Формирования правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом, спастической диплегией, с помощью физических упражнений с отягощением
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 53 + 53 источника
- Добавлена 22.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА ХОДЬБЫ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ОТЯГОЩЕНИЕМ 6
1.1. Особенности патологии детского церебрального паралича 6
1.2. Биомеханическая характеристика ходьбы как системы упражнений с циклической структурой движения 17
1.3. Влияние двигательных упражнений с отягощением на опорно-двигательный аппарат при ДЦП 23
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 36
2.3. Характеристика коррекционной программы 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 55
Заключение 63
Список использованной литературы 66
То есть, при тренировке равновесия в различных положениях, мы придерживались таких методических принципов, как усложнение упражнений и условий их выполнения за счет уменьшения площади опоры, увеличение времени при удержании позы и использование различных предметов.ЛФК в основном состояло из следующих частей:ЛФК в основном состояло из следующих частей:И. Упражнения для рук и плечевого пояса (выпрямляют позвоночник, расправляют грудную клетку, способствуют правильному дыханию, укрепляют мышцы рук и плечевого пояса, увеличивают подвижность суставов):1. Исходное положение лежа на мате, на спине. Руки вдоль туловища. В руках держать гантели весом по 1,5 кг. Выполняется сгибание прямой руки к 9 ( f - вдох, опускание - выдох. Упражнение выполняется по 8 - 10 раз в 2 подхода на каждую руку.2. Исходное положение лежа мате, на спине. В руках гантели весом по 1,5 кг. Выполняется круговой оборот двумя руками одновременно на выдох - по 8 - 10 раз в 2 подхода.3. Исходное положение лежа на мате, на спине. Руки вдоль туловища. В руках держать гантели весом по 1,5 кг. Реабилитолог фиксирует плечо пациента. Выполняется сгибание предплечья и вдох , разгибание на вдох. - по 10 - 12 раз в 2 подхода на каждую руку.4. Исходное положение сидя. Взять палку рукой посередине. Ноги вместе. Поднять палку правой рукой в сторону, вверх - вдох. Опустить палку вниз, взять посередине палку левой рукой, правую руку расслабить, слегка покачивая ее вперед, назад - выдох. Повторить 8-10 раз. То же самое с левой руки.5. Исходное положение сидя на скамейке. В руках гантели весом по 1,5 кг. Выполняется сгибание предплечья на выдох, на вдох - разгибание, по 10 -12 раз в 2 подхода на каждую руку.II . Упражнения для туловища (включение в работу мышц живота и спины, позволяют сохранить правильную осанку):1. Исходное положение сидя. Палка на бедрах, держать за концы. Ноги вместе. Поднять палку вверх, голову поднять вверх - вдох. Наклонить туловище вправо, голову повернуть направо - выдох. Повторить 6-8 раз. Тс же слева.2. Исходное положение сидя. Палка бедра. Держать за концы. Ноги слегка согнуть в коленных суставах. Согнуть ноги, прижать к грудной клетке, палка голени - выдох. Повторить 6-8 раз.III. Упражнения для ног (уменьшение эластичности, растяжение приводящих мышц бедер подготовка мышц к активной работе).1. Исходное положение лежа на мате, на спине. Реабилитолог выполняет пассивное сгибание ноги пациента в тазобедренном и коленном суставах по 18 -20 раз на каждую ногу.2. Исходное положение лежа на спине на мате. Специалист физической реабилитации выполняет пассивное отведение ноги - по 18 - 20разивкожною ногой.3. Исходное положение лежа на спине. Пациент выполняет разгибание ноги в тазобедренном и коленном суставах с сопротивлением педагога - по 8 - 10 раз на каждую ногу.4. Исходное положение лежа на мате на спине. Пациент выполняет приведение ноги с сопротивлением педагога - по 8 - 10 раз на каждую ногу.5. Исходное положение лежа на мате, на спине. На ногу одевается манжета, весом 1,5 кг. Выполняется сгибание в тазобедренном и коленном суставах - по 8 - 10 раз в 2 подхода на каждую ногу.6. Исходное положение лежа на спине. На ногу одевается манжета, весом 1,5 кг. Выполняется отведение бедра - по 8 - 10 раз в 2 подхода накаждую ногу.7. Исходное положение сидя. Выполняется пассивная внешняя ротация бедра - по 18 - 20 раз каждой ногой.8. Исходное положение сидя. Выполняется внутренняя ротация бедра с сопротивлением педагога - по 8 - 10 раз на каждую ногу.IV . Упражнения на тренажерах (направленные на коррекцию патологического стереотипа ходьбы).1. Пациент стоит на беговой дорожке. На ноги одеваются манжеты, весом по 1,5 кг. каждая и выполняется ходьба по прямой в течение 3 мин., на минимальной скорости. Следим за правильностью постановки стопы.2. Пациент стоит на беговой дорожке. С манжетами, весом по 1,5 кг. каждая, выполняется ходьба под углом 1,5-2 ( f течение 3 мин.3. Пациент стоит на беговой дорожке. С манжетами, весом по 1,5 кг. каждая, выполняется ходьба под углом 1,5-2 ( f , держась одной рукой за мостовую, в течение 3 мин.4. Пациент стоит на беговой дорожке. Выполняется ходьба по прямой, без обременения на ногах в течение 3 мин.5. Исходное положение - стоя на виброплатформе. Выполняется приседания - 8 - 10 раз в 3 подхода.6. Исходное положение - лежа на спине, на мате, ноги лежат на виброплатформе. Выполняется подъема таза на выдох, задержка на 5 с. Повторяем 8-10 раз в 2 подхода.7. Исходное положение стоя у шведской стенки, держась прямыми руками за TRX , выполнить приседания - вдох, подняться - выдох, по 8-10 раз, в медленном темпе, в 2 подхода.8. Исходное положение стоя у шведской стенки, держась за TRX , выполнить выпад назад - вдох, вернуться в исходное положение выдох, по 8 - 10 раз на каждую ногу.V. Упражнения, направленные на улучшение координации и патологического стереотипа ходьбы:1. На земле подготовить площадь, шириной 1 м., Ограничить поля палками. Задача пациента - ходить по определенной площади, не выходя за ее пределы, следя за правильной постановкой стопы в течение 3 мин.2. На земле подготовить площадь, шириной 50 см., Ограничить поля палками. Задача пациента - ходить по определенной площади, не выходя за ее пределы, следя за правильной постановкой стопы в течение 3 мин.3. На земле подготовить площадь, шириной 25 см., Ограничить поля палками. Задача пациента - ходить по определенной площади, не выходя за ее пределы, следя за правильной постановкой стопы в течение 3 мин.4. Перед пациентом поставить препятствия высотой 25 см, так называемые, ступени, на расстоянии 1 м. Друг от друга. Задача пациента ходить сОсновным отличием разработанной нами программы от программы, по которой работали в сравнительной группе является отсутствие упражнений на беговой дорожке и функциональных петлях TRX . Во всех остальных аспектах, в общем, программы физической реабилитации совпадали.Все упражнения рассчитаны на детей с ДЦП, с патологическим стереотипом ходьбы. В зависимости от тяжести заболевания подавались различные упражнения разностороннего воздействия с разным дозированием и нагрузкой.Особое упражнение уделяли упражнениям на уменьшение спастики приводящих мышц бедер и на элементы ходьбы и бега. Во время выполнения упражненийследили за правильным дыханием пациентов и при правильной постановкой стопы и переносом веса с ноги на ногу.Проанализировав специализированную литературу, мы обнаружили наиболее распространенные практические рекомендации для улучшения развития равновесия, а именно:• при поворотах лучше широко расставлять ноги, чтоб предотвратить падением;• при поворотах лучше использовать небольшие шаги с широко расставленными ногами, при этом ноги не должны пересекать плоскость движения друг друга. Для закрепления навыка необходимо несколько раз в день в течение 15-20 мин, выполнять в домашних условиях движения с наклонами, поворотами головы и туловища с открытыми и закрытыми глазами• если тело наклоняется в одну сторону эффективным будет ношения бремени в руке с противоположной стороны;Выполнение всех упражнений сопровождалось правильным дыханием, требованием было не задерживать дыхание, а не натуживаться. Между упражнениями тожевыполнялись дыхательные упражнения, для расслабления пациента, и уменьшение усталости.При выполнении физических упражнений мы также учитывали следующие рекомендации :1. Для выполнения упражнений и пациент и педагог должен быть одет в свободную одежду, не мешает выполнению движениям;2. Повышение температуры тела, вызванное физическими упражнениями может повысить эластика и (или) способствовать переутомлении;3. Нужно найти такой темп исполнения, который больше всего подойдет больному. Нужно стремиться постепенного но стабильного улучшения;4. Если во время выполнения упражнения пациент чувствует боль или дискомфорт немедленно прекратить выполнение упражнения. Прежде чем снова выполнять это упражнение, сначала нужно хорошо обдумать ее,5. Попробовать выполнять упражнения в разное время суток чтобы установить какой оптимальный для пациента;6. Начинать выполнять любой комплекс упражнений нужно в медленном темпе. Ни в коем случае не перенапрягать мышцы пациента и не делать того, что возникает у него значительный дискомфорт и неприятные ощущения;7. Движение разделить на простые действия, предварительно обсудив с больным последовательность их выполнения;8. Начинать выполнение упражнений необходимо в медленном темпе в безопасных комфортных условиях, постепенно увеличивая темп, амплитуду и количество повторений;9. с целью тренировки в преодолении узких проходов рекомендуется использовать углы комнат или дверные проемы;10. перед началом любого движения рекомендуется применение упражнений на расслабление мышц (покачивание и встряхивания конечностей).ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕСогласно усовершенствованной индивидуальной программе физической реабилитации пациенты занимались 3 раза в неделю. Занятия с каждым пациентом продолжалось 35-45 мин., Курс реабилитации в обеих группах в среднем длился 2 месяца.После завершения реабилитационного курса мы провели итоговое обследование пациентов. Данные, которые получили, мы сравнивали с начальными результатами в пределах одной группы и между группами. В ходе сравнения мы обнаружили положительную динамику к улучшению показателей в ОГ.Анализируя влияние индивидуальной программы физической реабилитации на общее состояние пациентов и индивидуальную реакцию на физические нагрузки мы обследовали ЧСС и ЛГ (таб.3.2.). Динамика средних показателей пульса и артериального давления людей основной и группы сравнения под влиянием физической реабилитациипоказателиОП, п = 6РГП, 11 = 6РАО Смм.рт.стдоФР121,1 * 0,9Р <0,05122 ± 1, S7Р> 0,05ПОСЛЕФГ117,3 ± 1,66121,3 ± 1,02АДд мм.рт.стдоФР76,3 ± 1,9Р <() 0575,1 ± 2,03Р> 0,05ПОСЛЕФГ72 ± 0,9375 ± 2,22ЧСС,уд / мин.доФР76 ± 1,23Р <0,0575,2 * 1,53Р> 0,05после72 ± 1,0973,16 ± 1,9 Так, мы обнаружили, что программа физической реабилитации положительно повлияла на общее состояние пациентов основной группы. Об этом свидетельствуют уменьшенные по сравнению с исходными показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления после курса реабилитации. В таблице 3.2 показана динамика положительных изменений показателей AT и ЧСС обеих групп. В ЭГ эти показатели достоверные чем в ГП, указывает на большую эффективность именно этой программы (Р> 0,05).Итак, как видно из таблицы 3.2., В результате систематических занятий физической реабилитации AT основной группы по сравнению с исходными данными в среднем снизился на 3,8 мм.рт.ст ., Диастолическое - на 4,3 мм.рт.ст . (Р <0,05). Это лучшие показатели чем аналогичные показатели в группе сравнения, AT систолическое снизился на 0,7 мм.рт.ст ., Диастолическое на 0,1 мм.рт.ст . соответственно (Р> 0,05), что указывает на большую эффективность индивидуальной программы физической реабилитации и положительное влияние на сердечно-сосудистую систему пациентов основной группы.При проведении конечного обследования была сделана математическая обработка результатов. Из результатов видно, что функции лежания и переворачивание не изменились. Пациенты хорошо владеют этими навыками. Хорошо переворачиваются из положений на животе или спине, выполняют специфические задачи, удерживая положение на спине или в некоторых измененных положениях на животе. Функции сидения улучшились. Это является свидетельством того, что больные могут содержать различные сидячие положения, могут садиться из различных положений, меняют сидячие положение на другие положения, выполняют специфические задачи, воздерживаясь в сидячем положении. О функциях ползания и передвижения на четырех конечностях, Можно сказать, что они довольно быстро выросли. Совершилась функция стояния на коленях с помощью рук или освободив их. Функция стояния незначительно улучшилась. Функции ходьбы, бега и прыжков существенно улучшились. Особенно ходьба, поскольку исследуемые начать лучше хранить «удерживать равновесие при ходьбе, улучшилась координация движений, улучшилось перераспределение веса с одной ноги на другую.Вследствие проведенных исследований мы получили результаты эффективности усовершенствованной программы физической реабилитации для детей с ДЦП с патологическим стереотипом ходьбы. Анализ результатов средней оценки основных двигательных функций после экспериментапродемонстрирован в таблице 3.3.Таблица 3.3 Исходные показатели основных двигательных функций группа измеренийРасчет потенциального процентаОсновная группаСравнительная группаА. Лежание и переворачивания95%93,8%Б. Сиденья96,8%96%В. Ползание 74,2%60,2%Г. Стояние58,1%56,6%Д. Ходьба, бег, прыжки23,3%21,4%итоговый балл71,08%65,6% Общий балл ООРФ из возможных 100% в основной группе в среднем составил 71,08%, а в группе сравнения - 65,6%. Средние показатели улучшения восновной группе и группе сравнения по оценке основных двигательных функций после четырехнедельного курса реабилитации составляли в основной группе 5,4%, а в группе сравнения 1,9% .Оценка основных двигательных функций:1. Функции лежания и переворачивания (рис.3.6.). Мы определили и сравнили средние показатели этих функций до и после эксперимента у людей с церебральным параличом. Показатели функций лежания и переворачивание несколько улучшились и составили 95%. Такой результат значительно высоким и максимальным, делает способность человека самостоятельно менять положение на животе к переворачиванию на спину и наоборот.Определив и сравнив конечные средние показатели сиденья с выходными мы установили, что результаты выросли до 96%, а значит улучшились на 1,3%. Это высокий уровень выполнения функций сиденья, содержание такого положения. Человек может садиться с любого положения и из положения сидя может переходить в другие положения. Она может свободно выполнять различные манипуляции в этом положении.3. Функции ползания.В свою очередь мы определили и сравнили средние показатели начального уровня выполнения этих функций с конечными. Показатели выросли достаточно весомо до 74,2%, следовательно улучшились на 17,7%. Положительные изменения функций ползания свидетельствуют о том, что человек удерживает положение на четырех с сохранением симметричного положения тела. За счет этого улучшилась координация движений, движения стали более точными.4. Функция стояния.Нами были определены средние показатели стояния после эксперимента и сравнение их с начальными, что показали незначительный их рост и составили 58,1%. В положение стоя человек может перейти из других положений и наоборот, может держась за опору самостоятельно достать предмет, но не держась. Достижение такого результата является положительным в дальнейших изменениях и навыках ходьбы и бега.5. Функции ходьбы, бега и прыжков Мы установили и сравнили показатели конечного и начального уровня данных функций у людей с церебральным параличом. Показатели этих функций выросли, в том числе функции ходьбы, до 23,3%, а значит улучшились на 3,5%. Хотя и незначительный рост, однако позволяет человеку стать более независимой в своей деятельности, в личных потребностях, в самообслуживании. Улучшение координации делает движения целенаправленными и точными.Итак, опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы можем сказать, что показатели основных двигательных функций пациентов подверглись положительных изменений. Особенно большие изменения претерпели функции сидение, ползание, ходьба, бег, прыжки.При начальном тестировании спастичности приводящих мышц бедра 70% пациентов ОГ, получили оценку 3 по шкале спастичности Ашфорта , что свидетельствует об умеренном повышении мышечного тонуса, которое проявляется в течение всего движения, но не затрудняет выполнение пассивного движения. 30% пациентов этой же группы были протестированы на оценку 4 по данной шкале по спастичности коротких и длинных приводных, большого приводного и прямого мышц бедра -значительное повышение мышечного тонуса, которое затрудняет выполнение пассивных движений. В КГ 85% обследованных были протестированы на оценку 3 (приводящие мышцы бедра). Остальные - 15% - оценка 4.Уже на четвертой неделе курса ФР показатели ЭГ получили устойчивой положительной тенденции к снижению спастики , но для стабилизации результата нужно продолжить физическую реабилитацию в домашних условиях поэтому мы рекомендовали пациентам программу физической реабилитации для выполнения дома.По тестировании спастичности в КГ перед окончанием курса реабилитации наблюдались лишь единичные признаки снижения спастичности мышц нижних конечностей. При правильно подобранных средствах физической реабилитации эластичность мышц может снижаться на 1 балл за 4 недели непрерывного реабилитационного процесса, доказывает эффективность предложенной нами программы физической реабилитации.Сила большого и малого грудных, дельтовидной и клювовидной мышцы (сгибателей плеча), в среднем была протестирована с ММТ на оценку 3 у 85% пациентов в ЭГ и 83% в ГП. После курса реабилитации, у 81% пациентов в ЭГ наблюдалось повышение уровня силы мышц к оценке 4, а в КГ только в 74% (рис.3.12.).Сила двуглавого, плечевого, плечолучевой мышц (сгибателей предплечья) при первичном обследовании составила 3 балла по ММТ в 97% исследуемых основной группы и 98% в группе сравнения, а после физической реабилитации в ЭГ этот показатель повысился до 4 баллов в 92%. такое повышение наблюдалось у 86% пациентов ГП, свидетельствует о большей эффективности именно индивидуальной программы ФР (рис.3.13.) -Состояние мобильности и самостоятельности передвижения детей с ДЦП мы обследовали с помощью индекса Хаузера (по Sauser , 1983; D . Wade , 1992). В начале курса реабилитации 20% пациентов ЭГ получили оценку 2 по данной шкале, 43% - оценку 3,35% - оценку 4. После курса ФР количество пациентов, при конечном обследованы получили оценку 3 (ходят без посторонней помощи и вспомогательных средств и могут пройти 8 метров (25 футов) за 20 секунд) выросла до 47%, то есть этот показатель улучшился, что свидетельствует об эффективности индивидуальной программы ФР, улучшение функции ходьбы и активной мобильности у пациентов основной группы. Таким образом, показатели изменений индекса Хаузера показали, что в конце курса физической реабилитации пациенты основной группы улучшили свои двигательные возможности и уровень самостоятельности.Противоположными оказались изменения в ГП, в целом они ухудшились.Программа физической реабилитации при детском церебральном параличе, которая учитывала индивидуальные особенности пациентов, была эффективной опираясь на положительные изменения индекса ходьбы Хаузера , модифицированной шкалы эластичности Ашфорта , мануального мышечного тестирования и ООРФ.Применение средств физической реабилитации согласно индивидуальной программы физической реабилитации для детей способствовало улучшению большинства двигательных функций. Так, в частности, мы отметили быструю появление положительной тенденции к снижению спастики мышц нижних конечностей у пациентов основной группы.При тестировании координации и равновесия у пациентов основной группы визуально наблюдалось улучшение ходьбы, уверенность и точность движений. Увеличение силы всех групп мышц нижней конечности в ЭГ произошло на 1 балл, достаточно существенным улучшением для пациентов такой нозологической группы. Учитывая полученные результаты конечного обследования можно утверждать, что предложена индивидуальная программа физической реабилитации была эффективной чем общеупотребительное программа, которая применяется в центре и может быть рекомендована к внедрению в реабилитационных центах или для индивидуального)использование.Вывод по главе1. По показателям индекса Хаузера , можем сделать вывод, что индивидуальная программа физической реабилитации, усовершенствованная нами было положительное влияние на функцию ходьбы пациентов, в том числе на формирование правильного стереотипа ходьбы у людей возраста с спастической диплегией.2. Основными нововведениями усовершенствованной программы является использование во время сеанса физической реабилитации беговой дорожки, как средства для целенаправленного воздействия на стереотип ходьбы человека, и функциональных петель TRX для гармоничного воздействия на все группы мышц организма и улучшения равновесия и координации.Из-Эффективность усовершенствованной нами программы всего проявилась в оценке основных двигательных функций: сидение, ползание и рачкування , ходьба, бег и прыжки. Средние показатели улучшения в основной группе и группе сравнения по оценке основных двигательных функций после двухмесячного курса реабилитации составляли в группе сравнения 1,52%, в основной группе - 5,78%.ЗаключениеВ процессе написания магистерской работы был проведен анализ научно-методической литературы. По данным теоретического анализа и литературных источников детский церебральный паралич занимает одно из первых мест среди заболеваний детей. Каждая из ведущих методик реабилитации психофизического состояния людей с церебральным параличом. Лечебная физическая культура представляет собой многофункциональный метод физической реабилитации, который привлекает все группы мышц.Поэтому существует острая необходимость создания или совершенствования уже имеющихся программ физической реабилитации для достижения максимально возможного положительного результата, и улучшений общего физического состояния таких больных. 2. Дети с церебральным параличом были обследованы с помощью метода анкетирования для определения основных потребностей пациентов, а также были обследованы основные двигательные функции человека, уровень мышечной эластичности, а также проводилась оценка качества ходьбы с помощью индекса Хаузера. Выходные данные обследования показали, что уровень эластичности мышц составил 66,7% в ЭГ и 83,3% в КГ на оценку 3, что указывает на необходимость физической реабилитации для уменьшения эластичности. Также обследование указало на необходимость улучшения качества ходьбы, согласно индексу Хаузера,который составил 20% с ЭГ на оценку 3, и 37% на оценку 4. ПИ 40% -оценка 3 и 35% - 4. Это свидетельствует о низком качестве функции ходьбы и необходимость ее коррекции. Показатели ООРФ также указывают на необходимость физической реабилитации. Средние показатели в ЭГ - 64,08% и 63,7% в ПИ из возможных 100% - это низкий уровень функциональных возможностей, требующий корегування.За большинством обследованных показателей основной и сравнительная группы одинаковые и однородны. 3. На основе исходных данных, выявленных осложнений и нарушений была усовершенствована реабилитационная программа, которая использовалась реабилитологамиреабилитационного центра. Основными нововведениями усовершенствованной программы является использование беговой дорожки, как средства коррекции патологического стереотипа ходьбы, а также функциональных петель TRX, для улучшения равновесия тела и координации, а также укрепление всех мышц организма.4. Применение усовершенствованной программы реабилитации позволило сформировать некоторые новые двигательные стереотипы, что позволило людям выполнять новые двигательные действия и было отражено в оценке двигательных функций. Все вышеуказанные изменения позволили увеличить количество действий по самообслуживанию, которыми обладают пациенты, также отразилось на оценке основных двигательных функций. Наибольшие изменения произошли в развитии функций ползания, поскольку показатели выросли на 17,7%, также значительно улучшилась функция стояния - на 5,1%. Большинство людей из основной группы получили возможность садиться без вспомогательных средств. Также высоких результатов исследуемые достигли в мобильности и самостоятельности передвижения, согласно индексу Хаузера. ПоказателиЭГ на оценку 3 выросли в 4% пациентов, а на оценку 4 в 3% пациентов. Такие показатели являются достаточно высокими, учитывая продолжительность физической реабилитации в 4 недели. Это свидетельствует об эффективности индивидуальной программы ФР, улучшения функции ходьбы и активной мобильности у пациентов основной группы. Это, в свою очередь улучшило уровень самообслуживания людей, их повседневную активность, и, как следствие, уровень качества жизни.Список использованной литературыАгнисенко В. В., Алмезен Л. Н. Двигательные нарушения как последствие перинатальной церебральной патологии у детей. – Ленинград, 1981. – С. 83 – 86.Архипова Е. Ф. Коррекционная робота с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение. – 1989. – С. 43 – 47.Баранов А. А. и др. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 84 с.Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич: современные представления о проблеме / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, А.В. Виноградов // Новости медицины и фармации. – 2012. – № 420. – С. 31-35.Белоусова Е. Д. Повышение мышечного тонуса (спастичность) : руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. / Е. Д. Белоусова, О. Н. Малиновская. – М. : Медпрактика, 2004. – Т. 6. –С. 138-144.Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. – Ленинград.: Медицина, 1971. – 247с.Бортфельд С. А. Лечебная физическая культура и массаж пи детском церебральном параличе. – Ленинград, 1986. – 169 с.Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата : учеб.-метод. пособие / под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб. : СПбМАПО, 2004. – 317 с.Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / Семенова К. А. – М. : Закон и порядок, 2007. – 616 с.Галлямова Ч.А. Влияние занятий лечебным плаванием на физическое здоровье детей с диагнозом ДЦП // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: sibac.info/archive/humanities/11.pdfГросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 26–34.Детская неврология. Клинические рекомендации / Под. ред. В. И. Гузевой. – М.: Специальное издательство медицинских книг, 2014. – 37 с.Диамант Ирина Ивановна, Чуйко Ю. А. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.136-140.Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб., 2005. 272 с. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. «Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата», СПб.: Издат. Дом СПбМАПО, 2004. — 318 с.Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение головного мозга? / ГленДоман ; пер. с англ. С. Л. Калинина. – Рига : JuridiskaisbirojsVindex, SIA, 2007. – 329 с.Евтушенко О.С. От этиологии церебрального паралича к его эффективной реабилитации / О.С. Евтушенко // Жизнь с ДЦП. – 2010. – № 33. – С.8-11.Ефименко Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой з детьми, страдающими церебральным параличом / Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. – М. : Советский спорт, 1991. – 54 с.Жбиковский Ярослав. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов. – М.:Медицина, 1994. – 167с.Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Железняк Ю. Д., Петров П. К. – М. : Академия, 2001. – С. 14–22.Жемионис Ю. А. Комплексная реабилитация детей больных детским церебральным параличом // БМИК. 2014. №5 С.841.Жолус О. В. Методика лечебного плавания, страдающих детским церебральным параличом / Жолус О. В. – М. : Медицина, 1980. – 42 с. Клиточенко Г.В., Тонконоженко Н.Л., Кривоножкина П.С., Малюжинская Н.В.. Клиника и диагностика детского церебрального паралича. //Лекарственный вестник. - 2015. - Т.9. - №1 (57). - С. 21-25. Кожевникова В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом / Кожевникова В. Т. – М., 2005. – 207 с.Кожевникова В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. - М.- 2005. - 239с.Козявкин В. И. Детские церебральные параличи. Основы клинической реабитационной диагностики. – Львів.: Медицина світу, 1999. – 312 с.Колкер И. А. Детский церебральный паралич. Инструментальная диагностика. Лечение // Колкер И. А., Михайленко В. Е., Шмакова И. П.- Одесса: ЗАО «Пласке», 2006. — 312 сКомплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). — СПб.: Питер, 2005. — 286 с.Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. -С. 6-11.Куренков А.Л., Батышева Т.Т., Виноградова А.В., ЗюзяеваЕ.К. Спастичность у детей с церебральным параличом: диагностические и лечебные стратегии. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2012; 112 (7): 24-28.Лильин Е. Т. Современные представления об этиологии детского церебрального паралича / Е. Т. Лильин, Н. И. Иваницкая // Российский педиатрический журнал. – 2002. – № 3 – С.35–40Лучанинова В.Н., Осмоловский С.В., Бурмистрова Т.И. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9-3. – С. 431-434;URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28527 (дата обращения: 31.03.2017).Мякишева Н. А. Физическая реабилитация детей. – м.: Медицина, 1998. – 345 с.Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. – М.: Медицина, 1979. – 118 с.Павлов Ю. И. Анализ основных причин, способствующих развитию церебрального паралича по данным специализированного детского учреждения / Ю. И. Павлов, И. И. Грицань // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. – № 1. – С. 27–29.Плотникова Анна Григорьевна, Попова Галина Александровна, Добринская Татьяна Дмитриевна Современные подходы к коррекции спастичности у детей // Медицина и образование в Сибири. 2009. №2 С.7.Потапчук А. А. Адаптивное физическое воспитание в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата: метод. пособие. СПб., 2003. 228 с. Приходько О.Г.Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 208 с.Рогов А. В. Комплексная коррекция ограничений жизнедеятельности ребенка 13 лет с детским церебральным параличом // Педиатрия. 2010. Т. 89, № 4. С. 146-147. Рогов А. В. Способ реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Детская и подростковая реабилитация. 2008. № 2 (11). С. 47-49. Рогов А. В. Физическая реабилитация больных детским церебральным параличом со спастической диплегией // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 6. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальными поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. – 260 с.Семенова К. А., Левченкова В. Д. Особенности патогенетической терапии детского церебрального паралича, обусловленные характером патогенеза каждой из трех стадий этого заболевания // Социальные проблемы роста детской инвалидности: мат-лы II науч.-практ. междисципл. конф. с междунар. участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения». М, 2012. С. 129-130. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с. Смолянинов А. Г. Кинезитерапия детского церебрального паралича / А. Г. Смолянинов, В. С. Шаргородский. – К., 1996. – 60 с.Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения — стратегиясоциальной педиатрии / А. А. Баранов, Т. В. Яковлева, В. Ю. Альбицкий [и др.] // Вопр.соврем. педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 4. — С. 6–8.Сологубов Е. Г. Организация поэтапной системы восстановительного лечения детей с церебральным параличом.- Москва, 1992. – 23 с.Состояние проблемы детской инвалидности / Л. В. Ващенко, А. Л. Хитрик, О. Ф. Рубашная, Л. И. Вакуленко, Л. П. Бадогина, А. В. Вакуленко // Педиатрия. Неонатология. – 2012. – № 6(41).Хованская, Г.Н. Общие основы медицинской реабилитации в педиатрии : пособие для студентов педиатрического, медико-психологического, медико-диагностического факультетов иврачей / Г.Н. Хованская, Л.А. Пирогова. – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 184 c.Шанько Г. Г.. Бондаренко Е. С.Неврология детского возраста. – Минск.: Вишейшая школа, 1990. – 343 с.Штеренгерц А.Е. Лечебная физическая культура при паралитических заболеваниях у детей и подростков. – К.: Здоровье, 1973. – 110с.Palisano R., Rosenbaum P., Walter S. et al. Development and Reliability of a System to Classify Gross Motor Function in Children with Cerebral Palsy. Developmental Medicine and Child Neurology. — 1997. — V. 39. — P. 214-223.Russell D.J., Avery L.M., Walter S.D., Hanna S.E., Bartlett D.J., Rosenbaum P.L., Palisano R.J., Gorter J.W. Development and validation of item sets to improve efficiency of administration of the 66-item Gross Motor Function Measure i in children with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol 2010; 52: 2: 48—54.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционная робота с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение. – 1989. – С. 43 – 47.
3. Баранов А. А. и др. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 84 с.
4. Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич: современные представления о проблеме / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, А.В. Виноградов // Новости медицины и фармации. – 2012. – № 420. – С. 31-35.
5. Белоусова Е. Д. Повышение мышечного тонуса (спастичность) : руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. / Е. Д. Белоусова, О. Н. Малиновская. – М. : Медпрактика, 2004. – Т. 6. –С. 138-144.
6. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. – Ленинград.: Медицина, 1971. – 247с.
7. Бортфельд С. А. Лечебная физическая культура и массаж пи детском церебральном параличе. – Ленинград, 1986. – 169 с.
8. Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата : учеб.-метод. пособие / под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб. : СПбМАПО, 2004. – 317 с.
9. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / Семенова К. А. – М. : Закон и порядок, 2007. – 616 с.
10. Галлямова Ч.А. Влияние занятий лечебным плаванием на физическое здоровье детей с диагнозом ДЦП // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: sibac.info/archive/humanities/11.pdf
11. Гросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 26–34.
12. Детская неврология. Клинические рекомендации / Под. ред. В. И. Гузевой. – М.: Специальное издательство медицинских книг, 2014. – 37 с.
13. Диамант Ирина Ивановна, Чуйко Ю. А. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.136-140.
Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб., 2005. 272 с.
14. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. «Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата», СПб.: Издат. Дом СПбМАПО, 2004. — 318 с.
15. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение головного мозга? / ГленДоман ; пер. с англ. С. Л. Калинина. – Рига : JuridiskaisbirojsVindex, SIA, 2007. – 329 с.
16. Евтушенко О.С. От этиологии церебрального паралича к его эффективной реабилитации / О.С. Евтушенко // Жизнь с ДЦП. – 2010. – № 33. – С.8-11.
17. Ефименко Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой з детьми, страдающими церебральным параличом / Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. – М. : Советский спорт, 1991. – 54 с.
18. Жбиковский Ярослав. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов. – М.:Медицина, 1994. – 167с.
19. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Железняк Ю. Д., Петров П. К. – М. : Академия, 2001. – С. 14–22.
20. Жемионис Ю. А. Комплексная реабилитация детей больных детским церебральным параличом // БМИК. 2014. №5 С.841.
21. Жолус О. В. Методика лечебного плавания, страдающих детским церебральным параличом / Жолус О. В. – М. : Медицина, 1980. – 42 с.
22. Клиточенко Г.В., Тонконоженко Н.Л., Кривоножкина П.С., Малюжинская Н.В.. Клиника и диагностика детского церебрального паралича. //Лекарственный вестник. - 2015. - Т.9. - №1 (57). - С. 21-25.
23. Кожевникова В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом / Кожевникова В. Т. – М., 2005. – 207 с.
24. Кожевникова В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. - М.- 2005. - 239с.
25. Козявкин В. И. Детские церебральные параличи. Основы клинической реабитационной диагностики. – Львів.: Медицина світу, 1999. – 312 с.
26. Колкер И. А. Детский церебральный паралич. Инструментальная диагностика. Лечение // Колкер И. А., Михайленко В. Е., Шмакова И. П.- Одесса: ЗАО «Пласке», 2006. — 312 с
27. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). — СПб.: Питер, 2005. — 286 с.
28. Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. -С. 6-11.
29. Куренков А.Л., Батышева Т.Т., Виноградова А.В., ЗюзяеваЕ.К. Спастичность у детей с церебральным параличом: диагностические и лечебные стратегии. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2012; 112 (7): 24-28.
30. Лильин Е. Т. Современные представления об этиологии детского церебрального паралича / Е. Т. Лильин, Н. И. Иваницкая // Российский педиатрический журнал. – 2002. – № 3 – С.35–40
31. Лучанинова В.Н., Осмоловский С.В., Бурмистрова Т.И. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9-3. – С. 431-434;
URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28527 (дата обращения: 31.03.2017).
32. Мякишева Н. А. Физическая реабилитация детей. – м.: Медицина, 1998. – 345 с.
33. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. – М.: Медицина, 1979. – 118 с.
34. Павлов Ю. И. Анализ основных причин, способствующих развитию церебрального паралича по данным специализированного детского учреждения / Ю. И. Павлов, И. И. Грицань // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. – № 1. – С. 27–29.
35. Плотникова Анна Григорьевна, Попова Галина Александровна, Добринская Татьяна Дмитриевна Современные подходы к коррекции спастичности у детей // Медицина и образование в Сибири. 2009. №2 С.7.
36. Потапчук А. А. Адаптивное физическое воспитание в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата: метод. пособие. СПб., 2003. 228 с.
37. Приходько О.Г.Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 208 с.
38. Рогов А. В. Комплексная коррекция ограничений жизнедеятельности ребенка 13 лет с детским церебральным параличом // Педиатрия. 2010. Т. 89, № 4. С. 146-147.
39. Рогов А. В. Способ реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Детская и подростковая реабилитация. 2008. № 2 (11). С. 47-49.
40. Рогов А. В. Физическая реабилитация больных детским церебральным параличом со спастической диплегией // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 6.
41. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальными поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007.
42. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. – 260 с.
43. Семенова К. А., Левченкова В. Д. Особенности патогенетической терапии детского церебрального паралича, обусловленные характером патогенеза каждой из трех стадий этого заболевания // Социальные проблемы роста детской инвалидности: мат-лы II науч.-практ. междисципл. конф. с междунар. участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения». М, 2012. С. 129-130.
44. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с.
45. Смолянинов А. Г. Кинезитерапия детского церебрального паралича / А. Г. Смолянинов, В. С. Шаргородский. – К., 1996. – 60 с.
46. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения — стратегиясоциальной педиатрии / А. А. Баранов, Т. В. Яковлева, В. Ю. Альбицкий [и др.] // Вопр.соврем. педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 4. — С. 6–8.
47. Сологубов Е. Г. Организация поэтапной системы восстановительного лечения детей с церебральным параличом.- Москва, 1992. – 23 с.
48. Состояние проблемы детской инвалидности / Л. В. Ващенко, А. Л. Хитрик, О. Ф. Рубашная, Л. И. Вакуленко, Л. П. Бадогина, А. В. Вакуленко // Педиатрия. Неонатология. – 2012. – № 6(41).
49. Хованская, Г.Н. Общие основы медицинской реабилитации в педиатрии : пособие для студентов педиатрического, медико-психологического, медико-диагностического факультетов иврачей / Г.Н. Хованская, Л.А. Пирогова. – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 184 c.
50. Шанько Г. Г.. Бондаренко Е. С.Неврология детского возраста. – Минск.: Вишейшая школа, 1990. – 343 с.
51. Штеренгерц А.Е. Лечебная физическая культура при паралитических заболеваниях у детей и подростков. – К.: Здоровье, 1973. – 110с.
52. Palisano R., Rosenbaum P., Walter S. et al. Development and Reliability of a System to Classify Gross Motor Function in Children with Cerebral Palsy. Developmental Medicine and Child Neurology. — 1997. — V. 39. — P. 214-223.
53. Russell D.J., Avery L.M., Walter S.D., Hanna S.E., Bartlett D.J., Rosenbaum P.L., Palisano R.J., Gorter J.W. Development and validation of item sets to improve efficiency of administration of the 66-item Gross Motor Function Measure i in children with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol 2010; 52: 2: 48—54.
Вопрос-ответ:
Почему важно формирование правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом спастической диплегией?
Формирование правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом спастической диплегией важно для улучшения их моторных навыков, координации и снижения степени ограничений в двигательной активности. Правильный стереотип ходьбы позволяет ребенку эффективно передвигаться и участвовать в повседневных деятельностях, а также повышает его качество жизни.
Каковы особенности патологии детского церебрального паралича?
Детский церебральный паралич - это неврологическое заболевание, которое возникает в результате повреждения или аномалии головного мозга. Он приводит к проблемам с моторикой, включая сокращение мышц (спастичность) и ограничение двигательной активности. Патология может влиять на различные области тела и проявляться в разных степенях тяжести.
Что такое биомеханическая характеристика ходьбы?
Биомеханическая характеристика ходьбы описывает движение тела во время ходьбы, включая координацию, основные фазы движения (фаза опоры и фаза подготовки), позицию тела и двигательные паттерны. Изучение биомеханики ходьбы важно для определения неправильных стереотипов и разработки упражнений, которые помогут формированию правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом.
Какие упражнения могут помочь формированию правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом спастической диплегией?
Физические упражнения с отягощением могут быть полезны для формирования правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом спастической диплегией. Эти упражнения включают использование специальных аппаратов и приспособлений, которые создают дополнительное сопротивление для мышц и стимулируют правильную координацию и силу движений.
Какие особенности патологии детского церебрального паралича и спастической диплегии?
Детский церебральный паралич и спастическая диплегия характеризуются нарушением моторных функций, вызванных повреждением мозга в детском возрасте. Симптомы обычно включают нарушение координации движений, гипертонус мышц и проблемы с ходьбой. В случае спастической диплегии, поражены нижние конечности, что усложняет движение и создает дисбаланс в мышцах ног.
Какая биомеханическая характеристика ходьбы у детей с церебральным параличом и спастической диплегией?
Ходьба у детей с церебральным параличом и спастической диплегией отличается от нормальной ходьбы. Они часто имеют проблемы с устойчивостью, скоординированностью и правильной постановкой ног. Биомеханические анализы показывают, что у них меньше шагов в минуту, короче шаги, нерегулярность и асимметрия движения.
Как физические упражнения с отягощением могут помочь детям с церебральным параличом и спастической диплегией улучшить ходьбу?
Физические упражнения с отягощением могут помочь детям с церебральным параличом и спастической диплегией формировать правильный стереотип ходьбы. Они могут помочь улучшить скоординированность и правильную постановку ног при ходьбе. Отягощение на ноги создает дополнительное сопротивление и требует больше силы и контроля от мышц, что может помочь развить правильные двигательные паттерны.
Каковы теоретические основы формирования правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом и спастической диплегией с помощью физических упражнений с отягощением?
Теоретические основы формирования правильного стереотипа ходьбы у детей с церебральным параличом и спастической диплегией с помощью физических упражнений с отягощением основаны на принципах нейропластичности и повторного обучения. Эти упражнения помогают перестроить нейронные связи в мозгу и повторным перемещением с отягощением улучшают двигательные навыки и формируют правильные двигательные паттерны при ходьбе.