Психолого-педагогическая диагностика изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 36 36 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 19.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты диагностики изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 6
1.1 Методы и средства формирования творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 6
1.2 Влияние средств нетрадиционных техник рисования на формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 10
Выводы по первой главе 22
2. Экспериментальное исследование изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 23
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 23
2.2. Диагностика и анализ уровня развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Для проведения данного теста заранее готовили цветные карандаши, 5 карточек с изображением графического контура. Оригинальных изображений было выполнено старшими дошкольниками экспериментальной группы - 8%. Изображенные идеи, отличались от других (банальных) своей неожиданностью в применении фигурок.Б.П. показала оригинальные идеи при выполнении задания. Фигурки были преобразованы во второстепенные роли – в верхнюю часть платья на девочке; в ветку испуганной елочки, распушившей свои колючки; в паучка-мошкоеда и др. Таким образом, она показала высокий уровень развития исследуемого компонента творческого воображения.38% дошкольников экспериментальной группы и 33% контрольной группы, имеющие средний уровень представленного компонента творческого воображения – это те дети, которые перекомбинировали материал, хранящийся в памяти.Так Щ.Н. преобразовала данные фигурки в любимые игрушки: мамонтенок, челобок, животное с ушами, кораблик. Она нарисовала небольшие сюжеты (например, мамонтенок плывет на льдине).Не все дошкольники справились с данным заданием. У некоторых детей (58% экспериментальной группы и 67% контрольной группы) отсутствует умение проявлять фантазию, творческое воображение. Рисунки отличались схематизмом, простой передачи формы предмета, выполненные по шаблону.Например, Б.К. не смог выполнить задание без подсказки. Чаще всего его фигурки носили абстрактный характер, тем самым, он показал низкий уровень развития оригинальности.II. Для выявления следующего компонента творческого воображения беглости – способности реагирования на идеи в пределах ограниченного времени нами была использована методика Немова Р.С., названная нами «Художник».Ребенку предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Качество рисунка оценивалось по приведенным показателям, и на основе такой оценки делали вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.Если за это отведенное время ребенок придумывал и рисовал что-то необычное, прорисовывая тщательно свои идеи-образы, то это свидетельствовало о незаурядной фантазии, о богатом воображении.Высокий уровень проявился у одного ребенка подготовительной группы (8%). Б.П. придумала и нарисовала достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное изображение. Детали картины проработала хорошо. (Бабочка-принцесса порхает над принцем-цветком, который растет в саду в цветнике.) Дети, находящиеся на среднем уровне (42%экспериментальной группы и 50% контрольной группы), нарисовали предметные сюжеты. Сюжеты, изображенные в детских работах, являются известными, но в них есть элементы творческой фантазии, которые оказывают на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы работ дошкольников проработаны средне.Щ.А., рисуя свою сказочную картину, изобразила очаровательных маленьких принцесс, гуляющих по цветочному полю. У своих принцесс она выделила украшения, прорисовала их тщательно (колечки, колье, браслеты). Девочка показала средний уровень.Согласно данной методике 50%детей экспериментальной группы и 50% контрольной группы показали низкий уровень развития способности к продуцированию идей в пределах ограниченного времени. Дошкольники нарисовали простые, схематические рисунки, где слабо просматривается фантазия и плохо проработаны детали.К.Д. нарисовала дом, забор, дерево, солнце, что свидетельствует о шаблонных идеях.III. Уровень сформированности такого компонента творческого воображения изобразительной деятельности как гибкость определялся с помощью модифицированного теста Роршаха, предлагали игру «На что похоже? »В качестве материала для проведения методики использовали 6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения. В течение неограниченного времени ребенку предлагалось рассмотреть карточки. Давали такую инструкцию: «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка».Время на выполнение задания не ограничивалось в связи с тем, что дошкольник должен тщательно анализировать образы, представляющиеся им на карточках. Уровень гибкости оценивался при выполнении данного задания по количеству предлагаемых идей.Лучший результатиз экспериментальной группы показала Б.П.– назвала множество образов, что свидетельствует об изобилии оригинальных решений, своеобразии комбинации в процессе воображения. На высоком уровне развития творческого воображения данного компонента оказалось 8% дошкольников экспериментальной группы, такой же процент проявился и в контрольной группе.Средний уровень показали 50% старших дошкольников экспериментальной группы и так же 50% контрольной группы. Они сумели мысленно связать, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Назвали несколько оригинальных одухотворенныхобразов. Низкий уровень по результатам данной методики показала К.Д., назвала только 4 образа, которые ей представились на карточках. Она не сумела проанализироватьи отобрать необходимые представления и их элементы, преобразовать их и синтезировать в новые образы. Что говорит о бедности творческого воображения.Так же низкий уровень развития творческого воображения показали еще несколько детей, возможность оценки чернильных пятен и контурных изображений у них была ограничена, жизненный опыт дошкольников очень мал. К этому уровню отнесли 42% детей экспериментальной группы и так же 42% контрольной группы.Обобщив результаты исследования, мы получили такие данные: 8% обладают достаточно высоким исходным уровнем творческого воображения - это только один ребенок из экспериментальной группы, средний уровень показали в экспериментальной группе 34%, в контрольной группе 42% , в обеих группах (58%) старших дошкольников показали низкий уровень.Результаты констатирующего этапа исследования, который состоял в проведении вышеперечисленных методик и в их анализе, были оформлены в таблицы 2,3. Таблица 2 – Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР экспериментальной группы по уровням развития творческого воображения по результатам констатирующего среза.№Фамилия Имя ребенкаУровни развития компонентов творческого воображенияОбщий результатУровень развития оригинальностиУровень развития беглостиУровень развития гибкости1А. Д.НСНН2К.Д.СННН3К.Р.НСНН4С.ВНССС5Б.П.ВВВВ6Щ.А. НСНН7Т.С. ННСН8М.С.СНС С9Щ.Н.СНСС10Ш.Н.СНСС11А.А.НСННТаблица 3 – Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР контрольной группы по уровням развития творческого воображения по результатам констатирующего среза.№Фамилия Имя ребенкаУровни развития компонентов творческого воображенияОбщий результатУровень развития оригинальностиУровень развития беглостиУровень развития гибкости1Б.Н.ННСН2Б.В.СНСС3Г.П.НССС4А.В.НСНН5Б.КНННН6А.Л.С Н НН7Р.СННСН8О.О.НСНН9С.В.ННСН10Г.К.ССВС11Я.В.НССС Рисунок 4 – Сравнительный анализ уровней развития творческого воображения детей ЭГ и КГ на констатирующем этапе исследования.Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свидетельствуют о целесообразности проведения специальной работы по развитию у старших дошкольников творческого воображения.ЗаключениеРазвитое воображение является достаточно весомым компонентом структуры творческих и литературных способностей дошкольников, что требует постоянного обогащения. Образы фантазии - это не мертвые зеркальные отпечатки мира, а его многогранная живая модель, которая все время совершенствуется, раскрывает предмет или явление в его связях и отношениях с окружающими.Исследования показывают, что стимулирование фантазии детей положительно сказывается на развитии самостоятельности их мышления, умении рассуждать по аналогии, находить ассоциативные связи, видеть в известном новые черты и особенности.Воображение ребенка помогает познавать мир, а творческое воображение позволяет правильно интерпретировать образы и превращать их в опыт, набор знаний и умений. Для диагностики творческого воображения изобразительной деятельности разработаны ряд тестов, довольно наглядных и эффективных. Они хорошо применимы к использованию на занятиях дошкольников и органически могут вписываться в структуру занятия, не перенапрягая ребенка, не утруждая его.С целью развития творческого воображения дошкольников целесообразно предложить им такие виды задач, которые предусматривают свободное сочетание мнимых и реальных образов. Особый интерес у детей вызывают задания, основанные на приемах оживления, перевоплощения в другие образы, на свободное фантазирование. Использовать такие задания в работе важно для формирования индивидуальности ребенка с креативностью, своим видением мира и представлениях о нем. Такие занятия станут основой для формирования творческих навыков, которые будут активно применяться в процессе дошкольного и дальнейшего образования. Мы убеждены в том, что рисование необычными материалами и нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции от того,что ребенок сумел остановить в своих рисунках момент, красоту окружающей среды.Ведь результат обычно почти всегда очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребенка.Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, собственными ладошками, ставить на бумаге кляксы, раздувать их и т. п.Список использованных источников и литературыАлещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок / М. В. Алещенко // Начальная школа.–2002.–№4.–С.75-76.Ануфриев А.А. Психология творчества / А. А. Ануфриев. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов / Ю. Белополова. – М.: Инфра-М, 2013. – 245 с.Боровик О.В. Развитие воображения :метод. рекомендации / О. В. Боровик. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000.– 112с.Брушлинский А.В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский. – М.: Эксмо, 2014. – 145 с.Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 24-32.Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006. –144с.Воробьева Д.И. Методические рекомендации к программе «Гармония развития» / Д. И. Воробьева. –СПб.,2002.–85с.Выготский Л.С. Психология творчества / Л. С. Выготский. – М.: Инфра-М, 2011. – 487 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский.– М., 1984. – 198с.Гин С. И. Мир фантазни: метод. пособие для учителя нач.школы / С. И. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 128 с.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1-2 / Г. Н. Давыдова.–М. : Скрипторий 2003, 2007. –80с.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.– С. -45-51 .Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий. – М.: Инфра-М, 2012. – 354 с.Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. – М. : Педагогика, 1986. – 96 с.Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми / Т. В. Зеленкова // Вопросы психологии.– 2001.–№6. – С. 17-26.Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии / И. В. Ильенков //Вопросы эстетики. – 1964.– Вып. 6. – С. - 25.Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности / Т. Г. Казакова.–М.: Просвещение,2006. –159с.Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Т. Г. Казакова.–М.: ТЦ Сфера, 2005.–128с.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям / Т. С. Комарова //Дошкольное воспитание. –1991.– № 2.– С. -4-5 .Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия / Т. С. Комарова //Дошкольное воспитание. –1991. –№ 9.– С. -15-17 .Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова.–М.,1979.–144 с.Коршунова Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализапознавательной функции воображения / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М., 1989.– 132с.Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Е. Е. Кравцова. – М., 2002. – 106 с.Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «Социализация» в рамках культурно – исторического подхода Л. С. Выготского / Е. Е. Кравцова // Журнал практического психолога. – 2005. – №6. – С. - 32.Кульчицкая Е. И.Мотивация в структуре творческой деятельности / Е. И. Кульчицкая, Н. И. Литвинова // Измерение готовности к творчеству детей.–М., 1995. –С. 41-46.Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. – М.: Знание, 1977. – 64 с.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина.–М.: Педагогика, 2005.–274с.Немов Р.С. Психология: в 2кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 530с.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – 127с.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. –96 с.Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. –СПб. : Весь, 2006.–192 с.Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. –М.: Знание, 1982.–96с.Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976. – 360с.Рибо Т. А. Творческое воображение / Т. А. Рибо. – М., 2013. –328 с.Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности / Ю. А. Рыбалко. – М.: Эксмо, 2013. – 263 с.Соловьева О.М. Психология развития творчества / О. М. Соловьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте / Г. Л. Сорокин // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 58.Терентьев Р.О. Творческое воображение и способы его развития / Р. О. Терентьев // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 45-51.Ярусь О.Л. Воспитание творчеством / О. Л. Ярусь // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 13-19.

1. Алещенко М. В. О чем рассказал детский рисунок / М. В. Алещенко // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С.75-76.
2. Ануфриев А. А. Психология творчества / А. А. Ануфриев. – М. : Инфра-М, 2013. – 456 с.
3. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов / Ю. Белополова. – М. : Инфра-М, 2013. – 245 с.
4. Боровик О. В. Развитие воображения : метод. рекомендации / О. В. Боровик. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с.
5. Брушлинский А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский. – М. : Эксмо, 2014. – 145 с.
6. Ветрук Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 24-32 .
7. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006. – 144с.
8. Воробьева Д. И. Методические рекомендации к программе «Гармония развития» / Д. И. Воробьева. – СПб., 2002. – 85с.
9. Выготский Л. С. Психология творчества / Л. С. Выготский. – М. : Инфра-М, 2011. – 487 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1984. – 198 с.
11. Гин С. И. Мир фантазни : метод. пособие для учителя нач. школы / С. И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2001. – 128 с.
12. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1-2 / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
13. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С. -45-51 .
14. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий. – М. : Инфра-М, 2012. – 354 с.
15. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. – М. : Педагогика, 1986. – 96 с.
16. Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми / Т. В. Зеленкова // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 17-26.
17. Ильенков И. В. Об эстетической природе фантазии / И. В. Ильенков // Вопросы эстетики. – 1964. – Вып. 6. – С. - 25.
18. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2006. –159 с.
19. Казакова Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Т. Г. Казакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. –128 с.
20. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : обучение детей техническим навыкам и умениям / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. -4-5 .
21. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. -15-17 .
22. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.,1979. –144 с.
23. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М., 1989. – 132с.
24. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Е. Е. Кравцова. – М., 2002. – 106 с.
25. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «Социализация» в рамках культурно – исторического подхода Л. С. Выготского / Е. Е. Кравцова // Журнал практического психолога. – 2005. – № 6. – С. - 32.
26. Кульчицкая Е. И. Мотивация в структуре творческой деятельности / Е. И. Кульчицкая, Н. И. Литвинова // Измерение готовности к творчеству детей. – М., 1995. – С. 41-46.
27. Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. – М. : Знание, 1977. – 64 с.
28. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М. : Педагогика, 2005. – 274 с.
29. Немов Р. С. Психология: в 2кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Просвещение : Владос, 1994. – 530 с.
30. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – 127с.
31. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – 96 с.
32. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. – СПб. : Весь, 2006. – 192 с.
33. Полуянов Ю. А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. – М. : Знание, 1982. – 96 с.
34. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976. – 360 с.
35. Рибо Т. А. Творческое воображение / Т. А. Рибо. – М., 2013. – 328 с.
36. Рыбалко Ю. А. Диагностика творческой деятельности / Ю. А. Рыбалко. – М. : Эксмо, 2013. – 263 с.
37. Соловьева О. М. Психология развития творчества / О. М. Соловьева. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.
38. Сорокин Г. Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте / Г. Л. Сорокин // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 58.
39. Терентьев Р. О. Творческое воображение и способы его развития / Р. О. Терентьев // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 45-51.
40. Ярусь О. Л. Воспитание творчеством / О. Л. Ярусь // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 13-19.

Вопрос-ответ:

Как проводится психолого-педагогическая диагностика изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи?

Психолого-педагогическая диагностика изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи проводится с помощью различных методик и инструментов, таких как наблюдение, интервьюирование, тестирование, сравнительный анализ и т.д. При диагностике учитываются особенности развития ребенка, наличие проблем в речевой сфере и их характеристики. Целью диагностики является выявление уровня развития изобразительных навыков и определение того, какие подходы и методы лучше всего подходят для коррекции речевых нарушений и развития творческого воображения у ребенка.

Какие методы и средства используются для формирования творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Для формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР используются различные методы и средства. Это могут быть игры с элементами творчества, различные техники рисования (например, капельная или пальцевая живопись), использование нетрадиционных материалов и инструментов для рисования (например, мелки или песок), а также создание условий для свободного самовыражения и экспериментирования в изобразительной деятельности.

Какие средства нетрадиционных техник рисования оказывают влияние на формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Средства нетрадиционных техник рисования, такие как капельная или пальцевая живопись, оказывают положительное влияние на формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Эти техники позволяют ребенку экспериментировать с различными материалами и способами нанесения краски на бумагу, что способствует развитию его фантазии, креативности и оригинальности мышления.

Какие методы и средства применяются для формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

В статье описываются различные методы и средства, которые используются для развития творческого воображения у детей с нарушениями речи. Например, это может быть использование нетрадиционных техник рисования, таких как пальцевая живопись или рисование песком. Также важную роль играет педагогическая диагностика, которая позволяет определить индивидуальные особенности ребенка и применять подходящие методы работы.

Каково влияние средств нетрадиционных техник рисования на формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Использование нетрадиционных техник рисования, таких как пальцевая живопись или рисование песком, позволяет всесторонне развивать творческое воображение у детей с нарушениями речи. Эти техники способствуют развитию мелкой моторики, пространственного мышления, воображения и самовыражения. Кроме того, использование нетрадиционных техник рисования создает условия для экспериментирования и самостоятельного творчества, что важно для стимуляции развития ребенка.

Какие теоретические аспекты диагностики изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные теоретические аспекты диагностики изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи. Авторы статьи обсуждают вопросы, связанные с определением целей и задач диагностики, выбором методов и критериев оценки, а также особенностями проведения диагностических мероприятий с учетом специфики речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Каким образом происходит психолого-педагогическая диагностика изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи?

Психолого-педагогическая диагностика изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи происходит путем наблюдения за их творческими процессами, оценки их способности к выразительности, анализа их рисунков и других художественных работ. Диагностику проводят специалисты, такие как психологи и педагоги, которые исследуют различные аспекты изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Какие методы и средства используются для формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?

Для формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи используются различные методы и средства, такие как игры с разными материалами и инструментами, подборка иллюстраций для обсуждения, создание коллективных проектов и прочие активности, направленные на развитие воображения и творческой мысли у детей.

Как средства нетрадиционных техник рисования влияют на формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?

Средства нетрадиционных техник рисования, такие как раскраски с использованием разных материалов и приемов, создание коллажей и аппликаций, мозаики и другие нетрадиционные способы создания изображений, способствуют развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Эти техники позволяют детям экспериментировать, выражать свои мысли и чувства, развивать мелкую моторику и координацию движений.