Приём когнитивного столкновения в газетных текстах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.06.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНОГО ПРИЕМА ЛИНГВИСТИКИ
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА ЧИТАТЕЛЯ
1.2. ФЕНОМЕН ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ
1.3. ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ ПРИЕМА КОГНИТИВНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ
2.1. ГАЗЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ СВОЙСТВ
2.2. КОГНИТИВНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ В ПОИСКОВЫХ СИСТЕМАХ ИНТЕРНЕТ
2.3. АНАЛИЗ ТЕКСТА ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Вот эта совокупность, соположение дискурсов на одном пространстве журнала и есть анализируемый нами прием когнитивного взаимодействия. Все эти дискурсы организуют смысловое пространство журнала, создают его целостность, которую воспринимает адресат.
Особенно важно отметить то, что механизм создания приема когнитивного столкновения и такого свойства газетного дискурса, как когнитивное взаимодействие, одинаков. Дискурсивные области объединяются, начинают взаимодействовать и породить новые и новые смыслы, обожают адресата, дают больше возможностей по работе с информацией.
2.2. Когнитивное столкновение в поисковых системах Интернет
Рассмотрим следующий пример когнитивного столкновения на примере поисковой системы. Поисковые системы, например Яндекс или Рамблер устроены таким образом, что их пользователь не только запрашивает необходимую ему информацию, но и получает огромное количество дополнительных, сопутствующих сведений.
Рассмотрим суть когнитивного взаимодействия на примере страницы поисковой системы «Яндекс». Здесь сосуществует множество когнитивных сфер: новостная, экономическая, деловая, спортивная, развлекательная, бытовая, коммуникативная, рекламная, финансовая, игровая, потребительская и т. п. «Яндекс» — поисковая система, в которой по специальному запросу можно найти все, что есть в Интернете на интересующую вас тему. Но, кроме поисковых услуг, «Яндекс», как любая Интернет-структура, Интернет-проект, предлагает дополнительные возможности: здесь можно прочитать свежие новости, пообщаться с друзьями, выйти в блоги, форумы, посмотреть киноафишу и рецензии, узнать, что и где продается и покупается, увидеть курсы валют, уточнить расписания транспорта, увидеть балльную шкалу пробок на улицах родного города, скачать карту города, новые игры, поучаствовать в конкурсах, просмотреть личную почту, телепрограмму, узнать необходимые телефоны и адреса, выйти на тематические сайты (дом, кулинария, карьера, семья, дети и т. д.) — и это еще не все возможности, которые предлагает «Яндекс». Таким образом, в поисковой системе одновременно существует невероятное множество дискурсов. Сложность и особенность данной структуры заключается в том, что все дискурсы располагаются одновременно на одной странице «Яндекса». Однако перед глазами пользователя только ссылки-названия дискурсов (информационных полей, смысловых блоков). Аудитории предлагается огромный набор ссылок. Переходя по ссылке, пользователь оказывается на новой станице, где раскрыт интересующий его дискурс, однако и другие дискурсы также упоминаются: здесь присутствуют ссылки на иные страницы, посвященные другим дискурсам. Например, выйдя на любую страницу, пользователь всегда видит строку главной страницы «Яндекса»: поиск, новости, маркет, карты, словари, блоги, видео, картинки. С одной стороны, это позволяет воспользоваться услугами поисковика не выходя в «главное меню», с другой стороны, это демонстрация самой сути структуры любого интернетовского проекта. Такое сосуществование на любом уровне сразу нескольких когнитивных сфер и есть то свойство, о котором мы ведем речь, — когнитивное взаимодействие.
Все смысловые центры (дискурсы) взаимодействуют друг с другом. Во-первых, при помощи ссылок и повторов; во-вторых, все дискурсы организованы на одной главной странице «Яндекса» и образуют некую систему с постоянным и определенным расположением элементов. Эта систематизация направлена на адресата, чтобы облегчить ему пользование поисковой системой, однако эта систематизация — непременное условие включения большого количества дискурса в общую структуру. Каждое смысловое поле имеет свое наполнение, по-своему организовано и располагается в определенном месте на основной, главной странице. Структурированное расположение самостоятельных дискурсов в «Яндексе», их взаимодействие, обогащение и изменение вообще в значительной степени формируют целостность самой поисковой системы. Для пользователя поисковая система или любой другой Интернет-проект является неким сложным целостным образованием. Вся совокупность когнитивных сфер воспринимается как единое целое, имеющее собственные границы, которое даже при делении (открытии отдельных окон, когнитивных областей) сохраняет целостность, поскольку всегда дает ссылки на иные когнитивные сферы, использует повторы, чтобы адресат видел и знал, сколько возможностей одновременно он имеет в данной структуре.
2.3. Анализ текста Интернет-газеты
Если рассмотреть текст газеты в Интернете, то становится понятно, что СМИ в данном случае — это сложное, меняющееся явление. Его трудно описать, но можно дать ему характеристики, одной из которых — определяющей — становится когнитивное взаимодействие — свойство, близкое к приему когнитивного столкновения, но и отличное от него.
роиллюстрировать сказанное можно, разобрав одно из изданий, представленное в Интернете. Рассмотрим издание «Газета.ru». Здесь представлено огромное количество (особенно в сравнении с печатными СМИ) когнитивных сфер: спорт, культура, наука, политика, экономика, социальные проблемы, медицина, обмен валют, жилплощадь, образование и т. д. Каждая тема представляет собой отдельное когнитивное поле, или сферу. Этот массив когнитивных полей существует как единое целое в виде электронного издания. Предложенные адресату когнитивные сферы начинают взаимодействовать в плане смысловой организации единого текста газеты, и это происходит не только на смысловом уровне, но и на уровне гиперссылок: со страницы одного когнитивного поля можно попасть по гиперссылке на другое когнитивное поле, на другую страницу. Таким образом, одна страница предлагает читателю не только основное, образующее данную страницу когнитивное поле, но и выход на другие темы, к другим когнитивным сферам. Каждую когнитивную сферу можно воспринять как нечто самостоятельное и как часть одного большого многотемного издания. «Газета.ru» — многотемное издание, построенное на приеме когнитивного взаимодействия. Это издание, в котором охватывается огромное количество когнитивных сфер, взаимодействующих друг с другом.
Свойство когнитивного взаимодействия проявляется не только в простом тематическом разнообразии «Газеты.ru», но и в том, что в данном издании одновременно существуют материалы совершенно разных издательских концепций. Здесь публикации издания, стоящего на общедемократических позициях, материалы издания, занимающего оппозиционное положение, материалы издания, которое можно охарактеризовать как скандальное и «желтое». Здесь одновременно помещены публикации на серьезные, волнующие общественность темы: финансы, здоровье, образование и т. д. и эмоционально насыщенные новости, не имеющие серьезной значимости (например, «Бывшая невеста Ди Каприо потрясла пляж роскошной фигурой», «Рублевский олигарх показал свою голую жену» и т. п.). Практически все материалы газеты сопровождаются иллюстрациями, которые тоже в сравнении друг с другом демонстрируют разницу содержательной концепции. Однако такие разные темы, иллюстрации, когнитивные сферы существуют одновременно в электронном издании. Именно это мы называем когнитивным взаимодействием.
Когнитивное столкновение как выразительный прием подразумевает намеренное столкновение разных смысловых областей, а когнитивное взаимодействие — это непременное условие существования разнообразных дискурсов в Интернете. Интернет-СМИ, поисковые системы, блоги, сайты и т. п. возможности, которые предлагает Интернет, сама Глобальная сеть характеризуются когнитивным взаимодействием (соположением) разнообразных дискурсов. Когнитивное взаимодействие — это уже не прием, используемый в целях воздействия на аудиторию, а способ построения Интернет-дискурса, отражающий многообразие окружающих жизненных событий, ситуаций, это обязательное условие функционирования разнообразных смысловых сфер в Интернете. Суть когнитивного взаимодействия проявляется в сосуществовании большого количества смысловых сфер в одном смысловом поле, сайте, странице в Интернете в условиях постоянного их обновления, изменения, обогащения или, наоборот, обеднения. Например, Интернет-издания характеризуются удивительной активностью существования: новости появляются на сайте в тот момент, когда создаются, нет периода ожидания выхода в печать. Новость готова — новость всем предложена. При такой оперативности СМИ в Сети постоянно «обрастают» новыми текстами, входящими в разные дискурсы и изменяющими их. Когнитивное взаимодействие — это свойство, с помощью которого можно объяснить, каким образом организуется дискурс Интернет-СМИ.

Говоря о сложном взаимодействии когнитивных областей в Интернет-проектах, уместно вспомнить о термине гипертекст, который исследуется с разных сторон, и к анализу гипертекста, его пониманию существует множество подходов. Применительно к разбору Интернета как СМК гипертекст мы будем понимать как текст (в понимании Р. Барта), дискурс со сложной структурой, в которой одновременно существует и связано отсылочным образом множество разнообразной информации, поданной в разных формах, с использованием разнообразных кодов и разных жанров, которую каждый адресат интерпретирует по-своему, соотносит предложенные части общей структуры по-разному. Таким образом, например, сама «Газета.ru» является гипертекстом потому, что в ней размещено одновременно и предложено адресату на равных сразу множество когнитивных сфер, и адресат получает большое количество информации, работает с ней, и каждый из адресатов по-своему интерпретирует и сопоставляет полученную информацию. И для каждого из адресатов «Газета.ru» — источник особой информации, может быть, только как возможность получить новости на определенную тему, может быть, как способ продемонстрировать свое мнение и оставить комментарий по какому-либо вопросу, для кого-то возможность посмотреть погоду и узнать новости города и страны, кто-то использует издание как средство развлечения и т. д.
Итак, мы говорим о том, что любое произведение, строящееся на кодах разных семиотических систем, имеет когнитивные свойства и может быть рассмотрено с точки зрения того, какую роль оно играет в когнитивном процессе. Описать когнитивные особенности текста позволяет известный прием и сущностное свойство когнитивного столкновения, поэтому на основе имеющегося термина когнитивное столкновение был создан новый — когнитивное взаимодействие, соположение.
При этом мы подчеркиваем преднамеренность использования приема «когнитивное столкновение», устремленность автора воздействовать на адресата при помощи данного приема. Свойство «когнитивное взаимодействие» не имеет такой преднамеренности применения, мы считаем когнитивное взаимодействие конституирующим признаком Интернет-дискурса, который позволяет описать разнообразные сообщения, представленные в Интернете, показать, как создается то разнообразие в Сети, которое мы называем «моделированием жизни в виртуальной реальности». Сочетание когнитивных областей, их взаимодополнение относится ко многим научным сферам сразу, здесь возможен и лингвистический, и психологический, и экономический, и политический подход к изучению одновременно. Когнитивное взаимодействие — это способ объединения и взаимовлияния разнообразных смысловых полей. Это то, с чем человек постоянно сталкивается в жизни, и то, что человек сам воссоздает в виртуальной реальности, чтобы ощутить знакомые сложности и комфорт от богатства окружающих его смыслов. Прием «когнитивное взаимодействие» отражает расположение информации в жизни, следовательно, все, что в Интернете создает виртуальную реальность, виртуальную жизнь, демонстрируется при помощи названного нами свойства.


Заключение
Список литературы
1. Белинская Е. П. Человек в информационном мире [Электронный ресурс]. URL: http://psynet.carfax.ru/texts/bel3.htm
2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках : дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001.
3. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Орел, 2006. Вып. 4.
4. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
5. Донскова О. А. Тенденции становления паравербальной графемики в системе интернет. 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://pn.pglu.ru/.
6. Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект : дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004.
7. Лазарева Э. А. Средства массовой коммуникации сегодня: дискурсивный аспект // Актуальные проблемы лингвистики и терминоведения : междунар. сб. науч. тр., посвящ. юбилею проф. З. И. Комаровой. Екатеринбург, 2007. С. 129–132.
8. Лазарева Э. А., Тельминов Г. Н. Реклама в Интернете как проявление интертекстуальности. Екатеринбург, 2009
9. Лазарева Э. А., Булатова Э. В., Волчкова И. М., Рябова Е. В. Политический и рекламный дискурс и его влияние на социум. Екатеринбург, 2005.
10.Лазарева Э. А. Когнитивное столкновение — прием построения текстов современных СМИ // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2004. (Тр. Урал. психолингвист. об-ва).
11.Лазарева Э. А., Рябова Е. В. Когнитивное взаимодействие как конституирующий признак Интернет-дискурса // Тр. Урал. психолингвист. об-ва. Екатеринбург, 2009.
12.Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. М., 2005.
13.Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика : учеб. пособие. М., 2005.
14.Путилова Е. А. Интернет как фактор формирования информационного общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2004.
15.Рэддик Р. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.
16. Скворцов Л. В. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблема глобальной безопасности. М., 1995.
17. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М., 2004.

Соссюр 1999
Кожина 1980, Москальская 1981, Тураева 1986]
[Тураева 1986:12
Гальперин 1991
Лазарева 1993:8
Лазарева 1993:9




10

Список литературы
1. Белинская Е. П. Человек в информационном мире [Электронный ресурс]. URL: http://psynet.carfax.ru/texts/bel3.htm
2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках : дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001.
3. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Орел, 2006. Вып. 4.
4. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
5. Донскова О. А. Тенденции становления паравербальной графемики в системе интернет. 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://pn.pglu.ru/.
6. Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект : дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004.
7. Лазарева Э. А. Средства массовой коммуникации сегодня: дискурсивный аспект // Актуальные проблемы лингвистики и терминоведения : междунар. сб. науч. тр., посвящ. юбилею проф. З. И. Комаровой. Екатеринбург, 2007. С. 129–132.
8. Лазарева Э. А., Тельминов Г. Н. Реклама в Интернете как проявление интертекстуальности. Екатеринбург, 2009
9. Лазарева Э. А., Булатова Э. В., Волчкова И. М., Рябова Е. В. Политический и рекламный дискурс и его влияние на социум. Екатеринбург, 2005.
10.Лазарева Э. А. Когнитивное столкновение — прием построения текстов современных СМИ // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2004. (Тр. Урал. психолингвист. об-ва).
11.Лазарева Э. А., Рябова Е. В. Когнитивное взаимодействие как конституирующий признак Интернет-дискурса // Тр. Урал. психолингвист. об-ва. Екатеринбург, 2009.
12.Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. М., 2005.
13.Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика : учеб. пособие. М., 2005.
14.Путилова Е. А. Интернет как фактор формирования информационного общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2004.
15.Рэддик Р. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.
16. Скворцов Л. В. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблема глобальной безопасности. М., 1995.
17. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М., 2004.

Вопрос-ответ:

Какие основные аспекты когнитивного приема лингвистики рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются основные аспекты когнитивного приема лингвистики, такие как теоретические основы исследования проблемы воздействия СМИ на читателя, феномен желтой прессы и теория когнитивного диссонанса.

Что такое феномен желтой прессы?

Феномен желтой прессы - это явление, характерное для газетной индустрии, когда СМИ используют сенсационные заголовки и материалы с целью привлечения большей аудитории и увеличения тиража газеты.

В чем заключается теория когнитивного диссонанса?

Теория когнитивного диссонанса предполагает, что читатели испытывают дискомфорт, когда у них возникает несоответствие между их убеждениями и информацией, которую они получают из СМИ. Это может привести к изменению убеждений или отрицанию информации, чтобы снизить диссонанс.

Как проявляется когнитивное столкновение в поисковых системах интернет?

Когнитивное столкновение в поисковых системах интернет проявляется в виде предоставления пользователю информации, которая может противоречить его представлениям или ожиданиям. Это может привести к диссонансу и неуверенности в достоверности полученной информации.

Что входит в газетную характеристику когнитивных свойств?

Газетная характеристика когнитивных свойств включает в себя описание и анализ уровня понимания, восприятия и интерпретации информации читателем. Это может включать использование специфических языковых средств и форматов для вызова определенных реакций у читателей.

Что такое когнитивное столкновение?

Когнитивное столкновение - это явление, которое возникает при чтении газетных текстов и связано с противоречием между существующими знаниями и новой информацией, приводящим к конфликту или несоответствию восприятия текста.

Каковы основные аспекты когнитивного приема лингвистики?

Основные аспекты когнитивного приема лингвистики включают в себя теоретические основы исследования проблемы воздействия СМИ на читателя, феномен желтой прессы и теорию когнитивного диссонанса.

Что такое феномен желтой прессы?

Феномен желтой прессы - это явление в газетных текстах, которое характеризуется вымыслами, жесткой сенсацией, провокационностью и использованием не проверенной информации, с целью привлечь внимание и удовлетворить аудиторию.

Как проявляется когнитивное столкновение в поисковых системах интернета?

В поисковых системах интернета когнитивное столкновение проявляется через различие между ожидаемыми результатами поиска и фактической информацией, которую предоставляет поисковая система. Возникает конфликт между ожиданиями пользователя и реальностью.

Как можно проанализировать текст интернет-газеты с точки зрения когнитивного столкновения?

Для анализа текста интернет-газеты с точки зрения когнитивного столкновения можно исследовать когнитивные свойства текста, которые влияют на восприятие и понимание информации читателем. Важно также обратить внимание на противоречия, возможное диссонанс между различными источниками информации и логические ошибки в тексте.