Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 22 22 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 22.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ СОЧИНЕНИЯМ-МИНИАТЮРАМ 6
1.1 Традиции отечественной методики в осмыслении проблемы сочинений – миниатюр 6
1.2 Текст как основа развития письменной речи учащихся 10
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОЧИНЕНИЯМ-МИНИАТЮРАМ 13
2.1 Речевые умения и навыки, формируемые в процессе работы над сочинением-миниатюрой 13
2.2 Методика обучения сочинениям-миниатюрам 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

Однако не следует забывать, что сжатый формат сочинения не позволяет раскрывать кульминацию с различных сторон, поэтому, как правило, описание идет в хронологическом порядке.Основная идея, обычно, указывается в первом предложении. Допускается использовать диалог. Но самое главное – тезис и ответ на него.Объем сочинения-миниатюры не должен превышать 0, 5 страницы (среднее звено) и не более полутора страниц школьной тетради (старшие и выпускные классы).По форме сочинения-миниатюры могут быть в виде сочинение-миниатюра, этюда, обозрения, фрагмента дневника, письма и даже СМС/электронного письма.Учеников старших классов часто учат писать сочинение-миниатюру, используя некоторые варианты модели из пяти абзацев. Сочинение-миниатюра из пяти абзацев имеет форму песочных часов: оно начинается с чего-то общего, сужается в середине, чтобы обсудить особенности, а затем разветвляется на более общие комментарии в конце. В классическом сочинении-миниатюре из пяти абзацев первый абзац начинается с общего утверждения и заканчивается тезисом, содержащим три «пункта»; каждый абзац тела обсуждает один из этих «пунктов» по ​​очереди; и последний абзац подводит итог тому, что написал ученик.Однако, этот инновационный метод не может применяться постоянно, поскольку имеет ряд недостатков.В то время как сочинения в средней школе, как правило, сосредоточены на том, кто, что, когда и где, то есть работа идет исключительно вокруг фактов,в старших классах рекомендуют подумать, как и почему. Можно, конечно, преуспеть в старшей школе, усердно учась и запоминая множество фактов, чтобы потом учиться их анализировать.Сочинение-миниатюра из пяти параграфов часто плохо справляется с настройкой структуры или контекста, которые помогают ученику понять, что пытается сказатьавтор.В старших классах ученики знают, что их знакомство должно начинаться с чего-то общего. Например, ученик, которого попросят обсудить причины Великой отечественной войны, может начать с такой фразы: «С незапамятных времен человечество страдает от войны». Выпускнику, работающему с сочинением-миниатюрой лучше начинать с более конкретного предложения, напрямую связанного с тем, что он собирается сказать: «В июне1941 года началась война, которая получила название Великой Отечественной. Ее назвали так, потому что …». В сочинении-миниатюре из пяти параграфов часто не хватает аргументов. Поскольку занятия по русскому языку в старшей школе сосредоточены на анализе и интерпретации, а не на запоминании, учителя ожидают, что ученики не только узнают факты, но и будут спорить о них. Лучшее сочинение-миниатюра с пятью параграфами может сделать это. Однако в типичном сочинении-миниатюре из пяти абзацев опасность свести весь текст к обычному перечислению.Сочинения-миниатюры из пяти абзацев часто повторяются. Учащиеся, которые следуют этой модели, как правило, повторяют предложения или фразы из введения в тематических предложениях для абзацев, а не пишут тематические предложения, которые связывают их три «точки» в единый аргумент. Повторное написание не помогает продвигать аргумент, и читать его неинтересно.В сочинениях-миниатюрахчасто не хватает «потока», плавного перехода от одной мысли к другой. Тезис «перечисление» поощряет учеников рассматривать каждый абзац и его основную идею как отдельную сущность, а не проводить связи между абзацами и идеями, чтобы развить аргумент.Сочинение-миниатюра из пяти абзацев часто имеют слабые выводы, которые просто суммируют то, что было раньше, и не говорят ничего нового или интересного. Сочинение-миниатюра из пяти абзацев не имеет аналогов в реальном мире, оно слишком жесткое и упрощенное, чтобы соответствовать большинству реальных ситуаций.Возможно, самое важное: в сочинении-миниатюре из пяти параграфов форма контролирует контент, когда все должно быть наоборот. Ученики начинают с плана сочинения, и заставляют свои идеи соответствовать ему. По пути их совершенно хорошие идеи могут быть изуродованы или потеряны.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие творческих способностей учеников посредством написания сочинений-миниатюр – работа трудная и многогранная, тем более, что на сегодняшний день вопрос методики формирования речевых умений актуален как никогда.Сочинения-миниатюры подвергаются таким же требованиям, как и развернутые сочинения, в том числе и итоговые. Умение писать сочинение влечет за собой развитие коммуникативных способностей, которое успешно реализуется выпускником в дальнейшей жизни. В ходе нашего исследования выяснилось, что несмотря на обширные методические рекомендации и разработки, представленные еще учеными в прошлом веке, написание сочинений по-прежнему считается достаточно трудным и сложным видом работы. При этом, очень многое зависит от учителя, который не всегда являетсяпрофессионалом, в силу разных причин, и прежде всего вследствие отсутствия у него тонкого педагогического чутья. Очень трудно, как оказалось, педагогам-практикам найти тонкую грань между тоталитарным контролем, который лишает учеников творческого мышления, элементарным натаскиванием (по отношению к ВПР, ГИА или ЕГЭ), которое не дает возможности учащимся видеть и размышлять и полным отсутствием контроля, действие которого не менее разрушительно нежели первые два недостатка.Далее следует отметить, что для успешного овладения навыками устного и письменного рассуждения, необходима обоснованная система, интегрирующая знания прошлого и условия настоящего, которая обеспечит развитие у учащихся навыков самостоятельной работы над сочинением, в том числе и сочинением-миниатюрой.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГринина-Земскова А.И. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы).-М., Просвещение, Г977.-160с.Гришина Л.Я., Зенченко О.Г., Лозинская Т.П. Методика подготовки учащихся восьмых классов к выпускному сочинению по открытым темам.-Брянск, 1982.-15с.Гришина Л.Я. Подготовка к самообразованию на уроках литературы.-Брянск, 1988.-80с.Громцева С.Н. Воспитывать творчеством // В кн.: Поиск новых путей: из опыта работы/.-М.:Просвещение, 1990.-191с.Грузенберг С.О. Гений и творчество., Л., 1924.Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М.:Знание,1988.-80с.- /новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6/, 80с.Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности.-В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980,-с.3-14.Давыдов В.В. Проблема периодизации психики в онтогенезе.М.,1976.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования.-М., 1986.-240с.Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Автореферат дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГУ, 1993.-32с.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.-М.: Просвещение,1990.-176с.Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997.-310с.Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974.-132с.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.:В защиту живого слова.М., 1966.Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятелыюсти.-«Вопросы психологии», 1968,№2.Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все?-М.:Просвещение, 1990.-160с.Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии.-Вопросы эстетики.Вып.6.М., 1964.Ильин Е.Н. «Минувших дней итоги.»- Л.: Лениздат, 1991.-124с.Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. Под ред. Фохта-Бабушкина Ю.У. и Чухман Е.К.,М.,1980.Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1962.Как определить и развить способности ребенка.Спб.: «Респекс», 1996,-432с. Сост. В.МВоскобойников.Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов.-М. :Просвещение, 1988.-255с.Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн.для учителя /В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик.-М. .Просвещение, 1991.-342с.Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.,М.,1992.-172с.Ковалев И.Г. К истории литературных способностей.-Ученые записки ЛГУ, 1960,№287.Колокольцев Н.В. Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы и внеклассных занятиях. Под ред. Н.В.Колокольцева.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1963 .-32с.Колокольцев Н.В. Обучение изложениям и сочинениям на уроках литературного чтения. Итоги наблюдений и эксперимента.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.-100с.Колокольцев Н.В. Основы содержания и системы работы по развитию речи в процессе изучения литературы. Дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГИ, 1973.-411с.Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958.-268с.Колокольцев Н.В. Творческие сочинения в старших классах. Под ред.Н.В.Колокольцева.,М.,Просвещение, 1966,-166с.Кон И.С. Открытие «Я».М.,1978.-366с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гринина-Земскова А.И. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы).-М., Просвещение, Г977.-160с.
2. Гришина Л.Я., Зенченко О.Г., Лозинская Т.П. Методика подготовки учащихся восьмых классов к выпускному сочинению по открытым темам.-Брянск, 1982.-15с.
3. Гришина Л.Я. Подготовка к самообразованию на уроках литературы.-Брянск, 1988.-80с.
4. Громцева С.Н. Воспитывать творчеством // В кн.: Поиск новых путей: из опыта работы/.-М.:Просвещение, 1990.-191с.
5. Грузенберг С.О. Гений и творчество., Л., 1924.
6. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М.:Знание,1988.-80с.- /новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6/, 80с.
7. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности.-В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980,-с.3-14.
8. Давыдов В.В. Проблема периодизации психики в онтогенезе.М.,1976.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования.-М., 1986.-240с.
10. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Автореферат дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГУ, 1993.-32с.
11. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.-М.: Просвещение,1990.-176с.
12. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997.-310с.
13. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974.-132с.
14. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.:В защиту живого слова.М., 1966.
15. Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятелыюсти.-«Вопросы психологии», 1968,№2.
16. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все?-М.:Просвещение, 1990.-160с.
17. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии.-Вопросы эстетики.Вып.6.М., 1964.
18. Ильин Е.Н. «Минувших дней итоги.»- Л.: Лениздат, 1991.-124с.
19. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. Под ред. Фохта-Бабушкина Ю.У. и Чухман Е.К.,М.,1980.
20. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1962.
21. Как определить и развить способности ребенка.Спб.: «Респекс», 1996,-432с. Сост. В.МВоскобойников.
22. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов.-М. :Просвещение, 1988.-255с.
23. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн.для учителя /В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик.-М. .Просвещение, 1991.-342с.
24. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.,М.,1992.-172с.
25. Ковалев И.Г. К истории литературных способностей.-Ученые записки ЛГУ, 1960,№287.
26. Колокольцев Н.В. Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы и внеклассных занятиях. Под ред. Н.В.Колокольцева.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1963 .-32с.
27. Колокольцев Н.В. Обучение изложениям и сочинениям на уроках литературного чтения. Итоги наблюдений и эксперимента.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.-100с.
28. Колокольцев Н.В. Основы содержания и системы работы по развитию речи в процессе изучения литературы. Дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГИ, 1973.-411с.
29. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958.-268с.
30. Колокольцев Н.В. Творческие сочинения в старших классах. Под ред.Н.В.Колокольцева.,М.,Просвещение, 1966,-166с.
31. Кон И.С. Открытие «Я».М.,1978.-366с.

Вопрос-ответ:

Зачем ученикам нужно писать сочинения миниатюры?

Сочинение миниатюр позволяет развивать речь и письмо учащихся, улучшает их языковые навыки, способствует формированию логического мышления и творческого потенциала.

Какие основные методики используются при обучении сочинениям миниатюрам?

Основными методиками при обучении сочинениям миниатюрам являются анализ и обсуждение примеров миниатюр, работа с текстами разных жанров, развитие навыков планирования и структурирования текста.

Что такое текст и какова его роль в развитии письменной речи учащихся?

Текст - это письменное произведение, состоящее из предложений и абзацев. Он играет важную роль в развитии письменной речи учащихся, так как помогает им развивать навыки правильного построения текста, используя значения слов и связи между ними.

Какие навыки формируются при работе над сочинением миниатюрой?

Работа над сочинением миниатюрой позволяет формировать такие навыки, как планирование и структурирование текста, выбор аргументов и примеров для поддержки своих мыслей, развитие креативности и умения выражать свои мысли грамотно и логично.

Какие традиции отечественной методики относятся к обучению сочинениям миниатюрам?

Традиции отечественной методики при обучении сочинениям миниатюрам основаны на развитии творческого мышления учащихся, использовании личного опыта и наблюдений в тексте, а также на формировании навыков самостоятельного мышления и выражения своей позиции.

Какую роль играют сочинения миниатюры в развитии речи учащихся?

Сочинения миниатюры играют важную роль в развитии речи учащихся. Они помогают развить навыки письма, выражения своих мыслей и идей, а также улучшить словарный запас и грамматическую правильность. Сочинение миниатюры также способствует развитию творческого мышления и умения анализировать информацию.

Какие психолого-педагогические и методические основы лежат в основе обучения учащихся сочинениям миниатюрам?

В обучении учащихся сочинениям миниатюрам используются различные психолого-педагогические и методические основы. Одна из таких основ - это использование традиций отечественной методики, которая предлагает определенные подходы к формированию умений и навыков учащихся. Текст также является основой обучения - он используется для развития письменной речи и анализа информации.

Какие речевые навыки и умения формируются при работе над сочинением миниатюрой?

При работе над сочинением миниатюрой формируются различные речевые навыки и умения. Учащиеся учатся выражать свои мысли и идеи в письменной форме, а также правильно использовать языковые средства для передачи информации. Они развивают умение аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию и соотносить ее с собственным опытом и знаниями.

Почему текст является основой развития письменной речи учащихся?

Текст является основой развития письменной речи учащихся, потому что он позволяет ученикам учиться выражать свои мысли и идеи в письменной форме. Через работу с текстами учащиеся улучшают свой словарный запас, грамматическую правильность и способность анализировать информацию. Тексты также помогают развить умение структурировать свои мысли и писать последовательно и связно.

Какую роль играет сочинение миниатюры в развитии речи школьников?

Сочинение миниатюры играет важную роль в развитии речи учащихся, так как позволяет им развивать навыки письменной речи, осознанно строить тексты, использовать языковые средства и выражать свои мысли и чувства.

Какие преимущества имеет использование методики сочинения миниатюр в обучении?

Использование методики сочинения миниатюр в обучении имеет ряд преимуществ. Во-первых, она помогает развивать креативность и фантазию учащихся, учить их выражать свои мысли и идеи в литературной форме. Во-вторых, она способствует развитию языковых и коммуникативных навыков, так как учащиеся вынуждены подбирать выразительные слова и фразы. В-третьих, данная методика развивает умение анализировать и строить логический рассказ, что полезно не только в литературе, но и в других предметах.

Какие речевые навыки формируются в процессе работы над сочинениями миниатюрами?

Работа над сочинениями миниатюрами способствует развитию ряда речевых навыков у учащихся. Во-первых, они учатся ясно и последовательно излагать свои мысли. Во-вторых, развивается умение описывать и характеризовать объекты, события и персонажей. В-третьих, учащиеся учатся использовать языковые средства для передачи настроения и эмоций. В-четвертых, они развивают умение аргументировать свою точку зрения и строить логический рассказ.