Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 24.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………… ..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ……………………………………………………………………………..6
1.1. Особенности дружеских взаимоотношений старших дошкольников …….……………………………….. 6
1.2. Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников 10
1.3. Педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде 12
Выводы по ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ………………………………………………………….………………..17
2.1. Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений старших дошкольников на констатирующем этапе исследования 17
2.2. Содержание и результаты формирующего этапа исследования 21
Выводы по ГЛАВЕ 2 36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………..………………………….40
- Ребята, работа будет проводиться в парах. Пожалуйста, аккуратно обращайтесь с деталями и помогайте друг другу.Внимательно слушают объяснение педагога, отвечают на его вопросы, рассаживаются по парам, выполняют задание, помогая друг другу, обсуждая свои действия.Формирование навыков ручного труда, развитие умений взаимодействовать, общаться со сверстниками с целью решения совместных задач.Заключительная часть. Рефлексивный этап.- Ребята, вы молодцы: какие красивые столики, стульчики и кроватки у вас получились! Всё это благодаря тому, что вы работали очень дружно и помогали друг другу. Скажите, вам понравилось работать вместе? Всё ли получилось у вас? Как вы помогли своему товарищу?Анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы педагога.Развитие способностей к анализу и рефлексивных умений.План-конспект труда в природе«Цветы для друга»Цель: развитие навыков сельскохозяйственного труда.Задачи:Формирование умений использовать специальное оборудование.Развитие навыков взаимодействия и конструктивных взаимоотношений.Осуществление экологического воспитания при беседе о жизни растений.Осуществление эстетического воспитания при рассказе о красоте природы.Оборудование: лопатки, лейки с водой.СодержаниеЭтап трудаДеятельность воспитателяДеятельность детей Развиваемые уменияВводная часть- ребята, сегодня чудесный день! Посмотрите, как красиво вокруг! Ой, какие красивые цветы (подходя к клумбе). Вам они нравятся?- Смотрите, кто это вместе с нами смотрит на цветы! (показывает на игрушки): это два друга-котёнка – Мурзик и Ириска. Мурзик привёл Ириску посмотреть, как красиво растут цветы. А чтобы они могли сохранить свою красоту, что нужно делать? Верно, заботиться о них. Этим мы с вами сейчас и займёмся.Настраиваются на предстоящую деятельность, слушают рассказ педагога и отвечают на его вопросы.Развитие сосредоточенности, коммуникативных навыков.Основная часть- Ребята, какой должна быть земля для цветов?(Ответы детей) Она должна быть рыхлой, чтобы они могли достать водичку. Для этого нужно взять лопатку и немножечко взрыхлить землю. Работать вы будете в парах, помогая друг другу.- Молодцы, ребята! Ну а чтобы цветочки не засохли, что мы с вами должны сделать (цветы детей). Конечно, их нужно полить из леечек. У каждой пары есть одна леечка. Сейчас вы вместе с вашим другом аккуратно польёте цветочки.- Очень хорошо! Теперь друзья-котята проведут здесь прекрасный день.Получают задания, осуществляют работу в парах, активно взаимодействуют и общаются.Развитие навыков взаимодействия, установление дружеских отношений, развитие готовности к труду и умений пользоваться инвентарём.Заключительная часть. Рефлексивный этап.- Ребята, скажите: чему вы научились сегодня? Вам было приятно работать вместе с вашим другом? ВЫ теперь будете такими же хорошими друзьями, как наши котятки?Рассуждают об итогах работы, отвечают на ответы педагога.Развитие способности к анализу и рефлексии. Формирование устойчивых конструктивных взаимоотношений.После проведения указанных видов коллективной трудовой деятельности нами вновь были проведены диагностические методики. При этом были получены следующие результаты (табл. 3).Табл.3. Выявление уровня дружеских взаимоотношений между детьми 5-6 лет в процессе труда после проведения формирующего эксперимента№п/пЧисло друзей, выбранных ребёнкомВыбор данного ребёнка в качестве друга (кол-во раз)142225354456510623732800957103311861233132214531520162117331843194220432175222223652411Полученные данные позволили распределить детей на уровни формирования дружеских взаимоотношений в труде (табл. 4).Табл.4. Распределение детей старшего дошкольного возраста на уровни формирования дружеских взаимоотношений после проведения формирующего эксперимента: ВУ – высокий уровень, СУ – средний уровень, НУ – низкий уровень№ п\пУровень формирования дружеских взаимоотношений1СУ2СУ3ВУ4ВУ5НУ6СУ7СУ8НУ9ВУ10СУ11ВУ12СУ13СУ14СУ15НУ16НУ17СУ18СУ19СУ20СУ21ВУ22СУ23ВУ24НУТаким образом, количество детей, имеющих высокий уровень дружеских взаимоотношений, составило 25,0%, число детей со средним уровнем дружеских взаимоотношений – 54,2%, с низким – 20,8% (рис.2).Рис. 2. Распределение детей по уровням формирования дружеских отношений в процессе трудаАнализ данных результатов также показал, что теперь в группе отмечен довольно высокий уровень установления дружеских отношений в процессе трудовой деятельности. Взаимность при выборе друзей составила 68,3%. Анализ методик, проведённых после коллективного труда, выявил высокий уровень взаимодействия среди детей. В общение были включены даже те дети, которые не были выбраны никем в качестве друзей. Атмосфера была дружелюбной. Отмечено, что после проведения коллективного труда взаимодействие среди дошкольников стало более тесным, близким и позитивным.Таким образом, совместная трудовая деятельность является эффективным средством для развития дружеских взаимоотношений среди детей, поэтому гипотеза данного исследования полностью подтвердилась.Выводы по ГЛАВЕ 2Во время проведения экспериментальной работы важно создать доброжелательную атмосферу, которая будет способствовать позитивному настрою детей.Для определения возможностей установления дружеских взаимоотношений между детьми 5-6 лет в процессе трудовой деятельности в природе целесообразно использовать методики в игровой форме, диагностирующие навыки взаимодействия детей, уровень развития их коммуникативных умений, а также позволяющие выявлять детей, имеющих проблемы в отношениях со сверстниками. Так, нами были использованы игры, позволяющие эффективно организовать взаимодействие в коллективе дошкольников. При разработке занятий, направленных на установление дружеских взаимоотношений между детьми в процессе труда в природе необходимо руководствоваться разработками педагогов дошкольного образования, доказавшими свою эффективность в практической работе. В результате проведённых методик установлено, что высоким уровнем развития дружеских взаимоотношений после проведения формирующего эксперимента обладают 25,0% детей, принявших участие в экспериментальной работе. 54,2% дошкольников обладают средним уровнем развития дружеских взаимоотношений, низким - 20,8% детей. Таким образом, организация трудовой деятельности является эффективным методом воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников.ЗаключениеВ современных условиях планирования и организации педагогического процесса в дошкольном образовании большое место уделяется анализу взаимоотношений между детьми дошкольного возраста. Педагоги и психологи считают, что именно в этом возрасте закладываются основы для дальнейшей социализации. К настоящему времени известно множество работ по психолого-педагогическим особенностям старших дошкольников, связанных с проявлением дружеских взаимоотношений. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 5-7 лет в процессе их трудовой деятельности и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения. В исследованиях педагогов имеется информация о том, что трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста может стать эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений. Однако для этого воспитатель должен создать ряд необходимых условий.Во-первых, нужно учитывать интересы и склонности детей при их взаимодействии. Если это условие соблюдено не будет, создать атмосферу, благоприятную для установления дружеских взаимоотношений, станет затруднительным.Во-вторых, критиковать действия детей нежелательно. Целесообразнее в этом случае организовать помощь ребёнку, который не справляется со своей работой, со стороны других детей.Также нужно стремиться организовывать коллективный труд в интересной для детей форме, что настроит ребят на позитивное общение.При выборе методик для определения уровня развития дружеских взаимоотношений необходимо учитывать их возможности для диагностики навыков взаимодействия детей, уровня развития их коммуникативных умений, а также позволяющих выявлять детей, имеющих проблемы в отношениях со сверстниками. В данном исследовании для отбора методик для проведения экспериментальной работы мы руководствовались Основной общеобразовательной программой детского сада - начальной школы (Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В., 2011) [19], а также Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2009) [4]. Нами были применены интересные для детей методики, которые оказались эффективными для определения их уровня развития дружеских взаимоотношений.Анализ результатов поведённых методик показал, что в целом в группе отмечен довольно высокий уровень установления дружеских отношений в процессе трудовой деятельности. Взаимность при выборе друзей составила 68,3%, что заметно выше, чем на начальном этапе исследования.В целом наше исследования показало, что трудовая деятельность старших дошкольников станет эффективной для развития дружеских взаимоотношений между ними, если воспитатель, проанализировав текущее состояние этих взаимоотношений, будет использовать соответствующие эффективные методики.Список использованных источниковПриказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»Андреев, В.И. Педагогика. Казань, 2017Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. СПб.: Питер, 2017Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. С. 247-253.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2015. 513 с.Виноградова, Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. М., 2013Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. М., 2013Гребенникова, О.А. Педагогические возможности творческой деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. №5 (88). - С.30-33Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М.: Итар-Тасс, 2015. 152 c.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. М.: Просвещение, 2012. 235 с.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер, 2009Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. 2016. №9. С.75- 80.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. М, 2015Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. 2016. №4. С. 181-183.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015Майер, А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие творческой активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2012. №4. С. 5-17.Михайловская, Е.Г. Активизация творческой деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. 2013. №9. С. 4547.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. М.: Наука, 201Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. 2018. №19. С. 411-413. URL https://moluch.ru/archive/205/50156/Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д : Феникс, 2016Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2015 Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М.: Школьная Пресса, 2012Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М.: Мозаика - Синтез, 2011Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2009. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. М.: Авторский Клуб, 2015Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений. М.: Издательский центр «Академия», 2010Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. М, 2011.
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2. Андреев, В.И. Педагогика. Казань, 2017
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. СПб.: Питер, 2017
4. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. С. 247-253.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2015. 513 с.
6. Виноградова, Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. М., 2013
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. М., 2013
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности творческой деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. №5 (88). - С. 30-33
10. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М.: Итар-Тасс, 2015. 152 c.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. М.: Просвещение, 2012. 235 с.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009
15. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. 2016. №9. С.75- 80.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. М, 2015
18. Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. 2016. №4. С. 181-183.
19. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001
20. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015
21. Майер, А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011
22. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие творческой активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2012. №4. С. 5-17.
23. Михайловская, Е.Г. Активизация творческой деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. 2013. №9. С. 45¬47.
24. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. М.: Наука, 201
25. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. 2018. №19. С. 411-413. URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
26. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д : Феникс, 2016
27. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2015
28. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М.: Школьная Пресса, 2012
29. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М.: Мозаика - Синтез, 2011
30. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.
31. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
32. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
33. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. М.: Авторский Клуб, 2015
34. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
35. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений. М.: Издательский центр «Академия», 2010
36. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.
37. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.
38. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. М, 2011.
Вопрос-ответ:
Какие особенности дружеских взаимоотношений старших дошкольников?
Особенности дружеских взаимоотношений старших дошкольников могут включать: формирование представления о самой дружбе; развитие способности к сотрудничеству; умение находить компромиссы; уважение и взаимопонимание; общение и обмен социальным опытом; поддержка и взаимопомощь.
Как труд может быть средством воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников?
Труд предоставляет детям возможность совместного выполнения задач, что способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации. Когда дети работают вместе, они могут лучше узнать друг друга, научиться доверять и уважать другие точки зрения. Труд также помогает старшим дошкольникам развивать ответственность и чувство принадлежности к группе.
Какие педагогические условия способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде?
Педагогические условия, которые способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде, включают: создание атмосферы доверия и уважения; организация совместных трудовых заданий; стимулирование взаимного уважения и поддержки; обучение навыкам коммуникации и сотрудничества; создание условий для развития самооценки и саморегуляции детей.
Какие особенности имеют дружеские взаимоотношения старших дошкольников?
Особенности дружеских взаимоотношений старших дошкольников включают в себя формирование эмоциональной связи, развитие навыков социального взаимодействия, создание взаимной поддержки и уважения, игровую активность и сотрудничество.
Как труд способствует воспитанию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников?
Труд является эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников, так как через совместное выполнение заданий и сотрудничество они учатся работать в команде и доверять друг другу, развивают навыки взаимопомощи и взаимопонимания.
Какие педагогические условия необходимы для воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде?
Для воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде необходимо создание доброжелательной и безопасной атмосферы, развитие навыков коллективной работы, поощрение сотрудничества и взаимопомощи, осознанное использование труда как средства формирования социальных навыков.
Какие преимущества имеет воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде?
Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде позволяет развивать их социальные и эмоциональные навыки, формировать у них понимание важности сотрудничества и взаимодействия, создавать атмосферу взаимопонимания и поддержки, а также развивать ответственность и самостоятельность.
Каким образом труд способствует формированию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников?
Труд позволяет старшим дошкольникам общаться и взаимодействовать друг с другом, решать задачи вместе, делиться ответственностью и достижениями, что способствует формированию дружеских взаимоотношений, развивает коммуникативные и социальные навыки, а также укрепляет смысловую связь между детьми.
Какие есть особенности дружеских взаимоотношений старших дошкольников?
Одной из особенностей дружеских взаимоотношений старших дошкольников является формирование первых настоящих дружеских связей. Дети начинают проявлять интерес к другим детям, их мнение становится важным, они учатся слушать друг друга и устанавливать контакт. Они также начинают проявлять заботу и эмпатию по отношению к другим детям, сопереживать им и помогать.