Также тревожность может проявляться в форме тревожных мыслей и беспокойства о будущем.