Тревожность у пациентов с синдромом раздраженного кишечника
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 99 + 99 источников
- Добавлена 22.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения тревожности у пациентов с синдромом раздраженного кишечника 6
1.1. Эмоции и их роль в психическом и соматическом здоровье человека 6
1.2 Анализ современных подходов к исследованию понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии 24
1.3 Тревожность, агрессивность, механизмы психологической защиты и аликсетимия у больных с синдромом раздраженного кишечника 33
Выводы по главе 1: 40
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование тревожности у пациентов с синдромом раздраженного кишечника 41
2.1 Планирование и организация эмпирического исследования 41
2.1.1. Описание выборки исследования 42
2.1.2. Методики исследования 42
2.1.3. Методы математико-статистической обработки данных 43
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
Выводы по главе 2: 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Библиографический список 62
Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.Корреляционный анализ результатов исследованияКорреляционный анализ показателей у пациентов с синдромом разраженного кишечникаКорреляционный анализ показателей пациентов с синдромом разраженного кишечника показал следующие связи на уровне p<0,05,p<0,01 при r<+1, r>-1:прямая связь р<0,05обратная связьр<0,05прямая связь р<0,01обратная связьр<0,01Рисунок 7.Переменная вербальная агрессия связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: депрессия, а обратными на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: индекс враждебности, на уровне p<0,01 с переменной: обида. Переменная нервно-психическая устойчивость связана обратной зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: косвенная агрессияПеременная общее состояние здоровья связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: жизнеспособность, физическое функционирование, ролевое функционирование, самооценка психического здоровья, эмоциональное состояние, мешающее работе.Переменная интенсивность боли связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: жизнеспособность, физическое функционирование, самооценка психического здоровья.Переменная жизнеспособность связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: общее состояние здоровья, физическое функционирование, самооценка психического здоровья, эмоциональное состояние, мешающее работе.Переменная физическое функционирование связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: общее состояние здоровья, жизнеспособность, ролевое функционирование, эмоциональное состояние, мешающее работе, интенсивность боли.Можно предположить, что качество жизни пациентов с синдромом разраженного кишечника данной выборки определяется общим состоянием здоровья, которое определяет физическое, ролевое и социальное функционирование, и в целом, жизнеспособность. Физическое функционирование, жизнеспособность и самооценка психического здоровья определяются интенсивностью боли. Чем выше интенсивность боли, тем ниже косвенная агрессия и нервно-психическая устойчивость пациентов с синдромом разраженного кишечника. Корреляционный анализ показателей у респондентов контрольной группыКорреляционный анализ показателей респондентов контрольной группы показал следующие связи на уровне p<0,05,p<0,01 при r<+1, r>-1:прямая связь р<0,05обратная связьр<0,05прямая связь р<0,01обратная связьр<0,01Рисунок 8.Переменная общее физическое функционирование связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: жизнеспособность, социальное функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли, общее состояние здоровья, а на уровне p<0,05 индекс агрессивности, самооценка психического здоровья.Переменная жизнеспособность связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: физическое функционирование (на уровне статистической достоверности p<0,01), ролевое функционирование, социальное функционирование, индекс агрессивности, самооценка психического здоровья.Переменная экстраверсия-интроверсия связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: нейротизм.Переменная подозрительность связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: уровень депрессии, раздражение, вербальная агрессия.Можно предположить, что качество жизни респондентов контрольной группы определяется физическим функционированием, которое оказывает влияние на социальное и ролевое функционирование, общее состояние здоровья, жизнеспособность, индекс агрессивности и самооценку психического здоровья. Повышение уровня депрессии вызывает рост подозрительности, раздражения и вербальной агрессии. Чем больше у респондента контрольной группы выражена экстравертированность, тем выше нейротизм.Выводы по главе 2:1) Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:Статистически достоверные отличия по показателям уровня агрессивности у респондентов экспериментальной и контрольной группы получены по переменным: физическая и косвенная агрессия. Показатели пациентов с синдромом разраженного кишечника выше показателей респондентов контрольной группы.Самые высокие показатели у пациентов с синдромом разраженного кишечника получены по переменным: раздражение, физическая и косвенная агрессия. Можно предположить, что пациенты с синдромом раздраженного кишечника более склонны к использованию физической силы против другого лица, а также к агрессии, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленной. Готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).Самые высокие показатели у респондентов контрольной группы получены по переменным: обида, подозрительность и раздражение. Можно предположить, что респондентам контрольной группы более свойственна зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. А также подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Статистически достоверные отличия по показателям индекса враждебности и агрессивности у респондентов экспериментальной и контрольной группы получены по обоим переменным. Показатели пациентов с синдромом разраженного кишечника выше показателей респондентов контрольной группы. Можно предположить, что пациенты с индрмом раздраженного кишечника более склонны к агрессивным действиям, чем респонденты контрольной группы.Выявлены статистически достоверные отличия по показателям уровня тревожности у респондентов экспериментальной и контрольной группы. Показатели пациентов с синдромом разраженного кишечника выше показателей респондентов контрольной группы и находятся в диапазоне оценок высокого уровня тревожности.Показатели уровня тревожности у пациентов с синдромом разраженного кишечника находятся в диапазоне оценок очень высокого уровня в 44% случаев, у респондентов контрольной группы в 20% случаев, на высоком уровне в 33% и 37% соответственно, на среднем с тенденцией к высокому в 23% и 23% соответственно, а на среднем уровне с тенденцией к низкому выявлено только 20% случаев у респондентов контрольной группы. В целом, у респондентов экспериментальной и контрольной группы наблюдается повышенный уровень тревожности.Статистически достоверных отличий по показателям нервно-психической устойчивости у респондентов экспериментальной и контрольной группы не выявлены. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами. Уреспондентов экспериментальной и контрольной группы наблюдается низкий уровень нервно-психической устойчивости, которая является индивидной характеристикой.Статистически достоверные отличия по показателям качества жизни у респондентов экспериментальной и контрольной группы получены по переменным: общее состояние здоровья, физическое функционирование, ролевое функционирование, социальное функционирование, интенсивность боли. Показатели пациентов с синдромом разраженного кишечника выше показателей респондентов контрольной группы по переменной социальное функционирование и ниже по переменным: общее состояние здоровья, физическое функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли.Можно предположить, что пациенты с синдромом раздраженного кишечника более склонны стойко переносить болевые ощущения, интенсивность боли, которая не влияет на их способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.Тогда как респонденты контрольной группы выше оценивают состояние своего здоровья в настоящий момент и перспективы лечения. Физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). Респонденты контрольной группы склонны считать, что их физическое состояние не влияет на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности). И они плохо переносят боль.Статистически достоверные отличия по показателям уровня депрессии у респондентов экспериментальной и контрольной группы получены по переменной когнитивно-аффективная субшкала. Показатели респондентов контрольной группы выше показателей пациентов с синдромом разраженного кишечника. Можно предположить, что респонденты контрольной группы более склонны к депрессии, чем респонденты контрольной группы. Однако, показатели респондентов экспериментальной и контрольной группы находятся в диапазоне оценок тяжелого уровня депрессии.Статистически достоверные отличия по показателям экстроверсии-интроверсии и нейротизма у респондентов экспериментальной и контрольной группы получены по переменным: экстраверсия-интроверсия и нейротизм. Показатели респондентов контрольной группы выше показателей пациентов с синдромом разраженного кишечника. Для пациентов с синдромом разраженного кишечника данной выборки более свойственна интроверсия. Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.Для респондентов контрольной группы более свойственна экстраверсия, то есть общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действия под влиянием момента, ипульсивнось, вспыльчивость. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля. На них не всегда можно положиться.Показатели респондентов контрольной группы выше показателей пациентов с синдромом раздраженного кишечника по шкале нейротизм. То есть эмоциональная нестабильность более характерна для респондентов контрольной группы данной выборки. 2) Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у пациентов с синдромом разраженного кишечника данной выборки:Переменная нервно-психическая устойчивость у пациентов с синдромом разраженного кишечника данной выборки связана обратной зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: косвенная агрессия. Переменная общее состояние здоровья связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: жизнеспособность, физическое функционирование, ролевое функционирование, самооценка психического здоровья, эмоциональное состояние, мешающее работе.Можно предположить, что качество жизни пациентов с синдромом разраженного кишечника данной выборки определяется общим состоянием здоровья, которое определяет физическое, ролевое и социальное функционирование, и в целом, жизнеспособность. Физическое функционирование, жизнеспособность и самооценка психического здоровья определяются интенсивностью боли. Чем выше интенсивность боли, тем ниже косвенная агрессия и нервно-психическая устойчивость пациентов с синдромом разраженного кишечника.2) Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у респондентов контрольной группы данной выборки:Переменная общее физическое функционирование у респондентов контрольной группы связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,01 с переменными: жизнеспособность, социальное функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли, общее состояние здоровья, а на уровне p<0,05 индекс агрессивности, самооценка психического здоровья. Переменная экстраверсия-интроверсия связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: нейротизм. Переменная подозрительность связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: уровень депрессии, раздражение, вербальная агрессия.Можно предположить, что качество жизни респондентов контрольной группы определяется физическим функционированием, которое оказывает влияние на социальное и ролевое функционирование, общее состояние здоровья, жизнеспособность, индекс агрессивности и самооценку психического здоровья. Повышение уровня депрессии вызывает рост подозрительности, раздражения и вербальной агрессии. Чем больше у респондента контрольной группы выражена экстравертированность, тем выше нейротизм.3) Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют особенности тревожности, психосоматического стресса и показателей качества жизни у пациентом с синдромом раздраженного кишечника, можно считать доказанной.ЗАКЛЮЧЕНИЕИз-за постоянно усложняющихся условий жизни, роста информационных, эмоциональных требований и нагрузок к адаптационному психическому потенциалу человека важным является вопрос профилактики стрессовых воздействий и поддержка достаточного уровня физического и психического здоровья. Продолжительный стресс приводит к интенсивному истощению ресурсов и механизмов адаптации личности. Это, в итоге, приводит к нарушениям психических адаптационных процессов, к срывам в функциональных системах и формированию расстройств в соматической и психической сферах различной степени тяжести.Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что несмотря на обширный накопленный материал и включение в исследовательское поле новых аспектов, носящих междисциплинарный характер, что позволяет взглянуть на проблему с неожиданных ракурсов, до сих пор многие научные выкладки остаются на уровне гипотез. Немало вопросов, в том числе основополагающих (происхождение эмоций, механизм развития и др.) по-прежнему остаётся без ответа. По-прежнему неоднозначным является вопрос об эмоциях как мотивационной основе сознания, хотя для многих исследователей (особенно советско-русской школы) это очевидно [Пырьев; Шаховской]. Нерешенным остается и давний спор о том, лежит ли эмоция в основе когнитивного процесса или наоборот – когнитивный процесс служит инициатором эмоции. Логично предположить, что справедлив и тот и другой взгляд на проблему. Как эмоция может активировать когнитивный процесс и влиять на его протекание, так и наоборот, то есть связь между эмоцией и когнитивным процессом (восприятием, воображением, памятью, мышлением) можно характеризовать как динамическую и реципрокную [Изард]. Данный вопрос является важным для целей данного исследования, поскольку его практическая часть будет строиться на основаниях когнитивно-поведенческой психотерапии. Те теории и гипотезы, которые были рассмотрены выше, очередной раз подтверждают многоаспектность и многоуровневость эмоциональной сферы человека. Важно понимать, что анализ структурных особенностей эмоциональных переживаний подразумевает раскрытие особой сферы человеческой действительности, в которой естественные начала человека вступают в резкий конфликт с искусственной средой. Все это позволяет понять анализ эмоций как своего рода ключ к раскрытию особенностей складывания социокультурной реальности.В любом случае, при анализе эмоций необходимо учитывать их двойной характер: с одной стороны, это субъективная реакция на раздражитель (внутренний или внешний), с другой – способ выражения переживаний индивида. Соприкосновение со сферой переживания, объективация субъективного опыта неизбежно приводит исследователя к феноменологическим методам и экзистенциальной парадигме в изучении эмоций и применении этого в терапевтической практике. Качество жизни пациентов с синдромом разраженного кишечника данной выборки определяется общим состоянием здоровья, которое определяет физическое, ролевое и социальное функционирование, и в целом, жизнеспособность. Физическое функционирование, жизнеспособность и самооценка психического здоровья определяются интенсивностью боли. Чем выше интенсивность боли, тем ниже косвенная агрессия и нервно-психическая устойчивость пациентов с синдромом разраженного кишечника.Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют особенности тревожности, психосоматического стресса и показателей качества жизни у пациентом с синдромом раздраженного кишечника, можно считать доказанной.Библиографический списокАбрамова А.В. Эмоции в свете психологии морали // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №3. – С. 3-10.Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. – М., 1999. – 186 с. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/strategiya.html (дата обращения: 04.12.2018).Адлер А. Практика и теория индивидуальной. – М.: Академический проект, 2011. – 240 с.Азанова И.Н., Левченко Е.В. Динамика эмоций как предмет эмпирического исследования (на примере радости и печали) // Вестник Вятского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 80-86.Александров Ю.И. Эмоция и мораль // Методология и история психологии. – 2008. – Том 3. – Вып. 3. – С. 186-208.Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. – М.: Гелеос, 2004. – 416 с. Апресян В.Ю. Эмоции: современные американские исследования //Семиотика и информатика. – 1994. – Вып. 34. – С. 82-97.Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания – 1995. – № 1. – С. 37-65.Базылев В. Н. Феноменология эмоций: гнев // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – Вып. 7. – С. 71-84.Бахарева О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции приморского края: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет. – 2004. – 24 с.Безносюк Е. В. Психологический анализ и психопатологические феномены современной культуры //Российский психиатрический журнал. – 2003. – № 5. – С. 4-10.Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема. //Психологические исследования (электронный научный журнал). – 2009. – №. 1(3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54-belinskaya3.html (дата обращения: 23.04.2018).Бендриковский А.М. Этнокультуральные и клинико-социальные особенности больных пограничными психическими расстройствами в Республике Коми: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – М., 2001. – 29 с.Большой психологический словарь. Текст. / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 сБумке О. Современное учение о неврозах / О. Бумке, П. Шильдер; пер. с нем. М. Я. Когана; Предисловие Е. А. Шевалева. – Одесса, 1928. – 96 с.Веккер Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с. URL: http://psylib.org.ua/books/vekkl01/index.htm (дата обращения: 10.06.2018).Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоция (Вступительная статья) //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – C. 3-29.Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – C. 13-22.Горбунова М.Ю. Роль эмоций в управлении активностью социальных субъектов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. – № 1 (52). – Вып. 1. – С. 276-283.Горбунова М.Ю. Эмоции в социальном управлении: теоретическая модель // Государственное управление. Электронный вестник. – 2011. – Вып. 26. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/26_2011gorbunova.htm (дата обращения: 23.04.2018)Дашиева Б.А. Пограничные нервно-психические расстройства у бурят и русских, учащихся сельских общеобразовательных школ: транскультуральный аспект: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – Томск: Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004. – 26 с.Джемс У. Что такое эмоция? //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 83-92.Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. – М.: Медицина, 2003. – 448 с.Додонов Б.И. О так называемой информационной теории эмоций //Психологический журнал. – 1983. – № 2. – С. 104-116.Додонов. Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Вопросы психологии. – 1976. – № 6. Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. – СПб.: Наука, 2009. – 500 с.Жежелевская А. А., Подпругина В. В. Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта // Вестник МГЛУ. – 2010. – Вып. 7(586). – С. 210-218.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 244 сЗейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Academia, 2000. – 205 с.Изард К.Э. Психология эмоций. / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1312857/ (дата обращения: 10.06.2018).Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2017. – 784 с.Кандель Э.Р. Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней». – М.: CORPUS, 2016. URL: //http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=19403900 (дата обращения: 21.06.2018).Карпович А. Е. Эмоции в жизни человека // Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты / Под общ. ред. В. В. Пономарева, М. А. Писаревской // Материалы международной научно-практической конференции (24-25 ноября 2016 года г. Новороссийск) – Новороссийск: Московский гуманитарно-экономический институт (Новороссийский филиал) – Ставрополь: Логос, 2016. – С. 77-80.Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости / Пер.с англ. В. А. Дорфмана и А. Г. Кратинова /Под ред. и с предисл. В. М. Завадовского. – Л.: Рабочее изд-во «Прибой», 1927. – 175 с.Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты /Пер. с англ. О. Медведь. – М.: Манн, Иванов и Фербер; 2015. – 280 с. Корабельникова Е.А. Клинико-психофизиологические закономерности формирования невротического синдрома: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. мед. наук (Специальность: 14.00.13 – Нервные болезни). – М.: Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, 2004. – 291 с.Королева Е. Г. Роль личностного фактора в этиологии неврозов / Психиатрия. Психотерапия и клиническая психология: материалы конф., посв. 90-летию кафедры психиатрии и мед. психологии Белорус. гос. мед. ун-та. - Минск : Профессиональные издания, 2015. – С. 54-57. URI http://rep.bsmu.by/handle/BSMU/11874 (дата обращения 17.07.2018).Королева Е. Г., Зубрицкая Д. М. Отдельные вопросы этиологии // Клинико-психологические аспекты медицинской практики: материалы областной научно-практической конференции, посвящѐнной 20-летию медико-психологического факультета УО «ГрГМУ», Гродно, 25 октября 2013 г. / Отв. ред. В. А. Снежицкий. – Гродно: ГрГМУ, 2013. – С. 115-119.Костоусова Э. Т. Психологический аспект изучения взаимосвязи языка и эмоций // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – С. 258-260. URL: http://hdl.handle.net/10995/25332 (дата обращения: 23.04.2018).Кривцова С.В. Вступит. ст. к кн. «Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций» // Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013 – С. 5-19.Куликов С. Б. Философский анализ становления современной теории эмоций // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Выпуск 5. – С. 12-15.Кучеренко А. В. Эмоция как одна из отправных точек трансцендентальной феноменологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – Серия философия. – 2009. – №3. – Том 1. – С. 9-10.Ланге К.Г. Душевные движения: Психофизиол. этюд д-ра Г. Ланге, проф. Копенгаген. ун-та / Пер. М.Н. – Санкт-Петербург : Ф.Ф. Павленков, 1896. – 89 с.Литвак М.Е. Неврозы: клиника, профилактика и лечение. Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 279 с.Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов/н/Д: Феникс, 1998. – 416 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml (дата обращения: 04.12.2018).Лысенко И.С. Психологические конфликты у больных с невротическими расстройствами: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность 19.00.04 — медицинская психология). – СПб.: НМИЦПИН им. В.М. Бехтерева 2017. – 200 с.Лэнгле А. Person. Экзистенциально аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2005. – 159 с.Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013 – 235 с.Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008с.Маслечкина С.В. Выражение эмоций в языке и речи //Вестник Брянского госуиниверситета. – 2015. – №3. – С. 231-236Менделевич В. Д. Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.Миневич В.Б., Рожков С.А. Три модели неврозов или к вопросу о способах существования и несуществования драконов // Психиатрия в контексте культуры. Вып. 3: Врач - больной - общество: Сб. науч. тр. Томск; Улан-Удэ, 1995. – C. 4-77.Мукамбетов А.С. Этнокультуральные особенности адаптационного образа болезни у пациентов с тревожными и депрессивными расстройствами: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – Бишкек: Кыргызско-Росийский Славянский Университет, 2009. – 24 с.Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. –368 с. URL: http://alextoman.ru/wp-content/uploads/2012/12/pciholodgy_otnosheniy-%D0%9C%D1%8F%D1%81%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2.pdf (дата обращения: 04.12.2018). Назыров Р.К. Отношение к болезни и лечению, интра- и интерперсональная конфликтность и копинг-поведение больных невро зами: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук. СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. – 1993. –20 с.Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие. – М.: Когито-Центр, 2014. – 328. URL: https://www.litmir.me/br/?b=259106&p=1 (дата обращения: 10.06.2018).Николаев Е.Л. Интегративные тенденции психотерапии в контексте взаимодействия культур // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – №3. С. – 63-68.Николаев Е.Л. Многоуровневый диагностический подход: учет культуральной специфики // Материалы 1-й науч.-практ. конф. психиатров и наркологов Южного фед. округа. – Ростов н/Д., 2004. – С. 340-342.Николаев Е.Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 384 с.Николаев Е.Л. Психотерапия и этнокультуральные аспекты её эффективности (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. – 2005. – № 5. – С. 62-67.Николаев Е.Л. Современные направления исследования пограничных психических расстройств //Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2007. – № 3. – С. 8-49.Николаев Е.Л., Игнатьев Ю.В., Мухамадиев Д.М. Психическое здоровье на евразийском пространстве культур: клинические, психологические и социальные реалии. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013 – 378 с.Николаев Е.Л., Суслова Е.С. Динамика научных представлений о неврозах: от биологической модели – к культурной. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 09.04.2018).Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. М.: Изд-во Университетская книга, Институт общегуманитарных исследований, 1999 – 368 с.Овсепян А.О. Эмоции и языковая картина мира //Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2013. – №6. – С. 178-186.Овсепян Н.О. Лексические средства выражения негативных эмоций (на примере немецкого языка). URL: http://docplayer.ru/40179927-Leksicheskie-sredstva-vyrazheniya-negativnyh-emociy-na-primere-nemeckogo-yazyka.html (дата обращения: 10.06.2018).Падун М.А. Регуляция эмоций и её нарушения // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, – № 39. – С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.06.2018).Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 224 с.Петухов, В.В. Основные аспекты изучения эмоций // Общая психология: тексты: в 3 томах / Ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Том 2. – Книга 1: Субъект деятельности. – М.: Психология: Генезис, 2002. – 671 с.Попов С.Н. Онтология эмотивности // Известия Алтайского государственного университета 2001. – №4. – С, 90-96.Прейгерман Л.М. Разум и эмоции // Государственная служба и кадры. – 2015. – №3. – С. 66-72.Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 704 с.Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с. URL: // http://pedlib.ru/Books/1/0333/index.shtml (дата обращения 21.06.2018). Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.Пырьев Е. А. Диагностика эмоций и мотивации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 17. – №1(3). – 2015. – С. 656-661.Пырьев Е. А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2015. – № 177. – С. 35-42.Пырьев Е. А. Оценка мотивационных возможностей эмоций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 15. – №2(4). – 2013. – С. 972-976.Пырьев Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – Вып. № 133. – С. 288-294..Пырьев Е.А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестник ОГУ. – Гуманитарные науки. – 2012. – №9 (145). – С. 35-42.Пырьев, Е. А. Проблемные вопросы исследования эмоциональных мотивов в поведении человека // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 7-11. Пырьев, Е. А. Эмоции в системе психического отражения и мотивации поведения человека // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 232-236.Пырьев, Е. А. Эмоциональная мотивация личности как многоуровневая система // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 2-4. – С. 973-978.Пырьев, Е. А. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 155. – С. 53-61.Пырьев, Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 288-294.Разоренова Ю.А., Шляхова П.Е. Эмотивность как объект изучения лингвистики и психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(53). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 33-40.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер, 2002. – 720 с. URL://http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения 21.06.2018).Сарсембаев К.Т. Распространенность невротических расстройств в населении по данным эпидемиологического исследования: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – М., 2003. – 300 с.Сарсембаев К.Т. Факторы прогноза невротических расстройств // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2010. – №. 5. Часть 1. – С. 189-194.Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – C. 120-138.Симонов П.В. Потребностно–информационная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982, N 6. – С. 44–56.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981 – 216 с.Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 975 с.Смит Д. В. Феноменология // Стэнфордская энциклопедия философии / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. В.В. Васильева. URL: http:philosophy.3-core.ru/fenomenologiya (дата обращения: 08.06.2018).Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 589 с.Суслова Е.С. Клинико-психологические характеристики дискурсивного типа личности у пациентов с невротическими расстройствами: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. (Специальность: 19.00.04 - медицинская психология). – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 26 с.Федосина С.С. Концепт «эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2011. – Вып. 1(5). – С. 61-65.Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов/ Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. — М.: Академический Проект, 2015. — 620 с.Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе / Пер. М.В. Вульф, A.A. Спектор. – М.: ACT, 2006. – 400 с.Юнг К. Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2017. – 336 с. URL: //https://litlife.club/br/?b=73389&p=34 (дата обращения 21.06.2018).
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. – М., 1999. – 186 с. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/strategiya.html (дата обращения: 04.12.2018).
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной. – М.: Академический проект, 2011. – 240 с.
4. Азанова И.Н., Левченко Е.В. Динамика эмоций как предмет эмпирического исследования (на примере радости и печали) // Вестник Вятского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 80-86.
5. Александров Ю.И. Эмоция и мораль // Методология и история психологии. – 2008. – Том 3. – Вып. 3. – С. 186-208.
6. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. – М.: Гелеос, 2004. – 416 с.
7. Апресян В.Ю. Эмоции: современные американские исследования //Семиотика и информатика. – 1994. – Вып. 34. – С. 82-97.
8. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания – 1995. – № 1. – С. 37-65.
9. Базылев В. Н. Феноменология эмоций: гнев // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – Вып. 7. – С. 71-84.
10. Бахарева О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции приморского края: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет. – 2004. – 24 с.
11. Безносюк Е. В. Психологический анализ и психопатологические феномены современной культуры //Российский психиатрический журнал. – 2003. – № 5. – С. 4-10.
12. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема. //Психологические исследования (электронный научный журнал). – 2009. – №. 1(3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54-belinskaya3.html (дата обращения: 23.04.2018).
13. Бендриковский А.М. Этнокультуральные и клинико-социальные особенности больных пограничными психическими расстройствами в Республике Коми: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – М., 2001. – 29 с.
14. Большой психологический словарь. Текст. / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с
15. Бумке О. Современное учение о неврозах / О. Бумке, П. Шильдер; пер. с нем. М. Я. Когана; Предисловие Е. А. Шевалева. – Одесса, 1928. – 96 с.
16. Веккер Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с. URL: http://psylib.org.ua/books/vekkl01/index.htm (дата обращения: 10.06.2018).
17. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоция (Вступительная статья) //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – C. 3-29.
18. Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – C. 13-22.
19. Горбунова М.Ю. Роль эмоций в управлении активностью социальных субъектов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. – № 1 (52). – Вып. 1. – С. 276-283.
20. Горбунова М.Ю. Эмоции в социальном управлении: теоретическая модель // Государственное управление. Электронный вестник. – 2011. – Вып. 26. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/26_2011gorbunova.htm (дата обращения: 23.04.2018)
21. Дашиева Б.А. Пограничные нервно-психические расстройства у бурят и русских, учащихся сельских общеобразовательных школ: транскультуральный аспект: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – Томск: Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004. – 26 с.
22. Джемс У. Что такое эмоция? //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 83-92.
23. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. – М.: Медицина, 2003. – 448 с.
24. Додонов Б.И. О так называемой информационной теории эмоций //Психологический журнал. – 1983. – № 2. – С. 104-116.
25. Додонов. Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Вопросы психологии. – 1976. – № 6.
26. Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. – СПб.: Наука, 2009. – 500 с.
27. Жежелевская А. А., Подпругина В. В. Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта // Вестник МГЛУ. – 2010. – Вып. 7(586). – С. 210-218.
28. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с
29. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Academia, 2000. – 205 с.
30. Изард К.Э. Психология эмоций. / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1312857/ (дата обращения: 10.06.2018).
31. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2017. – 784 с.
32. Кандель Э.Р. Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней». – М.: CORPUS, 2016. URL: //http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=19403900 (дата обращения: 21.06.2018).
33. Карпович А. Е. Эмоции в жизни человека // Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты / Под общ. ред. В. В. Пономарева, М. А. Писаревской // Материалы международной научно-практической конференции (24-25 ноября 2016 года г. Новороссийск) – Новороссийск: Московский гуманитарно-экономический институт (Новороссийский филиал) – Ставрополь: Логос, 2016. – С. 77-80.
34. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости / Пер.с англ. В. А. Дорфмана и А. Г. Кратинова /Под ред. и с предисл. В. М. Завадовского. – Л.: Рабочее изд-во «Прибой», 1927. – 175 с.
35. Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты /Пер. с англ. О. Медведь. – М.: Манн, Иванов и Фербер; 2015. – 280 с.
36. Корабельникова Е.А. Клинико-психофизиологические закономерности формирования невротического синдрома: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. мед. наук (Специальность: 14.00.13 – Нервные болезни). – М.: Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, 2004. – 291 с.
37. Королева Е. Г. Роль личностного фактора в этиологии неврозов / Психиатрия. Психотерапия и клиническая психология: материалы конф., посв. 90-летию кафедры психиатрии и мед. психологии Белорус. гос. мед. ун-та. - Минск : Профессиональные издания, 2015. – С. 54-57. URI http://rep.bsmu.by/handle/BSMU/11874 (дата обращения 17.07.2018).
38. Королева Е. Г., Зубрицкая Д. М. Отдельные вопросы этиологии // Клинико-психологические аспекты медицинской практики: материалы областной научно-практической конференции, посвящѐнной 20-летию медико-психологического факультета УО «ГрГМУ», Гродно, 25 октября 2013 г. / Отв. ред. В. А. Снежицкий. – Гродно: ГрГМУ, 2013. – С. 115-119.
39. Костоусова Э. Т. Психологический аспект изучения взаимосвязи языка и эмоций // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – С. 258-260. URL: http://hdl.handle.net/10995/25332 (дата обращения: 23.04.2018).
40. Кривцова С.В. Вступит. ст. к кн. «Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций» // Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013 – С. 5-19.
41. Куликов С. Б. Философский анализ становления современной теории эмоций // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Выпуск 5. – С. 12-15.
42. Кучеренко А. В. Эмоция как одна из отправных точек трансцендентальной феноменологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – Серия философия. – 2009. – №3. – Том 1. – С. 9-10.
43. Ланге К.Г. Душевные движения: Психофизиол. этюд д-ра Г. Ланге, проф. Копенгаген. ун-та / Пер. М.Н. – Санкт-Петербург : Ф.Ф. Павленков, 1896. – 89 с.
44. Литвак М.Е. Неврозы: клиника, профилактика и лечение. Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 279 с.
45. Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов/н/Д: Феникс, 1998. – 416 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml (дата обращения: 04.12.2018).
46. Лысенко И.С. Психологические конфликты у больных с невротическими расстройствами: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность 19.00.04 — медицинская психология). – СПб.: НМИЦПИН им. В.М. Бехтерева 2017. – 200 с.
47. Лэнгле А. Person. Экзистенциально аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2005. – 159 с.
48. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013 – 235 с.
49. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008с.
50. Маслечкина С.В. Выражение эмоций в языке и речи //Вестник Брянского госуиниверситета. – 2015. – №3. – С. 231-236
51. Менделевич В. Д. Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
52. Миневич В.Б., Рожков С.А. Три модели неврозов или к вопросу о способах существования и несуществования драконов // Психиатрия в контексте культуры. Вып. 3: Врач - больной - общество: Сб. науч. тр. Томск; Улан-Удэ, 1995. – C. 4-77.
53. Мукамбетов А.С. Этнокультуральные особенности адаптационного образа болезни у пациентов с тревожными и депрессивными расстройствами: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – Бишкек: Кыргызско-Росийский Славянский Университет, 2009. – 24 с.
54. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. –368 с. URL: http://alextoman.ru/wp-content/uploads/2012/12/pciholodgy_otnosheniy-%D0%9C%D1%8F%D1%81%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2.pdf (дата обращения: 04.12.2018).
55. Назыров Р.К. Отношение к болезни и лечению, интра- и интерперсональная конфликтность и копинг-поведение больных невро зами: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук. СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. – 1993. –20 с.
56. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие. – М.: Когито-Центр, 2014. – 328. URL: https://www.litmir.me/br/?b=259106&p=1 (дата обращения: 10.06.2018).
57. Николаев Е.Л. Интегративные тенденции психотерапии в контексте взаимодействия культур // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – №3. С. – 63-68.
58. Николаев Е.Л. Многоуровневый диагностический подход: учет культуральной специфики // Материалы 1-й науч.-практ. конф. психиатров и наркологов Южного фед. округа. – Ростов н/Д., 2004. – С. 340-342.
59. Николаев Е.Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 384 с.
60. Николаев Е.Л. Психотерапия и этнокультуральные аспекты её эффективности (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. – 2005. – № 5. – С. 62-67.
61. Николаев Е.Л. Современные направления исследования пограничных психических расстройств //Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2007. – № 3. – С. 8-49.
62. Николаев Е.Л., Игнатьев Ю.В., Мухамадиев Д.М. Психическое здоровье на евразийском пространстве культур: клинические, психологические и социальные реалии. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013 – 378 с.
63. Николаев Е.Л., Суслова Е.С. Динамика научных представлений о неврозах: от биологической модели – к культурной. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 09.04.2018).
64. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. М.: Изд-во Университетская книга, Институт общегуманитарных исследований, 1999 – 368 с.
65. Овсепян А.О. Эмоции и языковая картина мира //Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2013. – №6. – С. 178-186.
66. Овсепян Н.О. Лексические средства выражения негативных эмоций (на примере немецкого языка). URL: http://docplayer.ru/40179927-Leksicheskie-sredstva-vyrazheniya-negativnyh-emociy-na-primere-nemeckogo-yazyka.html (дата обращения: 10.06.2018).
67. Падун М.А. Регуляция эмоций и её нарушения // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, – № 39. – С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.06.2018).
68. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 224 с.
69. Петухов, В.В. Основные аспекты изучения эмоций // Общая психология: тексты: в 3 томах / Ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Том 2. – Книга 1: Субъект деятельности. – М.: Психология: Генезис, 2002. – 671 с.
70. Попов С.Н. Онтология эмотивности // Известия Алтайского государственного университета 2001. – №4. – С, 90-96.
71. Прейгерман Л.М. Разум и эмоции // Государственная служба и кадры. – 2015. – №3. – С. 66-72.
72. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 704 с.
73. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с. URL: // http://pedlib.ru/Books/1/0333/index.shtml (дата обращения 21.06.2018).
74. Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
75. Пырьев Е. А. Диагностика эмоций и мотивации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 17. – №1(3). – 2015. – С. 656-661.
76. Пырьев Е. А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2015. – № 177. – С. 35-42.
77. Пырьев Е. А. Оценка мотивационных возможностей эмоций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 15. – №2(4). – 2013. – С. 972-976.
78. Пырьев Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – Вып. № 133. – С. 288-294..
79. Пырьев Е.А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестник ОГУ. – Гуманитарные науки. – 2012. – №9 (145). – С. 35-42.
80. Пырьев, Е. А. Проблемные вопросы исследования эмоциональных мотивов в поведении человека // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 7-11.
81. Пырьев, Е. А. Эмоции в системе психического отражения и мотивации поведения человека // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 232-236.
82. Пырьев, Е. А. Эмоциональная мотивация личности как многоуровневая система // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 2-4. – С. 973-978.
83. Пырьев, Е. А. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 155. – С. 53-61.
84. Пырьев, Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 288-294.
85. Разоренова Ю.А., Шляхова П.Е. Эмотивность как объект изучения лингвистики и психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(53). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 33-40.
86. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер, 2002. – 720 с. URL://http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения 21.06.2018).
87. Сарсембаев К.Т. Распространенность невротических расстройств в населении по данным эпидемиологического исследования: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. мед. наук (Специальность: 14.00.18 – Психиатрия). – М., 2003. – 300 с.
88. Сарсембаев К.Т. Факторы прогноза невротических расстройств // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2010. – №. 5. Часть 1. – С. 189-194.
89. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций //Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – C. 120-138.
90. Симонов П.В. Потребностно–информационная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982, N 6. – С. 44–56.
91. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981 – 216 с.
92. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 975 с.
93. Смит Д. В. Феноменология // Стэнфордская энциклопедия философии / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. В.В. Васильева. URL: http:philosophy.3-core.ru/fenomenologiya (дата обращения: 08.06.2018).
94. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 589 с.
95. Суслова Е.С. Клинико-психологические характеристики дискурсивного типа личности у пациентов с невротическими расстройствами: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. (Специальность: 19.00.04 - медицинская психология). – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 26 с.
96. Федосина С.С. Концепт «эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2011. – Вып. 1(5). – С. 61-65.
97. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов/ Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. — М.: Академический Проект, 2015. — 620 с.
98. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе / Пер. М.В. Вульф, A.A. Спектор. – М.: ACT, 2006. – 400 с.
99. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2017. – 336 с. URL: //https://litlife.club/br/?b=73389&p=34 (дата обращения 21.06.2018).
Вопрос-ответ:
Что такое тревожность?
Тревожность – это психоэмоциональное состояние, характеризующееся чувством неприятной напряженности, беспокойства и неуверенности. Оно может сопровождаться физическими симптомами, такими как повышенное сердцебиение, потливость, дрожь и другие.
Как эмоции влияют на психическое и соматическое здоровье человека?
Эмоции играют важную роль в психическом и соматическом здоровье человека. Они могут влиять на настроение, поведение, а также на работу различных органов и систем организма. Например, постоянная тревожность может приводить к хроническому стрессу, который негативно влияет на иммунную систему и может повышать риск развития различных заболеваний.
Какое значение имеет тревожность у пациентов с синдромом раздраженного кишечника?
У пациентов с синдромом раздраженного кишечника тревожность играет значительную роль. Они часто испытывают тревогу и беспокойство из-за своих симптомов, что может усиливать их неудовлетворение жизнью и ухудшать качество жизни. Кроме того, тревожность может вызывать усиление симптомов синдрома раздраженного кишечника.
Какие механизмы психологической защиты используют больные с синдромом раздраженного кишечника?
У больных с синдромом раздраженного кишечника могут активироваться различные механизмы психологической защиты, такие как отрицание, перенос, запрещение и другие. Они позволяют пациентам справляться с неприятными эмоциями и ситуациями, связанными со своим заболеванием.
Какие выводы можно сделать по первой главе исследования?
По первой главе исследования можно сделать несколько выводов. Во-первых, тревожность играет важную роль у пациентов с синдромом раздраженного кишечника и может существенно влиять на их физическое и эмоциональное состояние. Во-вторых, исследование показало, что понятие тревожности изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии, что позволяет сделать более полную картину этого явления. Наконец, у пациентов с синдромом раздраженного кишечника используются различные механизмы психологической защиты для справления с неприятными эмоциями и ситуациями своего заболевания.
Какую роль играют эмоции в психическом и соматическом здоровье человека?
Эмоции играют значительную роль в психическом и соматическом здоровье человека. Они могут влиять на настроение, поведение, физическое состояние и даже на работу органов. Негативные эмоции, такие как тревога, стресс и депрессия, могут иметь отрицательное влияние на общее состояние здоровья. Положительные эмоции, такие как радость, любовь и удовлетворение, могут, напротив, улучшить настроение и благополучие человека.
Какие существуют подходы к изучению понятия тревожности в психологии?
В психологии существует несколько подходов к изучению понятия тревожности. Один из них основан на понятии тревожности как личностной черты, которая может быть измерена и классифицирована. Другой подход сосредоточен на изучении тревожности как реакции на конкретные ситуации или события. Третий подход связан с изучением тревожности как состояния, которое может быть временным и изменчивым. Каждый подход имеет свои особенности и используемые методы.
Какие механизмы психологической защиты обнаружены у пациентов с синдромом раздраженного кишечника?
У пациентов с синдромом раздраженного кишечника обнаружены различные механизмы психологической защиты. Один из них - агрессивность, которая может служить способом выражения негативных эмоций. Другим механизмом психологической защиты является аликсетимия, которая проявляется в трудности в выражении и осознании своих эмоций. Оба эти механизма могут быть связаны с тревожностью и влиять на психическое состояние пациентов с синдромом раздраженного кишечника.
Как эмоции влияют на психическое и соматическое здоровье?
Эмоции играют важную роль в психическом и соматическом здоровье человека. Они могут влиять на настроение, физическое состояние, поведение и качество жизни. Негативные эмоции, такие как тревога, стресс и депрессия, могут приводить к различным психическим и физическим проблемам, включая развитие синдрома раздраженного кишечника.
Какие подходы используются в исследовании понятия тревожности?
Исследование понятия тревожности проводится как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Современные подходы включают как когнитивные, так и эмоциональные аспекты тревожности, а также учитывают индивидуальные особенности пациентов. Для измерения тревожности используются различные психологические тесты и опросники.
Какие механизмы психологической защиты и аликсетимия присутствуют у пациентов с синдромом раздраженного кишечника?
У пациентов с синдромом раздраженного кишечника наблюдается повышенная тревожность и агрессивность. Они часто используют различные механизмы психологической защиты, такие как отрицание, подавление и преуменьшение проблемы. Также у них может быть высокий уровень аликсетимии - трудность в распознавании и выражении собственных эмоций.
Какую роль играет тревожность у пациентов с синдромом раздраженного кишечника?
Тревожность играет важную роль у пациентов с синдромом раздраженного кишечника. Она может усиливать симптомы синдрома, такие как боли в животе, расстройства стула и дискомфорт. Также тревожность может оказывать негативное влияние на качество жизни пациентов и их способность справляться с симптомами.