Адаптация и социализация в дошкольных учреждениях детей с дизартрии
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 20.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЦП ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 4
1.1. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЦП ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 4
1.2 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИЗАРТРИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 14
ГЛАВА II. . ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЦП ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 15
2.1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ) 15
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2: 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Они не проявляют активности на занятии, часто на обращенный к ним вопрос воспитателя отвечают тихим голосом, часто наблюдается скованность в движениях, позе, мало контактируют со сверстниками, предпочитают находиться одни. В поведении этих детей преобладают неадекватные поступки: на обучающих занятиях могут играть заниматься посторонними делами. Все это может свидетельствовать о недостаточной социальной зрелости этих детей. Лишь к концу первых трех месяцев посещения детского сада негативные формы поведения сменяются у них более адекватными требованиям детского сада, воспитателя.
Третья группа. Для детей этой группы (13,3 % детей в группе № 2) характерно нарушение нормальных форм социально-психологической адаптации, что проявляется в ограничении способности справляться со своими социальными функциями, в негативных формах поведения, появлении отрицательных эмоций. Их отличает низкий интегральный показатель.
У дошкольников, составляющих эту группу, низкий социальный статус. Они часто нарушают нормы поведения, мешают играть, кричат, ссорятся и обижают других детей, дети-сверстники их отвергают. Постепенно меняется характер взаимоотношений с воспитателем, чаще всего они избегают контакта с ним, выполняя требования формально. Такие дети теряются при разговоре с воспитателем, на прогулках время проводят в одиночестве. Выражение их лиц отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, грусть, тревога типичны для них.
Отсутствие адаптации у этой группы детей в основном связано с поведенческими проблемами: они имеют низкие баллы по 1-му и 2-му критерию – усвоение детсадовских норм поведения и успешность социальных контактов. На занятиях эти дети невнимательны, часто не слушают объяснений воспитателя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. Нарушения поведения сопровождаются постоянными замечаниями со стороны воспитателя. На прогулке происходит разрядка напряжения: они могут бегать, кричать, мешать другим ребятам играть. В поведении таких детей проявляются вспышки гнева, злости по отношению к сверстникам, что постепенно приводит к их изоляции, наличию у них глубокого переживания психологического дискомфорта, имеющего дезадаптирующее значение.
Отсутствие дезадаптирующихся учащихся в группе № 1 может быть вызвано созданием воспитателем специальных условий, за счет которых повышается эмоциональный тонус. Также в группе устанавливается особая доверительная атмосфера общения между детьми и воспитателем. Это деловое доброжелательное общение, основанное на уважении личности ребенка и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям. Воспитатель воспринимает ребенка не только как способного или малоспособного, но и как человека со своими желаниями, интересами.
Кроме того, результаты, полученные в ходе проведения данной части эксперимента, позволяют выделить основные трудности, которые возникают у детей в процессе адаптации. К ним относятся:
Усвоение правил детсадовского режима.
Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками (недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми).
Усвоение правил взаимоотношений с воспитателем (непонимание воспитателя, его роли).
Процентное соотношение детей с учетом выделенных трудностей отражено в таблице № 5 и диаграмме 1.
Таблица № 5.
Трудности адаптации у дошкольников.
Группа Усвоение правил детсадовского режима Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками Усвоение правил взаимоотношений с воспитателем Группа № 1 26,7 % 40 % 33,3% Группа № 2 33,3 % 46,7 % 20 %
Диаграмма 1
Данные таблицы и диаграммы показывают, что наибольшие трудности испытывают дети в обоих группах в усвоении правил взаимоотношений со сверстниками (в группе № 1 – 40 % детей, в группе № 2 – 46,7 % детей). Это вызвано возрастными особенностями дошкольников. В это время дети больше общаются с воспитателем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет воспитателя является для них очень высоким. Именно воспитатель является главной фигурой, который организует общение детей, выдвигает определенные правила поведения и пресекает всякие отклонения от них. Поэтому воспитатель не должен выделять кого-то из детей, подчеркивать чью-то привлекательность, показывать что кто-то нравится ему больше других, подчеркивать неприятие какого-то ребенка. Для оптимизации общения между детьми воспитатель не должен сосредоточивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельного ребенка.
Трудности, связанные с усвоением правил взаимоотношений с воспитателем могут быть вызваны неспособностью детей адекватно воспринимать оценки своей деятельности со стороны воспитателя, неправильным пониманием роли, статуса воспитателя. Трудности такого рода испытывают 33,3 % детей в группе № 1 и 20 % детей в группе № 2.
Несформированность произвольной регуляции своего поведения на занятии и прогулке, несоблюдение детсадовского режима и требований, неприятие «обязанностей» и социальной позиции дошкольника приводит к возникновению трудностей в усвоении правил детсадовского режима. Так, в группе № 1 выявлено 29 %, а в группе № 2 – 36 % детей, испытывающих трудности такого рода.
Из процентного соотношения видно, что в группе № 1 детей, испытывающих выделенные трудности меньше, чем в группе № 2. Это может быть вызвано лучшей подготовленностью детей, сформированностью положительной мотивации к детскому саду, осознанию позиции дошкольника, посещающего детский сад, а также особой доверительной атмосферой общения, которая устанавливается между воспитателем и детьми.
Таким образом, проведенная часть исследования позволила выделить три группы дошкольников различной степени адаптации (зона адаптации, зона неполной адаптации, зона дезадаптации), различные трудности, которые возникают у детей в процессе адаптации к детскому саду и коллективу сверстников.
Интеграция ребенка, его приспособление к детскому саду и коллективу сверстников зависит не только от усвоения правил поведения, и норм взаимоотношений с воспитателем, и сверстниками. То есть уровня развития коммуникативных навыков детей, но и от особенностей взаимоотношений родителей и детей.
Выводы по главе 2:
В нашем исследовании мы рассмотрели особенности приспособления дошкольников с синдромом ДЦП дизартрическими расстройствами к нормам поведения на занятии, прогулке, играх в детском саду, к новым формам взаимоотношения со сверстниками и воспитателем. Результаты эксперимента показали, что большинство детей (в группе № 1 -86,7% и в группе № 2 -80%) адаптируются в детском саду, коллективе сверстников уже в течение трех месяцев. Они готовы принимать требования воспитателя, касающиеся их поведения, отношений со сверстниками. Такие дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в детском саду, приобретают новых друзей в группе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны. Другие дети (в группе № 1-13,3%, в группе № 2- 6,7%) имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям воспитателя затягивается: они не могут принять ситуацию обучения и воспитания, общения с воспитателем, другими детьми – на занятиях отвлекаются, могут играть, мало контактируют со сверстниками. Меньше всего дезадаптированных учащихся (в группе № 1-нет, в группе № 2-13,3%). Это дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями: у них отмечаются негативные формы поведения, наблюдается резкое проявление отрицательных эмоций.
Таким образом, проведенная часть исследования позволила выделить три группы дошкольников различной степени адаптации (зона адаптации, зона неполной адаптации, зона дезадаптации), различные трудности, которые возникают у детей в процессе адаптации к детскому саду и коллективу сверстников.
Заключение.
Анализ научной литературы показывает, что проблема интеграции, в частности адаптации человека относится к числу важнейших. Раскрытие особенностей адаптации дает возможность понять различные формы взаимодействия человека с обществом и прогнозировать его психическое развитие в изменяющихся условиях существования. Кроме того, адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности. В течение жизни человек попадает в определенные микросоциальные условия (семья, детский сад, школа, работа и др.), и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения. Все эти социальные условия отличаются друг от друга предъявляемыми требованиями, правилами и нормами поведения. Качественно отличается атмосфера дошкольного воспитания, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
В нашем исследовании мы рассмотрели особенности приспособления дошкольников с синдромом ДЦП дизартрическими расстройствами к нормам поведения на занятии, прогулке, играх в детском саду, к новым формам взаимоотношения со сверстниками и воспитателем. Результаты эксперимента показали, что большинство детей (в группе № 1 -86,7% и в группе № 2 -80%) адаптируются в детском саду, коллективе сверстников уже в течение трех месяцев. Они готовы принимать требования воспитателя, касающиеся их поведения, отношений со сверстниками. Такие дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в детском саду, приобретают новых друзей в группе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны. Другие дети (в группе № 1-13,3%, в группе № 2- 6,7%) имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям воспитателя затягивается: они не могут принять ситуацию обучения и воспитания, общения с воспитателем, другими детьми – на занятиях отвлекаются, могут играть, мало контактируют со сверстниками. Меньше всего дезадаптированных учащихся (в группе № 1-нет, в группе № 2-13,3%). Это дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями: у них отмечаются негативные формы поведения, наблюдается резкое проявление отрицательных эмоций.
Таким образом, проведенная часть исследования позволила выделить три группы дошкольников различной степени адаптации (зона адаптации, зона неполной адаптации, зона дезадаптации), различные трудности, которые возникают у детей в процессе адаптации к детскому саду и коллективу сверстников.
Так как, интеграция ребенка, его приспособление к детскому саду и коллективу сверстников зависит не только от усвоения правил поведения и норм, взаимоотношений с воспитателем и сверстниками, то есть уровня развития коммуникативных навыков детей, но и от особенностей взаимоотношений родителей и детей.
Таким образом, исследование подтвердило правомерность выдвинутой нами гипотезы, позволило по-новому взглянуть на ряд вопросов, касающихся интеграции, в частности адаптации дошкольников с синдромом ДЦП дизартрическими расстройствами в коллективе сверстников, детском саду.
Литература
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. / В. М. Астапов.— М.–1997. – 456 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224с.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992, №5. - С. 111-117.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968. - 468с.
5. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – С.14-18, с.15.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т. V. - М.: Изд-во "Педагогика", 1983. - 329 с.
7. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Изд-во "Медицина", 1977. - 272 с.
8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Изд-во "Педагогика", 1986. - 112 с.
9. Изард К. Эмоции человека [Пер. с англ.] / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: "Просвещение", 1993. - 304 с.
11. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев: Вища школа, 1987. - 222 с.
12. Медведева Е. В. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2009. №4. С.239-243.
13. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2007 г. – 114 стр.
14. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе.//Вопросы психологии личности школьника./ М.С. Неймарк. – М., 1961.
15. Немов Р.С. Психологическая книга: в 3т. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – т.1.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1996. - 360с.
17. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.
18. Прихожан А. М. // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
19. Устинова Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система по их преодолению [Текст]: автореф.дис.на соиск.учен. степ.канд.псих.наук (19.00.10)/Устинова Елена Владимировна; Самар.гос.пед.универ. – Самара, 2005. – 224с.
20. Шишковская, А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 5. – С.14-22, с.21.
21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – Т. 144.
22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте./ Д.Б. Эльконин.– М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. – 240 с.
Приложение
Сводная таблица результатов исследования
пол адаптация Ф.И. 25 баллов 1м 0ж поведение на занятии поведение на прогулке отношения со сверстниками отношение к воспитателю эмоции 1 0 5 4 4 5 3 2 0 7 5 5 6 4 3 0 6 6 6 7 3 4 0 7 6 7 7 3 5 0 6 5 7 6 4 6 0 5 4 6 6 4 7 0 5 4 5 5 5 8 0 6 6 5 6 4 9 0 7 5 6 7 3 10 0 7 5 7 7 5 11 1 6 6 7 6 5 12 1 5 4 6 5 4 13 1 5 1 5 4 3 14 1 7 6 5 5 3 15 1 6 5 6 6 4 16 0 6 4 7 7 5 17 0 7 4 7 6 5 18 0 5 5 6 5 4 19 0 5 6 5 4 3 20 0 6 6 4 5 4 21 0 7 5 7 7 5 22 0 6 6 7 6 5 23 0 5 4 6 5 4 24 1 5 1 5 4 3 25 1 7 6 5 5 3 26 1 6 5 6 6 4 27 1 6 4 7 7 5 28 1 7 4 7 6 5 29 1 5 5 6 5 4 30 1 5 6 5 4 3
2
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224с.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992, №5. - С. 111-117.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968. - 468с.
5. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – С.14-18, с.15.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т. V. - М.: Изд-во "Педагогика", 1983. - 329 с.
7. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Изд-во "Медицина", 1977. - 272 с.
8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Изд-во "Педагогика", 1986. - 112 с.
9. Изард К. Эмоции человека [Пер. с англ.] / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: "Просвещение", 1993. - 304 с.
11. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев: Вища школа, 1987. - 222 с.
12. Медведева Е. В. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2009. №4. С.239-243.
13. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2007 г. – 114 стр.
14. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе.//Вопросы психологии личности школьника./ М.С. Неймарк. – М., 1961.
15. Немов Р.С. Психологическая книга: в 3т. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – т.1.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1996. - 360с.
17. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.
18. Прихожан А. М. // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
19. Устинова Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система по их преодолению [Текст]: автореф.дис.на соиск.учен. степ.канд.псих.наук (19.00.10)/Устинова Елена Владимировна; Самар.гос.пед.универ. – Самара, 2005. – 224с.
20. Шишковская, А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 5. – С.14-22, с.21.
21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – Т. 144.
22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте./ Д.Б. Эльконин.– М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Что изучается в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи изучаются теоретические аспекты проблемы адаптации и социализации детей с дизартрией в дошкольных учреждениях. Также проводится клинико-психолого-педагогическая характеристика таких детей.
Какие характеристики имеют дети с синдромом ДЦП и дизартрическими расстройствами?
Дети с синдромом ДЦП и дизартрическими расстройствами имеют определенные клинико-психолого-педагогические характеристики. Это могут быть нарушения речи, двигательные и психические расстройства, задержанный психический и физический развитие.
Какие характеристики имеют дизартрические расстройства?
Дизартрические расстройства связаны с нарушением артикуляционной функции речи. Характеристики могут быть различными, например, затруднения в произношении звуков, нарушения ритма и интонации речи, проблемы с дыханием и голосом.
Какие выводы делаются по главе 1 статьи?
Выводы по главе 1 статьи заключаются в том, что дети с дизартрией нуждаются в особых условиях адаптации и социализации в дошкольных учреждениях. А также осознание важности клинико-психолого-педагогической характеристики таких детей для оптимальной работы с ними.
Что изучается в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи исследуется проблема адаптации и социализации детей с дизартрией в дошкольных учреждениях. Авторы проводят актуальные исследования, изучающие эту проблему и выявляющие возможные пути решения.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это нарушение произношения речи, вызванное поражением мышц, отвечающих за артикуляцию. Оно может быть обусловлено различными факторами, такими как детский церебральный паралич (ДЦП) или другие неврологические заболевания.
Какие особенности социализации у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией социализация может быть затруднена из-за их ограниченных возможностей в общении и взаимодействии с окружающими. Они могут испытывать проблемы с установлением контактов, проявлять социальную изоляцию и иметь ограниченный круг общения.
Какие методы адаптации применяются для детей с дизартрией в дошкольных учреждениях?
Для адаптации детей с дизартрией в дошкольных учреждениях используются различные методы и подходы. Это может включать специальные занятия с логопедом, речевую терапию, применение различных коммуникативных аппаратов и технологий, а также индивидуальную работу с ребенком для развития его речи и общения.
Какие педагогические и психологические особенности детей с дизартрией?
Дети с дизартрией обычно имеют затруднения в произношении речи, они могут испытывать проблемы с артикуляцией и дикцией. Они также могут иметь ограниченный словарный запас и затруднения в понимании речи других людей. Поэтому педагогическая и психологическая поддержка для этих детей должна быть направлена на развитие и улучшение их коммуникативных навыков и общей речевой активности.
Каковы выводы по первой главе статьи?
Выводы по первой главе статьи говорят о том, что дети с дизартрией имеют свои специфические особенности, связанные с нарушением артикуляции и произношения речи. Эти особенности могут затруднять адаптацию и социализацию детей в дошкольных учреждениях. Поэтому необходимо разрабатывать и применять специальные подходы и методы работы с этой категорией детей, чтобы обеспечить им более успешную адаптацию и социализацию.
Какие аспекты изучаются в первой главе статьи?
В первой главе статьи исследуются теоретические аспекты проблемы адаптации и социализации детей с дизартрией в дошкольных учреждениях. Авторы описывают клинико-психолого-педагогическую характеристику таких детей и особенности их дизартрического расстройства.
Какие выводы сделаны по главе 1 статьи?
Выводы, сделанные по первой главе статьи, связаны с клинико-психолого-педагогической характеристикой детей с синдромом ДЦП и дизартрическими расстройствами. Авторы описывают особенности их речи и коммуникативных навыков. Также делается акцент на важности изучения проблемы адаптации и социализации таких детей в дошкольных учреждениях.