Использование эвристических методов на занятиях литературного чтения в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 44 44 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 19.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования эвристических методов на занятиях литературного чтения в начальной школе 6
1.1. Эвристические методы и их применение в обучении младших школьников 6
1.2. Анализ учебников литературного чтения с точки зрения реализации эвристических методов 16
Глава II. Исследование способов реализации эвристических методов на уроках литературного чтения в 3 классе 26
2.1. Исследование умения учащихся 3 класса решать задачи эвристического характера по литературному чтению 26
2.2. Овладение младшими школьниками умениями анализа текста на уроках литературного чтения средствами эвристического обучения 28
Заключение 39
Литература 41

Фрагмент для ознакомления

Учитель своими ответами может корректировать мысли школьника и их оформления, корректно и незаметно исправлять нарушения не только в учебной сфере, но и в сфере духовного и нравственного развития ребенка. Диалоговая взаимодействие, где инициатива сознательно отдается ученику, позволяет учителю более эффективно обучать своих воспитанников задавать вопросы и тем самым активизировать свое учения. При таких условиях в процессе диалогового взаимодействия осваиваются вопрос, постепенно усложняются в зависимости от повышения сложности познавательной деятельности - от вопросов репродуктивно-видтворюючоготипу (что? Когда? Где? Как происходит?) К вопросам аналитически-поисковых (в частности, на сравнение, детализацию,контраст) и вопросов креативно-изобразительного типа. Опыт учителей экспериментальных классов убедительно доказывает, что младших школьников нужно учить вопросительной деятельности и на ее основе диалоговой взаимодействия через организацию индивидуальных, фронтальных и групповых форм сотрудничества. Организация диалогового взаимодействия в малых интерактивных группах является эффективной в обучении детей умением задавать вопросы по сути изучаемого или предложенной темы. Сотрудничая в группах, школьники осваивают одну из самых производительных составляющих эвристического обучения - интерактивную технологию с ее мощным информационным (когнитивным), коммуникативным и креативным взаимовлиянием. Применяя на уроках активные формы работы, учитель должен знать, что при этом происходит становление и развитие личности, происходит самоутверждение и самореализация.Ученика необходимо выслушать, независимо от результата высказывания. Формируется критичность мышления, умение систематизировать и анализировать этапы урока, принимать правильные решения. Для обеспечения формирования умений младших школьников анализировать прочитанное произведение в условиях эвристического обучения, педагог должен отказаться от практики пассивного обучения, а взамен использовать методы активного эвристического обучения с опорой на самостоятельную познавательную деятельность, субъективный опыт учащихся с учетом их психофизиологических особенностей. При таком условии у школьников развивается заинтересованность, инициативность, самостоятельность, желание учиться. Только оптимальный выбор и сочетание эвристических методов обучения в школе в соответствии с психофизиологических особенностей детей будет способствовать более полному, глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний,умений и навыков работы с текстом, подготовке их к самостоятельному приобретению знаний [2]. Правильно подобранные творческие задания на уроках литературного чтения вызывают у учащихся неподдельный интерес, повышают качество формирования евристичнихуминь, развития интеллектуальных способностей, способствует креативному осмыслению и переосмыслению текста младшими школьниками. Приведем примеры таких упражнений. Упражнение «Ошибка героя» Это упражнение используется с целью активизации деятельности мышления. Привлечения внимания детей к ошибке героя направляется не только для ее исправления, но и для выяснения причин ее появления. Поиск взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует развитие подвижности и гибкости мышления как основы эвристической деятельности детей. Во время работы над произведением учителю следует предложить ученикам рассмотреть ошибки, допущенные герой. Задание можно выполнить коллективно, в группах, парах, индивидуально, предложив для работы карточки, на которых можно делать пометки. Главное, чтобы в результате проведенной работы дети высказывали как можно больше соображений. Так, например,работая над смысловым анализом народной сказки «Колобок» мы использовали упражнение «Ошибка героя». Выясняя, какие ошибки привели героя к тому, что его съела Лисичка, дети быстро сказали, что не надо было садиться незнакомцы на язык и вообще заводить с ней разговора. А вот выясняя, как надо было вести себя Колобку, чтобы остаться в живых, София сказала: «Колобковые не надо было бежать от деда с бабой, потому что из дома же нельзя бежать», учитель, как взрослый человек, уже и рот раскрыла, чтобы похвалить девочку и сказать «Да!», как ее спас от роковой ошибки сосед ученицы по парте, Коля, который сказал: «Соня, ну что ты такое говоришь. Дед с бабой его бы еще тепленьким съели. Поэтому он правильно сделал, что ушел от них ». Диалог подхватил Никита, который заметил, что Колобок был невежливый, ни с кем не здоровался,хвастался собой - это его ошибка. Полина добавила, что для того, чтобы остаться в живых, Колобку не стоит было разговаривать с незнакомцами, которых он встречал, потому что это опасно. А если уж говорил, то стоило спросить у кого-то, куда бежать и где спрятаться от деда и бабы, а не катиться неизвестно куда. Интересной была мысль Саши, которая сказала, что Колобку стоило бы попросить стариков не есть его и пообещать развлекать их своими песенками. Открытие для себя сделал Игорь, удивленно и одновременно с удовольствием сказал: «Я миллион раз читал и слушал эту сказку. Думал, что Колобок такой хороший, а плохая Лиска его съела. А сейчас я уже знаю, что не так он и хороший - это некий сказочный невежливый хвастун, который поплатился жизнью из-за того, что многие болтал с незнакомцами ». Конечно,в детских рассуждениях ощущался их небогатый жизненный опыт и мы не допускали критики на один из них. Напротив, подбадривали и поощряли одобрительными отзывами. Возможно, такие педагогические условия способствовали совершенствованию внутренних качеств многих детей. Так, Максим отметил, что на уроке я понял, что в жизни побеждают не только сильные и умные, а часто - хитрые и сообразительные, такие, как Лисичка. А потому, по моему мнению, других нужно внимательно слушать, а сказанное ими хорошо «фильтровать». Ценным в этом детском диалоге является то, что не учитель, а сами дети при внешней и внутренней диалогового взаимодействия, прислушиваясь друг к другу, изменили свое мнение относительно поведения Колобка. А такие изменения ведут к качественному переосмысления и сюжета произведения и поведения каждого из его героев, что и нацелена эвристическая технология. Упражнение «Все предметы фантазируют» упражнение применяется для активного привлечения и развития творческого воображения школьников, словесно-логического мышления, формирования умений выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи. Чтобы провести упражнение, мы рекомендуем учителю заготовить карточки с изображением предметов, о которых пойдет речь в произведении,запланированном для чтения на уроке (например, для произведения А. Димарова «Для чего человеку сердце»: сердце, дерево, мальчик, деревянный человечек, огонь), на других карточках - написаны глаголы (например петь, мечтать, летать, говорить , ходить). Несмотря, дети вытаскивают по одной карточке из каждой группы, сочетающие полученные слова. «Что было бы, если бы ...?» ( «Что было бы, если бы огонь начал мечтать?»). Ученикам предлагается придумать как можно больше разных ответов - это и будет фантазиями предмета, а дети на подсознательном уровне будут учиться в игровой форме выдвигать гипотезы. Исследования доказывают, что предложенную упражнение эффективно проводить в группах, хотя любая другая форма организации выполнения также является приемлемой. Кстати и эффективными для формирования умений анализа текста и эвристических умений (фантазировать, размышлять, менять,дополнять и т.д.) будут и такие упражнения: составить собственный финал произведения, изменить сюжет, наделить героя другими качествами, ввести новых героев в произведение, изменить место или время события и тому подобное. Упражнение «Винегрет из сказок» (рассказов) Детям предлагается сочинить сказку (рассказ), в которой совместить героев различных сказок (рассказов) и придумать их общую историю. Упражнение «Сказка наоборот» Предложить детям изменить характеры героев известной сказки на противоположные. Упражнение «Волшебный предмет" При анализе прочитанного произведения учитель предлагает детям подумать и внести изменения в прочитанном произведении в связи с тем, что у героя появился волшебный предмет (волшебная палочка, ковер-самолет, волшебная лампа, философский камень, хрустальная шар перевоплощений, машина времени). Например ... бил дед золотое яичко, но не разбил. И вдруг в его руках появилась волшебная палочка.Курочка Ряба удобно устроилась на новом ковре-самолете, а бабушка оказалась в машине времени ...Упражнение «Что шаг, то мнение» ( «Что шаг, то вопрос») Уместная в формировании умений структурного и смыслового анализа произведения (составлять характеристику героя, составлять вопросы по содержанию прочитанного текста и т.д.). Ученик делает несколько шагов, затем на каждый шаг, сделает, демонстрирует определенные знания. Например, учитель предлагает школьнику сделать три шага и на каждый шаг назвать слово, характеризующее Указатель из сказки И. Сечевика «Язык». Таким же образом можно предложить составить вопросы к сказке, составить вопрос так, чтобы из ответов можно было создать краткий пересказ и тому подобное. Упражнение «Эстафета» Используется как для формирования коммуникативно-речевых умений, так и умений осуществлять анализ текста. Предусматривает выражения «цепочкой» например, по поводу событий, описанных в прочитанном произведении, характеристики героя, его поступков,высказывания впечатлений по поводу прочитанного, передачи сжатого содержания прочитанного и тому подобное. Упражнения «Я - учитель», или «Интервью» предполагает применение метода заранее подготовленного ученика, который должен получить от одноклассников нужную информацию о структуре текста, его сюжет, главную мысль, впечатление от прочитанного и тому подобное. Учитель вместе с выбранным учеником заранее готовит ряд вопросов для различных компонентов анализа прочитанного текста. Упражнение способствует формированию умений анализировать произведение, составлять для этого логические ряда вопросов. Упражнение «Вопросник» предполагает формирование умений вопросительной деятельности, смыслового и структурного анализа текста, диалогового взаимодействия читателя с текстом. Целесообразна форма проведения - в парах. Ученик задает вопрос соседу по парте, который отвечает на него. При этом учитель четко указывает, для чего задавать вопросы:чтобы передать содержание прочитанного, охарактеризовать героя, установить место и время событий и тому подобное. Кстати во время выполнения этого упражнения на первых порах будут готовы наборы вопросов для осуществления смыслового анализа текста, которым может пользоваться ученик, задает вопросы. Упражнение «Вопросник» можно использовать для работы в группах. Уместным будет, чтобы каждая группа составила набор вопросов, для осуществления одной из составляющих смысловой или структурного анализа текста. Упражнение «Ты мне, я-тебе» Упражнение обеспечивает формирование такого эвристического умения, как вопросительная деятельность и способствует осмыслению прочитанного произведения. Для выполнения этого упражнения учитель готовит карточки с вопросительными словами «Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? Для чего? Каким образом? ». Ученики, сотрудничая в парах, по очереди задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них.Все вышеописанные упражнения могут применяться по усмотрению учителя на любом этапе урока, в зависимости от цели их выполнения. Проанализировав различные подходы к смыслового и структурного анализа текстов, рассмотрев творческие упражнения, применяемые учителиекспериментаторы для формирования как эвристических умений, так и умений анализировать произведения, мы пришли к выводу, что в эвристическом обучении целесообразными упражнениями для формирования умений анализа текста являются: - мотивационно-ориентированные (направленные на создание ситуации и мотива общения через вопросительную деятельность, представление о книги, периодические издания, ориентирования в содержании текста, теме урока из-за применения приема «Возбуждено последовательность», «Пресс» и т.п.); коммуникативно-репродуктивные (нацелены на осознание жанра, понимания слов и выражений, воспроизведение прочитанного по образцу или предложенным набором вопросов,выразительное чтение, чтение в лицах; выполнение упражнений «Я - учитель», «Интервью», «Ты мне, я - тебе», применение приемов «Мозговой штурм», «Ток-шоу» и т.п.); коммуникативно-творческие (предусматривают применение приобретенных знаний, умений и навыков в новой или измененной ситуации, составление собственного продолжение прочитанного, оценочные суждения, интерпретацию вроде «что было бы, если бы ... поступил не так ...», создание наборов вопросов по анализу предложенного произведения для характеристики героя, впечатление от прочитанного, о стиле автора, творческий пересказ, управляемое чтение, чтение с предвидением, упражнений «Все предметы фантазируют», «Ошибка героя» и др; содержательно-информационные (ориентированные на осмысление текста, применение упражнений «Эстафета», «Ошибка героя» и т.п., приемов «Совместный проект» «Сенкан», «Кубирование», «Ассоциативный куст»);тренировочно-творческие (предусматривают работу учащихся как с текстом, так и с информационными средствами, справочной литературой, применение приемов «Что шаг, то мнение», «Волшебный предмет», «Вопросник» и т.п.). ЗаключениеВ курсовой работе теоретически обосновано использование эвристических методов в обучении младших школьников. Проанализированы особенности применения эвристических методов при обучении для развития творческих способностей младших школьников. Рассмотрена проблема использования эвристических методов обучения учащихся начальной школы как условие их творческой самореализации. Одним из наиболее эффективных средств решения этой проблемы является внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы эвристических методов обучения, способствует формированию у учащихся когнитивных, креативных и организационных способностей. Использование эвристических методов обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения, развивать творческие способности учащихся, осуществлять рефлексию, самооценку, самоконтроль и самоорганизацию, которые являются составными творческой самореализации младших школьников. Эвристические методы обучения является необходимым условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе, поскольку представленные широким спектром форм организации учебной и творческой деятельности младших школьников. Систематическое использование эвристических методов при обучении учащихся начальных классов стимулирует развитие интуитивного мышления, творческого воображения, умения организовывать поиск решения творческих задач.Нами было выявлено, что в основном дети имеют средний уровень умений решать задания эвристического характера. Незаменимая для обучения, воспитания и развитую младшего школьника вопросительная деятельность формируется в условиях эвристического обучения, развивает готовность читателя к осмыслению содержания в целом и его отдельных частей, понимание связей и сущности прочитаного. Используемые на уроках литературного чтения приемов активного эвристического обучения, творческих упражнений с опорой на самостоятельную познавательную деятельность, субъективный опыт учащихся с учетом их психофизиологических особенностей развивает интерес, инициативность, самостоятельность, желает ния учиться и, главное, способствует глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний,умений и навыков смыслового и структурного анализа текста, оптимизирует процесс обучения.ЛитератураАлексеева, М.Ю., Матвеева, Е.И. Измерители качества обучения по литературному чтению 3 класс / М.Ю. Алексеева, Е.И.Матвеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.-96 с.Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.Беркалиев, Т.Н., Заир-Бек, Е.С., Тряпицына, А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007.-144 с.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография / М.П. Воюшина. - Санкт-Петербург: Сударыня, 2007. - 320 с.Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01/ Галактионова Татьяна Гелиевна.- СПб, 2008, - 39 с.Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения. диагностические задания: в 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012. -416 с.Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс: Учебник. — В 2-х частях. — 3-е изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 160 с.Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Начальная школа.2012.№ 2. - С.11-18.Иванов А. Сказки про Хому. М.: Малыш, 1983. — 18 с.Ильин, В. В. Теория познания. Эвристика. Креатология [Текст] / В. В. Ильин. – М. : Проспект, 2018. – 176 с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. -152 с.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/ Сост. СВ. Кутявина. - М.: ВАКО, 2013.- 80 с.Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] / А. Д. Король. – М. : Педагогика, 2007. – №9. – 18-25 с.Краевский В. В. Основы обучения : дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2007. – 100 c.Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности : [методическое пособие] / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Рыбинск, 1993. – 54 с.Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лихачев. – М. : Педагогика, 1981. – 186 с. 43. Лихачев, Б. Т. Педагогика Курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – СПб. :Владос, 2010. – 647 с. 44. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – М. : Академический Проект, 2004. – 196 сМалаховская, О.В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы № 1. 3 класс /Под ред. Н.А. Чураковой. - М.:Академкнига /Учебник, 2012.-48 с.Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. – М. : Издательство ''Эгвес'', 2005. – 58 cОморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя/ М.И. Оморокова.- М.: АРКТИ, 1999. - 160с.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011. -400с.Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в свете требований ФГОС: материалы Интернет-конференции 24 декабря 2014 г // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2015. – 75 с.Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал ''Эйдос''. – 2005. – 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm.Хуторской А.В., «Эвристическое обучение», М.: 1998 6. Хуторской А.В.Методы эвристического обучения. / М.: Наука, 1999. №1-2Хуторской, А. В. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования: анализ экспериментальных данных [Текст] / А. В. Хуторской // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу : сб. науч. тр. / гл. ред. П. В. Конаныхин. – М. Серпухов, 1996. 154-158 с. 73. Хуторской, А. В. Дидактический смысл эвристических способностей [Текст] / А. В. Хуторской // Совершенствованиеобразовательного процесса и управления им: сб. науч. трудов вып. 1 / гл. ред. В. П. Симонова. – М. : Международная педагогическая академия, 1997. – Вып. 1. – С. 85-86. 74. Хуторской, А. В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. В. Хуторской. СПб. : Питер СПб, 2017. – 720 с. 75. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. М. : МГУ, 2003. – 416 с.Хуторской, А. В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения [Текст] / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / гл. ред. А. В. Хуторского. – М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.108-118.Чуракова, Н. А.  Литературное  чтение.  3 класс: учебник : в 2 ч.  / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 2: 184 с.Чуракова, Н. А.  Литературное  чтение.  3 класс: учебник: в 2 ч.  / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 1: 176 с., 16 с. репрод.: ил.Якубель, Г. И. Эвристическое обучение школьников : технологическое осуществление и методическое обеспечение / Г. И. Якубель // VI Аспирантские чтения «Актуальные проблемы педагогических исследований» : сб. науч. ст. / редкол. : И. И. Цыркун [и др.] ; отв. ред. : И. И. Цыркун, А. Р. Борисевич. – Минск : БГПУ, 2007. – С. 109–113.

Литература

1. Алексеева, М.Ю., Матвеева, Е.И. Измерители качества обучения по литературному чтению 3 класс / М.Ю. Алексеева, Е.И.Матвеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.-96 с.
2. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.
3. Беркалиев, Т.Н., Заир-Бек, Е.С., Тряпицына, А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007.-144 с.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
5. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография / М.П. Воюшина. - Санкт-Петербург: Сударыня, 2007. - 320 с.
6. Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01/ Галактионова Татьяна Гелиевна.- СПб, 2008, - 39 с.
7. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения. диагностические задания: в 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012. -416 с.
8. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс: Учебник. — В 2-х частях. — 3-е изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 160 с.
9. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Начальная школа.2012.№ 2. - С.11-18.
10. Иванов А. Сказки про Хому. М.: Малыш, 1983. — 18 с.
11. Ильин, В. В. Теория познания. Эвристика. Креатология [Текст] / В. В. Ильин. – М. : Проспект, 2018. – 176 с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. -152 с.
13. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/ Сост. СВ. Кутявина. - М.: ВАКО, 2013.- 80 с.
14. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] / А. Д. Король. – М. : Педагогика, 2007. – №9. – 18-25 с.
15. Краевский В. В. Основы обучения : дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2007. – 100 c.
16. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности : [методическое пособие] / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Рыбинск, 1993. – 54 с.
17. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лихачев. – М. : Педагогика, 1981. – 186 с. 43. Лихачев, Б. Т. Педагогика Курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – СПб. : Владос, 2010. – 647 с. 44. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – М. : Академический Проект, 2004. – 196 с
18. Малаховская, О.В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы № 1. 3 класс /Под ред. Н.А. Чураковой. - М.:Академкнига /Учебник, 2012.-48 с.
19. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. – М. : Издательство ''Эгвес'', 2005. – 58 c
20. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя/ М.И. Оморокова.- М.: АРКТИ, 1999. - 160с.
21. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011. -400с.
22. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в свете требований ФГОС: материалы Интернет-конференции 24 декабря 2014 г // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2015. – 75 с.
23. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал ''Эйдос''. – 2005. – 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm.
24. Хуторской А.В., «Эвристическое обучение», М.: 1998 6. Хуторской А.В.Методы эвристического обучения. / М.: Наука, 1999. №1-2
25. Хуторской, А. В. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования: анализ экспериментальных данных [Текст] / А. В. Хуторской // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу : сб. науч. тр. / гл. ред. П. В. Конаныхин. – М. Серпухов, 1996. 154-158 с. 73. Хуторской, А. В. Дидактический смысл эвристических способностей [Текст] / А. В. Хуторской // Совершенствование образовательного процесса и управления им: сб. науч. трудов вып. 1 / гл. ред. В. П. Симонова. – М. : Международная педагогическая академия, 1997. – Вып. 1. – С. 85-86. 74. Хуторской, А. В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. В. Хуторской. СПб. : Питер СПб, 2017. – 720 с. 75. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. М. : МГУ, 2003. – 416 с.
26. Хуторской, А. В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения [Текст] / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / гл. ред. А. В. Хуторского. – М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.108-118.
27. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс: учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 2: 184 с.
28. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс: учебник: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 1: 176 с., 16 с. репрод.: ил.
29. Якубель, Г. И. Эвристическое обучение школьников : технологическое осуществление и методическое обеспечение / Г. И. Якубель // VI Аспирантские чтения «Актуальные проблемы педагогических исследований» : сб. науч. ст. / редкол. : И. И. Цыркун [и др.] ; отв. ред. : И. И. Цыркун, А. Р. Борисевич. – Минск : БГПУ, 2007. – С. 109–113.

Вопрос-ответ:

Что такое эвристические методы и как они применяются в обучении младших школьников на занятиях литературного чтения?

Эвристические методы - это стратегии познавательной деятельности, которые способствуют развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся. В обучении младших школьников на занятиях литературного чтения эти методы могут быть использованы для активизации мыслительных процессов, формирования навыков самостоятельного анализа литературных произведений, развития критического мышления и творческой активности.

Какие эвристические методы можно использовать на занятиях литературного чтения в начальной школе?

На занятиях литературного чтения в начальной школе могут быть использованы различные эвристические методы, такие как метод аналогий, метод исследования противоположных понятий, метод дискуссии, метод проблемного вопроса и другие. Эти методы позволяют учащимся активно включаться в процесс чтения, анализировать тексты, делать выводы и формулировать собственные мысли.

Существуют ли учебники литературного чтения, которые уделяют внимание реализации эвристических методов?

Да, существуют учебники литературного чтения, которые уделяют внимание реализации эвристических методов. Однако, анализ учебников показал, что далеко не все из них предлагают достаточное количество заданий и упражнений, основанных на эвристических методах. Отдельные учебники включают некоторые элементы эвристических методов, но не всегда это происходит систематически и целенаправленно.

Какие способы реализации эвристических методов на уроках литературного чтения в 3 классе были исследованы?

В исследовании были исследованы различные способы реализации эвристических методов на уроках литературного чтения в 3 классе, такие как использование метода аналогий для сравнения героев литературных произведений, использование метода дискуссии для обсуждения моральных дилемм, использование метода проблемного вопроса для стимулирования обдумывания и решения литературных задач, использование метода исследования противоположных понятий для анализа конфликтов в литературных произведениях и другие.

Какие эвристические методы можно использовать на занятиях литературного чтения в начальной школе?

На занятиях литературного чтения в начальной школе можно использовать различные эвристические методы, такие как ассоциации, вопросы-открытки, ролевая игра, мозговой штурм и т.д. Эти методы помогают учащимся активизировать свои мыслительные процессы, развивать критическое мышление и творческую активность.

Какие эвристические методы применяются при обучении младших школьников?

При обучении младших школьников применяются различные эвристические методы, такие как прогнозирование, анализ причин и следствий, разъяснение понятий, проблемное обучение и др. Эти методы помогают детям развивать мышление, формировать умение анализировать и сравнивать, искать решения задач и принимать самостоятельные решения.

Какое место занимают эвристические методы в учебниках литературного чтения для начальной школы?

В учебниках литературного чтения для начальной школы эвристические методы занимают важное место. Они включены в различные упражнения и задания, которые помогают ученикам активно взаимодействовать с текстом, делать выводы, анализировать произведения и развивать свои мыслительные навыки.

Какие способы реализации эвристических методов на занятиях литературного чтения в 3 классе были исследованы?

В исследовании были рассмотрены различные способы реализации эвристических методов на занятиях литературного чтения в 3 классе, такие как использование игровых ситуаций, проведение дискуссий и дебатов, работа с групповыми проектами и т.д. Эти способы позволяют учащимся активно взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениями и находить новые идеи и решения.

В чем заключается применение эвристических методов на занятиях литературного чтения в начальной школе?

Применение эвристических методов на занятиях литературного чтения в начальной школе заключается в использовании способов и приемов, которые помогают развивать у детей интерес к чтению, критическое мышление, умение анализировать и интерпретировать тексты.