Исследование беспроводного обмена данными на борту летательного аппарата
Заказать уникальную дипломную работу- 59 59 страниц
- 76 + 76 источников
- Добавлена 29.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Литературный обзор 4
1.1 Состав беспроводной сенсорной сети 4
1.2 Сеть и маршрутизация 6
1.3 Беспроводные сети в самолетах 9
2 Конструкции беспроводных сетей 21
2.1 Беспроводная сеть радиодиапазона 21
2.2 Оптическая беспроводная связь 29
2.3 Применение гибридной беспроводной связи 38
3 Разработка беспроводной сети 41
3.1 Структурная схема беспроводной системы сбора данных 41
3.2 Антенны для беспроводной линии связи 42
3.3 Механические датчики контроля МЭМС для ЛА. 45
3.1 Структурная схема электрической цепи акселерометра 53
3.4 Расчет фильтра 54
Заключение 58
Список литературы 59
Измерение показало, что интегральная схема электроники может разрешить изменение расстояния зазора всего на 20 пм, что составляет всего 1/5 от расстояния между атомами кремния [69].Типичный акселерометр МЭМС состоит из подвижной балки с пластинами, которая прикреплена посредством механической системы подвески к системе отсчета, как показано на рисунке 3.6.Рисунок 3.7. Структура акселерометра. Подвижные пластины и неподвижные наружные пластины представляют собой конденсаторы. Прогиб пробной массы измеряется с использованием разности емкостей [70]. Свободные пространства (воздух) между подвижной пластиной и двумя неподвижными внешними пластинами C1 и C2 являются функциями соответствующих смещений x1 и x2:,. (3.2)Если ускорение равно нулю, емкости C1 и C2 равны, так как x1 = x2. Из-за ускорения получается массовое смещение. Если x ≠ 0, обнаруживается разность емкостей (3.3)Измеряя ΔC, можно найти смещение x путем решения нелинейного алгебраического уравнения (3.4)Это уравнение можно упростить. Для малых перемещений член ΔCx2является незначительным. Таким образом, ΔCx2 можно пренебречь. Тогда из (3.5)заключаем заключает, что смещение приблизительно пропорционально разности емкостей ΔC [70].Как видно на рисунке 3.1, каждый датчик имеет множество конденсаторных наборов. Все верхние конденсаторы подключены параллельно для общей емкости C1 и, как и все более низкие, для общей емкости C2, в противном случае разность потенциалов была бы незначительной для обнаружения. Уравнение 3.5 теперь справедливо не только для одной пары конденсаторов, но и для всей системы. Давайте посмотрим, как выглядит упрощенная электрическая схема, измеряющая изменение емкости (рисунок 3). В качестве примера мы опишем акселерометр AnalogDevices ADXL05 [73], который имеет 46 пар конденсаторов. От генератора на фиксированные пластины датчика подаются меандры частотой 1 МГц с амплитудой напряжения V0. Фазы прямоугольных волн, которые управляют верхней и нижней неподвижными пластинамиРисунок 3.8. Электрическая схема, измеряющая изменение емкости.отличается на 180 °. Можно представить себе эту дырочную систему как простой делитель напряжения, выход которого идет вперед через буфер и демодулятор. Прежде всего, нас интересует выход Vx напряжения, то есть фактически напряжение на балке. Верно, что (3.6)и если мы воспользуемся уравнениями 2 и 5, получим для вывода напряжения (3.7)Vx – меандр с амплитудой пропорциональной ускорению. Мы также не можем просто использовать этот выходной сигнал, потому что он слабый и шумный [71]. Когда ускорение отсутствует (a = 0) балка не перемещается и поэтому выходное напряжение равно нулю. Если мы ускорим датчик (a> 0), выходное Vx напряжение изменится пропорционально входу переменного напряжения V0 (Уравнение 3.6). Чтобы избежать затухания сигнала, мы считываем Vx с помощью следящего сигнала (буфера), поэтому сигнал Vy фактически Vx умножается на 1. Если инвертировать ускорение (a <0), сигналы Vx и Vy получат отрицательный знак. Демодулятор затем дает нам знак ускорения, поскольку он умножает входной сигнал Vy с квадратными волнами V0, поступающими от осциллятора. Теперь мы, наконец, имеем выход напряжения Vout с правильным признаком ускорения и правой амплитудой.Для идеальной пружины, согласно закону Хука, упругость создает силу противодействия FS, которая пропорциональна смещению x. Таким образом, FS = kSx, где kS - упругость пружины. Из второго закона движения Ньютона, пренебрегая трением воздуха (пренебрежимо малым), получаем следующее дифференциальное уравнение: ma = md2x / dt2 = kSx [70]. Таким образом, ускорение, как функция смещения, является (3.8)Затем, используя уравнение 7, обнаружено, что ускорение пропорционально выходному напряжению (3.9)Есть некоторые интересные факты и цифры, которые мы можем заявить. Масса упомянутой выше балки составляет приблизительно 0,1 мкг, наименьшее обнаруживаемое изменение емкости составляет ≈ 20fF, а зазоры между пластинами конденсаторов составляют около 1,3 мкм [72].Это был самый простой пример одного акселерометра. Это изменение емкости связано с изменением расстояния d между пластинами конденсатора (уравнение 3.1). Если один включает в себя наборы конденсаторов, повернутых в перпендикулярных направлениях, можно получить две оси или даже три оси акселерометра (рисунок 3.9).Рисунок 3.9. a) структура 3D-акселерометра. Он имеет три разных датчика для ускорения x- / y- / z-оси и трех различных электронных схем для каждой оси [69]. б) трехмернаяакселерометрия без электроники. Все три датчика связаны с одной и той же общей массой [70].Поскольку во многих системах используются акселерометры MЭMС, шумовые характеристики этих устройств также очень важны. AnalogDevices ADXL05 имеет плотность шума напряжения, обычно около 500 мкг / √Гц, более современные ADXL202E 200 мкг / √ Гц [73]. Как мы видим из данных, шум напряжения изменяется с обратным квадратным корнем полосы пропускания. Чем быстрее работает акселерометр (вибрация по сравнению с вождением автомобиля), тем хуже его точность, которую мы получаем. Шумовые характеристики будут влиять на характеристики акселерометров, особенно при работе при более низких значениях g, поскольку выходной сигнал имеет меньшее значение. Можно сделать вывод, что в типичном измерении акселерометра MEMS имеется три первичных источника шума: от механической вибрации пружин, от схемы формирования сигнала и от самой измерительной системы. Если измерять шумовые характеристики аналогового устройства MЭMС - акселерометра (AnalogDevicesADXL190), работающего при 0g, + 1g и -1g (рис. 3.10), можно заключить, что источники шума акселерометра MЭMС имеют 1 / f -типические шумовые характеристики при низких частотах и белый гауссовский шум на высоких частотах. Величина шума PSD (спектр плотности мощности) при ± 1g несколько выше, чем величина PSD шума при 0g. Можно заключить, что дополнительная величина вызвана механическим колебанием пружин, когда устройство находится на ± 1g.Рисунок 3.10. Шумовые характеристики акселерометра MEMS AnalogDevices ADXL190, работающего при 0g. Суммарная спектральная плотность мощности шума (PSD) измеряемого акселерометра строится вместе с шум PSD измерительной системы (MS) [74].3.1 Структурная схема электрической цепи акселерометраРисунке 3.11. Структурная электрическая схема канала акселерометра.Рассмотрим канал акселерометра для контроля вибрации до частоты 10кГц. Данная вибрация может возникать вблизи турбины самолета. Проведем примерную оценку характеристик элементов в данном канале и количество данных, который должен передавать один канал акселерометра в пульт управления. Для того чтобы АЦП могло регистрировать частоты сигналов с акселерометра до 10 кГц, его частота опроса должна быть как минимум в два раза выше чем максимальная частота, которую хотим зарегистрировать. Аналоговые акселерометры в качестве выходного сигнала выдают ток или напряжение в зависимости от значения g. Цифровые выдают значение сигнала в цифровом коде и в основном по интерфейсу SPI. Цифровые акселерометры могут быть изготовлены в корпусе одной микросхемы и элементы, которые в нее входят, представлены в структурной схеме на рисунке 3.1. Фильтр на ОУ служит для уменьшения шумов акселерометра на входе АЦП. Его полоса работы должна совпадать с полосой работы регистрируемых сигналов. Оцифрованные данные должны проходит предварительную обработку в контроллере и передаваться в пульт управления. В зависимости от того как и кто производится обработку сигнала с акселерометра количество передаваемых данных будет разным. Окончательную оценку потока одного канала проведем в конце данной главы.РасчетфильтраФильтр нижних частот располагается между усилителем и АЦП и нагрузкой. Длятого, чтобыфильтрневносилдополнительныхискажений в цепьканалаеговходдолженсоответствоватьсопротивлениюнагрузки.Длясогласованияфильтра с датчикомакселерометранеобходимоиспользоватьпредварительныйусилитель с большимвходнымсопротивлением.Исходяизэтого, разрабатываемыйфильтрдолженсостоятиздвухкаскадов. В качестве первого каскада использован усилитель повторитель со входным сопротивлением 1000 кОм. Онразвязываетвторойкаскад или фильтр от источника сигнала. Второй каскад будет состоять из фильтра Саллена – Кея [75].Рисунок 3.12.Модель в MicroCap усилителя и фильтра.Была выбрана частота среза 20 кГц. Модель схемы представлена рисунке 5. В качестве операционного усилителя использован ОУ NE5532.Проведем расчет фильтра Саллена-Кея.Частота среза рассчитывается по формуле:fср=1/2π . (3.10)Возьмем R 5=2.2 кОм, R6= 8.2 кОм, С2=5.1 nФ и найдем С3:C3=1/4π2fср2R5R6C2=1/(4 * 9,86 * 200 *200*22000 *82000 * 51*10-9)=689пФ. Емкость С3 из результатов моделирования выбираем равной 680 пФ.Рисунок 3.13. АЧХ и ФЧХ характеристики фильтраПередаточнаяфункцияэтогофильтра по напряжению определяется выражением: , (3.11)где - частота среза; С3, С4 - емкости конденсаторов, R3, R4, R5 - сопротивления резисторов согласно принципиальной схемеСопротивление в фильтре выбраны таким образом, что фильтр усиливает сигнал примерно в 4 раза.Предварительный каскад усилителя усиливает в 1+R9/R8 раз, поэтому общее усиление усилителя и фильтра равно 8. 3.3. Определение уровня шума и разрядность АЦПЧтобы АЦП не вносило вклад в шумы акселерометра его минимальная дискретизация должна быть меньше напряжения шума. Поэтому определим напряжение шума на выходе акселерометра. Основными шумами являются тепловой шум и механический шум. 1) Тепловой шум:Наличие резистора в электронной схеме ассоциируется с некоторым генератором шума , источником напряжения которого является тепловая энергия.Средняя квадратическиая величина теплового шума является внутренней помехой типа белого шума. Напряжение шума определяется как:UR(w) =4kTR = 4*1.38*10-23*293*1*106= 1.6*10-14( Дж*Ом)В полосе 20 кГц электрические шумы будут на уровне где R =10 кОм сопротивление входа ОУ усилителя. Поскольку входные шумы усиливаются ОУ и фильтром, то на входе АЦП тепловой шум имеет уровень 2) Механический шум:Механический шум осевого МА [76]:aш= (3.12)где D - коэффициент демпфированияaш=В полосе частоты 200 Гц механический шум равен Определим уровень шумов в пересчете на шумы напряжения.Диапазон измерения 0-20g, а уровень изменения напряжения акселерометра 0.5В. Поэтому Общие шумы При выборе 16 разрядного АЦП в диапазоне 0-5В минимальный разряд имеет 76.3 мкВ. Поэтому в качестве преобразователя выходного аналогового сигнала в цифровой можно использовать контроллер со встроенным 16 разрядным АЦП. Оценим количество данных принимаемое контроллером от AЦП за одну секунду.N=(16+4)*F*2=20*20*1000*2=800 кБит.Допустим, что контроллер производит быстрое преобразование Фурье и передает раз в секунду пакет, состоящий из спектра: частоты и значения амплитуд колебаний. Пакет спектра с разрешением по частоте в 1 герц содержит данных Nспектр=20000*16=320 кБит. Поскольку данные по частотам могут передаваться с шагом несколько герц, а уровни сигналов с меньшим разрядом для исключения показания шумов, то количество данных в спектре с разрешением 1100 пикселов на 12 разрядов по значениям амплитуд дают пакет Ncпектр=13.2 кБит.Если сравнивать количество обработанных и необработанных данных, то как видно количество обработанных данных может быть существенно уменьшено даже для одного датчика измерителя вибрации. Поскольку необходимо передавать данные по трем осям направлений, то один контроллер должен быть подключен к трем акселерометрам. Кроме датчиков измерителей вибрации к контроллеру могут быть подключены и другие акселерометры – измерители линейных ускорений по трем осям, а также давления и температуры. Таких каналов расположенных рядом может быть несколько. Чтобы объединить эти каналы и проводить пересылку данных в пульт управления нужен узловой контроллер, осуществляющий формирование пакета данных и определяющий их адресацию. Совокупность таких датчиков и контроллеров формирует модуль, связь с которым можно осуществлять по беспроводной линии. Примерная структурная схема такого модуля представлена ниже.ЗаключениеРассмотрены основные виды беспроводной связи. Как следует из рассмотрения каждый стандарт связи разрабатывается с учетом требований эксплуатации и нужд потребителей.Беспроводная радиосвязь является более надежной и помехоустойчивой по сравнению с оптической беспроводной связью из-за разнообразия протоколов обмена и видов модуляции.Применение беспроводной связи на борту ЛА возможно на отдельных участках ЛА для обеспечения связи с центром управления и сенсорными узлами.С моделированы антенны для беспроводной линии связи. Разработаны и рассчитаныМЭМС датчики вибрации.Списоклитературы1 Dargie, W. and Poellabauer, C. (2010). Fundamentals of wireless sensor networks: theory and practice. John Wiley and Sons. pp. 168–183, 191–192. ISBN 978-0-470-99765-9.2 Sohraby, K., Minoli, D., Znati, T. (2007). Wireless sensor networks: technology, protocols, and applications. John Wiley and Sons. pp. 203–209. ISBN 978-0-471-74300-2.3. P. Boffi et al., "Optical fiber sensors to measure collector performance in the pantograph-catenary interaction", IEEE Sens. J., vol. 9, no. 6, pp. 635-640, Jun. 2009.4. K. Bollas, P. Dimitrios, K. Dimitrios, A. Athanasios, "Acoustic emission inspection of rail wheels", J. Acoust. Emission, vol. 28, pp. 215-228, Jan. 2010. 5. B. Brickle et al., Identification of Existing and New Technologies for Wheelset Condition Monitoring, 2008.6. S. Bruni, R. Goodall, T. Mei, H. Tsunashima, "Control and monitoring for railway vehicle dynamics", Veh. Syst. Dyn., vol. 45, no. 7/8, pp. 743-779, 20077. K. Bruzelius, "An initial investigation on the potential applicability of Acoustic Emission to rail track fault detection", NDT E Int., vol. 37, no. 7, pp. 507-516, Oct. 2004.8. B. Bukova, Z. Švecovà, "Smart dust in transport services", Railway Transp. Logist., vol. 3, no. 2, pp. 39-43, 2007.9. A. Cardenas et al., "Attacks against process control systems: Risk assessment detection response", Proc. 6th ACM Symp. Inf. Comput. Commun.Security, pp. 355-366, 2011.10 I. Akyildiz, W. Su, Y. Sankarasubramaniam, and E. Cayirci, “A survey on sensor networks,” IEEE Commun. Mag., vol. 40, no. 8, pp. 102–114, Aug. 2002.11 K. Akkaya and M. Younis, “A survey on routing protocols for wireless sensor networks,” Ad Hoc Netw., vol. 3, no. 3, pp. 325–349, Dec. 2005.12 S. Mahlknecht and S. Madani, “On architecture of low power wireless sensor networks for container tracking and monitoring applications,” in Proc. 5th IEEE Int. Conf. Ind. Inf., Vienna, Austria, 2007, pp. 353–358.13 E. Aboelela, W. Edberg, C. Papakonstantinou, and V. Vokkarane, “Wireless sensor network based model for secure railway operations,” in Proc. 25th IEEE Int. Perform., Comput. Commun. Conf., Phoenix, AZ, USA, 2006, pp. 1–6.14 R. Liu, Y. Wu, I. Wassell, and K. Soga, “Frequency diversity measurements at 2.4 GHz for wireless sensor networks deployed in tunnels,” in Proc. IEEE 20th Int. Symp. Pers., Indoor Mobile Radio Commun., 2009, pp. 2990–2994. 15 G. Shafiullah, S. A. Azad, and A. B. M. S. Ali, “Energy-efficient wireless MAC protocols for railway monitoring applications,” IEEE Trans. Intell. Transp. Syst., vol. 14, no. 2, pp. 649–659, Jun. 2013.16 G. Shafiullah, A. Gyasi-Agyei, and P. Wolfs, “Survey of wireless communications applications in the railway industry,” in Proc. 2nd Int. Conf. Wireless Broadband Ultra Wideband Commun., Sydney, NSW, Australia, 2007, p. 65. 17. M. Heinen. The A380 program[R]//Global Investor Forum, 2006.18. J. Collins. The challenges facing U.S. navy aircraft electricalwiring systems[C]//Proceedings of the 9th Annual Aging AircraftConference, 2006.19 K. Kiefer.Real-world experience in wireless instrumentation andcontrol systems[C]//Proceedings of the CANEUS “Fly-by-Wireles”Workshop, 2007.20 D. E. Culley, R. Thomas, J. Saus. Concepts for distributed enginecontrol[C]//Proceedings of the 43rd AIAA/ASME /SAE/ASEE JointPropulsion Conference and Exhibit. Cincinnati, OH, 2007: AIAA2007-5709.21. A. R. Behbahani, D. Culley, B. J. Smith, et al. Status,vision, and challenges of an intelligent distributed engine controlarchitecture[C]//Proceedings of the SAE AeroTech Congress andExhibition. Los Angeles, CA, 2007: AIAA 2007-01-3859.22. R. K. Belapurkar, R. K. Yedavalli, P. J. Paluszewski, et al.Stability analysis of ARINC 825-based partially distributed aircraftengine control with transmission delays and packet dropouts[C]//Proceedings of the 46th AIAA/ASME /SAE/ASEE Joint PropulsionConference and Exhibit. Nashville, TN, 2010: AIAA 2010-6675.23. R. K. Yedavalli, R. K. Belapurkar, A. Behbahani. Design ofdistributed engine control systems for stability under communicationpacket dropouts[J]. AIAA Journal of Guidance, Control andDynamics, 2009, 32(5): 1544 – 1549.24. R. K. Belapurkar, R. K. Yedavalli, B. Moslehi. Stability of fiberoptic networked decentralized distributed engine control under timedelays[C]//Proceedings of the 45th AIAA/ASME /SAE/ASEE JointPropulsion Conferenceand Exhibit. Denver, CO, 2009: AIAA 2009-4885.25 H. A. Thompson. Wireless and internet communications technologiesfor monitoring and control[J]. Journal of Control EngineeringPractice, 2004, 12(6): 781 – 791.26 H. A. Thompson. Wireless sensor research at the rolls-royce controland systems university technology centre[C]//Proceedings of the1st International Conference on Wireless Communication, VehicularTechnology, Information Theory and Aerospace & Electronic SystemsTechnology. New York: IEEE, 2009: 517 – 522.27 T. Becker, M. Kluge, J. Schalk, et al. Autonomous sensor nodes foraircraft structural health monitoring[J]. IEEE Sensors Journal, 2009,9(11): 1589 – 1595.28. S. W. Arms, J. H. Galbreath, C. P. Townsend, et al. Energyharvesting wireless sensors and networked timing synchronizationfor aircraft structural health monitoring[C]//Proceedings of the 1stInternational Conference on Wireless Communication, VehicularTechnology, Information Theory and Aerospace & Electronic SystemsTechnology. New York: IEEE, 2009: 16 – 20.29. F. M. Gondal. Embedded Wireless Sensor Network for Aircraft/Automobile Tire Structural Health Monitoring[D]. M.S. thesis.Blacksburg, VA: Virginia Polytechnic Institute and State University,2007.30. J. P. Hespanha, P. Naghshtabrizi, Y. Xu. A survey of recent results innetworked control systems[J]. Proceedings of the IEEE, 2007, 95(1):138 – 162.31. J. Baillieul, P. J. Antsaklis. Control and communication challengesin networked real-time systems[J]. Proceedings of the IEEE, 2007,95(1): 9 – 28.32. K. Kredo II, P. Mohapatra. Medium access control in wireless sensornetworks[J]. Computer Networks, 2007, 51(4): 961 – 994.33. L. Mateu, F. Moll. Review of energy harvesting techniquesand applications for microelectronics[C]//Proceedings of SPIE.Bellingham, WA: SPIE-International Society for Optical Engineering,2005: 359 – 373.34. S. Roundy, D. Steingart, L. Frechette, et al. Power sources for wirelesssensor networks[C]//Proceedings of the 1st European Workshop onWireless Sensor Networks. Berlin: Springer-Verlag, 2004: 1 – 17.35. Crossbow Technologies, Internet: http://www.xbow.com/.36. J. Khan, R. Katz, and K. Pister, "Next Century Challenges: Mobile Networking for Smart Dust," http://www.ee.stanford.edu/~jmk/pubs/mobicom.99.pdf.37. Haroun, R. Hafez et al., "Millimeter-Wave Bands for Indoor Wireless Systems," Wireless World Research Forum (WWRF12), Toronto, Canada, November 2004.38. C. A. Balanis, Antenna Theory: Analysis and Design, 2nd ed., Wiley, New York, 1997.39. V. Raghunathan et al., "Energy-Aware Wireless Sensor Networks," Department of Electrical Engineering, University of California, Los Angeles, CA 90095.40. C. Shuguaqng et al., "Energy-Constrained Modulation Optimization for Coded Systems," Department of Electrical Engineering, University of California, Stanford, CA 94305.35. Crossbow Technologies, Internet: http://www.xbow.com/.36. J. Khan, R. Katz, and K. Pister, "Next Century Challenges: Mobile Networking for Smart Dust," http://www.ee.stanford.edu/~jmk/pubs/mobicom.99.pdf.37. Haroun, R. Hafez et al., "Millimeter-Wave Bands for Indoor Wireless Systems," Wireless World Research Forum (WWRF12), Toronto, Canada, November 2004.38. C. A. Balanis, Antenna Theory: Analysis and Design, 2nd ed., Wiley, New York, 1997.39. V. Raghunathan et al., "Energy-Aware Wireless Sensor Networks," Department of Electrical Engineering, University of California, Los Angeles, CA 90095.40. C. Shuguaqng et al., "Energy-Constrained Modulation Optimization for Coded Systems," Department of Electrical Engineering, University of California, Stanford, CA 94305.41. Chu T-S, Gans M: High speed infrared local wireless communication. IEEE CommunMag 1987, 25(8):4-10. 42. Heatley DJT, Wisely DR, Neild I, Cochrane P: Optical wireless: the story so far. IEEE CommunMag 1998, 36(12):72-74. 79-82 10.1109/35.735881 43. Pang G, Kwan T, Liu H, Chan C-H: LED wireless. IEEE IndApplMag 2002, 8(1):21-28. 10.1109/2943.974354 44. Hranilovic S: Wireless Optical Communication Systems. Springer, New York, NY; 2004.45. Barry JR, Kahn JM: Link design for nondirected wireless infrared communications. OSA Appl Opt 1995, 34: 3764-3776. 46.Wang K, Nirmalathas A, Lim C, Skafidas E: 4 × 12.5 Gb/s WDM optical wireless communication system for indoor applications. IEEE/OSA J LightwTechnol 2011, 29(13):1988-1996. 47. Pakravan MR, Simova E, Kavehrad M: Holographic diffusers for indoor infrared communication systems. Int J WirelInfNetw 1997, 4(4):259-274. 10.1023/A:101887632649448. Elgala H, Mesleh R, Haas H: Indoor broadcasting via white LEDs and OFDM. IEEE Trans Consumer Electron 2009, 55(3):1127-1134. 49 Jungnickel V, Forck A, Haustein T, Kruger U, Pohl V, von Helmolt C: Electronic tracking for wireless infrared communications. IEEE Trans WirelCommun 2003, 2(5):989-999. 10.1109/TWC.2003.81741950. Huang P, Boucouvalas A: Future personal "e-payment": IRFM. IEEE WirelCommun 2006, 13(1):60-66. 10.1109/MWC.2006.1593526 51. Plant DV, Kirk AG: Optical interconnects at the chip and board level: challenges and solutions. Proc IEEE 2000, 88(6):806-818. 10.1109/5.867694 52. Kim G, Han X, Chen R: An 8-Gb/s optical backplane bus based on microchannel interconnects: design, fabrication, and performance measurements. IEEE/OSA J LightwTechnol 2000, 18(11):1477-1486. 10.1109/50.896207 53. Bevan MG, Darrin MAG, Walts SC, Schneider W, Mills CS, Conde RF: Free-space optical data bus for spacecraft. In Proceedings of the 3rd annual Earth Science Technology Conference.Maryland, USA; 2003.54. O'Brien DC, Faulkner GE, Zyambo EB, Jim K, Edwards DJ, Stavrinou P, Parry G, Bellon J, Sibley MJ, Lalithambika VA, Joyner VM, Samsudin RJ, Holburn DM, Mears RJ: Integrated transceivers for optical wireless communications. IEEE J Sel Topics Quantum Electron 2005, 11(1):173-183. 55. Miller D: Device requirements for optical interconnects to silicon chips. Proc IEEE 2009, 97(7):1166-1185. 56. Shelby RM, Hoffnagle JA, Burr GW, Jefferson CM, Bernal M-P, Coufal H, Grygier RK, Gunther H, Macfarlane RM, Sincerbox GT: Pixel-matched holographic data storage with megabit pages. OSA Opt Lett 1997, 22(19):1509-1511. 57. Burr GW, Ashley J, Coufal H, Grygier RK, Hoffnagle JA, Jefferson CM, Marcus B: Modulation coding for pixel-matched holographic data storage. OSA Opt Lett 1997, 22(9):639-641. 58. Bisaillon E, Brosseau DF, Yamamoto T, Mony M, Bernier E, Goodwill D, Plant DV, Kirk AG: Free-space optical link with spatial redundancy for misalignment tolerance. IEEE Photon TechnolLett 2002, 14(2):242-244. 59. Hranilovic S, Kschischang FR: Short-range wireless optical communication using pixelated transmitters and imaging receivers. In Proceedings of the IEEE International Conference on Communications. Volume 2. Paris, France; 2004:891-895. 60. Hranilovic S, Kschischang FR: A pixelated MIMO wireless optical communication system. IEEE J Sel Topics Quantum Electron 2006, 12(4):859-874. 61. Mesleh R, Elgala H, Haas H: Optical spatial modulation. OSA J Opt CommunNetw 2011, 3(3):234-244. 64Stotts LB, Andrews LC, Cherry PC, Foshee JJ, Kolodzy PJ, Mcintire WK, Northcott M, Phillips RL, Pike HA, Stadler B, Young DW: Hybrid optical RF airborne communications. Proc IEEE 2009, 97(6):1109-1127.65 Akbulut A, Ilk HG, Ari F: Design, availability and reliability analysis on an experimental outdoor FSO/RF communication system. Proc Transparent Opt Netw 2005, 1: 403-406. 66 Milner SD, Davis CC: Hybrid free space optical/RF networks for tactical operations. In Proc IEEE Milcom 1. Monterey; 2004:409-415.67 Izadpanah H, Elbatt T, Kukshya V, Dolezal F, Ryu BK: High-availability free space optical and RF hybrid wireless networks. IEEE WirelCommun 2003, 10(2):45-53. 10.1109/MWC.2003.119640263Tapse H, Borah DK: Hybrid Optical/RF channels: characterization and performance study using low density parity check codes. IEEE Trans Commun2009, 57: 3288-3297.68 S. Beeby, G. Ensell, M. Kraft, N.White, MEMS mechanical sensors (Artech house inc., USA, 2004).69 F. Chollet, H. Liu, A (not so) short introduction to MEMS (http://memscyclopedia.org/introMEMS.html (18.2.2008)) 70 S. E. Lyshevski, Mems and Nems: systems, devices and structures (CRC Press LLC, USA, 2002).71 B. E. Boser.Electronics for micromachined inertial sensors.in Transducers Dig. of Tech. Papers, pp. 1169-1172, June 1997.72 http://www.analog.com/en/content/0,2886,764%255F800%255F122115%255F0, 00.html (14.2.2008). 73 http://www.analog.com/UploadedFiles/Obsolete_ Data_Sheets/ 66309706ADXL05.pdf (10.3.2008).74 F. Mohn-Yasin, C. E. Korman, D. J. Nagel, Measurement of noise characteristics of MEMS accelerometers Solid-State Electronics 47 (2003) 357-360. 75. Фильтр Саллена-Кея [Электронный ресурс] – WikimediaFoundation – 2009 – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фильтр_Саллена-Кея, кафедральный доступ. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.76 В.Я. Распопов. Микромеханические приборы. 2007 г.
2 Sohraby, K., Minoli, D., Znati, T. (2007). Wireless sensor networks: technology, protocols, and applications. John Wiley and Sons. pp. 203–209. ISBN 978-0-471-74300-2.
3. P. Boffi et al., "Optical fiber sensors to measure collector performance in the pantograph-catenary interaction", IEEE Sens. J., vol. 9, no. 6, pp. 635-640, Jun. 2009.
4. K. Bollas, P. Dimitrios, K. Dimitrios, A. Athanasios, "Acoustic emission inspection of rail wheels", J. Acoust. Emission, vol. 28, pp. 215-228, Jan. 2010.
5. B. Brickle et al., Identification of Existing and New Technologies for Wheelset Condition Monitoring, 2008.
6. S. Bruni, R. Goodall, T. Mei, H. Tsunashima, "Control and monitoring for railway vehicle dynamics", Veh. Syst. Dyn., vol. 45, no. 7/8, pp. 743-779, 2007
7. K. Bruzelius, "An initial investigation on the potential applicability of Acoustic Emission to rail track fault detection", NDT E Int., vol. 37, no. 7, pp. 507-516, Oct. 2004.
8. B. Bukova, Z. Švecovà, "Smart dust in transport services", Railway Transp. Logist., vol. 3, no. 2, pp. 39-43, 2007.
9. A. Cardenas et al., "Attacks against process control systems: Risk assessment detection response", Proc. 6th ACM Symp. Inf. Comput. Commun. Security, pp. 355-366, 2011.
10 I. Akyildiz, W. Su, Y. Sankarasubramaniam, and E. Cayirci, “A survey on sensor networks,” IEEE Commun. Mag., vol. 40, no. 8, pp. 102–114, Aug. 2002.
11 K. Akkaya and M. Younis, “A survey on routing protocols for wireless sensor networks,” Ad Hoc Netw., vol. 3, no. 3, pp. 325–349, Dec. 2005.
12 S. Mahlknecht and S. Madani, “On architecture of low power wireless sensor networks for container tracking and monitoring applications,” in Proc. 5th IEEE Int. Conf. Ind. Inf., Vienna, Austria, 2007, pp. 353–358.
13 E. Aboelela, W. Edberg, C. Papakonstantinou, and V. Vokkarane, “Wireless sensor network based model for secure railway operations,” in Proc. 25th IEEE Int. Perform., Comput. Commun. Conf., Phoenix, AZ, USA, 2006, pp. 1–6.
14 R. Liu, Y. Wu, I. Wassell, and K. Soga, “Frequency diversity measurements at 2.4 GHz for wireless sensor networks deployed in tunnels,” in Proc. IEEE 20th Int. Symp. Pers., Indoor Mobile Radio Commun., 2009, pp. 2990–2994.
15 G. Shafiullah, S. A. Azad, and A. B. M. S. Ali, “Energy-efficient wireless MAC protocols for railway monitoring applications,” IEEE Trans. Intell. Transp. Syst., vol. 14, no. 2, pp. 649–659, Jun. 2013.
16 G. Shafiullah, A. Gyasi-Agyei, and P. Wolfs, “Survey of wireless communications applications in the railway industry,” in Proc. 2nd Int. Conf. Wireless Broadband Ultra Wideband Commun., Sydney, NSW, Australia, 2007, p. 65.
17. M. Heinen. The A380 program[R]//Global Investor Forum, 2006.
18. J. Collins. The challenges facing U.S. navy aircraft electrical
wiring systems[C]//Proceedings of the 9th Annual Aging Aircraft
Conference, 2006.
19 K. Kiefer. Real-world experience in wireless instrumentation and
control systems[C]//Proceedings of the CANEUS “Fly-by-Wireles”
Workshop, 2007.
20 D. E. Culley, R. Thomas, J. Saus. Concepts for distributed engine
control[C]//Proceedings of the 43rd AIAA/ASME /SAE/ASEE Joint
Propulsion Conference and Exhibit. Cincinnati, OH, 2007: AIAA
2007-5709.
21. A. R. Behbahani, D. Culley, B. J. Smith, et al. Status,
vision, and challenges of an intelligent distributed engine control
architecture[C]//Proceedings of the SAE AeroTech Congress and
Exhibition. Los Angeles, CA, 2007: AIAA 2007-01-3859.
22. R. K. Belapurkar, R. K. Yedavalli, P. J. Paluszewski, et al.
Stability analysis of ARINC 825-based partially distributed aircraft
engine control with transmission delays and packet dropouts[C]//
Proceedings of the 46th AIAA/ASME /SAE/ASEE Joint Propulsion
Conference and Exhibit. Nashville, TN, 2010: AIAA 2010-6675.
23. R. K. Yedavalli, R. K. Belapurkar, A. Behbahani. Design of
distributed engine control systems for stability under communication
packet dropouts[J]. AIAA Journal of Guidance, Control and
Dynamics, 2009, 32(5): 1544 – 1549.
24. R. K. Belapurkar, R. K. Yedavalli, B. Moslehi. Stability of fiber
optic networked decentralized distributed engine control under timedelays[C] //Proceedings of the 45th AIAA/ASME /SAE/ASEE Joint Propulsion Conference and Exhibit. Denver, CO, 2009: AIAA 2009-
4885.
25 H. A. Thompson. Wireless and internet communications technologies
for monitoring and control[J]. Journal of Control Engineering
Practice, 2004, 12(6): 781 – 791.
26 H. A. Thompson. Wireless sensor research at the rolls-royce control
and systems university technology centre[C]//Proceedings of the
1st International Conference on Wireless Communication, Vehicular
Technology, Information Theory and Aerospace & Electronic Systems
Technology. New York: IEEE, 2009: 517 – 522.
27 T. Becker, M. Kluge, J. Schalk, et al. Autonomous sensor nodes for
aircraft structural health monitoring[J]. IEEE Sensors Journal, 2009,
9(11): 1589 – 1595.
28. S. W. Arms, J. H. Galbreath, C. P. Townsend, et al. Energy
harvesting wireless sensors and networked timing synchronization
for aircraft structural health monitoring[C]//Proceedings of the 1st
International Conference on Wireless Communication, Vehicular
Technology, Information Theory and Aerospace & Electronic Systems
Technology. New York: IEEE, 2009: 16 – 20.
29. F. M. Gondal. Embedded Wireless Sensor Network for Aircraft/
Automobile Tire Structural Health Monitoring[D]. M.S. thesis.
Blacksburg, VA: Virginia Polytechnic Institute and State University,
2007.
30. J. P. Hespanha, P. Naghshtabrizi, Y. Xu. A survey of recent results in
networked control systems[J]. Proceedings of the IEEE, 2007, 95(1):
138 – 162.
31. J. Baillieul, P. J. Antsaklis. Control and communication challenges
in networked real-time systems[J]. Proceedings of the IEEE, 2007,
95(1): 9 – 28.
32. K. Kredo II, P. Mohapatra. Medium access control in wireless sensor
networks[J]. Computer Networks, 2007, 51(4): 961 – 994.
33. L. Mateu, F. Moll. Review of energy harvesting techniques
and applications for microelectronics[C]//Proceedings of SPIE.
Bellingham, WA: SPIE-International Society for Optical Engineering,
2005: 359 – 373.
34. S. Roundy, D. Steingart, L. Frechette, et al. Power sources for wireless
sensor networks[C]//Proceedings of the 1st European Workshop on
Wireless Sensor Networks. Berlin: Springer-Verlag, 2004: 1 – 17.
35. Crossbow Technologies, Internet: http://www.xbow.com/.
36. J. Khan, R. Katz, and K. Pister, "Next Century Challenges: Mobile Networking for Smart Dust," http://www.ee.stanford.edu/~jmk/pubs/mobicom.99.pdf.
37. Haroun, R. Hafez et al., "Millimeter-Wave Bands for Indoor Wireless Systems," Wireless World Research Forum (WWRF12), Toronto, Canada, November 2004.
38. C. A. Balanis, Antenna Theory: Analysis and Design, 2nd ed., Wiley, New York, 1997.
39. V. Raghunathan et al., "Energy-Aware Wireless Sensor Networks," Department of Electrical Engineering, University of California, Los Angeles, CA 90095.
40. C. Shuguaqng et al., "Energy-Constrained Modulation Optimization for Coded Systems," Department of Electrical Engineering, University of California, Stanford, CA 94305.
35. Crossbow Technologies, Internet: http://www.xbow.com/.
36. J. Khan, R. Katz, and K. Pister, "Next Century Challenges: Mobile Networking for Smart Dust," http://www.ee.stanford.edu/~jmk/pubs/mobicom.99.pdf.
37. Haroun, R. Hafez et al., "Millimeter-Wave Bands for Indoor Wireless Systems," Wireless World Research Forum (WWRF12), Toronto, Canada, November 2004.
38. C. A. Balanis, Antenna Theory: Analysis and Design, 2nd ed., Wiley, New York, 1997.
39. V. Raghunathan et al., "Energy-Aware Wireless Sensor Networks," Department of Electrical Engineering, University of California, Los Angeles, CA 90095.
40. C. Shuguaqng et al., "Energy-Constrained Modulation Optimization for Coded Systems," Department of Electrical Engineering, University of California, Stanford, CA 94305.
41. Chu T-S, Gans M: High speed infrared local wireless communication. IEEE Commun Mag 1987, 25(8):4-10.
42. Heatley DJT, Wisely DR, Neild I, Cochrane P: Optical wireless: the story so far. IEEE Commun Mag 1998, 36(12):72-74. 79-82 10.1109/35.735881
43. Pang G, Kwan T, Liu H, Chan C-H: LED wireless. IEEE Ind Appl Mag 2002, 8(1):21-28. 10.1109/2943.974354
44. Hranilovic S: Wireless Optical Communication Systems. Springer, New York, NY; 2004.
45. Barry JR, Kahn JM: Link design for nondirected wireless infrared communications. OSA Appl Opt 1995, 34: 3764-3776.
46.Wang K, Nirmalathas A, Lim C, Skafidas E: 4 × 12.5 Gb/s WDM optical wireless communication system for indoor applications. IEEE/OSA J Lightw Technol 2011, 29(13):1988-1996.
47. Pakravan MR, Simova E, Kavehrad M: Holographic diffusers for indoor infrared communication systems. Int J Wirel Inf Netw 1997, 4(4):259-274. 10.1023/A:1018876326494
48. Elgala H, Mesleh R, Haas H: Indoor broadcasting via white LEDs and OFDM. IEEE Trans Consumer Electron 2009, 55(3):1127-1134. 49 Jungnickel V, Forck A, Haustein T, Kruger U, Pohl V, von Helmolt C: Electronic tracking for wireless infrared communications. IEEE Trans Wirel Commun 2003, 2(5):989-999. 10.1109/TWC.2003.817419
50. Huang P, Boucouvalas A: Future personal "e-payment": IRFM. IEEE Wirel Commun 2006, 13(1):60-66. 10.1109/MWC.2006.1593526
51. Plant DV, Kirk AG: Optical interconnects at the chip and board level: challenges and solutions. Proc IEEE 2000, 88(6):806-818. 10.1109/5.867694
52. Kim G, Han X, Chen R: An 8-Gb/s optical backplane bus based on microchannel interconnects: design, fabrication, and performance measurements. IEEE/OSA J Lightw Technol 2000, 18(11):1477-1486. 10.1109/50.896207
53. Bevan MG, Darrin MAG, Walts SC, Schneider W, Mills CS, Conde RF: Free-space optical data bus for spacecraft. In Proceedings of the 3rd annual Earth Science Technology Conference. Maryland, USA; 2003.
54. O'Brien DC, Faulkner GE, Zyambo EB, Jim K, Edwards DJ, Stavrinou P, Parry G, Bellon J, Sibley MJ, Lalithambika VA, Joyner VM, Samsudin RJ, Holburn DM, Mears RJ: Integrated transceivers for optical wireless communications. IEEE J Sel Topics Quantum Electron 2005, 11(1):173-183.
55. Miller D: Device requirements for optical interconnects to silicon chips. Proc IEEE 2009, 97(7):1166-1185. 56. Shelby RM, Hoffnagle JA, Burr GW, Jefferson CM, Bernal M-P, Coufal H, Grygier RK, Gunther H, Macfarlane RM, Sincerbox GT: Pixel-matched holographic data storage with megabit pages. OSA Opt Lett 1997, 22(19):1509-1511.
57. Burr GW, Ashley J, Coufal H, Grygier RK, Hoffnagle JA, Jefferson CM, Marcus B: Modulation coding for pixel-matched holographic data storage. OSA Opt Lett 1997, 22(9):639-641.
58. Bisaillon E, Brosseau DF, Yamamoto T, Mony M, Bernier E, Goodwill D, Plant DV, Kirk AG: Free-space optical link with spatial redundancy for misalignment tolerance. IEEE Photon Technol Lett 2002, 14(2):242-244.
59. Hranilovic S, Kschischang FR: Short-range wireless optical communication using pixelated transmitters and imaging receivers. In Proceedings of the IEEE International Conference on Communications. Volume 2. Paris, France; 2004:891-895.
60. Hranilovic S, Kschischang FR: A pixelated MIMO wireless optical communication system. IEEE J Sel Topics Quantum Electron 2006, 12(4):859-874.
61. Mesleh R, Elgala H, Haas H: Optical spatial modulation. OSA J Opt Commun Netw 2011, 3(3):234-244.
64 Stotts LB, Andrews LC, Cherry PC, Foshee JJ, Kolodzy PJ, Mcintire WK, Northcott M, Phillips RL, Pike HA, Stadler B, Young DW: Hybrid optical RF airborne communications. Proc IEEE 2009, 97(6):1109-1127.
65 Akbulut A, Ilk HG, Ari F: Design, availability and reliability analysis on an experimental outdoor FSO/RF communication system. Proc Transparent Opt Netw 2005, 1: 403-406.
66 Milner SD, Davis CC: Hybrid free space optical/RF networks for tactical operations. In Proc IEEE Milcom 1. Monterey; 2004:409-415.
67 Izadpanah H, Elbatt T, Kukshya V, Dolezal F, Ryu BK: High-availability free space optical and RF hybrid wireless networks. IEEE Wirel Commun 2003, 10(2):45-53. 10.1109/MWC.2003.119640263 Tapse H, Borah DK: Hybrid Optical/RF channels: characterization and performance study using low density parity check codes. IEEE Trans Commun2009, 57: 3288-3297.
68 S. Beeby, G. Ensell, M. Kraft, N.White, MEMS mechanical sensors (Artech house inc., USA, 2004).
69 F. Chollet, H. Liu, A (not so) short introduction to MEMS (http://memscyclopedia.org/introMEMS.html (18.2.2008))
70 S. E. Lyshevski, Mems and Nems: systems, devices and structures (CRC Press LLC, USA, 2002).
71 B. E. Boser. Electronics for micromachined inertial sensors. in Transducers Dig. of Tech. Papers, pp. 1169-1172, June 1997.
72 http://www.analog.com/en/content/0,2886,764%255F800%255F122115% 255F0, 00.html (14.2.2008).
73 http://www.analog.com/UploadedFiles/Obsolete_ Data_Sheets/ 66309706ADXL05. pdf (10.3.2008).
74 F. Mohn-Yasin, C. E. Korman, D. J. Nagel, Measurement of noise characteristics of MEMS accelerometers Solid-State Electronics 47 (2003) 357-360.
75. Фильтр Саллена-Кея [Электронный ресурс] – Wikimedia Foundation – 2009 – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фильтр_Саллена-Кея, кафедральный доступ. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
76 В.Я. Распопов. Микромеханические приборы. 2007 г.
Вопрос-ответ:
Возможно ли создание беспроводной сенсорной сети на борту летательного аппарата?
Да, исследования показывают, что создание беспроводной сенсорной сети на борту летательного аппарата является возможным. Такая сеть позволяет осуществлять обмен данными между различными устройствами на борту и собирать информацию о состоянии самолета.
Каким образом происходит маршрутизация в беспроводных сетях на борту самолета?
Маршрутизация в беспроводных сетях на борту самолета осуществляется с помощью специальных протоколов и алгоритмов. Они определяют путь передачи данных между устройствами в сети, учитывая различные факторы, такие как качество сигнала или доступность узлов.
Какие конструкции беспроводных сетей используются на борту летательных аппаратов?
На борту летательных аппаратов используются различные конструкции беспроводных сетей, включая сети радиодиапазона, оптическую беспроводную связь и гибридные беспроводные сети. Каждая из этих конструкций имеет свои особенности и применяется в зависимости от задач и требований.
Какой смысл имеет использование гибридной беспроводной связи на борту летательного аппарата?
Использование гибридной беспроводной связи на борту летательного аппарата позволяет объединить преимущества различных типов связи, таких как радиодиапазон и оптическая связь. Это повышает надежность и скорость передачи данных, а также обеспечивает более широкий охват и возможность работы в различных условиях.
Какова структура беспроводной системы сбора данных на борту летательного аппарата?
Структурная схема беспроводной системы сбора данных на борту летательного аппарата включает в себя различные компоненты, такие как сенсоры, антенны, устройства передачи данных и приемники. Система позволяет собирать информацию с различных устройств на борту и передавать ее по беспроводной сети.
Какие преимущества имеет беспроводной обмен данными на борту летательного аппарата?
Беспроводной обмен данными на борту летательного аппарата имеет несколько преимуществ. Во-первых, он позволяет уменьшить количество проводов и кабелей на борту, что снижает вес и упрощает монтаж. Во-вторых, беспроводная связь позволяет передавать данные без использования физического подключения, что увеличивает гибкость и мобильность системы. В-третьих, беспроводные сети обладают высокой пропускной способностью и могут передавать большие объемы данных на большие расстояния.
Какова структура беспроводной сети радиодиапазона на борту летательного аппарата?
Структура беспроводной сети радиодиапазона на борту летательного аппарата включает в себя различные компоненты. Во-первых, это радиопередатчики и радиоприемники, которые отвечают за передачу и прием сигналов. Затем идут антенны, которые выполняют функцию передачи и приема радиосигналов. Для маршрутизации данных используются устройства маршрутизации, которые определяют наилучший путь передачи данных в сети. Также в структуру входят протоколы связи и программное обеспечение для управления и настройки сети.
Какую роль играют антенны в беспроводной линии связи на борту летательного аппарата?
Антенны являются основными компонентами беспроводной линии связи на борту летательного аппарата. Они выполняют функцию передачи и приема радиосигналов. Антенны на борту летательного аппарата могут быть различных типов, например, дипольные антенны, штыревые антенны, печатные антенны и другие. Расположение и ориентация антенн также играют значительную роль в обеспечении качественной связи на борту.
Как работает беспроводной обмен данными на борту летательного аппарата?
Беспроводной обмен данными на борту летательного аппарата осуществляется с помощью беспроводных сетей. Сначала данные собираются с помощью датчиков и передаются на борт системы. Затем эти данные передаются по беспроводной сети на центральный сервер. Для передачи данных могут использоваться различные технологии, такие как радиоволны, оптическая связь или гибридные технологии.
Какие технологии используются для создания беспроводных сетей на борту самолета?
Для создания беспроводных сетей на борту самолета могут использоваться различные технологии. Одной из них является технология радиодиапазона, которая использует радиоволны для передачи данных. Другой технологией является оптическая беспроводная связь, которая передает данные с помощью инфракрасных лучей. Также используются гибридные технологии, которые комбинируют различные методы передачи данных.
Каким образом осуществляется маршрутизация данных в беспроводной сети на борту самолета?
Маршрутизация данных в беспроводной сети на борту самолета осуществляется с помощью специальных алгоритмов и протоколов. Когда данные передаются от одного узла сети к другому, маршрутизатор определяет оптимальный путь для передачи данных. Этот путь может быть определен на основе кратчайшего расстояния, наименьшей загруженности или других критериев. Маршрутизация позволяет эффективно передавать данные между различными узлами беспроводной сети.
Какие преимущества имеет гибридная беспроводная связь на борту самолета?
Гибридная беспроводная связь на борту самолета имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет использовать различные технологии передачи данных, что увеличивает скорость и надежность связи. Во-вторых, гибридная связь позволяет компенсировать недостатки одной технологии с помощью другой. Например, если воздушный лайнер находится в месте, где сигнал радиоволн не достаточно силен, можно использовать оптическую связь. Таким образом, гибридная беспроводная связь обеспечивает стабильное и эффективное соединение на борту самолета.