Основные достижения греческой культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 20.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Специфика античного типа культуры 5
1.1 Периодизация древнегреческой культуры 5
1.2 Общая характеристика древнегреческой цивилизации 8
Глава 2. Феномены древнегреческой культуры 14
2.1 Античная философия и наука 14
2.2 Техническое наследие Древней Греции 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Это объясняется в том числе и тем, что технические и архитектурные знания, геометрия пришли из Древнего Египта, где в учебниках излагались идеи Евклида, а от него распространились на остальной мир. Таким образом, обращение Витрувия к древнегреческим натурфилософским идеям как теоретической основе строительства своего времени является закономерным явлением. В теоретических главах Витрувий размышляет о том, каким образом все сущее возникло из определенных комбинаций природных начал, приводя в пример воззрения Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Фалес началом всех вещей считал воду. Земля, в его представлении, держится на воде и окружена океаном. Вместе с тем, вещественное первоначало «воды» и вся исходящая из него природа не лишены одушевлённости. основой всего Анаксимандр полагал некое беспредельное вещество, из которого зарождается все сущее, а через некоторое время уничтожается по необходимости. Для Анаксимена первоосновой всего стал воздух, которые сочетает в себе черты материальности воды Фалеса и вездесущности апейрона Анаксимандра.Так, Витрувий, в частности, пишет об атомистической программе Демокрита: «Итак, Демокрит хотя и не дал, строго говоря, названий этим вещам, а определил их только как неделимые тела, очевидно, говорил о тех же самых началах, раз они, будучи разъединены, не подвержены ни повреждениям, ни гибели, ни разделению на части, а навеки сохраняют свою постоянную и бесконечную стойкость». Для Витрувия фундаментом материального мира являются стихии, которые нуждаются в некотором гармонизирующим и структурирующем начале – «архэ-тектуре», что и осуществляется посредством космического начала Демиургом, и что вслед за ним делает архитектор. Витрувий разделяет человеческие знания на теорию и практику. В теорию входят естественные науки и метафизика. А практика дифференцируется на экономику, этику и политику. Характерно, что скульптура и живопись, которым Витрувий отводит седьмую книгу трактата, рассматриваются им как компонент этики, таким образом, являясь составной частью практической философии. Сама архитектура в такой системе рассматривалась как практика геометрии, а геометрия – как зримое воплощение первооснов мира. Взаимосвязь архэ с геометрическими фигурами была выражением античного символизма, корни которого восходили к пифагорейству, оказавшего значительное влияние на воззрения Витрувия, что наглядно продемонстрировано в его архитектурных построениях. Влияние пифагорейцев выражается в использовании идеальных фигур треугольника, круга и квадрата, а также применении принципа «золотого сечения». Космос античности воплощен в геометрии плана театра: круг орхестры включает в себя вписанные в него треугольники; дуги из центра круга образуют зрительские ряды. Такое решение определяет сакральность пространства, символизм круга, линии, точки, геометрически правильных фигур. По принципу рассуждения древних философов, Витрувий, опираясь на геометрию Евклида и учение пифагорейцев, видит первоначала сущего в геометрии архитектурного построения. Первоначалами для Витрувия выступают правильные фигуры многоугольников и Платоновы тела. Точка символизирует первоначало, вокруг которого создается бытие формы. В геометрии театра Витрувия обязательно присутствует круг орхестры. Античность интерпретирует круг как космос в целом, как совершенство, не имеющее начала и конца. Таким образом, круг в архитектурной постройке является своеобразной проекцией мира. Характерное для античности геометрическое восприятие пространства вело также и к телесному пониманию пространства. Линия интерпретировалась как горизонт, движение точки. Телесность пространства предполагала его понимание как определенной точки события «здесь и сейчас». Витрувий ищет точки пересечения окружностей и линий, так как они закрепляют в горизонтальной проекции плана главные элементы формы античного театра. Это можно продемонстрировать в положении скены относительно орхестры и парода.Также Витрувий вводит несколько определяющих принципов архитектуры. Первый принцип взаимосвязан с организацией порядка. Порядок как космос в античности является противоположностью хаосу и пространственно окружен им. Порядок отражает некий целостный единый мир, способный противостоять центробежным силам. «Порядок», утверждаемый Витрувием в первом принципе, поддерживается триадой пользы, прочности и красоты. Витрувий заключает: «Всё (постройки) должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту». Второй принцип – расположение. Выделяют следующие виды расположения (по-гречески – «идеи»): орфография, скенография, ихнография. Ихнография представляет собой последовательное и должное применение линейки и циркуля для создания очертаний плана на поверхности земли. Орфография – это вертикальное начертание фасада и вид образа будущего здания, созданный с соблюдением его пропорций. Скенография же представляет собой «рисунок фасада и уходящих вглубь сторон путем сведения всех линий к центру, намеченному циркулем». Третий принцип архитектуры провозглашает гармонию пропорций и композиционную цельность. В третьей книге Витрувий пишет, что пропорции архитектурного произведения должны быть соразмерны и воспроизводить гармонию хорошо сложенного человеческого тела, поэтому «пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность». В данном принципе зафиксирована антропоцентрическая ориентация всей античной культуры, которая отражалась во всех её художественных проявлениях. Четвертый принцип основан на понятиях эвритмии и симметрии. Эвритмию Витрувий интерпретирует как систематизированную совокупность оптических поправок к математическому расчету пропорций. Симметрией и эвритмией обусловлено такое качества, как гармония фигуры. Согласно Витрувию, симметрия определяет гармонию и порядок целого. Эвритмия образует целостность и гармонию фигуры при членении ее на составные компоненты. Симметрия нашла также выражение в чертежах театра, поскольку эта гармония появилась от части – модуля, – который активно применяется в ордерной системе архитектуры. Ордеру Витрувий придавал большое значение и полагал его важнейшим архитектурным принципом. Этим модулем в организации, например, театрального пространства, является радиус круга орхестры. Формируя всё пространство амфитеатра на базе данного модуля, античный архитектор добивался совершенной гармонии – эвритмии и симметрии. Таким образом, Витрувий, являясь в своих теоретических построениях последователем и продолжателем пифагорейской традиции и идей древнегреческих натурфилософов трактует внешнее и внутреннее архитектурное пространство как целостное мироздание. Это, в свою очередь, отражает принципы античного мышления, основанного на двойственности восприятия вещи, как наличного, но несовершенного бытия, что обуславливает созидательную роль архитектора, как деятельность по преобразованию мира.ЗаключениеВ данной работе были выделены и охарактеризованы основные достижения греческой культуры.В первой главе была представлена периодизация греческой культуры, а также дана общая характеристика культурного развития Древней Греции.В культуре Древней Греции традиционно выделяют пять этапов, каждый из которых характеризуется собственной спецификой, обусловленной комплексом социально-исторических и политических факторов. Так, различают эгейский, гомеровский, архаичный, классический и эллинистический стадии развития греческой культуры Греции.Культура, оформившаяся на Крите, в материковой Греции, наостровах Эгейского моря начала зарождаться во дворцах, которые скоро обрели статус центров культурной жизни.Гомеровский период утратилпреемственнуюсвязь с дворцовой культурой, реализовав накопленный древнегреческим обществом культурный потенциал.В эпоху архаики оформляетсяполисная цивилизация. Понятие полиса – фундаментальное для греческой культуры, поскольку это понятие предопределило возникновение новой системы ценностей, обусловившей специфику эволюции античной культуры.Расцвет античной культуры произошел в классическую эпоху. В данный период создаются уникальные произведения искусства, складывается наука и философия, которые вобрали в себяглавные ценности Древней Греции. В эпоху эллинизма появились новые культурные явления, однако ряд достижений был навсегда утрачен, в первую очередь, была утеряна та гармоничная соразмерность, которая продолжительное время являлась отличительным признаком древнегреческой культуры.Во второй главе были проанализированы основополагающие культурные феномены древнегреческой культуры, такие, как философия, наука и техническое наследие.Согласно общей классификации, в древнегреческой философии выделяют досократический (Милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит) и сократический (философы, живущие после Сократа) периоды. Философия самого Сократа относится к антропологическому или гуманистическому этапу в развитии древнегреческой философии (вторая половина V в. до н. э.). Послесократовская философия дифференцируется также на классический период (конец V-IV вв. до н. э., Платон и Аристотель) и эллинистический период, в котором выделяют философию раннего эллинизма (конец IV – III в. до н. э.) и философию позднего эллинизма (II в. до н. э. – VI в. н. э.).Для ранней греческой науки характерен синтез абстрактного понятия с образностью мышления, благодаря чему абстрактные категории получали образное воплощение. Специфика античной науки включает в себя: космоцентрическую картину мира, утверждение основного вопроса философии и ключевых философских направлений, поиск первоосновы мира; разработку категориального языка, аппарата и методологии философии, формирование системы социально-аксиологических идеалов.Были выделенытакие характерные особенности технического знания в Древней Греции, как соединение сугубо технологического знания в области механики и архитектуры с натурфилософским и частично мистическим началом. В частности, архитектурное пространство и способы его организации выступали своеобразной проекцией специфического античного понимания организации мироздании. Это определяло и специфику понимания роли архитектора, как творца, вторившего в своей деятельности Демиургу. Отличительными особенности архитектуры, по Витрувию, стали несколько принципов: принцип организации порядка, виды расположения, принцип гармонии пропорций и композиционной цельности, принципы эвритмии и симметрии.Таким образом, была достигнута поставленная цель: раскрыты суть и специфика важнейших достижений греческой культуры. Данная работа может послужить фундаментом для последующего изучения отдельных культурных феноменов Древней Греции.Список использованной литературыВитрувий М. Десять книг об архитектуре. Репринтное издание / М. Витрувий – Москва : Архитектура-С, 2006. – 328 с.Вольф М. Н., Горан В. П. От рациональности раннегреческой философии к стоическому рационализму / М.Н. Вольф, В.П. Горан // Вопросы философии. – 2013. - № 8. – С. 34-41.Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко – Москва: ПЕР СЕ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. – 319 с.Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов – Москва :Гардарики, 2007. – 335 с.Дыдышко И. И. Развитие технического знания как культурогенного процесса / И.И. Дыдышко // Труды БГТУ. – 2014. - № 5. – С. 102-105.История мировой культуры (мировой цивилизации): учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург :Алтейя, 2003. – 360 с.Комаров С. В. Истоки технэ: действие по образцу, случай и фронезис / С.В. Комаров // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2016. - № 2. – С. 79-87.Лазутина Л. С. Философия античности как полифункциональный феномен / Л.С. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. – 2014. - № 383. – С. 62-69.Лисанюк Е. Н. Софистика это не аргументация / Е.Н. Лисанюк // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 8. – С. 268-283.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре / А.Ф. Лосев // Дерзание духа. –Москва : Политиздат, 1988. – 366 с.Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности / М.К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука, 2010 – 288 с.Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили – Москва : Аграф, 1999. – 320 с.Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ / В.М. Найдыш – Москва : Альфа-М, 2012. – 576 с.Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101.Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.Чистяков Г. П. Эллинистический Мусейон (Александрия, Пергам, Антиохия) / Г.П. Чистяков // Эллинизм: восток и запад. – Москва : Наука, 1992. – С. 298-315. Шадевальд В. Понятие «природа» и «техника» у греков / В. Шадеваль // Философия техники в ФРГ. – Москва : Прогресс, 1989. – 528 с.

Список использованной литературы
1. Витрувий М. Десять книг об архитектуре. Репринтное издание / М. Витрувий – Москва : Архитектура-С, 2006. – 328 с.
2. Вольф М. Н., Горан В. П. От рациональности раннегреческой философии к стоическому рационализму / М.Н. Вольф, В.П. Горан // Вопросы философии. – 2013. - № 8. – С. 34-41.
3. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко – Москва: ПЕР СЕ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. – 319 с.
4. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов – Москва : Гардарики, 2007. – 335 с.
5. Дыдышко И. И. Развитие технического знания как культурогенного процесса / И.И. Дыдышко // Труды БГТУ. – 2014. - № 5. – С. 102-105.
6. История мировой культуры (мировой цивилизации): учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
7. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург : Алтейя, 2003. – 360 с.
8. Комаров С. В. Истоки технэ: действие по образцу, случай и фронезис / С.В. Комаров // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2016. - № 2. – С. 79-87.
9. Лазутина Л. С. Философия античности как полифункциональный феномен / Л.С. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. – 2014. - № 383. – С. 62-69.
10. Лисанюк Е. Н. Софистика это не аргументация / Е.Н. Лисанюк // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 8. – С. 268-283.
11. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.
12. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре / А.Ф. Лосев // Дерзание духа. – Москва : Политиздат, 1988. – 366 с.
13. Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.
14. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности / М.К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука, 2010 – 288 с.
15. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили – Москва : Аграф, 1999. – 320 с.
16. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ / В.М. Найдыш – Москва : Альфа-М, 2012. – 576 с.
17. Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101.
18. Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.
19. Чистяков Г. П. Эллинистический Мусейон (Александрия, Пергам, Антиохия) / Г.П. Чистяков // Эллинизм: восток и запад. – Москва : Наука, 1992. – С. 298-315.
20. Шадевальд В. Понятие «природа» и «техника» у греков / В. Шадеваль // Философия техники в ФРГ. – Москва : Прогресс, 1989. – 528 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные достижения греческой культуры можно выделить?

Основными достижениями греческой культуры можно считать развитие демократии, философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и олимпийских игр.

Какие были периоды древнегреческой культуры?

Древнегреческая культура делится на следующие периоды: эпоха архаики, эпоха классики и эпоха эллинизма.

Чем характеризуется древнегреческая цивилизация?

Древнегреческая цивилизация характеризуется развитым гражданским обществом, демократией, развитой философией, наукой, архитектурой, искусством и просветительством.

Какие феномены древнегреческой культуры следует выделить?

Важными феноменами древнегреческой культуры являются античная философия, наука, техническое наследие (такие изобретения, как судоходство, катапульта, артиллерия и др.) и архитектура.

Откуда происходит техническое наследие Древней Греции?

Техническое наследие Древней Греции происходит в том числе из Древнего Египта, где были разработаны геометрические знания и идеи Евклида, которые затем распространились на греческую культуру.

Какие были основные достижения греческой культуры?

Основными достижениями греческой культуры являются развитие философии и науки, создание архитектурных шедевров, внесение вклада в математику, олимпийские игры и развитие демократии.

Какие феномены древнегреческой культуры можно выделить?

В древнегреческой культуре можно выделить античную философию и науку, архитектуру, олимпийские игры, математику и технические достижения.

Какие достижения греков в философии и науке особо выделяются?

Греки сделали значительные достижения в философии и науке, такие как разработка систематической философии, создание первых научных теорий и экспериментов, вклад в логику и риторику, а также основание школ и академий, которые стали центрами научного обмена знаниями.

Какие архитектурные шедевры были созданы в Древней Греции?

В Древней Греции было создано множество архитектурных шедевров, таких как Парфенон, Эректеон, Храм Зевса в Олимпии, Гробница Мавзолея, амфитеатры и театры. Они отличались изысканной архитектурой, пропорциями и деталями.

Откуда происходят технические и архитектурные знания в Древней Греции?

Технические и архитектурные знания пришли в Древнюю Грецию из Древнего Египта, где развивались геометрия и изучались идеи Евклида. Позже эти знания распространились на греков и стали основой для их технических достижений и архитектурных шедевров.

Какие основные достижения греческой культуры?

Основные достижения греческой культуры включают античную философию и науку, техническое наследие, архитектуру и геометрию. Греки сделали значительный вклад в развитие математики, физики, астрономии, медицины и других наук. Они также создали многочисленные скульптуры, архитектурные сооружения и литературные произведения, которые до сих пор восхищают людей своей красотой и глубиной мысли.

Какие феномены древнегреческой культуры можно выделить?

В древнегреческой культуре можно выделить такие феномены, как античная философия и наука, архитектура, скульптура, литература и техническое наследие. Философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, развивали новые идеи о природе мира и человека. Архитекторы строили великолепные храмы и дворцы, скульпторы создавали изящные статуи, а писатели и поэты писали произведения, которые до сих пор являются эталонами классической литературы.