«Гигиенические основы режима дня и профилактики утомления (кафедра общей гигиены)».
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Режим дня как основа здорового образа жизни 6
1.1. Понятие, компоненты, значение здорового образа жизни 6
1.2. Гигиенические основы режима дня 11
1.3. Значение профилактики утомления для сохранения соматического и психического здоровья 20
ГЛАВА 2. Изучение особенностей соблюдения студентами режима дня, профилактики утомления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Так, при выполнении работы в однообразной позе, с высокой интенсивностью труда, ритмичными движениями утомление происходит быстрее. При продолжительной работе в таком режиме продуктивность труда снижается, утомление растет. Работа с высокими темпами утомления должна сопровождаться достаточным объемом отдыха. При выполнении такой работы с недостаточным временем отдыха, чрезмерной рабочей нагрузкой на протяжении продолжительного времени происходит накопление усталости, которая переходит в хронические утомление (переутомление).Можно выделить следующие приемы, которые применяются для снижения утомления:Организационная форма воздействия:Индивидуальная регламентация труда (рабочая нагрузка, режим труда, отдыха, питания).Психологическая форма воздействия:Психогенное воздействие (аутотренинг, психосоматическая регуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка).Физиолого-гигиеническая и электрофизиологическая форма воздействия:Рефлексологическое воздействие (электроток, массаж, лазер) на биологические активные зоны кожных покровов человека.Дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность), закаливание организма.Электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением.Фармакологическая форма воздействия:Стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты.Физическая форма воздействия:Общая и специальная физическая подготовка, спорт.Активный отдых (лечебная физическая культуре, прогулки, туристические походы, пешеходные прогулки, рыбалка). Массаж, душ, ванны, сауна.Таким образом, утомление – это одно из последствий, которое связано с нарушением режима дня на фоне тяжелого, интенсивного труда.ГЛАВА 2. Изучение особенностей соблюдения студентами режима дня, профилактики утомленияВ рамках исследования было опрошено 34 студента.Цель эмпирической части исследования стало выявление особенностей соблюдения студентами режима дня.Для достижения этой цели в практической части исследования были реализованы следующие задачи:Отобрать группу испытуемых. В группу вошли молодые люди девушки, которые проходили обучение на различных курсах различных факультетов.Подготовить анкету. Анкета представлена в таблице 1.Провести опрос.Обработать полученные результаты и сделать выводы.Таблица 1АнкетаУважаемые участники опроса. Данный опрос проводится с целью изучения распространения здорового образа жизни среди населения. Опрос анонимный. Просим Вас откровенно ответить на все вопросы анкеты.АНКЕТАВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст? _____________Какова продолжительность Вашего дня?10 часов и более7-9 часов6-8 часов5 часов и менееКак часто Вы питаетесь?2 раза в день3 раза в день4-5 раз в деньВ течение дня Вы делаете перерывы на отдых?ДаИногдаНетПродолжительность Вашего ночного сна?Менее 6 часов7-8 часов9-10 часов11-12 часовСвыше 12 часовВы делаете утреннюю гимнастику?ДаНетВы регулярно занимаетесь спортом?ДаНетСпасибо за участие в опросе!Всего в исследовании участвовало 40 человек, из которых молодые люди – 18 человек (45,0%), девушки – 22 человека (55,0%) (рисунок 2).Рис.2. Распределение респондентов по полу Распределение респондентов по полу представлено на рисунке 3. Можно видеть, что большая часть опрошенных имела возраст 18 лет (13 человек, 32,5%). Также были опрошенные 19 лет (8 человек, 20,0%), 20 лет (10 человек, 25,0%), 21 года (9 человек, 22,5%). Рис. 3. Распределение респондентов по возрастуРаспределение респондентов по частоте питания показано на рисунке 4.Рис. 4. Распределение респондентов по частоте питанияБольшая часть респондентов питается неправильно, т.е. 2 раза в день (24 человека, 60,0%) или 3 раза в день (13 человек, 32,5%), лишь 3 респондента притеняются 4-5 раз в день (7,5%).Исходя из рис. 5, перерывы на отдых делают регулярно только 6 человек (15,0%), иногда – 13 человек (32,5%), не делают – 21 человек (52,5%). Рис. 5. Распределение респондентов по наличию перерывов на отдых в течение дняМало респонденты оставляют времени и на ночной сон. Данные по данному вопросу указаны на рис. 6. Рис. 6. Распределение респондентов по продолжительности ночного снаТак, большая часть опрошенных тратит на ночной сон только 6 часов и менее (19 человек, 47,5%), либо 7-8 часов (13 человек, 32,5%). Лишь 8 человек спит 9-10 часов (20,0%).Из рисунка 7 можно видеть, что большая часть опрошенных не делает утреннюю гимнастику. Это 34 человека из 40 (85,0%), делают гимнастику только 6 человек из 40 (15,0%). Мало респондентов занимается и спортом (рис. 8)Рис. 7. Распределение респондентов по приверженности к выполнению утренней гимнастики Рис. 8. Распределение респондентов по приверженности к спортуТак, лишь 14 студентов занимаются спортом регулярно (35,0%), оставшиеся 26 человек либо не занимаются спортом, либо занимаются им не достаточно регулярно (65,0%).Таким образом, опрос выявил, что большая часть студентов не соблюдают нормы режима дня и отдыха, подвержены утомлению, что может привести к развитию патологий.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из всего сказанного выше, можно говорить о том, что исключительно важно принимать меры по нормализации образа жизни населения, прежде всего по нормализации режима дня. На наш взгляд это такие меры как:Жесткий регламент режима дня и объема учебной нагрузки для детей, подростков, юношей и девушек в дошкольных, школьных, средних специальных, высших учебных заведениях.Жесткий регламент режима дня от объема рабочей нагрузки для взрослого населения.Доступность и разнообразие спортивных объектов.Введение программы поощрения той части населения, которая следует здоровому образу жизни. Это могут быть премии, дополнительный отпуск, дополнительные привилегии, например право выбора времени отпуска и т.д.Пропаганда необходимости соблюдения здорового образа жизни в целом и режима дня в частности.Исходя из всего сказанного выше, можно сделать ряд выводов: Здоровый образ жизни – это набор навыков и поведения, которые присущи отдельным членам общества. Здоровый образ жизни во многом определяет состояние соматического и психического здоровья населения.Одним из компонентов здорового образа жизни является режимдня, включающий в себя режим питания, отдыха, ночного сна, физической активности, труда (учебы). Важной задаче также являете профилактика утомления.На основе опроса студентов были изучены особенности соблюдения ими режима дня, профилактики утомления. Был сделан вывод о том, что студенты в основе своей не используют принципы рационального режима дня, чем наносят своему здоровью непоправимый ущерб.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлешина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А. Влияние биоритмов на умственную работоспособность// Universum: химия и биология, 2016. – №9 (27). – С. 11-13.Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 10-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 448 с.Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 10-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 448 с.ДрапкинаО.М., ШепельР.Н. Продолжительность сна: современный взгляд на проблему с позиций кардиолога // Рациональная фармакотерапия в кардиологии, 2015. – №4. – С. 413-419.Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М., 2017. – 170 с.Как ВОЗ определяет здоровье? [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: http://www.who.int/suggestions/faq/ru/ (дата обращения 21.05.2019).Кардиология: национальное руководство/ Под ред. Е.В. Шляхто. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 800 с.КасимовР.А. О нормативной модели здорового образа жизни// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. – №2 (38). – С. 161-172.КельмансонИ.А. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы// Эффективная фармакотерапия, 2017. – №35. – С. 4-13. КирбшинВ.А. Гигиена труда: учеб.пособие/ В.А. Кирюшин, А.М. Большаков, Т.В. Моталов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 332 с.Королев А.А. Гигиена питания. Руководство для врачей/ А.А. Королев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 624 с.Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.Курганов С.А. Влияние качества сна на агрессивность школьников// Скиф, 2017. – №8. – С. 30-35.Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник/ В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 554 с.НеудахинЕ.В. Хронотерапия в педиатрии - основа повышения эффективности лечения заболеваний у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2018. – №6. – С. 7-14.Общая гигиена. Социально-гигиенические мониторинг: учеб. для вузов/ П.И. Мельниченко и др.; под. ред. П.И .Мельниченко. – М.: Практическая медицина, 2015. – 512 с.Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата/ М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 299 с.Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения: 21.05.2019).Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения»» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения: 21.05.2019).Смертность населения по причинам смерти в 2017 году [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls (дата обращения 21.05.2019).СморчковаВ.П., Курганов С.А. Влияние продолжительности сна и сновидений на качество обучения// Казанский педагогический журнал, 2016. – №5 (118). – С. 209-212. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский, С.К. Рябинина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 424 с.ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – 8-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.Яшин В.Н. ОБЖ: Здоровый образ жизни/ Яшин В.Н. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 125 с.
1. Алешина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А. Влияние биоритмов на умственную работоспособность// Universum: химия и биология, 2016. – №9 (27). – С. 11-13.
2. Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 10-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 448 с.
3. Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – 10-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 448 с.
4. Драпкина О.М., Шепель Р.Н. Продолжительность сна: современный взгляд на проблему с позиций кардиолога // Рациональная фармакотерапия в кардиологии, 2015. – №4. – С. 413-419.
5. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М., 2017. – 170 с.
6. Как ВОЗ определяет здоровье? [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: http://www.who.int/suggestions/faq/ru/ (дата обращения 21.05.2019).
7. Кардиология: национальное руководство/ Под ред. Е.В. Шляхто. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 800 с.
8. Касимов Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. – №2 (38). – С. 161-172.
9. Кельмансон И.А. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы// Эффективная фармакотерапия, 2017. – №35. – С. 4-13.
10. Кирбшин В.А. Гигиена труда: учеб. пособие/ В.А. Кирюшин, А.М. Большаков, Т.В. Моталов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 332 с.
11. Королев А.А. Гигиена питания. Руководство для врачей/ А.А. Королев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 624 с.
12. Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.
13. Курганов С.А. Влияние качества сна на агрессивность школьников// Скиф, 2017. – №8. – С. 30-35.
14. Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник/ В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 554 с.
15. Неудахин Е.В. Хронотерапия в педиатрии - основа повышения эффективности лечения заболеваний у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2018. – №6. – С. 7-14.
16. Общая гигиена. Социально-гигиенические мониторинг: учеб. для вузов/ П.И. Мельниченко и др.; под. ред. П.И .Мельниченко. – М.: Практическая медицина, 2015. – 512 с.
17. Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата/ М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 299 с.
18. Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения: 21.05.2019).
19. Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения»» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения: 21.05.2019).
20. Смертность населения по причинам смерти в 2017 году [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls (дата обращения 21.05.2019).
21. Сморчкова В.П., Курганов С.А. Влияние продолжительности сна и сновидений на качество обучения// Казанский педагогический журнал, 2016. – №5 (118). – С. 209-212.
22. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский, С.К. Рябинина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 424 с.
23. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. – 8-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.
24. Яшин В.Н. ОБЖ: Здоровый образ жизни/ Яшин В.Н. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 125 с.
Вопрос-ответ:
Какие есть гигиенические основы режима дня?
Основы режима дня включают соблюдение определенного расписания сна, питания, физической активности и отдыха. Также важно учитывать регулярность и длительность этих процессов.
Что входит в понятие компоненты значение здорового образа жизни?
Компоненты здорового образа жизни включают правильное питание, достаточную физическую активность, регулярный сон и отдых, а также отсутствие вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя.
Зачем нужна профилактика утомления для сохранения здоровья?
Профилактика утомления является важным аспектом для сохранения как физического, так и психического здоровья. Она помогает избежать чрезмерного напряжения и истощения организма, а также предотвращает возникновение различных психосоматических заболеваний.
Какие особенности соблюдения режима дня у студентов?
Соблюдение режима дня у студентов может быть затруднено из-за нехватки времени из-за учебы и других обязанностей. Также многие студенты склонны к нарушению режима сна и питания из-за неправильной организации своего времени.
Какие источники были использованы при написании статьи?
При написании статьи были использованы различные источники, включая научные публикации, учебники по гигиене, а также результаты исследований о здоровье и режиме дня студентов.
Какие компоненты входят в здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни включает в себя физическую активность, правильное питание, регулярный сон, отказ от вредных привычек и соблюдение гигиенических рекомендаций.
Почему режим дня важен для поддержания здоровья?
Режим дня помогает организму работать в оптимальных условиях, обеспечивает нормальный обмен веществ, сон, пищеварение и отдых. Это основа для поддержания здоровья и профилактики различных заболеваний.
Как профилактика утомления влияет на здоровье?
Профилактика утомления позволяет избегать перенапряжения организма, что помогает сохранять соматическое и психическое здоровье. Она включает правильную организацию рабочего времени, регулярные перерывы, физическую активность и расслабление.