Тема: Условия формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения 6
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников……6
1.2. Условия формирования творческой активности младших школьников в учебном процессе 9
Глава 2. Определение условий формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения 19
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 19
2.2. Организация условий, способствующих формированию творческой активности младших школьников на основе проведённой диагностики 25
Заключение 33
Список используемых источников 35

Фрагмент для ознакомления

Участникам эксперимента предлагается по пятибалльной шкале оценить сферу их интересов:1 балл – сфера не значима для учащегося;2 балла – сфера малозначима;3 балла – сфера средней значимости;4 балла – сфера значима;5 баллов – сфера очень значима.Сферы интересов для проведения данной методики были следующие:Телевидение.Общение в кругу семьи.Учёба.Спорт, фитнес.Домашние дела.Общение с педагогом.Музыка.Бизнес.Общение с противоположным полом.Кино.Коллектив класса.Одежда.Самовоспитание.Общение с друзьями.Живопись, рисование, вышивание, оригами и т.д.Походы.Экскурсии.Технологическое творчество.Общение с природой.Чтение литературных произведений.Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, танцы и т.д.) указать, что именно и балл.Занятие без особой цели (ничегонеделание).В результате проведения данной методики педагог определяет направление развития творческой активности для каждого ребёнка индивидуально. Проведение нетрадиционных уроковНетрадиционные уроки имеют важное значение для формирования творческой активности младших школьников. Они должны учитывать интересы детей, содержать в себе компоненты для развития различных творческих способностей детей и при этом соответствовать требованиям ФГОС нового поколения.В качестве примера рассмотрим нетрадиционный урок математики, способствующий формированию творческой активности детей.Урок математики. Число 0. Цифра 0.Цель: сформировать ценностное отношение к познавательной деятельности по определению и применению способов действий получения числа 0 и написания цифры 0.Задачи урока:Образовательные: познакомить учащихся с числом 0 как с характеристикой пустого множества, а также как с результатом арифметического действия, научиться обозначать число 0.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения.Развивающие: развитие познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению математики, развитие произвольного внимания младших школьников, развитие математического и логического мышления детей.Этапы урокаВремяДеятельность педагогаДеятельность детейФормируемые УУДОрганизационный1 мин- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, пожалуйстаПриветствуют учителяЛичностныеМотивационный1 мин- Прозвенел звонок весёлый,Мы начать урок готовы:Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.- Ребята, проверьте: всё ли у вас готово к началу урокаОсуществляют подготовку к урокуРегулятивныеПостановка учебной задачи и её решение15 мин- Ребята! Сегодня нас с вами ждёт очень интересное и необычное число. А для того чтобы лучше познакомиться с ним, послушайте новую математическую сказку:«Колобок и жареная картошка»- Однажды бабушка сказала колобку:- Колобок! Как же мне хочется поесть жареной картошечки!- Сейчас приготовлю, бабуля!Взял колобок большую кастрюлю, поставил на плиту и налил в неё масло.- А пусть картошечка с лучком будет! Так вкуснее! – И положил Колобок в кастрюлю лук.- А ещё лучше, если я в неё грибочков добавлю, - сказал Колобок и положил в кастрюлю несколько белых грибов.- Обязательно нужно соль добавить, - вспомнил Колобок и добавил щепотку соли.Скоро Колобок почуял приятный запах и решил, что картошка готова:- Подам-ка я к картошечке свежий огурчик! Бабушке понравится!- Ребята, интересная сказка! Скажите, всё ли правильно сделал колобок? Сколько всего ингредиентов было добавлено? - Верно, Колобок забыл положить саму картошку. Как вы думаете, можно ли показать эту забывчивость каким-нибудь числом?- Молодцы, это число называется ноль. Рассуждают и отвечают на вопросы учителяКоммуникативные, познавательныеЗакрепление изученного18 минРабота по учебнику. (с.70)Задание 1. Рассмотрите рисунки. Что вы заметили?- Сколько ягод на первой тарелке?- Какой цифрой это запишем?- Сколько ягод на второй тарелке? - Как покажем, что на ней нет клубничек7 Какое равенство подходит к рисунку7Ребята, Незнайка увидел следующий рисунок. Он очень любит эту ягоду- смородину. Давайте его угостим.- Сколько смородинок на первой веточке?- Незнайка съел 1 ягодку. -Сколько осталось? Как запишем? (5 – 1 = 4)(далее, аналогично, до записи 5 – 5 = 0.- Что показывает эта запись?Выполняют заданияПознавательные, коммуникативныеРефлексивный этап2 мин- Скажите, ребята, что обозначает число, с которым вы сегодня познакомились? Когда используют это число? Как его можно получить?Отвечают на вопросы учителя.Регулятивные, коммуникативныеРазработка творческих проектовДети, младшего школьного возраста, как правило, имеют развитый познавательный интерес и поэтому готовы к самостоятельным исследованиям. Это важно использовать для формирования их творческой активности.Для успешного развития творческой активности при организации проектной деятельности для обучающихся младших классов важно руководствоваться следующими принципами.Безопасность разрабатываемого проекта для жизни и здоровья школьников.Принцип доступности проектной работы для школьников. Для его реализации важно соответствие теоретических знаний и практических навыков учащихся сложности исследований, наличию необходимых условия для осуществления исследовательской деятельности.Соответствие проектной и исследовательской деятельности интересам и потребностям детей.Возможность самостоятельных действий в рамках реализации проектной деятельности.Большое значение имеет, чтобы тема проекта или исследовательской работы была интересной для ребёнка. Например, для детей, которые интересуются математикой, могут стать интересными следующие темы:- Золотое сечение в архитектуре Эйфелевой башни- Зачем в спорте нужна математика?- Кругосветное путешествие в числах. На современном уровне развития системы образования проектно-исследовательская деятельность позволяет осуществлять творческое развитие в различных формах.Создание исследовательских проектов. Самостоятельная коллективная работа над разработкой исследовательских проектов и получение практически значимых результатов исследований способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, но и формирует их коллектив, а также устанавливает прочные связи.Участие школьников в различных мероприятиях, способствующих повышению познавательного интереса к творческой деятельности.Осуществление сотрудничества с другими образовательными организациями. В рамках проектной работы обучающиеся осуществляют взаимодействие с различными организациями (другими школами, вузами, научными организациями, организациями дополнительного образования, специализированными учреждениями и др.). Всё это способствует развитию их коммуникативных качеств, деловых навыков, организаторского мастерства.Проведение научно-практических конференций обучающихся. В последние годы всё чаще научно-практические конференции организуются на базе школ, лицеев, гимназий. Как правило, руководство школы осуществляет основную подготовку к их проведению. Однако самостоятельная деятельность школьников при этом возрастает с каждым годом. В некоторых случаях активу школы доверяют создание программы конференции, музыкальное сопровождение конференции, оформление зала и другие значимые вопросы. Если ученическое самоуправление активно развивается, актив школы может самостоятельно организовать научно-практическую конференцию внутри образовательной организации. Создание сборника научных статей. Как правило, сборник научных работ школьников формируется по итогам проведения научно-практических конференций. При эффективно организованном ученическом самоуправлении актив школы может самостоятельно составить подобный сборник и представить его в бумажном виде или на электронных носителях.В целом исследовательская проектная деятельность является мощной базой для развития творческой активности детей, однако успешным она будет только в том случае, если взаимодействие педагогов и обучающихся окажется сбалансированным и целесообразным.ЗаключениеКак показывают исследования психологов, формирование творческойактивности детей необходимо начинать с раннего возраста. В начальной школе данная деятельность должна стать частью педагогического процесса. Развитие творческой активности предполагает создание педагогом определённых условий.В данной работе нами было проведено исследование творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. В ходе экспериментальной работы выявлено, что учащиеся имеют хороший творческий потенциал, который необходимо развивать. Они с интересом выполняли задания, предлагали интересные оригинальные варианты решения поставленных задач.Следует отметить, что для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста необходимо применять различные подходы. С данной целью нами разработаны соответствующие рекомендации. Во-первых, необходим учёт сфер интересов младших школьников. На основе этой диагностики педагог может выбрать содержание и направления для формирования творческой активности.Во-вторых, эффективным для развития творческой активности детей младшего школьного возраста является проведение нетрадиционных уроков.Данные уроки должны учитывать интересы детей, содержать в себе компоненты для развития различных творческих способностей детей и при этом соответствовать требованиям ФГОС нового поколения.В-третьих, коллективные проекты, в которых предполагается выполнение различных творческих заданий, являются эффективными для развития творческой активности учащихся, однако тематика их должна быть интересной и близкой для всех учащихся.Таким образом, нами установлены благоприятные условия формирования творческой активности детей младшего школьного возраста, так что цель данной работы полностью достигнута.Список используемых источниковАндреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.

Список используемых источников

1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
4. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
5. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
6. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
7. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
9. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
10. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
12. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
15. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
16. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
17. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
18. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
20. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
21. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
23. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
24. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
25. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.

Вопрос-ответ:

Какие есть особенности у младших школьников, которые влияют на формирование их творческой активности?

Младшие школьники обладают растущей познавательной активностью и интересом к новым знаниям. Они ещё находятся в процессе формирования своей личности, что делает их более открытыми для творческого процесса. Также в этом возрасте характерен быстрый рост интеллектуальной и физической активности, что способствует развитию творческого потенциала.

Какие условия важны для формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения?

Один из важных условий - создание благоприятной и поддерживающей обстановки, в которой ребенок чувствует свое вовлечение в творческий процесс. Необходимо также обеспечить наличие свободного времени и доступа к разнообразным материалам, которые стимулируют творческое мышление.

Какие способы организации и проведения уроков помогают стимулировать творческую активность у младших школьников?

Важно использовать интерактивные методы обучения, которые позволяют детям активно участвовать в процессе, задавать вопросы, предлагать свои идеи. Также полезно создавать ситуации, которые требуют нетрадиционного решения задач, поощрять экспериментирование и самостоятельную деятельность учащихся.

Какая роль материалов и инструментов играет в формировании творческой активности младших школьников?

На на них решительно нельзя экономить! Важно предоставить доступ к широкому спектру материалов и инструментов, которые стимулируют творческое мышление учеников. Разнообразие материалов позволяет детям экспериментировать, находить необычные решения и пробовать различные подходы к решению задач.

Какие преимущества имеют организация эмпирических исследований и использование новых информационных технологий для формирования творческой активности младших школьников?

Организация эмпирических исследований позволяет детям самостоятельно изучать предметы и явления, анализировать полученные данные и приходить к собственным выводам. Использование новых информационных технологий расширяет возможности работы с информацией и способствует активному творческому мышлению младших школьников.

Какие психолого-педагогические особенности у младших школьников?

У младших школьников есть ряд особенностей, связанных с их возрастом и развитием. Это активное развитие мышления, воображения и фантазии, способность к самостоятельной деятельности, живое воображение и интерес к новому, низкий уровень концентрации внимания, нестабильность интересов и т.д.

Какие условия формируют творческую активность младших школьников в учебном процессе?

Для формирования творческой активности младших школьников в учебном процессе важны условия, такие как: создание эмоционально-позитивной обстановки в классе, индивидуальный подход к каждому ребенку, применение интерактивных методов обучения, использование разнообразных заданий и игровых форм работы, развитие творческого мышления и самостоятельности.

Как организовать и провести эмпирическое исследование на данную тему?

Организация и проведение эмпирического исследования на данную тему предполагает привлечение группы младших школьников, выбор определенной методики или теста для измерения творческой активности, проведение занятий с детьми в тестовой и контрольной группе, анализ и интерпретация полученных данных.

Что такое творческая активность младших школьников?

Творческая активность младших школьников - это способность ребенка проявлять свою индивидуальность, инициативу и творческий потенциал в учебной деятельности. Такая активность позволяет детям не только усваивать знания, но и совмещать их с собственными идеями, решать нестандартные задачи и находить новые пути в творческом процессе.

Какие условия можно назвать основными для формирования творческой активности младших школьников?

Основными условиями для формирования творческой активности младших школьников можно назвать: создание атмосферы доверия и поддержки, разнообразие учебных заданий и активное использование игровых форм обучения, стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы, поддержка и развитие творческого мышления и фантазии у детей.

Какие педагогические и психологические особенности младших школьников нужно учитывать при формировании творческой активности в процессе обучения?

При формировании творческой активности младших школьников необходимо учитывать их педагогические и психологические особенности. Младшие школьники находятся на стадии начального формирования мышления, поэтому важно предоставить им возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, экспериментировать и изобретать. Также нужно учитывать их низкую устойчивость к концентрации внимания, поэтому занятия должны быть интересными, разнообразными и активными. Младшие школьники любят двигаться, поэтому важно предоставить им возможность физической активности во время учебных занятий. Кроме того, младшие школьники имеют ограниченные логические способности и понятийное мышление, поэтому необходимо использовать наглядные материалы, игры, ролевые ситуации и другие активные методы обучения.