Психологические особенности наркозависимых
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 99 + 99 источников
- Добавлена 03.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению психологических особенностей наркозависимых 6
1.1 Причины употребления ПАВ и развития зависимости 6
1.2 Психологические особенности зависимых от ПАВ 10
1.3 Практические технологии психо-социальной работы с зависимыми от ПАВ 13
1.4 Мотивы, побуждающие к избавлению от зависимости 19
1.5 Когнитивно-поведенческая модель коррекции тревожно-невротических состояний наркозависимых пациентов в условиях реабилитационного центра 24
Выводы по главе 1: 45
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей наркозависимых 46
2.1 Планирование и организация эмпирического исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 51
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список литературы 64
Регрессия. Регрессия является защитным психологическим механизмом, с помощью которого человек стремится избегать тревогу посредством сползания на более раннюю стадию развития.
Компенсация. Этот механизм проявляется в поиске подходящей замены воображаемого или реального дефекта, недостатка, посредством фантазий или присвоения себе достоинств другого человека.
Проекция. Основу данного механизма составляет процесс локализации вовне и приписывания другим неосознаваемых и неприемлемых для человека чувств и мыслей.
Замещение. Этот защитный механизм проявляется в переносе негативных подавленных эмоций на менее опасные или более доступные объекты, чем вызвавшие отрицательные эти чувства и эмоции.
Интеллектуализация. Личность избавляет себя от переживаний, вызванных неприятными ситуациями посредством логических манипуляций и установок.
Реактивные образования. Человек ограждает себя от выражения неприемлемых или неприятных для него чувств, поступков или мыслей посредством чрезмерной выраженности противоположных стремлений.
1. Личностный шестнадцатифакторный опросник Кеттела
Цель методики: выявление личностных особенностей
Стимульный материал включает 105 вопросов, которые требуют ответа «верно» или «неверно». Измерению подлежат 16 особенностей личности. Подробно опросник представлен в приложении.
Методы математико-статистической обработки данных
Математико-статистическая обработка данных исследования производилась с помощью программы MS Excel 2010, STATISTICA 6.0. Результаты обработанных протоколов, использованных в исследовании методик, были сведены в матрицу первичных данных в программе MS Excel, где столбцы были образованы шкалами, а строки – шкальными оценками по различным методикам.
Математико-статистическая обработка данных включала в себя:
подсчет параметров распределения в группе респондентов – среднее значение, стандартное отклонение. Результаты первичной статистической обработки наглядно представлены на гистограммах;
сравнительный анализ между группами проводился с применением непараметрического критерия U Манна-Уитни;
достоверность различий оценивалась на 0,1-5% уровне значимости (р≤0,001, р≤0,01, р≤0,05)
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
1. Результаты исследования напряженности психологических защит
Психологические защиты исследовались с помощью теста «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конт). Результаты теста представлены в таблице 2 и рисунке 1.
Таблица 2.
Результаты сравнительного анализа данных методики «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте
Наркозависимые (n=20) стандартное отклонение Не имеющие наркотической зависимости (n=20) стандартное отклонение U-Манну-Уитни p-уровень Отрицание 55,40 1,23 1,70 0,80 15,00 0,001 подавление 2,50 1,05 3,60 1,90 128,00 0,05 Регрессия 2,80 1,11 3,00 1,84 198,00 0,96 Компенсация 2,90 0,72 4,65 1,46 62,00 0,001 Проекция 4,50 1,40 3,20 1,44 102,00 0,01 Замещение 2,50 1,05 4,40 1,90 77,00 0,001 интеллектуализация 6,15 1,18 3,95 1,76 59,00 0,001 реактивное образование 2,90 1,07 4,55 1,67 87,00 0,001
Рисунок 1. Графическое представление результатов механизмов психологической защиты у наркозависимых , и у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, .
Как видно из таблицы 1 статистически достоверные различия по показателям исследования механизмов психологических защит у наркозависимых , и у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, данной выборки получены по переменным: отрицание, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Показатели наркозависимых , выше показателей у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, по переменным: отрицание, проекция, интеллектуализация. Показатели у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, данной выборки выше показателей наркозависимых , по переменным: подавление, компенсация, замещение, реактивное образование.
Отрицание. Выраженность данного механизма на уровне более 50% выявлена у 14 (70%), наркозависимых, и 4 (20%), считающихся у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, .
Видно, что отрицание, как механизм психологической защиты, более всего присущ ,наркозависимым, и менее выражен у респондентов , не имеющих наркотической зависимости,. Посредством данного механизма наркозависимые склонны отрицать либо определенные обстоятельства, которые фрустрируют, вызывают тревогу, либо определенный внутренний импульс. Такие люди, как правило, склонны отрицать различные аспекты реальности, которые очевидны для других, но не признаются, не принимаются ими самими. Они не воспринимают тревожащую и приводящую к конфликту информацию. Такие люди скорее всего склонны к конфликтам, которые возникают при действии мотивов, противоречащих их установкам. Они чувствительны к информации, угрожающей ее самоуважению, социальному престижу или самосохранению.
Средние значения выраженности механизма психологической защиты «Отрицание» у наркозависимых (ср.знач. 4,40) в 2, 58 раза, на статистически достоверном уровне выше, чем у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, (ср. знач. 1,70). Это говорит о том, что наркозависимые значительно чаще используют данный механизм для того, чтобы отрицать угрожающую информацию, сложные обстоятельства, возникающие проблемы, переводя их из сознательного в бессознательное, делая тем самым возникающуюю тревогу плохоосознаваемой и, как следствие, лишают себя возможности проработать тревогу и конструктивно справится со стрессом. В совокупности это приводит к нарастанию психосоматических симптомов и обострению болезни.
Подавление (вытеснение). Данный механизм на уровне более 50% выявлен у 9 (45%), наркозависимых, и 6 (30%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, . Из количественного показателя по данной шкале можно увидеть, что этот механизм свойственен представителям обеих групп выборки. Исходя из этого, можно говорить о том, что и респондентам контрольной и экспериментальной группы свойственно стремление превратить неприемлемые для них мысли, желания, чувства, которые вызывают тревогу в бессознательные. Вытесненные чувства не находят разрешения во внешнем поведении. Они продолжают сохранять свои психо-вегетативные и эмоциональные компоненты. Преобладают ситуации, когда содержание травмирующих событий не осознается ими, и они вытесняют само наличие негативного поступка, но конфликт остается. В связи с этим вытесненные влечения проявляются в психофизиологических и невротических симптомах.
Регрессия. Этот механизм на уровне более 50% выявлен у 5 (25%), наркозависимых, и 9 (45%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, . Видно, данный механизм используют, прежде всего, не имеющие наркотической зависимости . Для них характерно наличие стремления избегать тревогу посредством сползания на более раннюю стадию развития. При этом такие люди, прежде всего, склонны решать не сложные задачи, а более доступные и простые в сложившихся ситуациях. Применение более привычных и простых стереотипов поведения приводит к обеднению общего (потенциально возможного) арсенала конфликтных ситуаций. Слабость и импульсивность эмоционального контроля определяются активизацией данного защитного механизма в контексте большей доступности и упрощенности мотивационно-потребностной сферы.
Компенсация. Рассматриваемый механизм на уровне более 50% выявлен у 3 (15%), наркозависимых, и 11 (55%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, . Из результатов видно, что компенсацию, как психологический защитный механизм, использует чаще не имеющие наркотической зависимости , не наркозависимые. Они обычно более склонны искать подходящую замену воображаемому или реальному дефекту, недостатку, посредством фантазий или присвоения себе достоинств, свойств, ценностей, особенностей поведения другого человека. В первую очередь это возникает в ситуации, когда необходимо избежать конфликта с этим человеком и повысить чувство самодостаточности. Заимствованные установки, ценности или мысли присваиваются ими без переструктурирования и анализа и, в связи с этим, не становятся ее частью.
Проекция. Этот механизм на уровне более 50% диагностирован у 13 (65%), наркозависимых, и 5 (25%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, . Видно, что проекция является защитным механизмом, свойственным более всего , наркозависимым. Это значит, что наркозависимые более склонны приписывать другим неосознаваемые и неприемлемые для них чувства и мысли. В результате этого такие чувства и мысли для них становятся своего рода внешними, вторичными. Негативные, социально неодобряемые испытываемые чувства и свойства часто приписываются ими окружающим для оправдания собственной недоброжелательности, проявляющейся как бы в защитных целях.
Замещение. Замещение на уровне более 50% выявлено у 2 (10%), наркозависимых, и 9 (45%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, . Эти результаты могут говорить о том, что не имеющие наркотической зависимости чаще, чем наркозависимые стремятся переносить негативные подавленные эмоции на менее опасные или более доступные объекты, чем вызвавшие отрицательные эти чувства и эмоции. Такое поведение они используют для того, чтобы разрядить эмоциональные напряжения, возникшие из-за фрустрирующих ситуаций. В этом случае они подчас способны совершить бессмысленные, неожиданные действия, разрешающие внутренние напряжения.
Интеллектуализация. Этот защитный механизм, диагностированный на уровне более 50% у 16 (80%), наркозависимых, и 7 (35%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, , иногда обозначают как «рационализация». Можно отметить, что его чаще склонны использовать наркозависимые. Они более склонны, чем не имеющие наркотической зависимости , избавляться от переживаний, вызванных субъективно неприемлемыми или неприятными ситуациями посредством логических манипуляций и установок даже если есть убедительные доказательства в пользу другого. Они более склонны занижать ценности опыта, недоступного для них. Попадая в ситуацию конфликта, наркозависимые склонны защищаться от него с помощью снижения ценности других причин, которые вызвали данную психотравмирующую ситуацию или конфликт.
Реактивные образования. Этот вид психологической защиты, выявленный на уровне более 50% у 6 (30%), наркозависимых, и 10 (50%), респондентов , не имеющих наркотической зависимости, , часто связывают с гиперкомпенсацией. Из представленных результатов видно, что такой защитный механизм чаще используют не имеющие наркотической зависимости . То есть, респонденты , не имеющих наркотической зависимости, более склонны ограждать себя от выражения неприемлемых или неприятных для него чувств, поступков или мыслей посредством чрезмерной выраженности противоположных стремлений. Говоря иначе, осуществляются изменения внутренних импульсов в их противоположность.
То есть, наркозависимые данной выборки в большей степени склонны отрицать как определенные вызывающие тревогу, фрустрируюшие обстоятельства, так и какие-либо внутренние импульсы. В основном, действия данного механизма проявляются в игнорировании определенных сторон окружающей реальности, которые очевидны окружающим, но не признаются, не принимаются самой личностью. Наркозависимые данной выборки пытаются избавляться от негативных эмоций, вызванных возможными последствиями аддикции, с помощью всевозможных умозаключений.
Таким образом, для наркозависимых , в стрессовых ситуациях характерно наличие тенденции либо отрицать негативную информацию, угрожающую их состоянию, либо объяснять свое заболевание и его последствия посредством логических умозаключений и использования интеллектуальных установок. С другой стороны для у респондентов , не имеющих наркотической зависимости, в подобных ситуациях характерно стремление к замене недостатков посредством присвоения себе достоинств другого человека, а также желание ограждать себя от неприятных чувств с помощью выраженности противоположных стремлений.
Сравнительный анализ показателей личностных особенностей
Исследование личностных особенностей проводилось с помощью шестнадцати факторного опросника Р.Кеттела, позволяющего выявить профиль личности. В результате исследования были получены следующие результаты.
Таблица 2.
Сравнительный анализ показателей личностных особенностей
наркозависимые Не имеющие наркотической зависимости t-Стьюдента p-уровень MD 6,70 6,73 -0,06 0,95 A 6,80 7,93 -2,29 0,03 B 3,20 2,47 1,49 0,14 C 3,83 3,80 0,07 0,94 E 6,30 6,27 0,06 0,96 F 6,43 7,33 -2,13 0,04 G 6,40 7,00 -1,13 0,26 H 7,13 7,73 -1,25 0,22 I 5,37 5,20 0,33 0,74 L 6,13 7,60 -2,63 0,01 M 6,00 4,40 2,93 0,001 N 5,90 5,80 0,18 0,86 O 6,70 6,47 0,36 0,72 Q1 5,07 4,67 0,71 0,48 Q2 3,57 4,93 -2,95 0,00 Q3 6,70 6,60 0,22 0,82 Q4 3,67 3,93 -0,68 0,50
Как видно из таблицы 2 статистически достоверные отличия по показателям личностных особенностей у наркозависимых , и у респондентов, не имеющих наркотической зависимости, данной выборки получены по переменным: фактор А (замкнутость-общительность), фактор L (подозрительность-доверчивость), фактор М (практичность-мечтательность), фактор Q2 (Конформизм (зависимость от группы) нонконформизм (самостоятельность)). Показатели респондентов, не имеющих наркотической зависимости, данной выборки выше показателей наркозависимых данной выборки по переменным: фактор А (замкнутость-общительность), фактор L (подозрительность-доверчивость), фактор Q2 (Конформизм (зависимость от группы) нонконформизм (самостоятельность)). Показатели наркозависимых данной выборки выше показателей респондентов , не имеющих наркотической зависимости, данной выборки по переменной: фактор М (практичность-мечтательность.
Личностные особенности наркозависимых данной выборки характеризуются пиками на шкалах: A+, H+, F+, O+ Q3+ и снижениями на шкалах: B-, C-. Можно предположить, что для наркозависимых данной выборки свойственна: смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, эмоциональная значимость социальных контактов, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, и вместе с этим эмоциональная неустойчивость.
Личностные особенности респондентов, не имеющих наркотической зависимости, данной выборки характеризуются пиками на шкалах: A+, H+, L+, F+ и снижениями на шкалах: B-, C-. Можно предположить, что для респондентов , не имеющих наркотической зависимости, данной выборки свойственна: общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов. Смелость, предприимчивость, активность; готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.
Таким образом, респондентов, не имеющих наркотической зависимости, и наркозависимых данной выборки отличает общительность, высокий уровень социальной смелости и низкая эмоциональная устойчивость. Для наркозависимых данной выборки более характерна сильная воля, умение контролировать свои мысли и чувства, для респондентов , не имеющих наркотической зависимости, более характерна осторожность, настороженность по отношению к людям.
ВЫВОДЫ
Данное исследование посвящено изучению психологических особенностей у наркозависимых в связи с тем, что эта проблема в настоящее время изучена не достаточно.
В исследовании участвовало 20 человек наркозависимых различных стадий не имеющих осложнения, и 20 респондентов, не имеющих наркотической зависимости, . Исследование осуществлялось посредством применения методики «Индекс жизненного стиля». Методика «Индекс жизненного стиля» применялась с целью выявления механизмов психологической защиты.
В ходе исследования было установлено, что более выраженными механизмами психологической защиты у наркозависимых , оказались интеллектуализация и проекция. Такие механизмы психологической защиты чаще всего встречаются в представленной выборке. Проекция дает возможность избавляться от неприемлемого и нежелательного посредством приписывания данного другим. Интеллектуализация же дает возможность заменять эмоциональные переживания интеллектуальными конструктами в проблемных ситуациях. Кроме этих механизмов наиболее встречаемым выступило отрицание как один из механизмов психологической защиты. Отрицание говорит об отсутствии у наркозависимых признания наличия у них нежелательных потребностей, негативных чувств и жизненных проблем. Также у наркозависимых менее всего присутствуют такие психологические защитные механизмы как компенсация и замещение. Компенсация дает возможность подменять желаемое чем-то более достижимым. Замещение дает возможность заменять один объект для проявления агрессии другим, который более приемлем.
Респондентов, не имеющих наркотической зависимости, и наркозависимых данной выборки отличает общительность, высокий уровень социальной смелости и низкая эмоциональная устойчивость. Для наркозависимых данной выборки более характерна сильная воля, умение контролировать свои мысли и чувства, для респондентов , не имеющих наркотической зависимости, более характерна осторожность, настороженность по отношению к людям.
Полученные данные позволяют определять направление проблемно-решающей психотерапевтической работы с наркозависимыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования установили, что для успешного лечения, медицинской и социальной реабилитации наркозависимых необходимо выработать у них высокий уровень мотивации, благодаря чему у пациентов появится желание лечиться и изменить свою жизнь. Известно, что лечение наркотической зависимости может быть успешно только в случае, если пациент самостоятельно примет решение о необходимости избавиться от зависимости и излечиться.
Наиболее эффективным средством повышения мотивации является проведение сеансов мотивационного консультирования. В основе мотивационного консультирования лежит общение пациента с консультантом. При этом консультант не должен давить на пациента, навязывать ему другой образ жизни, убеждать в чем-то. Консультант должен выстроить доверительные отношения с пациентом, в ходе беседы внимательно слушать, давать возможность высказаться пациенту.
Консультант должен повернуть беседу так, чтобы пациент принял самостоятельное решение о необходимости менять что-либо в своей жизни. Лечение может быть медикаментозным. После него проводится социальная реабилитация, в ходе которой применяются различные приемы. Могут проводиться индивидуальные, групповые консультации, занятия. Консультант должен поддерживать мотивацию пациента на высоком уровне. Без должной поддержки постепенно уровень мотивации снижается и пациент может вернуться к прежнему состоянию.
Наркозависимый должен верить в успех лечения, настрой должен быть положительным. Только так можно говорить об успешности терапии и реабилитации.
В ходе исследования было установлено, что более выраженными механизмами психологической защиты у наркозависимых , оказались интеллектуализация и проекция. Такие механизмы психологической защиты чаще всего встречаются в представленной выборке. Проекция дает возможность избавляться от неприемлемого и нежелательного посредством приписывания данного другим. Интеллектуализация же дает возможность заменять эмоциональные переживания интеллектуальными конструктами в проблемных ситуациях. Кроме этих механизмов наиболее встречаемым выступило отрицание как один из механизмов психологической защиты. Отрицание говорит об отсутствии у наркозависимых признания наличия у них нежелательных потребностей, негативных чувств и жизненных проблем. Также у наркозависимых менее всего присутствуют такие психологические защитные механизмы как компенсация и замещение. Компенсация дает возможность подменять желаемое чем-то более достижимым. Замещение дает возможность заменять один объект для проявления агрессии другим, который более приемлем.
Респондентов , не имеющих наркотической зависимости, и наркозависимых данной выборки отличает общительность, высокий уровень социальной смелости и низкая эмоциональная устойчивость. Для наркозависимых данной выборки более характерна сильная воля, умение контролировать свои мысли и чувства, для респондентов , не имеющих наркотической зависимости, более характерна осторожность, настороженность по отношению к людям.
Полученные данные позволяют определять направление проблемно-решающей психотерапевтической работы с наркозависимыми.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности/ / Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. – С. 138-144.
Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.-216 стр., с.84
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2000.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков.— М., 2002.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия
Валентик Ю.В., Мельников В.Ф., Волков А.В., Мальшакова М.С. Амбулаторная реабилитация наркозависимых с зависимостью от наркотиков. Методическое руководство. Российско-голландский проект.
Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы, 1991.
Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. – с. 455-491
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Всеобщая декларация прав человека // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Выгодский Л.С. Возрастная психология- М: Просвещение, 2011,- с.387.
Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекция. - М.,2008 , 370 с.
Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. уч. пос. для ВУЗов. изд. 2.-М., 1997. С191
Гражданский Кодекс Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Губина С.А. Курс лекций по истории социологий. Зарубежная социология. Учебное пособие. – М.: Эклибрис-Пресс, 2009. – 304 с.
Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 297 с.
Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990, с.90
Думинова Л.Т., Маршак А.Л, Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. — М., 2002.
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 576с., с.71
Жадаева Е. Л. (Подзорова Е. Л.) Исследование влияния ситуационных факторов на эмоциональное предвосхищения у детей дошкольного возраста при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2006. № 6. С. 36—44.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст] / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2012. - 560 с. - ISBN 5-85639-322-8 (в пер.).
Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Серия «Социальная работа»).
Изард К.Е. Психология эмоций / Пер с англ.- СПб.: Питер, 2009.- 464 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2004.
Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006.
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия, 2-е изд., 2000.
Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография/ К.В.Карпинский; Под ред. Комаровой Т.К. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 139 с.
Катков А.Л., Пак Т.В., Россинский Ю.А., Титова В.В. Интегративно-развивающая психотерапия наркозависимых наркозависимых, Павлодар. - 2003. - 267 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : «Просвещение», 1979.
Кон И.С. Психология юношеского возраста.– М.: Просвещение, 2009.
Конвенция о правах ребенка // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Конституция Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
Короблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.И. Искуство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. СПю.: Издательство РГПУ им. А.И. Геруена; изд-во Союз, 2001, 319 с.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998,
Крутицкий В.А. Психология – М.: Просвещение, 2012,- с. 300.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. — Хабаровск, 2003.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М., 1999
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2002.
Мотивационное интервьюирование лиц употребляющих инъекционные наркотики (пособие для социальных работников программ профилактики ВИЧ/СПИД). Методические рекомендации Киев, 2004.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 2007.
Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М., 1988.
Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов Учебное пособие, СПб: Речь, 2000. -392 с.
Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982 . – 65 с.
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Академия, 2003.
Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006)// Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Основы социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
Официальный сайт государственной статистики РФ.
Павленко П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.—М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // История западной социологии. (Электронная версия)
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 246 – 254.
Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. — М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.
Первин А. А., Джон О.П. Психология личности. – М.: Аспект–Пресса, 2000.
Подзорова Е. Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 182—192.
Подзорова Е. Л. К проблеме эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте // Молодые ученые — московскому образованию. Материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2007. С. 188—191.
Подзорова Е. Л. Становление индивидуальных смысловых образований у детей дошкольного возраста при выполнении заданий познавательного характера // Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. 23—24 ноября 2006 г.—М.: МГУ, 2006. С. 318—320.
Право и защита семьи государством [Текст] / Под ред. Е.Г. Азарова. - М.: Наука, 2012. - 184 с.
Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прохаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. Журнал "Вопросы психологии, № 2, 1994. с.113-122.
Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006.
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М., 2000.
Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика . – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479с.
Российская Федерация. Указы. О мерах социальной поддержки детей [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 14.08.1996 г. № 942.- М.: Ось, 2011. – 46 с.
Россинский Ю.А. и др. Персонология больного наркоманией/ Семке В. Я., Мусабекова Ж.К.. – Павлодар, 2006.
Садовников Ф.В., Качимская А.Ю. Особенности целеполагания старшеклассников с различными вариантами жизненной перспективы
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Семейный Кодекс РФ // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся–подростков.– СПб., 2002.
Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2004. – 928 с.
Тард Г. Социальные законы // Зомбарт В. Социология – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 81 – 89.
Технология социальной работы [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»).
Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1.
Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под редакцией И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 2001.
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Изд. 2-е. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
Шевцов М.Н. Новая методика для оценки способности к самоуправлению
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ, 1997. - 506 с.
Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003.
Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
Эриксон Э. Детство и общество. М.: Изд-во «Летний сад», 2000. – 416 с.
Эриксон Э. Детство и общество.– СПб.: Питер, 1996.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук / 13.00.08. М., 2009. – 47 с.
2
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности/ / Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. – С. 138-144.
2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.-216 стр., с.84
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2000.
4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
5. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков.— М., 2002.
6. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
7. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия
8. Валентик Ю.В., Мельников В.Ф., Волков А.В., Мальшакова М.С. Амбулаторная реабилитация наркозависимых с зависимостью от наркотиков. Методическое руководство. Российско-голландский проект.
9. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы, 1991.
10. Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984
11. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
12. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. – с. 455-491
13. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
14. Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
15. Всеобщая декларация прав человека // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
16. Выгодский Л.С. Возрастная психология- М: Просвещение, 2011,- с.387.
17. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекция. - М.,2008 , 370 с.
19. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. уч. пос. для ВУЗов. изд. 2.-М., 1997. С191
20. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
21. Губина С.А. Курс лекций по истории социологий. Зарубежная социология. Учебное пособие. – М.: Эклибрис-Пресс, 2009. – 304 с.
22. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
23. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 297 с.
24. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990, с.90
25. Думинова Л.Т., Маршак А.Л, Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. — М., 2002.
26. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 576с., с.71
27. Жадаева Е. Л. (Подзорова Е. Л.) Исследование влияния ситуационных факторов на эмоциональное предвосхищения у детей дошкольного возраста при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2006. № 6. С. 36—44.
28. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст] / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2012. - 560 с. - ISBN 5-85639-322-8 (в пер.).
29. Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Серия «Социальная работа»).
30. Изард К.Е. Психология эмоций / Пер с англ.- СПб.: Питер, 2009.- 464 с.
31. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2004.
32. Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006.
33. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия, 2-е изд., 2000.
34. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография/ К.В.Карпинский; Под ред. Комаровой Т.К. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 139 с.
35. Катков А.Л., Пак Т.В., Россинский Ю.А., Титова В.В. Интегративно-развивающая психотерапия наркозависимых наркозависимых, Павлодар. - 2003. - 267 с.
36. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : «Просвещение», 1979.
37. Кон И.С. Психология юношеского возраста.– М.: Просвещение, 2009.
38. Конвенция о правах ребенка // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
39. Конституция Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
40. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
41. Короблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.И. Искуство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. СПю.: Издательство РГПУ им. А.И. Геруена; изд-во Союз, 2001, 319 с.
42. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998,
43. Крутицкий В.А. Психология – М.: Просвещение, 2012,- с. 300.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975
45. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
46. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
47. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
48. Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. — Хабаровск, 2003.
49. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М., 1999
50. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2002.
51. Мотивационное интервьюирование лиц употребляющих инъекционные наркотики (пособие для социальных работников программ профилактики ВИЧ/СПИД). Методические рекомендации Киев, 2004.
52. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
53. Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 2007.
54. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М., 1988.
55. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов Учебное пособие, СПб: Речь, 2000. -392 с.
56. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982 . – 65 с.
57. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999
58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Академия, 2003.
59. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
60. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006)// Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
61. Основы социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
62. Официальный сайт государственной статистики РФ.
63. Павленко П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.—М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
64. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // История западной социологии. (Электронная версия)
65. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 246 – 254.
66. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. — М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.
67. Первин А. А., Джон О.П. Психология личности. – М.: Аспект–Пресса, 2000.
68. Подзорова Е. Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 182—192.
69. Подзорова Е. Л. К проблеме эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте // Молодые ученые — московскому образованию. Материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2007. С. 188—191.
70. Подзорова Е. Л. Становление индивидуальных смысловых образований у детей дошкольного возраста при выполнении заданий познавательного характера // Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. 23—24 ноября 2006 г.—М.: МГУ, 2006. С. 318—320.
71. Право и защита семьи государством [Текст] / Под ред. Е.Г. Азарова. - М.: Наука, 2012. - 184 с.
72. Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прохаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. Журнал "Вопросы психологии, № 2, 1994. с.113-122.
73. Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006.
74. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М., 2000.
75. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика . – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479с.
76. Российская Федерация. Указы. О мерах социальной поддержки детей [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 14.08.1996 г. № 942.- М.: Ось, 2011. – 46 с.
77. Россинский Ю.А. и др. Персонология больного наркоманией/ Семке В. Я., Мусабекова Ж.К.. – Павлодар, 2006.
78. Садовников Ф.В., Качимская А.Ю. Особенности целеполагания старшеклассников с различными вариантами жизненной перспективы
79. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
80. Семейный Кодекс РФ // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
81. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся–подростков.– СПб., 2002.
82. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
83. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2004. – 928 с.
84. Тард Г. Социальные законы // Зомбарт В. Социология – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 81 – 89.
85. Технология социальной работы [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»).
86. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1.
87. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
88. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983
89. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под редакцией И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 2001.
90. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Изд. 2-е. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
91. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
92. Шевцов М.Н. Новая методика для оценки способности к самоуправлению
93. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ, 1997. - 506 с.
94. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003.
95. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
96. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Изд-во «Летний сад», 2000. – 416 с.
97. Эриксон Э. Детство и общество.– СПб.: Питер, 1996.
98. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
99. Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельно¬стью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук / 13.00.08. М., 2009. – 47 с.
Вопрос-ответ:
Какие причины могут побуждать к употреблению ПАВ и развитию зависимости?
Причины употребления психоактивных веществ и развития зависимости могут быть разными и включать факторы психологического, социального и биологического характера. Некоторые из них включают побуждение к экспериментированию, стремление к эйфории, желание уйти от реальности, облегчить негативные эмоции, снять стресс или улучшить настроение.
Какие психологические особенности характерны для зависимых от ПАВ?
Зависимые от психоактивных веществ люди обычно проявляют различные психологические особенности. Они могут иметь низкую самооценку, подверженность тревожности и депрессии, недостаток социальных навыков, проблемы с регуляцией эмоций и низкую мотивацию к изменению своего состояния. Возможны также нарушения памяти, внимания и мышления.
Какие практические технологии могут быть использованы в работе с зависимыми от ПАВ?
В работе с зависимыми от психоактивных веществ людьми применяются различные психо-социальные технологии. Например, могут применяться методы мотивационного интервью, когнитивно-поведенческой терапии, психоэдукации и групповой терапии. Важную роль играют также методы социальной поддержки, включая работу с семьей и окружающими.
Какие мотивы могут побуждать человека к избавлению от зависимости от ПАВ?
Мотивы, побуждающие человека к избавлению от зависимости от психоактивных веществ, могут быть разнообразными. Некоторые люди могут испытывать негативные последствия употребления ПАВ, такие как физические проблемы или социальную изоляцию, и это становится основным мотивом для изменений. Другие люди могут стремиться к улучшению своего здоровья, отношений с окружающими или достижению личных целей. Важно учитывать индивидуальные особенности и мотивы каждого конкретного пациента.
Какие причины приводят к употреблению ПАВ и развитию зависимости?
Существует несколько причин, по которым люди начинают употреблять психоактивные вещества и, в конечном итоге, становятся зависимыми. Одной из основных причин является попытка справиться с негативными эмоциями или стрессом. Наркотики могут временно подавлять тревогу и депрессию, что привлекает зависимых к их употреблению. Другой причиной является желание испытывать эйфорию и удовольствие, которые могут доставлять наркотики. Также, социальное окружение и наличие в нем практик употребления психоактивных веществ может стать фактором, который побуждает к употреблению и впоследствии к зависимости.
Какие психологические особенности характерны для наркозависимых?
У наркозависимых людей часто наблюдаются ряд психологических особенностей. Они могут испытывать постоянную недовольство жизнью, чувство пустоты и беспомощности без наркотиков. Они также часто страдают от снижения самооценки и неуверенности в себе. У них может быть нарушена способность к адекватному восприятию реальности и принятию решений. Также, наркозависимые люди часто испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства.
Какие технологии применяются в психо-социальной работе с наркозависимыми?
В психо-социальной работе с наркозависимыми применяются различные технологии. Одна из них - это когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает людям изменить свое мышление и поведение, направленное на употребление наркотиков. Другая технология - это групповая терапия, где люди делятся своим опытом и получают поддержку от других участников. Также применяются психологические методики, направленные на развитие самосознания и самоконтроля.
Какие психологические особенности у наркозависимых?
Психологические особенности у наркозависимых включают стремление к употреблению психоактивных веществ, изменение настроения, проблемы в сфере самоконтроля и принятия решений, мышление и поведение, связанные с зависимостью от наркотиков.
Какие причины употребления наркотиков и развития зависимости?
Причинами употребления наркотиков и развития зависимости могут быть факторы, связанные с социальной средой, семьей, психологическим состоянием, стремлением к экспериментам, желанием побега от реальности или снятия психологического дискомфорта.